Э. А. Хапалажева
В статье определяется роль дополнительного образования в повышении качества школьного общего образования. Дается описание основных моделей дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, уточняется специфика их функционирования. Предлагаются современные методы укрепления статуса и дальнейшего развития форм и содержательных компонентов системы дополнительного образования.
Ключевые слова: школьное дополнительное образование, методы, организационные формы, мониторинг качества.
E.A. Khapalazheva
This article defines the role of education in improving the quality of school education. It describes the basic models of supplementary education in Educational Institution and specifies the nature of their operation. In the article there offered modern methods of strengthening and further development of forms and content components of the system of supplementary education.
Keywords: school supplementary education, methods, organizational forms, monitoring quality.
Г. А. Кузьменко
В статье рассмотрены основные пути обновления содержания профильной подготовки педагогов по физической культуре с учетом принятых образовательных стандартов.
Ключевые слова: содержание подготовки бакалавра, реализация Федерального государственного образовательного стандарта, концепция образовательной программы, учебный план, программа дисциплины.
G.A. Kuzmenko
The article describes the main ways of renovation of the contents of core professional training of PE teachers with the connection with basic educational standards.
Keywords: contents of bachelor training, Federal state educational standard implementation, the concept of educational program, subject curriculum.
В.Н. Шарапов
XXIв. - век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. Особое внимание к этому вопросу должно быть и со стороны подготовки специалистов для работы в этой новой информационной среде.
Ключевые слова: ИКТ, информационные технологии, младший школьник.
V. N. Sharapov
The XXI century is a century of high computer technology. The modern child lives in a world of electronic culture. That causes the changes in the role of teachers in information culture - he must be the focal point of information flow. Consequently, the teacher must possess modern techniques and new educational technologies to communicate with the child in the same language. Particular attention to this matter should be part of training to work in this new information environment.
Keywords: ICT, information technology, younger pupil.
А.Н. Рыжов
В статье проанализированы наиболее значимые проблемы в области педагогической терминологии, показаны причины их возникновения и современное состояние. Представлены основные направления исследований по актуальным проблемам педагогической терминологии и дана оценка результатов этих исследований. Предложены подходы к комплексному решению существующих проблем на основе реализации модели системы педагогических терминов.
Ключевые слова: научно-педагогическая теория, педагогическая терминология, современные проблемы терминологии, модель системы педагогических терминов.
A. N. Ryzhov
The most important problems in the field of pedagogical terminology are analyzed in the article. It shows the reasons of their origin, modern state. The main directions of the research on the up-to-date problems of pedagogical terminology and the assessment of the results of these studies are presented in the article. The approaches to complex problem solution of the existing problems on the basis of the realization of the system of pedagogical terms model are also developed.
Keywords: scientific-pedagogical theory, educational terminology, modern problems of terminology, the model of the system of pedagogical terms.
Л. В. Попова
В данной статье рассматривается проблема отбора научных текстов для обучения русскому языку в профильных физико-математических классах, излагаются основные принципы отбора текстов для работы в профильных физико-математических классах. Автор статьи подчеркивает необходимость включения в процесс обучения неадаптированных или минимально адаптированных текстов, принадлежащих известным ученым, лауреатам нобелевской премии по физике для того, чтобы повысить коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся.
Ключевые слова: профильное обучение, научный стиль, текст научного стиля, обучение русскому языку в профильных физико-математических классах.
L. V. Popova
In this article the problem of selection of scientific texts for training to Russian in profile physical and mathematical classes is considered, the basic principles of selection of texts for work in profile physical and mathematical classes are stated. The author of the article emphasizes the need of inclusion in the process of training of not adapted or minimum adapted texts belonging to known scientists, to Nobel prize winners on physics to increase communicative and linguistic competence of pupils.
Keywords: profile training, scientific style, the text of scientific style, training to Russian in profile physical and mathematical classes.
А. П. Кашкаров
Художественный текст воспринимается как средство формирования языковых навыков и умений, как компонент процесса успешного обучения. Рассматриваются этапы работы над домашним чтением и особенности организации занятий в семье; затрагиваются приемы перестановки художественного текста. Анализируется обобщенный опыт методики обучения иностранному языку через чтение.
Ключевые слова: дети, чтение, коммуникативные навыки, обучение, языковое общение.
A. P. Kashkarov
Fiction is seen as a means of formation of language skills, as a component of the process of successful training. The stages of working with home reading and peculiarities of organization of studying in the family are considered; the means of rearrangement of the text are mentioned. The generalized experience of a technique of foreign language teaching through reading is analyzed.
Keywords: children, reading, communicative skills, teaching, language dialogue.
О. Э. Подойницына
В статье рассмотрена функция стихов, которые введены в тексты прозаических произведений Карамзина. Основное внимание уделено книге «Письма русского путешественника». Также анализируется роль песен, которые включены в повесть «Афинская жизнь». Стихи и проза существуют и взаимодействуют в произведениях Н. М. Карамзина как две стихии: контрастируя, они дополняют друг друга в реализации единой художественной функции.
Ключевые слова: Карамзин, стихи, проза, функция, книга, статья.
O. E. Podoinitsyna
The article considers the role of poems, which were introduced in prose works by Karamzin. Special emphasis is given to the book “The letters of the Russian traveler". The article also examines the role of songs that are included in the novel “The Athenian life". Poetry and prose coexist and interact in the works of Nikolai Karamzin as two essences: being a contrast, they complement each other to implement the general artistic function.
Keywords: Karamzin, poems, prose, function, song, article.
