Language

Журнал «Наука и школа», № 5 за 2015 год

  (полная версия)

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ

Коноплин Ю. С.

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с адаптацией молодежи на рынке
труда и ее включенностью в социально-трудовые отношения. На основе анализа социально-
экономической ситуации определяются первоочередные меры по формированию устойчивых
трудовых траекторий современной молодежи. Анализ различных форм нестандартной за-
нятости позволяет выделить наиболее значимые проблемы на молодежном рынке труда и
предложить необходимые способы их решения.

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, нестандартная занятость, социальные партнеры,
социальные риски, диверсификация занятости, молодежная безработица.

PROTECTION OF THE RIGHTS AND INTERESTS OF THE YOUTH
WITHIN THE NON-STANDARD EMPLOYMENT
Yu. S. Konoplin
The article examines the main problems associated with the adaptation of the youth labor market and
its involvement in social and labor relations. Based on the analysis of the social and economic situation
the article identifies priority actions for the creation of sustainable employment trajectories of the
modern youth. Analysis of various forms of non-standard employment allows to highlight the most
important problems in the youth labor market and to suggest appropriate solutions.
Keywords: the youth, labor market, non-standard employment, social partners, social risks, diversification
of employment, youth unemployment.

Коноплин Юрий Сергеевич, доктор политических наук, профессор Московского педагогического госу-
дарственного университета
e-mail: budanovama@mail.ru
Konoplin Yuriy S., ScD in Political Science, Professor, Moscow State Pedagogical University
e-mail: budanovama@mail.ru

 

ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НОРМАМИ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И. А. Куринова

Защита прав несовершеннолетних в современной России связана с рядом проблем теоретиче-
ского и практического характера, которые вызваны различными обстоятельствами. В пер-
вую очередь указанная ситуация обусловлена отсутствием единого подхода в вопросах защи-
ты прав несовершеннолетних и недостатками в правовой регламентации реализации прав
несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетний, правозащитная деятельность, правоохранительная
деятельность, уголовное судопроизводство, уполномоченный по правам ребенка, профилакти-
ка безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прокурорская деятельность.

PROTECTION OF THE RIGHTS OF MINORS BY THE STANDARDS
OF MODERN RUSSIAN LEGISLATION
I. A. Kurinova
Protection of the minors in modern Russia is associated with a number of theoretical and practical
problems that are caused by different circumstances. In the first place, the above mentioned situation
is due to the lack of a unified approach to the protection of the rights of minors and to the legal regulation
of the rights of minors.
Keywords: minor, advocacy, law enforcement, criminal justice, commissioner for children’s rights, the
prevention of child neglect and juvenile delinquency, prosecutorial activities.

Куринова Ирина Александровна, доктор исторических наук, профессор, и.о. завкафедрой права Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: irinakurinova@bk.ru
Kurinova Irina A., ScD in History, Professor, Acting Chairperson, Department of Law, Moscow State Pedagogical
University
e-mail: irinakurinova@bk.ru

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА
В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И МОЛОДЕЖИ
С. С. Галахов, Л. Л. Тузов
В статье рассматриваются некоторые проблемы и направления деятельности по профилак-
тике экстремизма. Приводятся факторы, способствующие экстремистской деятельности, и
цели, достигаемые при противодействии ей. Приводятся виды информационного обеспечения
профилактики экстремизма, задачи, решаемые при ее осуществлении. Рассмотрены уровни
профилактики экстремизма.
Ключевые слова: несовершеннолетние, молодежь, экстремизм, виктимология, профилакти-
ка экстремизма, воспитание, преступление.

THE PROBLEM OF PREVENTING EXTREMISM
AMONG THE MINORS AND YOUTH
S. S. Galakhov, L. L. Tuzov
The article deals with some of the challenges and actions for the prevention of extremism. It also analyzes
the factors stimulating extremist activities and the objectives achieved in combating it. The types
of information support for the prevention of extremism, the tasks involved in its implementation and
also the levels of prevention of extremism are considered.
Keywords: the minors, the youth, extremism, victimology, prevention of extremism, education, crime.

Галахов Сергей Сергеевич, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти, правоохра-
нительной и правозащитной деятельности Московского педагогического государственного университета
e-mail: junior86@rambler.ru
Galakhov Sergey S., ScD in Juridical Science, Professor, Judicial Authority, Law-Enforcement and Human Rights
Activity Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: junior86@rambler.ru
Тузов Лев Львович, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти, правоохранитель-
ной и правозащитной деятельности Московского педагогического государственного университета
e-mail: elenatuz@mail.ru
Tuzov Lev L., ScD in Juridical Science, Professor, Judicial Authority, Law-Enforcement and Human Rights Activity
Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: elenatuz@mail.ru

