КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ
УЧАСТКИ В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
Т. З. Барциц
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы становления и развития земельно-
имущественных отношений в Абхазии. Исследуется правовое положение земель, их нормативный,
общественный, социально-экономический статус. Актуальность представленной статьи не вы-
зывает сомнения, поскольку вопросы правового регулирования отношений собственности на зе-
мельные участки во всех его аспектах вызывают живой интерес во многих науках, в том числе
и в конституционном праве. Отсутствие частной собственности на землю в Республике Абха-
зия, а также установление запрета на вовлечение земельных участков в гражданский оборот
обусловило повышенный интерес к правовому регулированию отношений собственности на зе-
мельные участки в Республике Абхазия. В настоящей статье раскрывается сущность категории
«собственность», причем используется для этого анализ большого объема правовых документов.
Кроме того, для выявления проблематики раскрываются вопросы соотношения государственной
и частной собственности в Республике Абхазия. Представлен обширный анализ, позволяющий
определиться с серьезным вопросом – может ли государственная собственность соответство-
вать эффективному обеспечению прав и законных интересов граждан Республики Абхазия.
Ключевые слова: собственность, земельное законодательство, земельно-имущественные от-
ношения, земельная собственность, право гражданина на земельный участок, конституция
Республики Абхазия, право собственности на землю.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION
OF PROPERTY RELATIONS OF LAND IN THE REPUBLIC OF ABKHAZIA
T. Z. Bartsits
Abstract. The article considers some issues of formation and development of the land and property
relations in Abkhazia. The legal status of lands, their standard, public, social and economic status is
investigated. Relevance of the present article doesn’t raise any doubts as the issues of legal regulation of
the relations of property on the land plots in all its aspects are of keen interest in many sciences including
the constitutional law. Lack of private property on the land in the Republic of Abkhazia, and also
a ban on involvement of the land plots in civil circulation has caused interest in legal regulation of the
property relations on the land plots in the Republic of Abkhazia. The article analyzes the essence of the
category „property” using a large amount of legal documents. Besides, to identify the issue, the article
reveals questions of a ratio of the state and private property in the Republic of Abkhazia. The extensive
analysis allowing to decide on a serious question is submitted - whether the state property can correspond
to effective provision of the rights and legitimate interests of citizens of the Republic of Abkhazia.
Keywords: property, land legislation, land and property relations, land ownership, the citizen’s right
to the land plot, the Constitution of the Republic of Abkhazia, land ownership.
Барциц Темыр Зурабович, аспирант кафедры земельного права Государственного университета по зем-
леустройству
e-mail: Timur.barcic@mail.ru
Bartsits Temyr Z., post-graduate student, Land Law Department, State University of land use planning
e-mail: Timur.barcic@mail.ru
МОДЕЛЬ «УМНОГО» ГОРОДА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
НОВОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
М. В. Аргунова
Аннотация. Рассмотрена концепция «умного» города – обеспечение современного качества
жизни за счет применения инновационных технологий, которые предусматривают экономич-
ное и экологичное использование городских систем жизнедеятельности. Модель «умного города»
(«умная экономика», «умная мобильность», «умные люди», «умная окружающая среда», «умное
проживание», «умное управление») отражает особенности нового шестого технологического
уклада, основанного на НБИК-конвергенции, где Н – это нано, Б – био, И – информационные,
К – когнитивные технологии. Обсуждаются специалисты и их компетенции, которые потре-
буются умным городам. В целях профориентационной работы со старшеклассниками подго-
товлена учебно-методическая разработка (ролевая игра) «Экологичный умный город – город
будущего».
Ключевые слова: «умный город», шестой технологический уклад, НБИК-конвергенция, профориентационная
работа.
THE „SMART CITY’’ MODEL AS A MANIFESTATION
OF THE NEW TECHNOLOGICAL MODE
M. V. Argunova
Abstract. The article considers the concept of a „smart” city – ensuring modern quality of life through
the use of innovative technologies which provide economic and eco-friendly usage of urban systems
of life. The model of „smart city” („smart economy”, „smart mobility”, „smart people”, „smart environment”,
„smart accommodation”, „smart management”) reflects features of the new sixth technological
mode based on NBIC-convergence where the N is nano, B – bio, I – information, C – cognitive technologies.
Experts and their competences which will be required to the smart cities are discussed. The
educational and methodical development (role-playing game) „Green smart city of the future” has been
worked out for vocational guidance work with high school students.
Keywords: „smart city”, sixth technological mode, NBIC-convergence, vocational guidance work.
Аргунова Марина Вячеславовна, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор,
директор Центра экологического образования и устойчивого развития
e-mail: m.v.argunova@gmail.com
Argunova Marina V., ScD in Education, PhD in Biology, Professor, Director of the Center for Ecological Education
and Sustainable Development
e-mail: m.v.argunova@gmail.com
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ
ЛИЦ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ,
В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ
XIX ВЕКА
В. М. Поздняков, А. Ф. Шелухин, Ю. М. Шемчук
Аннотация. В статье описываются организационно-правовые условия поддержки лиц, про-
явивших выдающиеся способности, в высших образовательных учреждениях России XIX в. В
силу отечественной специфики, с одной стороны, административной реформы Александра I,
стимулировалось создание элитных учреждений, где развивались многосторонние способности
обучающихся, с другой стороны, при реформировании России Александром II актуализирова-
лась потребность качества образования различного профиля, возросла роль разноплановых
учебных образовательных учреждений, уставы которых содержат элементы правовой под-
держки талантливых воспитанников.
Ключевые слова: высшие образовательные учреждения России XIX в., лица, проявившие вы-
дающиеся способности, правовое регулирование, устав учебного заведения.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONDITIONS OF SUPPORT FOR
INDIVIDUALS WITH EXTRAORDINARY ABILITIES IN HIGHER EDUCATION
INSTITUTIONS IN RUSSIA OF THE 19TH CENTURY
V. M. Pozdnyzkov, A. V. Shelukhin, Yu. M. Shemchuk
Abstract. The article dwells upon the organizational and legal conditions of support for individuals
with extraordinary abilities in higher education institutions in Russia of the 19th century. Due
to national specificity, the establishment of the elite institutions developing all-round abilities of the
students was stimulated by the administrative reform of Alexander I on the one hand. On the other
hand, the reforms of Alexander II in Russia updated the demand for the quality of education in various
specialties and increased the role of diverse educational institutions. The charters of mentioned
institutions contain the elements of legal support of talented students.
Keywords: higher education institutions in Russia of the 19th century, individuals with extraordinary
abilities, legal regulation, charter of educational institution.
Поздняков Вячеслав Михайлович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры уго-
ловного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов
e-mail: pozdnyakov53@mail.ru
Pozdnyakov Vyacheslav M., ScD in Psychology, Professor, Criminal law, criminal procedure and criminalistics
Department, People’s Friendship University of Russia
e-mail: pozdnyakov53@mail.ru
Шелухин Александр Федорович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-пра-
вовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического госу-
дарственного университета
e-mail: 4503525@mail.ru
Sheluhin Aleksandr F., PhD in Law, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department, Institute of socio-humanitarian
education, Moscow State University of Education
e-mail: 4503525@mail.ru
Шемчук Юлия Михайловна, доктор филологических наук, профессор, магистр юриспруденции, профес-
сор кафедры немецкого языка Института филологии и иностранных языков Московского педагогического
государственного университета
e-mail: shemchuk@rambler.ru
Shemchuk Yulia M., ScD in Philology, Professor, Master of Laws, Professor, German language Department, Institute
of philology and foreign languages, Moscow State University of Education
e-mail: shemchuk@rambler.ru
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
Е. О. Никитина
Аннотация. В центре внимания данной статьи – жестовый язык и его носители. Несмотря
на значительное число носителей (в России языком жестов пользуются около 2 млн глухих),
этот язык малоизучен, слабо документирован.