Е. В. Севрюгина
Статья посвящена проблеме разграничения таких смежных языковых категорий, как присоединение и парцелляция. Автором статьи установлены принципиальные различия между данными явлениями синтаксиса, и полученные сведения могут быть учтены при составлении учебных пособий по языку для школьников и учащихся высших учебных заведений.
Ключевые слова: парцеллят, присоединенный компонент предложения, зона синкретизма, синхронная переходность.
E. V. Sevryugina
The article is devoted to the problem of distinguishing such related linguistic categories, as accession and parcellacia. The author of the article has stated the fundamental differences between these phenomena of syntax and the final results may be taken into while composing textbooks on languages for schoolchildren and university students.
Keywords: parcellat, attached component of a sentence, area of syncretism, synchronous transitivity.
С. И. Горбачевская
В статье на конкретных примерах показывается, как когнитивный анализ реалий, трансформированных прецедентных текстов и нестандартных ответов на рутинные формулы, которые у каждого народа имеют свое специфическое концептуальное осмысление, помогает переводчику осознать семантику каждой составляющей этих смысловых единиц и подобрать адекватный способ перевода.
Ключевые слова: когнитивный анализ, концепт, реалия, прецедентный текст, речевое клише.
S.I. Gorbachevskaja
The article illustrates with the use of concrete examples, how the cognitive analysis of words and phrases with national specificity, transformed precedential texts and non-standard answers for routine formals, which have their own apprehension in every nation, let a translator understand the semantics of each constituent of these semantic units and find an adequate way of translation.
Keywords: cognitive analysis, concept, words and phrases with national specificity, precedential text, routine formals.
А. А. Тирская
В статье описываются некоторые особенности современного британского юмористического дискурса (на материале телевизионного шоу). Автор рассматривает коммуникативные цели участников юмористического дискурса и коммуникативные стратегии, направленные на обеспечение их успешного взаимодействия. В центре внимания находятся такие факторы, как фоновые знания, эмоциональный настрой коммуникантов, их вовлеченность и активность.
Ключевые слова: юмористический дискурс, юмористическая телевикторина, участники дискурса, взаимодействие, коммуникативные стратегии.
A. A. Tirskaya
The article is devoted to the analysis of some communicative characteristics of the modern British humorous discourse. The author gives an overview of a number of communicative strategies used for successful interaction between the discourse participants. The strategies choice is determined by such factors as common background knowledge of the participants, their emotional intentions and involvement.
Keywords: humorous discourse, comedy panel quiz show, participants, intension, communicative strategies.
А. С. Рыбакова
Создание новых слов - это основная функция словообразования, и именно словообразование является одним из важнейших лингвистических механизмов, обеспечивающих лексический состав словаря. В данной статье рассматриваются наиболее продуктивные словообразовательные процессы в языке компьютерных технологий, такие как аффиксация и словосложение, аббревиация, сокращение (контаминация) и конверсия.
Ключевые слова: словообразование, аффиксация, словосложение, аббревиация, контаминация, конверсия, компьютерная терминология.
A. S. Rybakova
Creation of new words is the main function of word- formation. It is word-formation that turns out to be one of the most important linguistic mechanisms that enriches vocabulary. This article touches upon the most productive word-forming processes in the sphere of computer technologies, i.e. affixation, compounding, abbreviation, blending, and conversion.
Keywords:word-formation,affixation, compounding, abbreviation, blending, conversion, computer terminology.
Е. В. Пригодина
Целью статьи является исследование группы библейских фразеологических единиц семантического поля «работа, трудовая деятельность», как одной из самых многочисленных групп библейских фразеологизмов. Рассмотрение производится на основе фразеосемантической классификации библеизмов.
Ключевые слова: библеизм, фразеологизм, семантическая группа, фразеосемантическая классификация, работа, трудовая деятельность.
E. V. Prigodina
The aim of the article is the study of biblical phraseological units with the semantics of “work, labour activity", as one of the most numerous biblical groups of phraseological units. The study is conducted using phraseosemantic classification.
Keywords: biblical phrase, phraseological unit, semantic group, phraseosemantic group, work, labour activity.
З. Н. Никитенко
В статье описываются функции методической системы развивающего иноязычного образования в начальной школе, рассматривается их влияние на развитие младшего школьника.
Ключевые слова: иноязычное образование в начальной школе, методическая система развивающего иноязычного образования, функции системы, потребности младшего школьника.
Z. N. Nikitenko
The article describes the functions of the Foreign Language Education developing system in the Primary School and focuses on their importance for the young learner’s development.
Keywords: Primary Foreign Language Education, Foreign Language Education Developing System, functions of the system, the needs of the young learner.
Д. Д. Дмитриева
Статья посвящена проблеме формирования индивидуальной образовательной траектории иностранных студентов. Автор раскрывает аксиологические основы этого процесса и рассматривает специфику формирования ценностей у будущих врачей посредством изучения художественных произведений.
Ключевые слова: аксиологический подход, индивидуальная образовательная траектория, ценностные ориентации.
D.D. Dmitriyeva
The article is devoted to the problem of individual educational trajectory formation of foreign students. The author touches upon axiological basics of this process and reveals the specification of future doctors' values formation by means of literature learning.
Keywords: axiological approach, individual educational trajectory, value orientations.
Сун Лэй
Статья посвящена исследованию дебатов. Дебаты рассматриваются в качестве обучающей и воспитательной технологии, подходящей для преподавателей любых специальностей. Характеризуются различные форматы дебатов и их особенности. Объясняется, как подготовить студентов к дебатам и как оценивать выступающих.
