ОБРАЗОВАНИЕ КАК МНОГООТРАСЛЕВАЯ СФЕРА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В. И. Ерошин, Л. Ф. Колесников, Б. В. Сорвиров
Возрастание интереса экономической науки к человеческим созидательным способностям, пути их активизации совпадают со всеобщей закономерностью развития современной науки. С позиции экономической теории это предполагает переход к «человеческому» измерению жизни общества, постановку индивида как производителя и потребителя в центр социально-экономической системы. Это, в свою очередь, требует осмысления роли образования и других сфер воспроизводства созидательных качеств человека.
Обозначенные проблемы образования становятся сегодня основными экономическими проблемами современности и ближайшего будущего. Цель, определенная авторами данной статьи, – исследовать роль сферы образования в обществе на основе анализа сущностных свойств образовательной услуги как конституирующей основы системы образования. Реализация этой цели предопределила следующие задачи: проанализировать процесс производства образовательной услуги с позиции ее места в системе воспроизводства человеческого капитала, выявить роль образовательного потенциала и образовательной услуги; оценить внутреннюю систему эффективности образования и конкретных результатов деятельности институтов рынка образовательных услуг; исследовать опыт развития теоретической и прикладной экономики образования в России и за рубежом по взаимодействию разных экономических укладов и механизмов внутри образовательной сферы и в ее внешних связях.
Авторами исследована проблема развития экономики образования как многоотраслевой сферы воспроизводства человеческого капитала; выявлены тенденция и основное фундаментальное изменение, составляющее основу современной экономической парадигмы – переориентация хозяйственной деятельности в обществе на наиболее благоприятный режим развития и мотивации творчества и талантливого работника.
Ключевые слова: экономика образования, рынок образовательных услуг, духовное воспроизводство, рабочая сила, рынок труда, человеческий капитал, инвестиционный комплекс, профессиональная подготовка, национальная экономика, концепция, эффект образования.
EDUCATION AS DIVERSIFIED SCOPE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL
V. I. Eroshin, L. F. Kolesnikov, B. V. Sorvirov
Growing interest in economics to human creative abilities, the ways to activate them coincide with the universal law of development of modern science. From the standpoint of economic theory it refers to the transition to the «human» dimension of society life and placing an individual as a producer and a consumer in the center of social and economic system. This, in turn, requires understanding the role of education and other spheres of reproduction of human creative qualities.
These problems related to education become now the main economic problems of the present and the near future. The target defined by the authors of this article is to investigate the role of edu-cation in the society on the basis of the analysis of the essential characteristics of educational ser-vices as a constitutive base of the education system. The objective predetermined the following tasks: to analyze the production process of educational services from the perspective of its place in the reproduction of human capital, to reveal the role of educational potential and educational ser-vices; to evaluate the internal system of effectiveness of education and specific results of the insti-tutions of the educational services market; to explore the experience of development of theoretical and applied economics of education in Russia and abroad on the interaction of different economic structures and mechanisms within the educational sphere and in its external relations.
The authors investigated the problem of economic development of education as a multi-sphere repro-duction of human capital; trends and major fundamental change are identified which form the basis of modern economic paradigm, namely the reorientation of economic activity in the society on the most favorable development of creativity and motivation of a talented employee.
Keywords: economics of education, educational services market, spiritual reproduction, labor force, labor market, human capital, investment complex, professional training, national economy, concept, effect of education.
О НОВОМ СТАНДАРТЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ США
А. Ю. Уваров
Статья знакомит отечественных педагогов с основными идеями рамки (концепции) естественнонаучного образования в школах США, которая лежит в основе новых образовательных стандартов, подготовленных на федеральном уровне. Рассмотрены ориентиры для разработки нового стандарта, шесть принципов, лежащих в его основе, структуры содержания обучения, а также обновленные структура и содержание естественнонаучного образования в американской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: образовательные стандарты, общее образование, естественнонаучное образование, образовательная реформа.
A NEW FRAMEWORK FOR K-12 SCIENCE EDUCATION IN USA
A. Yu. Uvarov
The article introduces main ideas of a new Framework for K-12 science education in USA. The Frame-work is used now in US as a basis for development of a new K-12 Science Education standard on the federal level. The implementation of new standards in each of the states is expected. The article dis-cusses guiding assumptions and organization of the Framework and three framework’s dimensions: scientific and engineering practices, crosscutting concepts and disciplinary core ideas.
