Лебедева О. В., Ким Е. Л.
Авторы рассматривают проблемы, возникающие при обучении студентов физических специальностей курсу общей физики из-за пробелов в школьном курсе физики, анализируют причины сложившейся ситуации и возможные пути решения.
Ключевые слова: подготовка школьников по физике, результаты ЕГЭ по физике, система «школа - вуз»
The authors examine the problems arising while teaching the course of general physics to the students specializing in physics because of the gaps in the school physics course and analyze the reasons of the current situation and possible ways out.
Keywords: school physics course, Physics Unified State Examination results, "school - higher educational institution" system
Островская С. В., Лобашев В. Д.
Integrative and systematic approaches are the leading ones in shaping study process contents which ensure high-profile training of a bachelor in a pedagogical university. The article examines some features of the above mentioned approaches as utilized in creating study programs for pedagogical universities.
Ключевые слова: integrative approach, systematic approach, competence, bachelor
Ведущими подходами формирования содержания учебного процесса, обеспечивающего высокий уровень подготовки бакалавров в педагогическом вузе, явля- ются интегративный и системный подходы. Ста- тья освещает некоторые характеристики подходов в их практическом применении к созданию программ обучения выпускников педагогического вуза.
Keywords: интегративный подход, систем- ный подход, компетентность, бакалавр
Старостина С. Е.
В данной статье на основе теоретического анализа представлено решение исследовательских задач, связанных с обоснованием приоритетов в развитии современного высшего профессионального образования и его составной части - естественнонаучного образования. На основе анализа научной литературы выявлена теоретическая проблематика естественно-научного образования (внешние и внутренние проблемы), определены направления его обновления в содержательном, технологич- ном, нормативно-правовом, квалификационном и материально-техническом аспектах.
Ключевые слова: приоритетные направления развития образования, естественно-научное образование, проблемы естественно-научного образования, направления обновления естественно-научного образования
Based on theoretical analysis the author presents a solution to research problem connected with substantiating priorities in modern higher education development and natural science education as its constituent part. On the basis of scientific literature analysis the author describes theoretical topics of natural science education (external and internal problems), determines directions of its renovation in its content, technological, legal, professional, and technical aspects.
Keywords: priority directions of education development, natural science education, problems of natural science education, direction of renovation of natural science education
Папуткова Г. А.
The article examines the methodological basis of professional education of ecologists at institutes of higher education. It is based upon the ideas of sustainable development and coevolution of nature and society. The development of professional ecological competence on the basis of competence approach is the means of successful self-actualization of these specialists in the future.
Ключевые слова: competence approach, ecological education, sustainable development
В статье предложены методологические основы про- фессионального экологического образования студен- тов в вузе, организованного на идеях устойчивого развития и коэволюции природы и общества. Форми- рование профессионально-экологической компетент- ности на основе компетентностного подхода обеспе- чивает успешную реализацию будущих специалистов- экологов в ключевых сферах жизнедеятельности.
Keywords: компетентностный подход, эко- логическое образование, устойчивое развитие
Маркова С. М.
В статье рассматривается сущность прогнозирования как стратегического направления развития инженерно-педагогического образования; определены основные направления образовательнопедагогического прогнозирования.
Ключевые слова: система подготовки кадров, качество образования, инженерно-педагогическое образование
The article examines the essence of prognostication as a strategic policy in developing engineering and pedagogical education. The author defines the main directions of educational and pedagogical prognostication.
Keywords: vocational training system, quality of education, engineering and pedagogical education
Аникова Ю. А.
В статье уточнена сущность понятия «производ ствен но-технологическая подготовка будущего педагога профессионального обучения в области дизай на». Создана модель совершенствования произ водственно-технологической подготовки, вклю- чающая целевой, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный компоненты, и уточне-
Ключевые слова: педагог профессионального обучения в области дизайна, модель производственнотехнологической подготовки, педагогические условия, teacher of professional training in design, model of production and process training, teaching conditions
Вагина И. В.
В статье рассматривается профессиональное образование Франции, перспективы его развития и возможности получения дипломов профессиональнотехнических лицеев.
Ключевые слова: профессиональное образование, Франция, перспективы развития, профессиональнотехнический лицей
The article examines vocational training in France, prospects of its development and possibilities of receiving diplomas of professional technical lyceums.
Keywords: vocational training, France, prospects of development, professional technical lyceum
Мань Н. Д.
