БИБЛЕЙСКИЕ ЦИТАТЫ В ВОИНСКОМ ПОВЕСТВОВАНИИ XV–XVI ВЕКОВ
Н. В. Трофимова
Аннотация. В статье рассматриваются состав и функции библейских цитат в са-
мых известных воинских повествованиях позднего русского средневековья: «Повести
о взятии Царьграда турками» и «Казанской истории» – в соотношении с использова-
нием текстов Священного Писания в более ранних летописных воинских повестях.
Исследование показало, что расширение круга цитат определяется развитием их
изобразительной и эмоциональной функций наряду с традиционными смысловыми.
Ключевые слова: древнерусская литература, библейская цитата, воинское пове-
ствование, функции цитат, традиция.
THE BIBLICAL QUOTATIONS IN MILITARY NARRATIONS OF THE XV–XVI CENTURIES
N. V. Trofimova
Abstract. The article considers the composition and functions of biblical quotations in the
most famous military narrations of the late Russian Middle Ages: The Tale of the Capture
of Tsargrad by the Turks and Kazan History, in relation to the use of texts of the Holy
Scripture in earlier chronicles of war stories. The study showed that the expansion of the
range of quotations is determined by the development of their pictorial and emotional functions
along with traditional semantic ones.
Keywords: medieval Russian literature, Bible quote, military narration, function of
quotes, tradition.
Трофимова Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор Кафедры русской
классической литературы Института филологии Московского педагогического государственного
университета
e-mail: nv.trofimova@mpgu.su
Trofimova Nina V. ScD in Philology, Professor, Russian Classical Literature Department, Institute of
Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: nv.trofimova@mpgu.su
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СХОЖДЕНИЯ КАК ФОРМА МЕЖЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ
РУССКОЙ, ТАТАРСКОЙ И ЧУВАШСКОЙ ЛИТЕРАТУР)
В. К. Сигов, Р. З. Хайруллин, Л. А. Трубина
Аннотация. Статья посвящена типологическим схождениям в многонациональ-
ной литературе Российской Федерации, как форме появления сходных стадий обще-
ственно-исторического развития и закономерностей человеческого сознания. Кроме
того, в исследовании выявляются национальные различия, попытки их квалифи-
кации и толкования. Так, наряду с явными схождениями в творческом наследии
Г. Тукая и А. С. Пушкина, авторы обращают внимание на типологические схождения
в творчестве К. Гали и «Слове о полку Игореве», К. Иванова и А. Н. Островского, фе-
номен «серебряного века» в татарской литературе (С. Рамиев, Дэрменд др.).
Ключевые слова: литература народов России, Поволжье, фольклористика, поэти-
ка, народная культура, традиция.
TYPOLOGICAL CONVERGENCE AS A FORM OF INTER-LITERARY PROCESS (ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN, TATAR AND CHUVASH LITERATURES)
V. K. Sigov, R. Z. Khairullin, L. A. Trubina
Abstract. The article is devoted to typological convergences in the multinational literature
of the Russian Federation, as a form of the appearance of similar stages of socio-historical
development and laws of human consciousness. In addition, the study identifies national
differences, attempts to qualify and interpret them. Thus, along with the explicit convergences
in the creative heritage of G. Tukai and A. S. Pushkin, the authors pay attention
to the typological convergences in the works of K. Gali and “The Tale of Igor’s Campaign”,
K. Ivanov and A. N. Ostrovsky, the phenomenon of the “silver age” in Tatar literature (S.
Ramiev, Dermend, etc.).
Keywords: literature of the peoples of Russia, the Volga region, folklore, poetics, folk culture,
tradition.
Сигов Владимир Константинович, доктор филологических наук, профессор Кафедры русской
литературы XX–XXI веков Института филологии Московского педагогического государственно-
го университета
e-mail: vk.sigov@mpgu.su
Sigov Vladimir K.., ScD in Philology, Professor, Russian literature of XX–XXI centuries Department,
Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: vk.sigov@mpgu.su
Хайруллин Руслан Зинатуллович, доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвисти-
ки и межкультурной коммуникации Российского нового университета
e-mail: rhairullin@mail.ru
Khairullin Ruslan Z. ScD in Education, Professor, Linguistics and Intercultural Communication
Department, Russian New University
e-mail: rhairullin@mail.ru
Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: la.trubina@mpgu.edu
Trubina Liudmila A., ScD in Philology, Professor, vice-rector, Moscow Pedagogical State University
e-mail: la.trubina@mpgu.edu
ПОЗДНИЙ А. С. ПУШКИН В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
Д. В. Поль
Аннотация. Творчество Пушкина – пример проникновения в самые сокровенные глу-
бины человеческого сознания с одновременным возрастанием лаконичности и стро-
гости формы. Благодаря этому «погружение в Пушкина» – уникальная возможность
единомоментного взросления и «врастания» в русскую литературу для молодых на-
циональных авторов, в том числе и представителей народов Поволжья. Позднее
творчество Пушкина демонстрирует соединение индивидуализации воспитания и
гуманистических идеалов с родовым, семейственным, традиционным, а для народов
Поволжья – еще и органичную соединенность традиционного и новаторского без уни-
чижения и самовосхваления, редчайший случай нахождения меры, как важнейшего
со времен античности критерия истинности искусства.
Ключевые слова: позднее творчество Пушкина, литература народов Поволжья,
пушкинский критерий.
LATE A. S. PUSHKIN IN THE DIALOGUE OF CULTURES OF THE PEOPLES OF THE VOLGA REGION
D. V. Pole
Abstract. Pushkin’s work is an example of penetrating into the innermost depths of human
consciousness with a simultaneous increase in brevity and severity of form. Due to this,
“immersion in Pushkin” is a unique opportunity for one-time maturity and “growing into”
Russian literature for young national authors, including representatives of the peoples of
the Volga region. Late Pushkin’s creative work demonstrates a combination of individualization
of upbringing and humanistic ideals with ancestral, familial, traditional, and for
the peoples of the Volga region, also the organic combination of traditional and innovative
without humiliation and self-praise, the rarest case of finding the measure as the most
important criterion of the truth of art since antiquity.
Keywords: late works of Pushkin, literature of the peoples of the Volga region, Pushkin’s
criterion.
Поль Дмитрий Владимирович, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры рус-
ской литературы Московского педагогического государственного университета
e-mail: pol-d-v@yandex.ru
Pol Dmitry V., ScD in Philology, Professor, Russian literature Department, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: pol-d-v@yandex.ru
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА В СВЕТЕ НАУЧНЫХ
ИНТЕРЕСОВ В. К. МАГНИЦКОГО
Д. В. Абашева, Р. Х. Шаряфетдинов
Аннотация. В марте 2019 г. исполняется 180 лет со дня рождения Василия Кон-
стантиновича Магницкого, который сыграл выдающуюся роль в развитии просве-
щения, историографии, этнографии и фольклористики чувашского народа. При-
ближающийся юбилей является поводом для нового обращения к многогранному
творческому наследию В. К. Магницкого. Нас в этой работе особенно будут инте-
ресовать его труды по этнографии, чувашской фольклористике и диалектологии.
Его наблюдения в этих областях и собранный материал не утратили значения для
науки по сей день, требуют новых обобщений и анализа.
Ключевые слова: литература народов России, Поволжье, фольклористика, поэти-
ка, народная культура, традиция.
LITERARY STUDIES OF THE PEOPLES OF THE VOLGA REGION OF THE SECOND HALF OF THE NINETEENTH CENTURY IN THE LIGHT OF V.K. MAGNITSKY’S SCIENTIFIC INTERESTS
D. V. Abasheva, R. Kh. Sharyafetdinov
Abstract. March 2019 marks the 180th anniversary of Vasily Magnitsky’s birth, who
played a prominent role in the development of education, historiography, ethnography, and
folklore of the Chuvash people. The approaching anniversary is a reason for a new appeal
to the multifaceted creative heritage of V. K. Magnitsky. The article highlights his works
on ethnography, Chuvash folklore studies, and dialectology. His observations in these areas
and the collected material have not lost their significance for science to this day, they
require new generalizations and analysis.
