Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в г. Москве Е. А. Бунимовичем
Interview with the Commissioner for the rights of the child, Moscow
Юридические проблемы образования
Бунимович Евгений Абрамович, поэт, писатель, публицист; Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ
Bunimovich Eugeny A., Poet, Writer, Journalist, Commissioner for the Rights of the Child,
Moscow, PhD in Education, Honored Teacher of Russian Federation
Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МПГУ
С. Д. Каракозов, Р. С. Сулейманов, А. Ю. Уваров
Сегодня в МПГУ ведутся работы по погружению студентов в современную педагогику. Для
этого требуется сформировать в Университете новую ИКТ-насыщенную образовательную
среду, которая позволяет поддержать эту работу без существенного увеличения нагрузки на
педагогический персонал. В статье рассмотрены основные шаги преобразования цифровой об-
разовательной среды МПГУ. Они рассматриваются как составная часть концепции разви-
тия вуза, как инструмент решения задач обновления образовательного процесса.
Ключевые слова: информатизация образования, информационная среда вуза, концепция раз-
вития информационной среды, развитие педагогического образования.
Technical policy and developm ent stages
of Moscow State Pedagogical University
digital educational environment
S. D. Karakozov, R. S. Suleymanov, A. Yu. Uvarov
To immerse students into modern pedagogics, it is necessary to create new ICT- saturated educational
environment which allows to support the work with students without significant increase in workload
of the pedagogical personnel at the University. The article deals with the main steps of transformation
of the Moscow State Pedagogical University digital educational environment. These steps are considered
as an integral part of the concept of development of higher education institution and the tool for
solving the problems of updating the educational process.
Keywords: Informatization of education, information environment of higher education institution,
concept of development the information environment, development of pedagogical education.
Активные методы обучения в современном Китае:
теория и практика применения
Ван Юй
В данной статье рассматривается использование трех современных и эффективных мето-
дов обучения, таких как метод обучения грамоте рифмованным текстом, метод ситуации
и эмоции, метод пробования (метод проб) в китайской практике дошкольно-школьного об-
разования; обсуждаются их характеристики: проанализировано основание формирования и
раскрыта их суть; определено применение в обучении разным наукам, как языковым, есте-
ственным, так и общественным; изложены их особенности и преимущества, по сравнению с
традиционными методами обучения; описаны приемы, способы и мероприятия по реализации
этих методов; пояснены основные принципы их осуществления в контексте соответствующе-
го психологического новообразования дошкольно-школьного переходного возраста.
В статье показано, что использование перечисленных активных методов обучения стимули-
рует интерес дошкольников к познанию, повышает их способности к обучению и помогает им
плавно переходить из детского сада в начальную школу.
Ключевые слова: познавательная деятельность, ассоциация, активные методы обучения,
метод ситуации и чувства, метод пробования, метод обучения грамоте рифмованным тек-
стом, эффективность.
Active methods of learning in modern China:
theory and application practice
Wang Yu
The article deals with the use of three modern and effective teaching methods such as the method of
teaching literacy by a rhymed text, the “situation and emotion” method, and the try method which are
used in Chinese preschool-school and school education practice. It also discusses their characteristics,
analyses their formation basis and reveals the essences. The article points out their application in
teaching activities of different branches of science, both language as well as natural and social sciences,
reveals the features and advantages of these methods, comparing with the traditional learning
methods. The techniques and ways of implementation of these methods are described and the fundamental
principles for using them, according to the new psychological formations of preschool and
school transition age. The use of active learning methods effectively stimulates cognitive interest of
preschool children, improves their learning ability and helps them to smoothly move from kindergarten
to primary school.
Keywords: cognitive activity, association, active learning methods, situation and sense method, try
method, method of teaching literacy by rhymed text, efficiency.
К вопросу о новой разработке документа о содержании общего образования (аналога обязательного минимума). Некоторые тезисы
О. Б. Логинова
В статье разбираются некоторые тезисы по вопросу о новой разработке документа о содер-
жании общего образования (аналога обязательного минимума).
Ключевые слова: образовательные стандарты, содержание общего образования.
To the question of new developm ent of the document on the
content of the general education (analog of the mandatory
minimum). Some theses
O. B. Loginova
The article deals with some theses about the new development of a document on the content of General
education (analog of the mandatory minimum).
Keywords: educational standards, the content of General education.
Основные аспекты соотношения
профессиональных компетентностей
и идентичности педагога
А. Ю. Нестерова
В статье рассматриваются понятия «профессиональная компетентность» и «идентичность»
педагога. Показывается, каким образом исследуемые понятия – профессиональная компетент-
ность и идентичность педагога находятся во взаимозависимых характеристиках. Проведен-
ный анализ позволяет обосновать, что профессиональная идентичность – это многоуровне-
вый когнитивный феномен, определяемый способностью, готовностью и мотивацией педаго-
га к профессиональной деятельности и обеспечивающий человеку как субъекту целостность,
определенность и развитие профессиональных компетентностей.
Ключевые слова: компетентность, идентичность, когнитивная деятельность, способ-
ность, готовность, мотивация, личность, целостность, самоидентификация, профессио-
нальное самоопределение.
