Language

Журнал «Наука и школа», № 3 за 2014 год

Критерии отбора содержания математических курсов по выбору

Смирнова И. М.

В данной статье рассматривается вопрос о постановке предметных курсов по выбору в предпрофильной подготовке учащихся и профильном обучении. Предлагаются критерии отбора содержания таких курсов по математике.

Ключевые слова: критерий, курсы по выбору.

The criteria of selection of contents of mathematical optional courses

Smirnova I. M.

The article deals with the arrangement of optional courses in pre-profile training of schoolchildren as well as in specialized education. The criteria of selection of contents of such courses on mathematics are offered.

Keywords: criterion, optional courses.

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМЕ В ФИЛОСОФИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Линьков В. В.

В статье показаны различия мнений исследователей по вопросу о существенных признаках нормы индивидуального развития, выявлены затруднения в определении понятия нормы, исследованы причины этих затруднений, проанализировано явление изменчивости нормы. Раскрыто содержание понятия нормативности, выделены предпосылки построения референтной теории нормативности. В статье дана характеристика критериев нормы индивидуального развития и установлено, что эти критерии относятся к определенным референтным областям, за пределами которых теряют диагностическое значение и эвристические возможности. Отмечается важность для коррекционной педагогики изучения и развития представлений о норме. Нормализация рассматривается в качестве одной из приоритетных целей специального образования.

Ключевые слова: норма, критерий нормы, норма индивидуального развития, нормативность, референтная теория нормативности, нормализация, философия, коррекционная педагогика, специальное образование.

THE DEVELOPMENT OF NOTIONS OF NORM IN PHILOSOPHY AND CORRECTIONAL PEDAGOGY

Linkov V. V.

The article deals with different opinions of researchers on the essential signs of norm of individual development. According to the article, it’s difficult to define the concept of norm. The content of the concept “normativity” is also defined in the article. Moreover, the author marks out preconditions for the construction of referential theory of normativity. The author characterizes the criteria of norm of individual development and states that these criteria are related to certain referential areas outside of which they lose diagnostic value and heuristic possibilities. The importance of study and development of representations of norm is a key to the correctional pedagogy. Normalization is considered as one of the priorities of special education.

Keywords: norm, criterion of a norm, norm of individual development, normativity, referential theory of normativity, normalization, philosophy, correctional pedagogy, special education.

 

СФОРМИРОВАННОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ-КАДЕТОВ 7 КЛАССА (на примере имени прилагательного)

Асеева Д. В.

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о возможности формирования исследовательских умений учащихся в процессе работы над эстетическими возможностями имен прилагательных. В основу статьи положены данные констатирующего среза в 7-х классах. Проведенный эксперимент позволил наметить дальнейшие пути работы с учащимися над эстетикой имени прилагательного, на базе которой планируется формирование исследовательских умений.

Ключевые слова: исследовательские умения учащихся, имя прилагательное, эстетические возможности имен прилагательных, эстетическая роль имени прилагательного.

formedness of research skills BY Cadet PUPILS of the 7th form (by the example of adjectives)

Aseeva D. V.

This article deals with the question about the possibility of research skills formation by pupils while working on the aesthetic possibilities of adjectives. This article is based on data from the verifying test in the 7 forms. The experiment allowed proposing further ways of working with pupils on the aesthetics of an adjective. On its base it is planned to form research skills.

Keywords: research skills of pupils, adjective, aesthetic possibilities of adjectives, aesthetic role of an adjective.

 

ОТКРЫТЫЕ ЗАДАЧИ

Овсянникова И. С.

Статья посвящена возможностям использования открытого подхода при организации исследовательской работы учащихся на уроках математики. Изучение идеологии открытого подхода, разработанного в 1970-х гг. японскими педагогами, анализ его дидактических возможностей и возможностей синтеза с лучшими российскими педагогическими практиками исследовательского обучения легло в основу исследования по формированию методической системы использования открытых задач на уроках математики. В статье предложена классификация открытых задач, приведены рекомендации к составлению собственных задач открытого типа; представлен вариант системы оценивания с учетом развития исследовательских компетенций в процессе решения открытых задач; приводится пример открытой задачи базового типа с двумя вариантами решений учащихся; а также результаты проведения эксперимента по использованию открытых задач на уроке, подтверждающие эффективность открытого подхода.

Ключевые слова: исследовательское обучение, открытый подход, открытые задачи.

OPEN-ENDED TASKS

Ovsyannikova I. S.

The article is devoted to possibilities of using the open-ended approach by organizing pupils’ research activity at the lessons of mathematics. Studying the ideology of the given approach, developed in 1970s by Japanese pedagogues, as well as analyzing its didactic possibilities and possibilities of its synthesis with the best Russian pedagogical practices of inquiry-based learning allowed the research on developing an effective methodical system of using open-ended tasks at the lessons of mathematics. Classification of open-ended tasks, recommendations for composing own open-ended tasks as well as the model of system of evaluating with account of research competences development in the process of solving open-ended tasks are offered. An example of an open-ended task of basic type with two alternate solutions is cited. The experiment has confirmed the usefulness of open-ended approach as a lesson form of research activity.

