МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Г. В. Сороковых
Аннотация. В статье представлены характеристики и особенности мультимедийной сре-
ды педагогического вуза, в рамках которой происходит профессиональная подготовка буду-
щего учителя иностранного языка; уточнено понятия «мультимедиа»; уточнено применение
термина «гипермедиа» вместо термина «мультимедиа» в его использовании по отношению к
мультимедийной образовательной среде; определены дидактические характеристики мульти-
медийной образовательной среды, раскрыта структурная характеристика мультимедийно-
го пространства образовательной иноязычной среды; в работе указано, что мультмедийная
среда языкового вуза обладает большим дидактическим потенциалом, который позволяет
использовать разного рода формы и методы самообучения и самоактуализации студентов;
обосновано, что использование ИКТ в лингвистической и методической подготовке учителя
иностранного языка предоставляет уникальную возможность формировать одновременно со-
вокупность следующих компетенций. В статье приводится понятие мультимедийных про-
ектов как совместной учебно-познавательной, исследовательской, поисковой, творческой дея-
тельности студентов, что направлено на решение проблемы разработки и диверсификации и
опыта применения мультимедийных технологий с целью достижения конечного результата
на основе интернет-технологий; даются примеры использования некоторых видов информа-
ционно-коммуникационных технологий в формировании коммуникативной, лингводидакти-
ческой и других компетенций учителя. Показаны примеры развития профессиональных уме-
ний будущих учителей посредством учебных подкастов.
Ключевые слова: мультимедийное пространство, мультимедийная среда, дидактические
функции мультимедиа, интернет-технологии, виды информационно-коммуникационных тех-
нологий, умения учителя в использовании ИКТ.
MULTIMEDIA SPACE OF FOREIGN LANGUAGE TEACHER’S PROFESSIONAL TRAINING
G. V. Sorokovykh
Abstract. The article presents the characteristics and features of the multimedia environment of a
pedagogical university, within the framework of which professional training of a future teacher of
a foreign language takes place. It also clarifies the concept „multimedia” and the use of the term
„hypermedia” instead of the term „multimedia” in relation to the multimedia educational environment.
The didactic characteristics of the multimedia educational environment have been revealed, the
structural characteristic of the multimedia space of the educational foreign language environment is
disclosed. The article indicates that the multimedia environment of a language university has a large
didactic potential, which allows using various forms and methods of self-study and self-actualization
of students. It is substantiated that the use of ICT in linguistic and methodical training of a foreign language teacher provides a unique opportunity to form simultaneously the set of the following competencies.
The article provides an understanding of multimedia projects as a joint educational, cognitive,
research, search, and creative activity of students, which is aimed at solving the problem of developing
and diversifying and using multimedia technologies to achieve an end result based on Internet technologies.
Examples are given of the use of certain types of information and communication technologies
in the formation of communicative, lingua-didactic and other competencies. Examples are shown to
develop the professional skills of future teachers through educational podcasts.
Keywords: multimedia space, multimedia environment, didactic functions of multimedia, Internet
technologies, types of information and communication technologies, teacher’s skills in using Information
and Communication Technologies.
Сороковых Галина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры француз-
ского языка и лингводидактики института иностранных языков Московского городского педагогического
университета
e-mail: sorokovykh@mail.ru
Sorokovykh Galina V., ScD in Education, professor, French Language and lingua-didactics Department, Institute
of foreign languages, Moscow City Teacher Training University
e-mail: sorokovykh@mail.ru
РАЗРАБОТКА, РЕАЛИЗАЦИЯ И РОЛЬ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В СИСТЕМЕ
НЕПРЕРЫВНЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ОКРУЖНОГО
КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Н. Н. Сотникова, Н. В. Черепкова, О. Н. Артеменко
Аннотация. В статье очерчены главные задачи совершенствования системы профессиональ-
ной педагогической подготовки, обоснована актуальность подготовки педагогов для образо-
вательных организаций среднего профессионального образования. Описаны модели развития
системы среднего профессионального педагогического образования в регионах и представлен со-
держательный анализ вариативного направления деятельности окружного координационного
центра в Северо-Кавказском федеральном округе, действующего на базе Ставропольского фи-
лиала Московского педагогического государственного университета, в направлении «Отработ-
ки механизмов организации подготовки вожатых в образовательных организациях среднего
профессионального образования». Статья описывает специфику разработки и внедрения мо-
дуля «Основы вожатской деятельности» в систему подготовки педагогов для образовательных
организаций в процессе непрерывных практик студентов. Авторами статьи описаны условия
эффективного взаимодействия учреждений профессионального образования в процессе подго-
товки вожатских кадров, приведены и охарактеризованы основные показатели и результаты
мониторинга.
Ключевые слова: образование, подготовка педагогических кадров, профессиональные образо-
вательные организации, учреждения среднего профессионального образования, вожатская дея-
тельность, педагогическая практика.
DEVELOPMENT, IMPLEMENTATION AND ROLE OF THE MODULE „BASICS OF LEADERS’ ACTIVITIES” IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PRACTICE OF STUDENTS: THE RESULTS OF THE STUDY ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE DISTRICT COORDINATION CENTER OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT
N. N. Sotnikova, N. V. Cherepkova, O. N. Artemenko
Abstract. The article outlines the main tasks of improving the system of vocational pedagogical training,
justifies the relevance of teacher training for educational organizations of secondary vocational
education. The development models of the system of secondary professional pedagogical education in
the regions are described, and a meaningful analysis of the variable direction of the district coordination
center in the North Caucasus Federal District, operating on the basis of the Stavropol branch of
the Moscow State Pedagogical University, is presented in the direction of “Developing mechanisms for organizing counselors’ educational organizations”. The article describes the specifics of the development
and implementation of the module „Basics of leaders’ activities” in the system of training teachers
for educational organizations, which was implemented in the process of students’ continuous practice.
The authors of the article describe the conditions for the effective interaction of vocational education
institutions in the process of training of leadership staff and present the main indicators and monitoring
results.
Keywords: education, training of teaching staff, professional educational organizations, institutions
of secondary professional education, leader’s activity, teaching practice.