Статья посвящена актуальнейшему вопросу - профессиональной подготовке учителя математики в педвузах Вьетнама на современном этапе. Автором рассматриваются структурные аспекты профес- сионализма учителя математики, модели подготовки учителя-математика в педагогическом вузе, дается альтернативный образец учебного планирования, принятого на математическом факультете Тхайнгуенского педагогического университета.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителя, модель подготовки учителя, содержательный, технологический и личностный аспекты педагогического профессионализма
The article is dedicated to a most important issue - mathematics teacher training in pedagogical universities of Vietnam at the present time. The author examines some structural aspects of the professionalism of a mathematics teacher, some models of mathematics teacher training in pedagogical universities, provides an alternative model of education planning adopted by the Mathematics Department of Thai Nguyen Pedagogical University.
Keywords: teacher training, model of teacher training, informative, technological and personal aspects of professionalism
Комили Абдулхай, Холназаров Санг
В последние годы возрос интерес к традиционному воспитанию. Этнопедагогика является не только достоянием народа, но и одним из средств сохранения самобытности, а также резервом обновления образовательных технологий. Традиции и обычаи таджикского народа играют ведущую роль в содер- жании общего образования в целом и экологического образования в частности
Ключевые слова: Экологическое воспитание, народные традиции и обычаи, педагогика, молодое поколение
Traditional education has aquired growing interest recently. Ethnopedagogy is not only a part of a nations heritage, it is a way to preserve its distinctive character, as well as a reserve for renewing educational methods. Traditions and customs of the Tajik people play a leading role in the content of the general education and environmental education in particular.
Keywords: environmental education, national traditions and customs, pedagogy, new generation
Золотарева Л. Р.
В статье показана значимость курса истории искусств Казахстана в этнокультурном образовании, современные ориентиры его преподавания: культура Казахстана в контексте евразийства, ментальные факторы, приобщение к основным художественно-культурным традициям, мировоззрение кочевников, скифология и тюркология, Великий шелковый путь, эстетика казахского орнаментально-прикладного искусства. Акцентируется проблема традиции и инновации в изобразительном искусстве ХХ века, модернизации искус- ства Казахстана.
Ключевые слова: этнокультурное образование, история искусств Казахстана, современные ориентиры, традиции, модернизация
The article argues for the importance of the Kazakhstan Art History course in the ethnic and cultural education, examines modern guidelines in its teaching: culture of Kazakhstan in the context of Eurasian culture, mental factors, learning about the main art traditions, nomads world view, Turkology and Scythian history, The Great Silk Way, aesthetics of Kazakh applied arts. The author emphasizes the question of tradition and innovation in fine arts in the 20th century, as well as modernization of Kazakh arts.
Keywords: ethnic and cultural education, history of Kazakh arts, modern guidelines, traditions, modernization
Намаканов Б. А.
Работа посвящена дистантным методам обучения. Показано, что наиболее актуальны в настоящее время технологии дистантного образования, пригодные для получения второго высшего образования, а также заочного образования.
Ключевые слова: образование, дистантное обучение, современные концепции
This article examines distance learning methods. The authors argue that the most important distance learning methods for today are those to get a second higher education qualification, as well as distance education.
Keywords: education, distance learning, modern conceptions
Шарипов Ф. Ф., Шодиев М. С.
Статья посвящена вопросам информатизации системы высшего профессионального образования. Важнейшим составляющим звеном педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов, которые интенсивно используют современные информационные технологии. Использование ИКТ в учебновоспитательном процессе является средством повы- шения мотивации учения и развития мышления сту- дентов и ведет к повышению качества образования.
Ключевые слова: система образования, информационное пространство, информационно-комму ника ци онные технологии, качество образования
The article is devoted to informatization of system of the higher professional education system. The personality- oriented interaction of teachers and students, who intensively use modern information technology, becomes a major part of educational process. Use of ICT in teaching and education is a means of increasing motivation for learning and developing students thinking, as well as a way to improve the quality of education.
Keywords: education system, information space, information and communication technologies, quality of education
Самерханова Э. К.
В данной статье рассматриваются основные идеи развития информатизации образовательного учреждения. Выделяются принципы: системности, непрерывности, междисциплинарной интеграции, обеспечивающие реализацию процесса информатизации образования в вузе. Сформулированы стратегические цели и задачи в области образовательной, научной, воспитательной деятельности вуза.
