Language

Журнал «Наука и школа», № 4 за 2013 год

Сведения об авторах

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО МАЛОГО ГОРОДА

Назаренко М. А.

В статье представлена историческая ретроспектива выхода на понятие «социокультурное пространство». Автор рассматривает особенности и условия существования высшей школы в социокультурном пространстве малого города на примере наукограда Дубна.

Ключевые слова: интеграция, высшее профессиональное образование, высшее образование, малый город, социокультурное пространство, педагогика, ноосфера, культурология

THE PECULIARITIES OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION INTEGRATION INTO SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY

Nazarenko M. A.

In the article the historical retrospective review of the exit on the concept «social and cultural space» is determined. The author discerns the peculiarities and conditions of the higher schools existence in social and cultural space of the small city on the example of the science city Dubna

Keywords: fusion, higher vocational education, higher education, small town, socio-cultural space, education, the noosphere, cultural studies

 

ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕЖНАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Хроменков П. А.

Раскрывается компетентностный подход к педагогической подготовке студентов на основе межнаучной коммуникации, предполагающий разработку качественно новой обучающей программы и соответствующей ей интегративной образовательной технологии. Их внедрение в образовательный процесс вуза рассматривается путем построения базы межнаучных данных о человеке и использования широкого спектра межнаучных связей педагогики, которое обеспечивает эффективное формирование профессионально-педагогических компетенций у бакалаврав.

Ключевые слова: межнаучная коммуникация, банк межнаучных данных, интегративная образовательная технология, обучающая программа, профессионально-педагогическая компетентность

PROGRAM AND TECHNOLOGICAL PROVISION OF UNIVERSITY STUDENTS PEDAGOGICAL EDUCATION ON THE BASIS OF INTERSCIENTIFIC COMMUNICATION

Khromenkov P. A.

The competence approach to pedagogical training of students on the basis of interscientific communication presupposing the development of principally new educational program and the corresponding interactive educational technology is revealed. Their introduction into the educational process of university is analyzed through making an interscientific data bank on human and through using a wide range of pedagogical interscientific connections that provide effective forming of professional and pedagogical abilities among bachelors.

Keywords: interscientific communication, the interscientific data bank, interactive educational technology, educational program, professional and pedagogical competence

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ К ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Азизова А. Р.

В статье раскрыта сущность этнокультурной позиции и этапы ее формирования, рассмотрены цели и ключевые особенности этнокультурного образования. Обоснована одна из важнейших задач педагога формирование поликультурной позиции школьников и студентов. Также в статье отражена главная миссия этнокультурного воспитания возрождение гуманистических принципов межкультурного общения, диалога культур и наций.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнокультурная подготовка

CONTEMPORARY CONDITIONS OF SCIENTIFIC RESOLUTION OF PROFESSIONAL PREPARING OF TEACHERS FOR ETHNOCULTURAL EDUCATION PROBLEM

Azizova A. R.

The article reveals the essence of ethnocultural position and stages of its formation, the aims and key features of ethnocultural education. One of the important tasks of education is the formation of ethnocultural position of learners. The article also reflects the primary mission of ethnocultural education the revival of humanistic principles of intercultural communication and dialogue between cultures and nations

Keywords: ethnopaedagogics, ethnocultural preparation (education)

 

ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА1

Белова Н. А.

Статья посвящена рассмотрению возможных направлений вузовской подготовки будущего учителясловесника к эффективному обучению русскому языку в классах с полиэтническим составом учащихся. Опираясь на теоретические принципы методики преподавания русского языка и методики преподавания русского как иностранного, автор предлагает разрабатывать методику интегративного характера для студентов-русистов педвузов, которая бы учитывала специфику конкретных методов и приемов обучения как русскоговорящих детей, так и детей-инофонов.

Ключевые слова: профессиональная межкультурнокоммуникативная мобильность учителя, полиэтническое образовательное пространство, методика обучения русскому языку как родному, методика обучения русскому языку как иностранному, интеграция методических подходов

PROBLEMS IN HIGH SCHOOL METHODOLOGY OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS TRAINING FOR THE IMPLEMENTATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF POLYETHNICAL EDUCATIONAL SPACE

Belova N. A.

This article was written to review possible ways of philology teachers training for teaching the Russian language to pupils and students in polyethnical multilingual classes. Author proposes to develop integrative methodology for future Russian language teachers training which takes into account Russian and foreign speaking children educational specifics while setting concrete methods of teaching them together. This research is based on theoretical principles of teaching Russian both as a native and a foreign language.

Keywords: teacher\'s professional cross-cultural communicative flexibility, polyethnical educational environment, methods of teaching Russian as a native language, methods of teaching Russian as a foreign language, integration of methodical approaches

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ЭПОХУ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Никитина Е. О.

Обоснована актуальность электронного учебника как средства обучения. Рассмотрены определения термина «электронный учебник» и требования к электронному учебнику. Дана сравнительная характеристика достоинств и недостатков использования электронных учебников

Ключевые слова: электронные учебники, информатизация образования, электронные образовательные ресурсы

ELECTRONIC TEXTBOOKS AS A MEANS OF LEARNING IN THE ERA OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

Nikitina E. O.

There has been justified the relevance of the electronic textbook as a means of teaching. The definition of electronic textbook and requirements for the electronic book is determined. The comparative characteristic of the advantages and disadvantages of the use of electronic textbooks is demonstrated.

Keywords: electronic textbooks, informatization of education, electronic educational resources

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИЗЛОЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ1

Уткина О. Н.

Результаты научных исследований по истории в силу своей специфики не всегда могут быть эффективно использованы в учебном процессе. Одним из способов организации на уроках активного обучения при изложении полученных исторических сведений является применение интерактивных средств. Так, интерактивные карты-изображения, учебные веб-сайты, интерактивные доски все это будет способствовать повышению интереса учащихся к новому виду информации и предмету.

Ключевые слова: интерактивные средства, информационные технологии, уроки истории

THE INTERACTIVE MEANS AT THE LESSONS OF HISTORY AS A TOOL OF PRESENTING THE RESULTS OF RESEARCH

Utkina O. N.

The results of the historical researchers cant always be used at the lessons effectively because of their features. The way of organizing of the active learning on the lessons is the use of interactive means for the presentation of the historical data. So the interactive maps-images, the educational websites, the interactive boards all this will improve the interest of pupils to a new kind of information and to the lessons of history.