Keywords: educational standards, general education, science education, educational reform.
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ
И. В. Гавриленкова
Современная социально-экономическая ситуация ориентирована на развитие тех отраслей промышленности, которые обеспечат, в первую очередь, конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике по наиболее перспективным направлениям.
Поэтому для поддержания долгосрочного сценария инновационного подъема производства
России важной задачей является подготовка затребованного уровня специалистов.
В статье исследуются актуальные вопросы применения информационно-ком му ни кацион-ных технологий в системе непрерывного естественнонаучного образования по подготовке учащихся к выбору набора профессий, обеспечивающих социальную устойчивость и успешное профессиональное развитие.
Предложена модель учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий в системе непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых.
Ключевые слова: успешное профессиональное развитие, новаторские идеи, естественнонаучные знания и умения, творческий подъем, исследовательский характер, социализация естественнонаучных знаний.
THE MODEL OF EDUCATIONAL PROCESS WITH APPLICATION
OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF CONTINUAL NATURAL-SCIENTIFIC EDUCATION ON REALIZATION OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS
I. V. Gavrilenkova
Modern socio-economic situation is oriented on development of those industries, which will pro-vide, in the first place, competitiveness of our country in world economy in the most prospective ar-eas. Therefore for maintaining the long-term scenario of innovative upsurge of production in Rus-sia the main task is preparation of specialists of required level.
The article investigates actual issues of application of ITC in the system of continual natural-scientific education on preparation of students for making choice of their future profession, providing social stability and successful career development.
The author suggests the model of educational process with application of information-communication technologies in the system of continual natural-scientific education on realization of vocational guidance of students.
Keywords: successful career development, innovative ideas, natural-scientific knowledge and skills, creative enthusiasm, investigating character, socialization of natural-scientific knowledge.
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОИСКА
М. А. Лукацкий
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с проведением историко-педагогического исследования. В статье освещаются и анализируются методологические подходы к проведению историко-педагогического исследования, которое рассматривается как одно из направлений исторического поиска.
Ключевые слова: историческое познание, методология исторического исследования, историко-педагогический процесс.
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH
AS ONE OF THE DIRECTIONS OF THE HISTORICAL SEARCH
M. A. Lukatsky
The article is devoted to consideration of the questions connected with carrying out historical and pedagogical research. The article highlights and discusses methodological approaches to conducting historical and pedagogical research as one of directions of historical search.
Keywords: historical knowledge, methodology of historical research, historical and pedagogical process.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Л. В. Скокова, А. Б. Дамбуева
Одним из способов усиления самостоятельной работы студентов в учебном процессе является смешанное обучение. Смешанное обучение авторами рассматривается как обучение, в котором тесно переплетаются традиционное академическое и инновационное обучение, в том числе интерактивное и электронное; используются технологии аудиторного обучения и дистанционные образовательные технологии.
В контексте смешанного обучения происходит управление учебным процессом через самостоятельную работу студентов. У студентов формируются умения самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность.
Предложены новые методические подходы к организации самостоятельной работы студентов на традиционных лекциях и семинарских занятиях.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, смешанное обучение, дистанционные технологии, инновационные образовательные технологии.
ON THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK IN BLENDED LEARNING
L. V. Skokova, A. B. Dambueva
One of the ways to strengthen students’ independent work in the learning activities is a blended learning. Blended learning is considered by the authors as a training that combines traditional academic education and innovative education, including interactive one and e-learning; technologies of classroom training and distance education technologies are used there as well.
In the context of blended learning the educational process is managed through self-study. The stu-dents acquire the abilities to plan and to organize their activities. New methodological approaches to the organization of students’ independent work at traditional lectures and seminars are proposed.
Keywords: self-study, blended learning, distance technologies, innovative educational technologies.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
О. Ф. Исса
В статье представлен взгляд автора на процесс модернизации и реорганизации структуры методических служб города Москвы. Подчеркивается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и методической службы, обеспечивающего личностно ориентированную направленность межкурсовой системы повышения квалификации и развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования. Представлены результаты исследования уровня развития основных педагогических компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, а также их готовности к инновационным процессам в образовании.
Ключевые слова: дошкольное образование, исследование уровня развития профессиональных компетенций педагога-дошкольника, межкурсовая система повышения квалификации педагогов дошкольного образования, методические службы, профессиональная компетенция.