Сотникова Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психолого-пе-
дагогического и естественнонаучного образования, директор Ставропольского филиала Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: nnsotnikova@mail.ru
Sotnikova Natalia N., ScD in Education, Associate Professor, Professor, psychological, pedagogical and natural
science education department, director, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University
e-mail: nnsotnikova@mail.ru
Черепкова Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психоло-
го-педагогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала Московского педагоги-
ческого государственного университета
e-mail: kostin072008@yandex.ru
Cherepkova Natalia V., PhD in Psychology, Associate Professor, Chairperson, Psychological, pedagogical and natural
science education department, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University
e-mail: kostin072008@yandex.ru
Артеменко Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психолого-педа-
гогического и естественнонаучного образования Ставропольского филиала Московского педагогического
государственного университета
e-mail: artemenko1003@yandex.ru
Artemenko Olga N., PhD in Education, Associate Professor, Psychological, pedagogical and natural science education
department, Stavropol branch of Moscow Pedagogical State University
e-mail: artemenko1003@yandex.ru
К ВОПРОСУ О ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНАХ НА МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МОСКОВСКОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
(магистерская программа «Базовое и углубленное обучение геометрии в общеобразовательных организациях»)
С. Л. Атанасян, Е. И. Деза, Н. В. Чуйкова
Аннотация. В статье проанализированы проблемы организации вступительной компании в ма-
гистратуру математического факультета Московского педагогического государственного уни-
верситета в 2018 г. на примере направления подготовки «Педагогическое образование», магистер-
ская программа «Базовое и углубленное обучение геометрии в общеобразовательных организаци-
ях». Выявлена крайняя неоднородность состава поступающих в магистратуру математического
факультета МПГУ в целом и на магистерскую программу «Базовое и углубленное обучение гео-
метрии в общеобразовательных организациях» в частности. Систематизированы особенности
вступительных экзаменов, связанные с разбросом уровня предварительной математической и
методической подготовки абитуриентов. Обоснована методическая целесообразность и практи-
ческая необходимость предоставления поступающим специальных учебно-методических материа-
лов, направленных на повышение качества их подготовки к вступительным испытаниям и адап-
тацию к освоению образовательных программ магистратуры. Проанализированы дидактические
особенности и педагогические возможности соответствующего учебного пособия.
Ключевые слова: магистратура по направлению подготовки «Педагогическое образование»,
математика, методика обучения математике, вступительный экзамен в магистратуру,
геометрия, учебно-методические материалы для абитуриентов, учебное пособие для поступа-
ющих в магистратуру.
TO THE ISSUE OF ENTRANCE EXAMINATIONS ON MATHEMATICAL FACULTY OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY
(the master’s program “Basic and Profound Training of Geometry in General Education Organizations”)
S. L. Atanasyan, E. I. Deza, N. V. Chuykova
Abstract. The article analyzes the issues of organizing an admission company to the magistracy of
Mathematics Faculty of the Moscow Pedagogical State University in 2018 using the example of the
direction of training „Pedagogical education”, Master’s program „Basic and in-depth training of geometry
in General education organizations”. The article reveals an extreme heterogeneity of the entrants’
lineup to the magistracy of the Faculty of Mathematics of the Moscow Pedagogical State University
in general, and the master’s program „Basic and advanced geometry training in general education
organizations”, in particular. The features of entrance examinations associated with the spread of
the level of preliminary mathematical and methodological preparation of applicants are systematized.
The methodical expediency and practical need to provide admissions with special teaching and learn ing materials aimed at improving the quality of their preparation for entrance tests and adaptation
to mastering educational programs of the magistracy are substantiated. The didactic features and
pedagogical capabilities of the corresponding textbook are analyzed.
Keywords: Magistracy in the direction of training “Pedagogical education”, Mathematics, methods of
teaching mathematics, Entrance Examinations for Magistracy, Geometry, teaching materials for applicants,
training manual for entrants to the magistracy.
Атанасян Сергей Левонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии
Московского педагогического государственного университета
e-mail: atnsian@yandex.ru
Atanasian Sergey L., ScD in Education, Professor, Chairperson, Geometry Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: atnsian@yandex.ru
Деза Елена Ивановна, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, доцент, про-
фессор кафедры теоретической информатики и дискретной математики математического факультета Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: Elena.Deza@gmail.com
Deza Elena I., PhD in Physics and Mathematics, ScD in Education, Associate professor, Professor, Theoretical
Informatics and Discrete Mathematics Department, Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: Elena.Deza@gmail.com
Чуйкова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры геометрии мате-
матического факультета Московского педагогического государственного университета
e-mail: chuikovanv@yandex.ru
Chuikova Naytaliya V., PhD in Education, Associate professor, Geometry Department, Mathematics Faculty, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: chuikovanv@yandex.ru
«ТРУДНЫЕ РАЗГОВОРЫ» В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ: ЭТИКО-РЕЧЕВОЙ АСПЕКТ
Н. Е. Синичкина
Аннотация. В статье раскрывается понятие «трудные разговоры». Рассматривается спец-
ифика трудных разговоров профессиональной коммуникации в педагогических коллективах
через призму профессионального моббинга. Анализируется этико-речевой аспект трудного
разговора на примере деловой переписки педагогических работников вуза. Актуализируется
технология ненасильственного общения М. Розенберга для практики управления конфликта-
ми в педагогических коллективах. Формулируется проблема влияния коммуникативной дея-
тельности педагога на его профессиональное здоровье.
Ключевые слова: трудные разговоры, профессиональный моббинг, этико-речевые нормы, ком-
муникативная неудача, вежливость, речевые ошибки и недочеты, коммуникативная деятель-
ность педагога.
“DIFFICULT TALKS” WITHIN TEACHING STAFF: ETHICAL AND SPEECH ASPECTS
N. E. Sinichkina
Abstract. The article considers the term “difficult talks” and analyzes its specifics in professional communications
within teaching staff through the prism of professional mobbing. The ethical and speech
aspects of a difficult talk are analyzed via examples of business correspondence between the employees
of the higher education institution. M. Rosenberg’s technology of non-violent communication is actualized
for practical conflict management within teaching staff. The problem of the influence of communicative
activity of a teacher on his professional health is formulated.
Keywords: difficult talks, professional mobbing, ethical and speech norms, communicative failure,
politeness, speech mistakes and flaws, communicative activity of a teacher.
Синичкина Наталия Евгеньевна, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, руководи-
тель Научно-просветительского центра «Арт логос»
e-mail: natalia.sinichkina@gmail.com
Sinichkina Natalia Е., ScD in Education, PhD in Philology, Head, Science and Educational Center “Art Logos”
e-mail: natalia.sinichkina@gmail.com
К ВОПРОСУ ОБ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЯХ АМЕРИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
К. А. Алейникова
Аннотация. В статье раскрываются некоторые аспекты трактовки основных понятий аме-
риканской психолого-педагогической науки в контексте различных теорий обучения. Понятия
«теория обучения», «подход к обучению», «педагогическая технология», «метод обучения» иссле-
дуются в работах авторитетных американских философов и педагогов. Кроме того, анализи-
руются проблемные ситуации, сложившиеся в современной американской педагогике, обуслов-
ленные отсутствием единой трактовки и единого подхода к пониманию природы и сущности
некоторых понятий.
Ключевые слова: теория обучения, подход к обучению, педагогическая технология, метод
обучения.