Keywords: interactive means, information technologies, the lessons of history

 

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Шпигун А. В.

В статье рассматриваются результаты применения авторской технологии реализации компетентностного подхода при подготовке будущих специалистов в области защиты информации в процессе опытно-экспериментальной работы. Апробирована авторская технология педагогического процесса, включающая систему реальных ситуаций по практическим инцидентам в сфере информационной безопасности корпоративных структур различной отраслевой специализации.

Ключевые слова: дисциплина «Информационная безопасность», формирование профессиональных компетенций в области информационной безопасности, мониторинг проявления компетенций в области информационной безопасности, система персонального мониторинга результатов обучения через сетевые профессиональные сообщества

ANALYSIS OF DYNAMICS OF FORMATION OF FUTURE SPECIALISTS PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE SPHERE OF INFORMATIONS DEFENCE

Shpigun A. V.

In the article the results of implementation of authors technology of realization of competence-based approach are considered by way of preparation of future experts in the field of information security in the course of skilled and experimental work. The authors technology of pedagogical process including system of real situations on practical incidents in the sphere of information security of corporate structures of various branch specializations is approved

Keywords: discipline \"Information security\", formation of professional competences of area of information security, monitoring of manifestation of competences of area of information security, system of personal monitoring of results of training through network professional communities

 

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА

Машкина А. В.

На основе структурно-функционального подхода был проведен анализ основных функций социальных сетей Интернета. Выявлена структура и ценностно-нормативная система участников сетевой коммуникации.

Ключевые слова: структурно-функциональный подход, социальная система, функция, структура

PRIMARY FUNCTIONS OF SOCIAL NETWORKS ON THE INTERNET

Mashkina A. V.

On the basis of structural-functional approach primary functions of social networks on the Internet are considered. The structure and value-regulatory system of network communication participants are explored.

Keywords: structural-functional approach, frame of society, functions, structure, information, social attitudes, values, norms

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С АРТЕФАКТАМИ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧАЩИХСЯ

Геро И. К.

В статье рассматриваются особенности духовной и нравственной сторон в воспитании школьников, значение артефактов в учебно-воспитательной работе, показываются активные методы и приемы работы с произведениями искусства и текстами разных жанров на примере урока развития речи по картине Б. М. Кустодиева «Балаганы» и отрывка из балета И. Ф. Стравинского «Петрушка», раскрывается метапредметное содержание урока с точки зрения требований ФГОС и учения о «первосмыслах».

Ключевые слова: артефакт, духовно-нравственное воспитание, системно-деятельностный подход, активные и интерактивные методы и приемы, метапредметное содержание образования

METHODS AND DEVISES OF THE WORK WITH ARTEFACTS AS POTENTIAL SOURCES OF THE SPIRITUAL AND MORAL INFLUENCE ON SCHOOLCHILDREN

The article is dealing with special features of the spiritual and moral aspects in the upbringing of schoolchildren as well as with significance of the artefacts in the education und upbringing. Besides the active methods and devises of how to analyse the works of art and the texts of different genres are shown on the example of the lesson on speech skills, which employs the painting Maslenitsa by B. M. Kustodiev and a fragment from the ballet Petrushka by I. F. Stravinsky. The meta-disciplinary content of this lesson is demonstrated according to demands of FGOS and the teaching of structural bases

Keywords: artefact, spiritual and moral upbringing, systematic and operative approach, active and interactive methods and devises, meta-disciplinary content of education

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Щербатых Л. Н.

В данной статье автор раскрывает основные методы диагностирования лингвистически одаренных школьников, так как данная работа поможет решить многие задачи, связанные с обучением таких учащихся иностранным языкам. Автором подчеркивается, что успешная диагностика лингвистически одаренных детей должна основываться на конструктивном взаимодействии различных специалистов, что позволит сформулировать целостную картину о способностях учащихся

Ключевые слова: лингвистическая одаренность, одаренный ребенок, диагностика, иноязычные способности

THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF IDENTIFYING LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS

Shcherbatykh L. N.

In this article the author reveals the main methods of diagnosing linguistically gifted pupils, as this work will help to solve many problems connected with teaching such pupils foreign languages. The author stresses that a successful diagnosis of linguistically gifted children should be based on the constructive engagement of various experts, which will formulate a comprehensive picture about the pupils abilities.

Keywords: a linguistic talent, a gifted child, a diagnosis, an ability in a foreign language

 

ОБОСОБЛЕНИЕ КАК ПРИЕМ УСЛОЖНЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Житниковская А. С.

В данной статье рассматривается один из аспектов синтаксической структуры предложения обособление как синтаксический прием, связанный с усложнением структуры предложения. Особое внимание уделяется понятию предложения как минимальной коммуникативной единицы, обладающей определенной коммуникативной нагрузкой, а также средствам конкретизации этой нагрузки. В статье также затрагиваются такие понятия, как модальность и ее виды, роль обособления в информационной структуре предложения и в выражении текстовой модальности.

Ключевые слова: синтаксис, синтаксическая связь, предложение, обособление, модальность, тема, рема, актуальное членение предложения

DETACHMENT AS A METHOD OF SENTENCE COMPLICATION

Zhitnikovskaya A. S.

The paper highlights one of the aspects of the syntactical structure of a sentence detachment that is connected with sentence complication. It also focuses on the notion of a sentence as a minimal communicative unit with a certain communicative meaning. The article touches upon the question of modality and its types, and of the role of detached parts of a sentence and their functioning in a text

Keywords: syntax, sentence, detachment, a detached part of a sentence, modality, rheme, theme, communicative division of the sentence

 

СОДЕРЖАНИЕ И СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ И ВЕТХОЗАВЕТНОМ МИРОСОЗЕРЦАНИИ

Малыгина Г. Е.

Исследована семантическая структура концепта темпоральность в мифологической культуре Древнего Ближнего Востока и ветхозаветном миросозерцании. Выявлены различия в содержании данного концепта, обусловленные развитием монотеизма в древнеизраильском обществе. Установлена двуплановость ветхозаветного концепта и ее зависимость от теократического миросозерцания.

Ключевые слова: Old Testament, mythology, sacral, profane, symbolism, semantics, time, concept, theocratic world view

CONTENT AND SEMANTICS OF \'TEMPORALITY\' CONCEPT STRUCTURE IN MYTHOLOGICAL OLD TESTAMENT WORLD VIEW

Malygina G. E.