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К РЕЗУЛЬТАТАМ И УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ
Е. В. Кулакова, М. Л. Любимов, Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина
В статье рассматриваются актуальные проблемы обеспечения качественного основного обще-
го образования детей с нарушениями слуха с учетом их особых образовательных потребно-
стей, преемственности основных образовательных программ на разных ступенях образова-
ния, раскрыты условия реализации основной образовательной программы и требования к ре-
зультатам основного общего образования.
По заданию Министерства образования и науки РФ авторами статьи был разработан про-
ект специальных требований в ФГОС основного общего образования для глухих и слабослыша-
щих детей, обучающихся совместно со слышащими сверстниками (инклюзивное образование).
Реализация разработанных требований способствует доступности качественного образова-
ния данной категории обучающихся, обеспечению их личностного развития, социализации и
интеграции в обществе, а также достижению объективной оценки результатов образования
с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями слуха, преемственно-
сти основных образовательных программ на разных ступенях образования.
Ключевые слова: основное общее образование, дети с нарушениями слуха, условия образова-
ния, результаты образования.

BASIC GENERAL EDUCATION OF PUPILS WITH HEARING DISORDERS:
SPECIAL REQUIREMENTS TO THE RESULTS AND TEACHING CONDITIONS
E. V. Kulakova, M. L. Lubimov, T. A. Solovyeva, E. Z. Yakhnina
The article considers key issues of providing quality basic education for children with hearing disorders
in accordance with their educational needs, succession of basic educational programs at different
stages of education. Conditions of implementation of the main educational program and the requirement
to the results are revealed.
Following the instructions of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation the
authors of the article worked out a draft of special requirements in Federal system of general education
for the children with hearing disorders who are trained together with their peers (inclusive education).
Implementation of the developed requirements promotes to the availability of quality education
for this category of students, to ensuring their personal development, socialization and integration in
society, and also to the achievement of an objective assessment of the results of education considering
special educational needs of children with hearing disorder, continuity of the basic educational programs
at different learning stages.
Keywords: basic general education, children with hearing disorders, conditions of education, results
of education.

Кулакова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопеда-
гогики и инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного
университета
e-mail: evlk@mail.ru
Kulakova Elena V., PhD in Education, Professor, Surdopedagogy and Inclusive education Department, Institute
of childhood, Moscow State Pedagogical University
e-mail: evlk@mail.ru
Любимов Михаил Львович, кандидат психологических наук, директор ГБОУ ЦППРиК «Благо»
e-mail: lubimov_63@pochta.ru
Lyubimov Mikhail L., PhD in Psychology, director, State Budgetary Educational Institution, Center of psychological
and pedagogical rehabilitation and correction “Blago”
e-mail: lubimov_63@pochta.ru
Соловьева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института детства
Московского педагогического государственного университета
e-mail: ta.solovyova@m.mpgu.edu
Solovyova Tatiana A., PhD in Education, Associate Professor, Director, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical
University
e-mail: ta.solovyova@m.mpgu.edu
Яхнина Елена Захаровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики и ин-
клюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: yaez@mail.ru
Yakhnina Elena Z., PhD in Education, Professor, The department of surdopedagogy and of inclusive education,
Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University
e-mail: yaez@mail.ru

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО ФГОС
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
А. Д. Плутенко, Б. А. Карев, А. В. Лейфа
В статье рассмотрены возможности реализация требований нового ФГОС через использова-
ние современных информационных технологий в педагогическом образовании, необходимость
совершенствования уже существующего учебно-методического и технико-технологического
обеспечения методической и специальной подготовки будущего учителя.
Ключевые слова: информатизация общества, информационные и коммуникационные техно-
логии, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального
образования (ФГОС ВПО).

IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS OF NEW FEDERAL
STATE EDUCATIONAL STANDARDS THROUGH THE USE OF MODERN
INFORMATION TECHNOLOGIES IN FUTURE TEACHER’S
VOCATIONAL TRAINING
A. D. Plutenko, B. A. Karev, A. V. Leyfa
The article considers the opportunities of implementation of requirements of new federal state educational
standards through the use of modern information technologies in pedagogical education and
analyzes the need of the improvement of already existing educational and methodical as well as technical
and technological support of methodical and special training of future teachers.
Keywords: informatization of society, information and communication technologies, federal state educational
standard of higher education.

Плутенко Андрей Долиевич, доктор технических наук, профессор, ректор Амурского государственного
университета, г. Благовещенск
e-mail: master@amursu.ru
Plutenko Andrey D., ScD in Engineering Sciences, Professor, Rector, Amur State University, Blagoveshchensk
e-mail: master@amursu.ru
Карев Борис Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и
педагогики Амурского государственного университета, г. Благовещенск
e-mail: Karevdok.27@mail.ru
Karev Boris A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Psychology and Pedagogy Department, Amur State
University, Blagoveshchensk
e-mail: Karevdok .27@mail.ru
Лейфа Андрей Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора Благовещенского госу-
дарственного педагогического университета
e-mail: aleifa@mail.ru
Leyfa Andrey V., ScD in Education, Professor, Acting Rector, Blagoveshchensk State Pedagogical University
e-mail: aleifa@mail.ru