ON THE QUESTION OF THE FUNDAMENTAL CONCEPTS OF AMERICAN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SCIENCE
K. A. Aleynikova
Abstract. The article reveals some aspects of understanding the basic concepts of American psychopedagogical
science in the context of various theories of learning. The concepts of “learning theory”,
“approach to learning”, “pedagogical technology”, “teaching method” are analyzed in the works of authoritative
American philosophers and educators. In addition, it analyzes the problem situations that
have emerged in modern American pedagogy due to the lack of a unified interpretation and approach
to understanding the nature and essence of certain concepts.
Keywords: learning theory, approach to learning, educational technology, teaching method.
Алейникова Ксения Андреевна, преподаватель кафедры иностранных и русского языков, Федеральное
государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная акаде-
мия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого» Министерства обороны Россий-
ской Федерации; соискатель центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии разви-
тия образования РАО»
e-mail: aleinikova86@yandex.ru
Aleynikova Kseniya A., Lecturer, Foreign and Russian Languages Department, Federal State Military Educational
Institution of Higher Education, Peter the Great Military Academy of Missiles Forces, Ministry of Defense of the
Russian Federation; Post-graduate student, Center for Pedagogical Comparative Studies, Institute of Educational
Development Strategy, Russian Academy of Education
e-mail: aleinikova86@yandex.ru
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ, ПО ПАМЯТИ, ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ПО ВООБРАЖЕНИЮ НА ПЛЕНЭРЕ:
СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА
Ю. М. Тютюнова
Аннотация. Необходимость разработки эффективной методики, способной оптимизировать
процесс обучения изобразительному искусству на современном этапе, вытекает из все более
нарастающей тенденции сокращения учебных часов по специальным дисциплинам и учебным
и производственным практикам, в частности пленэрной практике. Теоретически обоснован-
ная и экспериментально проверенная программа занятий, в основе которой лежит профес-
сиональный тренинг, включающий натурные штудии, задания на развитие памяти и пред-
ставлений, а также упражнения на воображение, представляется оптимальным решением
данной проблемы. В статье излагается концепция процесса рисования с натуры, по памяти,
по представлению и по воображению в условиях пленэра. Базовыми упражнениями предлага-
емой методики выступают этюды, наброски и зарисовки. Выполнение каждого из видов изо-
бражений достаточно подробно разобрано и обосновано.
Ключевые слова: пленэр, рисование с натуры, рисование по памяти, рисование по представ-
лению, рисование по воображению, методика скоростного изображения, профессиональный
тренинг.
DRAWING FROM NATURE, MEMORY, REPRESENTATION AND IMAGINATION IN THE OPEN AIR: MODERN PRACTICE
Yu. M. Tyutyunova
Abstract. The need to develop an effective methodology that can optimize the process of teaching the
visual arts at the present stage stems from the ever-increasing trend of curriculum reduction in special
disciplines and training and work practices, in particular, open-air practice. A theoretically sound and
experimentally proven training program based on professional training, including full-scale studies,
tasks for the development of memory and concepts, as well as imagination exercises is the best solution
to this problem. The article describes the concept of the process of drawing from nature, memory, imagination
and representation in the open-air. The basic exercises of the proposed method are sketches,
etudes and drafts. The performance of each type of images is quite detailed and justified.
Keywords: plein air, drawing from nature, drawing from memory, drawing from representation,
drawing from imagination, technique of the high-speed image, professional training.
Тютюнова Юлия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой рисунка
ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева», член Международной ассоци-
ации деятелей художественного образования
e-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru
Tyutyunova Yu. M., PhD in Education, associate professor, Chairperson, Drawing Department, Federal
State Budgetary Educational Institution of Higher Education , I. S. Turgenev Oryol State University, member
of International association of art education
e-mail: yuliya.tyutyunova@mail.ru
СИСТЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на примере согласования времен в косвенной речи)
И. В. Харитонова, Е. А. Рязанова
Аннотация. Предметом настоящей статьи является методика обучения грамматике фран-
цузского языка с позиций системного подхода, предполагающего связанность процессов поста-
новки целей и задач обучения с отбором дидактических средств, адекватных определенным
этапам формирования коммуникативной компетенции обучающихся. На примере одного из
сложных разделов грамматики французского языка, который осваивается в основной школе,
построена оптимальная модель включения соответствующих медийных средств обучения в
образовательный процесс. Под системным подходом понимается рассмотрение обучения как
динамического объекта, состоящего из взаимосвязанных элементов (учебных действий), про-
грессивный отбор которых направлен на достижение поставленной цели путем последова-
тельного, поэтапного решения дидактических задач.
Ключевые слова: системный подход, медийные средства обучения, оптимальная модель об-
учения, цели обучения, задачи обучения, обучение иностранным языкам, грамматические на-
выки речи, коммуникативная компетенция.
SYSTEMIC USE OF MEDIA TOOLS FOR TEACHING FRENCH GRAMMAR AT THE BASIC STAGE OF GENERAL EDUCATION
(using the example of coordinating tenses in indirect speech)
I. V. Kharitonova, E. A. Ryazanova
Abstract. The article considers the issues of methodology of teaching French grammar from the standpoint
of a system approach, involving the coherence of the processes of setting the goals and objectives
of learning with the selection of didactic means adequate to certain stages in the formation of students’
communicative competence. On the example of one of the complex parts of French grammar, which is
mastered in the primary school, an optimal model is built for the inclusion of the corresponding media
teaching tools in the educational process. The system approach considers the learning process as a
dynamic object consisting of interrelated elements (learning actions), progressive selection of which is
aimed at achieving the goals.
Keywords: system approach, media teaching tools, optimal model of teaching, teaching goals, teaching
objectives, teaching foreign languages, grammar speech skills, communicative competence.
Харитонова Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, доктор философских наук, доцент, заведу-
ющий Кафедрой романских языков им. В. Г. Гака Института иностранных языков Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: iv.kharitonova@m.mpgu.edu
Kharitonova Irina V., PhD in Philology, ScD in Philosophy, Associate Professor, Chairperson, V. G. Gak Romance
Languages Department, Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
e-mail: iv.kharitonova@m.mpgu.edu
Рязанова Екатерина Александровна, учитель французского языка Государственного бюджетного общеоб-
разовательного учреждения города Москвы «Школа № 1248»
e-mail: ryazanova-ea14@yandex.ru
Ryazanova Catherine A., French Language Teacher, State budget educational institution, Moscow «School № 1248»
e-mail: ryazanova-ea14@yandex.ru
ТРАДИЦИОННОЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КИТАЕ1
Чжан Цзюньна, Ю. А. Дмитриев
Аннотация. В условиях проводимой Китаем политики реформ и открытости внешнему
миру особое значение приобретает бережное отношение к традиционному нравственно-
му воспитанию китайских детей дошкольного возраста. Документы, публикуемые прави-
тельством и Министерством образования КНР, подробно разъясняют содержание тра-
диционного нравственного воспитания детей, конкретные нормы поведения. Дошкольное
воспитание в ходе исторической практики успешно апробировало такие методы тради-
ционного нравственного воспитания детей, как воспитание на основе образцовых при-
меров, окружающей среды, взаимодействия в ходе игр, воспитательных мероприятий,
знакомство с классическими национальными литературными произведениями.