PROBLEMS OF METHODICAL SUPPORT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE MODERN CONDITIONS
O. F. Issa
The article introduces the author’s view of the structural modernization and reorganization of Moscow methodical services. The author highlights the significance of interaction between preschool education establishments and methodical services, which ensures a person-centered approach of the qualification development system and the development of professional competencies of preschool pedagogues. The article presents the research results dedicated to the development level of main pedagogical competen-cies of preschool pedagogues, as well as their readiness for educational innovation.
Keywords: preschool education, research on development level of preschool pedagogue’s professional competencies, qualification development system for preschool pedagogues, methodical services, profes-sional competence.
СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
А. Н. Джуринский
В статье рассмотрена стратегия повышения качества общего образования за рубежом путем стандартизации учебных программ, профильного обучения, совершенствования учебной ориентации, компенсирующего обучения различных категорий учащихся, модернизации учебного процесса. В статье также представлены основные способы оценки эффективности обучения учащихся общеобразовательной школы Зарубежья.
Ключевые слова: стандартизация учебных программ, профильное обучение, компенсирующее обучение, модернизация учебного процесса, оценка качества обучения.
STRATEGIES FOR IMPROVING THE QUALITY
OF GENERAL EDUCATION ABROAD: A COMPARATIVE ANALYSIS
A. N. Dzhurinskiy
The article describes the strategy for improving the quality of general education abroad by standard-izing curricula, specialized education, improving the educational orientation, compensatory education of different categories of students, modernization of the educational process. The article also presents the basic methods for evaluating the effectiveness of training pupils of comprehensive school abroad.
Keywords: standardization of education programs, specialized education, compensatory education, modernization of the educational process, evaluation of the quality of education.
ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»
Н. А. Данилова
В статье изложен авторский подход к организации лекционных занятий по дисциплине «Теория и методика обучения математике» с активным участием студентов. Предложенная методика организации лекций основана на деятельностном подходе в обучении и предполагает использование на лекциях презентаций и неполных схем-конспектов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель математики, активные методы обучения, презентация, схема-конспект.
WAYS AND MEANS OF INCREASING THE ACTIVITY OF STUDENTS AT LECTURES ON DISCIPLINE “THEORY AND METHODS
OF TEACHING MATHEMATICS”
N. A. Danilova
The article describes the author's approach to the organization of lectures on the subject “Theory and methods of teaching mathematics” with the active participation of students. The proposed method of lectures organization is based on the activity approach to learning and involves the use of presentations and summaries of incomplete schemes at lectures.
Keywords: professional training, teacher of mathematics, active learning methods, presentation, scheme-summary.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ И АСПИРАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА
Н. В. Кузовлева
В статье рассмотрены вопросы профессиональной подготовки магистров и аспирантов в процессе воспитания культуры умственного труда. Выделены некоторые значимые с точки зрения рассматриваемого феномена, компетенции профессиональной подготовки данных возрастных категорий субъектов высшей школы.
Ключевые слова: магистры, аспиранты, культура умственного труда, профессиональная подготовка, университет.
THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MASTER’S DEGREE AND POST-GRADUATE STUDENTS IN THE PROCESS
OF THE ACCULTURATION OF THE BRAINWORK
N. V. Kuzovleva
In the article the questions of professional education of Master’s degree and post-graduate students in the process of the acculturation of the brainwork are considered. Some competencies of professional education of these age categories at higher education institutions are given that are significant from the perspective of the considered phenomenon.
Keywords: Master’s degree students, post-graduate students, culture of the brainwork, professional education, university.
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСКОГО И СОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССОВ
Л. П. Сычугова
Статья посвящена проблеме использования методов осмысления культурной среды в формировании языковой личности. В статье представлена модель творческого и сотворческого процессов при восприятии декоративно-прикладного искусства, которая включает ряд последовательных, взаимосвязанных действий по формированию национального самосознания школьников, развитию их языковой, речевой и коммуникативной компетентностей. Гармонизации эмоционального и логического начал обучения способствуют создание на занятиях субъектно-объектно-субъектных отношений, изучение и декодирование языка народного творчества, организация предметно-практической и текстовой деятельности.
Ключевые слова: культура, народное искусство, текст, смысл, языковая личность, модель творческого и сотворческого процессов, творчество.