Keywords: inquiry-based learning, open-ended approach, open-ended tasks.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Ваганов М. Г.

Рассматривается проблема развития естественнонаучных понятий у бакалавров экологии и природопользования, которые обеспечивают фундаментализацию экологического образования и способствуют более эффективному формированию профессиональных компетенций.

Ключевые слова: естественнонаучные понятия, методология, компетенция, фундаментализация экологического образования.

FUNDAMENTAL CONCEPTS OF NATURAL SCIENCE AS METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING BACHELORS OF ECOLOGY AND WILDLIFE MANAGEMENT

Vaganov M. G.

In the article the problem of natural science concepts development by bachelors of ecology and wildlife management is considered. These concepts provide fundamentalization of environmental education and contribute to more effective formation of professional competencies.

Keywords: natural science concepts, methodology, competency, fundamentalization of environmental education.

 

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

Гильмиярова С. Г., Сафин Д. Р.

В настоящее время углубляется разрыв между современной наукой и ее отражением в учебных программах высших учебных заведений. Цель нашей работы – определить уровень знания современной физики и астрономии студентами физико-математических факультетов педвузов. Для этого был разработан специальный тест. Анализ результатов показал, что большая часть студентов не знакома с последними открытиями. Авторы предлагают ввести спецкурс, посвященный современной физике.

Ключевые слова: современная физика, высшее образование, педагогический вуз.

ABOUT THE COMPETENCE OF FUTURE PHYSICS TEACHERS

Gilmiyarova S. G., Safin D. R.

At present a gap between modern science and its reflexion in educational programs at higher educational institutions increases. The aim of our paper was to determine what the students of faculties of physics and mathematics at pedagogical universities knew about modern physics and astronomy. For this purpose a special questionnaire was designed. The results indicate that the most part of students do not know about new discoveries in physics. The authors suggest introducing a special course on modern physics.

Keywords: modern physics, higher education, pedagogical university.

 

Проектирование модульного содержания курсовой подготовки учителей химии в области проектной деятельности школьников

Шепелев М. В.

В статье рассмотрены некоторые методические подходы к проектированию содержания и технологий подготовки учителей химии в условиях инновационной образовательной среды и представлено примерное учебно-тематическое планирование курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация проектной деятельности учащихся на предметах естественнонаучного цикла в условиях введения ФГОС». Показано, что предложенные подходы и разработанные образовательные программы создают основу для непрерывного повышения квалификации учителей химии в региональных условиях.

Ключевые слова: инновации в химическом образовании, непрерывное повышение квалификации учителей химии, новое учебное оборудование, проектная деятельность учащихся.

DESIGNING OF MODULAR CONTENTS OF CHEMISTRY teachers course training in pupils’ project activity

Shepelev M. V.

The article describes some methodological approaches to designing the contents and technologies of chemistry teachers training in the innovative educational environment. An approximate thematic planning of further training courses in the additional professional program «Organization of pupils’ project activities at lessons of natural sciences within the introduction of the Federal State Educational Standards» is also given in the article. It is shown that proposed approaches and developed educational programs create the basis of continuous further training of chemistry teachers under local conditions.

Keywords: innovations in chemical education, continuous further training of chemistry teachers, new training equipment, children project activities.

 

Пути и средства оптимизации первоначальной психолого-педагогической поддержки ослепших

Малышкина Л. С.

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические проблемы ослепших, представляются основные результаты анкетирования, направленного на выявление трудностей социализации ослепших, на основе которых определены пути и средства оптимизации их психолого-педагогической поддержки.

Ключевые слова: ослепший, психолого-педагогическая поддержка, реабилитация, социальная адаптация.

Ways and means of the primary psychological and pedagogical newly-blinded people support

Malyshkina L. S.

The article describes actual theoretical and practical problems of newly-blinded people. The main results of the survey aimed at newly-blinded people socialization difficulties are presented and on their base ways and means of optimization of their psychological and pedagogical support are defined.

Keywords: a newly-blinded person, psychological and pedagogical support, rehabilitation, social integration.

 

Комплексный подход в создании здоровьесберегающей среды в обучении и воспитании детей с нарушениями слуха

Речицкая Е. Г., Хедхуд Ноурас

В статье излагаются практические результаты экспериментального исследования по применению комплексной здоровьесберегающей образовательной технологии в учебно-воспитательной работе с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха.

Ключевые слова: сурдопедагогика, дети с нарушениями слуха, здоровьесберегающие технологии, антропометрические данные, состояние физического развития, психоэмоциональное состояние, уровень социальной адаптации, культура здорового образа жизни, развитие, воспитание, обучение.

Complex approach at creating health saving environment in educating and upbringing of children with hearing impairments

Rechitskaja E. G., Hedhud Nouras

The article deals with practical results of a pilot study on the use of complex health saving educational technology at educational work with younger pupils with hearing impairments.

Keywords: deaf-and-dumb pedagogy, children with hearing impairments, health saving technologies, anthropometric data, state of physical development, psychoemotional state, level of social adaptation, healthy lifestyle, development, upbringing, education.