Ключевые слова: дебаты, форматы дебатов, учебные технологии.
Song Lei
The article deals with the debate. The debates are considered as learning and educational technology suitable for teachers of all specialties. The variety of formats of debates and their features are characterized in the article. It explains how to prepare students for the debate and how to evaluate the speakers.
Keywords: debate, debate formats, educational technology.
Д. А. Власов, А. В. Синчуков
В статье обоснована необходимость развития и представлена стратегия развития математической подготовки бакалавров на уровне методической системы, выявлены актуальные направления, условия, ориентиры усиления прикладной профессиональной направленности обучения математике в вузе, а также представлены полученные авторами практические результаты развития методической системы математической подготовки бакалавров.
D. A. Vlasov,A. V. Sinchukov
In this article the necessity of the development and a strategy of the development of mathematics training of bachelors on the level of a methodical system are presented, the actual directions, conditions, guidelines to strengthen the application of professional orientation of teaching mathematics at the university are identified as well as the authors’ practical results of the methodical system of mathematics bachelors are given.
Ключевыеслова: методическаясистема, приклад- Keyword: methodical system, applied mathematics, наяматематика, математическаяподготовка, mathematical training, undergraduate. бакалавриат.
Е.А. Михайлов, С.Б. Рыжиков
В статье предложены методы популярного изложения наиболее интересных явлений теории гравитации для старшеклассников, основанные на опыте преподавания в Вечерней физической школе МГУ им. М. В. Ломоносова. В процессе изучения курса школьники могут проводить проектноисследовательские работы. Данный материал может быть изложен на факультативных занятиях в школах с углубленным изучением математики и физики, в кружках по физике, астрономии или в летних школах.
Ключевые слова: теория гравитации, одаренные школьники, проектно-исследовательские работы.
E.A. Mikhailov, S.B. Ryzhikov
The article depicts the methods for popular exposition of the most interesting phenomena of the theory of gravity for high school students that are based on the experience of teaching in the Evening physical school at Moscow State University of M.V. Lomonosov. During the course, students can do researches. This material can be discussed at elective classes in schools with the in-depth study of mathematics and physics, in the circles in physics, astronomy, or in summer school.
Keywords: theory of gravity, gifted students, research work.
К. В. Гоголданова Д. Я. Тамарчак
Изложена методика исследования аналоговых и цифровых устройств с помощью современного лабораторного оборудования при подготовке бакалавров педагогического образования по специальности «Технология и информатика». Эксперименты проводятся на лабораторном комплексе NIELVIS.
Ключевые слова: модель, имитационное и натурное моделирование, лабораторное оборудование.
K.V. Gogoldanova, D.Ya. Tamarchak
In this article the methods of research of analog and digital devices with the help of modern laboratory equipment are expounded. The experiments are carried out on laboratory complex NI ELVIS.
Keywords: model, simulated and real modulation, laboratory equipment.
О. А. Щетинина
Астросинергетика является современной парадигмой рождения и эволюции Вселенной. Астросинергетика объясняет эволюцию Вселенной в аспекте ее самоорганизации. Исследуется связь принципов единства мира и развития мира.
Ключевые слова: астросинергетика, самоорганизация, эволюция Вселенной, философия.
O. A. Shchetinina
Astrosynergetics is an up-to-date paradigm of the birth and the evolution of the Universe. Astrosynergetics explains the evolution of the Universe through its selforganization. Connection of the principles of world’s unity and world’s development is researched.
Keywords: astrosynergetics, self-organization, Universe evolution, philosophy.
М. В. Шепелев
В статье представлены теоретические основы и описание методик проведения практических работ по некоторым разделам пропедевтического курса химии в 5—6-х классах с использованием оборудования цифровой лаборатории.
Ключевые слова: цифровая лаборатория, пропедевтический курс химии, детская одаренность.
M. V. Shepelev
The article presents the theoretical framework and a description of the methods of practical works on some sections of introductory chemistry course in 5-6 forms with the use of digital laboratory’s equipment.
Keywords: digital laboratory, gifted children, introductory chemistry course.
Л.И. Дранишникова, И.Г. Епифанова, М.Н. Плотникова
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования направлено на реализацию развивающего потенциала ФГОС. Предлагаемые методические материалы возможно использовать на уроках химии, математики и русского языка для достижения этой цели.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия, задачи межпредметного содержания.
L.I. Dranishnikova, I.G. Epifanova, M.N. Plotnikova
Forming of multi-sided educational actions for high school pupils is based on FSES evolutionary potential idea. There are some methodical materials which can be used on Chemistry, Mathematics and Russian language lessons.
Keywords: Federal state educational standards, multisided educational actions, inter-objective content tasks.
И.В. Галкин
В статье рассмотрена методика использования историко-химического эксперимента (ИХЭ) в процессе обучения. Рассмотрены причины выбора ИХЭ как средства формирования познавательной деятельности учащихся при изучении химии, этапы формирования самостоятельности учащихся при использовании ИХЭ. Описаны методические подходы к использованию ИХЭ с целью формирования познавательных интереса и активности, представленные в образовательно-методическом компоненте модели.
I.V. Galkin
In the article the technique of the usage of historical and chemical experiment (НСЕ) in the course of training is considered. The reasons of the choice of НСЕas a means of formation of an informative activity of pupils when studying chemistry are studied. Stages of formation of independence of pupils when using НСЕare stated. Methodical approaches to НСЕusage for the purpose of formation of an informative interest and activity, the models presented in an educational and methodical component are described.
Ключевые слова: историко-химический эксперимент; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии; решение задач обучения, воспитания и развития.