Ключевые слова: информатизация, информационные технологии, единое информационно-образовательное пространство
The article examines the main ideas and principles of informatization development in an educational establishment. The author singles out the principles of systematic character, continuity and interdisciplinary integration which would guarantee the realization of the informatization in a university. The author also formulates the strategical goals and objectives in the universitys educational and scientific areas.
Keywords: informatization, information technologies (IT), integrated information and education space
Червова А. А., Сулаева Е. П.
В статье рассматриваются вопросы инновационного развития промышленно-гуманитарного тех- никума, описывается инновационная инфраструктура Донецкого государственного промышленногуманитарного техникума, ее вклад в развитие учебного процесса.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная инфраструктура
Теплая Н. А., Червова А. А.
В работе рассматривается структура формирования информационной культуры будущих инженеров в условиях обучения в техническом вузе как интегративный, поэтапный, многоуровневый процесс: информационная грамотность - информационная образованность - информационная компетент- ность - информационная культура.
Ключевые слова: modern education, integration, vocational training, engineering work, information literacy, information knowledge, information competence, information culture
The article examines the structure of developing future engineers information culture during their training in a technical university as an integrative, stage-by-stage, multi-level process: information literacy - information knowledge - information competence - information culture
Keywords: современное образование, инте- грация, профессиональная подготовка, инженерная деятельность, информационная грамотность, ин- формационная образованность, информационная компетентность, информационная культура
Мнацаканян О. Л., Салангина Н. Я.
В статье рассматриваются социальные сетевые сер- висы, возможность их изучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности и использования для развития коммуникативных умений школьников.
Ключевые слова: социальные сетевые сервисы, коммуникативные умения, информатика, внеурочная деятельность
The article examines social network services, possibility of studying them in IT lessons and during extracurricular activities, as well as possibilities for using them in developing schoolchildrens communication skills.
Keywords: social network services, communication skills, informatics, extracurricular activities
Гусакова Е. М.
В статье рассматриваются специфические функции электронной интерактивной доски как новой информационной технологии обучения. Основное внимание уделено развитию познавательных процессов памяти, восприятия, внимания учащегося с использованием возможностей электронной интер- активной доски.
Ключевые слова: электронная интерактивная доска, развитие познавательных процессов
The article examines specific functions of interactive whiteboard as a new information technology in education. Special attention is given to the development of cognitive processes of students memory, perception, attention making use of specific possibilities of interactive whiteboard in primary school.
Keywords: interactive whiteboard, development of students\' cognitive processes
Макусева Т. Г.
В статье рассматривается возможность профиль- ного обучения в школе через изучение математики. Отмечено, что широкие математические знания, как правило, являются действенным средством овладения выпускником той или иной профессией. В статье рассмотрены различные понятия, характеризующие разносторонние возможности математики. Предложено решение проблемы фор- мирования у учащихся способностей к поиску оптимальных решений практических задач на основе имеющихся теоретических знаний из области математики; на интеграционных навыках переноса знаний из одного предмета в другой; на умении составлять математические модели различных процессов и явлений. Одной из возможностей реализации этого предложения является внедрение элективного курса «Действенная математика».
Ключевые слова: обучение математике и его прикладная направленность, политехническая направленность, межпредметные связи, практическая направленность, профессиональная направленность
The article examines the possibilities of using mathematics for pre-vocational education at school. The author argues that broad knowledge of mathematics as a rule is an efficient means of acquiring different professions by school-leavers later. The article covers different concepts which characterize wide possibilities of using mathematics. The author suggests a solution to the problem of developing students skills to find optimal decisions to practical tasks on the basis of their theoretical knowledge of mathematics, integrative skills of transferring knowledge of one subject to the field of another, as well as the ability to construct mathematical models of different processes and phenomena. A possible way of implementing this idea would be an optional school course of Mathematics in Action.
Keywords: teaching mathematics and its application, polytechnical aspect, interdisciplinary links, practical aspect, professional aspect
Малявина Т. П., Малявина Т. П.
В статье представлена система упражнений, а также подробно рассмотрены приемы работы по ор- фографии и пунктуации на завершающем этапе обу- чения русскому правописанию (10-11-й классы), направленные на организацию продуктивной коррекционной работы, способствующей формированию функциональной грамотности будущих выпускников.
Ключевые слова: система упражнений, коррекция правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации, коррекционное упражнение
The article examines a system of exercises and techniques for working on orthography and punctuation at the final stage of studying the Russian spelling (the 10th and 11th forms) aimed at organizing productive corrective work which would ensure the development of functional literacy of future school-leavers.