 

Современный вузовский учебник иностранного языка – симбиоз технологии и творчества

Полетаева М. И.

В статье рассматривается вопрос о создании наиболее эффективного вузовского учебника иностранного языка. В связи с этим, проводится анализ двух наиболее востребованных подходов: технологического и поискового (творческого). По мнению автора, оптимальный учебник должен сочетать в себе особенности каждого из данных подходов.

Ключевые слова: учебник иностранного языка, технологический подход, поисковой (творческий) подход, коммуникативная направленность обучения, технология.

Modern English textbook for higher education institutions as a symbiosis of technology and creative work

Poletaeva M. I.

The article is devoted to the question of creation of the most effective English textbook for higher education institutions. Thereon two popular approaches are analyzed, these are technological and exploring (creative) approaches. In author’s opinion, the optimal textbook should combine the peculiarities of each of them.

Keywords: foreign language textbook, technological approach, exploring (creative) approach, communicative dorientation of education, technology.

 

Целостность как системообразующий принцип образования в условиях информационного общества

Кузнецова Е. В.

В статье проанализированы философские и психолого-педагогические подходы к определению понятия «целостность». Рассмотрены педагогические аспекты целостности: целостность целей и содержания образования, целостность системы методов обучения. Выделены такие характеристики целостностной личности как целостность мировоззрения, целостность опыта человека, целостность психических процессов. Показано, что в условиях информационного общества идея целостности является системообразующей при проектировании образовательной программы, учебного курса или отдельного занятия.

Ключевые слова: целостность, образование, информационное общество.

Integrity as a backbone principle of education in the information society

Kuznetsova E. V.

The article analyses the philosophical, psychological and pedagogical approaches to the definition of “integrity”. There were considered such pedagogical aspects of integrity as the integrity of the goals and the contents of education, the integrity of teaching methods system. The author highlights such features of an integral personality as the integrity of worldview, the integrity of human experience, the integrity of mental processes. It is shown that in the information society, the idea of integrity is a backbone one for designing the educational programs, courses or lessons.

Keywords: integrity, education, information society.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Полькина С. Н.

В данной статье представлены результаты теоретического исследования, направленного на раскрытие деятельностного содержания литературного образования в школе, представлены методические аспекты его реализации в школе, способствующие развитию самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: деятельностное содержание литературного образования, самоопределение, учебная задача, способ деятельности.

ACTIVITY-RELATED CONTENTS OF LITERARY EDUCATION AT SCHOOL AS A MEANS OF IDENTITY FORMATION BY SENIOR PUPILS

Polkina S. N.

The article deals with the results of a theoretical study aimed at disclosing the contents of the activity-related literary education at school. The methodological aspects of its implementation at school are presented which promote identity formation of senior pupils.

Keywords: activity-contents of literary education, identity formation, teaching objective, work method.

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПРОРОЧЕСТВА (НУБУВВАТ) В ХРОНИКЕ АТ-ТАБАРИ

Бобоев Ф. Б., Комили А. Ш.

В статье рассматривается проблема структурного формирования литературного жанра «нубувват» (пророчество) в арабской литературе по материалам исторической хроники ат-Табари. На основе анализа исторической прозы делается вывод, что в соответствии с художественными задачами процесс пророчества изложен в строго оформленной схеме. Для описания завоеванных стран и городов одна история послужила рамкой, в которую вписываются все остальные. В дальнейшем эти материалы трансформировались с коранической экзегетики в литературный жанр.

Ключевые слова: «История Табари», адаб, пророчество, ислам, откровение, завоевание, литературное восприятие.

TYPOLOGICAL FEATURES OF PROPHECY (NUBUWWAT) IN AT-TABARI’S CHRONICLE

Boboev F. B., Komili A. Sh.

This article examines the problem of structural formation of nubuwwat (prophecy) literary genre on the materials of the Tabari’s historical chronicle in the Arabic literature. Certain conclusions are drawn on the basis of the analysis of historical prose. According to art tasks process of the world prophetical movement is stated in strictly issued scheme. For the description of the conquered countries and cities one history served as a frame with which all the others comply. Then these genres have been transformed from the Koran exegetics to the literary sphere.

Keywords: “History of at-Tabari”, Adab, prophecy, Islam, revelation, conquest, literary perception.

 

Реорганизация советского высшего исторического образования в послевоенный период: тенденции и противоречия

Хорошенкова А. В.

В статье, которая продолжает цикл публикаций автора по истории высшего исторического образования и науки в советский период, рассматриваются тенденции и противоречия реформирования высшего образования и деятельности вузов в послевоенный период. На основе статистических данных анализируется работа по восстановлению вузов, количественный и качественный состав абитуриентов. Характеризуются изменения в содержании высшего образования на примере специальности «история».

Ключевые слова: высшие учебные заведения, высшее образование, заочное обучение, про­фес­сор­ско-преподавательские кадры.

Reorganization of the Soviet higher historical education in the post-war period: tendencies and contradictions

Khoroshenkova A. V.