Main aspects of the ratio of professional competence
and identity of the teacher
A. Yu. Nesterova
The article deals with the concepts “professional competence” and “identity” of the teacher and their
interdependent characteristics. The carried-out analysis allows to prove that professional identity is the
multilevel cognitive phenomenon determined by ability, readiness and motivation of the teacher to professional
activity and providing integrity, definiteness and development of professional competence..
Keywords: competence, identity, cognitive activity, ability, readiness, motivation, personality, integrity,
identity, professional self-determination.
Коммуникативная деятельность на уроках геометрии как средство социализации старшеклассников
А. В. Виноградова
В данной статье проводится анализ понятий «коммуникативность», «коммуникативная де-
ятельность», «социализация», а также анализируются составляющие процесса социализации
старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.
Ключевые слова: коммуникативность, коммуникативная деятельность, социализация,
старшеклассник.
Communicative activity at geometry lessons
as means of socialization of senior students
A. V. Vinogradova
The article analyzes such concepts as “communicativeness”, “communicative activity”, “socialization”.
It also examines the components of socialization process with senior students during the geometry
lessons.
Keywords: communicativeness, communicative activity, socialization, senior students.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. А. Ляш
В статье обоснована актуальность подготовки будущих учителей информатики в области
использования информационно-образовательных систем (ИОС). Автором показана целесообразность
использования не только самих информационно-образовательных систем, но и кон-
кретных их технологий при решении профессионально-педагогических задач, определенных со-
временными условиями виртуализации и информатизации образования. Представлена клас-
сификация задач современного учителя по видам его профессиональной деятельности. Пред-
ложена модель методики обучения будущих учителей информатики использованию ИОС в
профессиональной деятельности как актуальной задачи методики информатики. Определено
понятие профессиональной готовности учителя информатики в указанном виде деятельно-
сти, сформулированы уровни, критерии и показатели ее сформированности. Кратко описано
содержание предлагаемой методики обучения в виде перечня модулей. Описаны опыт внедре-
ния разработанной методики и перспективы ее дальнейшего развития и внедрения в рамках
образовательного процесса вуза.
Ключевые слова: информационно-образовательная система, подготовка учителя информа-
тики, методика обучения информатике, профессионально-педагогические задачи, формирова-
ние профессиональной готовности к деятельности в области использования информацион-
но-образовательных систем, уровни профессиональной готовности, показатели и критерии,
виртуализация и информатизация образования.
The relevance of training future computer science teachers
to use information and education systems in terms
of virtualization and informatization of modern education
A. A. Lyash
The article substantiates the relevance of training future teachers of computer science within the use of
the information and education systems (IES). The author describes the practical use of both information
and education systems, as well as their concrete technologies when solving the professional and
pedagogical tasks determined by modern conditions of virtualization and informatization of education.
Classification of tasks of modern teachers according to the types of their professional activity is
presented. The model of a training technique for future teachers of computer science to use information
and education systems in their professional activity is offered. The concept of professional readiness of
computer science teachers is defined and levels, criteria and indicators of its completeness are formulated.
The maintenance of the offered training technique in the form of the list of modules is briefly described.
Experience of introduction of the developed technique and prospect of its further development
and introduction within educational process of higher education institution are described.
Keywords: information and education system, computer science teachers training, technique of computer
science teaching, professional and pedagogical tasks, formation of professional readiness for
performing in the field of use of information and education systems, levels of professional readiness,
criteria and indicators, virtualization and informatization of education.
Чем определяется интерес общества к науке
А. Г. Ваганов
Статья посвящена почти не изученной систематически в социологии и культурологии про-
блеме – формированию и бытованию научно-популярной литературы и периодики. Сегодня,
когда тиражи научно-популярных периодических изданий упали на несколько порядков по срав-
нению с концом 1980-х гг., кажется совершенно невероятным, что в разрушенной Первой миро-
вой и Гражданской войнами России издание научно-популярной литературы составляло более
трети – 36% – всей книжной продукции. Даже политическая литература заметно отстава-
ла от этого показателя. Основываясь на богатом библиографическом и статистическом ма-
териале второй половины XIX – начала XXI в., на малодоступных первоисточниках, многие из
которых стали уже библиографической редкостью, автор делает попытку реконструировать
социальные механизмы становления научно-популярного жанра. Вывод, к которому приходит
автор, конечно, весьма полемичен: интерес общества к науке слабо зависит от тиражей на-
учно-популярной литературы.
Ключевые слова: научно-популярная литература, популяризация науки, промышленное раз-
витие, социология чтения, научная политика.
What determines the public interest to science
A. G. Vaganov
The article is devoted to the problem of formation and existence of popular scientific literature and
periodicals. This issue is not completely studied systematically in sociology and culture studies. Today,
when circulations of popular scientific periodicals fell in comparison with the end of the 1980th,
it seems absolutely improbable that in Russia destroyed by World War I and Civil wars, the edition
of popular scientific literature made more than a third – 36% –of the entire book production. Even
political literature considerably lagged behind this indicator. Based on rich bibliographic and statistical
material of the second half of XIX – the beginnings of the XXI century, on inaccessible primary
sources, many of which became already rare, the author attempts to reconstruct social mechanisms of
formation of a popular scientific genre. The conclusion to which the author comes, of course, is very
polemical: the public interest in science poorly depends on circulations of popular scientific literature.