Keywords: literature of the peoples of Russia, the Volga region, folklore, poetics, folk culture,
tradition.
Абашева Диана Владимировна, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры
русской классической литературы Института филологии Московского педагогического госу-
дарственного университета
e-mail: dv.abasheva@mpgu.edu
Abasheva Diana V., ScD in Philology, Professor, Russian Classical Literature Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: dv.abasheva@mpgu.edu
Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович, кандидат филологических наук, доцент Кафедры русской
литературы XX–XXI веков Института филологии Московского педагогического государственного
университета
e-mail: rkh.sharyafetdinov@m.mpgu.edu
Sharyafetdinov Ramil Kh., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Literature of the XX–XXI
centuries Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: rkh.sharyafetdinov@m.mpgu.edu
«ИСТИННЫЙ ПОЭТ» В ВОСПРИЯТИИ ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ
Н. И. Соколова
Аннотация. В статье охарактеризовано одно из ключевых понятий эстетики и
художественного творчества Ш. Бронте. В юношеских произведениях, позже в эссе
и письмах писательница утверждает свой идеал поэта, во многом основанный на
романтической эстетике. Обязательными качествами поэта она считает подлин-
ный талант, оригинальность, трудолюбие, уважительное отношение к читающей
публике. Поэт должен избегать низменных тем повседневной жизни, творческий
процесс имеет спонтанный характер. Понятие «поэт» применяется писательни-
цей к создателям как поэзии, так и прозы. Позже в ее романах понятие «истинно-
го поэта» наделяется более широким смыслом. «Истинным поэтом» она называет
человека, наделенного интенсивностью чувств, богатым воображением, высокими
нравственными качествами, находящегося в гармонии с природой. Этими чертами
наделены все главные герои романов писательницы. «Истинный поэт» – воплощение
нравственного и эстетического идеала Ш. Бронте, понятие, применимое ею к лич-
ности художника и человека вообще.
Ключевые слова: поэт, эстетика, романтизм, эссе, вдохновение, воображение,
творческий процесс.
“THE TRUE POET” IN CHARLOTTE BRONTË’S PERCEPTION
N. I. Sokolova
Abstract. The article deals with one of the key notions of aesthetics and literary works of
Charlotte Bronte. In her early works, later in her essays and letters the writer declares her
idea of the poet mostly based on aesthetics of Romanticism. She considers talent, originality,
hard work, respect to the reading public to be necessary qualities of a poet. For her a poet
should beware of base themes of everyday life; the creative process has spontaneous character.
She applies the term “poet” to creators of poetry as well as prose. Later in her novels the
writer endows the notion of a poet with more broad sense. She calls “the true poet” any man
who possesses intensity of feelings, rich imagination, high moral qualities, feels harmony
with nature. All the main heroes of her novels possess these features. “The true poet” is the
personification of Ch. Brontë’s moral and aesthetical ideal, the notion which she applies to
the personality of an artist as well as to a man in general.
Keywords: poet, aesthetics, Romanticism, creative process, essay, inspiration, imagination.
Соколова Наталья Игоревна, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры всемир-
ной литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: sokol.n@list.ru
Sokolova Natalia I., SсD in Philology, professor, World Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: sokol.n@list.ru
ОБРАЗ РОССИИ В КНИГЕ ЖАКА МАРЖЕРЕТА «СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
И ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА МОСКОВИИ»
В. П. Трыков
Аннотация. В статье описана структура образа России в путевых записках фран-
цузского офицера Жака Маржерета (ок. 1550 – не позднее 1618) «Состояние Россий-
ской империи и великого княжества Московии» (1607), выявлено доминантное по-
ложение фигуры Лжедмитрия в структуре образа, проанализирована оппозиция
Борис Годунов // Лжедмитрий в системе персонажей, ее смысловое наполнение и
функция в конструировании образа России. Проанализирована роль фантастиче-
ского элемента в повествовании, а также семантическая нагруженность мотива
холодного климата как маркеров инаковости, чуждости и «варварства» России.
Показана связь Маржерета с традициями классической историографии, ее этиче-
ским пафосом. Определено место книги Маржерета в европейском дискурсе о Рос-
сии XVI – начала XVII в. Отмечено влиянии жанра путевых записок на критицизм
Маржерета по отношению к России, а также показана роль ренессансных идеоло-
гем в конструирование ее образа. Описаны некоторые структурные особенности
книги. Отмечена роль профессиональных познаний Маржерета в военном деле и
акцентирование в его образе России военной составляющей, которая между тем не
представляется автору угрожающей для Европы. Интерес книги Маржерета для
французского читателя объясняется не только ее информационной ценностью, но
и теми ассоциациями, которые события русской Смуты вызывали у французского
читателя эпохи религиозных войн в Европе. Сделан вывод о двойственности образа
России и неоднозначности авторских оценок, сочетающих умеренный критицизм по
отношению к русской действительности (прежде всего нравам) с искренней заинте-
ресованностью и оценкой России как потенциального торгового и военного партнера
Франции, оплота христианства, способного сыграть важную роль в борьбе с усили-
вающейся Османской империей.
Ключевые слова: Россия, травелог, образ «Другого».
THE IMAGE OF RUSSIA IN JACQUES MARGERET’S BOOK “THE RUSSIAN EMPIRE AND GRAND DUCHY OF MUSCOVY”
V. P. Trykov
Abstract. The article describes the structure of the image of Russia in the travel notes of
the French officer Jacques Margeret (around1550 – no later than 1618) “The State of the
Russian Empire and the Grand Duchy of Muscovy” (1607) and reveals the dominant position
of the figure of False Dmitry in the image structure, analyzes the opposition of Boris
Godunov // False Dmitry in the system of characters, its semantic content and function in
constructing the image of Russia. The role of the fantastic element in the narration, as well
as the semantic loading of the cold climate motif as markers of otherness, and “barbarism”
of Russia, is analyzed. The article shows the connection of Margaret with the traditions of
classical historiography, its ethical pathos. The place of the book of Margaret in the European
discourse about Russia of the XVI – beginning of the XVII century has been defined.
The influence of travel notes on the criticism of Margeret in relation to Russia is noted,
and the role of Renaissance ideologies in the design of its image is shown. Some structural
features of the book are described. The role of Margeret’s professional knowledge in military
affairs and the emphasis in his image of Russia on the military component, which, meanwhile,
does not seem to the author threatening to Europe, is noted. The interest of the book
by Margaret for the French reader is explained not only by its informational value but also
by the associations that the events of the Russian Troubles evoked in the French reader of
the era of religious wars in Europe. The conclusion is drawn about the duality of the image
of Russia and the ambiguity of the author’s assessments, combining moderate criticism of
Russian reality (especially customs) with sincere interest and appreciation of Russia as a
potential trading and military partner of France, a stronghold of Christianity, capable of
playing an important role in the struggle against the growing Ottoman empire.
Keywords: Russia, travelogue, the image of „the Other”.
Трыков Валерий Павлович, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры все-
мирной литературы Московского педагогического государственного университета
e-mail: v.trykoff@yandex.ru
Trykov Valeriy P., ScD in Philology, Professor, World Literature Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: v.trykoff@yandex.ru
ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ И РАДИЙНЫХ ПРОГРАММ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Е. С. Зубаркина, А. А. Макаренко
Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу о необходимости разработки мето-
дичек для руководителей школьных пресс-центров. Авторами предложены способы орга-
низации телестудий и радиорубок в современных российских школах, отмечена необходи-
мость тесного взаимодействия представителей школьных пресс-центров с учителями
русского языка и литературы или библиотекарями, учителями информатики и психо-
логами. Предлагается структура новостного выпуска для школьной телевизионной про-
граммы, которая устроена по примеру федеральных каналов, так как юные журналисты
должны с самого начала понимать специфику работы профессионалов. Рассматривает-
ся возможность внедрения адаптированной для учащихся рекламы на школьное радио.
Выявлена необходимость создания Кодекса школьной журналистской этики.
Ключевые слова: медиаобразование, телестудия, радиорубка, медиапедагог, пресс-центр,
кодекс этики, школа.