Keywords: historical and chemical experiment; activi- zation of an informative activity of pupils at chemistry lessons; the solution of problems of training, education and development.
И. А. Третьякова
На основе принципа системности и категории «сопряжение» разработана модель, логически синтезирующая философские, естественнонаучные и общебиологические подходы. Данная модель может исполнять роль матрицы и способна определить общую стратегию изучения всех биологических систем - от клетки до биосферы. При этом и сама модель выполняет методологическую функцию, отражая в определенной степени целостность организации, функционирования биологической формы движения материи, и ее эволюцию.
Ключевые слова: методология, диалектика, система, эволюция, «часть-целое», взаимодействие, сопряжение, моделирование, обучение.
I.A. Tretjakova
On the basis of the principle of systematization and category “joining” a model was developed, which logically synthesizes philosophical, natural-science and general biological approaches. This model can fulfill the role of matrix and is capable of determining general strategy of the study of all biological systems - from the cell, to the biosphere. In this case the model itself fulfills methodological function, reflecting in the certain degree the integrity of organization, functioning and evolution of the biological form of motion of matter.
Keywords:methodology, dialectics, system, evolution, “part - whole”, interaction, joining, simulation, instruction.
Л.П. Габышева
В статье изложен опыт научно-исследовательской работы в условиях сельской школы. Описывается положительный результат организации научных исследований школьников.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа, экология, научно-практическая конференция.
L.P. Gabysheva
In article experience of research work in the conditions of rural school is stated. Is described the positive result of the organization of scientific researches of school students.
Keywords: research work, ecology, scientific and practical conference.
А. А. Голуб
В статье проводится анализ состояния проблемы формирования методического мышления студентов на основе рисунка. Рассматривается взаимосвязь педагогического рисунка и тематического рисования в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова: педагогический рисунок, методическое мышление, школьный рисунок, мотивация, педагогические условия, самостоятельная работа.
A. A. Golub
The article analyzes the problem of formimg the methodical thinking of students on the basis of drawing. The interrelation of pedagogical drawing and thematic drawing in secondary comprehensive school is also studied.
Keywords: pedagogical drawing, methodical thinking, school art, motivation, pedagogical condition, selfeducation.
Е. О. Соколова
Автор рассматривает организацию восприятия детей в изобразительной деятельности как одну из важных задач учебно-воспитательной работы в художественных учебных заведениях. Речь идет о том, чтобы направить внимание школьников на художественное восприятие окружающей действительности и развить у учащихся знания, умения и навыки художественно передавать ее в своих работах. Определены основные положения организации художественного восприятия учащихся в учебных заведениях с художественной направленностью.
Ключевые слова: восприятие, рисунок, художественное образование, окружающая действительность, наблюдение, познание, анализ, синтез.
Е.О. Sokolova
The author considers organization of children’s perception of their arts activities as one of the major tasks of teaching and educational work in art schools. The main idea of this article is to draw children’s attention to the artistic perception of the environment and to develop their knowledge and skills in order to communicate their ideas by means of their artistic works. The major statements of organization of artistic perception of art students have been defined.
Keywords: perception, drawing, art education, reality, observation, cognition, analysis, synthesis.
Н.В. Блохина
В статье рассказывается о программе, разработанной для учащихся школ искусств 4-5-х классов. Основная задача - освоение цвета, использование его возможностей в живописи. Затрагиваются вопросы более глубокого изучения цветоведения, декоративной живописи, теории живописи, композиции, которые позволит учащимся школ искусств развить творческие способностей и художественный вкус.
Ключевые слова: колористическое видение, восприятие, мышление, художественный образ, декоративная живопись.
N.V. Blokhina
This article highlights a program designed for the 4th- 5th grade students in Art School. The main task of mastering the color is its usage in painting. The article raises questions about in-depth learning of chromatol- ogy, decorative painting, art theory, composition, which altogether enables students to obtain high-level skills and to develop artistic taste.
Keywords: coloristic vision, perception, thinking, artistic image, still-life, sketch.
Л. Х. Гасанова
В статье подчеркивается актуальность и необходимость изучения проблем инновационного образования. Последнее обусловлено современными особенностями социокультуры, глобализацией, функционированием этнокультуры. Отмечается, что методы культурологического знания, внедренные в современное музыкальное образование, оказались бы импульсом креативных решений сложных проблем.
Ключевые слова: инновация, музыкальная педагогика, гуманитарное образование, культурология, глобализация.
L.Kh. Gasanova
This article highlights the importance and relevance of considering problems of innovative education. This is justified because of modern features of social culture, globalization and ethnocultural functioning. It is emphasized in the article that method of cultural knowledge embedded in modern music education may become an impulse for creative solutions of difficult problems.
Keywords: innovation, music pedagogics, humanitarian education, cultural knowledge, globalization.
Е.А. Черняков
Опираясь на основные положения методики преподавания игры на саксофоне ведущих российских и зарубежных саксофонистов, а также концепции здоровьесбережения, автор рекомендует ряд методических приемов и подготовительных упражнений, способствующих пониманию и запоминанию ощущения работы мышц при постановке амбушюра, выработке осанки, исполнительского дыхания, опоры звука и извлечения звука у начинающих учеников (младший школьный возраст).
Ключевые слова: выработка навыков, саксофон, извлечение звука.
V. A. Chernyakov
Having based the research on the methodology of teaching the basic provisions of the saxophone playing by leading Russian and foreign saxophone players, and on the concept of preserving and strengthening public health, the author recommends a series of techniques and training exercises to promote understanding and remembering sensations of the muscles in the production of ear cushions, to develop posture performing breathing, to support sound and extract sound for novice students (primary school age).