 

О НЕОБХОДИМОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
А. В. Смирнов
В статье обосновывается необходимость введения государственного регулирования в области
проектирования и создания современных образовательных сред. Важность таких работ опреде-
ляется, с одной стороны, сложившимся несоответствием условий обучения требованиям сегод-
няшнего информационного общества, а с другой – важностью проблемы пересмотра устаревших
норм и способов оптимизации учебно-воспитательного процесса и создания благоприятных фак-
торов для повышения его эффективности. Государство в течение ряда последних лет выделяет
немалые средства на обновление старых и создание новых материальных средств и условий, не-
обходимых для обучения. Но все эти попытки тщетны, если отсутствует единая федеральная
политика в области формирования образовательных сред. Необходима координация научно-ис-
следовательских работ по формированию новых образовательных сред и созданию благоприят-
ных условий для оптимальной организации современного учебно-воспитательного процесса. Эту
работу должна осуществлять структура, уполномоченная на этот вид деятельности Мини-
стерством образования и науки РФ. Поэтому в статье предлагается создание при одном из
федеральных педагогических вузов специального Центра формирования образовательных сред.
Ключевые слова: образовательная среда, средства обучения, педагогико-эргономические
требования.

ON THE NECESSITY OF STATE REGULATION IN CREATING
EDUCATIONAL ENVIRONMENTS
A. V. Smirnov
The article substantiates the need for the introduction of state regulation in the creation and development
of modern educational environments. The importance of such work shall be determined on the one hand
by the prevailing mismatch conditions of training demands of today’s information society and on the
other hand, the significance of the revision of outdated standards and ways to optimize the educational
process and creation of favorable factors to enhance its effectiveness. The government over the last few
years allocates funds for renovation of old and creation of new material resources and conditions necessary
for learning. But all these attempts are futile if there is no uniform federal policy on the formation of
educational environments. It is necessary to coordinate scientific research to create new educational environments
and to create favorable conditions for the optimal organization of modern educational process.
This work should be carried out by a structure authorized for this activity by the Ministry of Education
and Science of the Russian Federation. Therefore, this article proposes the establishment at one of the
special pedagogical universities of the Federal Center for Educational Environment.
Keywords: learning environment, teaching resources, pedagogical and ergonomic requirements.

Смирнов Александр Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики
обучения физике Московского педагогического государственного университета
e-mail: smirnovav@rambler.ru
Smirnov Alexander V., ScD in Education, Professor, Theory and Methods of teaching Physics Department, Moscow
State Pedagogical University
e-mail: smirnovav@rambler.ru

 

АКТИВИЗАЦИЯ И ОПТИМИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
С. А. Смирнов, Д. А. Исаев
В статье представлены основные идеи концепции системы методической подготовки сту-
дентов – будущих учителей физики с применением электронного обучения, реализация кото-
рых позволит, по мнению авторов, активизировать и оптимизировать учебный процесс. К
основным идеям концепции авторы относят: практико-ориентированную аудиторную учеб-
ную деятельность, усиление коллаборативной (collaborative) составляющей обучения, создание
студентами реальных продуктов учебной деятельности, использование виртуальных симуля-
торов, усиление ориентированности обучения на личность конкретного студента. В статье
также обозначены риски применения электронного обучения: применение электронного обуче-
ния в тех случаях, когда это неуместно, чрезмерное его применение, усиление «замкнутости»
обучаемых, использование чужих решений (плагиат), готовность участников учебного процес-
са к применению электронного обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, преподавание физики, методическая подготовка.

INTENSIFICATION AND OPTIMIZATION OF METHODICAL PREPARATION
OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICS USING E-LEARNING
S. A. Smirnov, D. A. Isaev
The article presents the basic ideas of the concept of methodical preparation of students - future teachers
of physics using e-learning, the implementation of which will, according to the authors, enhance
and optimize the learning process. The main ideas of the authors of the concept include: practice-oriented
classroom training activities, strengthening collaborative component of training, creation by students
real products of training activities, the use of virtual simulators, strengthening of the orientation
of training on the personality of a particular student. The article also identifies the risks of the use of
e-learning: the use of e-learning in those cases where it is inappropriate, excessive use of it, increasing
„isolation” of students, the use of other people’s decisions (plagiarism), readiness of the participants of
the educational process to the use of e-learning.
Keywords: e-learning, teaching physics, methodical preparation.