TECHNOLOGIES FOR CREATING TELEVISION AND RADIO PROGRAMS IN
MODERN RUSSIAN SCHOOL
E. S. Zubarkina, A. A. Makarenko
Abstract. The article focuses on the issues of the necessity to develop manuals for school press
centers. The authors present ways of organizing television studios and radio rooms in modern
Russian schools, note the necessity for close interaction of children from school press centers with
teachers of Russian language and literature or librarians, teachers of computer science and psychologists.
The structure of the news issues for the school television programs, which is based on
the example of Federal channels, is being offered because young journalists should understand
the specifics of the work of professionals from the very beginning. The possibility of introduction
of the advertising adapted for pupils on school radio is being considered. The necessity of creating
a code of school journalistic ethics is revealed.
Keywords: media-education, television studio, radio room, media-pedagogue, press center, code
of ethics, school.
Зубаркина Елена Станиславовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры журналистики и
медиакоммуникаций института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: famzub@yandex.ru
Zubarkina Elena S., PhD in Philology, Associate Professor, Journalism and Media-communications
Department, Institute of Journalism, Communications and Media-education, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: famzub@yandex.ru
Макаренко Алёна Андреевна, магистрант Кафедры медиаобразования института журналистики,
коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического государственного университета
e-mail: alyonamakarenk@yandex.ru
Makarenko Alena A., Post-graduate student, Media-education Department, Institute of Journalism,
Communications and Media-education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: alyonamakarenk@yandex.ru
ВУЗОВСКАЯ ПРЕССА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА
Н. В. Кодола, В. А. Глазкова
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современных печатных СМИ.
Анализируется актуальная научная литература и выступления ведущих экспер-
тов в средствах массовой информации по данной проблематике. Крупные и вузов-
ские периодические издания сталкиваются с недостатком финансирования, мате-
риалы не отличаются оригинальностью, происходит массовый отток аудитории.
Как в условиях конкуренции с интернет-СМИ выжить печатным изданиям? Пути
решения выхода из этих проблем, исследуются в данном материале. Особое внима-
ние уделяется трансформации вузовской прессы на примере газеты МПГУ «Педа-
гогический университет». Выявлены необходимые подходы к исследованию проблем
вузовской прессы, даются рекомендации по усовершенствованию работы редакций.
Ключевые слова: журналистика, пресса, печатные СМИ, вузовская пресса, газета,
трансформация прессы.
UNIVERSITY PRESS IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF MEDIA SPACE
N. V. Kodola, V. A. Glazkova
Abstract. The article deals with the problems of modern print media. The actual scientific
literature and speeches of leading experts in the media on this issue are analyzed. Large
and University periodicals face a lack of funding, the materials are not unique, there is
a massive outflow of audience. How can print media survive in competition with online
media? Ways to solve these problems are investigated in this material. Special attention is
paid to the transformation of the University press on the example of the newspaper „Pedagogical
University”. The necessary approaches to the study of the problems of the University
press are identified, recommendations for improving the work of editors are given.
Keywords: journalism, press, print media, University press, newspaper, transformation
of the press.
Кодола Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры журналистики
и медиакоммуникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Москов-
ского педагогического государственного университета
e-mail: nkodola@mail.ru
Kodola Natalia V., PhD in Education, associate Professor, Journalism and media communications
Department, Institute of journalism, communications and media education, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: nkodola@mail.ru
Глазкова Валерия Артуровна, студентка Московского государственного лингвистического
университета
e-mail: valeria.mamy@yandex.ru
Glazkova Valeria A., student, Moscow State Linguistic University
e-mail: valeria.mamy@yandex.ru
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ
Ю. А. Баталова
Аннотация. Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что для со-
временной школы обеспечение высокого уровня качества образования является
главной стратегической целью. Под качеством образования Федеральный государ-
ственный образовательный стандарт подразумевает достижение учащимися лич-
ностных, метапредметных и предметных результатов обучения. В то же время в
современном понимании качество образования – это и успешное функционирование
образовательной организации, то есть целенаправленная деятельность ее руковод-
ства и педагогов в направлении обеспечения качества образовательных услуг. По-
этому важным аспектом современной образовательной системы является непре-
рывность профессионального развития педагогов школ, формирование нового типа
учителя – не просто исполнителя, а исследователя и проектанта, способного со-
вершенствоваться и саморазвиваться. Это, в свою очередь, предъявляет новые тре-
бования к системе методической работы, одним из которых является учет резуль-
татов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педа-
гогов. В статье приведен обзор системы оценочных процедур, результаты которых
могут использоваться при планировании методической работы, а также направ-
ления использования результатов оценочных процедур в проектировании системы
профессионального роста педагогов.
Ключевые слова: качество образования, инновации, результаты обучения, систе-
ма профессионального роста, методическая работа, оценочные процедуры.
ANALYSIS OF THE RESULTS OF EVALUATION PROCEDURES
AS A WAY TO IMPROVE THE TEACHERS` PROFESSIONAL COMPETENCE
Yu. A. Batalova
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that for a modern school providing
a high level of quality education is the main strategic goal. Under the quality of education
Federal State Educational Standard implies the students` achievement of personal,
meta-subject and subject results in learning. At the same time, the quality of education in modern understanding is the successful functioning of the educational organization, that
is, the purposeful activity of its management and teachers in the direction of ensuring the
quality of education. Therefore, an important aspect of the modern educational system is
the continuity of professional development of school teachers, the formation of a new type
of teacher – not just a performer, but a researcher and designer, who is able to self-improve
and self-develop. This, in turn, imposes new requirements on the system of methodical
work, one of which is to take into account the results of procedures for assessing the quality
of education in the professional development of teachers. The article provides an overview
of the system of evaluation procedures, the results of which can be used in the planning of
methodological work, as well as the directions of using the results of evaluation procedures
in designing the system of teachers` professional development.
Keywords: quality of education, innovation, learning results, system of professional development,
methodical work, evaluation procedures.
Баталова Юлия Александровна, аналитик информационно-аналитического отдела Кировского
областного государственного автономного учреждения «Центр оценки качества образования»,
аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
e-mail: batalova1077@mail.ru
Batalova Yulia A., analyst of information-analytical Department, Kirov Regional State Autonomous
Organization “Center of Education Quality Assessment”, post-graduate student, Pedagogy
Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Vyatka State
University”
e-mail: batalova1077@mail.ru
О РОЛИ ЗАДАЧ НА ПРИЛОЖЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ДОСТИЖЕНИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
М. В. Егупова, Ю. В. Мошура
Аннотация. Авторами ставится проблема реализации идеи практикоориентиро-
ванности обучения математике в условиях внедрения федеральных государствен-
ных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). В статье уста-
навливается связь между обучением решению задач на практические приложения
геометрии методом математического моделирования и достижением метапред-
метных образовательных результатов. Подчеркивается связь между учебными
действиями, выполняемыми на этапах математизации, формализации и интер-
претации метода математического моделирования и универсальными учебными
действиями. Приводятся примеры задач. Таким образом намечаются пути реше-
ния задачи разработки методических подходов к обеспечению связи универсальных
учебных действий с содержанием обучения математики в целом.
Ключевые слова: обучение математике в школе, метапредметные умения, матема-
тическое моделирование, задача на практические приложения математики, геометрия.
ON THE ROLE OF THE TASK ON THE APPLICATION OF MATHEMATICS IN THE ACHIEVEMENT OF METASUBJECT
EDUCATIONAL OUTCOMES
M. V. Egupova, Yu. V. Moshura
Abstract. The authors raise the problem of implementing the idea of practice-oriented
teaching mathematics in the context of the introduction of Federal state educational standards
of General education (FSES). The article establishes a link between learning to
solve problems in the practical application of geometry by mathematical modeling and the
achievement of meta-subject educational results. The connection between the educational
actions performed at the stages of mathematization, formalization and interpretation of
the method of mathematical modeling and universal educational actions is emphasized.
Examples of problems are given. Thus, the ways of solving the problem of developing methodological
approaches to ensure the connection of universal educational actions with the
content of mathematics education in General are outlined.
Keywords: teaching mathematics at school, meta-subject skills, mathematical modeling,
the task on practical applications of mathematics, geometry.