Исследование современной образовательной деятельности в детских садах показало, что
нравственное воспитание детей дошкольного возраста поступательно развивается, однако
в ходе его реализации существуют проблемы, связанные с фрагментацией, формализацией
воспитательного процесса, малоэффективными способами приобретения знаний и размыто-
стью результатов обучения. Сохранить и успешно реализовать традиционное нравственное
воспитание китайских детей дошкольного возраста возможно с помощью непрерывного совер-
шенствования содержания, форм и методов образования, целенаправленной подготовки педа-
гогических кадров и проведения научных исследований в данном направлении.
Ключевые слова: традиционные нравственные ценности, нравственное воспитание детей
дошкольного возраста, содержание и методы воспитания, подготовка педагогов к нравствен-
ному воспитанию дошкольников.
TRADITIONAL MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CHINA
Zhang Junna, Yu. A. Dmitriev
Abstract. Within China’s ongoing policy of reform and openness to the outside world, it has become
of particular importance to respect traditional moral upbringing of Chinese preschool children.
Documents published by the government and the Ministry of education of China explain in
detail the content of traditional moral upbringing of children, specific standards of conduct. Preschool
education in the course of historical practices successfully tested such methods of traditional
moral upbringing of children, as education based on best practices, environment, interaction
through play, educational activities, knowledge of the national classical literary works.
The study of modern educational activities in kindergartens have shown that moral upbringing of
preschool children is steadily growing, however, in the course of its implementation, there are problems
associated with fragmentation, formalization of the educational process, ineffective methods of mastering the knowledge and the vagueness of learning outcomes. To maintain and successfully implement
the traditional moral upbringing of Chinese preschool children is possible through continuous
improvement of content, forms and methods of education, targeted training of pedagogical staff and
scientific research in this direction.
Keywords: traditional moral values, moral upbringing of preschool children, content and methods of
education, training of teachers to the moral upbringing of preschool children.
Чжан Цзюньна, магистр образования, аспирант Московского педагогического государственного универ-
ситета, преподаватель Вэйнаньского педагогического университета
e-mail: 1635530126@qq.com
Zhang Junna, Master of Education, Post-graduate student, Moscow Pedagogical State University, lecturer, Hainan
Normal University
e-mail:1635530126@qq.com
Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кафедры дошкольной педагоги-
ки Московского педагогического государственного университета
e-mail: 4230000@rambler.ru
Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 4230000@rambler.ru
ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В КИТАЕ
Ван И, Г. А. Кузьменко
Аннотация. Исследование содержания программно-нормативного обеспечения физического вос-
питания школьников в Китае направлено на анализ концептуальных идей, отражающих то
многообразие ценностного потенциала физической культуры, которое задействовано в реализу-
емых педагогических замыслах. Заимствованные из других стран национальные идеи физическо-
го воспитания, включая российские, в сочетании с существующими физкультурно-спортивными
традициями Китая сформировали ориентированную на развитие человека Концепцию физиче-
ского воспитания школьников. Цель исследования – выявить особенности развития содержания
программно-нормативного обеспечения физического воспитания младших школьников в Китае.
Дана оценка чертам физического воспитания школьников на этапах развития страны с 1949 г.
по настоящее время, рассмотрены преобразования в физическом воспитании учащихся в связи с
изменениями социального и экономического строя, общего культурного фона в стране. Выявле-
но, что современная школьная программа физического воспитания формирует у обучающихся
компетентность в области освоения теоретических знаний о средствах и методах гармонич-
ного воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей; станов-
ления положительного отношения к физической культуре на основе присвоения нравственных
ценностей. Содержание материала дифференцируется с учетом физиологических особенностей
обучающихся (конституция, весо-ростовой индекс, состояние здоровья), уровня физической под-
готовленности, психологических особенностей, характера социальной адаптации. Выявлены
особенности развития содержания тестовых испытаний, оценивающих влияние занятий фи-
зическими упражнениями на кондиции школьников. Недостаточно информативно раскрыты
ожидаемые результаты образовательной деятельности в программе физического воспитания,
тестовый аппарат не в полной мере отражает разнонаправленное влияние занятий физиче-
скими упражнениями на кондиции обучающихся, что является ресурсом совершенствования
физического воспитания китайских школьников. Дана положительная оценка актуальным
для отечественного физического воспитания детей и подростков возможным преобразованиям,
включая мониторинг физического развития и физической подготовленности.
Ключевые слова: Китай, физическое воспитание младших школьников, программно-норматив-
ное обеспечение, стандарты оценки результатов, эволюция содержания и системы требований.
EVOLUTION OF THE CONTENT OF SOFTWARE AND REGULATORY SUPPORT FOR THE PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN CHINA
Wang Yi, G. A. Kuzmenko
Abstract. The study of the content of software and regulatory support for physical education of students
in China is aimed at the analysis of conceptual ideas, reflecting the diversity of valuable potential
of physical culture which is involved in the ongoing pedagogical ideas. National ideas of physical education borrowed from other countries including Russia, in combination with the existing sports
traditions of China, have formed a development-oriented concept of physical education for schoolchildren.
The purpose of the study is to identify the features of the content of software and regulatory support
of physical education of primary school children in China. The features of physical education of
schoolchildren at the stages of development of the country from 1949 to the present time are evaluated,
the transformations in physical education of students in connection with changes in the social and
economic system, the General cultural background in the country are considered. It is revealed that the
modern school program of physical education is forming students ‘ competence: mastering of theoretical
knowledge about tools and techniques for harmonious education of physical qualities and motor
coordination abilities; formation of positive attitude to physical culture on the basis of assigning moral
values. The content of the material is differentiated taking into account: the physiological characteristics
of students (Constitution, weight and height index, health status), the level of physical fitness,
psychological characteristics, the nature of social adaptation. The peculiarities of the development of
the content of tests evaluating the effect of exercise on the fitness of schoolchildren are revealed. The
expected results of educational activity in the program of physical training are insufficiently disclosed,
the test device not fully reflects multidirectional influence of physical exercises students’ fitness that is
a resource of improvement of physical training of the Chinese school students. A positive assessment
is given to possible transformations, relevant for domestic physical training of children and teenagers,
including monitoring of physical development and physical fitness.