Keywords: system of exercises, correction of spelling (orthographical and punctuational) abilities and skills, corrective work on orthography and punctuation, corrective exercise
Болдова Т. А.
Настоящая статья посвящена вопросам исполь- зования новых информационных технологий сети www в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения с помощью информационных и коммуникативных технологий; подробно представлены положения об обучаю- щих парадигмах.
Ключевые слова: мультимедиа, информационные технологии, обучающие парадигмы, коммуникации в сети www
The article is devoted to the issue of using new information technologies in training foreign language teachers. The author examines the theoretical base of teaching by means of new information and communication technologies and presents a detailed account of teaching paradigms
Keywords: multimedia, information technologies, teaching paradigms, communication in the www network
Рябова О. Н.
В данной статье представлены возможные пути реализации новых подходов в образовании, в частности компетентностного, дается подробное описание компетентностей, а также характерные особенности эссе как вида продуктивной письменно-речевой деятельности. Формирование компетентностей старшеклассников в процессе обучения написанию сочинениярассуждения на иностранном языке, использование особенностей эссе способствуют развитию обучающегося как личности и как субъекта текстопорождения.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция/компетентность, эссе, дискурсивный, интегративный характер
The article examines possible ways of implementing new approaches in education, competence approach in particular; the author describes in detail competences, specific features of the essay as a type of creative writing. Developing high-school students competences while teaching them to write essays in a foreign language, using specific features of the essay contribute to the development of students personalities as well as their creative writing abilities.
Keywords: competence approach, competency/competence, essay, discursive, integrative character
Уколова Т. В.
В статье теоретически обосновывается модель процесса формирования готовности к культурологической интерпретации школьников в условиях
Ключевые слова: культурологическая интерпретация, субъект, картина мира, концептосфера
The article gives a theoretical substantiation of a model of developing schoolchildren\' readiness for culturological interpretation in learning humanitarian subjects. Culturological interpretation is viewed as an important technological element of teaching humanities at school. The author specifies a number of signs of culturological interpretation and pedagogical conditions of its implementation. The author also discusses functions and objectives of culturological interpretation as a representation of students\' world picture, their individual sphere of concepts and as an indicator of their culturological competence.
Keywords: culturological interpretation, subject, world picture, sphere of concepts
Киямова И. Б., Летягин А. А.
В данной статье обосновывается необходимость и обсуждаются возможности использования изображений Земли из космоса в процессе обучения географии.
Ключевые слова: средства обучения географии, результаты дистанционного зондирования Земли, аэрофотоснимки, космические снимки, GPSнавигатор, 3D-модели
The article argues for the necessity of using Earth images from space in teaching Geography and discusses ways of using them.
Keywords: Geography teaching tools, remote sensing of Earth, aerial photograph, satellite images, GPS navigator, 3D model
Боровских Т. А.
Раскрыто содержание и взаимосвязь понятий «педагогическая технология», «образовательная тех- нология», «технология обучения» и «методика обу- чения». Описаны сущность и принципы технологического подхода для индивидуализации обучения химии. Показаны возможности классно-урочной системы для индивидуализации обучения химии средствами образовательных технологий. Описаны технологические приемы индивидуализации обу- чения в условиях классно-урочной системы.
Ключевые слова: технология обучения, методика обучения, классно-урочная система обучения, традиционное обучение, индивидуализация обучения, дифференциация обучения
The article examines the content and interrelation of the concepts of pedagogical techniques, educational techniques, training techniques and teaching methods. The author describes the essence and the principles of the technological approach to individualizing chemistry learning. The author also shows the possibilities of the class-and-lesson system for individualized chemistry teaching by means of educational techniques and describes special techniques for individualizing the training in the framework of the class-and-lesson system.
Keywords: training techniques, teaching methods, class-and-lesson education system, traditional education, individualization in education, differentiation in education
Нечаев М. П.
В статье рассматриваются воспитательные возможности урока в школе и их реализация в процессе обучения. На этой основе определяются и раскры- ваются механизмы развития воспитывающего потенциала современного учебного занятия.
Ключевые слова: воспитывающее обучение, воспитывающий потенциал, воспитывающий потенциал учебного занятия
The article examines moral education potential of a school lesson and its realization in the course of learning. On this basis the author defines and explains in detail the mechanisms of developing moral education potential of a modern lesson.