Егупова Марина Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры тео-
рии и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики
Московского государственного педагогического университета
e-mail: egupovam@mail.ru
Egupova Marina V., ScD in Education, associate Professor, Professor, Theory and methods of teaching
mathematics and Informatics Department, Institute of mathematics and Informatics, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: egupovam@mail.ru
Мошура Юлия Вячеславовна, аспирант кафедры теории и методики обучения математике и
информатике Института математики и информатики Московского государственного педагоги-
ческого университета
e-mail: etova.julia@yandex.ru
Moshura Yulia V., postgraduate student, Theory and methodology of teaching mathematics and
Informatics Department, Institute of mathematics and Informatics, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: etova.julia@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ
С. В. Боброва, В. Н. Князев
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы образовательной и социокуль-
турной интеграции детей-мигрантов. В основе решения этих проблем лежит ре-
ализация принципа диалога культур. В учебном процессе это происходит в процес-
се формирования коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенций.
Выделяются пять важнейших методических принципов, использование которых в
практике преподавания русского языка как неродного позволяет формировать не-
обходимые компетенции: принцип коммуникативной направленности, принцип
единства развития речи и мышления, принцип повышения языковой и речевой мо-
тивации, принцип формирования чувства языка, принцип взаимосвязи развития
устной и письменной форм речи.
Ключевые слова: образование, социокультурная интеграция, дети мигрантов,
компетенции, принципы, язык, мышление, деятельность.
PROBLEMS OF EDUCATIONAL, SOCIAL AND CULTURAL INTEGRATION OF CHILDREN FROM MIGRANT FAMILIES
S. V. Bobrova, V. N. Knyazev
Abstract. The article deals with the problems of educational and socio-cultural integration
of migrant children. The solution of these problems is based on the implementation of
the principle of dialogue of cultures. In the educational process, it occurs within the forming
communicative, linguistic and cultural competence. The five most important methodological
principles are singled out, the use of which in the practice of teaching Russian as
non-native allows to form the necessary competencies: the communication orientated principle,
the principle of unity of speech and thinking development, the principle of enhancing
language and speech motivation, the principle of developing a sense of language, the principle
of interrelation of the development of oral and written forms of speech.
Keywords: education, socio-cultural integration, children of migrants, competences, principles,
language, thinking, activity.
Боброва Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского
языка Института русского языка и культуры Московского государственного университета име-
ни М. В. Ломоносова
e-mail: bobrova_svetlana@mail.ru
Bobrova Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Russian Language Department, Institute
of the Russian Language and Culture, M. V. Lomonosov Moscow State University
e-mail: bobrova_svetlana@mail.ru
Князев Виктор Николаевич, доктор философских наук, профессор Кафедры философии Инсти-
тута социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
e-mail: kvn951@inbox.ru
Knyazev Viktor N., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Institute of Social and
Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kvn951@inbox.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРТЕПИАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-
МУЗЫКАНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О. П. Радынова, Ю. А. Литвиненко
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования общей и профес-
сиональной культуры студентов музыкальных факультетов на занятиях по дис-
циплине «Фортепиано». Опираясь на многолетний методический и практический
опыт, авторы показывают, что фортепианное обучение позитивно влияет на
развитие профессиональных качеств студентов разных специальностей, на вос-
питание их личностной культуры. Анализируется «вклад» занятий фортепиано
в процессе совершенствования всего комплекса профессионально значимых умений,
необходимых для будущей педагогической и просветительской деятельности вы-
пускников. Среди профессиональных навыков, умений, качеств личности – владение
культурой речи, доступной разному возрасту обучающихся, развитие музыкального
мышления, творческих умений исполнительской и словесной интерпретации музы-
ки, снятие психофизиологических зажимов, освоение исполнительского репертуара
разных эпох, жанров и стилей, накопление культурно-исторического тезауруса у
студентов высшей школы.
Ключевые слова: профессиональная культура, личность, музыкальное образова-
ние, фортепианная педагогика, творческие умения, интерпретация музыки.
PROFESSIONAL DIRECTION OF PIANO TRAINING OF STUDENTSMUSICIANS
OF DIFFERENT SPECIALTIES
O. P. Radynova, Yu. A. Litvinenko
Abstract. The article deals with the problem of forming General and professional culture
of students of music faculties in „Piano” classes. Based on many years of methodological
and practical experience, the authors show that piano learning has a positive impact on the
development of professional qualities of students of different specialties, on the development
of their personal culture. The „contribution” of piano lessons in the process of improving
the whole complex of professionally significant skills that are necessary for the future pedagogical
and enlightenment activities of graduates is analyzed. Among professional skills,
abilities, personal qualities there are: possession of speech culture, which is available to students of different age, the development of musical thinking, creative skills of performing
and verbal interpretation of music, removing of psychophysiological clamps, mastering
the performing repertoire of different eras, genres and styles, accumulation of cultural and
historical thesaurus in higher school students.
Keywords: professional culture, personality, music education, piano pedagogy, creative
skills, interpretation of music.
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая Кафедрой
эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool
Children Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Литвиненко Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепи-
анного искусства Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке
e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
Litvinenko Yulia A., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow
State Music Institute
e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ В ИХ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
А. В. Овчаров
Аннотация. В отличие от множества работ, посвященных всестороннему исследо-
ванию межпредметных связей на разных уровнях обучения, в том числе на примере
физики и математики, в статье представлен анализ взаимообусловленного истори-
ческого развития физического и математического знания. В работе показано, что в
античном мире, когда зарождается физика, представления об окружающем мире с
использованием математики получают правильное понимание. В Средние века ста-
новится очевидным, что математика – это надежный инструмент в руках физика.
Современные представления об окружающем мире строятся, прежде всего, с исполь-
зованием математической модели, а потом уже физический эксперимент подтверж-
дает эту модель. Надеемся, что представленный материал позволит осознать учи-
телю, преподавателю закономерность шагов нашего правительства по реализации
Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: межпредметные связи, физика, математика, взаимосвязь физи-
ки и математики в процессе исторического развития.
INTERDISCIPLINARY RELATIONS OF MATHEMATICS AND PHYSICS IN THEIR HISTORICAL DEVELOPMENT
A. V. Ovcharov
Abstract. Unlike many works devoted to a comprehensive study of interdisciplinary connections
at different levels of education, including the example of physics and mathematics,
the article presents an analysis of interdependent historical development of physical and
mathematical knowledge. The work shows that in the ancient world, when physics originated,
ideas about the world using mathematics got the right understanding. In Middle
Ages, it became obvious that mathematics is a reliable tool in the hands of physics. Modern
ideas about the world around us are built primarily using a mathematical model, and then
a physical experiment confirms this model. There is hope that the presented material will
allow the teacher to become aware of the government’s steps to implement the Concept for
the Development of Mathematical Education in the Russian Federation.
Keywords: Interdisciplinary communications, physics, mathematics, interrelation of
physics and mathematics in the course of historical development.
Овчаров Александр Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафе-
дрой технологических дисциплин Алтайского государственного педагогического университета
e-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Ovcharov Alexander V., ScD in Education, Professor, Chairperson, Technological disciplines
Department, Altai state pedagogical University
e-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА УРОКЕ РКИ
Т. В. Подколзина
Аннотация. В статье рассматривается актуальный для современной методики
обучения русскому языку как иностранному вопрос о возможностях использования
художественного текста на продвинутом этапе обучения. Актуальность статьи
обусловлена возрастающим значением формирования у иностранных учащихся ком-
муникативной и лингвокультурологической компетенций. В процессе чтения высо-
кохудожественных текстов учащиеся познают культуру другого народа, что спо-
собствует расширению их кругозора. Преподавателю русского языка как иностран-
ного это дает одну из возможностей обучать студентов порождению и пониманию
текстов. В статье анализируются особенности неадаптированных литературных
текстов, которые используются в учебном процессе с целью развития у иностран-
ных учащихся языковой догадки, формирования у них читательских навыков. Ав-
тор исходит из значимости чтения художественных произведений иностранными
учащимися как важнейшего источника знаний о стране изучаемого языка и тезиса
о возрастающей роли художественной литературы в диалоге культур между Вос-
током и Западом в эпоху глобальной межкультурной коммуникации.