Смирнов Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, докторант кафедры теории и методики
обучения физике, главный специалист Управления информационного обеспечения Московского педагоги-
ческого государственного университета
e-mail: sa.smirnov@mpgu.edu
Smirnov Sergey A., PhD in Education, doctoral student, Theory and Methods of teaching Physics Department,
Head specialist of IT-department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: sa.smirnov@mpgu.edu
Исаев Дмитрий Аркадьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики об-
учения физике, декан факультета физики и информационных технологий Московского педагогического го-
сударственного университета
e-mail: da.isaev@m.mpgu.edu
Isaev Dmitry A., ScD in Education, Professor, Theory and Methods of teaching Physics Department, Vice Chairperson,
Physics and IT Faculty, Moscow State Pedagogical University
e-mail: da.isaev@m.mpgu.edu

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ
НА БАЗЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
НА ПРИМЕРЕ СДО MOODLE
М. Ю. Глотова, Е. А. Самохвалова
Статья посвящена вопросам необходимости изменения парадигмы современного образования,
возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий согласно норма-
тивно-правовой базе системы образования (Закон об образовании, ФГОС, профессиональный
стандарт педагога). Данная статья также характеризует понятие «индивидуальная образова-
тельная траектория» как проявление системно-деятельностного подхода к обучению. Индиви-
дуальный подход к каждому обучающемуся – как одна из основных образовательных технологий,
зависящая от его мотивации, обучаемости и осуществляемая в сотрудничестве с педагогом.
Рассматриваются возможности СДО Moodle для выстраивания индивидуальных образователь-
ных траекторий в зависимости от уровня освоения темы, целей и особенностей обучающегося.
Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, личностно-ориентирован-
ное образование, профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, ИКТ-
технологии, СДО Moodle, мобильные технологии.

INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES
BASED ON THE SYSTEMS OF DISTANCE SUPPORT
FOR EDUCATIONAL PROCESS ON THE EXAMPLE
OF THE LMS MOODLE
M. Yu. Glotova, E. A. Samokhvalova
The article presents the need to change the paradigm of modern education, the possibility of formation
of individual educational trajectories according to the regulatory framework of the education system
(The Law on Education, the FSES, the professional standard of the teacher). The article also analyzes
the concept of „individual educational trajectory” as a manifestation of system-activity approach to
learning. Individual approach to each student is one of the key educational technologies depending
on his or her motivation, learning ability, and which is carried out in cooperation with the teacher.
The possibilities of the LMS Moodle for constructing individual educational trajectories depending
on the level of development of the themes, objectives and characteristics of the student are considered.
Keywords: individual educational trajectory, personality-oriented education, teacher professional
standard, professional competence, ICT technology, LMS Moodle, mobile technology.

Глотова Марина Юрьевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных
технологий в образовании Московского педагогического государственного университета
e-mail: muglotova@mail.ru
Glotova Marina Yu., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Information Technologies in Education
Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: muglotova@mail.ru
Самохвалова Евгения Александровна, старший преподаватель кафедры информационных технологиий
в образовании Московского педагогического государственного университета
e-mail: jane2802@yandex.ru
Samokhvalova Eugenia A., senior lecturer, Information Technologies in Education Department, Moscow State
Pedagogical University
e-mail: jane2802@yandex.ru

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (О РАЗЛИЧНЫХ
ЗНАЧЕНИЯХ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ»)
Г. Л. Ильин
Рассматриваются три взаимосвязанных понимания технологии – производственная, педаго-
гическая и образовательная. Производственная предполагает воздействие человека на мир,
педагогическая – воздействие человека на человека, образовательная представляет собой воз-
действие человека на самого себя, его само-деятельность. Утверждается различие двух форм
познания: естественнонаучного (картезианского) и гуманитарного, возникших в период Нового
времени и Просвещения. Они порождены двумя формами мировосприятия: логическим и ана-
логическим. В современном обществе их различие становится общезначимым и порождающим
противоречия, особенно в сфере образования. Возникает необходимость в ином мировосприя-
тии, ином образовании учащихся, иной образовательной технологии. Одна из них, основанная
на аналогическом (метафорическом) мышлении, изложена в статье.
Ключевые слова: технология, педагогическая технология, метафора, аналогическое мышле-
ние, образовательная технология.

EDUCATIONAL TECHNOLOGY (ON VARIOUS VALUES OF THE CONCEPT
„TECHNOLOGY”
G. L. Ilyin
The article considers three interrelated understandings of technology – technology production, pedagogical
and educational. Production implies the human impact on the world, pedagogical is the human
impact on the human, educational technology represents a human impact on himself, his self-activity.
The distinction of two forms of knowledge is approved: natural Sciences (Cartesian) and humanitarian
emerged in the Modern period and the Enlightenment. They are generated by two forms of perception:
logical and analogical. In modern society their distinction becomes of general interest and generates
controversy, especially in the field of education. There is a need for a different worldview, a different
education, different educational technologies. One of them, based on analogical (metaphorical) thinking,
is presented in the article.
Keywords: technology, pedagogical technology, metaphor, analogical thinking, educational technology.

Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического госу-
дарственного университета
e-mail: gor-946@yandex.ru
Ilyin Georgy L., ScD in Education, Professor, Moscow State Pedagogical University
e-mail: gor-946@yandex.ru

 

ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ. ТЕМА «НЕРАВЕНСТВА»
А. В. Боровских, В. Е. Веревкина
В статье проводится анализ проблем, возникающих при изучении курса математики средней
школы на примере темы «Неравенства». Показано, что причиной основных затруднений школь-
ников является каскад из неявных смен представлений о математических объектах и действиях
с ними, которые никак не обрабатываются в методике. Первая смена – это смена представления
о числовом неравенстве как о результате выполнения действия сравнения чисел на представле-
ние о числовом неравенстве как о логическом утверждении, которое может быть истинно или
ложно. Вторая – смена представления о решении как о действии по определенному алгоритму на
представление о решении как о целесообразном преобразовании, подчиняющемся некоторым пра-
вилам. Третья – смена представления об уравнении как информации относительно некоторого
конкретного, но неизвестного числа на представление о неравенстве и уравнении как об условии
на переменную. Четвертая – смена представления о законах арифметики, как устанавливаемых
на основе очевидности, на представление о законах алгебры, устанавливаемых на основе доказа-
тельства. И, наконец, пятая смена – смена представления о преобразовании числового неравен-
ства как переходе к другому неравенству на представление о преобразовании алгебраического не-
равенства как переходе к тому же неравенству, но в другой форме. На основании введенного прин-
ципа инкапсуляции предложены варианты решения возникающих проблем.
Ключевые слова: методика преподавания, тема «Неравенства», предметное содержание, над-
предметное содержание, инкапсуляция, деятельностная педагогика.

DISCIPLINARY AND META DISCIPLINARY PROBLEMS
OF SCHOOL MATHEMATICS. THE TOPIC „INEQUALITIES”
A. V. Borovskikh, V. E. Verevkina
The article analyzes the problems arising in the study of Mathematics in secondary schools on the example
of „Inequalities”. It is shown that the main cause of student’s difficulties is a cascade of implicit shifts of
representations of mathematical objects and operations, which is not processed in the teaching methodology.
The first shift is a change of the representation about numerical inequalities as result of an operation
with the comparison of numbers to the representation about a numerical inequality as a logical statement
which may be true or false. The second is a change of representation of the solving as an operation according
to a specific algorithm on the representation of the solving as an expedient transformation subjected to
certain rules. The third is a shift of the representation of an equation as a piece of information about some
specific, but an unknown number to the representation about an inequality and equation as a condition
imposed on a variable. The fourth one is a shift of the representation about the laws of arithmetic that were
established on the basis of the evidence to the representation about the laws of algebra that were established
on the basis of the proof. And finally the fifth change is the change of the representation of the transformation
of a numerical inequality as the transition to another inequality to the representation of the transformation
of algebraic inequalities as a transition to the same inequality but in a different form. On the basis
of the introduced principle of encapsulation solutions to these problems are presented.
Keywords: teaching methodology, „Inequalities”, disciplinary content, over disciplinary content, encapsulation,
activity-based pedagogy.

Боровских Алексей Владиславович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры образо-
вательных технологий факультета педагогического образования Московского государственного универси-
тета имени М. В. Ломоносова
e-mail: bor.bor@mail.ru
Borovskikh Alexey V., ScD in Physics and Mathematics, Professor, Educational Technology Department, Teacher
Education Faculty, Lomonosov Moscow State University
e-mail: bor.bor@mail.ru
Веревкина Виктория Евгеньевна, учитель математики МБОУ СОШ №3 г. Красногорска Московской обл.;
аспирант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: verevkina_v.e@mail.ru
Verevkina Victoria E., Math teacher, Secondary School No. 3, Krasnogorsk, Moscow Region; Post-graduate student,
Lomonosov Moscow State University
e-mail: verevkina_v.e@mail.ru

 

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
С. А. Аманжолов
В данной статье освещены проблемы индивидуального подхода, как одного из актуальнейших
вопросов в художественно-педагогическом образовании. Статья раскрывает роль и значение
метода личностно-ориентированного подхода к обучению школьников посредством изобрази-
тельного искусства, рассматривает пути и возможности их решения. В статье дан сравни-
тельный анализ эффективного внедрения государственных образовательных стандартов об-
разования в практику обучения школьников. Сделан акцент на перспективы развития школь-
ного образования на основе действующего стандарта.
Ключевые слова: личность, школьник, ориентированный подход, изобразительное искусство,
обучение.

ROLE AND VALUE OF THE PERSONALITY-FOCUSED APPROACH
TO TEACHING FINE ARTS TO SCHOOLCHILDREN
S. A. Amanzholov
The article highlights the problems of an individual approach as one of the most pressing issues in
education. The article also reveals the role and importance of the personality-focused approach to
teaching students by means of the arts, considers the ways and possibilities of their solution. The article
gives a comparative analysis of effective implementation of the state educational standards into
the practice of teaching. The article focuses on the prospects of development of school education on the
basis of the existing standards.
Keywords: personality, school student, focused approach, fine arts, training.