Keywords: moral education, moral education potential, moral education potential of a lesson
Акатова Т. И.
Автором статьи представлена концепция формирования языковой культуры учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса. Теоретикометодологической базой концепции выступают теория развивающего обучения, теория речевой деятельности, компетентностно-деятельностный подход в образовании. По мнению автора, языковая культура как интегративное личностное качество учащихся проявляется в уровне владения культу- рой речи, культурой чтения, культурой работы с текстом, информационной культурой.
Ключевые слова: развивающее обучение, теория речевой деятельности, языковая культура
The author proposes a conception of developing schoolchildrens language culture. The theoretical and methodological base for the conception includes theory of developing education, theory of speech, competence approach in education. According to the author, language culture as schoolchildrens personal integrative quality reveals itself in the level of their speech standards, reading skills, text processing skills and information processing skills.
Keywords: developing education, theory of speech, language culture
Гринёва Е. А., Белоногова Л. Н., Заббарова М. Г.
В статье представлены критерии, показатели, уровни сформированности полиэтнической культуры школьников на основе понимания сущности и содержания компонентов полиэтнической культуры. Авторами выделены три основных критерия. По каждому из них описаны показатели, которые конкретизируют каждый из обозначенных критериев, и дана уровневая характеристика по каждому из критериев. Представлены диагностические методики в соответствии с критериями, к которым относятся анкетирование, экспресс-опросники, тестирование, проективные методики. Авторами предложены рекомендации по обработке результатов. Методики, в основном, разработаны для младших школьников, но могут быть использованы в 5-6 классах средней школы. Каждая методика включает цель, описание инструментария и рекомендации по обработке результатов.
Ключевые слова: диагностический инструментарий, полиэтническая культура, критериальнодиагностический аппарат, критерии, показатели, уровни сформированности полиэтнической куль- туры школьников
The article presents criteria, indicators, development levels of schoolchildrens polyethnic culture on the basis of understanding the essence and content of the components of polyethnic culture. The authors specify three main criteria, describe each criterions indicators which explain each of the designated criteria and characterize levels of each criteria. The authors also propose diagnostic techniques according to the criteria which include questionnaires, express questionnaires, testing, projective techniques and offer recommendations about processing the results. The techniques presented are developed for younger primary students but can be used in years 5 and 6 as well. Each technique includes purpose, description of its toolkit and recommendations on processing the results.
Keywords: diagnostic toolkit, polyethnic culture, criteria and diagnostics package, criteria, indicators, schoolchildren\'s polyethnic culture development levels
Мубинова З. Ф.
Статья посвящена исследованию проблемы реализации принципов этнонационального воспитания в процессе преподавания истории в современной рос- сийской общеобразовательной школе.
Ключевые слова: принципы воспитания, этнонациональное воспитание, принципы этнонационального воспитания, реализация принципов этнонационального воспитания в процессе преподавания истории
The article is devoted to the issue of realization of ethnonational education principles in a history course in a modern Russian comprehensive school.
Keywords: educational principles, ethnonational education, ethnonational education principles, realization of ethnonational education principles in a history course
Потанина О. В., Саксонова Л. П.
В статье анализируются подходы к понятиям компетентность/компетенция, когнитивная компетенция. Рассматриваются педагогические основы формирования когнитивной компетенции.
Ключевые слова: ключевые компетенции, когнитивная компетенция
The article analyzes different approaches to the concepts of competence/competency, as well as cognitive competency. The authors examine pedagogical foundation for developing cognitive competency.
Keywords: key competencies, cognitive competency
Попова Т. Г.
В статье представлены материалы, отражающие необходимость формирования и развития ком би натор но-логического мышления у старшеклассников. Модель развития исследуемого вида мышления демонстрирует основные педагогические условия, позволяющие качественно организовать образователь- ный процесс. Основные выводы и результаты также подтверждают важность темы исследования.
Ключевые слова: комбинаторно-логическое мышление, развитие и формирование мышления, педагогические условия
The article argues for the necessity of developing highschoolers combinational logic in thinking. The model of developing this kind of thinking demonstrates the main pedagogical conditions which would allow to properly organize the educational process. The main conclusions and results also confirm the importance of the research topic.
Keywords: combinational logic in thinking, thinking development, pedagogical conditions
Климова Т. В.