Ключевые слова: аутентичный художественный текст, коммуникативная ком-
петенция, лигвокультурологическая компетенция, текстотека.
LINGUA-CULTURAL VALUE OF A LITERARY WORK AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
T. V. Podkolzina
Abstract. The article deals with the issue of possibilities of using a literary text at an
advanced stage of education that is relevant for modern methods of teaching Russian as a
foreign language. The relevance of the article is due to the growing importance of the formation
of communicative and lingua-cultural competences of foreign students. In the process
of reading highly artistic texts, students learn about the culture of other people, which
contributes to expanding their horizons. For a teacher of Russian as a foreign language,
this gives one of the opportunities to teach students about the generation and understanding
of texts. The article analyzes the features of original literary texts, which are used in
the educational process in order to develop in foreign students a language guess, the forma tion of their reading skills. The author proceeds from the importance of reading literary
works by foreign students as the most important source of knowledge about the country of
the language being studied and the thesis about the growing role of fiction in the dialogue
of cultures between East and West in the era of global intercultural communication.
Keywords: authentic literary text, communicative competence, lingua-cultural competence,
text library.
Подколзина Тамара Витальевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент Кафедры до-
вузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: podkolzina.tamara2014@yandex.ru
Podkolzina Tamara V., PhD in Philology, Associate Professor, Pre-University teaching Russian as a
foreign language Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: podkolzina.tamara2014@yandex.ru
ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ ПИСЬМУ ПОЗДРАВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
(в контексте межкультурной парадигмы)
Ю. Б. Мартыненко
Аннотация. Статья посвящена обучению китайских учащихся написанию письма
поздравительного характера. Проблему овладения иностранными учащимися ино-
язычным письмом можно отнести к одной из актуальных в современной методике
преподавания русского языка как иностранного, поскольку через эпистолярный жанр
совершенствуется усвоение русского языка. Систематическая работа по обучению
китайских учащихся письму поздравительного характера формирует навыки и уме-
ния точного выражения содержания сообщения и идентичного его понимания адреса-
том; дает возможность научиться как устному, разговорному языку в письменной
форме, так и книжной речи. При написании письма поздравительного характера
иностранные учащиеся осуществляют различные виды речемыслительной деятель-
ности, а также знакомятся с иной культурой, иным языковым образом мира.
Ключевые слова: эпистолярный жанр; речевой этикет; письмо-поздравление; ки-
тайские учащиеся; страноведение.
TEACHING CONGRATULATION LETTERS WRITING TO CHINESE STUDENTS
(Within the Context of Cross-Cultural Paradigm)
Ju. B. Martynenko
Abstract. The problem of mastering foreign language writing by foreign students can be
attributed to one of the most relevant in the modern methodology of teaching Russian as
a foreign language because the mastery of the Russian language is improved through the
epistolary genre. The systematic work of teaching Chinese pupils writing a letter of congratulation
forms the skills and abilities to accurately express the content of the message
and its identical understanding by the addressee; gives an opportunity to learn both verbal
and spoken languages in writing, and bookish way of speaking. When writing a letter of
congratulation, foreign students carry out various types of speech and thought activities,
as well as get acquainted with a different culture, a different linguistic image of the world.
Keywords: epistolary genre; speech etiquette; congratulatory letter; Chinese students; regional
geography.
Мартыненко Юлия Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского язы-
ка как иностранного в профессиональном обучении Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: yliam@yandex.ru
Martynenko Julia B., PhD in Philology, Associate Professor, Russian as a Foreign Language Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: yliam@yandex.ru
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПУСНОЙ
ЛИНГВИСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Т. К. Меркулова, А. А. Галкина
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам модернизации современно-
го среднего профессионального образования с позиции индивидуально-деятельностного
подхода в использовании современных педагогических технологий, обеспечение доступно-
сти качественного образования. Обосновывается назначение корпусной лингвистики в
преподавании иностранных языков; обозначаются задачи преподавателя, внедряюще-
го корпусный подход в преподавании иностранных языков; рассматривается возмож-
ность использования методов корпусной лингвистики на занятиях по иностранному
(английскому) языку, приводится разработка заданий на основе корпусной лингвисти-
ки, а также показатели эффективности выполнения данных заданий студентами
строительных специальностей неязыковых учебных заведений. Приведена оценка про-
фессионализма педагога студентами по результатам работы использования мето-
дов корпусной лингвистики. Результаты анкетирования студентов выявляют среди
показателей, свидетельствующих о профессионализме педагога, необходимость новых
методологических путей решения образовательных задач, внедрения инновационных
технологий, среди которых ведущее место занимают информационные технологии.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, обучение иностранному
языку, образовательный процесс, индивидуально-деятельностный подход, корпусная
лингвистика, информационные технологии, профессионализм педагога, критерии
профессионализма педагога, результаты обучения.
ASSESSMENT OF TEACHER’S PROFESSIONALISM ACCORDING TO THE RESULTS
OF CORPUS LINGUISTICS USAGE IN A FOREIGN LANGUAGE CLASS
T. K. Merkulova, A. A. Galkina
Abstract. The article deals with the topical issues of modernization of contemporary secondary
vocational education from the position of individual-activity approach in the use of modern
pedagogical technologies, ensuring the availability of quality education. The purpose of corpus
linguistics in teaching foreign languages is substantiated; the tasks of a teacher introducing corpus approach in teaching foreign languages are set; the possibility of using the methods of corpus
linguistics in foreign (English) language classes is considered, the development of tasks on
the basis of corpus linguistics is given, as well as the performance indicators of these tasks by
students of constructing specialties of non-linguistic educational institutions. The assessment of
teacher’s professionalism by students on work results of using methods of corpus linguistics is
given. Among the indicators showing the professionalism of the teacher, the results of the student
survey reveal the need for new methodological solutions to educational problems, the introduction
of innovative technologies, including information technologies which take the leading place.
Keywords: secondary vocational education, foreign language teaching, educational process,
individual activity approach, corpus linguistics, information technologies, teacher’s
professionalism, criteria of teacher’s professionalism, learning outcomes.
Меркулова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры до-
школьного и начального образования Липецкого государственного педагогического универси-
тета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского
e-mail: maxima078@mail.ru
Merkulova Tatiana К., PhD in Education, Associate Professor, Preschool and primary Education
Department, P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University
e-mail: maxima078@mail.ru
Галкина Анастасия Александровна, учитель английского языка средней общеобразователь-
ной школы № 70 г. Липецка
е-mail: аna550@rambler.ru
Galkina Anastasia A., English teacher, Lipetsk secondary school No. 70
е-mail: аna550@rambler.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ МОДУЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
Т. А. Болдова, Л. В. Трегубова, Лян Цзин
Аннотация. В современных условиях развития информационно-образовательной
среды наблюдается интеграция новых технологий в систему традиционного обуче-
ния иностранным языкам. Это обусловлено стремительным увеличением объема
информации и появлением новых технологий, вследствие чего вузы вынуждены при-
влекать в учебный процесс формы сетевого взаимодействия участников учебно-об-
разовательного процесса как с ресурсами гипертекстов, так и с другими универси-
тетами. Такое обучение поддерживается на основе использования новых техноло-
гий, которые дают возможности организовать взаимодействие преподавателей и
студентов в гипертекстовой образовательной среде, на основе модулей с их опреде-
ленным алгоритмом и наполнением каждого модуля.
Ключевые слова: новые технологии, сетевая коммуникация, процесс обучения в мо-
дулях, интерактивная коммуникация, гипертекстовая культурная среда.
ORGANIZATION OF MODULAR EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS OF LANGUAGE FACULTIES
T. A. Boldova, L. V. Tregubova, Ljan Tjing
Abstract. In modern conditions of development of information and educational environment
there is an integration of new technologies in the system of traditional foreign language
teaching. The relevance of this process is due to the rapid increase in the amount of
information, so that universities are forced to involve in the educational process forms of
network interaction of participants of the educational process, both with hypertext resources
and with other universities. Such training is supported by the use of new technologies
that provide direct opportunities to organize the interaction of teachers and students in
the hypertext educational environment, based on modules with their specific algorithm of
creation and content of each module.