Аманжолов Сейткали Абдикадырович, доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи ху-
дожественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета
e-mail: s.amanzholov55@mail.ru
Amanzholov Seitkali A., ScD in Education, Professor, Department of Painting, Arts and Graphics Faculty, Moscow
State Pedagogical University
e-mail: s.amanzholov55@mail.ru

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ХИМИИ:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
М. Д. Трухина
В статье рассматривается понятие познавательной задачи с точек зрения философии, пе-
дагогики, психологии. Приведены дидактические требования к содержанию, необходимые для
применения познавательных задач на занятиях по химии в школе. С точки зрения философии
познавательную задачу определяют и как результат логико-познавательной деятельности,
и как контролирующую систему, объединяющую средства, предмет и результат познания.
Психологи смотрят на решение познавательных задач как на средство, инициирующее вну-
триличностный конфликт. Учебно-познавательная задача предназначена не только для до-
стижения целей обучения, предъявляемых извне, но и для развития гуманитарных качеств
человека, определяющих содержания внутренних процессов познания себя, необходимых для
становления социального интеллекта. В школьном процессе обучения химии познавательные
задачи должны носить творческий характер. Успешность применения познавательных задач
в обучении химии в школе зависит от полноты соответствия их ряду дидактических требо-
ваний и систематичности использования.
Ключевые слова: познавательная задача; познавательная задача по химии; интеллектуаль-
ные умения; дидактические требования к содержанию познавательных задач по химии.

COGNITIVE TASKS IN CHEMISTRY:
PEDAGOGICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS
M. D. Trukhina
The article discusses the concept of cognitive tasks from the point of view of philosophy, pedagogy
and psychology. Didactic requirements for the content necessary for the application of cognitive tasks
in chemistry lessons at school are presented. From the point of view of philosophy the cognitive task
is defined both as a result of logical and cognitive activity, and as a control system, comprising the
means, subject and result of cognition. Psychologists look at solving cognitive tasks as a means of
initiating intrapersonal conflict. Educational and cognitive task is intended not only for the achievement
of learning objectives imposed from outside, but also for the development of the human qualities
of the person determining the content of the internal processes of knowledge required for the formation
of social intelligence. In the school course of chemistry cognitive tasks should be of creative nature. The
success of the use of cognitive problems in the teaching of chemistry at school depends on the completeness
of their compliance with a number of didactic requirements and system use.
Keywords: cognitive task; cognitive task in chemistry; intellectual skills; didactic requirements for the
content of the cognitive problems in chemistry.

Трухина Мария Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного обра-
зования и коммуникативных технологий Института биологии и химии Московского педагогического госу-
дарственного университета
e-mail: mt2012@yandex.ru
Trukhina Mariya D., PhD in Education, Associate Professor, Science education and communication technologies
Department, Institute of Biology and Chemistry, Moscow State Pedagogical University
e-mail: mt2012@yandex.ru

 

ИНФОРМАТИКА КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ
ПРЕДМЕТ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. Б. Захарова, А. С. Захаров
В данной статье обоснование роли и места информатики в системе общего образования при-
водится в контексте, с одной стороны, общих проблем содержания школьного образования в
целом и, с другой стороны, основ информатики как науки. Обсуждение этого аспекта ведет-
ся с позиции рассмотрения необходимости формирования представлений у школьников об об-
ласти действительности, связанной с информационными процессами, изучаемой фундамен-
тальной наукой «Информатика», существенной значимости изучения информатики с точки
зрения реализации основных задач школьного образования. Авторами выделены важнейшие
педагогические функции общеобразовательного курса «Информатика» в условиях новой идеоло-
гии построения современного общего образования.
Ключевые слова: школьная информатика, педагогические функции общеобразовательного
курса информатики.

INFORMATICS AS A COMPULSORY SCHOOL SUBJECT IN GENERAL
EDUCATION
T. B. Zakharova, A. S. Zakharov
The article deals with the role and place of Informatics in General education. On the one hand, the
substantiation is provided in the context of the common problems of the content of school education in
general and, on the other hand, the foundations of Informatics as a science. Discussion of this aspect
is carried out considering the need to develop pupils’ views about the area fact related to information
processes, study the fundamental science “Informatics”, significant of the importance of studying
Informatics from the point of view of realization of the main tasks of school education. The authors
highlight the most important pedagogical functions of the Computer Sciences course within the new
ideology of building a modern General education system.
Keywords: school Informatics, pedagogical functions of Computer Sciences course.