There has been investigated the semantic structure of a temporality concept in mythological culture of the Ancient Near East and Old Testament world view. There have been revealed the differences in the content of the given concept, determined by the development of the monotheism in the Ancient Israel society. The double-planned character of the Old Testament concept and its dependence on theocratic world view has been established.

Keywords: Ветхий Завет, мифология, сакральное, профанное, символика, семантика, время, концепт, теократическое миросозерцание

 

КУЛЬТУРНАЯ СЕМАНТИКА РУССКИХ И ПЕРСИДСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С КОМПОНЕНТОМ

Мехди Нассири

В данной статье рассматриваются сходство и различие значений фразеологических единиц русского и персидского языков с компонентом нога в нескольких примерах.

Ключевые слова: фразеологизм, компонент нога, русский язык, персидский язык символ, сходство, различие

CULTURAL SEMANTICS OF RUSSIAN AND PERSIAN PHRASEOLOGY WITH COMPONENT LEG

Mehdi Nasiri

This article discusses the similarities and differences between the values of phraseological units of Russian and Persian with the component „leg in several examples.

Keywords: idiom, a component of „leg\", Russian, Persian character similarities, symbol, similarity, differences

 

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ КРАТКИХ ВАРИАНТОВ ТЕРМИНОВ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Шарафутдинова Н. С.

Статья посвящена исследованию возможностей сокращения архитектонической структуры немецких терминов как в сфере лексикографической фиксации, так и в речевом функционировании. Выявлены и изучены десять способов компрессии словообразовательной структуры немецких авиационных терминов, определены наиболее продуктивные из них, по которым создаются новые термины.

Ключевые слова: термин, краткий вариант термина, терминообразование

THE WAYS OF SHORT TERM FORMATION IN THE GERMAN LANGUAGE

This article is devoted to the analysis of possibilities of shortening of the architectonic structure of terms in the German language both in the field of lexicographical fixation and in speech functioning. It describes ten methods of compression of the German aviation terms word-forming structure and defines the most productive methods used for forming new terms.

Keywords: a term, a shortened form of the term, term formation

 

ДИНАМИКА ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСЕВДОАНГЛИЦИЗМОВ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Кунцевич Л. В.

В статье рассматривается вопрос распространения псевдоанглицизмов в современном немецком языке. Центральное место в статье отводится выявлению временного периода и источников появления, анализу дальнейшего функционирования псевдоанглицизмов в языке, а также сравнению результатов двух исследований, проведенных нами с временным промежутком в 3 года. В статье делается вывод о том, что основная часть псевдоанглицизмов проявляет высокую динамику развития в языке.

Ключевые слова: псевдоанглицизм, псевдозаимствование, распространение, употребление, динамика развития

DYNAMICS OF APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF PSEUDOANGLICISMS IN THE GERMAN LANGUAGE

Kuntsevich L. V.

The paper deals with the question about distribution of pseudoanglicisms in the modern German language. Detection of period and source of their appearance, analysis of their further functioning in the language are central in the paper as well as the comparison of the results of our two studies carried out with time period of 3 years. In this paper we come to conclusion, that the main part of pseudoanglicisms shows high dynamics of development in the language

Keywords: pseudoanglicism, pseudoloanwords, distribution, use, dynamics of development

 

ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Бухтеева Е. Е.

Цели профессионального образования выражены в профессиональных компетенциях. Формирование профессиональных компетенций происходит через решение профессиональных задач. Структурной единицей задачи является учебная ситуация. Учебная ситуация, обладая всеми характеристика учебной деятельности, является основой формирования необходимых умений и навыков.

Ключевые слова: учебная задача, учебно-речевая ситуация, ситуативный подход, коммуникация, мотивация, навык, языковые средства

A TASK PLANNING APPROACH IN THE LEARNING SITUATION FOR LANGUAGE LEARNING

Bukhteeva E. E.

Tasks for professional education are expressed in professional competencies. The formation of professional competence arises from the solution of professional problems. The problem is the structural unit of the learning situation. Learning situation, having all the characteristics of learning activities is the basis of the development the needed skills.

Keywords: learning objectives, teaching and speech situation, situational approach, communication, motivation, skill, language tools

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сморчков С. С.

Статья посвящена проблеме социальной рекламы и особенностям ее использования в иноязычном образовании. Автор предлагает основные подходы, на которые опирается этот процесс. Данная статья посвящена раскрытию возможности в иноязычном образовании и показывает, как сформировать правильную связь между студентами и окружающей их действительностью

Ключевые слова: социальная реклама, социальная безопасность, девиантное поведение, многоаспектность, слоган

EDUCATIONAL POSSIBILITIES OF PUBLIC SERVICE ADVERTISING IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Smorchkov S. S.

The article is devoted to the problem of the public service advertising, how to use this advertising in schools. The author singles out the main approaches on which this process affects. This article deals with the problem how to take public attention to the negative situation in the society and to show the possible consequences and their prevention. It shows the influence of advertising on the public and the students in the field of education. The author tries to form the relation between students and surrounding reality.

Keywords: public service advertising (PSA), social security, deviant behavior, multiple aspects, tagline

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Кирсанова К. Г.

В статье раскрывается сущностная взаимосвязь ряда явлений в свете их методической реализации при подходе к изучению лирического произведения на иностранном языке в высшем учебном заведении; актуализируются определения понятий с учетом прогрессивных тенденций теории преподавания литературы

Ключевые слова: художественный текст, контекст, художественный перевод, художественный концепт, поэтический текст

UPDATING THE THEORETICAL ISSUES OF THE METHODICAL STUDY OF LYRICAL WORK IN A FOREIGN LANGUAGE IN THE CLASSROOM IN HIGH SCHOOL

Kirsanova K. G.

This article reveals the essential relationship between certain concepts in the study of a lyrical work of a foreign language in high school in the light of their methodical implementation. The definitions are updated to take into account the progressive tendencies of the theory of teaching literature.

Keywords: literary text, context, literary translation, literary concept, poetic text

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Василенко А. В.

В статье представлены различные подходы к определению уровней, этапов, условий развития пространственного мышления; представлена авторская формулировка психолого-педагогических условий развития пространственного мышления учащихся средней школы.

Ключевые слова: пространственное мышление, условия развития, этапы развития, требования к организации обучения геометрии

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING OF STUDENTS

Vasilenko A. V.

In the article different approaches to the determination of levels, stages, terms of development of the spatial thinking are presented; the authors definition of psychological and pedagogical terms of development of the spatial thinking of high school students is presented.