Keywords: new technologies, network communication, modular learning process, interactive
communication, hypertext cultural environment.
Болдова Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор Кафедры русского язы-
ка как иностранного (РКИ) Московского педагогического государственного университета
e-mail: bos1173@mail.ru
Boldova Tatjana A., ScD in Education, Professor, Russian as a Second Language Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: bos1173@mail.ru
Трегубова Людмила Васильевна, доцент Кафедры методики преподавания русского языка Ин-
ститута филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: dsovet@mail.ru
Tregubova Ljudmila V., Associate Professor, Methods of Teaching Russian Department, Institute of
Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: dsovet@mail.ru
Лян Цзин, директор Московского отделения Института искусств МПГУ (Китай), Начальник ис-
следовательского центра воспитания массовой музыкальной способности
e-mail: music.jing@163.com
Ljan Tjing, Director, Moscow Branch of the Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University
(China), Head of the Research Center, „Mass musical ability’’
e-mail: music.jing@163.com
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И. И. Игнатенко
Аннотация. Автор показывает преимущества онлайн-обучения иностранному
языку, дает информацию о применяемом оборудовании, раскрывает некоторые ме-
тодические приемы работы преподавателя на онлайн-занятии. В статье отмеча-
ется необходимость соблюдения конфиденциальности и продуктивности занятий.
Автор показывает материалы, применяемые для онлайн-занятий, раскрывает ме-
тодические приемы и технические инструменты создания контекста. Отмечены
полезные ресурсы для самостоятельной работы онлайн-обучающихся, показаны воз-
можности самостоятельной отработки произношения с помощью интерактивных
приложений, электронных словарей и обучающих курсов. Автор выделяет особен-
ности деятельности преподавателя, занимающегося онлайн-обучением иностран-
ному языку, отмечая необходимость постоянного самонаблюдения и рефлексии для
повышения эффективности своей деятельности.
Ключевые слова: обучение в режиме онлайн, обучающая платформа, обратная
связь, создание контекста, самостоятельная работа, отработка произношения.
SOME FEATURES OF ONLINE LANGUAGE TEACHING
I. I. Ignatenko
Abstract. The author shows the advantages of learning a foreign language online, gives information
about the equipment used and reveals some of the teaching methods in the online
lesson. The article notes the need to respect the confidentiality and productivity of classes.
The author shows the materials used for online classes and reveals the methodological techniques
and technical tools for creating context. Useful resources for the independent work
of online learners are noted, the possibilities of independent work at pronunciation using
interactive applications, electronic dictionaries and training courses are shown. The author
highlights the peculiarities of the activity of a teacher engaged in online foreign language
teaching, noting the need for constant self-observation and reflection in order to increase
the effectiveness of teaching.
Keywords: online learning, learning platform, feedback, context creation, independent
work, pronunciation training.
Игнатенко Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры ино-
странных языков Московского педагогического государственного университета
e-mail: irina_lingva@mail.ru
Ignatenko Irina I., ScD in Education, Professor, Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: irina_lingva@mail.ru
РАЗГОВОРНЫЙ КЛУБ КАК ОСОБЫЙ ВИД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ РКИ БАЗОВОГО
УРОВНЯ
С. Э. Надха
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности проведения внеау-
диторных занятий в формате разговорного клуба, целью которых является раз-
витие коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как
иностранный базового уровня. Дается классификация разговорных клубов с учетом
специфики материалов для обсуждения. Подробно описывается план проведения од-
ной из встреч дискуссионного клуба, посвященной актуальной разговорной теме, и
методы, позволяющие ведущему клуба эффективно руководить процессом и моти-
вировать студентов к активному общению на русском языке.
Ключевые слова: разговорный клуб, дискуссионный клуб, киноклуб, книжный клуб,
развитие коммуникативных навыков, русский язык как иностранный.
SPEAKING CLUB AS A KIND OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE PRACTICE OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN
LANGUAGE AT A BASIC LEVEL
S. E. Nadkha
Abstract. The article considers the features of conducting extracurricular lessons in the
form of speaking club aimed at the development of communication skills of students learning
Russian as a foreign language at a basic level. The article presents the classification of
speaking clubs taking into account the specifics of materials under discussion. The plan of
the discussion club meeting devoted to relevant speaking topic and methods for the presenter
to guide the process and motivate students to active communication in Russian language
are described in detail.
Keywords: speaking club, discussion club, cinema club, book club, development of communication
skills, Russian as a foreign language.
Надха Софья Эдуардовна, ассистент Кафедры довузовского преподавания русского языка как
иностранного Московского педагогического государственного университета
e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com
Nadkha Sofya E., research assistant, Pre-university teaching Russian as a foreign language department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТА «ТЕЛЕТАНДЕМ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ЛИНГВОСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А. В. Григорян
Аннотация. Данная статья направлена на использование проекта «Телетандем»
для повышения уровня лингвосоциокультурной компетенции. Рассматриваемая
методика нацелена на развитие языковых навыков. Сквозь призму лингвистиче-
ских исследований проявляются единые правила, по которым функционирует язык
в момент реализации. В ходе проекта студенты ведут «реальную» коммуникацию,
которая направлена на улучшение коммуникационных способностей. Автор дает
научное определение инновационного образовательного проекта, в ходе которого
сочетаются современные коммуникативные технологии с интерактивными ме-
тодиками обучения иностранным языкам. Идея и принципы проекта позволяют
использовать ресурсы Интернета как способ модернизации процесса обучения ино-
странным языкам, помогают плодотворно сотрудничать c представителями раз-
ных культур на основе кросс-культурного подхода. Проведенный анализ позволяет
сделать вывод о том, что проект «Телетандем» можно определить как универсаль-
ное средство повышения языковой и профессиональной компетенции учащихся.
Ключевые слова: проект «Телетандем», интернет-ресурсы, скайп, телеграм, вай-
бер, мессенджер, лингвосоциокультурная компетенция, кросс-культурный подход,
иноязычная коммуникативная компетенция, прямой метод, немой метод.
THE USE OF THE PROJECT „TELETANDEM” FOR DEVELOPING THE LEVEL OF LANGUAGE AND CULTURAL COMPETENCE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
A. V. Grigoryan
Abstract. The article deals with the issue of using the TeleTandem project to increase
the level of lingual and sociocultural competence. The considered technique is aimed at
the development of language skills. Through the prism of linguistic research, there are
common rules by which the language functions at the time of implementation. During the
project, students conduct “real” communication, which is aimed at improving communication
skills. The author gives a scientific definition of an innovative educational project, in which modern communication technologies are combined with interactive methods of
teaching foreign languages. The idea and principles of the project allow the use of Internet
resources as a way to modernize the process of learning foreign languages and help fruitfully
cooperate with representatives of different cultures based on a cross-cultural approach.
The analysis made allows concluding that the Tele-Tandem project can be defined as a
universal means of enhancing students’ linguistic and professional competence.
Keywords: project “Tele-tandem”, Internet resources, Live Messenger, Skype, WhatsApp,
Viber, Telegram, lingual, social and cultural competence, cross-cultural approach, communicative
competence in foreign languages, Direct method, Silent method.
Григорян Асмик Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных
языков Института международного образования Московского педагогического государствен-
ного университета
e-mail: hgva2017@gmail.com
Grigoryan Asmik V., PhD in Education, associate professor, Foreign Languages Department, Institute
of international education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: hgva2017@gmail.com
СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ КАК
ИНОСТРАННЫМ
А. Д. Дейкина, Е. Ю. Толмачева
Аннотация. В статье дан обзор основных определений понятия «диалог», имею-
щийся в литературе по методике преподавания русского языка, представлены ос-
новные характеристики учебного диалога, рассмотрены различия и схожие прин-
ципы, лежащие в основе классификации диалогов. Приведены примеры работы с
использованием учебного диалога на занятиях по русскому языку как иностранно-
му в студенческой аудитории, владеющей языком на уровнях А1, С1 при изучении
видовой характеристики глагольной лексемы и семантического значения видового
противопоставления.
Ключевые слова: учебный диалог, проблемный диалог, классификация диалогов, ре-
чевая деятельность, вывод, видовые пары глаголов.