FOLK ARTS AND CRAFTS AT THE LESSONS OF SPEECH DEVELOPMENT: A MODEL OF CREATIVE AND COOPERATIVE PROCESSES
L. P. Sychugova
The article is devoted to a problem of usage of methods of understanding the cultural environment in formation of linguistic identity. In the article the model of creative and cooperative processes by perception of applied and decorative arts is presented, which includes a number of the consecutive, in-terconnected actions, aimed at formation of national consciousness of pupils and development of their language, speech and communicative competences. Harmonization of the emotional and logical foun-dations of teaching is promoted by the creation of the subject-object-subject relations at the lessons, by studying and decoding of language of folk art and by the organization of practical and text activity.
Keywords: culture, folk art, text, sense, linguistic identity, model of creative and cooperative processes, creativity.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ИСТОРИКОВ В ВУЗАХ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1970–1980-е гг.
А. В. Хорошенкова
В статье проведен анализ государственной политики в области высшего исторического образования в 1970–1980-х гг. в СССР. Рассматривается организация системы управления образованием и механизмы реализации государственной политики в области высшего образования. Названы нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную политику советского государства в анализируемый период. Анализируется характер подготовки научно-педагогических кадров историков в вузах Нижнего Поволжья через аспирантуру.
Ключевые слова: аспирантура, высшие учебные заведения, историческая наука, историческое образование, история СССР.
POST-GRADUATE SCHOOL ACTIVITIES ON TRAINING THE TEACHING STAFF OF HISTORIANS AT UNIVERSITIES OF LOWER VOLGA REGION IN 1970–1980s.
A. V. Khoroshenkova
The article analyzes the state policy in the field of higher historical education in 1970–1980s in the USSR. The organization of the education management system and the mechanisms of implementation of state policy in the field of higher education are considered. Laws and statutory instruments regulating education policy of the Soviet state in the analyzed period are also given in the article. The nature of training the teaching staff of historians at universities of Lower Volga region through post-graduate school is examined as well.
Keywords: post-graduate studies, universities, historical science, historical education, history of the USSR.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВЕКА: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Г. М. Цыпин, Н. Е. Педченко
В статье сформулирована задача, которая стоит сегодня перед системой российского музыкального воспитания и образования. Выявлены наиболее важные идеи и методологические подходы, использующиеся выдающимися российскими мастерами конца ХIХ – начала ХХ вв., которые, будучи адаптированными применительно к современности, могли бы оказать реальную помощь педагогам-музыкантам наших дней.
Ключевые слова: музыкальные идеи российских мастеров конца ХIХ – начала ХХ вв., историко-теоретические и методические аспекты, методологические подходы, принципы, направления и установки современного педагога-музыканта.
MUSIC PEDAGOGY IN RUSSIA IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES: HISTORICAL AND THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS
G. M. Tsypin, N. E. Pedchenko
In the article the problem is defined that the Russian system of musical training and education is facing now. The most important ideas and methodological approaches used by outstanding Russian masters of the late XIX – early XX centuries are determined, which could really help music teachers nowadays, being adapted for purposes of the present time.
Keywords: musical ideas of Russian masters of the late XIX – early XX centuries, historical and theoretical and methodological aspects, methodological approaches, principles, directions and aims of modern music teachers.
К ВОПРОСУ О ГРАФИЧЕСКОЙ МОТИВИРОВАННОСТИ ТЕРМИНА
Н. С. Шарафутдинова
Статья посвящена исследованию способов образования графически мотивированных авиационных терминов в русском, английском и немецком языках. На материале текстов различных жанров изучается употребление графически мотивированных терминов. Определяются понятия «мотивированность термина» и «графически мотивированный термин». С целью разграничения графически мотивированных терминов от схожих по словообразовательной структуре терминологических единиц рассматриваются и другие формы литерных терминов, не являющихся графически мотивированными. Изучается роль графически мотивированных терминов в межъязыковой профессиональной коммуникации.
Ключевые слова: мотивированность, графически мотивированный термин, литерный термин, терминоэлемент.
GRAPHIC MOTIVATING OF THE TERM
N. S. Sharafutdinova
The article investigates the ways of the formation of graphically motivated aviation terms in Russian, English and German. The use of graphically motivated terms was studied on the material of the texts of various genres. The notions of “motivation of the term” and “graphically motivated term” are de-fined. To distinguish graphically motivated terms from terminological units that are similar in word-building structure, other forms of lettered terms that are not graphically motivated are considered. The role of graphically motivated terms in interlanguage professional communication is examined.