Лишенному слуха человеку непросто в мире звуков. В век информационных технологий перед
неслышащими людьми так и остаются нерешенными множество проблем по реализации сво-
их прав и осуществлении обязанностей. Неслышащему затруднительно вызвать полицию,
объясниться со стражем порядка на улице. Однако ратифицированная Конвенция «О правах
инвалидов» призвана изменить данную ситуацию.
Общество предъявляет требования к уровню образованности, развитости, воспитанности
сотрудников полиции. Одним из таких требований является владение сотрудниками полиции
жестовым языком. На сегодняшний день перед органами внутренних дел стоит задача – изу-
чить жестовый язык сотрудниками полиции, и в частности слушателями образовательных
организаций МВД России.
Ключевые слова: жестовый язык, информационная культура личности, сотрудники поли-
ции, инвалиды, неслышащие.
THE VALUE OF SIGN LANGUAGE IN THE ACTIVITIES OF POLICE OFFICERS
E. O. Nikitina
Abstract. The article focuses on sign language and its speakers. Despite a significant number of native
speakers (Russian languagists are about 2 million deaf), this language is poorly understood, poorly
documented.
It is difficult for the deaf in a world of sounds. In the age of information technology the deaf people
still face a lot of problems in implementing their rights and exercising responsibilities. It is difficult for
them to call the police, talk in the street. However, ratification of the Convention On the rights of people
with disabilities aims to change this situation. Society places demands on the level of education, level
of development, education of police officers. One of these requirements is the knowledge of the sign
language by the police. Today the bodies of internal Affairs have to address the issue of teaching the
sign language the police officers and, in particular, the students of educational institutions of the MIA
of Russia.
Keywords: sign language, personal information culture, police officers, people with disabilities, the deaf.
Никитина Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики Учебно-
научного комплекса психология служебной деятельности Московского университета МВД России имени
В. Я. Кикотя
e-mail: 4124799@mail.ru
Nikitina Evgeniya O., PhD in Education, lecturer, Pedagogy Department, Educational and scientific complex of
the psychology service activities, V. Ya. Kikot Moscow University of the MIA, Russia
e-mail: 4124799@mail.ru
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИНГАПУРЕ:
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
И. С. Сафуанов, С. Л. Атанасян
Аннотация. Рассматривается система обучения математике в Сингапуре, которая при-
влекла внимание международного сообщества исследователей и практиков в области мате-
матического образования в последнее десятилетие XX в., когда обнаружилось, что сингапур-
ские школьники показывают стабильно высокие результаты в международных исследованиях
TIMSS и PISA достижений учащихся по математике. Излагается краткая история реформ
математического образования в Сингапуре во второй половине XX в. В статье выявлены ос-
новные особенности школьных программ по математике и методов обучения математике,
например, концентрированное обучение математике с использованием «спиральных» про-
грамм, «метод моделей» для решения текстовых задач. Описаны основные преимущества со-
временных учебников математики, используемых в начальной и основной школе в Сингапуре,
при дифференцированном обучении школьников.
Ключевые слова: обучение математике в Сингапуре, школьные учебники математики, ак-
тивное обучение.
MATHEMATICAL EDUCATION IN SINGAPORE:
TRADITIONS AND INNOVATIONS
I. S. Safuanov, S. L. Atanasyan
Abstract. The article analyzes the system of teaching mathematics in Singapore. The “Singapore
mathematics” has attracted the attention of the international community of researchers and practitioners
of mathematical education in the last decade of the 20-th century, when it was found out that the
Singaporean pupils show consistently high results in international studies of achievements in mathematics.
The article describes the brief history of reforms in mathematical education in Singapore in
the second half of the 20-th century. Main features of mathematical curricula and modern mathematics
textbooks for primary and secondary schools in Singapore are revealed, e.g. concentrated teaching
using spiral structure of curricula.
Keywords: Singapore mathematics, mathematical school textbooks, active learning.
Сафуанов Ильдар Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и
методики преподавания математики Московского городского педагогического университета
e-mail: ngpis@rambler.ru
Safuanov Ildar S., ScD in Education, professor, higher mathematics and methods of teaching mathematics Department,
Moscow City University of Education
e-mail: ngpis@rambler.ru
Атанасян Сергей Левонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии
математического факультета Московского педагогического государственного университета, директор Цен-
тра математического образования Московского педагогического государственного университета
e-mail: atnsian@yandex.ru
Atanasyan Sergey L., ScD in Education, Professor, Chairperson, Geometry Department, Mathematics Faculty,
Moscow State University of Education, Head of the Сenter of Mathematical education , Moscow State University
of Education
e-mail: atnsian@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ МИНИАТЮРЫ
НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В СЕРБСКОЙ И ЧЕРНОГОРСКОЙ ШКОЛЕ
В. Д. Янченко, Д. Божович
Аннотация. В статье рассмотрены возможности использования юмористических текстов
в курсе русского языка как иностранного, принципы отбора текстов, система притекстовых
и послетекстовых заданий, разнообразный иллюстративный материал, подтверждающий,
что юмористическая миниатюра обладает большим обучающим потенциалом в курсе РКИ в
школах Сербии и Черногории.
Ключевые слова: юмористическая миниатюра, учебные тексты, принципы отбора текстов,
притекстовые и послетекстовые задания, традиционные и новые приемы обучения русскому
языку как иностранному.
THE USE OF COMIC MINIATURE AT THE LESSONS OF RUSSIAN
AS A FOREIGN LANGUAGE IN SERBIAN AND MONTENEGRIN SCHOOLS
V. D. Yanchenko, D. Bozhovich
Abstract. The article considers the possibility of using humorous texts in the course of teaching Russian
as a foreign language, principle of selection texts, the system of in-, and after- text tasks, various
illustrative material, proving that comic miniature has great educational potential in the course of
RFL teaching in schools in Serbia and Montenegro.
Keywords: comic miniature, educational texts, principles of selection of texts, in-, and after- text
tasks, traditional and new methods of teaching Russian as a foreign language.
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики
преподавания русского языка и РКИ Московского педагогического государственного университета
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Yanchenko Vladislav D., ScD in Education, Professor, Theory and practice of teaching Russian language and Russian
as a second language Department, Moscow State University of Education
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Божович Данило (Сербия), аспирант кафедры теории и практики преподавания русского языка и РКИ Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: d.bojovich@yandex.ru
Bozhovich Danilo (Serbia), Post-Graduate Student, Theory and practice of teaching Russian language and Russian
as a second language Department, Moscow State University of Education
e-mail: d.bojovich@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ШКОЛЕ
В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
(по материалам публикаций в журнале Social
and Behavioral Sciences за 2011–2015 гг.)
В. С. Собкин, А. С. Фомиченко
Аннотация. Статья посвящена обзору исследований отношения родителей к школе в зару-
бежной литературе за последние пять лет. Представлены данные, подтверждающие важ-
ность установления эффективного партнерства между школой и семьей для создания благо-
приятных условий обучения учащихся. Подробно анализируется характер участия родителей
в школьной жизни своих детей и его влияние на академические результаты ребенка. Рассма-
триваются взаимосвязи между стилями воспитания и особенностями вовлеченности родите-
лей в образовательный процесс.
Ключевые слова: взаимодействие родителей с учителями, партнерство, инициатива, уча-
стие родителей в школьной жизни, академическая успешность учащихся.
THE FEATURES OF PARENTAL ATTITUDE TO SCHOOL IN FOREIGN
STUDIES (based on publications in the journal of Social
and Behavioral Sciences for 2011–2015)
V. S. Sobkin, A. S. Fomichenko
Abstract. The article is devoted to the overview studies of parental attitude to school in foreign literature
over the past five years. The study presents data confirming the importance of establishing
effective partnerships between school and family to create a favorable learning environment for pupils.
The pattern of parents’ participation in school life of their children and its impact on the academic
outcomes of the child are examined. The relationship between parenting styles and features of the involvement
of parents in the educational process are discussed.
Keywords: parents’ interaction with teachers, partnership, initiative, participation of parents in
school life, the academic success of students.
Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, федеральное
государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской акаде-
мии образования», руководитель центра
e-mail: sobkin@mail.ru
Sobkin Vladimir S., ScD in psychology, Professor, Academician, Russian Academy of Education, Federal State
Budgetary Scientific Institution “Institute of Management of Education of The Russian Academy of Education”,
Head of Department
e-mail: sobkin@mail.ru
Фомиченко Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры ино-
странных языков Оренбургского государственного университета
e-mail: anzitadel@mail.ru
Fomichenko Anna S., PhD in Psychology, senior lecturer, foreign languages Department,, Orenburg State University
e-mail: anzitadel@mail.ru
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Н. И. Одинцова
Аннотация. Описана эволюция требований к изучению интегрированного курса естествоз-
нания при переходе на новые образовательные стандарты. Проанализированы личностные,
метапредметные и предметные результаты обучения естествознанию в старшей школе. Вве-
дены понятия об интеграционных и моноцелях уроков естествознания.
Ключевые слова: интегрированный курс, естествознание в школе, цели обучения, личност-
ные результаты, метапредметные результаты, предметные результаты.
THE LEARNING OBJECTIVES OF NATURAL SCIENCE STUDY
IN THE CONTEXT OF FSES
N. I. Odintsova
Abstract. The article deals with the evolution of the integrated course of natural science requirements
while implementing new educational standards. Personal, meta-subject and subject results of natural
science teaching in secondary school are analyzed. The concepts of integrated- and mono- goals of the
natural science lessons are introduced.
Keywords: integrated course, natural science in secondary school, learning objectives, personal results,
meta-subject results, subject results.
Одинцова Наталия Игоревна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики для есте-
ственных факультетов Московского педагогического государственного университета
e-mail: natalia.оdintsova@hotmail.com
Odintsova Natalia I., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Physics at natural sciences faculties Department,
Moscow State University of Education
e-mail: natalia.оdintsova@hotmail.com
ФЕНОМЕН ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОСВОЕНИИ
УЧАЩИМИСЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ РЕТРАГИРОВАНА
Г. П. Иванова, М. Ю. Стецевич, Ю. В. Степанова
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы преемственности в освоении учащи-
мися нравственных ценностей, представленные философскими, общенаучными и педагогически-
ми подходами, позволяющие рассматривать преемственность как последовательные, поступа-
тельные и согласованные связи между этапами нравственного воспитания, которые обеспечи-
вают непрерывность в освоении нравственного опыта, имеющего педагогическую и психологиче-
скую основу. Подчеркнуты особенности преемственности в освоении учащимися нравственных
ценностей, вытекающие из системной природы общего и особенного в рассматриваемом процес-
се, обновления воспитательных задач современной школы на разных этапах обучения младших
школьников и подростков, многоуровневости сфер осуществления преемственности. Раскрыта
сущность преемственности в освоении учащимися нравственных ценностей как педагогического
процесса, включающего взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. Выделены содер-
жательные признаки нравственных ценностей в современных условиях, а также актуальные
для рассматриваемого возраста характеристики. Обоснованы критерии, показатели и уровни
освоения нравственных ценностей младшими школьниками и подростками. Показаны общее и
особенное в освоении учащимися нравственных ценностей, где общее проявляется в этапах дан-
ного процесса, а особенное – в содержании этапов освоения нравственных ценностей, зависящем
от возрастных особенностей учащихся, психологических новообразований, социально-педагогиче-
ских условий, в которых осуществляется данный процесс.
Ключевые слова: преемственность, признаки преемственности, нравственные ценности, ос-
воение нравственных ценностей, младшие школьники, подростки.
THE PHENOMENON OF CONTINUITY IN THE DEVELOPMENT
OF THE STUDENTS MORAL VALUES RETRACTED
G. P. Ivanova, M. Yu. Stetsevich, Yu. V. Stepanova
Abstract. The article focuses on theoretical basics of teens’ development of moral values presented by
philosophical, scientific and pedagogical methods which allow considering this process as logical, progressive
and consistent connections among stages of moral development that guarantee a steady development
of moral experience with pedagogical and physiological basis. The article also highlights features
of teens’ moral development, which come from common and special characters of the above mentioned
process, renovation of pedagogical tasks in modern schools on different levels of pre-teens and teens’
teaching as well as from its multi-levelness. The article reveals basics of teens’ moral development as a
pedagogical process, which includes interconnected and interdependent components. It highlights substantial
features of moral values within modern conditions as well as contemporary characteristics of
the considered age group. Criteria, indicators and levels of pre-teens and teens’ moral development are
well founded. The article shows common and special characters of moral development where the common
characters are demonstrated at the process stages while the special ones are shown in the contents of the
discussed stages of moral development which depend on distinctive features of the considered age group,
physiological changes, social and pedagogical conditions in which the process is carried out.
Keywords: continuity, continuity features, moral values, development of moral values, pre-teens, teens.
Иванова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и
педагогики, филологического факультета Российского университета дружбы народов
e-mail: sunzonne@mail.ru
Ivanova Galina P., ScD in Education, Professor, psychology and pedagogy Department, philological faculty, Peoples’
Friendship University of Russia
e-mail: sunzonne@mail.ru
Стецевич Мария Юрьевна, кандидат педагогических наук
e-mail: sunzonne@mail.ru
Stetsevich Maria Yu., PhD in Education
e-mail: sunzonne@mail.ru
Степанова Юлия Валерьевна, магистр кафедры психологии и педагогики, филологического факультета
Российского университета дружбы народов
e-mail: sunzonne@mail.ru
Stepanova Yulia V., master of psychology and pedagogics Department, Philology faculty, Peoples’ Friendship
University of Russia
e-mail: sunzonne@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ, ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В. Б. Пятунин
Аннотация. В статье рассматривается проблема проверки и оценки коммуникативных УУД, входящих, согласно ФГОС ООО, в метапредметные результаты обучения, на уроках географии.
Предлагаются вопросы и задания, соответствующие основным видам речевых задач. Обосновывается
идея необходимости и возможности проверки метапредметных результатов обучения
на основе географического содержания.
Ключевые слова: метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
коммуникативные УУД, речевые задачи, проверка и оценка, школьный курс географии.
DEVELOPING, CHECKING AND ASSESSING COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES AT GEOGRAPHY LESSONS
V. B. Pyatunin
Abstract. The article examines the problem of checking and assessing communicative universal learning
activities which, according to FSES for compulsory education, are part of meta-subject teaching results at geography lessons. The article presents questions and assignments which are brought in accordance
with the main types of speaking tasks. The article gives grounds for the idea of necessity and possibility of checking meta-subject teaching results on the basis of geographical content.
Keywords: meta-subject results of basic educational curriculum acquisition, communicative universal learning activities, speaking tasks, checking and assessing, geography secondary school curriculum.
Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru
Pyatunin Vladimir B., ScD in Education, Associate Professor, Methodology of teaching geography Department, Moscow State University of Education
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГЕОМЕТРИИ В КОНТЕКСТЕ УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
И. В. Ульянова
Аннотация. Данная статья продолжает изложение результатов серии проведенных автором исследований по теории и практике обучения учащихся геометрии в контексте деятельностной
концепции укрупнения дидактических единиц (УДЕ).
Согласно деятельностной концепции УДЕ основной дидактической единицей обучения учащихся
выступает действие как его структурный системообразующий компонент. Данная концепция способствует повышению качества образования на «клеточном» (действенном) уровне, реализуя в обучении укрупненный подход к формированию действий, адекватных изучаемым
содержательным компонентам обучения, как то в математике – задачам, теоремам, понятиям, методам решения задач и т. д. Подобное позволяет выстроить единую методологическую
основу предметного обучения школьников, когда процесс обучения предстает как отражение
в сознании его субъектов реального, непрерывно развивающегося, динамического предметного
содержания.
В статье описываются и систематизируются основные средства обучения учащихся в контексте
деятельностной концепции УДЕ – граф-схема, таблица (матрица), деформированное упражнение, деформированная граф-схема, деформированная таблица, опорные листы (карточки,
схемы), блоки укрупненных задач. Приводятся примеры упражнений, усиливающих эффективность
использования данных средств в обучении учащихся геометрии.