DIALOGUE SPECIFICS IN THE PROCESS OF LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
A. D. Deykina, E. Yu. Tolmacheva
Abstract. The article presents the review of definitions of dialogue which is offered by
Russian language methodic literature and the basic characteristics of learning dialogue,
considers differences and common principals which are fundamental for dialogue classification.
Examples of work using the educational dialogue in Russian as a second language
classes with levels A1, C1 when studying the specific characteristics of the verbal lexeme
and the semantic meaning of aspect opposition are given.
Keywords: learning dialogue, problem dialogue, dialogue classification, speech activity,
conclusion, aspectual pairs of verbs.
Дейкина Алевтина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор Московского госу-
дарственного педагогического университета
e-mail: adeykina@list.ru
Deykina Alevtina D., ScD in Education, Professor, Moscow Pedagogical State University
e-mail: adeykina@list.ru
Толмачева Екатерина Юрьевна, аспирант Института филологии Московского государственно-
го педагогического университета
e-mail: ekaterinatolmacheva@yahoo.com
Tolmacheva Ekaterina Yu., Post graduate student, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: ekaterinatolmacheva@yahoo.com
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
В КИТАЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ
Гу Шии
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема содержания обучения русскому
языку в китайской студенческой аудитории, особое внимание уделяется принципам от-
бора историко-культурных аутентичных текстов для обучения китайских студентов.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, аутентичный текст, адапта-
ция текста, китайские студенты-русисты, историко-культурные тексты.
PRINCIPLES OF SELECTING HISTORICAL AND CULTURAL AUTHENTIC TEXTS FOR STUDYING IN A CHINESE STUDENT AUDIENCE
Gu Shiyi
Abstract. The article deals with the problem of the content of RCT in the Chinese student
audience, with a special focus on the principles of selecting historical and cultural authentic
texts for teaching Chinese students.
Keywords: Russian as a foreign language, authentic text, text adaptation, Chinese students-
Russianists, historical and cultural texts.
Гу Шии, аспирант Института филологии Московского педагогического государственного уни-
верситета
e-mail: gu-sveta2016@yandex.ru
Gu Shiyi, post-graduate student, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: gu-sveta2016@yandex.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМАНТИЗАЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ
Е. Д. Бабина
Аннотация. В статье представлено описание результатов исследования возможностей
семантизации предикативных конструкций и перифрастических выражений обучаю-
щихся с нарушениями чтения. Дается теоретическое обоснование использования концеп-
туальных подходов лингвистической науки для разработки методики и критериального
аппарата исследования. К значимым атрибутам семантизации, положенным в основу
анализа экспериментальных данных, отнесены такие феномены, как ассоциативный по-
тенциал слова, пропозиция, соотношение перифразы с первичной номинацией, двойная
референция перифразы. Предложены краткое описание методики констатирующего ис-
следования и балльная система оценивания семантизирующих суждений школьников. В
результате анализа экспериментальных материалов были выявлены характерные для
учащихся с нарушениями чтения трудности восприятия синтаксической составляющей
языковых единиц, сложности соотнесения перифразы с протословом, нестабильность
актуализации двойной референции перифразы, ограниченное представление компонен-
тов ассоциативного потенциала слова. Показано, что установленные трудности об-
условлены недостаточным функционированием когнитивных механизмов инференции,
профилирования, ассоциирования и концептуальной интеграции.
Ключевые слова: семантизация языковых единиц, школьники с нарушениями чте-
ния, предикативная конструкция, перифраза, ассоциативный потенциал слова, ког-
нитивные механизмы, методика исследования, критериальный аппарат, трудности
семантизации.
RESEARCH OF POSSIBILITIES OF SEMANTIZATION OF LANGUAGE UNITS
AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH READING DISABILITIES
E. D. Babina
Abstract. The article presents a description of the results of a study of semantization of
predicative constructions and periphrastic expressions of students with reading disorders. A
theoretical justification of the use of conceptual approaches of linguistic science for the development
of methods and criterial research apparatus is given. The significant attributes of
semantization underlying the analysis of experimental data include such phenomena as the
associative potential of the word, the proposition, the ratio of the paraphrase to the primary nomination, the double reference of the paraphrase. A brief description of the method of ascertaining
research and the scoring system for evaluating semantic judgments of schoolchildren
are considered. As a results of the experimental materials analysis, the article reveals the
difficulties of the syntactic component perception of linguistic units, the difficulty of correlating
the periphrasis with the primary word, the instability of the actualization of double reference
periphrasis, and the limited representation of the words’ associative potential components
characteristic for students with reading disabilities. The author shows that the established
difficulties are due to the insufficient functioning of the cognitive mechanisms of inference,
profiling, association, and conceptual integration.
Keywords: semantization of language units, schoolchildren with reading disabilities, predicative
construction, periphrasis, word’s associative potential, cognitive mechanisms, research
methodology, criterial apparatus, difficulties of semantization.
Бабина Елена Дмитриевна, аспирант Кафедры логопедии Института детства Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: elenab198@gmail.com
Babina Elena D., post-graduate student, Speech Therapy Department, Institute of Childhood,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: elenab198@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОСУГОВОГО ЦЕНТРА
Н. Ю. Борякова
Аннотация. В статье представлен опыт работы с семьями, воспитывающими де-
тей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в инклюзивных условиях дет-
ского досугового центра. Рассматривается актуальность выбранной темы в кон-
тексте перестройки образовательной политики в нашей стране и изменений от-
ношения общества к образованию и воспитанию детей с особенностями развития.
Приведены результаты экспериментального исследования психологических особен-
ностей матерей, воспитывающих детей с нарушениями познавательного и речевого
развития, родительско-детских отношений в таких семьях, трудностей межлич-
ностного взаимодействия детей с ОВЗ и их родителей, проводящих совместный досуг
в условиях инклюзии, а также принципы построения и отбора содержания их психо-
лого-педагогической поддержки.
Результаты исследования подтверждают, что досуговая инклюзивная среда мо-
жет являться одним из вариантов инклюзивной практики, позволяет создать
благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ, развития их ком-
муникативных умений, для гармонизации межличностных отношений детей с нор-
мальным и нарушенным развитием и их родителей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, досуговая ин-
клюзивная среда, межличностные отношения, детско-родительские отношения.
FEATURES OF WORKING WITH PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN AN INCLUSIVE ENVIRONMENT OF CHILDREN’S LEISURE CENTER
N. Yu. Boryakova
Abstract. The article presents the experience of working with families bringing up children
with disabilities (Health limitations), in an inclusive environment of children’s leisure
center. The relevance of the chosen topic is considered in the context of the restructuring
of educational policy in our country and changes in the attitude of society towards the education and upbringing of children with disabilities. The article presents the results
of an experimental study of psychological characteristics of mothers raising children
with impaired cognitive and speech development, parent-child relationships in such
families, the difficulties of interpersonal interaction of children with disabilities and their
parents, conducting joint leisure within inclusive conditions, as well as the principles
of building and selecting the content of psychological and educational support.
The results of the study confirm that leisure inclusive environment can be one of the options
for inclusive practices, allows creating favorable conditions for social adaptation of children
with disabilities, development of their communication skills, for harmonization of interpersonal
relations of children with normal and impaired development and their parents.
Keywords: children with disabilities, inclusive leisure environment, interpersonal relations,
relations of children and parents.
Борякова Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Специ-
альное дефектологическое образование» факультета «Клиническая и специальная психология»
Московского государственного психолого-педагогического университета
е-mail: natbor55@mail.ru
Boryakova Natalia Yu., PhD in Psychology, Associate Professor, Special Defectological Education
Department, Clinical and Special Psychology Faculty, Moscow State Psychological and Pedagogical
University
е-mail: natbor55@mail.ru
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУПП ПОДДЕРЖКИ ЖЕРТВ
ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
К. В. Дашук, И. Н. Дашук
Аннотация. Авторы статьи на основе анализа зарубежных научно-методических пу-
бликаций описывают сущность и оценивают целесообразность применения в российских
школах метода групповой поддержки жертв буллинга, известного в мировой педагогиче-
ской практике как подход «Не обвинять». Этот экзотический и невероятный для авто-
ритарно мыслящего педагога подход представляет собой вызов современной российской
системе воспитания школьников, потому что предлагает не наказывать буллеров, а
активно использовать просоциальный потенциал первичного коллектива и свидетелей
насилия. Авторы статьи первыми в отечественной социальной педагогике вводят в на-
учно-методический оборот комплексную характеристику принципов реализации мето-
да групповой поддержки жертв буллинга. Кроме того, в статье лаконично представлен
алгоритм вовлечения свидетелей в поддержку ребенка, ставшего мишенью травли.