The article continues author\'s publications on the history of higher historical education and science in the Soviet period and deals with the tendencies and contradictions of the reform of higher education and higher education institutions activity in the post-war period. On the basis of statistical data the work on reconstructing the higher education establishments is analyzed as well as the quantitative and qualitative school leavers staff. Changes in the contents of higher education are considered by the example of the specialty “History”.

Keywords: higher educational establishments, higher education, distance learning, university faculty.

 

Исторические примеры развития технологического образования в России и пути решения данной проблемы на современном этапе

Кудряшов И. М.

В статье рассмотрены исторические этапы развития политехнического образования школьников в период становления и развития СССР, а также вопросы влияния системы образования на экономическое развитие страны. Автор пришел к выводу, основанному на исторических фактах, опыте развития технологического образования других стран, США и Китая, о причинах, влияющих на развитие технологического образования, и предложил пути решения проблемы воспитания профессиональных кадров в технической сфере деятельности.

Ключевые слова: система образования, образование, политехническое образование, технологическое образование.

Historical examples of the development of technological education in Russia and ways of solution of this problem at the present stage

Kudryashov I. M.

The article deals with the historical stages of development of the polytechnic school education in the period of formation and development of the USSR as well as with the influence of education system on economic development of the country. The author has drawn the conclusion based on historical facts, experience of development of technological education in other countries, in the USA and China, about the reasons influencing the development of technological education and has offered solutions to the problems of training of professional personnel in the technical field.

Keywords: education system, education, polytechnic education, technological education.

 

Труд как эмансипация: взгляд российских феминисток начала ХХ в.

Крадецкая С. В.

В статье анализируется проблема женского профессионального труда в пореформенной России и его восприятие лидерами и активистками феминистского движения в контексте процесса социальной модернизации.

Ключевые слова: труд, профессия, эмансипация, феминизм.

Labour as emancipation: view of the Russian feminists at the beginning of the XXth century

Kradetskaya S. V.

The article is dedicated to the problem of women’s professional labour in the post-reform Russia and its perception by Russian feminists in the context of the social modernization process.

Keywords: labour, profession, emancipation, feminism.

 

ВЕЖЛИВОСТЬ И ПОНЯТИЕ «ТААРОФ» В ИРАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ахмади Зейнаб

В статье рассматривается специфика персидского речевого этикета в контексте ключевого для иранской культуры понятия «Таароф» (). Описаны основные разновидности, коммуникативные функции и языковые средства выражения «Таарофа».

Ключевые слова: этикет, речевой этикет, персидская культура, Таароф.

POLITENESS AND CONCEPT “TAAROF” IN THE IRANIAN CULTURE

Ahmadi Zeinab

In article the specific of the Persian speech etiquette in the context of the key concept “Taarof” for the Iranian culture () is considered. The main variations, communicative functions and language means of expression of “Taarof” are described.

Keywords: etiquette, speech etiquette, Persian culture, Taarof.

 

Структура коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы по геометрии

Виноградова А. В.

В статье проводится анализ понятий «коммуникативность», «коммуникативная деятельность», а также рассматривается структура коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, общение, устная работа по геометрии, мышление.

Structure of communicative activity of senior pupils while carrying out oral work on geometry

Vinogradova A. V.

In the article the analysis of the concepts “communicativeness” and “communicative activity” is carried out. The structure of communicative activity of senior pupils while carrying out oral work on geometry is considered as well.

Keywords: communicative activity, communication, oral work on geometry, thinking.

 

КОГНИТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Нестерова А. Ю.

Статья посвящена философско-методологическому и психологическому анализу проблемы формирования профессиональной идентичности педагога. На современных условиях реализовать себя в профессиональной жизни становится исключительно актуальным, что, безусловно, усиливает интерес к проблеме выбора профессионального становления путем самовыражения человека. Особое значение в работе отводится философскому рассмотрению образования как области когнитивной деятельности, которое, как показано, наиболее адекватно для решения проблем компетентности и идентичности. Используя постнеклассическую модель образовательных процессов (ПНК МОП) мы обогатили ее путем введения еще одного параметра – «характер идентичности». Показано, что обретение идентичности (как внутренней, так и внешней) наступает для учителя не сразу (не одномоментно), а только когда учитель превращается в Учителя по призванию (что соответствует парадигме уровня 5). Делается вывод, что идентичность, когнитивная деятельность, профессиональная компетентность являются фундаментальными понятиями адекватными для межи трансдисциплинарного анализа деятельности педагога в информационном обществе основанном на знании.

Ключевые слова: компетентность, идентичность, когнитивная деятельность, способность, готовность, мотивация, личность, целостность, самоидентификация, профессиональное самоопределение, информационное общество, основанное на знаниях, междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы.

TEACHER’S COGNITIVE ACTIVITY, PROFESSIONAL COMPETENCE AND IDENTITY

Nesterova A. Yu.