Показывается отличие в подходах к данной проблеме в дисциплинах гуманитарного и технического цикла. Называются принципы, особенности, этапы практической реализации технологии формирования критического мышления у студентов технических вузов, а также анализ методов исследования.
Ключевые слова: критическое мышление, этапы реализации, особенности критического мышления
The article examines the difference in the approaches to the problem in humanitarian and technical disciplines. The author discusses the principles, peculiarities, stages of implementing the technology of developing technical university students critical thinking, as well as analyzes its research methods.
Keywords: critical thinking, stages of implementation, peculiar features of critical thinking
Лисин Чжан, Ильин Г. Л.
В статье представлены материалы, раскрываю- щие различие понятия познавательного интереса и методов его воспитания у дошкольника в Китае и в России. Авторы пытаются выяснить причину этого различия, рассматривая предмет исследования в культурно-историческом аспекте.
Ключевые слова: познавательный интерес, Китай, Россия, дошкольник, личность, неинтеллектуаль- ный фактор
The article presents materials demonstrating different understanding of the concept of cognitive interest and its development methods in kindergartens in China and in Russia. The authors try to find reasons for this difference examining the object of research in cultural and historical aspect.
Keywords: cognitive interest, China, Russia, preschooler, individuality, nonintellectual factor
Комили Абдулхай, Асоев Нурали
В статье кратко обсуждается история проис- хождения и развития шелководства в Хорасане и Мавераннахре. Разведение шелкопряда и производство шелка у таджикского народа имеет местные корни, это ремесло иранского народа, которое развивалось независимо от Китая и Индии
Ключевые слова: Индия, Иран, Китай, Хорасан, Мавераннахр, таджики, шелк, шелководство, шелко ткачество
The article discusses briefly the history of origin and development of silkworm breeding and silk manufacturing in Khurasan and Movaraunnahr. Silkworm breeding and silk manufacturing are native for the Tajik people; this is a craft of the Iranian people developed independently from those of the Chinese and Indians.
Keywords: India, Iran, China, Khurasan, Movaraunnahr, Tajiks, silk, silk breeding, silk weaving
Королев А. С.
Статья посвящена проблеме взаимоотношений русов и славян. Проанализировано большинство ис- точников, описывающих обычаи и образ жизни ру- сов. Автор решает вопрос о том, кого называли в X веке русами - этническую или социальную группу.
Ключевые слова: Игорь, Святослав, поляне, Русь, полюдье, древляне, князь, Киев, славянские племена, дружина
The article deals with relations between the Rus people and the Slavs. The author analyzes most of the sources describing the customs and lifestyle of the Rus. The author addresses the question of who was called «the Rus» in the 10th century - an ethnic or a social group.
Keywords: Igor, Svyatoslav, Polans, Rus, poliudie, Drevlyane, prince, Kiev, Slavic tribes, druzhina
Маландин В. В.
Выборная традиция получила широкое распространение в управлении Русской православной церковью в XVI-XVII веках. Она имела свои особенности в Москве, ставшей в этот период православным центром мирового значения.
Ключевые слова: Русская православная церковь, вы- борные традиции, церковное управление Москвы
The elective tradition was widely accepted in the administration of the Russian Orthodox Church in the 16-17th centuries. It had some distinctive features in Moscow which in that period had become an Orthodox centre of global importance.
Keywords: Russian Orthodox Church, elective traditions, Moscow church administration
Колесникова Е. А.
Выборные органы управления играли важную роль в системе отношений государства и общества в Рос- сии до конца XVII века. Позиция государственной власти определялась степенью эффективности деятельности этих институтов при решении государственных задач.
Ключевые слова: городское самоуправление, выбор- ные институты, государственная власть, Московское государство
Elective organs of administration played an important role in the system of relations between the state and the society in Russia until the end of the 17th century. The position of the state power was determined by the degree of efficiency of these institutes in achieving state objectives.
Keywords: municipal self-administration, elective institutes, state power, Moscow State
Ощепков А. Р.
В статье на материале путевых записок А. Дюмаотца рассматривается проблема восприятия извест- ным французским писателем русской литературы, делается вывод, что Дюма внес значительный вклад в популяризацию русской литературы в Европе.
Ключевые слова: образ Другого, путевые записки, русская литература
The author examines how Russian literature was perceived by Alexandre Dumas, père, on the basis of his travel notes and concludes that Dumas contributed greatly to popularizing Russian literature in Europe.
Keywords: image of Another, travel notes, Russian literature
Рыжов А. Н.