Ключевые слова: буллинг, буллер, жертва травли, свидетели травли, метод груп-
повой поддержки.
PRINCIPLES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ORGANIZATION OF
SUPPORT GROUPS OF VICTIMS OF SCHOOL BULLYING
C. V. Dashuk, I. N. Dashuk
Abstract. The authors of the article based on the foreign publications analysis, describe the
essence and assess the feasibility of using the support group method for bullying victims in
Russian schools, known in the world of pedagogical practice as «No blame» approach. This approach,
exotic and unbelievable for an authoritatively thinking teacher, represents a challenge
to the modern Russian system of educating students because it offers not to punish bullies but to
actively use the prosocial potential of the original team and witnesses of violence. The authors
of the article are the first in the national social pedagogy to introduce a comprehensive description
of the principles for implementing the method of group support for the victims of bullying
to the scientific and methodological circulation. In addition, the article concisely presents an
algorithm for involving witnesses in support of a child who has become a target of harassment.
Keywords: bullying, bully, victim, bullying witnesses, the support group method.
Дашук Кристиан Владимирович, студент магистратуры социального факультета Орловского
государственного университета им. И. С. Тургенева
e-mail: dashuk19@gmail.com
Dashuk Christian V., master student, Social faculty, Turgenev Orel State University
e-mail: dashuk19@gmail.com
Дашук Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и
истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного универ-
ситета им. И. С. Тургенева
e-mail: dashuk19@gmail.com
Dashuk Irina N., PhD in Education, Associate professor, Theory and History of Social Pedagogy and
Social work Department, Turgenev Orel State University
e-mail: dashuk19@gmail.com
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО И ЗЕМСКОГО НАЧАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX В.
(по материалам периодической печати)
В. В. Никонов
Аннотация. В статье рассматриваются позиции сторонников церковно-приходско-
го и светского начального образования в Российской империи в конце XIX в. после ут-
верждения «Правил о церковно-приходских школах». Причиной возникшей полемики
стало фактическое уравнивание церковно-приходских школ с земскими. Защитни-
ками церковно-приходского образования выступало духовенство с поборниками тра-
диционных ценностей. Их противниками выступили представители левого крыла
российской общественности. Приводятся аргументы обеих сторон по материалам
периодической печати.
Ключевые слова: Земская школа, начальное образование, церковно-приходская школа,
Московская губерния, К. К. Сент-Илер, П. Ф. Каптерев, Н. М. Горбов, Д. Ф. Самарин.
ISSUES OF INTERACTION BETWEEN PARISH AND ZEMSTVO PRIMARY
EDUCATION IN MOSCOW PROVINCE IN THE LATE 19TH CENTURY
(based on the materials of the periodical press)
V. V. Nikonov
Abstract. The article considers the position of supporters of parish and secular primary
education in the Russian Empire at the end of the XIX century after the adoption of the
„Rules of parish schools.” The cause of the controversy was the actual equalization of parish
schools with Zemstvo. The defenders of the parish education were the clergy with the advocates
of traditional values. Their opponents were representatives of the left wing of the Russian
public. Arguments of both parties on the materials of the periodical press are given.
Keywords: Zemstvo school, primary education, parish school, Moscow province, K. K. Saint-
Hilaire, P. F. Kapterev, N. M. Gorbov, F. D. Samarin.
Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник на-
учно-исследовательского отдела Гжельского государственного университета
e-mail: nikonova-box2009@ya.ru
Nikonov Vadim V., PhD in Education, Senior Researcher, Research Department of Gzhel State
University
e-mail: nikonova-box2009@ya.ru
ФУНДАМЕНТАЛЬНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОДК ВОЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ
В ПРОСТРАНСТВЕ НЕПРЕРЫВНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В. В. Голуб
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникшие на рубеже XX–XXI вв. в
процессе реформирования российского военного образования. В их числе проблемы
снижения престижности военной службы и мотивации к получению звания офице-
ра, девальвации духовной сферы и моральных ценностей, проблемы интеллектуали-
зации и фундаментальности подготовки военного специалиста в условиях динамич-
ного развития военно-технических систем. Целью автора является представление
концептуальных подходов и опыта решения указанных проблем военным вузом пу-
тем моделирования и создания пространства непрерывного военно-профессиональ-
ного образования на основе интеграции профильного общего среднего и высшего во-
енного образования.
Ключевые слова: методология моделирования, инновационный проект, образова-
тельное пространство, системно-интегративный подход, фундаментально-преем-
ственный подход.
FUNDAMENTAL-INTEGRATIVE APPROACH TO MILITARY-ORIENTED TRAINING IN THE SPACE OF CONTINUOUS MILITARYPROFESSIONAL EDUCATION
V. V. Golub
Abstract. The article considers the problems that arose at the turn of the XX–XXI centuries
in the process of reforming the Russian military education. These include problems of
reducing the prestige of military service and the motivation to obtain the rank of officer,
the devaluation of the spiritual sphere and moral values, the problem of intellectualization
and the fundamental nature of training a military specialist in the dynamic development of
military-technical systems. The goal of the author is to present conceptual approaches and
experience in solving these problems by a military university by simulating and creating
a space for continuous military vocational education based on the integration of a profile
general secondary and higher military education.
Keywords: modeling methodology, innovative project, educational space, system-integrative
approach, fundamental-successive approach.
Голуб Владимир Витальевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры обще-
гуманитарных дисциплин Ростовского филиала Российского государственного университета
правосудия
e-mail: vvgolub@mail.ru
Golub Vladimir V., PhD in Education, Associate Professor, Humanities disciplines Department, Rostov
branch, Russian State University of Justice
e-mail: vvgolub@mail.ru
MЕНЕДЖЕРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ГОНКОНГА И СИНГАПУРА
Е. Ф. Матвеева
Аннотация. В статье рассматривается положительный опыт Гонконга и Син-
гапура в достижении высоких результатов в области преподавания и системы
образования в целом. Автор исследует такой подход в системе оценки преподава-
тельской деятельности, как «менеджерализм», позволяющий оценивать профес-
сиональную деятельность учителя как деятельность служащего, подчиняющегося
строгой отчетности. В работе использовались теоретические методы научного
познания: сравнительный анализ, метод оценки и систематизации используемых
материалов по изучаемой теме. Задействованы результаты международных исследований
школьных достижений, национальных изысканий, предпринятых в Гонкон-
ге и Сингапуре.
Ключевые слова: Гонконг, Сингапур, профессиональная деятельность педагога,
управление качеством педагогического труда, «менеджерализм».
MANAGERIAL APPROACH IN ADMINISTERING TEACHING QUALITY: THE EXPERIENCE OF HONG KONG AND SINGAPORE
E. F. Matveeva
Abstract. The article deals with the positive experience of Hong Kong and Singapore in
achieving high results in teaching and the system of education in general. The author analyzes
such an approach in teacher performance evaluation as “manegerialism” which allows
assessing teacher’s professional performance as an office worker’s performance submitted
to strict accountability. In the course of the research, some theoretical methods, including a
comparative analysis, the method of evaluation and systematization of the used materials
on the selected theme were used. The author referred to the results of international research
of school achievements and national research carried out in Hong Kong and Singapore.
Keywords: Hong Kong, Singapore, professional activity of a teacher, administering teaching
quality, “manegerialism”.
Матвеева Елена Федоровна, аспирант Департамента психологии и образования Школы ис-
кусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
e-mail: Matveeva_ef@mail.ru
Matveeva Elena F., post-graduate student, Psychology and Education Department, School of Art and
Humanities, Far Eastern Federal University
e-mail: Matveeva_ef@mail.ru