Ключевые слова: укрупнение дидактических единиц (УДЕ), деятельностная концепция УДЕ, матрица (таблица), граф-схема, деформированное упражнение, деформированная таблица, деформированная граф-схема, опорный лист (схема, карточка), блоки укрупненных задач.
MEANS OF TEACHING PUPILS THE GEOMETRY
IN THE CONTEXT OF THE ENLARGEMENT OF DIDACTIC UNITS
I. V. Ulyanova
Abstract. This article continues the presentation of the results of a series of the author’s researches on the theory and practice of teaching pupils geometry within the activity concept of the enlargement of didactic units (EDU).
According to the activity concept of EDU the main didactic unit of teaching pupils is an action as its structural backbone component. This concept contributes to the quality of education at the “cellular” ( action) level, by implementing in teaching the enlarged approach to the formation of actions adequate to learning substantive components of teaching, such as in mathematics – problems, theorems, concepts,
methods of solving problems, etc. It makes possible to build a unified methodological basis of the subject teaching, when the learning process appears as a reflection of real, continuously evolving, dynamic
subject matter.
The article presents the main means of teaching pupils in the context of the activity concept of EDU – a graph-chart, a matrix (table), a deformed exercise, a deformed graph-chart, a deformed table, reference
sheets (cards, schemes), blocks of enlarged problems. It also gives the examples of exercises that enhance the efficiency of the use of these means in teaching geometry.
Keywords: enlargement of the didactic units (EDU), activity concept of EDU, a matrix (table), graph-chart, deformed exercise, deformed table, deformed graph-chart, reference sheets (cards, schemes), blocks of enlarged problems.
Ульянова Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева
e-mail: klyaksa13r@gmail.com
Ulyanova Irina V., PhD in Education, Associate Professor, Mathematics and Methods of teaching mathematics Department, M. E. Еvsevyev Mordovian State Pedagogical Institute
e-mail: klyaksa13r@gmail.com
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Л. В. Нестерова
Аннотация. В статье выделены критерии профессиональной готовности специалиста технического
направления, представлены педагогические условия для формирования профессиональных
компетенций на примере Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет».
Ключевые слова: компоненты профессиональной готовности специалиста, потребители образовательных
услуг, профессиональной направленности, маршрутная карта.
FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF THE FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS
L. V. Nesterova
Abstract. The article highlights the factors of professional readiness of technical specialists and presents
pedagogical conditions for the formation of professional competencies on the case study of Nefteyugansk
Industrial College (branch) Yugra State University.
Keywords: components of professional readiness of the specialists, consumers of educational services, professional orientation, route map.
Нестерова Людмила Викторовна, директор Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ», Почетный работник СПО
e-mail: n-lv@mail.ru
Nesterova Ludmila V., director, Nefteyugansk Industrial college (branch) Yugra State University, Honored worker of Vocational education
e-mail: n-lv@mail.ru
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
ОПЫТ ОЦЕНКИ КОГНИТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА БИЛИНГВАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
А.-М. Ю. Николаева
Аннотация. Актуальность оценки влияния билингвизма на развитие когнитивных способностей
ребенка обусловлена все большим ростом популярности билингвальных образовательных
программ. Оценки их эффективности связаны с попытками оценить не только уровень освоения учащимися знаний, умений и навыков и уровень овладения иностранным языком, но и влияния второго языка на развития интеллектуальных способностей ребенка.
Современные исследователи все более склоняются к выводу о том, что билингвальное образование
благотворно влияет на развитие личности и способностей ребенка.
Ключевые слова: билингвальное образование, билингвальные программы, билингвизм и когнитивная
деятельность, коммуникативное чутье.
THE CONCEPT OF COGNITIVE ABILITIES OF BILINGUAL CHILDREN IN SCIENTIFIC LITERATURE. EXPERIENCE IN EVALUATING THE COGNITIVE ABILITIES OF BILINGUAL EDUCATIONAL PROGRAMS
A.-M. Yu. Nikolaeva
Abstract. The relevance of assessing the impact of bilingualism on cognitive development of the child is due to the increasing popularity of bilingual education programs. Evaluation of the effectiveness associated
with attempts to assess not only the level of development of students’ knowledge and skills, and the level of mastery of a foreign language, but also the impact of a second language in the development
of intellectual abilities of the child.
Modern researchers conclude that bilingual education has beneficial effects on the development of the personality and abilities of the child.
Keywords: bilingual education, bilingual programs, bilingualism and cognitive performance, communicative
flair.
Николаева Анна-Мария Юрьевна, директор ЧУДО «Центр развития ребенка – детский сад с углубленным изучением английского языка», Москва
e-mail: maria@englishnursery.ru
Nikolaeva Anna-Maria Yu., Director, Child Development Center – a kindergarten with profound study of English, Moscow
e-mail: maria@englishnursery.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Т. А. Будже
Аннотация. В статье проанализированы некоторые сложности реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), связанные с отсутствием утвержденных примерных образовательных программ дошкольного образования. Раскрыто понятие образовательной модели как вариативного механизма реализации
ФГОС ДО. Представлена категориальная и компонентная структура образовательной модели дошкольного образования. Приведен практический пример интерактивной образовательной
модели в работе с детьми дошкольного возраста (раскрыто концептуальное назначение,
дана характеристика структурных компонентов).
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа дошкольного образования, примерная образовательная
программа дошкольного образования, образовательная модель, моделирование образовательного процесса в дошкольном образовании.
EDUCATIONAL MODEL
IN A MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
T. A. Budzhe
Abstract. The article analyzes some difficulties in realization of the federal state educational standard
of preschool education (hereinafter – FSES PE), connected to the absence of approved exemplary preschool education programs. It describes the educational model as a variable-based scheme in realization
of FSES PE. Categorical and componential structures of the preschool educational model are given. It includes a case study of an educational model applied when working with preschool-age children (the conceptual usage is described, structural components are characterized).
Keywords: federal state educational standard of preschool education, main educational program of preschool education, exemplary educational program of preschool education, educational model, modeling
of educational process in a preschool education.
Будже Тамара Андреевна, аспирантка Московского педагогического государственного университета, заведующий лабораторией отдела качества дошкольного образования Московского центра качества образования
e-mail: budzhe@mail.ru
Budzhe Tamara A., post-graduate student, Moscow State University of Education, head of laboratory, Quality of preschool education Department, Moscow center of quality of education
e-mail: budzhe@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Л. Б. Доржиева, С. Д. Намсараев
Аннотация. В статье рассматривается роль детских информационных объединений для социализации и формирования ценностных ориентаций детей и подростков через современные
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Актуальность статьи определяется задачами модернизации образования как информационно-коммуникативного
социума и необходимостью разработки соответствующих педагогических технологий.
Авторы анализируют уникальный многолетний опыт работы детских информационных
объединений (ДИО) Бурятии как средство новых возможностей, способствующее формированию нового «информационного» менталитета детей, определяющего общество «завтрашнего дня».
Удовлетворение и непрерывное развитие многообразия информационных потребностей детей
и подростков во многом зависит от правильной организации ДИО. Результаты исследования
помогут педагогам сориентироваться в инновационной деятельности ДИО.
В статье обобщаются результаты исследования авторов, проведенные в рамках республиканских
фестивалей, слетов, доказывающие, что ИКТ способствуют позитивной социализации
и формированию ценностных ориентаций современных детей и подростков. Данный опыт будет полезен педагогам, практикующим инновационную деятельность в ДИО.
Ключевые слова: детские информационные объединения, детская пресса, информационно-коммуникативные технологии, социализация, интеграция, ценностные ориентации, ценностно-
смысловая и информационная потребность.
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
AS A RESOURCE OF FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS
OF MODERN CHILDREN AND ADOLESCENTS
L. B. Dorzhieva, S. D. Namsaraev
Abstract. The article considers the role of children’s information organizations in formation of value orientations of children and adolescents through modern information-communication technologies. The relevance of the article is determined by the tasks of modernization of education as the information and communicative society and the need of development of the appropriate pedagogical technologies The authors analyze a unique long-term experience of children’s information organizations (CIO) in Buryatia as a space of new opportunities promoting the formation of a new „information” children of mentality that defines „tomorrow” society.