Keywords: science-fiction, science popularization, industrial development, sociology of reading, science
policy.
Образовательная стратегия и человеческий потенциал
В. К. Бацын
Статья посвящена актуальным вопросам современной образовательной политики Российской
Федерации. Полагая стратегической целью такой политики развитие человеческого потенци-
ала, необходимого для реализации личности в высококонкурентном мире, автор критически
осмысливает содержание текущего этапа модернизации образования в нашей стране и пред-
лагает модель выработки общенациональной образовательной политики. Эта модель видит-
ся автору в развитии прямого диалога между обществом и государством относительно целей
и качества образования.
Ключевые слова: модернизация образования, цель образования, качество образования.
Educational strategy and human potential
V. K. Batsyn
The article deals with the key issues of modern educational policy of the Russian Federation. Considering
the development of human potential as a strategic objective of such policy necessary for realization
of the personality in the highly competitive world, the author critically comprehends the content of the
current stage of modernization of education in our country and offers the model of development of national
educational policy. The author puts forward a model based on the direct dialogue between the
society and the state authorities concerning the goals and quality of education.
Keywords: modernization of education, goals of education, quality of education.
ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО В ПРОЦЕССУАЛЬНО -ОПИСАТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Г. Н. Богомолова
В статье рассматривается теоретико-методологический аспект педагогики как самостоя-
тельной науки в процессуально-описательном контексте феномена «педагогика-искусство» на
примере произведений художественного слова.
На основе многомерных научных определений обосновывается сущностное значение науки пе-
дагогики, которое находит деятельностное подтверждение в объекте и предмете исследова-
ния. Прагматичные задачи воспитания как социального и педагогического процесса свидетель-
ствуют о необходимости формирования нравственного пространства России XXI в., что со-
ставляет аксиологичекий компонент педагогики как науки и искусства.
Авторский анализ фрагментов художественной литературы представляет собой классиче-
скую модель искусства воспитания личности учащегося на базе гуманистической парадигмы
образования.
Смоделированная педагогическая технология направлена на сохранение нравственных исто-
рических ценностей, сформированных на основе богатой отечественной культуры.
Ключевые слова: педагогика, искусство, воспитание, педагогические технологии.
Pedagogy as science and art in procedural
and descriptive aspects
G. N. Bogomolova
The article considers theoretical and methodological aspects of pedagogy as an independent science in
the procedural and descriptive context of the phenomenon “pedagogy - the art” on the example of artistic
expression. On the basis of multidimensional scientific definitions the essential meaning of pedagogy
is proved, which finds activity confirmation in the object and subject of the research.
Pragmatic goals of education as a social and pedagogical process demonstrate the need for the formation
of moral space of the XXI century Russia, which is an axiological component of pedagogy as
science and art.
The author’s analysis of the fragments of fiction is a classic model of the art of upbringing a pupil’s
personality on the basis of the humanistic paradigm of education.
Simulated educational technology is aimed at preserving the historical moral values, based on the
rich native culture.
Keywords: pedagogy, art, education, educational technologies.
Новые ресурсы дидактики для современной школы
Т. М. Ковалева
В статье осмысливаются кардинальные изменения, происходящие сегодня в системе образова-
ния (формирование различных субъектов в сфере образования, открытость и вариативность
образовательных моделей, неинституциональные формы образования, непрерывность образо-
вания и т. д.) с точки зрения их ресурсности для современной школы.
Предполагается, что модернизация отечественного образования связана не только с введе-
нием новых стандартов, поиском эффективных педагогических технологий и форм педагогиче-
ской работы, адекватных современным образовательным задачам, но она также связана и с
изменением самой совокупности дидактических принципов, на которые опирается сегодня со-
временная школа.
Доказывается, что сегодня в реальной педагогической практике современной школы в со-
ответствии с новыми тенденциями реформирования системы отечественного образова-
ния, все важнее становится реализация именно принципа индивидуализации, в отличие
от известного в европейской педагогике классического принципа индивидуального подхода.
В отличие от принципа индивидуального подхода, принцип индивидуализации ориентиро-
ван прежде всего на процесс самообразования школьников и позволяет педагогам в своей
работе учитывать прежде всего индивидуальные образовательные цели и приоритеты
каждого ученика.
В статье также обосновывается связь антропологического подхода с понятием субъектив-
ности и дидактическим принципом индивидуализации, который в данном подходе становит-
ся приоритетным, и технологией личностно-ресурсного картирования. Показывается, что
эта технология личностно-ресурсного картирования, используемая в тьюторском сопрово-
ждении индивидуальных образовательных программ школьников, может стать новым дидак-
тическим ресурсом для современной школы.