Keywords: spatial thinking, terms of development, stages of development, requirement to organization of teaching geometry

 

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ СТОХАСТИЧЕСКИХ КУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ1

Щербатых С. В.

В статье актуализируется проблема организации и проведения элективных курсов в профильных классах общеобразовательной школы. В качестве примеров рассмотрены элективные курсы «В мире стохастики», «История становления и развития стохастики», поддерживающие и углубляющие содержание стохастической линии школьного курса математики

Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, стохастика

THE PECULIARITIES OF ORGANIZING AND CARRYING OUT THE ELECTIVE STOCHASTIC COURSES IN THE CONTEXT OF PROFILE TEACHING

Shcherbatykh S. V.

In the article the problem of organizing and carrying out the elective courses in profile classes of the secondary school is actualized. As examples the elective courses are considered In the world of stochastics, The history of the formation and development of stochastics, supporting and deepening the contents of the stochastic line of the school course of mathematics.

Keywords: profile teaching, the elective courses, stochastics

 

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Товарниченко Л. В., Кенжалиева С. З., Данилова Н. А.

The paper refers to the question of mathematical disciplines training organization for the 1st year students, directed to the elimination of school blanks and to the question of fast and without serious consequences adaptation to the HEE educational process.

Ключевые слова: freshmen, experiment, practice in mathematics, tasks decision algorithm, adaptation

FROM THE EXPERIENCE OF MATHEMATICAL TRAINING ORGANIZATION FOR THE 1ST YEAR STUDENTS OF THE ECONOMICAL SPECIALTIES

Tovarnitchenko L. V., Kenzhalieva S. Z., Danilova N. А.

В статье рассматривается вопрос организации обучения математическим дисциплинам первокурсников, направленного на ликвидацию школьных пробелов, и связанный с ним вопрос быстрой и наиболее безболезненной адаптации их в вузовский образовательный процесс.

Keywords: первокурсник, эксперимент, практикум по математике, алгоритм решения задачи, адаптация

 

НЕКОТОРЫЕ УСЛОВНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ

Гасанов Р. А.

В работе указаны роль и значение условных соглашений при построении математических теорий в систематическом и логическом виде. Рассмотрены место и значение некоторых условных соглашений при преподавании курса алгебры, в том числе и линейной алгебры.

Ключевые слова: аксиоматической метод, условное соглашение, курс алгебры, линейная алгебра, методика преподавания

SOME OPTIONAL AGREEMENTS IN THE COURSE OF ALGEBRA

Hassanov R. A.

In this article the role and the meaning of optional agreements in building up mathematical theory in systematic and logic type has been pointed out. The place and meaning of some optional agreements in teaching Algebra course as well as in linear algebra have also been considered.

Keywords: axiomatic method, optional agreement, algebra course, linear algebra, teaching methods

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ

Кузина Н. Г., Сидорова Н. В.

В статье определяется понятие информационной культуры, рассматривается процесс формирования информационной культуры в аспекте решения математических задач.

Ключевые слова: информационная культура, формирование информационной культуры, решение задач как информационный процесс

FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENTS OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL SPECIALTIES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS WHEN TRAINING IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF ELEMENTARY MATHEMATICS

Kuzina N. G., Sidorova N. V.

In the article the notion of information culture is determined, the process of forming of information culture is considered in the aspect of solving of mathematical problems.

Keywords: information culture, forming of information culture, solving of mathematical problems as informational process

 

ГУМАНИТАРНЫЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

This article covers the aspects of humanization of teaching physics to students of schools specialized in foreign languages.

Ключевые слова: humanization, teaching physics, profile education

HUMANITARIAN ASPECT OF TEACHING PHYSICS TO STUDENTS OF FOREIGN LANGUAGE SPECIALIZED SCHOOLS

Barysheva Z. P.

В статье рассматриваются вопросы гуманитаризации процесса обучения физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков.

Keywords: гуманитаризация, обучение физике, профильное образование

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ГИМНАЗИИ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ И АСТРОНОМИИ В 5-6 КЛАССЕ

Масленникова Ю. В.

Выделены основные аспекты авторской концепции создания образовательного пространства в гимназии, способствующего формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся: 1) изучение физики с 5-го класса; 2) введение курса дополнительного образования по астрономии в 6-м классе 3) изучение факультативного курса «Экспериментальное естествознание» в 7-8-м классе, синхронизированного с курсом физики.

Ключевые слова: опережающее обучение, дополнительное образование, многосторонний подход к изучению предметов естественнонаучного цикла

THE FORMATION OF NATURAL SCIENTIFIC WORLDVIEW OF GYMNASIUM STUDENTS AT AN EARLY STAGE OF TEACHING PHYSICS AND ASTRONOMY IN THE 5-6 FORMS

Maslennikova Yu. V.

We have distinguished the main aspects of the authors conception of educational area in the gymnasium which promote the formation of natural scientific outlook of students: 1) study of physics since 5 form; 2) introduction of additional educational course on astronomy in 6 form; 3) study of optional course Experimental natural science in 7-8 forms, synchronized with the course of physics.

Keywords: outstripping teaching, additional education, versatile approach to natural science study

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Опарина С. А.

В статье рассмотрен методический подход к изучению генетических связей неорганических соединений на основе школьного химического эксперимента, способствующий формированию системных и осознанных знаний учащихся по химии.

Ключевые слова: классы неорганических соединений, генетическая связь, химический эксперимент

METHODICAL FEATURES OF THE STUDY OF THE GENETIC CONNECTIONS IN THE SCHOOL COURSE OF INORGANIC CHEMISTRY

Oparina S. A.

In the article the methodical approach to the study of the genetic connections of inorganic compounds on the basis of the school of chemical experiment, contributing to the formation of the system and the conscious knowledge of the students in chemistry is determined.

Keywords: classes of inorganic compounds, genetic connection, chemical experiment

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Кузьмина Г. В., Наренова С. М.

В статье авторы предлагают на занятиях по органической химии в таких темах, как алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды, наряду с изучением строения, физических и химических свойств этих соединений рассматривать теоретический материал, дающий представление о вредоносности их воздействия на организм человека с точки зрения охраны здоровья.

Ключевые слова: алканы, альдегиды, карбоновые кислоты, алкалоиды

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE CLASSES OF ORGANIC CHEMISTRY

Kuzmina G. V., Narenova S. M.