Satisfaction and continuous development of the variety of information needs of children and adolescents
in many respects depends on the proper organization of children’s information associations. The research results will help teachers to find their way in the innovation activities of children’s information
associations. The article summarizes the results of studies conducted in the framework of the regional festivals and rallies, proving that ICTs contribute to positive socialization and formation of value orientations of children and adolescents. This experience will be useful to teachers, practicing innovation in CIO.
Keywords: children’s information associations, children’s media, information and communication interaction, socialization, integration, values and value-semantic information need.
Доржиева Людмила Будажаповна, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания, председатель лиги юных журналистов Бурятии, заслуженный работник культуры Республики
Бурятия и РФ
e-mail: ldorzh@mail.ru
Dorzhieva Lyudmila B., PhD in Education, Professor, Russian Academy of natural Sciences, President of the League of young journalists of Buryatia, honored worker of Culture of the Republic of Buryatia and the Russian Federation
e-mail: ldorzh@mail.ru
Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского
государственного университета, заслуженный учитель РФ
e-mail: sdnamsaraev@mail.ru
Namsaraev Sergey D., ScD in Education, Professor, Pedagogics Department, Buryat State University, Honored teacher, Russian Federation
e-mail: sdnamsaraev@mai.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
М. А. Безбородова, Л. А. Безбородова
Аннотация. Статья посвящена изучению и формированию графического навыка письма у младших школьников. Особый акцент в статье сделан на развитии тонкой моторики ребенка
при освоении письма и формировании почерка детей младшего школьного возраста. Именно
письмо является одним из ведущих видов деятельности в системе учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Актуальность темы статьи обусловлена важностью особенностей
формирования двигательных действий и операций в структуре графического навыка письма в младшем школьном возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию мелкой моторики ребенка. В статье представлены результаты исследования сформированности графического навыка письма на разных ступенях обучения, дана оценка различий в уровне сформированности отдельных показателей графического навыка письма. Авторами разработана программа развития мелкой моторики рук ребенка, включающей в себя три раздела (развитие мелкой моторики, развитие координации и точности выполнения движений, развитие межанализарного взаимодействия и чувства ритма).
Ключевые слова: графический навык, письмо, младшие школьники, психомоторика, развивающая
программа.
FORMING OF GRAPHIC WRITING SKILLS IN PRIMARY SCHOOL
M. A. Bezborodova, L.Bezborodova
Abstract. The article is dedicated to the study and development of graphic writing skills in young students.
The article places a special focus on the development of fine motor skills in children of primary school age when learning to write and developing handwriting skills. Writing is one of the most important
activities in the system of learning activities for primary school age. The relevance of the subject of this article stems from the significance of the specifics of shaping physical actions and operations as part of graphic writing skills for primary school age and the need to work out a special program for the development of fine motor skills in children. The article presents the results of research on the level of development of graphic writing skills at various stages of education, and provides an assessment of the differences in the development levels of individual indicators of graphic writing skills. The authors offer a program for developing fine motor skills in children that consists of three sections (development of fine motor skills, development of coordination and accuracy of actions, and development of inter-analysis interaction and sense of rhythm).
Keywords: graphic writing skills, writing, primary school students, psychomotor skills development program.
Безбородова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета
e-mail: la.bezborodova@mpgu.edu
Bezborodova Lyudmila A., ScD in Education, Professor, Theory and Practice of Primary Education Department, Moscow State University of Education
e-mail: la.bezborodova@mpgu.edu
Безбородова Мария Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры иностранных языков Московского педагогического государственного университета
e-mail: ma.bezborodova@mpgu.edu
Bezborodova Maria A., PhD in Psychology, Associate Professor, Foreign Languages Department, Moscow State University of Education
e-mail: ma.bezborodova@mpgu.edu
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ДОСТИЖЕНИЙ ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Г. А. Кузьменко, Т. Н. Луговских, С. В. Бальзовская
Аннотация. Совершенствование качественных параметров учебной и спортивной деятельности
подростка-спортсмена взаимосвязано с результативностью интеллектуальной активности,
которая, с одной стороны, характеризуется индивидуально-типологическими особенностями, а с другой – сопряжена в своем результативном формате с педагогическими закономерностями обучения процессу предметной деятельности. Основная цель исследования состоит в выявлении особенностей интеллектуальной активности юных спортсменов в неспецифических
условиях деятельности и разработке педагогических средств оптимизации ее качества. Эффективность интеллектуальной активности опосредована качеством проявления
объема и устойчивости внимания, сформированностью способности к волевой регуляции деятельности, педагогическим мастерством тренера: обусловливающим обучение параметрам
интеллектуальной активности в структурных компонентах действия и деятельности;
определяющим становление критериального аппарата подростка по оценке ее успешности
в условиях спортивной подготовки.
Ключевые слова: подросток-спортсмен, интеллектуальная активность, критерии достижения
качества, педагогические условия.
FORMATION OF THE QUALITY ACHIEVEMENTS OF ADOLESCENT ATHLETES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE BASIS OF IMPROVEMENT INDICATORS OF INTELLECTUAL ACTIVITY
G. A. Kuzmenko, T. N. Lugovskikh, S. V. Balzovskaya
Abstract. Improvement of qualitative parameters of educational and sports activities of a teenage athlete is correlated with the effectiveness of intellectual activity that, from the one hand, is characterized
by individually-typological peculiarities and, from the other hand, is entailed in its successful format with the pedagogical regularities of the learning process of the subject. The main objective of the study is to identify the peculiarities of intellectual activity of young athletes in nonspecific conditions
and to develop pedagogical tools to optimize its quality. The efficiency of the intellectual activity is explained by the amount and stability of attention, the formation of ability to voluntarily regulate activity, pedagogical skills of the coach determining learning the parameters of intellectual activity in the structural components of action and activity; determining the formation and criterion of a teenager
on the assessment of their success in sport training.
Keywords: a teenage athlete, intellectual activity, criteria for achieving quality, pedagogical skills.
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического государственного университета
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko Galina A., PhD in education, Associate Professor, Moscow State University of Education
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Луговских Тамара Николаевна, директор ГБОУ «Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта
e-mail: lugtamara@yandex.ru
Lugovskikh Таmara N., director, State budgetary educational Institution “Center of Sport`s and Education ‘Sambo-
70’”, Department of Sports and Physical Culture, Moscow
e-mail: lugtamara@yandex.ru
Бальзовская Светлана Валерьевна, студентка Московского педагогического государственного университета
e-mail: sveta.balzovskaya@yandex.ru
Balzovskaya Svetlana V., student, Moscow State University of Education
e-mail: sveta.balzovskaya@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
А. Н. Бренчугина-Романова
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения приемов мнемотехники на уроках русского языка в полиэтнической школе. Использование приемов мнемотехники при обучении школьников-инофонов наиболее актуально при изучении лексики. Такие мнемоприемы,
как рисунки, ребусы, короткие стихи и др., вызывают и учеников ассоциативные образы, которые помогают запомнить новые слова и их значения. Большой эффект имеет работа с рисунками, использование которых стимулирует употребление различных языковых единиц, обогащает словарный запас учащихся и служит для построения словосочетаний и предложений,
а также для составления связных текстов.
Ключевые слова: полиэтническая школа, мнемотехника, мнемонические приемы, этимологический
анализ, игровые методики, ассоциативное мышление, ассоциативный образ.
USING THE MNEMONICS AT THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES
IN A MULTY-ETHNIC SCHOOL
A. N. Brenchugina-Romanova
Abstract. The article discusses the possibility of applying the techniques of mnemonics at the lessons of Russian language in multi-ethnic school. Using mnemonics in teaching of foreign pupils is the most important when learning vocabulary. Such techniques of mnemonics as pictures, puzzles, short poems, etc., cause in pupils associative images that help to remember new words and their meanings. Great effect has working with pictures, the use of which stimulates the use of different language units, enriches
student’s vocabulary and is used to build phrases and sentences and to compose coherent texts.