Ключевые слова: дидактика, антропологический подход, цели образования, принцип инди-
видуализации, субъектность и субъективность, личностно-ресурсная карта, индивидуальная
образовательная программа, тьютор.
New didactic resources for modern school
T. M. Kovaleva
The article deals with the current major changes in the education system (formation of various
subjects in education, openness and variability of educational models, non-institutional forms of
education, an education continuity and so on) from the point of view of their resource for modern
school.
It is supposed that modernization of domestic education is connected not only with the introduction
of new standards, search of the effective pedagogical technologies and forms of pedagogical work adequate
to modern educational tasks, but it is also connected with change of the set of the didactic principles
on which the modern school relies today.
It is proved that today in real teaching practice of school according to new reform tendencies of the
system of national education, it is becoming more important to implement the principle of individualization,
unlike the classical European principle of an individual approach. Unlike the principle of individual
approach, the principle of individualization is focused first of all on the process of self-education
of school students and allows teachers to consider in their work first of all the individual educational
purposes and priorities of each pupil.
Connection between the anthropological approach and the concept of subjectivity and the didactic
principle of an individualization which becomes priority, and the technology of personal and resource
mapping is also considered in the in article. It is shown that this technology of personal and resource mapping used in tutoring support of individual educational programs of school students can become a
new didactic resource for modern schools.
Keywords: didactics, anthropological content, aims of education, principle of individualization, subject
and subjectivity, personal-resource map, individual educational program, tutor.
Стратегии позиционирования общеобразовательных школ в обществе риска
И. М. Лоскутова
В статье рассматриваются особенности позиционирования общеобразовательных школ в
условиях общества риска. Подробно анализируются стратегии позиционирования вальдорф-
ских школ в современной России. Приводятся данные авторского социологического исследо-
вания, в котором сравниваются вальдорфские, элитные и обычные школы образовательного
пространства г. Москвы. Результаты социологического исследования показали, что учащиеся
вальдорфской школы принадлежат к семьям среднего слоя, который сейчас активно форми-
руется в России. Если элитная школа нацеливает учащихся на восходящую мобильность и на
их закрепление в верхнем слое социального пространства, то вальдорфская школа прививает
ценности среднего слоя и учит овладевать стратегиями надежного освоения ниш этого соци-
ального уровня. Результаты исследования вальдорфских школ в российском образовательном
пространстве показывают, что для успешного позиционирования школы в образовательном
пространстве в обществе риска кроме высокой результативности обучения необходимы так-
же следующие факторы: востребованная образовательная концепция, повышение роли учите-
ля и более полное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Ключевые слова: стратегии, позиционирование, общеобразовательные школы, общество
риска.
Strategy of comprehensive schools positioning
in the risk society
I. M. Loskutova
The article deals with the features of the positioning of secondary schools in terms of the risk society.
Positioning strategy of the Waldorf schools in modern Russia are analyzed in detail. The article provides
the data of author’s sociological research in which Waldorf, elite and ordinary schools of Moscow
are compared. The results of sociological research showed that pupils of Waldorf school belong to the
middle level families which are nowadays actively formed in Russia. If the elite school aims pupils at
the ascending mobility and at their fixing in the upper crust of social space, the Waldorf school instills
values of the middle class and teaches to learn the strategy of reliable mastering of the niches of this
social level. Results of the research also show that besides high performance training the following factors
are necessary for successful positioning of a school in the risk society .The factors are as follows:
highly demanded educational concept, increased role of the teacher and fuller involvement of parents
in the educational process
Keywords: strategy, positioning, comprehensive schools, risk society.
Модернизация высшего образования и повышение квалификации преподавателя (на примере Монголии)
Я. Отгонбаяр
Очевидно, что в целях развития высшего образования в соответствии с современными требовани-
ями необходимо укреплять материальную базу, чтобы финансировать востребованные квалифи-
кации, использовать передовые современные методы и технологии в обучении, чтобы передавать
знания и информацию с высокой скоростью. Среди этих сложных вопросов высокий приоритет
будет отдаваться образованию в высшем учебном заведении и развитию способностей. В насто-
ящее время успешно проводятся мероприятия, реформы, для того чтобы довести систему высше-
го образования Монголии до мирового уровня, но основное внимание в этом вопросе должно быть
уделено подготовке преподавателей. Поэтому мы сосредоточились в этой статье на некоторых
актуальных вопросах повышения квалификации преподавателей в вузах Монголии.
Ключевые слова: повышение квалификации преподавателя, реформа высшего образования,
системы образования, стратегии.
Modernization of the higher education
and professional developm ent of teachers
(on the example of Mongolia)
Ya. Otgonbayar
It is obvious, that in order to develop higher education according to up-to-date demands it is necessary
to strengthen material resources to finance required skills, to use advanced modern methods and
technologies in training to impart knowledge and information with high speed. Among these complex
issues the high priority will be given to the education in higher educational institutions and to development
of abilities. Currently, reforms and events are successfully held in the higher education system of
Mongolia in order to bring it to the world level, but the preparation of teachers should be the key point.
Therefore we’ve focused on some current issues of teachers development.
Keywords: teachers’ professional development, higher education reform, education systems, strategy.