Keywords: development of skills, saxophone, sound extraction.
Е.В. Маргатова
Статья посвящена проблеме формирования исполнительской культуры эстрадных певцов в процессе обучения в эстрадной студии. Раскрываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на учащихся. Данная проблема рассматривается с позиций: философии, педагогики, психологии и методики.
Ключевые слова: исполнительская культура, эстрадное пение, профессиональная деятельность, высокохудожественный репертуар, компетенция эстрадных певцов, качественные характеристики, учебный процесс, художественный вкус, вокальная школа.
E.V. Margatova
The article describes different aspects of performance and cultural development of students who are in the beginning of their singing career. The author reviews psychological and pedagogical methods that she used in her practice with students, pointing out which of them appeared the most efficient. The article reveals philosophical, pedagogical, psychological and methodological sides in reaching the assigned goal.
Ключевыеслова: performing culture, variety singing, professional activity, highly artistic repertoire, competence of crooners, qualitative characteristics, educational process, art taste, vocal school.
Л.А. Безбородова, М.Б. Пустовойтова
В статье рассматриваются вопросы становления и развития музыкально-ритмического воспитания дошкольников и младших школьников, значение и педагогические возможности ритмики с элементами хореографии, раскрываются этапы такой работы с детьми в условиях общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: музыка, ритмика, хореография, дошкольники, младшие школьники, общеобразовательные учреждения.
L.A. Bezborodova, M.B. Pystovoytova
This article deals with the problems of formation and development of musical and rhythmic education of preschool and primary schoolchildren, it stresses great importance and pedagogical possibilities of rhythmics combined with certain choreography elements and reveals the stages of this work with children in the context of comprehensive schools.
Keywords: music, rhythmics, choreography, preschool children, primary schoolchildren, comprehensive schools.
Д.В. Качалов,С.О. Истомин
В статье отмечается, что эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к спортивной деятельности осуществляется посредством процесса, включающего целевой, содержательный, процессуальный компоненты на основе системного и личностно-деятельностного подходов.
Ключевые слова: приобщение детей к спортивной деятельности.
D.V. Kachalov, S.O. Istomin
The article defines that an effective way to draw senior children under school age into sports activity is conducted through the process including such components as aim, content, process based on the systematical and self-active approach.
Keywords: drawing children into sports activity.
A.В. Качалова, B.Р. Каримов
Рассматриваются основные направления формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, описываются функции и содержание индивидуальной траектории формирования двигательной самостоятельности дошкольников.
Ключевые слова:двигательнаясамостоятельность, индивидуальная траектория формирования двигательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
A.V. Kachalova,V.R. Karimov
The article deals with the main directions in the formation of the senior pre-school age children’s motion activity independence. The functions and the content of the individual route of the formation of the senior pre-school age children’s motion activity independence are considered.
Keywords: the motion activity independence, the individual route of the formation of the senior pre-school age children’s motion activity independence.
М. А. Марьенко
В статье приводятся результаты, полученные авторами с использованием методов теоретического анализа и обобщения литературы, многолетнего собственного опыта работы тренером, опроса тренеров по теннису Российской Федерации и других стран, а также материалы по исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у юных теннисистов.
Ключевые слова: воспитательныйпотенциал, культурно-досуговая деятельность, творческое мышление и методы его развития, теннис.
M.A. Maryenko
In this article the authors present the results obtained with the use of methods of theoretical analysis and synthesis of the literature, many years of coach experience, opinion poll of tennis coaches of the Russian Federation and other countries. As well as educational materials researching the potential of cultural and leisure activities in the development of creative thinking in young tennis players.
Keywords: educational potential, cultural and leisure activities, creative thinking and methods of its development, tennis.
Л.П. Морозова
В статье приводятся данные об истории развития эстетической гимнастики в России и за рубежом, информация о выступлении российских команд в соревнованиях различного уровня, а также перспективные направления развития этого вида спорта.
Ключевые слова: эстетическая гимнастика, Международная федерация эстетической групповой гимнастики (IFAGG), Всероссийская федерация эстетической гимнастики (ВФЭГ), Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Европы среди вузов.
L.P. Morozova
This article presents the history of aesthetic gymnastics in Russia and abroad, information about the achievements of Russian teams in competitions at various levels, as well as perspective directions of development of this sport.
Keywords: aesthetic gymnastics, International Federation of Aesthetic Group Gymnastics (IFAGG), Russian Federation of Aesthetic Gymnastics, World Championship, World Cup, EUSA Cup.
В.Н. Агафошкин
В статье приводятся данные о процессе формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности у учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды учреждений разного уровня образования, от дошкольного до высшего профессионального.
Ключевые слова: социально-культурная среда образовательного учреждения, ценностные ориентации.
V.N. Agаfoshkin
This article presents the data concerning the formation process of students’ value systems focused on health- improving in terms of socio-cultural environment of institutions of different levels starting from preschool education and up to higher professional one.
Keywords: socio-cultural environment of educational institutions, value systems.
Н.А. Поляничко, С.В. Колтан
В статье приводятся данные, полученные в ходе теоретического анализа и обобщения современной психологопедагогической литературы, посвященной организации культурно-досуговой деятельности со взрослым работающим населением России и зарубежных стран.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, малоподвижный образ жизни.
N.A. Polyanichko, S.V. Koltan
This article presents data obtained during the theoretical analysis and synthesis of contemporary psychological and educational literature on the organization of cultural and leisure activities with an adult working population of Russia and foreign countries.