Keywords: motivation, graphically motivated term, lettered term, term element (component).
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ КРЕАТИВНОСТИ
А. И. Савенков
Обсуждение проблемы диагностики креативности представляет особую сложность и традиционно вызывает большое количество споров в среде специалистов. При этом все множество концепций и подходов к проблеме изучения психологии творчества можно компактно сгруппировать, в итоге получается несколько основных типов. Рассмотрению основных их них посвящена данная статья.
Ключевые слова: креативность, творчество, мышление, одаренность.
THE MAIN APPROACHES TO THE DIAGNOSIS OF CREATIVITY
A. I. Savenkov
Discussion of the problem of creativity diagnosis is usually difficult and raises a large number of de-bates among experts. In this case the whole set of conceptions and approaches to the problem of studying the psychology of creativity can be compactly grouped, the result is a few basic types. Consideration of the main of them is the subject of this article.
Keywords: creativity, creative thinking, giftedness.
ПОЛИКОДОВЫЙ ТЕКСТ: ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
Ю. М. Сергеева, Е. А. Уварова
В статье рассматриваются особенности поликодового текста как негомогенного образования, восприятие которого требует одновременного взаимодействия нескольких сенсорных каналов индивида. Анализируются взаимоотношения компонентов текста (вербального, визуального, слухового), сочетание которых и создает эффект полимодального восприятия. Большое внимание уделяется основной сфере употребления поликодового текста – средствам массовой информации и рекламе.
Ключевые слова: познавательный процесс, код сообщения, текст.
POLYCODE TEXT: PECULIARITIES OF STRUCTURE AND PERCEPTION
Y. M. Sergeeva, E. A. Uvarova
The article analyses the features of the text with an inhomogeneous structure, whose perception re-quires simultaneous interaction of multiple sensory channels of an individual. The relationship of the textual components (verbal, visual, auditory) creates the effect of multimodal perception. Much attention is paid to the main area of its use – mass media and advertising.
Keywords: cognitive processes, message code, text.
СПЕЦИФИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «УСТНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Е. Н. Тарасова
Статья посвящена рассмотрению возможностей формирования посредством устной профессиональной речи навыков и умений преподавания русского языка иностранцам. Рассматриваются методические преимущества использования устной речи в учебно-методических целях, а также система занятий элективного курса по формированию профессионального мастерства будущего преподавателя русского языка как иностранного.
Ключевые слова: устная профессиональная речь, речевые модели, лингвистическая и коммуникативная компетенции, речевые стратегии и тактики.
SPECIFICS OF THE ELECTIVE COURSE “ORAL PROFESSIONAL SPEECH OF TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE”
AT PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
E. N. Tarasova
The article is devoted to possibilities of formation of skills and abilities of teaching Russian to foreign-ers by means of the oral professional speech. Methodical advantages of use of oral speech for educational and methodical purposes are considered as well as the system of education at an elective course on formation of professional skills of future teacher of Russian as a foreign language.
Keywords: oral professional speech, speech models, linguistic and communicative competences, speech strategies and tactics.
К ПРОБЛЕМЕ УСИЛЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
ПО ПРОГРАММАМ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Т. А. Соловьева, А. А. Алмазова, Е. В. Кулакова
В статье представлены результаты разработки проекта модели модульной основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог), предусматривающей сетевое взаимодействие образовательных организаций, реализующих программы высшего и основного общего образования. Описаны новые подходы к организации практико-ориентированного обучения, приведены обоснования и критерии оценки образовательных результатов как достижений студентов бакалавриата в овладении профессиональным поведением и профессиональным мышлением.
Ключевые слова: учитель-дефектолог, специальное (дефектологическое) образование, прикладной бакалавриат, основная профессиональная образовательная программа, практика, сетевое взаимодействие.
ABOUT THE STRENGTHENING OF PRACTICE-ORIENTED RESOURCE TEACHERS TRAINING ON APPLIED BACHELOR DEGREE PROGRAMS
T. A. Solovyeva, A. A. Almazova, E. V. Kulakova
The article presents the results of model project development of modular basic professional educational program “Special (speech pathology) education” (resource teacher), providing networking cooperation between educational organizations implementing programs of higher and basic general education. New approaches to the organization of practice-based learning are described, grounds and criteria for evaluating educational results as achievements of Bachelor degree students in mastering professional behavior and professional thinking are given as well.
Keywords: resource teacher, special (speech pathology) education, applied Bachelor degree programs, basic professional educational program, practice, networking cooperation.
АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
И. С. Шахман
Статья посвящена проблеме адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах. Проведен анализ факторов, влияющих на эффективность обучения. Сформулированы способы ускорения процесса адаптации. Представлены статистические данные опроса иностранных граждан, обучающихся в Ульяновском государственном техническом университете.
Ключевые слова: адаптация, проблемы адаптации, эффективность обучения, иностранные студенты, способы адаптации.
ADAPTATION TO STUDY CONDITIONS AT RUSSIAN UNIVERSITIES AS A DETERMINING FACTOR OF THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF FOREIGN STUDENTS
I. S. Shakhman
This article is devoted to the problem of adaptation to the study conditions of foreign students at Rus-sian universities. The analysis of factors which influence study effectiveness is conducted. The ways of adaptation process acceleration are stated. Statistic data of survey of foreign students who study at Ulyanovsk State Technical University is performed.
Keywords: adaptation, adaptation problems, efficiency of education, foreign students, ways of adaptation.
КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ШОК КАК РЕЗУЛЬТАТ НАРУШЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Вэй Лю
В статье анализируются проблемы, возникающие в компаниях и корпорациях при столкновении различных национальных деловых культур. Рассматривается сущность кросскультур-ного шока, нередко возникающего в многонациональных компаниях и корпорациях. Особое внимание уделяется методам изучения национальных культур модели культурных ценностей Г. Хофстеде.
Ключевые слова: кросскультурный шок, национальная культура, деловая культура, модель культурных ценностей.
CROSS-CULTURAL SHOCK AS A RESULT OF A BREACH OF INTERCULTURAL COMMUNICATIONS
Wei Liu
The article analyzes the problems that arise in companies and corporations at confrontation of different national business cultures. The essence of cross-cultural shock that often appears in multinational companies and corporations is considered. Special attention is paid to the methods of studying national cultures of Hofstede’s cultural values model.
Keywords: cross-cultural shock, national culture, business culture, model of cultural values.
К ВОПРОСУ О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ
О. А. Портнова
Автором статьи проводились исследования процесса формирования гражданственности учащихся учреждений начального профессионального образования. В результате возникла идея создания модели гражданского воспитания, которая отражает системный подход в решении проблемы формирования гражданственности как важного духовно-нравственного аспекта воспитания в целом. Автор также обращает внимание на необходимость объединения усилий общества и государства в решении задач по воспитанию.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, гражданственность, просвещение, Отечество, национальная идея, модель воспитания.
REVISITING THE CIVIC EDUCATION
O. A. Portnova
The author of the article researched the process of civic consciousness formation of students of elemen-tary vocational education institutions. As a result the idea of creating a model of civic education has started up which reflects the system approach to solving the problem of civic consciousness formation as an important spiritual and moral aspect of education as a whole. The author also draws attention to the necessity of unifying efforts of society and state in solving problems of education.
Keywords: patriotism, morality, civic consciousness, enlightenment, Fatherland, national idea, model of education.
ПАТОГРАФИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
В. Е. Ворон-Ковальская
В настоящей работе раскрываются вопросы, связанные с исследованием такого междисциплинарного феномена, как патографический дискурс. Рассматривается содержание данного явления, а также дается краткий обзор основных тенденций в его изучении как среди отечественных, так и зарубежных авторов. Особое внимание уделяется уникальности структур знаний, представленных в таком виде дискурса.
Ключевые слова: текст, дискурс, нарратив о болезни, патография.
PATHOGRAPHICAL DISCOURSE
IN THE LIGHT OF THE CURRENT STUDIES IN LINGUISTICS
V. E. Voron-Kovalskaya
The article deals with the phenomenon of the pathographical discourse and explores the main current studies in this sphere conducted both by Russian and foreign authors. Pathographies are considered as texts that present unique structures of knowledge and experience where the language is the only way to impart them.
Keywords: text, discourse, illness narrative, pathography.
ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ
К ИЗУЧЕНИЮ ЭКСКУРСИОННОЙ РЕЧИ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОБЛЕМ ИХ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
С. А. Белова
В условиях инновационной образовательной среды происходят процессы интеграции образования и культуры. Идеи культуроведческого подхода находят воплощение в музейной педагогике. Экскурсионная речь – важнейшее средство постижения культуры своего народа и освоения общечеловеческих ценностей. Целью данной статьи является исследование готовности школьников средних классов к изучению экскурсионной речи в условиях инновационной образовательной среды. В статье представлены результаты констатирующего исследования.