Представления учащихся
о научно-Исследовательской деятельности
в области эстетики языка и речи
Д. В. Асеева
В статье отражены результаты анализа анкетирования воспитанников училища (ОПКУ), вы-
являющее их представление об исследовательской деятельности в области лингвистики. Прове-
денное анкетирование позволило представить состояние методической проблемы и выстроить
траекторию будущей исследовательской работы с учащимися в области эстетики языка и речи.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, научная работа, исследова-
тельские умения, эстетика частей речи.
Students’ views on scientific and research activity in the
field of language and speech aethetics
D. V. Aseeva
The article reflects the results of the survey analysis of the Orenburg Presidential Cadet School pupils,
revealing their understanding of research activities in linguistics. The survey allowed to present the
current state of the methodological problems and to build the trajectory of future research work with
students in the aesthetics of language and speech area.
Keywords: research activities of students, academic work, research skills, aesthetic of parts of speech.
Совершенствование личности в контексте
искусства: лингвокогнитивная парадигм а
профессионального становления будущих
учителей-словесников
Л. П. Сычугова
Статья посвящена проблеме использования искусства и методов когнитивной лингвистики в
формировании языковой личности будущих учителей-словесников. Из различных сфер челове-
ческой деятельности и форм общественного сознания автор выделяет искусство как ведущий
содержательный компонент обучения языку и культуре речи. В статье подчеркивается зна-
чимость обращения к искусству в системе образования, в становлении и развитии отдель-
ной личности, показываются приемы взаимодействия языка искусства и вербального языка,
расширения когнитивного, эмоционального, духовного пространства обучаемых, достижения
метапредметных результатов обучения языку.
Ключевые слова: искусство, язык, слово, речь, языковая личность.
Personality improvement in the context of art:
linguistic and cognitive paradigm of professional formation
of future language and literature teachers
L. P. Sychugova
The article deals with the use of art and methods of cognitive linguistics in formation of the language
identity of future language and literature teachers. From various fields of human activity and forms
of public consciousness the author allocates art as the leading substantial component in teaching language
and culture of speech. The article focuses on the importance of the appeal to art in an education
system, in formation and development of the individual. Methods of interaction of both art and verbal
languages, expansion of cognitive, emotional and spiritual space of trainees, achievements of metasubject
results of training in language are presented.
Keywords: art, language, word, speech, linguistic personality.
Роль стероидных гормонов в патофизиологии
первого психотического эпизода
Л. Н. Горобец, А. Г. Лорикян, Н. М. Кутузова.
Статья посвящена анализу научной литературы, касающемуся различных аспектов изучения
нейрогормональных процессов организма, в частности, гипоталамо-гипофизарно-адреналовой
оси, при психических расстройствах.
Ключевые слова: стероидные гормоны, кортизол, дегидроэпиандростерон-сульфат, первый
психотический эпизод (ППЭ).
The role of steroid hormones in pathophysiology
of first episode psychosis
L. N. Gorobets, A. G. Lorikyan, N. M. Kutuzova
The article analyzes the scientific literature related to various aspects of the study of neurohormonal
processes of the body, particularly the hypothalamic-pituitary-adrenal axis in psychiatric disorders.
Keywords: steroid hormones, cortisol, dehydroepiandrosterone sulphate (DНEA-S), first-episode psychosis
(FEP).
Исследование оптимальных параметров ходьбы
как средства физической тренировки
И. В. Богданов
В статье описан эксперимент, итоги которого говорят о преимуществах и плюсах ходьбы.
Опытным путем доказано, что длительная ходьба в среднем и высоком темпе в целом дает
такую физическую нагрузку на организм, которая способна поддерживать физическую под-
готовку человека в норме. При этом разновидности ходьбы и изменения скорости и тем-
па прохождения дистанции дает возможность регулировать нагрузку увеличивать ее или
уменьшать.
Ключевые слова: ходьба, ходьба с палками, скандинавская ходьба, физическая культура.
Study of optimum parameters of walking as means
of physical training
I. V. Bogdanov
The article describes the experiment results that show the advantages of walking. It is experimentally
proven that long walking on average and high speed generally gives such training load on the body
which is capable to support the normal state of physical training of the person. Thus, different kinds of
walking and change of speed and rate of covering the distance make it possible to regulate the loading.
Keywords: walking, walking with sticks, Nordic walking, physical culture.
ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНИКО -ТАКТИЧЕСКОЙ ПОД ГОТОВКИ
ЮНЫХ ДЗ ЮДОИСТОВ С УЧЕТО М ДИНАМИЧЕСКИХ
СИТУАЦИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р. Г. Гасанов, Ч. Т. Иванков, А. В. Сафошин
В статье рассматривается проведенное исследование, направленное на создание благоприят-
ных условий для развития рациональной техники и качественного ее применения на практи-
ке с возможностью повышения результативности динамических ситуаций в единоборствах,
в частности в борьбе дзюдо. Основная гипотеза исследования предполагает, что повышение
индивидуально-технико-тактической подготовленности юных дзюдоистов на основе учета
особенностей стилевых форм тактического маневрирования в динамических ситуациях сорев-
новательной деятельности будет способствовать эффективному построению учебно-трени-
ровочного процесса. На начальном этапе были выявлены различия тактики ведения схватки
спортсменом, что позволило сделать вывод о дифференцированном подходе к технико-такти-
ческой подготовке «темповиков», «технарей» и «силовиков», определение которых осуществля-
лось с использованием экспресс-диагностики функционального состояния спортсменов. В про-
цессе педагогического эксперимента, который проводился в течение учебного года в эксперимен-
тальной группе, применялись индивидуальные и групповые карточки-задания, развивающие
самостоятельность занимающихся при выполнении сложных технико-тактических действий
(СТТД) спортивных единоборств, выявление уровня физической технической подготовленно-
сти для данного контингента занимающихся с учетом индивидуальных особенностей. Акцент
был связан с результатом поединков в дзюдо на интервал атаки – среднее время между атаку-
ющими приемами; интервал успешной атаки – среднее время между успешными атакующими
приемами; эффективность атаки – отношение среднего времени успешной атаки к среднему
времени интервала атаки в конкретно-динамических ситуациях и в целом. В итоге были вы-
явлены зависимость освоения техники дзюдо от индивидуальных особенностей стилевых форм
тактического маневрирования, что приводит к существенному повышению уровня развития
тактико-технического мастерства юных дзюдоистов, и недочеты в системе учебно-трениро-
вочного процесса ДЮСШ, а также разработаны методы развития технической подготовлен-
ности на основе применения элементов динамических ситуаций дзюдо.
Ключевые слова: борьба дзюдо, конкретно-динамические ситуации, юные дзюдоисты, техни-
ческая подготовленность, технико-тактическая подготовка.
Improvement of technical and tactical training
of young judoists considering the dynamic situations
of competitive activity
R. G. Gasanov, Ch. T. Ivankov, A. V. Safoshin
The article deals with the research aimed at creating favorable conditions for the development of rational
equipment and their high-quality practical application with possible increase of productivity of
dynamic situations in martial arts, in judo in particular. The main hypothesis of the study assumes
that increase of individual, technical and tactical readiness of young judokas considering the features
of style forms of tactical maneuvering in dynamic situations of competitive activity will contribute to
the effective creation of educational and training process. Initially the distinctions of the fighting tactics
were revealed which allowed to draw a conclusion on the differentiated approach to technical and
tactical preparation of „fast movers”, „technical players” and „weightlifters” who are evaluated using
the express diagnostics of a functional condition of athletes. In the course of pedagogical experiment
which was made within the academic year in the experimental group, the individual and group card
- tasks were used which are developing independence when performing difficult technical and tactical
actions (DTTA) of combat sports, identification of level of physical technical fitness for this engaged personnel taking into account specific features were applied. The emphasis was connected with the
result of single combats in judo on an attack interval – average time between the attacking tricks; an
interval of successful attack – average time between the successful attacking tricks; efficiency of attack
– the relation of average time of successful attack to the average time of an interval of attack in concrete
and dynamic situations and in general. As a result the dependence of mastering the judo techniques
on specific features of style forms of tactical maneuvering was revealed, that leads to essential increase
of a level of development of tactical and technical skills of young judokas, and defects in the system of
educational and training process, as well as the methods of development of technical readiness on the
basis of application of elements of dynamic situations of judo are developed.
Keywords: judo, concrete and dynamic situation, young judokas, technical readiness, technical and
tactical training.
Апробация модели проектной деятельности
в процессе преодоления неуспешности школьников
Д. Ж. Давыдов
В работе показаны результаты педагогического эксперимента, применение разработанной
автором модели применения проектной деятельности в педагогической практике в процессе
преодоления неуспешности у школьников подросткового возраста.
Работа демонстрирует особенности организации педагогического процесса, позволяющего с
достоверным результатом обеспечить преодоление комплекса неуспешности у школьников.
Статья демонстрирует ход эксперимента, дает возможность понимания его особенностей на
разных этапах. Также в работе представлена характеристика групп учащихся, принимавших
участие в эксперименте, дается алгоритм применения проектной деятельности в рамках
разработанной модели и особенности его интеграции в рамки эксперимента. В конце статьи
приводятся результаты изменения психолого-педагогических показателей, характеризующих
особенности их изменения в контрольных и экспериментальной группе учащихся. Для нагляд-
ности в работе используются рисунки, таблицы, диаграммы, раскрывающие сущность пред-
лагаемой модели преодоления неуспешности, особенности распределения учащихся в контроль-
ной и экспериментальной группах, а так же положительную динамику в процессе преодоления
неуспешности. Статья может быть полезна педагогическим работникам при организации
учебного процесса по преодолению неуспешности у школьников.
Ключевые слова: школьники, проектная деятельность, неуспешность, преодоление неуспеш-
ности, модель преодоления неуспешности, результаты преодоления неуспешности, ученики,
педагогический эксперимент, алгоритм применения проектной деятельности, психолого-педа-
гогические параметры неуспешности.