Keywords: China, physical education of primary school children, software and regulatory support,
standards for assessing the results, evolution of content and system requirements.
Ван И, аспирант Кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Института физической куль-
туры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета; преподаватель фа-
культета физической культуры Вэйнаньского педагогического университета, Китай
e-mail: 475695159@qq.com
Wang Yi, postgraduate student, Theoretical Basis of Physical Culture and Sports Department, Institute of physical
culture, sports and health, Moscow Pedagogical State University, Lecturer, Physical Culture Faculty, Wei Nan
Pedagogical University, China
e-mail: 475695159@qq.com
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор Кафедры теоретиче-
ских основ физической культуры и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского
педагогического государственного университета
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko Gаlina A., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and
Sports Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
КОНСТРУИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО КУРСУ БИОЛОГИИ 5–6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКСОНОМИИ
В. А. Смирнова
Аннотация. Внедрение ФГОС ООО актуализировало важность исследования как целостной
структуры учебно-познавательной деятельности, так и ее отдельных компонентов: учебных
целей, учебных действий, учебных задач. Для формирования учебных действий, согласно разра-
ботчикам ФГОС ООО, должна быть разработана система учебных задач, которые обеспечат
последовательное и диагностичное формирование учебных действий. Обеспечение системного
подхода при конструировании учебно-познавательных задач достигается средствами таксо-
номии учебно-познавательной деятельности. В статье представлено описание конструктора
учебных задач и варианты заданий по курсу ботаники, которые комплексно формируют по-
знавательные учебные действия на основе таксономического подхода. Конструктор учебных
задач служит инструментом разработки учебных задач и оценивания дидактического потен-
циала уже имеющихся ресурсов. Применение конструктора учебных заданий для соорганиза-
ции разных ресурсов способствует расширению учебно-практического компонента информа-
ционно-образовательной среды, выявлению потенциала как традиционных, так и инноваци-
онных ресурсов для формирования учебных действий и развитию самостоятельной учебно-по-
знавательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, учебно-познавательные задачи, таксоно-
мия учебно-познавательной деятельности, конструктор учебных задач, уровни учебно-позна-
вательной деятельности.
EDUCATIONAL DESIGN OF TASKS IN BIOLOGY COURSE FOR 5–6 GRADES BY MEANS OF PEDAGOGICAL TAXONOMY
V. A. Smirnova
Abstract. The implementation of academic standards actualized the importance of researching both the
integral structure of educational and cognitive activity, and its individual components: learning objectives,
learning activities, learning tasks. For the formation of training activities according to the designers
of the standards, a system of training tasks must be developed that will ensure the consistent and
diagnostic formation of training activities. Ensuring a systematic approach to the design of educational
and cognitive tasks is achieved by means of the taxonomy of educational and cognitive activity. The article
presents a description of the designer of training tasks and options for tasks in the course of botany,
which comprehensively form cognitive training activities based on the taxonomic approach. The designer
of learning tasks serves as a tool for developing learning tasks and evaluating the didactic potential of
existing resources. The use of the designer of educational tasks for co-organizing various resources contributes
to the expansion of the educational and practical component of the information and educational
environment, identifying the potential of both traditional and innovative resources for the formation of
educational activities and the development of students’ independent educational and cognitive activity.
Keywords: universal educational activities, educational and cognitive tasks, taxonomy of educational
and cognitive activity, designer of educational tasks, levels of educational and cognitive activity.
Смирнова Валентина Александровна, учитель биологии муниципального общеобразовательное учреж-
дение гимназия № 8 им. Л. М. Марасиновой, Ярославская область, г. Рыбинск; аспирант Ярославского госу-
дарственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского
e-mail: Smirnova.7@mail.ru
Smirnova Valentina A., Biology teacher, Municipal educational institution, L. M. Marasinova, Yaroslavl Region
Gymnasium № 8, Rybinsk, Postgraduate student, K. D. Ushinsky Yaroslavl State Pedagogical University
e-mail: Smirnova.7@mail.ru
УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
(на примере обучения математике)
Е. А. Баракова
Аннотация. Представлены результаты изучения проблемы развития регулятивных умений
учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе. Рассматривается
методика формирования регуляторных компонентов саморегуляции через организацию диф-
ференцированной учебной исследовательской деятельности учащихся на примере урока алге-
бры в 8-м классе по УМК А. Г. Мордковича и других.
Современный процесс повышения эффективности предоставления образовательных услуг
предполагает целенаправленную систему взаимосвязи учебной и исследовательской деятель-
ности учащихся. Обучение и воспитание посредством активного включения учащихся в учеб-
ное исследование обеспечивает развитие творческой личности и формирование саморегуляции
собственной деятельности.
Актуальность статьи заключается в том, что в ней проанализированы вопросы, связанные
с целью действий педагога в процессе обучения в средней общеобразовательной школе. Педагог
должен уметь:
– согласовывать все уровни регуляции деятельности обучающихся;
– организовывать процесс обучения, способствующий развитию интереса к учению, форми-
рованию основных представлений о научном познании мира, в том числе и на уроках матема-
тики в средней школе.
Только при условии чувства ответственности перед будущим, осознания цели обучения,
любви к детям реализуется профессиональное мастерство учителя.
Ключевые слова: учебная исследовательская деятельность, регулятивные умения учащихся,
процесс обучения математике, саморегуляция, творческая активность.
EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITIES – THE BASIS FOR THE FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES
(on the example of teaching mathematics)
E. A. Barakova
Abstract. The article presents the results of the study of the problem of development students’ regulatory
skills in the process of teaching mathematics in secondary school. The method of forming regulatory
components of self-regulation through the organization of students’ differentiated educational research
activities is considered on the example of an algebra lesson in the 8th grade with the materials
of A. G. Mordkovich’s textbook and others.
The modern process of improving the efficiency of the provision of educational services involves a
focused system of interconnection between students’ educational and research activities. Training and
education through the active involvement of students in the educational research ensures the development
of a creative personality and the formation of self-regulation of their own activities. The relevance of the article lies in the fact that it analyzes issues related to the goal of teacher’s actions
in the process of training in a secondary school. A teacher should be able to:
– to coordinate all levels of regulation of students’ activities;
– to organize the learning process, contributing to the development of interest in learning, the forma�-
tion of basic ideas about the scientific knowledge of the world, including the lessons of mathematics in
a high school.
Only through a sense of responsibility towards the future, awareness of the purpose of learning, love
for children, is the professional skill of a teacher realized.
Keywords: educational research activities, students’ regulatory skills, the process of learning mathematics,
self-regulation, creative activity.