Keywords: multi-ethnic school, mnemonic, mnemonic techniques, etymological analysis, playing techniques, associative thinking, associative image.
Бренчугина-Романова Анна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Московского педагогического
государственного университета
e-mail: brenchugina@mail.ru
Brenchugina-Romanova Anna N., PhD in Education, Associate Professor, Moscow State University of Education
e-mail: brenchugina@mail.ru
О ДВУХ НАПРАВЛЕНИЯХ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
О. Е. Дроздова
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения русскому языку в рамках всего школьного образовательного процесса. Вводится понятие метапредметного обучения русскому языку как обучения, при котором дидактическим полем для освоения явлений и фактов русского языка, а также универсальных учебных действий с ними, являются все области образовательного процесса. Описаны два направления метапредметного обучения русскому языку, которые целесообразно
осуществлять как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Первое из них реализуется
учителями русского языка и связано с выходом из предмета «русский язык» в другие предметные области, работой под руководством учителя-словесника в разных сферах окружающего
мира. Второе направление связано с деятельностью учителей других предметов – это выявление в различных предметных областях обучения сферы применения русского языка и работа с языковыми аспектами предметного материала. Данный вид метапредметного обучения
русскому языку назван автором лингводидактическим сопровождением общеобразовательных
дисциплин. Второе направление пока не имеет широкого распространения в российском
образовании, однако соответствующие виды работы учителя-предметника являются все более востребованными и отвечают социальному заказу, представленному в современном стандарте общего образования.
Ключевые слова: метапредметное обучение русскому языку, лингводидактическое сопровождение
общеобразовательной дисциплины, лингвистический компонент урока (внеклассного мероприятия), проектно-исследовательская деятельность лингвистической направленности.
TWO DIRECTIONS OF INTER-SUBJECT TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN A MODERN SCHOOL
O. E. Drozdova
Abstract. The article deals with the problem of teaching Russian language within the whole school educational process. The article introduces the definition of inter-subject teaching of Russian language,
the type of teaching in which all the areas of educational process are becoming a didactic field for learning Russian language and universal educational activities connected with it.
Two directions of inter-subject teaching of Russian language are described, they are useful to implement
both in the classroom and in extracurricular activities. First of them is implemented by the teachers
of Russian language and is connected with the transferring of the subject „Russian language” to other subject areas, work under the guidance of a teacher-philologist in different areas of the world. Second direction is connected with the activities of other subject teachers – it is a revealing of Russian language sphere of application among various subject fields of teaching and working with linguistic aspects of the subject material. This kind of inter-subject teaching the Russian language the author calls lingua-didactic support of school disciplines. The second direction is yet not widespread in Russian
education system, however, the relevant types of teachers’ work are increasingly in demand, and meet the social order represented in the modern standard of general education.
Keywords: inter subject teaching of Russian language, lingua-didactic support of school discipline, linguistic component of the lesson (extracurricular activities), linguistic project and research activities.
Дроздова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института филологии и иностранных языков, заведующая кафедрой общего и прикладного языкознания Московского педагогического
государственного университета
e-mail: o.e.drozdova@mail.ru
Drozdova Olga E., PhD in Education, Deputy Director, Institute of Philology and Foreign languages, Chairperson, General and applied linguistics Department, Moscow State University of Education
e-mail: o.e.drozdova@mail.ru
МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ
В. В. Левченков
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности песочной анимации, описаны методы ее выполнения, с помощью которых создается динамичная композиция с постоянно меняющимися образами и сюжетной линией. Данные методы выполнения песочной анимации используются при обучении детей.
Ключевые слова: песочная анимация, современное искусство, методы песочной анимации.
METHODS OF PERFORMING SAND ANIMATION
V. V. Levchenkov
Abstract. This article deals with the features of sand animation, describes the methods of its implementation,
which creates a dynamic composition with the changing image and story line. These methods
of sand animation are used when training children.
Keywords: sand animation, contemporary art, methods of sand animation.
Левченков Владимир Владимирович, аспирант Воронежского института высоких технологий
e-mail: vovvka12@yandex.ru
Levchenkov Vladimir V., Post-graduate student, Voronezh Institute of high technologies
e-mail: vovvka12@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕЦЕДЕНТНЫХ ИМЕН В ИНОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
(на примере русского и английского языков)
Э. Б. Ушакова
Аннотация. В статье рассматривается специфика прецедентного имени как языкового феномена
в рамках практики преподавания русского языка как иностранного. Одна из важнейших задач лингводидактики как науки – учет особенностей не только преподаваемого языка, но и национальной языковой картины мира учащегося. Вопрос правильной подачи материала, включающего в себя такие сложные единицы дискурса, как прецедентное имя, заслуживает особенного внимания в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: язык, культура, лингвокультура, речь, коммуникация, прецедентность, прецедентные феномены, прецедентные имена.
SPECIFICS OF TEACHING PRECEDENT NAMES TO FOREIGNERS
(on the case study of Russian and English languages)
E. B. Ushakova
Abstract. The article considers specifics of precedent names as a language phenomena in the practice of teaching Russian as a foreign language. One of the most important objectives of lingua-didactics is taking into account not only the peculiarities of the taught language but also the student’s native language world picture. The issue of the presented material, which includes such complex units of discourse
as precedent names, deserves special attention in the aspect of teaching Russian for foreigners.
Keywords: language, culture, lingua-culture, speech, communication, precedent phenomena, precedent
names.
Ушакова Элиана Борисовна, аспирантка кафедры дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: eliane.ushakova@gmail.com
Ushakova Eliana B., Post-Graduate Student, Didactic linguistics and theory of teaching Russian as a foreign language
Department, Lomonosov Moscow State University
e-mail: eliane.ushakova@gmail.com
ВКЛАД ПЕДАГОГОВ А. Е. И М. Е. АДРИАНОВЫХ В РАЗВИТИЕ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ В РОССИИ
Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова
Аннотация. Настоящая статья посвящена реконструкции и анализу педагогических взглядов малоизвестных российских педагогов А. Е. и М.Адриановых, которые в 1920–1950-х гг. одними
из первых интегрировали идеи педагогики М. Монтессори в практику массовой советской школы. Результатом исправления обнаруженной ошибки в написании фамилии изучаемых педагогов
стала систематизация максимально подробного списка опубликованных ими работ. На основе сопоставительного анализа педагогических принципов, форм организации обучения, методов обучения и воспитания, содержания образования и дидактических материалов из практики Адриановых с традициями М. Монтессори и Ю. И. Фаусек прослежена преемственность
их педагогических взглядов. Сделан вывод о том, что оригинальные дидактические разработки
Адриановых и их успешный уникальный опыт внедрения идей свободного воспитания в традиционной школе обозначили новое направление в развитии идей Монтессори в России.
Ключевые слова: А. Е. и М.Адриановы, педагогика М. Монтессори в России, свободная работа
в школе, самостоятельные занятия.
THE CONTRIBUTION OF ANASTASIA AND MARIA ADRIANOV TO THE DEVELOPMENT OF MONTESSORI IDEAS IN RUSSIA
F. L. Ratner, A. Yu. Yusupova
Abstract. The article presents a reconstruction of little-known Russian teachers Anastasia and Maria Adrianov pedagogical views, and their unique experience of M. Montessori ideas adaptation to the mass Soviet school in the 1920th–1950th. The pedagogues’ family name verification has allowed us to study systematically the publications of A. and M. Adrianov and perform a chronological classification of their creative activities. Comparative analysis of pedagogical principles, teaching forms, methods, curriculum and didactic materials of the Adrianovs with M. Montessori and Yu. Fausek traditions reveals the continuity of their views. The article also presents a description of some original didactic approaches and materials. Successful experience of the Free Education and traditional school system integration indicates a new direction of the Montessori Education development in Russia.
Keywords: Anastasia and Maria Adrianov, Montessori Education in Russia, free choice of activity at school, independent work.