In the paper we present philosophical-methodological and psychological analysis of building the teacher’s professional identity. To realize personal professional potential is now becoming truly essential. This in turn generates enormous interest in making career choices through self-expression. We have attempted to focus on philosophical treating education as cognitive activity which can, as it is shown, offer adequate solutions to competence- and identity-related issues. Adopting post-non-classical model of educational processes (PNC MEP), we have enhanced it by introducing the “identity” parameter. Reclaiming both internal and external teacher identity is far from being a prompt action – it starts to appear with a sense of vocation, i.e. with teacher’s turning into Teacher (paradigm level 5). Identity, cognitive activity and professional competence are thus fundamental concepts appropriately suited for inter- and trans-disciplinary insight into the teacher’s activity occurring in knowledge-based information society.

Keywords: competence, identity, cognitive activity, faculty, readiness, motivation, personality, wholeness, self-identification, professional self-determination, knowledge-based information society, inter- and trans-disciplinary approaches.

 

Развитие взаимодействия образовательной организации и семьи в современном обществе

Воронкова Г. В.

В статье рассматривается категория «педагогическое взаимодействие» образовательной организации и семьи в историческом аспекте через систему общих ценностей школы и семьи, способствующих развитию мотивации обучения субъектов образовательного процесса и формированию когнитивных потребностей и интересов учащихся при организации учебной деятельности.

Ключевые слова: образование, обучение, развитие, мотивация, социализация, педагогическое взаимодействие.

The interaction development between the educational institution and the family in the modern society

Voronkova G. V.

The article deals with the “pedagogical interaction” between the educational institution and the family in historical perspective by means of value system of school and family providing the motivation development in the educational process as well as shaping the cognitive needs and interests of students during the organization of educational activity.

Keywords: education, training, development, motivation, socialization, pedagogical interaction.

 

Формирование психолого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ

Веретенникова Л. К.

В статье раскрываются современные подходы к формированию профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольных учреждений, общеобразовательных и коррекционных школ в педагогическом университете.

Ключевые слова: компетенция, дошкольное учреждение, коррекционная школа, дошкольная педагогика и психология, специальная педагогика и психология.

Formation of psychological and pedagogical competency of future teachers of preschool educational institutions, comprehensive and special schools

Veretennikova L. K.

The article deals with the modern approaches to the formation of professional competences of future teachers of preschool institution, comprehensive and special schools at the pedagogical university.

Keywords: competence, preschool institution, special school, preschool pedagogics and psychology, special pedagogics and psychology.

 

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Морева Н. А.

В статье дается ответ на вопрос, как надо организовать общение педагога с ребенком. Определяется понятие коммуникативного взаимодействия. Выделяются особенности убеждающего и внушающего взаимодействия педагога с дошкольником. Перечисляются знания, умения, навыки, компетенции стратегии и тактики коммуникативного поведения педагога с дошкольниками. Предлагается характеристика стилей общения. Выделяются затруднения коммуникативного поведения педагога и способы их решения.

Ключевые слова: стратегия, тактика поведения, педагог дошкольного образования, педагогическое общение, взаимодействие, коммуникация, коммуникативная компетентность, стиль коммуникации, убеждение, внушение, компоненты коммуникативного акта.

Pre-school teachers’ behavior tactics and strategies in the process of organization of communicational activity of elder preschool age children

Moreva N. A.

The author gives the answer to the question: How to organize in the best way the commutation between a child and a teacher. He explains the meaning of “communicative interaction”. The peculiarities of persuading and suggesting interaction between a teacher and a preschool child are considered as well. The different attainments, skills and acquirements, competences and strategies of interaction are underlined as well as styles of communication. This article describes some possible difficulties in communication and ways of their solution.

Keywords: strategy, tactics of conducting, pre-school teacher, pedagogical communication, interaction, communication, communicative competency, communication style, persuasion, suggestion, components of communicative act.

 

Проблема ключевых квалификаций в коммуникативной педагогике ФРГ

Завалишина Л. В.

Практикующим учителям необходимо восстановить или даже в отдельных случаях приобрести вновь утерянные квалификации «способность к кооперации», «научное ориентирование», «оценочное ориентирование», «сознательное решение», «поведенческие знания» и «целевое ориентирование». «Квалификация» и «компетентность» употребляются как синонимичные понятия. Хотя оба понятия обозначают отношение между индивидуальными способностями и требованиями конкретной ситуации и сигнализируют о том, что в распоряжении индивидуума имеется способность создать такую ситуацию, однако они акцентируют эти две стороны по-разному. Понятие «квалификации» обозначает способность индивидуума научиться соответствовать этим требованиям в определенной ситуации, в которой он оказывается. Понятие «компетентности» придает, напротив, большее значение правам индивидуума в отношении требований при сложившихся обстоятельствах, которые нужно не только преодолеть посредством приспособления, но и можно изменить, преобразовать или избежать.

Ключевые слова: квалификация, компетентность, ключевые квалификации.

Problem of crucial qualifications in communicative pedagogics of Germany

Zavalishina L. V.