Баракова Елена Александровна, аспирант ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», учитель
ГБОУ г. Москвы «Школа № 1985»
e-mail: barakova_e@mail.ru
Barakova Elena A., Postgraduate student, Academy of social management, teacher, school 1985, Moscow
e-mail: barakova_e@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ КИТАЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Сюн Сяоли, М. Я. Ситниченко
Аннотация. В статье представлен анализ отношения учителей начальных школ Китая к
использованию в обучении младших школьников цифровых образовательных ресурсов. Иссле-
дование проводилось методами анкетирования, интервью и беседы, им было охвачено более
100 педагогов разного стажа и уровня образования из семи провинций Китая. Выявлены пред-
почтения учителей при выборе цифровых ресурсов и трудности их использования из-за от-
сутствия единой базы данных, разработанной на принципах системности и предметности.
Отмечена также необходимость организации специальных курсов для повышения компьютер-
ной грамотности педагогов школ и актуальность разработки методических рекомендаций по
использованию цифровых учебных ресурсов на уроках в целях повышения качества начального
образования в КНР.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы; респонденты; учителя начальных школ.
RESEARCH ON THE ATTITUDE OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN CHINA TO THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES
Xiong Xiaoli, M. Ya. Sitnichenko
Abstract. The article presents an analysis of the attitude of primary school teachers in China to the
use of digital educational resources in teaching primary school students. The study was conducted by
means of questionnaires and interviews it covered more than 100 teachers of different experience and
level of education from 7 provinces of China. The preferences of teachers in the choice of digital resources
and the difficulties of their use due to the lack of a single database developed on the principles
of consistency and objectivity are revealed. The article notes the need for special courses to improve the
computer literacy of school teachers, and the relevance of the development of guidelines for the use of
digital learning resources in the classroom to improve the quality of primary education in the Republic
of China.
Keywords: digital educational resources; respondents; primary school teachers.
Сюн Сяоли, аспирант Московского педагогического государственного университета, преподаватель Вэй-
наньского педагогического университета, КНР, руководитель отдела цифровых медиаискусств
e-mail: panda32@126.com
Xiong Xiaoli, Post-graduate student, Moscow Pedagogical State University, Lecturer, Weinan Normal University,
China, head of digital media arts Department
e-mail: panda32@126.com
Ситниченко Марина Ярополковна, кандидат педагогических наук, профессор Кафедры теории и практики
начального образования Московского педагогического государственного университета
e-mail: navigare2006@yandex.ru
Sitnichenko Marina Ya., PhD in Education, Professor, Theory and Practice of Elementary education Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: navigare2006@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
(на примере коммуникативной педагогики ФРГ)
Л. В. Завалишина
Аннотация. Управление классом, когнитивная активация и конструктивная поддержка
являются психологическими составляющими эффективного обучения, которые влияют на
психоэмоциональное состояние ученика. Открытое и внимательное отношение к ученикам –
ключ к успешному управлению классом. Когнитивная активация определена индивидуаль-
ными предпосылками ученика: предшествующее знание, основные когнитивные способности,
собственный интерес. Конструктивная поддержка на занятии связана с хорошей учебной
успеваемостью, повышенной мотивацией, высокой сплоченностью. Конструктивная под-
держка сопряжена с внутренней установкой учителя. Чтобы быть открытым к потреб-
ностям учеников и прислушиваться к ним, необходимо обладать социальными и эмоциональ-
ными компетенциями.
Ключевые слова: управление классом, когнитивная активация, имплементация, конструк-
тивная поддержка, социальный климат.
PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF EFFECTIVE LEARNING
(on the example of communicative pedagogy of Germany)
L. V. Zavalishina
Abstract. Classroom management, cognitive activation and constructive support are psychological
components of effective learning, which affect the psycho-emotional state of the student. Open and
attentive attitude to students is the key to successful classroom management. Cognitive activation is
determined by the individual prerequisites of the student: prior knowledge, basic cognitive abilities,
own interest. Constructive support in the classroom is associated with good academic performance,
increased motivation and high cohesion. Constructive support is associated with the attitude of a
teacher. To be open to the needs of students and to listen to them, it is necessary to have social and
emotional competencies.
Keywords: classroom management, cognitive activation, implementation, constructive support, social
climate.
Завалишина Лия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры немецкого языка Института
иностранных языков Московского педагогического государственного университета
e-mail: liya-zavalishina@yandex.ru
Zavalishina Liya V., PhD in Education, Associate Professor, German language Department, Institute of foreign
languages, Moscow Pedagogical State University
e-mail: liya-zavalishina@yandex.ru
ИЗУЧЕНИЕ ОРНАМЕНТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
К. М. Зубрилин, С. А. Аманжолов, К. А. Скворцов
Аннотация. Изучение орнамента выступает средством достижения определенных результа-
тов в процессе развития творческой активности будущих преподавателей изобразительного
искусства. Раскрытые в статье аспекты и функции орнаментального искусства позволяют
применять его изучение в образовательном процессе педагогических вузов в качестве эффек-
тивного способа построения у будущих педагогов целостной картины окружающего мира и
развития художественно-творческой активности студентов.
Ключевые слова: орнамент, изобразительное искусство, художественно-творческая актив-
ность, художественно-графические факультеты.
THE STUDY OF ORNAMENT AS A WAY OF CREATING STUDENTS’ ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY IN GRAPHIC ARTS FACULTIES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
K. M. Zubrilin, S. A. Amanzholov, K. A. Skvorcov
Abstract. The study of ornament is a means of achieving certain results in the development of creative
activity of future teachers of fine arts. The article reveals the aspects and functions of ornamental art
which makes it possible to apply its study in the educational process of pedagogical universities as an
effective way to build a complete picture of the world and the development of students’ artistic and
creative activity.
Keywords: ornament, fine art, artistic and creative activity, artistic and graphic faculties.
Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, заведующий Кафедрой живописи худо-
жественно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: kzubrilin@mail.ru
Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Chairperson, Painting Department, Graphic Arts Faculty, Institute of
Fine Arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kzubrilin@mail.ru
Аманжолов Сейткали Абдикадырович, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: s.amanzholov55@mail.ru
Amanzholov Seytkali A., ScD in Education, professor, Moscow Pedagogical State University
e-mail: s.amanzholov55@mail.ru
Скворцов Константин Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор Кафедры живописи художе-
ственно-графического факультета Института изящных искусств Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: ka.skvortcov@mpgu.edu
Skvortsov Konstantin A., ScD in Education, professor, Painting department, Graphic Arts Faculty, Institute of Fine
Arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: ka.skvortcov@mpgu.edu
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Е. С. Кузнецов
Аннотация. В работе сформулирована основная цель мобильного обучения иноязычной пись-
менной речи в условиях учреждения дополнительного образования детей как развитие умений
обучаемых использовать продукты письменной речевой деятельности на английском языке для
выполнения конкретных функций мобильного взаимодействия, выявлены специфические прин-
ципы и предпосылки названного вида обучения, описаны дескрипторы умений, необходимых для
осуществления конкретных функций мобильного взаимодействия, определена последователь-
ность этапов технологии проектирования систем и комплексов мобильных упражнений для
обучения иноязычной письменной речи в условиях учреждения дополнительного образования
детей. Основой проектирования предлагается рассматривать совокупность компонентов объ-
ективных и субъективных потребностей обучаемых, тем, ситуаций и функций коммуникации
мобильных взаимодействий, а также дескрипторов умений субъектов обучения, необходимых
для результативной реализации мобильного взаимодействия.