In the present article the authors offer for the organic chemistry classes in such subjects as: alkanes, aldehydes, carbonic acids, alkaloids, along with studying of a structure, physical and chemical properties of these connections to consider a theoretical material which reveals the idea about injuriousness of impact on a human body from the point of view of health protectio

Keywords: alkanes, aldehydes, carbonic acids, alkaloids

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

Карасова И. С., Иванова Е. Ю.

В статье рассмотрены вопросы изучения одного из фундаментальных понятий строение вещества в дисциплинах естественного цикла (физике, химии, биологии) как дифференцированно, так и в условиях интегративной дисциплины естествознание. Приведена структура и содержание примерной программы, посвященной изучению строения вещества в неживой и живой природе.

Ключевые слова: интегративная дисциплина, строение вещества; фундаментальные понятия, законы, теории; проект, компетенции

FUNDAMENTAL CONCEPTS OF THE SUBJECT AREA OF NATURAL SCIENCE

Карасова I. S., Ivanova E. Yu.

The article encloses questions of studying of one of the fundamental concepts the structure of the substance in the disciplines of the natural cycle (physics, chemistry, biology) differentiated as well as in terms of an integrative discipline natural science. Structure and content of a program devoted to the study of the structure of matter in the animate and inanimate nature is shown as well.

Keywords: integration of the disciplines, structure of matter; fundamental concepts, laws, theories; project, competence

 

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕДМЕТЕ ТЕХНОЛОГИЯ

Андреева Т. В.

Описан опыт использования элементов дизайна при проведении элективных курсов в образовательной области «Технология». Показывается возможность привлечения учащихся к изучению разделов «Технологии» в 9-11-х классах, а в дальнейшем к выбору будущей профессиональной деятельности в области дизайна. Изложена целая система элективных курсов, созданных учителями технологии города Рязани и Рязанской области. Подробно проанализирован опыт ряда учителей городских и сельских школ

Ключевые слова: система, элементы дизайна, профессиональная деятельность, элективные курсы, опыт

THE USE OF DESIGN ELEMENTS DURING ELECTIVE COURSES IN THE SUBJECT OF TECHNOLOGY

Andreyeva T. V.

The experience of using design elements during elective courses in the educational field „Technology is described. We show the possibility of attracting students to study sections „Technology in 9-11 grades, and further to the choice of future careers in design. A system of elective courses created by teachers of technology of Ryazan and the Ryazan region is set out. Detailed analysis of the experience of a number of teachers in urban and rural schools is being analyzed in detail.

Keywords: system, elements of design, professional activity, elective courses, experience

 

ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА КАК ЖАНРА ЖУРНАЛИСТСКОГО ДИСКУРСА

Грачева М. О.

Статья посвящена прагматическому аспекту жанра телерепортажа, основываясь на выполняемой им функции воздействия на массовую аудиторию. Подчеркивается роль репортера и его личностной оценки сообщаемого материала. Особое внимание уделяется восприятию информации зрителями в определенном культурно-социальном контексте, что наделяет жанр репортажа культурно-идеологической ценностью. Рассмотрены специфика внутренней структуры репортажа и вопросы просодического оформления, определяемые поставленной целью

Ключевые слова: телерепортаж, прагматический аспект, экспрессивная функция, функция воздействия, культурно-идеологическая модальность

THE PRAGMATIC ASPECT OF TV REPORTAGE AS A GENRE OF JOURNALISTIC DISCOURSE

Gracheva M. O.

The article examines TV reportage from the standpoint of pragmatics in view of the informative and expressive functions it performs. The article foregrounds the role of the reporter and his individual appraisal of the material. Special emphasis is laid on the audiences perception within a particular cultural and social framework which endows the genre of reportage with a cultural and ideological value. Ultimately, the article dwells upon the inner structure of this journalistic genre and the prosodic features employed with the purpose of realization of the above stated functions.

Keywords: TV reportage, pragmatic aspect, expressive function, impact, cultural and ideological modality

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

 

В статье рассматриваются методы оценки и воздействия на восстановление, его роль в тренировочном процессе. Автор приводит результаты исследования по проблеме организации восстановления в процессе тренировки.

Ключевые слова: каратэ; мониторинг; восстановление; организация, karate, monitoring, relaxation, organization

ORGANIZATION OF RELAXATION DURING TRAINING

Kulemin A. S.

In this article author analyses estimation methods of relaxation and ways of influence on it. Author uses results of research about relaxation process during training.

Keywords:

 

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Поцелуев А. А., Юдин Б. Д.

Вопрос ожирения детей в современном обществе является проблемой не только медицинских работников, но и педагогов. На сегодняшний день эта проблема выходит на ведущее место. Большое значение в коррекции жирового обмена принадлежит физической культуре, так как использование физических упражнений различной направленности и объема позволяет расширить рамки применения физической культуры даже в работе с детьми, имеющими лишний вес.

Ключевые слова: детское ожирение, физическая культура, физическая подготовленность, физические качества

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EXERCISES ON THE PHYSICAL PREPAREDNESS OF JUNIOR PUPILS WITH OBESITY

Potseluev A. A., Yudin B. D.

In todays society the issue of childhood obesity is a problem that is mutual for medical workers and to teachers as well. Today this problem is a leading one. The great importance in the correction of the fat volume belongs to the physical culture, since the use of various types and volume of physical exercises allows to extend the scope of application of physical culture even while working with children who have extra weight.

Keywords: childhood obesity, physical culture, physical preparedness, physical qualities

 

ИЕРАРХИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ПОДРОСТКОВ В ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кухтерина А. Н.

В статье приведены результаты исследования мотивационной сферы подростков. Раскрываются перечень, иерархия и структура мотивов подростков к участию в тренировочно-соревновательной деятельности.

Ключевые слова: motivation, training-competitive activities, teenagers

HIERARCHY AND CLASSIFICATION OF MOTIVES PARTICIPATION TEENAGERS IN TRAINING-COMPETITIVE ACTIVITIES

Kukhterina A. N.

The results of the research of teenagers motivation have been analyzed in this article. The article contains a description of the list, the hierarchy and structure of teenagers motives to training-competitive activities as well.

Keywords:

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Демиденко Р. И.

В статье рассмотрена психолого-педа го ги ческая организация личностно ориентированного подхода на основе исследовательской деятельности девятиклассников.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, личностно ориентированный подход, психология подростка

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF THE ORGANISATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF NINETH-FORM SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF THE PERSONALITY ORIENTED APPROACH

Demidenko R. I.