Practicing teachers need to restore or even in some cases to regain lost qualifications “ability to cooperation”, “scientific orientation”, “estimative orientation”, “conscious decision”, “behavioural knowledge” and “target orientation”. “Qualification” and “competence” are used as synonymous concepts. Though both concepts designate the relation between individual abilities and requirements of a concrete situation and signal that at the disposal of an individual there is an ability to create such situation, however they accent these two parties differently. The concept “qualification” designates ability of an individual to learn to conform to these requirements in a certain situation in which he appears. The concept of “competence” attaches bigger importance, on the contrary, to the rights of an individual concerning requirements under the circumstances which it is necessary not only to overcome by means of the adaptation, but which it is also possible to change, transform or avoid.

Keywords: qualification, competence, crucial qualifications.

 

Обучение побудительным речевым актам во французском языке

Дементьева А. П.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению категории вежливости, раскрываются особенности реализации речевых актов «просьбы» и «приглашения» во французской и русской коммуникативных культурах, подчеркивается важность обучения коммуникативным стратегиям вежливости при формировании грамматической компетенции.

Ключевые слова: категория вежливости, речевой акт, просьба, приглашение, коммуникативные стратегии.

Teaching the incentive speech acts in the French Language

Dementieva A. P.

The paper deals with the essential approaches to studying the category of politeness, the features of implementing the speech acts of Request and Invitation in the French and Russian communicative cultures. The author pays special attention to the importance of teaching communication strategies while developing grammatical competence.

Keywords: category of politeness, speech act, request, invitation, communication strategies.

 

Этикетное поведение как составная часть национально ориентированной методики обучения русскому языку как иностранному (на примере поклона)

Подколзина Т. В.

В статье на материале визуальных наблюдений, на примерах из художественной литературы и языковых данных анализируется один из этикетных жестов русской и китайской культуры – поклон. На основе проведенного анализа делается вывод о значимости невербальной коммуникации в диалоге культур. Статья написана в рамках разрабатываемой методики обучения национальному коммуникативному поведению в процессе обучения русскому языку как иностранному.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, невербальная коммуникация, кинесика, этикетный жест.

Etiquette behavior as an integral part of nation-based methods of teaching Russian as a foreign language (by the example of bow)

Podkolzina T. V.

One of the etiquette gestures of Russian and Chinese cultures, namely bow, is analyzed in the article on the basis of visual observations, by the examples of fiction and language data. Based on performed analysis the conclusion is drawn about nonverbal communication importance in the dialogue of cultures. The article is written within the methods being developed for teaching national communications behavior in the process of teaching Russian as a foreign language.

Keywords: communications behavior, nonverbal communication, kinesics, etiquette gesture.

 

УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Халилзадех Аминиян Захра

В данной статье анализируются способы и методы представления учебного текста с помощью коммуникативного подхода, который предполагает организацию обучения на лингвострановедческой основе. В статье также анализируются понятия «тема», «метатема» и отмечаются широкие возможности их использования.

Ключевые слова: учебный текст, лингвострановедческая методика, компетенция, культура, тема, метатема, аспектная систематизация.

TRAINING TEXTS IN THE FORMATION OF COMPETENCE IN LINGUISTIC AND CULTURAL STUDIES

Khalilzadeh Aminiyan Zahra

The article analyses the ways and methods of presentation of training text using the communicative approach, which requires the education organization on the basis of linguistic and cultural studies. The author also considers the concepts of “theme” and “metatheme” and marks manifold possibilities of their use.

Keywords: training text, methods based on linguistic and cultural studies, competence, culture, theme, metatheme, aspectual systematization.

 

ОБУЧЕНИЕ ИРАНСКИХ СТУДЕНТОВ ВЫРАЖЕНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА ФОРМОЙ Дательного Падежа ЛИЦА В РУССКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Аштиани Наргес , Захраи Сайед Хасан

Отобраны грамматические материалы о структурно-семантических признаках конструкций, выполнена презентация учебного материала, сопоставлены способы выражения субъекта N3 (Pron3) в русском предложении и в предложении персидском, выявлены специфические трудности овладения иранскими студентами способами выражения субъекта N3 (Pron3), разработан комплекс упражнений для обучения персоговорящих студентов выражению семантического субъекта формой Д. п. лица в русских предложениях с учетом их персидских эквивалентов.

Ключевые слова: субъект, дательный падеж, обучение, русское предложение, персидский язык.

TEACHING IRANIAN STUDENTS TO EXPRESS SEMANTIC SUBJECT BY THE USE OF DATIVE CASE FORM IN RUSSIAN SENTENCES

Ashtiani Narges , Zahraei Seyed Hassan

In the article the grammar material about structural-semantic characteristics of constructions is selected, educational material presentation is performed, the ways of expressing the subject N3 (Pron3) in Russian and Persian sentences are compared, specific difficulties in acquirement of expressing the subject N3 (Pron3) by Iranian students are identified, a set of exercises is developed for training students who speak Persian to express semantic subject form of dative case in Russian sentences with regard to their Persian equivalents.

Keywords: subject, dative case, teaching, Russian sentence, Persian.

 

Способы грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи

Севрюгина Е. В.

Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания. В ней затрагивается вопрос о способах грамматического выражения присоединительной связи, при этом автор статьи иллюстрирует основные ее положения соответствующими примерами, взятыми из текстов художественной литературы. Данный опыт изучения предложений с присоединенными компонентами может быть применен в практике школьного и вузовского преподавания.

Ключевые слова: присоединение, присоединенные компоненты, способы грамматического выражения присоединительной связи.

Ways of grammatical and punctuation expression of cumulation

Sevrjugina E. V.

This article is devoted to an actual problem of modern linguistics. It raises the question about the ways of grammatical expression of cumulation. Moreover, the author illustrates its main points with appropriate examples from the texts of fiction. This experience of studying sentences with attached components can be applied in practice of school and university teaching.

Keywords: cumulation, attached components, ways of grammatical expression of cumulation.

 

Художественное освоение действительности в романе В. П. Катаева «Время, вперед!»

Волович И. Г.

В статье рассматриваются суть и формы возникающего в романе В. П. Катаева «Время, вперед!» отражения индустриализации. «Время, вперед!» рассматривается в контексте производственного романа и квалифицируется как произведение, наиболее полно реализовавшее авангардный потенциал жанра. Анализируются проявления в романе аллюзий на рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», творческого диалога с представителями западного авангарда Дос Пассосом и Джойсом, особенности организации времени и пространства в романе.

Ключевые слова: производственный роман, время и пространство в романе, авангард, Дж. Дос Пассос, Дж. Джойс, И. А. Бунин.

Artistic comprehension of reality in V. P. Kataev’s novel “Time, Forward!”

Volovich I. G.

The article deals with the essence and forms of the image of industrialization appearing in V. P. Kataev’s novel “Time, Forward!”. “Time, Forward!” is considered in the context of industrial novel and is categorized as a literary work that realized to the utmost degree the avant-garde potential of the genre. The manifestations of allusion in the novel to I. A. Bunin\'s story “The Gentleman from San Francisco” are analyzed as well as creative dialogue with such representatives of the Western avant-garde as Dos Passos and Joyce and the particular treatment of time and space in the novel.

Keywords: industrial novel, time and space in the novel, avant-garde, J. Dos Passos, J. Joyce, I. A. Bunin.

 

Некоторые особенности просодической реализации классических и современных британских поэтических текстов

Денисова Е. Н.

В статье рассматриваются некоторые просодические характеристики, широко использующиеся при исполнении британских поэтических текстов разных эпох. Данные получены в ходе аудиторского и акустического анализа образцов классической и современной британской поэзии. Выявлено, что просодическое оформление поэтических текстов имеет определенную связь с особенностями поэтического строя. Результаты исследования могут быть использованы в курсах практической и теоретической фонетики английского языка, стилистики текста и истории британской литературы.

Ключевые слова: просодия, поэтический текст, просодический повтор, просодический контраст, синтагма, строка, строфа, ритмо-диктема, тональный уровень, смысловой центр, ядерный тон.

Some prosodic features of classic and modern British poetry

Denisova E. N.

The article deals with some prosodic characteristics, widely used in performing British poetic texts of various epochs. The data was obtained through the auditory and acoustic analysis of classic and contemporary British poetic texts. The author has concluded that prosody of poetic texts is connected to the specific features of poetic composition. The results could be applied in the courses of practical and theoretical English phonetics, stylistics and history of British literature.

Keywords: prosody, poetic text, prosodic repetition, prosodic contrast, syntagm, poetic line, stanza, rhythm dicteme, tone level, notional center, nuclear tone.

 

Особенности текста британского документа, посвященного защите прав населения

Костина А. С.

Данная статья посвящена анализу синтаксических и стилистических особенностей текстов документов, публикуемых на сайте британского министерства Government Equalities Office, и их сравнение с аналогичными документами правительственных подразделений, являющихся более традиционными (Cabinet Office). Качественный анализ показывает, что при одинаковом типе документа (policy paper) его лексическое и синтаксическое наполнение будет разным.

Ключевые слова: документ, язык деловых документов, законопроект, политическая линия поведения.

Text characteristics of the British document aimed at the equality defence

Kostina A. S.

The article focuses on the analysis of the stylistic and syntactic peculiarities of the official document texts published on the web site of Government Equalities Office in Britain. It also compares these texts to the similar documents of other governmental bodies considered to be more traditional, e.g. Cabinet Office. Qualitative analysis reveals the syntactic and lexical difference in the same type of documents i.e. policy paper.

Keywords: document, language of the official documents, bill, policy paper.

 

ФУНКЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ В ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. П. ЧЕХОВА

Чжэн Е

Обращения являются важным лингвокультурологическим аспектом речевой ситуации. В литературных произведениях обращения могут дать больше информации о героях, о ситуации, чем какие-то подробные описания, дополнения, авторские ремарки, уточнения и т. д. А. П. Чехов, будучи мастером короткого рассказа, активно использует диалогическую форму и часто прибегает к обращениям. В данной статье на примере прозы А. П. Чехова показано, какие важные стилистические функции выполняют обращения в художественной литературе.

Ключевые слова: функция, обращения, проза А. П. Чехов, внимание, отношение, комизм.