Keywords: cultural and leisure activities, a sedentary lifestyle.
Н.В. Гасанов, В.Г. Козынченко, В.В. Малахов
В статье приводятся данные о педагогической позиции и методике ее диагностики у тренеров, а также результаты исследования педагогической позиции тренеров по различным видам спорта городов Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и др.
Ключевые слова: педагогическая позиция, культурно-досуговая деятельность, воспитание юных спортсменов.
N.V. Gasanov, V.G. Kozynchenko, V.V. Malakhov
This article presents the data concerning pedagogical positions, the method of their diagnosis for coaches and the results of the research of the pedagogical position of coaches in various sports in Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg and other cities.
Keywords: pedagogical position, cultural and leisure activities, education of young athletes.
Е.Ю. Бекасова, О.Р. Бусарова
Проведено исследование влияния длительного изучения иностранного языка на личность обучающегося. В исследовании приняли участие 399 студентов факультета иностранных языков педагогического университета, для которых родным языком является русский. Установлено, что группы будущих специалистов по немецкому, французскому и испанскому языкам достоверно различаются по ряду факторов личностного опросника 16 ЛФ. Все эти факторы имеют преимущественно культурную детерминацию.
Ключевые слова: личностные черты, билингвизм, изучение иностранного языка.
E.Yu. Bekasova,O.R. Busarova
The survey concerning the influence of the longtime learning of a foreign language on the personality was carried out. About 399 students of the faculty of foreign languages of Moscow State Pedagogical University who speak Russian as their native language took part in this research. It is discovered that groups of future specialists in the German, French and Spanish languages differ in a range of personal factors chosen out of 16 PF questionnaire. All these factors are determined predominantly in a cultural way.
Keywords:personalcharacteristics, bilingualism, learning of a foreign language.
А.О. Бухаров
Представленная статья посвящена изучению педагогических возможностей нарративной игры, применение которой позволяет более эффективно формировать умение отстаивать собственную точку зрения, анализировать правовые ситуации, привлекая личный и социальный опыт учащихся путем перемещения их знаний в насыщенные контексты личностных переживаний, что способствует формированию их правового сознания. Подчеркивается, что правосознание интенсивнее формируется, когда школьники активно участвуют в условных правоотношениях.
Ключевые слова: нарративная игра, правовое сознание, младшие школьники.
A.O. Bukharov
The article is devoted to the study of the pedagogical options of the narrative game which allows to form the ability to defend one’s own point of view more effectively, to analyze law situations appealing to individual and social experience of junior schoolchildren by placing their knowledge in personal experience contexts for the promotion of the development of their law consciousness. It is highlighted that the sense of justice is formed more intensively when schoolchildren are involved in the imagined law relations.
Keywords: narrative game, law consciousness, junior schoolchildren.
Н.В. Залесова
В данной статье рассматривается важный вопрос процесса обучения - формирование научных понятий. Описывается модель формирования научных понятий на основе использования эвристических методов и приемов, раскрываются ее компоненты.
Ключевые слова: научное понятие, модель формирования научных понятий, эвристические методы и приемы.
N.V. Zalesova
An important problem of the process of education - the formation of the scientific notions - is considered in the present article. The pattern of forming the scientific notions on the basis of usage of heuristic methods and ways is described in this article, and its components are revealed.
Keywords: Scientific notion, model of forming of the scientific notions, heuristics methods and ways.
А. Д. Зыкова
Статья посвящена вопросам целенаправленного формирования навыков самокоррекции учащихся, его особенностей и необходимости применения в сфере новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Представлены этапы и уровни сформирован- ности алгоритма самокоррекции.
Ключевые слова: самокоррекция, коррекция действий, формирование умения, механизм самокор- рекции, основное общее образование.
A. D. Zykova
The article describes the essence of self-correction skills formation, its peculiarities and necessity of its application in the sphere of Federal state educational standard of basic General education. Steps and levels of formation of self-correction are presented.
Keywords: self-correction, operational correction, skill forming, self-correction mechanism, basic General education.
Л. В. Тарабакина
В статье предложено концептуальное обоснование происхождения и функционирования зрелой модели эмоциональной саморегуляции человека. Эмоции подростка рассматриваются не как случайность и не как источник искажений внешнего мира, а как жизненная способность личности, помогающая оценивать свое место и понимать свои задачи в мире. Обсуждаются условия эмоциональной безопасности и эмоционального развития подростка в учебновоспитательном процессе.
Ключевые слова: эмоциональная саморегуляция, эмоциональная безопасность среды, эмоциональное воспитание.
L.V. Tarabakina
The article provides a conceptual substantiation of the genesis and functioning of a mature model of emotional self-direction. Emotions of a teenager are considered neither as a chance nor as a source of external world distortion, but as a vital capacity of every person, which helps to evaluate a person’s place in the world and his or her challenges. The author discusses conditions of emotional safety and emotional development of teenagers in the educational process.
Keywords: emotional self-direction, emotional safety, emotional education.
Г. И. Веденеева
Анализируются результаты исследования динамики перехода от эгоцентризма к децентрации у школьников различных возрастных категорий. Отслеживаются представления детей и подростков о характере восприятия их взрослыми в рамках взаимодействия «“Я” и другой». На основе полученных результатов выявлены типы зеркального «Я» в динамике их развития. Исследование приобретает прикладной характер в воспитательной работе по формированию у школьников умения ставить себя на место других, принимать их точку зрения, сопереживать.
Ключевые слова: духовно-нравственая культура, эмпатия, зеркальное «Я», децентрация.