The article considers the psychological and pedagogical organization of personality-oriented approach based on the research activity of schoolboys.

Keywords: research activities, personality-oriented approach, adolescent psychology

 

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ

Фадеева Е. Р.

В статье рассматривается сущность понятия познавательной активности, познавательного интереса, рисования как вида продуктивно-творческой деятельности, значения образца (педагогического эскиза) для поддержания интереса к изобразительной деятельности

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, рисование, педагогические эскизы

PROBLEMS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY PRESCHOOL CHILDREN IN DRAWING

In the article the essence of the concept of cognitive activity, cognitive interest, drawing as a form of productive and creative activity of the sample (Teacher sketch) to maintain interest in the fine arts activity is regarded.

Keywords: , cognitive activity, cognitive interest, drawing, teaching sketches

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНСТРУИРОВАНИИ

Гурвиц В. Н.

В статье рассматривается тема развития творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию. Сформулированы выводы, имеющие значение для разработки методологии исследования, подчеркнуты основные моменты развития творчества на занятиях по художественному конструированию

Ключевые слова: развитие, творчество детей, художественное конструирование, интерес, побуждающий к деятельности

DEVELOPMENT OF CREATIVITY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE IN THE ARTISTIC DESIGNING

Gurvits V. N.

The article examines the development of creativity in children of preschool age in the classes of art designing. The conclusions that are relevant for the development of the methodology of the study were formulated, the main aspects of development of creativity in the classroom of art designing were underlined.

Keywords: development, creation of children, art, design, interest, encouraging the activity

 

ИГРУШКА КАК ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ И СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Коротких О. В.

В статье проанализированы особенности русской народной игрушки как явления традиционной народной культуры, обоснована необходимость возвращения народной игрушки в современный педагогический процесс, охарактеризован образносимволический язык русских народных игрушек, особенности влияния игрушек на становление нравственного и эстетического сознания ребенка.

Ключевые слова: нравственное воспитание, народная игрушка, тряпичная кукла, виды традиционных тряпичных кукол

TOYS AS AN IMAGE OF THE TRADITIONAL CULTURE AND A MEANS OF CHILDRENS SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Korotkikh O. V.

The paper analyzes the features of Russian folk toys as a phenomenon of traditional folk culture, the necessity of the return of folk toys into the modern educational process, symbolic imagery and language of Russian folk toys is characterized, especially toys influence on the formation of moral and aesthetic consciousness of the child.

Keywords: moral education, folk toys, rag doll, types of traditional rag dolls

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Зубань В. М.

Данная статья освещает основные вопросы воспитания художественного вкуса учащихся специализированных общеобразовательных школ ху до жест венноэстетического профиля средствами гончарного искусства. Приобщение к нему способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов, делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к народному наследию своей страны.

Ключевые слова: гончарство, гончарное искусство, лепка, художественный вкус, художественноэстетический профиль

THE ARTISTIC TASTE AS A COMPONENT OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Zuban V. M.

This article highlights the issues of development of the artistic taste of the students of specialized secondary schools of art-aesthetic profile by means of the art of pottery. The initiation of pottery art contributes to the formation of cognitive interests, gives the opportunity to acquaint children with a wide range of objects and phenomena, develops sense of beauty, educates the careful attitude to the heritage of their country.

Keywords: ceramics, ceramics art, sculptures, artistic taste, artistic-aesthetic profile

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гасанова Г. Ф., Веретенникова Л. К.

В статье рассмотрено формирование познавательных компетенций у младших школьников на примере учеников, посещающих группу продленного дня. В работе рассмотрено влияние использования конструктора «Лего» на познавательные компетенции учеников, посещающих группу продленного дня. Установлено, что школьники, посещающие группу продленного дня, значительно повысили уровень сформированности познавательных компетенций, качества знаний до 4,3%, а у группы детей, не посещающих группу продленного дня, наблюдался более низкий результат 3,8%.

Ключевые слова: познавательные компетенции, начальная школа, группа продленного дня

PECULIARITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS COGNITIVE COMPETENCE FORMING IN EXTENDED DAY CLASS

Gasanova G. F., Veretennikova L. K.

The article deals with the formation of cognitive competence of primary school pupils in extended day class. The impact of Lego construction on the cognitive competence of children, visiting extended day class is considered. It has been noticed that the level of cognitive competence of schoolchildren visiting extended day class has risen considerably, and the quality of knowledge up to 4,3%. But the group of schoolchildren who didnt visit the extended day class, has lower results 3,8%.

Keywords: cognitive competence, primary school, extendedday class

 

ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТАХ СОЧИНЕННЫХ СКАЗОК. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИЕМА СОЧИНИТЕЛЬСТВА

Иовлева Т. Е., Рудомазина В. М.

В статье обсуждаются сказки, сочиненные детьми, как успешный прием по работе с тревожностью. На основании проведенного исследования авторами предлагается гипотеза о том, что содержание сказок, сочиненных тревожными детьми, чаще включает в себя травмирующие события (потеря, смерть, неопределенность ситуации, катастрофа).

Ключевые слова: сказка, тревожность, сознание, сказочный сюжет

MANIFESTATION OF ANXIETY OF YOUNGER PUPILS IN THE SUBJECTS COMPOSED FAIRY TALES. POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF METHOD OF WRITING

Iovleva T. E., Rudomazina V. M.

In the article the fairy tales told by children are discussed as successful way of work with anxiety. On the base of conducted investigation the authors offer the hypothesis that the content of fairy tales, told by anxious children, involves more often the traumatized events (loss, death, uncertainty of situation, catastrophe).

Keywords: fairy tale, anxiety, consciousness, fairy tale plot

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Башанаева Г. Г.

В статье рассматриваются основные теории зарубежных ученых, ставшие основой для формирования концепции саногенного мышления. Анализ подходов зарубежных психологов к пониманию сущности и содержания саногенного мышления свидетельствует о значительном различии методологических оснований в объяснении изучаемого психологического процесса.

Ключевые слова: саногенное мышление, бессознательное, фрустрация, рефлексия

METHODOLOGICAL PREMISES OF THE THEORY OF SANOGEN THINKING FORMATION IN THE FOREIGN PSYCHOLOGISTS WORKS

Bashanaeva G. G.