Ратнер Фаина Лазаревна, доктор педагогических наук, профессор кафедры зарубежной лингвистики Казанского
федерального университета
e-mail: faina.ratner@kpfu.ru
Ratner Faina L., ScD in Education, Professor, Foreign linguistics Department, Kazan Federal University
e-mail: faina.ratner@kpfu.ru
Юсупова Александра Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зарубежной лингвистики
Казанского федерального университета
e-mail: alex.yusupova@mail.ru
Yusupova Alexandra Yu., PhD in Education, Associate Professor, Foreign linguistics Department, Kazan Federal University
e-mail: alex.yusupova@mail.ru
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ, РИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
И. Ю. Синельников
Аннотация. В статье рассмотрены основные негативные тенденции в сфере детского здоровья
(увеличение числа детей с отставанием биологического уровня развития; рост заболеваемости,
хронической патологии детей; снижение численности абсолютно здоровых детей, начинающих обучение в школе и др.), представлены различные точки зрения на состояние здоровья
детей школьного возраста и негативно влияющие на них факторы (генетические, социокультурные,
психологические, институциональные и др.), обозначены существующие стереотипы
в понимании причин ухудшения детского здоровья (увеличение объемов учебных нагрузок и интенсивности образовательного процесса, низкий уровень профессиональной компетентности
учителей), выявлены основные риски и перспективы развития существующей рискогенной ситуации (риск дезинтеграции теории и практики профилактики заболеваний школьников; риск инерционного функционирования школы; риск имитации деятельности в сфере сбережения
здоровья школьников), предлагаются пути решения существующих проблем и рисков (формирование
рейтинга факторов негативного влияния на состояния здоровья школьников, разработка
инструментария для формирования у школьников умений работать с растущими объемами нагрузок, обновление системы повышения квалификации учителей).
Ключевые слова: здоровье, школа, риск, здоровьесбережение, социокультурные факторы, негативные
тенденции, перегрузки.
HEALTH STATUS OF RUSSIAN STUDENTS: INFLUENCE FACTORS,
RISKS AND PERSPECTIVES
I. Yu. Sinelnikov
Abstract. The article describes the main negative trends in the field of child health (increase in the number of children with retarded biological development level, increase in the incidence, chronic disease
children; the decrease in the number of absolutely healthy children starting the school, etc.), presents a different perspective on the health of school-age children and negative factors influencing them (genetic, socio-cultural, psychological, institutional, etc.), designates stereotypes in understanding
the causes of the deterioration of children’s health (increase in training load and intensity of the educational process, the low level of professional competence of teachers) identifies the major risks and prospects of development of the existing risk-taking situation (the risk of disintegration of the theory and practice of preventing pupils diseases; risk of inertial functioning of the school; the risk of simulation
activities in healthcare), offers the ways to solve existing problems and risks (formation of rating for a negative impact on the health status of schoolchildren factors, the creation of tools for the formation
of students’ abilities to work with the growing amount of load, update teacher training system).
Keywords: health, school, risk, healthcare, socio-cultural factors, the negative trends, overload.
Синельников Игорь Юрьевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российская академия образования
e-mail: siu1104@yandex.ru
Sinelnikov Igor Yu., PhD in Education, Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development, Russian
Academy of Education
e-mail: siu1104@yandex.ru
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
И. И. Баврин, Е. В. Кузнецова
Аннотация. В статье исследуются противоречия информационного общества, требования к личности и профессионалу, определяющие роль и место современного высшего образования и перспективы его развития. Доказывается, что противостоять негативным разрушительным
тенденциям возможно посредством сохранения и возрождения традиционных общечеловеческих
и национальных ценностей.
Ключевые слова: информационное общество, высшее образование, личность.
HIGHER EDUCATION IN INFORMATION SOCIETY:
PROBLEMS AND PROSPECTS
I. I. Bavrin, E. V. Kuznetsova
Abstract. The article discusses the characteristics of the information society, the individual needs and learning objectives, the role and place of modern higher education and its development prospects. Based on the analysis of works by contemporary Russian philosophers, sociologists, psychologists and educators the authors present the existence of objective contradictions that define the ambivalent position
of education in modern society. The study argues that counter the negative destructive tendencies is possible through the preservation and revival of traditional universal and national values.
Keywords: information society, higher education, personality.
Баврин Иван Иванович, доктор физико-математических наук, академик РАО, профессор кафедры теоретический
информатики и дискретной математики Московского педагогического государственного университета
e-mail: ivbavrin@yandex.ru
Bavrin Ivan I., ScD in Physics and Mathematics, Academician , Russian Academy of education, Professor, Discrete Mathematics and Theoretical Computer Science Department, Moscow State University of Education
e-mail: ivbavrin@yandex.ru
Кузнецова Елена Васильевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики
Липецкого государственного технического университета, докторант Московского педагогического государственного университета
e-mail: eva312@rambler.ru
Kuznetsova Elena V., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Applied Mathematics Department, Lipetsk State Technical University, post-graduate student, Moscow State University of Education
e-mail: eva312@rambler.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ГРАММАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К НАПИСАНИЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
Л. О. Денисова
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития речи и мышления учащихся в процессе подготовки
к написанию изложений на основе использования творческих заданий на уроках грамматики;
в качестве дополнительных в статье рассматриваются разного уровня сложности репродуктивные и продуктивные задания к текстам на примере изложения-миниатюры, изложения
с перегруппировкой материала; стилистические, лексические, грамматические задания
носят интерпретационный характер и направлены на обучение школьников толкованию текста.
Ключевые слова: развитие речи и мышления школьников, творческие задания, изложение-миниатюра, изложение с перестановкой причины и следствия.
THE USE OF CREATIVE TASKS AT GRAMMAR LESSONS
WITH THE AIM OF PREPARING STUDENTS TO WRITE SUMMARIES
L. O. Denisova
Abstract. The article is devoted to the development of speech and thinking of students and their preparation
for writing the summaries through the use of creative tasks in grammar lessons. As additional material the article considers different reproductive and productive tasks to texts on the example of a statement miniature, the statement with a material regrouping; stylistic, lexical, grammatical tasks have interpretative nature and are directed on training school students in interpretation of the text.
Keywords: development of the speech and thinking of students, creative tasks, statement miniature, statement with cause and effect shift.
Денисова Лариса Оганесовна, доцент кафедры теории и практики преподавания русского языка и русского
как иностранного Московского педагогического государственного университета
e-mail: denisovalarisao@list.ru
Denisova Larisa O., Associate Professor, Theory and Practice of teaching Russian language and Russian as a foreign
language Department, Moscow State University of Education
e-mail: denisovalarisao@list.ru
«БАСНИ В ЛИЦАХ» В. И. РЕБИКОВА:
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЖАНРА (к 150-летию со дня рождения композитора)
Б. Р. Иофис, А. М. Лесовиченко
Аннотация. Статья посвящена проблеме освоения школьниками жанра басни на основе синтеза
литературы, музыки и театра в рамках полихудожественного подхода к обучению и воспитанию
детей. Потребность в специальных средствах для решения этой педагогической задачи объясняется наличием противоречия между внешней простотой басен и необходимостью достаточного
багажа жизненного опыта и знаний для их адекватного понимания. Вопрос рассматривается
на материале произведения композитора В. И. Ребикова «Басни в лицах» на тексты И. А. Крылова, специально созданного для организации музыкально-театрального творчества школьников. Особенностью данного цикла является широкое использование приема мелодекламации,
весьма популярного на рубеже XIX–XX вв., в том числе и в школьных театральных постановках.
На основе анализа отдельных частей цикла выявляется дидактическая направленность
музыки «Басен в лицах», позволяющая учащимся наглядно представить характеры и отношения
персонажей и сконцентрировать внимание на смысле поэтического текста.
Ключевые слова: басня, мелодекламация, полихудожественный подход, музыкально-театрализованная
деятельность, дидактика, педагогика.