G. I. Vedeneeva
In the article the results of studying the dynamics of the transition from egocentrism to decentration in schoolchildren of different ages are analyzed. Views of children and adolescents on the nature of their perception by adults in the interaction between „Self and other” are tracked. On the basis of the results types of mirror Self in the dynamics of their development are revealed. The study takes an applied nature in the sphere of educational work to build up skills in pupils, to put oneself in the shoes of others, to take somebody else’s point of view, to empathize.
Keywords: spiritual and moral culture, empathy, mirror Self, decentration.
Н. М. Николаева
В статье представлены основные инновационнопедагогические технологии для формирования корпоративной культуры в поликультурной среде школы.
Ключевые слова: корпоративная культура, средняя школа, инновационные технологии.
N.M. Nikolaeva
The article presents the main innovation and educational technology for the formation of corporate culture in a multicultural environment of the school.
Keywords: corporate culture, high school, and innovative technology.
В.В. Линьков
В статье решается задача систематизации представлений о моральных недостатках, их происхождении и формах детерминации. Выделены внешние и внутренние причины нарушений нравственного развития, выявлена возможность сочетания этих причин. Определены особенности влияния деформации убеждений и отношения к ним на возникновение разных видов моральных недостатков.
Ключевые слова: моральный недостаток, дизон- тогенез, детерминация, нравственное развитие, воспитание.
V. V. Linkov
The aim of the article is to systematize ideas about moral shortcomings, their origins and forms of determination. Identification of internal and external causes of moral development disorder and the possibility of composition of these causes. The distortion of beliefs and attitudes has a substantial influence on the occurrence of different types of moral shortcomings.
Keywords: moral shortcoming, dysontogenesis, determination, moral development, moral education.
Г. В. Власюк
В статье в аспекте ресурсного подхода анализируется потенциал социальной организации как деятеля поля, взаимозависимость ее ролей как агента поля и поля подструктур, рассматриваются параметры внешней и внутренней автономии, аспекты доминирования.
Ключевые слова: социальная организация, ресурсы, внутренняя автономия, внешняя автономия, доминирование, сетевые ресурсы, доверие.
G.V. Vlasyuk
In the article the potential of the social organization as the actor of the field is examined in the view of the resource approach, the interdependence of its roles as an agent of fields or substructures fields is considered, parameters of the external and internal autonomy aspects of domination are stated.
Keywords: social organization, resources, internal autonomy, external autonomy, dominance, network resources, trust.
Л.А. Баранчеева
В статье рассматривается история цивилизации сквозь призму взаимоотношений человека и металлов.
Ключевые слова: металл, обработка, цивилизация.
L.A. Barancheeva
In the article the history of civilization is viewed through the prism of mutual relations of the person and metals.
Keywords: metal, processing, civilization.
М.В. Короткова
Статья посвящена солдатскому и офицерскому быту эпохи Отечественной войны 1812 г. Автор рассматривает особенности военной кухни, средств передвижения, форменной одежды различных родов войск. Особое внимание уделено в статье традициям, обычаям и нравам армейской жизни периода Наполеоновских войн.
Ключевые слова: Отечественная война 1812 г., солдатская еда, офицерский рацион, средства передвижения, форменная одежда, досуг, традиции, нравы и обычаи армейской жизни.
M.V. Korotkova
The article devoted soldier and officer mode of life of the Patriotic War 1812 period. The author tells about food, means of communication, uniform of Russian army, traditions and customs of army life of the Napoleon wars period.
Keywords: Patriotic War 1812, soldier food, officer meals, means of communication, uniform of Russian army, leisure, traditions and customs of army life.
М. Ю. Хохлова
В статье представлено исследование основных психологических типов воспитанниц женских учебных заведений закрытого типа, сложившихся в первой половине XIX в. Особый мир Институтов благородных девиц благодаря специфической воспитательной системе формировал определенные устойчивые личностные типажи, связывал воспитанниц отношениями, которые помогали им социализироваться и взрослеть.
Ключевые слова: женское образование, психологические типы, система воспитания, взаимоотношения.
M. Yu. Khokhlova
The article presents the research of the main psychological types of the students of girls’ exclusive boarding schools which were formed in the first half of the XIX century. A unique world of girls’ boarding schools, owing to their specific educational system, formed some definite stable personality types, bound the students with the relations which helped them to socialize and mature.
Keywords: women’s education, psychological types, the system of education, relationships.
Т.А. Федина
Статья посвящена системе образования в России во времена правления Николая Iв представлении посла Франции в России (1835-1841 гг.) Проспера де Баранта. Барант посетил несколько образовательных учреждений разного уровня и попытался отразить в своих «Заметках о России» недостатки и достоинства системы образования того времени, а также оценить качество российского образования.
Ключевые слова: посол Франции в России Проспер де Барант, система образования, император Нико лай I, «Заметки о России».
T.A. Fedina
The article is devoted to the educational system in Russia during the reign of Nikolay I in the representation of Prosper de Barante, who was the ambassador of France to Russia from 1835 to 1841. Barante visited some educational institutions of various levels and tried to reflect in his «Notes about Russia» advantages and disadvantages of the educational system of that time and also to evaluate the quality of the education.
Keywords: Prosper de Barante, educational system, Nicolay I, «Notes about Russia».