In the article the main theories of foreign scientists, which became the basis for the formation of the sanogen thinking theory, are discerned. The analysis of the approaches of foreign psychologists to the comprehension of the essence and the containing of sanogen thinking is the evidence of important difference of methodological founding in the explanation of studied psychological process.

Keywords: sanogen thinking, unconscious, frustration, reflexion

 

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ НРАВСТВЕННОСТИ

Бахчиева О. А.

В данной статье проанализированы различные подходы к определению нравственности. Требования общества к личности в процессе взаимоотношений с другими людьми закреплены в нравственных нормах, которые обладают формальной определенностью и служат основой для оценки поведения человека.

Ключевые слова: нравственность, требования общества, личность, поведение человека

APPROACHES TO DEFINITION OF CONCEPT OF MORALILTY

Bakhchiyeva O. A.

In this article various approaches to moral definition are analysed. Requirements of society to the personality in the course of relationship with other people are fixed in ethical standards which possess formal definiteness and form the basis for estimation of the persons behavior.

Keywords: morality, society requirements, personality, the person\'s behavior

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ МОНГОЛИИ И РОССИИ

Энхмаа Баасанхуу

В статье рассмотрены проблемы ценностных ориентаций и их особенностей. Для их определения была применена методика «Определение ценностных ориентаций учащихся» Э. Ф. Зеера и О. А. Рудей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, предпочитаемые ценности, приемлемые ценности, отвергаемые ценности, особенности ценностных ориентации

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF SCHOOLS OF MONGOLIA AND RUSSIA

Enkhmaa Baasankhuu

This article deals with the challenges of value orientations and their features. To determine the characteristics, the following technique was used: Determining the value orientations of students E. F. Zeer and O. A. Rudey.

Keywords: value orientations, values, preferred values, acceptable values are rejected values, peculiarities of value orientations

 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Серякова С. Б., Галакова О. В.

В статье представлен вариант организации процесса развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Особенностью развития социальной компетентности младших школьников является сопряжение усилий педагогического коллектива, членов семьи младших школьников, старшеклассников и младших школьников. Рассматривается содержание деятельности со всеми субъектами взаимодействия.

Ключевые слова: программа, социальная компетентность, младший школьник, внеурочная деятель ность

THE SOFTWARE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Seryakova S. B., Galakova O. V.

The article presents a version of the organization of the process of the development of social competence of the younger students in extracurricular activities. Feature of the development of social competence of young schoolchildren is paired efforts of the teaching staff, family members primary school, high school and elementary school students. The content of activities with all the subjects of interaction is considered.

Keywords: software, social competence, junior schoolchildren, extracurricular activities

 

ХАРАКТЕР МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Власов С. С.

В статье рассмотрены причины возникновения в России явления «догоняющей» модернизации и ее влияние на особенности деловой культуры современного предпринимательства, характеризующиеся потребительскими ориентациями, слабостью индивидуалистических ценностей, что, в свою очередь, приводит к развитию криминального капитализма

Ключевые слова: «догоняющая» модернизация, деловая культура, современное российское предпринимательство, криминализация капитализма

THE CHARACTER OF MODERNIZATION AS A FACTOR INFLUENCING THE SPECIFIC FEATURES OF BUSINESS CULTURE OF THE MODERN ENTERPRISE

Vlasov S. S.

Article is devoted to the reasons of the occurrence in Russia of the phenomenon of catch-up modernization and its influence on the particular qualities of the business culture by modern enterprise, characterized by consumer orientations and the weakness of the individualistic values that lead to the development of criminal capitalism.

Keywords: catch-up modernization, business culture, modern Russian enterprise, criminal capitalism

 

ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС ВО ФРАНЦУЗСКО-РУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1830-1840 гг. (по дипломатическим донесениям посла Франции в России барона Проспера де Баранта)

Федина Т. А.

Статья посвящена отношениям России и Франции после Польского восстания 1830 г. Из дипломатической переписки посла Франции в России в 18351841 гг. Проспера де Баранта прослеживаются позиции России и Франции по Польскому вопросу, ситуация, сложившаяся в Польше после восстания, положение польских эмигрантов во Франции.

Ключевые слова: польский вопрос, Проспер де Барант, Николай I

THE POLISH QUESTION IN THE FRENCH-RUSSIAN RELATIONS IN THE 1830-1840 YEARS (over the diplomatic dispatches of the ambassador of France to Russia Prosper de Barante)

Fedina T. A.

The article is devoted to the relations between France and Russia after the Polish revolt in 1830. In the diplomatic correspondence of Prosper de Barante, who was the ambassador of France to Russia from 1835 to 1841 can be traced the positions of Russia and France in connection with the Polish question, the situation in Poland after the revolt and the situation of the polish refugees in France.

Keywords: Polish question, Prosper de Barante, Nicolay I

 

УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В ФИЛОСОФИИ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

Вишняков К. А.

Данная статья посвящена рассмотрению учения о человеке в философии Игнатия Брянчанинова. Автор рассматривает основные понятия и идеи учения о человеке Игнатия Брянчанинова в контексте отечественной философской мысли.

Ключевые слова: Игнатий Брянчанинов, учение о человеке, микротеос, душа, дух

DOCTRINE ABOUT THE PERSON IN PHILOSOPHY OF IGNATIY BRYANCHANINOV

Vishnyakov K. A.

This article is devoted to the analysis of the doctrine about the person in philosophy of Ignatiy Bryanchaninov. The author considers the main concepts and ideas of the doctrine about the person by Ignatiy Bryanchaninov in the context of Russian philosophical thought

Keywords: Ignatiy Bryanchaninov, the doctrine about the person, mikrotheos, soul, spirit

 

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ И ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Камари Д. М.

В статье рассматривается актуальный вопрос о влиянии Ветхого Завета на появление первых учебников по истории Древнего Востока в школе. При этом автор ставит задачу выявить некоторые черты развития методики преподавания истории Древнего Востока в школе.

Ключевые слова: Ветхий Завет, методика преподавания истории в школе, «метод ассоциаций», Закон Божий, Священная история

THE OLD TESTAMENT AND THE PREREVOLUTIONARY TEXTBOOKS OF HISTORY OF THE ANCIENT EAST

Kamari D. M.

The article in question investigates the influence that the Old Testament had on the content of the first school textbooks of the history of the Ancient East. Thus the author sets the task to reveal some features of development of History teaching methodology at school as far as the Ancient East is concerned.