V. I. REBIKOV’S “FABLES IN PERSONS”: MUSICAL-DIDACTIC INTERPRETATION OF THE GENRE (to the 150th anniversary of the composer)
B. R. Iofis, A. M. Lesovichenko
Abstract. The article deals with the problem of studying fables by school students based on synthesis of literature, music and theatre within poly-art approach to teaching and educating children. The need for special means for the solution of this pedagogical task could be explained by the contradiction between external simplicity of fables and need of sufficient life experience and knowledge for their adequate understanding.
Authors consider the issue on the case study of “Fables in persons” by the composer V. I. Rebikov on texts by I. A. Krylov specially created for the organization of musical and theatrical creativity of school students. A feature of this cycle is the wide use of melodic recitals very popular at the turn of the 19–20th centuries, including school theatrical performances. Based on the analysis of separate parts of a cycle, the didactic orientation of music of “Fables in persons” is revealed allowing pupils to visualize the characters’ nature and their relations and to focus on the meaning of the poetic text. .
Keywords: fable, melodic recitals, poly-art approach, musical and theatrical activity, didactics, pedagogy.
Иофис Борис Романович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии и технологий педагогики
музыкального образования Института искусств Московского педагогического государственного университета, член Союза композиторов России
e-mail: iofisbr@gmail.com
Iofis Boris R., PhD in Education, Associate Professor, Methodology and Technology of Music Education Department,
Art Institute, Moscow State University of Education, Member of the Union of Composers of Russia
e-mail: iofisbr@gmail.com
Лесовиченко Андрей Михайлович, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, профессор
кафедры народной художественной культуры и музыкального образования Новосибирского государственного
педагогического университета, профессор кафедры философии и культурологии Сибирского государственного университета путей сообщения
e-mail: lecovichenko50@mail.ru
Lesovichenko Andrey M., ScD in Culturology, PhD in Art Criticism, Associate Professor, Professor, “Folk Arts Culture
and Music Education” Department, Novosibirsk State Pedagogical University, Professor, Philosophy and Culturology
Department, Siberia State University of Railway
e-mail: lecovichenko50@mail.ru
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ШКОЛЬНИКОВ:
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
П. А. Хроменков
Аннотация. Путем анализа существующего опыта организации внеклассной и внешкольной деятельности с воспитанниками, научных работ в области психологии, теории воспитания и социологии, в которых раскрываются условия построения внеурочной деятельности личности,
группы, коллектива, в статье раскрывается сущность общественной практики школьников
как социально значимого для них вида деятельности, обосновываются ее цель, задачи и приоритетные направления развития.
Ключевые слова: воспитывающая среда, социализация личности, общественная практика, ценностно-ориентирующий подход к воспитанию.
SOCIAL PRACTICE OF SCHOOLCHILDREN:
STATE AND WAYS OF PERFECTION
P. A. Khromenkov
Abstract. Through the analysis of the existing experience of extracurricular and out-of-school activities
with pupils, through the analysis of scientific papers on psychology, upbringing theory and sociology
which show the conditions for creating extra-curricular activities of the individual, the group or team, the article reveals the essence and the state of the social practice of schoolchildren as a socially important activity type and substantiates its objective, tasks and priority directions of development.
Keywords: upbringing environment, social practice, socialization of personality, value- orientated approach to upbringing.
Хроменков Петр Александрович, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета
e-mail: pahrom2011@yandex.ru
Khromenkov Pyotr A., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Pedagogy Department, Moscow State Regional University
e-mail: pahrom2011@yandex.ru
НАДПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ФИЗИКЕ
М. А. Шевель
Аннотация. В статье обсуждается понятие надпредметного содержания школьного курса физики,
обосновывается актуальность его исследования. Приводятся результаты исследования надпредметного содержания лабораторных работ нескольких школьных учебников по физике. Полученные результаты демонстрируют отсутствие какой-либо системы и учета надпредметного
содержания при составлении описаний лабораторных работ. В статье обосновывается
важность рассмотрения и учета надпредметного содержания, а также возможность использовать его как средство индивидуализации образования.
Ключевые слова: надпредметное, метапредметное, дисциплина, образовательная программа,
содержание образования, стандарт, индивидуализация, исследование надпредметного содержания
учебника, учебник по физике, лабораторная работа, деятельность.
META-SUBJECT CONTENT OF LAB WORKS IN SCHOOL TEXTBOOKS ON PHYSICS
M. A. Shevel
Abstract. The article is devoted to the concept of metasubject content of a school course of physics and its contemporary importance. Results of investigation of the metasubject content of lab works in physics textbooks are presented. These results demonstrate the absence of any system of using the meta-subject content in composing of laboratory work descriptions. The article justifies the importance of the consideration and integration the metasubject content and the ability to use it as a means of personalization of education.
Keywords: meta-subject, meta-disciplinary, discipline, educational program, standard, personalization,
educational content, meta-subject analyses of textbook, textbook of physics, lab work, activity.
Шевель Михаил Александрович, аспирант Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова,
факультет педагогического образования
e-mail: shevel1988@gmail.com
Shevel Mikhail A., post-graduate student, Teacher’s training faculty, Lomonosov Moscow State University, Department
of Pedagogy
e-mail: shevel1988@gmail.com
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
С. Г. Гильмиярова, К. В. Даутова, Ю. Ю. Шамигулова
Аннотация. Цель нашей работы заключалась в том, чтобы определить уровень критического
мышления студентов физико-математических факультетов педвузов. Для этого был разработан специальный опросник. Анализ результатов показал, что уровень критического мышления студентов от первого к пятому курсу возрастает незначительно. Авторами предложен
спецкурс, способствующий эффективному формированию критического мышления у студентов.
Ключевые слова: высшее образование, педагогический вуз, критическое мышление.
TO THE QUESTION OF CRITICAL THINKING FORMING AT THE STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
S. G. Gilmiyarova, K. V. Dautova, Yu.Yu. Shamigulova
Abstract. The aim of the article is to determine the critical thinking level of the students of the physics
and mathematics department at pedagogical universities. A special questionnaire was designed for this purpose. The results indicate some progress of developing the critical thinking of the students from the first to fifth courses. The authors suggest a special course which makes developing of students’ critical thinking more efficient.
Keywords: higher education, pedagogical university, critical thinking.
Гильмиярова Софья Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и теоретической
физики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа
e-mail: sgilmiarova@mail.ru
Gilmiyariva Sophia G., ScD in Education, Professor, General and Theoretical Physics Department, Akmulla Bashkir
State Pedagogical University, Ufa
e-mail: sgilmiarova@mail.ru
Даутова Канзибану Ваисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и информатики
Института развития образования Республики Башкортостан
e-mail: dautova.banu@yandex.ru
Dautova Kinzyabany V., PhD in Education, Associate Professor, Physics, Mathematics and Computer science Department,
Education Development Institute, Bashkortostan
e-mail: dautova.banu@yandex.ru
Шамигулова Юлия Юрьевна, магистрант 1-го года обучения физико-математического факультета Башкирского
государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа
e-mail: juliyasham@rambler.ru
Shamigulova Yulia Yu., Master Student, Physics and Mathematics Faculty, Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa
e-mail: juliyasham@rambler.ru
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
И. И. Борисова
Аннотация. В статье раскрывается система внутреннего мониторинга за формированием универсальных
учебных действий в основной школе как важнейшая задача управленческой деятельности. Приводятся примеры контрольно-методических срезов, которые позволяют достичь эффективного
результата.
Ключевые слова: мониторинговое исследование, результативность обучения; предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты.
MONITORING OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES AND STUDENTS’ ACHIEVEMENTS IN COMPREHENSIVE SCHOOLS
I. I. Borisova
Abstract. The article deals with the system of monitoring research of universal learning activities in secondary schools as a main task of the management activity. There are a lot of examples of controlling and methodological
tests which can lead to effective results.
Keywords: monitoring research, educational effectiveness, subjects results, inter-subject results, personal
achievements.
Борисова Ирина Ивановна, директор средней общеобразовательной школы № 17 г. Липецка
e-mail: Irin-borisov@yandex.ru
Borisova Irina I., Head-mistress, Comprehensive school No. 17, Lipetsk
e-mail: Irin-borisov@yandex.ru