Ключевые слова: мобильное обучение, дополнительное образование детей, дескрипторы уме-
ний, декомпозиция целей, принципы мобильного иноязычного обучения.
DESIGNING OF SYSTEMS AND SETS OF EXERCISES FOR MOBILE LEARNING OF FOREIGN WRITTEN LANGUAGE IN THE SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN
E. S. Kuznetsov
Abstract. The article formulates the main objective of mobile learning of foreign written language
in an institution of supplementary education for children as a development of the students’ ability
to use the products of written speech activity in English for specific functions of mobile interaction.
Special principles and prerequisites for the given type of education, certain descriptors of skills necessary
for realization of such functions are presented. The sequence of stages of technology and mobile
exercise sets design for teaching foreign written language in the context of supplementary education
for children is defined. The basis for such design is to consider the combination of components such as
objective and subjective needs of trainees, topics, situations and functions of communication in mobile
interaction, as well as the descriptors of skills necessary for learners to ensure effective implementation
of mobile interaction.
Keywords: Mobile learning, supplementary education of children, skills descriptors, decomposition of
targets, principles of foreign language mobile learning.
Кузнецов Евгений Сергеевич, аспирант кафедры методики обучения иностранным языкам Института ино-
странных языков Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
kuznetsov07@gmail.com
Kuznetsov Evgeniy S., post-graduate student, Methods of teaching foreign languages Department, Institute of
Foreign Languages, A. I. Herzen Russian Pedagogical State University
kuznetsov07@gmail.com
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ЗАДАЧИ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
И. Б. Шмигирилова
Аннотация. В статье актуализируется положение о том, что повышение эффективности
использования задачи в обучении зависит от того, насколько полно в учебном процессе реали-
зуются ее функции. Вводится понятие дидактической ценности задачи как характеристики,
позволяющей оценить ее вклад в достижение образовательных целей. Установление особенно-
стей и свойств задачи, обуславливающих обучающий, развивающий и воспитательный эффек-
ты ее использования в учебном процессе, позволило проявить сущность категории «дидакти-
ческая ценность задачи», а также предложить авторские определения информационной емко-
сти задачи и ее интегрируемости. В ходе определения особенностей дидактической ценности
задачи как многокомпонентной характеристики выявлены и описаны некоторые способы ее
повышения, которые успешно могут использоваться в школьной практике. Рассмотрен при-
мер преобразования задачи в задачную систему и организации работы с ней, ориентированной
на повышение ее дидактической ценности.
Ключевые слова: задачный подход, задача, дидактическая ценность задачи, информационная
емкость задачи, интегрируемость задачи, школьное обучение.
DIDACTIC VALUE OF THE TASK AND WAYS OF ITS IMPROVEMENT
I. B. Shmigirilova
Abstract. The article updates the proposition that the increase in the efficiency of the use of a task in
training depends on how fully its functions are realized in the educational process. The concept of the
didactic value of the task is introduced, as a characteristic, allowing to evaluate its contribution to the
achievement of educational goals. The establishment of the features and properties of the task, which
determine the learning, developmental and educational effects of its use in the educational process,
made it possible to reveal the essence of the category “didactic value of the task”, and also to offer the
author’s definitions of the information content of the task and its integrability. In the course of determining
the features of the didactic value of the task as a multicomponent characteristic, some ways
to improve it have been identified and described, which can be successfully used in school practice.
An example is considered converting a task into a task system and organizing work with it aimed at
increasing its didactic value.
Keywords: task approach, task, didactic value of the task, information content of the task, integrability
of the task, school training.
Шмигирилова Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и
информатика» Северо-Казахстанского государственного университета, г. Петропавловск, Казахстан
е-mail: irinankzu@mail.ru
Shmigirilova Irina B., PhD in Education, Associate professor, Mathematics and Informatics Department, North
Kazakhstan State University, Petropavlovsk, Kazakhstan
Email: irinankzu@mail.ru
РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
О. В. Романова
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования универсальных и предметных
учебных действий. Биологический эксперимент занимает в этой области значительное
место. Его возможности для формирования предметных и универсальных учебных дей-
ствий неоценимы. В учебном процессе он является как методом исследования, так и ис-
точником нового знания. В работе представлены примеры биологических опытов, по
результатам проведения которых нами приведен перечень формируемых учебных дей-
ствий. Проанализировано отношение учителей и школьников к использованию биологиче-
ского эксперимента в процессе формирования универсальных и предметных учебных дей-
ствий и выявлена самооценка влияния биологического эксперимента на их развитие.
В результате подтверждено, что в процессе экспериментальной работы комплексно разви-
ваются все элементы универсальных и предметных учебных действий, стимулируется позна-
вательная активность. Это позволяет школьнику самостоятельно решать образовательные
задачи.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, предметные учебные действия, биологи-
ческий эксперимент (биологические опыты), практическая работа, дидактические функции
эксперимента.
ROLE OF BIOLOGICAL EXPERIMENT IN THE PROCESS OF FORMING UNIVERSAL AND SUBJECT ACADEMIC ACTIVITIES
O. V. Romanova
Abstract. The article deals with the issue of forming universal and subject educational actions.
Biological experiment holds a significant place in this area. Its opportunities for the formation of
substantive and universal educational activities are invaluable. In the learning process, it is both
a method of research and a source of new knowledge. The article presents examples of biological
experiments based on the results of which, the author of the article has given a list of educational
activities being developed. The attitude of teachers and schoolchildren to the use of biological
experiment in the process of forming universal and subject educational activities is analyzed and
self-assessment of the influence of biological experiment on their development is revealed.
As a result, it was confirmed that in the course of experimental work all elements of universal and
subject educational activities develop in a complex manner, cognitive activity is stimulated. This allows
the students to solve the educational problems on their own.
Keywords: universal educational activities, subject educational activities, biological experiment,
practical work, didactic functions of the experiment.