THE FUNCTION OF APPEALS IN CHEKHOV\'S PROSE

Zheng E

Appeals are an important linguocultural aspect of the speech situation. In literary works, appeals can give more information about the characters and the situation than any detailed descriptions, additions, author’s remarks, explicitations etc. A. P. Chekhov, as a master of the short story, actively uses dialogic form and often resorts to appeals. In this article, we will take the example of Chekhov\'s prose to show which important stylistic functions the appeals fulfill in the fiction.

Keywords: function, appeals, A. P. Chekhov\'s prose, attention, attitude, comicality.

 

Концепция хаоса в антикризисных подходах к антропосфере

Позднякова Д. А.

Поиск эффективных управленческих сценариев решения современных геополитических, экономических и этнических проблем особенно актуален в режиме нарастания напряжения в турбулентных зонах антропосферы. Данная работа предлагает рассмотреть возможность прогнозирования и управления поведением сложных нелинейных систем, находящихся в кризисном состоянии, с учетом современных представлений о динамическом хаосе.

Ключевые слова: синергетика, управление, хаос, нелинейная система, прогнозирование.

The concept of chaos in the crisis approaches to anthroposphere

Pozdnyakova D. A.

The search for effective management solution scenarios of contemporary geopolitical, economic and ethnic problems is particularly relevant when voltage rises in turbulent zones of anthroposphere. This article proposes to consider the possibility of predicting and controlling the behavior of complex nonlinear systems in a state of crisis, taking into account modern concepts of dynamic chaos.

Keywords: synergetics, management, chaos, nonlinear system, prediction.

 

Профессиональное самоопределение в системе дополнительного образования детей в процессе выполнения экологических проектов

Хасанова А. Я., Гильмиярова С. Г.

Реализация элементов контекстного обучения в системе дополнительного образования детей направлено на формирование профессионального самоопределения обучающихся в процессе выполнения экологических проектов. Система дополнительного образования детей обладает огромным потенциалом для профессионального самоопределения учащихся.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, экологические проекты, система дополнительного образования детей.

Professional self-determination in the system of additional education for pupils in the process of carrying out ecological projects

Khasanova A. Ya., Gilmiyarova S. G.

The realization of the elements of contextual teaching in the system of additional education for children is aimed to pupils’ professional self-determination in the process of carrying out ecological projects. In the system of additional education for children there is a huge potential for professional self-determination of pupils.

Keywords: professional self-determination, ecological projects, system of additional education for children.

 

ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛАХ МОНГОЛИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА 12-ЛЕТНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Бариушанов Номин

В данной статье рассматриваются основные критерия готовности детей к обучению в школе, автором анализируется уровень готовности к школьному обучению учащихся младшей школы Монголии при переходе к 12-летному образованию.

Ключевые слова: готовность к обучению в школе, начальное образование Монголии, критерии готовности к обучению.

Problems of children\'s readiness for school, in the transition to 12-year school education in Mongolia

Bariushanov Nomin

This article discusses the basic criteria of children\'s readiness for school. The author also analyzes the level of readiness for school of younger pupils of elementary school in Mongolia during the transition to 12-year education.

Keywords: readiness for learning at school, primary education in Mongolia, criteria of readiness for learning.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕЖИССУРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Белая Н. С.

В данной статье автор рассматривает специфику педагогической деятельности в контексте профессиональной работы специалистов режиссуры театрализованных представлений в вузах культуры и искусств.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, профессиональная работа, культура, обучающийся.

TEACHING ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL WORK OF SPECIALISTS OF DIRECTING THEATRICAL PERFORMANCES IN THE INSTITUTES OF CULTURE AND ARTS

Belaya N. S.

In this article the author examines the specifics of teaching activities in the context of professional work of specialists of directing theatrical performances in the institutes of culture and arts.

Keywords: teaching activities, professional work, culture, learner.

 

Психологические факторы применения телесных наказаний к детям в России и в Швейцарии

Орлова К. М.

В статье рассматриваются факторы, способствующие применению телесных наказаний к детям. Представлено исследование швейцарских исследователей о телесном наказании детей в России и Швейцарии и о влиянии на частоту применения наказаний таких факторов, как ситуационный и хронический стресс, нетерпимость к поведению ребенка и родительская позиция по отношению к практикуемому наказанию. Сделан вывод о том, что эмоциональный стресс и ежедневный стресс в обеих выборках коррелирует с нетерпимостью родителей к поведению ребенка и социальной желательностью.

Ключевые слова: телесное наказание, стресс, социальная желательность.

Psychological factors of corporal punishment of children in Russia and Switzerland

Orlova K. M.

The article examines the factors that promote the use of corporal punishment of children. The paper presents the study done by Swiss researchers about the corporal punishment of children in Russia and Switzerland as well as about the influence on the frequency of punishment use of such factors as situational and chronic stress, intolerance to the child\'s behavior and parents’ position towards practiced punishment. The conclusion is drawn that emotional stress and daily stress in both samples correlate with the intolerance of parents to the child\'s behavior and social desirability.

Keywords: corporal punishment, stress, social desirability.