С.И. Скороходова
В статье на основе обширного архивного материала раскрывается сущность полемики между Самариным и русскими иезуитами. Автор раскрывает понятия «униатство» и «иезуитизм» на основе анализа писем Самарина и его фундаментального труда - «Иезуиты и их отношение к России». Указывается новый источник этой работы - труды Рене-Франсуа Гетте, обосновывается, что Самарин и Гетте сотрудничали. Автор приходит к выводу, что своеобразие позиции философа заключается в том, что его критика «униатства» и «иезуитизма» включалась в историософский контекст его взглядов.
Ключевые слова: Самарин, Гагарин, Мартынов, Гетте, униатство, иезуитизм, «версальские иезуиты», латинство, Папа, Римский первосвященник, окатоличивание, грех, творчество, историософский, Церковь.
S.I. Skorokhodova
The article, based on a wide range of archive materials, describes the nature of the dispute between Sama- rin and the Russian Jesuits. Pursuant to the analysis of Samarin’s letters and his fundamental work „The Jesuits and their Attitude to Russia” the author discusses the concepts of the „Uniatism” and „Jesuitism”. The article refers to a new source of this work of Sama- rin’s: the works of R. F. Guettee. The author provides evidence that Samarin and Guettee did cooperate. The author also concludes that the peculiarity of the philosopher’s position is that his criticism of the „Uniatism” and „Jesuitism” was included into the historiosophical context of his views.
Keywords: Samarin, Gagarin, Martynov, Guettee, Uniatism, Jesuitism, „Versailles Jesuits”, Latinism, Pope, Roman Pontiff, catholicising, sin, creativity, his- toriosophical, Church.
К.А. Игнатов
Статья посвящена особенностям организации пунктов общественного питания в г. Москве в период с 22 июня 1941 - март 1942 гг. Проведенное исследование позволило выявить, что роль общественного питания в снабжении городского населения в годы войны значительно повысилась. Система общественного питания позволяла эффективнее использовать механизм распределения продуктов в соответствии с трудовым вкладом каждого работника, обеспечивалось более экономное использование продовольствия, выделенного по карточкам, улучшение питания стало возможным за счет привлечения дополнительных продовольственных ресурсов.
Ключевые слова: общественное питание, Моссовет, продовольственное нормирование, отдел рабочего снабжения, спекуляция, дифференцирование норм, дефицит, пайки, продовольственная проблема.
K.A. Ignatov
The article is devoted to the organization peculiarities of catering in Moscow in the period from June 22 1941 till March 1942. According to the conducted study the catering function in supply of population in the war years has been up considerably. Due to the catering system goods were distributed in accordance with labor of every employee or worker. Food-card system was used more effectively, the food was improved due to the extra food resources.
Keywords: catering, Moscow Union, food rate setting, supply department, speculation, derivation, deficit, ration, food problem.
Е.Г. Кривошеева
В статье рассматривается участие российской послереволюционной эмиграции в создании Комитета Освобождения Народов России (КОНР). Также исследуется переписка российских послереволюционных эмигрантов (офицеров, казаков) о вступлении в различные военные формирования для участия в войне против СССР на стороне фашистской Германии.
Ключевые слова: Вторая мировая война, эмиграция, офицеры, казаки.
E.G. Krivosheyeva
This article is about participation of the Russian post revolution immigration in creation of the Committee of Liberty of Russian People. It is also about correspondence of the Russian post revolution immigrants (officers, cossaks) about their entering to different war groups for the participation in the war against the USSR at the side of fascists Germany.
Keywords: the Second World War, immigration, officers, cossaks.
А.А. Цыганова
В статье рассматриваются основные подходы отечественной историографии XX-XXIвв. к творчеству американского ученого и историка Ф. Дж. Тернера. Обозначив «границу» ключевым фактором развития американской истории, Тернер предложил свою трактовку американской исключительности, заключающейся в наличии обширного фонда свободных земель и необходимости их постоянного освоения. Влияние и роль колонизации на развитие государства и капитализма в целом вызвало широкий отклик в советской историографии, которая с позиций марксизма опровергла теоретический подход Тернера. Современная историография, широко применяя сравнительно-исторический метод в научных исследованиях, рассматривает концепцию «границы» в качестве общенаучного понятия и объясняющей модели для других стран со схожим колонизационным опытом, в том числе и для России.
Ключевые слова: Тернер, граница, фронтир, свободные земли, колонизация, прогрессизм, США, Сибирь.
A. A. Tsyganova
The article examines the basic approaches of Russian historiography of XX-XXI centuries to the works of American scholar and historian F. J. Turner. Having made the frontier the key point of the development of American history, Turner gave his own interpretation of the American uniqueness, based on vast territories of free lands and the need for its permanent settlement. The role of the colonization in the development of the state and capitalism in whole found a broad response among soviet historians, who refuted Turner’s conception from Marxist methodology. Modern historians applying comparative method in their research use the frontier theory as the general scientific concept and the explaining model for the countries with similar colonization experience, like Russia.
Keywords: Turner, frontier, free lands, colonization, progressive history, USA, Siberia.
Г.Л. Ильин
Рассматривается процесс сближения государства с религией в обществе, где религия и общество разделены конституционно. Делаются выводы об аналогии методологического и организационного строения научного и религиозного знания и утрате современной наукой влияния на общество в целом и на образование в частности.
Ключевые слова: клерикализация образования, научное образование, критика научного образования, критика учебников религиозного образования, ненаучное образование.
G.L. Ilyin
The article discusses the process of rapprochement of the state with religion in a society where religion and society are separated by the constitution. The articles features conclusions about the analogy of the methodological and organizational structure of scientific and religious knowledge and the loss of modern science impact on society in general and in education in particular.
Keywords: clericalization of education, scientific education, criticism of scientific education, criticism of religious instruction books, non-scientific education.