В статье представлены результаты исследования проблем содержания и развития ведущих педагогических понятий в России на протяжении XIX-XX вв. Проведен анализ различных групп источников, рас- крывающих содержание ведущих педагогических тер- минов и понятий в рассматриваемый период. Предложены общие принципы построения терминологической системы педагогики в современных условиях.
Ключевые слова: педагогические термины и понятия, научно-педагогическая теория, образование, терминологическая система
The article presents the results of researching different problems of contents and development of main pedagogical concepts in Russia throughout 19th-20th centuries. The author analyzes various types of sources to explain the major pedagogical terms and concepts in the period under consideration. The author also suggests general principles of building up a terminological system of pedagogy in modern conditions.
Keywords: pedagogical terms and concepts, scientific pedagogical theory, education, terminological system
Маслова И. В.
В XIX столетии шел процесс формирования национального типа купца-предпринимателя. Вырабатывались основные бытовые и семейные традиции купечества, ставшие в дальнейшем стержнем сословного менталитета. Быт уездного купечества Вятской губернии отличался размеренностью и консервативностью, сохраняя традиционные сословные черты и поведенческие установки. В купеческой семье, как в основном из главных механизмов социализации, закладывались основы мировоззрения, определенная система ценностей и характер- ные стереотипы общественного поведения.
Ключевые слова: менталитет, быт, повседневность, уездное купечество
The 19th century was marked by the process of forming the national type of the merchant-entrepreneur. Essential family and household traditions of the merchants were being worked out, which eventually became the basis of the merchant class mentality. The mode of life of provincial merchants of the Vaytsk Province was characterized by regular habits and conservatism keeping traditional class features and behavioral patterns. In the merchant family, being one of the main mechanisms of socialization, the basis of the world view, a characteristic system of values and stereotypes of social behavior were formed.
Keywords: mentality, mode of life, everyday life, provincial merchant class
Павлов А. А.
Огромные запасы природных ресурсов на СевероВостоке России привлекали внимание соседних госу- дарств, которые, используя неохраняемые границы, занимались незаконной продажей и грабили население. Губернатор Якутии И. И. Крафт внес предложения, касающиеся защиты интересов населения Якутии и государственных границ. Тема актуальна и в настоящее время в связи с тем, что иностранцы обращают свое внимание к восточным областям России.
Ключевые слова: открытие Северо-Востока, расширение, капитал, контрабанда, безопасность области
The huge reserves of natural resources in the North- East of Russia attracted the attention of neighboring states which, taking use of the fact that the borders were not guarded, were engaged in illegal sale and robbing the population. Yakutia governor I. I. Kraft made some proposals on protecting the interests of Yakutia population and the state borders. The topic is important to this day because the eastern regions of Russia still draw the attention of the foreigners.
Keywords: opening up of the North-East, expansion, capital, contraband, safety of the region
Глухарев Н. Н.
Статья посвящена проблеме создания всесоюзного центра управления и планирования наукой в СССР во второй половине 1920-х гг. Автор рассматривает предложения ученых и партийно-государственных деятелей по организации общегосударственного ор- гана управления наукой и процесс его формирования
Ключевые слова: наука, организация науки, планирование, государственные органы управления
The article is devoted to the issue of setting up an all- Union science control and planning centre in the USSR in the second half of the 1920s. The author examines propositions made by scientists, party managers and statesmen for organizing an all-state science management body, as well as the process of its formation.
Keywords: science, organization of science, planning, state management bodies
Околотин В. С.
В статье осуществлен анализ налогообложения городского населения в годы второй пятилетки (1933-1937), отражены тенденции изменения тяжести налогообложения различных его категорий.
Ключевые слова: промысловый и подоходный налоги, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, тяжесть налогообложения
The article analyzes taxation of city dwellers during the second five-year plan (1933-1937) and shows the tendencies of changing different categories of taxes.
Keywords: enterprise and income tax, residence and common-use building charge, severity of taxation
Федотов А. А.
Автор рассматривает политику советского атеистического государства по отношению к православному церковному образованию, оценивает его организацию и уровень выпускной аттестации и достижения последующих степеней.
Ключевые слова: духовное образование, советская атеистическая политика, богословские степени
The author examines the policy of the Soviet atheistic state towards Orthodox Church education, evaluates its organization and quality of final attestation and further degrees.
Keywords: church education, soviet atheistic policies, degrees in theology