Захарова Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и
методики обучения информатике Московского педагогического государственного университета
e-mail: t_zakh@mail.ru
Zakharova Tatiana B., ScD in Education, Professor, Chairperson, Theory and methods of teaching Informatics
Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: t_zakh@mail.ru
Захаров Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Российско-
го государственного аграрного заочного университета, г. Балашиха Московской обл.
e-mail: axel69672@yandex.ru
Zakharov Alexander S., PhD in Education, Associate Professor, Informatics Department, Russian State Agrarian
Correspondence University, Balashikha, Moscow region
e-mail: axel69672@yandex.ru

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ
НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Е. Н. Власова
В статье обсуждаются важнейшие вопросы совершенствования уровня преподавания ино-
странных языков с учетом веяния нового времени, обосновывается использование проблемно-
деятельностного подхода (ПДП) в рамках занятий в старших классах средней школы, описы-
ваются необходимые условия его реализации при обучении лексическому аспекту языка. Особое
внимание уделяется обоснованию использования ПДП при обучении иноязычному общению об-
учающихся старших классов, преодолению трудностей при организации уроков, базирующих-
ся на данном подходе, преимуществах ПДП по сравнению с классическими образовательными
моделями. Что же способствует созданию благоприятных условий для реализации ПДП? Ка-
ким образом создаются подобные условия, и в чем они заключаются? Ответы на эти вопросы
помогут педагогам продуктивно реализовывать ПДП в ходе уроков, достигать высоких резуль-
татов при обучении иноязычному общению.
Ключевые слова: проблемно-деятельностный подход, принцип проблемности, принцип дея-
тельности, условия реализации, мотивация, творческая деятельность, диалогичность.

A PROBLEM-ORIENTED APPROACH: CONDITIONS OF ITS REALIZATION
WHILE TEACHING FOREIGN LANGUAGE VOCABULARY AT HIGH SCHOOL
E. N. Vlasova
The article deals with the most important issues of improving the level of foreign language teaching
according to contemporary tendencies, it grounds the usage of a problem-oriented approach at high
school lessons and describes the necessary conditions to realize it while teaching vocabulary of foreign
languages. Particular focus is given to the usage of problem-oriented approach when teaching how to
communicate in foreign languages. What is more, it helps to understand how to overcome difficulties in
organizing lessons on the basis of this approach, shows the advantages of problem-oriented education
in comparison with classical models. What contributes to the creation of favorable conditions for problem-
oriented approach implementation? How can such conditions be created? How do they “look” like?
The answers to these questions will help teachers to efficiently implement the problem-oriented approach
during their lessons and achieve great results while teaching foreign language communication.
Keywords: problem-oriented approach, problem-solving principle, activity-based principle, conditions
of implementation, motivation, creative activity, dialogism.

Власова Екатерина Николаевна, учитель английского языка ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска; со-
искатель Курского государственного университета
e-mail: biasp1989@gmail.com
Vlasova Ekaterina N., English language teacher, Regional Budgetary Educational Boarding School, Lyceum
№1,Kursk, Post-Graduate Student, Kursk State University
e-mail: biasp1989@gmail.com

 

ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ КАК ОСОБЫЙ РЕЧЕВОЙ ЖАНР
Т. Г. Иргашева, С. А. Белова
В современных условиях общепризнанна роль образовательных и коммуникативных функций
музеев. На сегодняшний день музейная коммуникация осуществляется по таким видам дея-
тельности, как экскурсионная, экскурсионно-выставочная, организация массовых мероприя-
тий. Статья посвящена тексту экскурсии как особому речевому жанру. Текст экскурсии – это
особый речевой жанр, обеспечивающий словесный показ объектов. Текст рассказа должен быть
составлен так, чтобы усилить наглядность и осязаемость объекта. Цель статьи – дать опре-
деление речевому жанру, тексту экскурсии как особому речевому жанру, рассмотреть приемы
работы по обучению учащихся применять полученные сведения для самостоятельного состав-
ления текста экскурсии. В статье представлены результаты обучающего исследования.
Ключевые слова: музейная коммуникация, типы высказываний, модели высказываний, рече-
вой жанр, экскурсовод.

TEXT OF EXCURSION AS A SPECIAL SPEECH GENRE
T. G. Irgasheva, S. A. Belova
In modern conditions the role of educational and communicative functions of the museums is conventional.
Today museum communication is carried out on such kinds of activity, as excursion, excursion
and exhibition, the organization of mass events. The article is devoted to the text of excursion as a special
speech genre. The text of excursion is the special speech genre providing verbal display of objects.
The text of the story has to be made up so that to increase the visibility and tangibility of the object. The
article defines the text of excursion as a special speech genre, considers the working methods on training
pupils to apply the received data for making independent text of excursion. Results of the training
research are presented in the article.
Keywords: museum communication, types of utterances, models of utterances, speech genre, guide

Иргашева Тамара Гулямовна, доктор педагогических наук, доцент Института непрерывного педагогиче-
ского образования Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова
e-mail: tamaraguliamovna@yandex.ru
Irgasheva Tamara G., ScD in Education, Associate Professor, Institute of Continuous Pedagogical Education, N. F.
Katanov Khakassk State University
e-mail: tamaraguliamovna@yandex.ru
Белова Светлана Александровна, аспирантка Хакасского гос. университета им. Н. Ф. Катанова
e-mail: studenkova01@mail.ru
Belova Svetlana A., Post-graduate Student, N. F. Katanov Khakassk State University
e-mail: studenkova01@mail.ru

 