Keywords: Old Testament, methodology of teaching History at school, method of associations, the God\'s Law, Holy History

 

ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ЭМИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО КИТАЯ (МАНЬЧЖУРИИ) В 1920-1930-е гг.

Чапыгин И. В.

В статье рассматривается период массового заселения забайкальскими казаками территории Маньчжурии (район Трехречья). Автор приводит численность, состав, места расселения, характеризует хозяйственную деятельность казаков в эмиграции в период 1920-1930-х гг.

Ключевые слова: казачество, эмиграция, Маньчжурия, Трехречье, казачья экономика, Драгоценка, японская оккупация

EMIGRATION OF TRANSBAIKALIAN COSSACKS TO THE TERRITORY OF NORTH-EAST CHINA (MANCHURIA) IN 1920-1930

Chapygin I. V.

The period of mass settlement of the territory of Manchuria (the region of Trekhrechye) by transbaikalian Cossacks is considered in this article. The author gives their population number, structure, distribution of the population and characterizes the economic activity of Cossacks in emigration during the period of 1920-1930.

Keywords: Cossacks, emigration, Manchuria, Trekh rechye, the economy of Cossacks, Dragotsenka

 

1943 ГОД В ЖИЗНИ ГЕНЕРАЛА САБЫРА РАХИМОВА (к 70-летию присвоения ему воинского звания генерал-майор)

Исмаилов А. И.

В статье по архивным и литературным источникам изложены события 1943 г., когда С. Рахимов был командиром полка и дивизии, его воинская служба в звании «генерал-майор».

Ключевые слова: Великая Отечественная война, командир, дивизия, полк, генерал-майор, Южный Казахстан

THE YEAR OF 1943 IN THE LIFE OF GENERAL SABYR RAHIMOV (on the occasion of the 70th anniversary of the conferment of the rank Major General to him)

Ismailov A. I.

On the basis of archival and literature findings the article presents the events of the year 1943 when S.Rahimov was the chief of the regiment and the division, his military service as Major General is investigated

Keywords: the Great Patriotic War, chief, division, regiment, Major General, Southern Kazakhstan

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Соколова Е. О.

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла в Республике Беларусь. Автор отмечает, что развитие художественного образования зависело от степени проводимой политики в сфере образования на каждом конкретном отрезке времени и соответствовало реальным потребностям и уровню развития общества

Ключевые слова: художественное образование, художественное воспитание, предметы искусства, реформа образования, развитие образования, экономическое развитие

FORMATION AND DEVELOPMENT OF SCHOOLS WITH ENHANCED STUDY OF FINE ARTS AND AESTHETICS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Sokolova E. O.

The author investigates the issues of formation and development of schools with enhanced study of Fine Arts and Aesthetics in the Republic of Belarus. The author states that at different periods the development of art education was based on the educational policy implemented by the Government at the specific period, and was in line with the level of development of the society and its demands.

Keywords: art education, art objects, educational reform, development of educational processes, economical development

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕТИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ В ЕВРОПЕ

Беседина А. А.

В статье анализируется возникновение и развитие Европейской сети школ содействия здоровью. На основании выделенных критериев охарактеризованы три этапа развития Европейской сети школ содействия здоровью. Первый этап (1974-1991 гг.) деятельность протосетей, апробация идей; второй этап (1992-2006 гг.) реализация идей и стабилизация сети; третий этап (с 2007 г. по настоящее время) эволюция идей Школы содействия здоровью. Сеть школ содействия здоровью является результатом развития в европейской образовательной политике профессионально-педагогической деятельности, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся учебных заведений

Ключевые слова: сохранение и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к здоровью, школа содействия здоровью, Европейская сеть школ содействия здоровью, Школы здоровья в Европе

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF HEALTH SCHOOLS NET IN EUROPE

Besedina A. A.

Beginning of European Network of Health Promoting Schools development is analyzed in the article. On the basis of the singled-out criteria three stages of European Network of Health Promoting Schools development are characterized. The first stage (1974-1991) is the activity of protonetworks (pilot, experimental schools), ideas approbation; the second stage (1992-2006) ideas realization and ENHPS stabilization embodied the ideas of the I and II European conferences; the third stage (from 2007 till present) health promoting schools ideas evolution. SHE network is the result of European educational policy activity development, aimed at preserving, enhancing and shaping pupils health at educational establishments.

Keywords: health preserving and strengthening, value attitude to health formation, health promoting schools, European Network of Health Promoting Schools, Schools for Health in Europe

 

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ С. Е. КАМЕНЕЦКОГО В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Смирнов А. В., Смирнов С. А.

В статье раскрывается историческое значение личности выдающегося методиста-физика С. Е. Каменецкого в развитии образовательной среды и средств обучения физике в конце XX и начале XXI столетий.

Ключевые слова: образовательная среда, средства обучения, дидактика физики

THE ROLE OF S. E. KAMENETSKIY PERSONALITY IN THE EVOLUTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND PHYSICS TEACHING TOOLS

Smirnov A. V., Smirnov S. A.

The article reveals the historical significance of the personality of a famous practitioner of physics teaching S. E. Kamenetskiy in the development of the educational environment and physics teaching tools in the late 20th and early 21st century.

Keywords: learning environment, teaching resources, teaching physics

 

ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИИ

Ирниязов Б. С.

Исламская финансовая индустрия продолжает развиваться, показав свою жизнеспособность в условиях мирового финансового кризиса и заняв свою нишу в пределах глобального финансового рынка. Привлекая к себе значительный интерес, как нетрадиционная модель финансового посредничества, исламские банки показывают высокие темпы роста своих активов и способствуют распространению на мировом финансовом рынке исламских финансовых инструментов. Российский финансовый рынок тоже не исключение, где начали появляться финансовые институты, использующие исламские финансовые инструменты.

Ключевые слова: исламские финансы, международные исламские финансовые институты, развитие исламских банков, мировая финансовая система

ISSUES OF DEVELOPMENT OF ISLAMIC FINANCIAL INSTITUTES IN RUSSIA

Irniyazov B. S.

Islamic finance industry continues to grow, showing its viability in the context of the global financial crisis and having found its niche within the international financial market. Attracting considerable interest as a non-traditional model of financial intermediation, Islamic banks have shown strong growth of their assets and facilitate the spread of the Islamic financial instruments in the global financial market. The Russian financial market is no exception, where some financial institutions have started to use Islamic financial instruments.

Keywords: Islamic finance, the international Islamic financial institutions, the development of Islamic banks, the global financial system