Appraisal of the project activity model
in the course of overcoming school students’ poor progress
D. Zh. Davydov
The article deals with the results of the educational experiment and the implementation of the model
of application of the design activity developed by the author in teaching practice in the course of overcoming
school students’ poor progress .
The work shows features of the organization of the pedagogical process allowing to provide with reliable
result the overcoming of a complex of unsuccessful student. The article shows an experiment
course, gives the chance to understand its features at different stages. The characteristic of groups of
students taking part in the experiment is provided, the algorithm of application of design activity
within the developed model and feature of its integration into an experiment framework is given. At the
end of the article the results of changing psychological and pedagogical indicators characterizing features
of their change in control and experimental group of pupils are given. For descriptive reasons
drawings, tables and charts that reveal the essence of the offered model of overcoming the unsuccessfulness
are used. Feature of distribution of students in control and experimental groups as well as positive
dynamics in the course of overcoming students’ poor practice is put into practice. The article can be
useful for pedagogical workers at any organization of educational process for overcoming school students’
poor progress.
Keywords: school students, design activity, poor success, overcoming of poor success, model of overcoming
poor success, results of overcoming poor success, pupils, pedagogical experiment, algorithm of
application of design activity, psychology and pedagogical parameters of poor success.
Государственный и языки народов России в современной школе
О. И. Артеменко
В условиях нового образовательного законодательства возникает необходимость просчитать
риски и предложить комплекс мер, направленных на формирование положительных мотивов
изучения языков из числа языков народов России, включая русский язык, и повышение качества
их изучения.
Ключевые слова: государственная национальная политика, языковая образовательная поли-
тика, конституционный статус языков, положительные мотивы, основные образовательные
программы.
State language and languages of the peoples of Russia
in modern school
O. I. Artemenko
In terms of the new educational legislation there is a need to evaluate risks and to offer a package of
measures directed at the formation of positive motives for mastering the languages of the peoples of
Russia, including the Russian language and improvement of the quality of studying.
Keywords: state national policy, language educational policy, constitutional status of languages, positive
motives, main educational programs.
Поликультурное воспитание в современной
теории и образовательной практике:
проблемы и пу ти их решения
Л. В. Загрекова, Т. А. Краснова
В статье рассматриваются основные подходы к разработке проблемы поликультурного вос-
питания в отечественной и зарубежной педагогике, дается анализ современной образователь-
ной практики, приводятся пути решения в условиях общеобразовательной школы.
Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурное образование, многокультур-
ное образование, межнациональное общение.
Polycultural education in the modern theory and educational
practice: problems and ways of their solution
L. V. Zagrekova, T. A. Krasnova
The article deals with the main approaches to the development of the problem of polycultural education
in national and foreign pedagogy. It also analyzes the modern educational practices and presents
the ways of solutions in terms of secondary school.
Keywords: polycultural upbringing, polycultural education, multicultural education, international
communication.
ВЕЖЛИВОСТЬ В ИРАНЕ И РОССИИ :
ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ
Зейнаб Ахмади
В статье рассматривается национальная специфика вежливости в иранской и русской рече-
вых культурах, выявляется универсальное и особенное, описываются факторы и причины куль-
турной специфичности. Автором также выявляется проблема отсутствия у иранцев поня-
тия «речевой этикет» и необходимости овладения основными этикетными нормами при изу-
чении русского языка в высшем учебном заведении.
Представлены результаты анкетирования иранских студентов с целью выявления их общих
представлений о понятии «вежливость», основных ситуациях ее выражения и отсутствия.
Для проведения эмпирических исследований использован международный метод качественного
анализа содержания (Qualitative Content Analysis).
По итогам сопоставительного теоретического описания и анализа студенческих анкет со-
ставлена сводная таблица принципиальных различий иранской и русской систем вежливости
и лингвотрадиций.
Ключевые слова: вежливость, этикет, речевой этикет, таароф, речевая ситуация, иран-
ская культура.
Politeness in Iran and Russia:
common and different features
Zeinab Ahmadi
The article considers the peculiarities of politeness in the Iranian and Russian speech culture. It also
reveals the universal and the particular, describes the factors and reasons of cultural specificity. The
author brings to light the problem of absence of the „speech etiquette” concept and the necessity of
mastering the basic etiquette rules when studying the Russian language in higher educational institutions.
Results of the survey to identify the general views of Iranian students on the concept of „politeness”,
the main situations when it should or shouldn’t be expressed are presented. To carry out empirical
studies the international method of qualitative content analysis (Qualitative Content Analysis) is
used.
According to the results of the comparative theoretical description and analysis of the student’s
questionnaires the summary table of basic differences between Iranian and Russian systems of politeness
and linguistic traditions is made.
Keywords: politeness, etiquette, speech etiquette, taarof, speech situation, Iranian culture.