Ключевые слова: экскурсионная речь, диалогизированный монолог, жанр экскурсионной речи, инновационная образовательная среда.
READINESS OF MIDDLE SCHOOL PUPILS TO LEARN EXCURSION SPEECH AND IMPORTANCE OF PROBLEMS OF THEIR TEACHING
IN CONDITIONS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL MILIEU
S. A. Belova
In the context of innovative educational milieu there are processes of integration of education and cul-ture. Ideas of culturological approach are reflected in museum education. Excursion speech is the most important means of understanding the culture of the nation and the development of human values. The purpose of this paper is to study middle school pupils’ readiness to learn excursion speech in the context of innovative educational milieu. The article presents the results of the narrative study.
Keywords: excursion speech, dialogized monologue, genre of excursion speech, innovative educational milieu.
ЭВОЛЮЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ГОССТАНДАРТА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ К УРОВНЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ
К. Е. Курдявка
Статья посвящена анализу требований Госстандарта языкового образования к уровню социокультурной компетенции школьников (5–11-й классы) и студентов неязыковых вузов. В статье рассматривается процесс изменений и дополнений указанных требований в ходе принятия новых стандартов образования. В связи с этим особое внимание уделено переходу на Федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС). В конце статьи изложены рекомендации, связанные с дальнейшим развитием понимания сущности социокультурной компетенции в Госстандарте.
Ключевые слова: Госстандарт, ФГОС, коммуникативная компетенция, социокультурная компетенция, требования.
THE EVOLUTION OF EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS TO THE LEVEL OF SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS. VIEWS ON FURTHER DEVELOPMENT
K. E. Kurdyavka
The article is devoted to the analysis of the official requirements to the level of socio-cultural compe-tence of schoolchildren and non-linguistic university students. These requirements are listed in the national government standard of linguistic education. Alterations of these requirements and additions to them constitute the primary object of analysis in the article. Special attention is paid to the new fed-eral state educational standards. Several recommendations are offered, which are primarily connected with the course of possible further development of the government standard.
Keywords: Government standard, federal state educational standards, requirements, communicative competence, socio-cultural competence.
О НАЗВАНИЯХ ТЕХНИЧЕСКИХ НОВИНОК
В РУССКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ XIX ВЕКА
В. М. Шетэля
В настоящей статье рассмотрены факты употребления в русской художественной литературе XIX в. наименований технических новинок того времени. Российские авторы засвидетельствовали факты вхождения единиц с пар- в русскую обиходную речь.
Ключевые слова: значение, наименование, профессиональный обиход, термин, функция.
ABOUT THE NAMES OF TECHNICAL INNOVATIONS
IN THE RUSSIAN LITERARY TEXTS OF THE 19TH CENTURY
W. M. Szetela
In this article the facts of using the names of technical innovations in the Russian literature of the 19th century are considered. Russian authors witnessed the facts of entering of units with par- in Russian everyday speech.
Keywords: meaning, name, professional usage, term, function.
ПРИМЕНЕНИЕ ЛЫЖНОЙ МАЗИ ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ КЛАССИЧЕСКИМ СТИЛЕМ НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНОЙ МАЗИ “SWIX” (НОРВЕГИЯ), «ВИСТИ» (РОССИЯ)
И. В. Богданов
В материалах статьи представляет ценность разработанная автором таблица «Применение лыжных мазей на примере лыжной мази “SWIX” (Норвегия), “ВИСТИ” (Россия)». Рекомендовано использовать эту статью как пособие для тренеров, преподавателей лыжного спорта, учителей физической культуры и любителей физических занятий на лыжах.
Ключевые слова: лыжный спорт, мазь для лыж, методические рекомендации, свежий воздух.
USE OF SKI WAX FOR SKIING IN CLASSIC STYLE
BY THE EXAMPLE OF SKI WAX “SWIX” (NORWAY), “VISTI” (RUSSIA)
I. V. Bogdanov
Materials of the article are important for the development of the table “Use of ski waxes by the example of Ski waxes ‘SWIX’ (Norway) and ‘VISTI’ (Russia)” by the author. It is recommended to use this article as a manual for trainers, teachers of skiing, teachers of physical culture and fans of physical exercises on skis.
Keywords: skiing, ski wax, methodical recommendations, open air.