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ
НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
С. Н. Полькина
Статья посвящена решению одной из актуальных педагогических проблем, связанных с раз-
витием рефлексии у школьников. Складывающиеся в настоящее время традиции обучения
утверждают значимость рефлексии как важного качества личности учащегося, обусловлива-
ющего формирование новых ценностно-смысловых образований. Автором раскрыты философ-
ские, психолого-педагогические подходы к определению понятия «рефлексия», выделены теоре-
тические положения, послужившие основой для разработки методических аспектов развития
рефлексии у школьников в обучении с учетом специфики литературы как гуманитарной дис-
циплины; обозначены основные функциональные этапы осуществления рефлексии, отмечены
основные приемы и формы работы по развитию рефлексии у учащихся, выявлены уровни сфор-
мированности рефлексии для проведения диагностических процедур, сделаны выводы о значи-
мости работы, направленной на развитие рефлексии у школьников в образовательной прак-
тике обучения литературе на основе деятельностного подхода.
Ключевые слова: рефлексия, деятельностный подход, учебная деятельность, обучение, пони-
мание, схема организации рефлексии, приемы развития рефлексии.

DEVELOPMENT OF THE REFLECTION OF PUPILS IN THE COURSE
OF TRAINING IN LITERATURE ON THE BASIS OF ACTIVITY APPROACH
S. N. Polkina
The article deals with one of the key pedagogical problems of development of the reflection of pupils.
Modern traditions of training state the importance of reflection as a significant quality of the personality
of the student. The author reveals philosophical, psychology and pedagogical approaches to the
concept “reflection”. The article defines theoretical provisions which formed a basis for the methodical
aspects of development of a reflection in school students taking into account specifics of literature as
a humanitarian discipline. Main functional stages of implementation of a reflection and key methods
and forms of work on development of a reflection in pupils are noted. Levels of formation of a reflection
for carrying out diagnostic procedures are revealed. Conclusions are drawn on the importance of the
work aimed at the development of a reflection in school students in educational practice of training in
literature on the basis of activity approach.
Keywords: reflection, activity approach, educational activity, training, understanding, organization
of reflection, methods of developing reflection.

Полькина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дидактики и частных
методик Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образова-
ния Оренбургского государственного педагогического университета; соискатель ученой степени доктора
наук Московского педагогического государственного университета
e-mail: swetlana_polkina@mail.ru
Polkina Svetlana N., PhD in Education, Associate Professor, Didactics and Specific Methods Department, Institute
of professional development and professional retraining of educators, Orenburg State Pedagogical University,
Applicant for the degree of doctor of science, Moscow State Pedagogical University
e-mail: swetlana_polkina@mail.ru

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСКУССИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ
А. Б. Дамбуева, Л. В. Скокова
В статье рассмотрены обучающие, развивающие функции дискуссии как метода интерактив-
ного обучения и педагогической технологии. Авторами обсуждаются приемы и методы обуче-
ния, используемые при организации дискуссии. На основе применения дискуссионных занятий в
образовательном процессе происходит формирование компетенций. Авторы считают, что
для выявления условий, способствующих эффективному формированию компетенций, препо-
давателей необходимо вооружить системными знаниями по использованию интерактивных
образовательных технологий на практике. Преподаватели должны ориентироваться в много-
образии вариантов учебной дискуссии, знать особенности методики ее проведения.
Процесс подготовки и проведения учебной дискуссии является весьма трудоемким, однако ее
развивающие, воспитательные и обучающие функции очень значимы, так что необходимость
их применения в образовательном процессе очевидна.
Предложены формы организации дискуссии в преподавании физики.
Ключевые слова: компетенция, учебная дискуссия, интерактивное обучение, формирование
компетенций.

THE ROLE OF SIMULATED DEBATES IN THE FORMATION
OF COMPETENCIES
A. B. Dambueva, L. V. Skokova
The article deals with educational functions of a debate as a method of interactive training and educational
work. The authors discuss the techniques and teaching methods in the organization of a debate.
Simulated debates in the educational process help to develop competencies. It is considered that
for identification of the conditions promoting effective formation of competences, teachers should have
system knowledge on the use of interactive educational technologies in practice and have to be guided
in variety of options of educational discussion.
The process of preparation and carrying out educational discussion is labor-consuming, however, its
developing, educational and training functions are very significant and its application to the training
course is obvious.
The authors propose the ways to simulate debates in teaching physics.
Keywords: competence, simulated debate, interactive learning, formation of competencies.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики,
начальник отдела методической работы и управления качеством образования Бурятского государственно-
го университета, г. Улан-Удэ
e-mail: abain76@list.ru
Dambueva Albina B., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, General Physics Department, Head ,
Department of methodical work and quality management of education, Buryat state University, Ulan-Ude
e-mail: abain76@list.ru
Скокова Людмила Вениаминовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры об-
щей физики Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ
e-mail: lud_ven@mail.ru
Skokova Ludmila V., PhD in Education, Senior Lecturer, General Physics Department, Buryat State University,
Ulan-Ude
e-mail: lud_ven@mail.ru