Применение медиатекстов с целью
взаимосвязанного обу чения иностранному
языку и межку льтурному общению студ ентов
языковых факу льтетов
Е. И. Шеваршинова
Основной задачей данной статьи является показать возможность формирования иноязычной
коммуникативной компетенции параллельно с формированием межкультурной компетен-
ции студентов языковых вузов на старшем этапе обучения с использованием медиатекстов
страны изучаемого языка. За основу взят реально существующий репортаж британского те-
леканала BBC1 и разработанные на его основе задания. Результатом данной работы являет-
ся пример работы с подобным материалом и анализ данной методики, показывающий эффек-
тивность обучения языку и культуре совместно.
Ключевые слова: медиатекст, межкультурная компетенция, коммуникативная компетен-
ция, иностранные языки.
Application of media texts for interrelated foreign
language teaching and intercultural communication
of students of foreign language faculties
E. I. Shevarshinova
The article analyzes the possibilities to form both communicative and intercultural competence of
the language department students using media texts of the country language they learn. The article is
based on a real-life television news report from BBC1 and the tasks are specially developed to work
with this media text in class. The result of this article is a work example of how to use such a material
at the foreign language lesson and the analysis of such methods which show a better effect of teaching
and learning language and culture together.
Keywords: media text, intercultural competence, communicative competence, foreign languages.
О роли интеллектуального начала
в работе над художественной эмоцией
в процессе преподавания му зыки
Т. Б. Николаева-Солдатенкова
Статья посвящена раскрытию месту интеллектуального начала в работе над художествен-
ной эмоцией в музыкально-исполнительском классе. Опираясь на концепции отечественных и
зарубежных психологов (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, К. Изарда, Д. Гоулмана), автор
статьи подчеркивает неразрывную связь между эмоциональной и интеллектуальной сферами
личности. Это дает основание видеть и в художественной эмоции проявление интеллекту-
ального начала, недооценка которого не дает возможности сполна реализовать ее педагогиче-
ский потенциал.
Ключевые слова: интеллектуальное начало, художественная эмоция, исполнительство.
On the role of intellectual beginning
in working on art emotion in the course of music teaching
T. B. Nikolaeva-Soldatenkova
The article expands on the place of intellectual beginning while working on art emotion in a musical
and performing class. Following the concepts of Russian and foreign psychologists (L. S. Vygotsky, S.
L. Rubenstein, K. Izard, D. Goulman), the author of the article focuses on inextricable links between
emotional and intellectual aspects of an individual. It gives grounds to see in artistic emotions the
manifestation of the intellectual beginning underestimation of which doesn’t allow to fully realize its
pedagogical potential.
Keywords: intellectual beginning, artistic emotion, performance.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА РЕБЕНКА
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Н. М. Шафран
Автор исследует опыт организации досуговой деятельности дошкольников в семье, определяет
ее содержание и формы. Характеризует наиболее распространенные из них. Обнаруживает
предпочтения родителей в выборе досуговых мероприятий, предназначенных для взрослых чле-
нов семьи, без учета возрастных особенностей и утомляемости детей, специфики детских
интересов, эмоциональной насыщенности и их развивающего потенциала.
Ключевые слова: досуг, досуговая деятельность, дошкольник, семья.
Features of organization of preschool children’s
family leisure activities
N. M. Shafran
The author studies leisure time experience, activities typical of modern families with pre-school children
and defines its contents and forms. The article analyses the most wide-spread activities. The
author claims that plenty of parents disregard emotional and pedagogical potential of pastimes and
prefer activities for adults ignoring peculiarities of children’s age, physical conditions, abilities, interests
and developing potential
Keywords: leisure time, pastime activity, pre-school children, family.
Представления о совладающем поведении
в контексте современного образования
М. В. Луева
Автор статьи ставит вопрос о значении совладающего поведения в современном образовании
и тех возможностях, которые открывает умения человека справляться со своими пережи-
ваниями, не создавая противоречий в общении с другими людьми. В статье кратко рассма-
триваются существующие представления о совладающем поведении в современной психологии
и его значение для человека. Автор также затрагивает вопрос истории изучения проблемы
«совладающего поведения». В рамках изучения совладающего поведения рассматривается поня-
тие стратегий совладающего поведения, их определение и значение в жизни человека. Кратко
показаны общие представления об образовании и его значении в современном мире. На примере
существующих исследований автор рассматривает особенности проявления совладающего по-
ведения у подростков в условиях образовательного процесса, ставит новые вопросы и показы-
вает возникающие противоречия между требованиями образовательного процесса и возмож-
ностями личности.
Ключевые слова: совладающее поведение, образование, стратегии совладающего поведения,
личностные особенности, подросток.
Ideas on coping behavior in the context of modern education
M. V. Lueva
The article deals with such an important issue as coping behavior in modern education, and those
opportunities which open abilities of people to cope with their worries without creating contradictions
in communication with other people. The article briefly considers the existing ideas of coping behavior
in modern psychology and its value for people . The author also expands on the history of the problem
study. Within the studying of coping behavior, concept strategy and its value for people is defined. The
general ideas of education and its value in the modern world are briefly described. On the example of
the existing researches the author considers features of manifestation of coping behavior with teenagers
in the educational process and comes up with new questions and shows the arising contradictions
between requirements of educational process and opportunities of the individual.
Keywords: coping behavior, education, coping strategies, personality traits, teenager.