Романова Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры те-
ории и методики биологического образования Академии биологии и биотехнологии им. Д. И. Ивановского
Южного федерального университета
e-mail: romanovaov77@rambler.ru
Romanova Olga V., PhD in Education, associate professor, senior lecturer, Theory and methods of biological
education Department, D. I. Ivanovskiy, Academy of biology and biotechnology, Southern Federal University
e-mail: romanovaov77@rambler.ru
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
А. В. Акопян
Аннотация. Статья посвящена вопросу обучения младших школьников технике чтения на
иностранном языке. Автор приводит анализ отечественной и зарубежной литературы. В
частности, раскрыты особенности метода целых слов и фонетического метода при изучении
английского языка как родного и как иностранного. Обосновывается значимость фонологиче-
ских знаний младших школьников при обучении технике чтения с учетом специфики началь-
ного этапа формирования у младших школьников иноязычной речевой деятельности.
Ключевые слова: техника чтения, начальное иноязычное образование, фонетический метод,
метод целых слов.
TEACHING READING TECHNIQUE IN FOREIGN LANGUAGES TO PRIMARY SCHOOL PUPILS
A. V. Akopyan
Abstract. The article deals with the issue of teaching younger students the technique of reading in
a foreign language. The author analyzes domestic and foreign literature. In particular, the features
of the method of whole words and phonetic method are revealed when learning English as a native
language and as a foreign one. The importance of phonologic knowledge for younger school students
when learning the technique of reading taking into account specifics of the initial stage of formation at
younger school students of foreign-language speech activity is proved.
Keywords: reading technique, early foreign language learning, phonetic method, whole-word method.
Акопян Анна Виликовна, аспирант кафедры раннего изучения иностранных языков Института иностран-
ных языков Московского городского педагогического университета
e-mail: AkopyanAV21@yandex.ru
Akopyan Anna V., post-graduate student, Early learning of foreign languages Department, Institute of foreign
languages, Moscow City University
e-mail: AkopyanAV21@yandex.ru
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ГОСПИТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Т. М. Уманская, Е. С. Собина
Аннотация. Статья освещает вопрос необходимости обучения длительно болеющих детей на
дому и в условиях детской больницы. Для обучения в условиях стационара нужны специально
подготовленные учителя. Затрагивается вопрос важности введения преподавания медицин-
ских дисциплин в подготовку учителей для госпитальных школ.
Ключевые слова: госпитальная педагогика, учителя, реабилитации и адаптации больного
ребенка, медицинские дисциплины, педагогические вузы.
MEDICAL AND BIOLOGICAL COMPONENT IN TRAINING TEACHERS FOR HOSPITAL PEDAGOGY
T. M. Umanskaya, E. S. Sobina
Abstract. The article highlights the need for the education of long-term sick children at home and in
the conditions of a children’s hospital. In-patient education requires specially trained teachers. The
need to introduce the teaching of medical disciplines in the system of teacher’s training for hospital
schools is touched upon.
Keywords: hospital pedagogy, teachers, rehabilitation and adaptation of a sick child, medical disciplines,
pedagogical universities.
Уманская Татьяна Моллаевна, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий Кафедрой анатомии, физи-
ологии и клинических основ дефектологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: kafod51@mail.ru
Umanskaya Tatiana M., PhD in Medicine, Associate Professor, Chairperson Anatomy, Physiology and Clinical bases
of Defectology Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kafod51@mail.ru
Собина Екатерина Сергеевна, старший преподаватель Кафедры анатомии, физиологии и клинических ос-
нов дефектологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: es.durdyeva@mpgu.edu
Sobina Ekaterina S., Senior Lecturer, Anatomy, Physiology and Clinical Bases of Defectology Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: es.durdyeva@mpgu.edu
ИРОНИЯ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Л. С. Земчихина
Аннотация. Описанию комических приемов в педагогическом общении посвящено немало дис-
сертаций: Ю. Е Ивановой, В. М. Капацинской, М. Е. Кудрявцевой, Н. Р. Салимова, А. П. Сур-
ковой, О. А. Сергеевой, Е. Г. Тулиной, И. А. Харченко, Т. В. Факторович. Однако почти всегда
центром внимания исследователей становится юмор, тогда как проблема иронии в речи учи-
теля изучена недостаточно. Причинами этого, на наш взгляд, являются сложность данно-
го явления, отсутствие общепринятой дефиниции и единого подхода к определению иронии.
В статье исследуются современные подходы к трактовке данного понятия с точки зрения
лингвопрагматики, компьютерной и когнитивной лингвистики. Анализ современной научной
литературы позволяет выделить несколько направлений в решении данного вопроса. Рассма-
триваются основные трудности, с которыми сталкиваются исследователи при формулиров-
ке дефиниции: отличие иронии от юмора, сарказма, насмешки, лжи; определение границ иро-
нии в тексте; выделение языковых средств ее создания и функции в различных видах дискурса.
В заключение формулируются лингвистические критерии иронического высказывания.
Ключевые слова: ирония, комические приемы, педагогическая речь, прагматика, средства
создания иронии.
IRONY: TO THE ISSUE OF DEFINITION
L. S. Zemchikhina
Abstract. A number of dissertations by Yu. E. Ivanova, V. M. Kapatsinskaya, M. E. Kudryavtsevoy,
N. R. Salimova, A. P. Surkova, O. A. Sergeeva, E. G. Tulina, I. A. Kharchenko, Т. V. Faktorovich have
been devoted to the description of comic techniques in pedagogical communication. Almost always the
center of attention of researchers however is humor, while the problem of irony in the teacher’s speech
is not sufficiently studied. One of the reasons for this is the complexity of the phenomenon, the lack of
a common definition and a unified approach to the definition of irony. The article deals with modern
approaches to the interpretation of this concept from the point of view of lingua-pragmatics, computer
and cognitive linguistics. The analysis of modern scientific literature allows to identify several areas
in addressing this issue. The main difficulties that researchers face in formulating the definition are
considered: the difference between irony and humor, sarcasm, ridicule, lies; defining the boundaries
of irony in the text; the allocation of language means of its creation and functions in various types of
discourse. In conclusion, linguistic criteria for ironic utterance are formulated.
Keywords: irony, comic techniques, pedagogical speech, pragmatics, means of creating irony.
Земчихина Людмила Сергеевна, аспирант Кафедры риторики и культуры речи Института филологии Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: lsapchenko@gmail.com
Zemchikhina Ludmila S., Post-graduate Student, Rhetoric and Speech Culture Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: lsapchenko@gmail.com
РЕАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ МЕТОДАМИ
СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ
С. И. Торопова
Аннотация. Одной из задач, сформулированной в действующих нормативных документах в
сфере высшего экологического образования в России, является обеспечение вовлечения студен-
тов в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, направленные, в
частности, на изучение связи между изменениями ее качества и заболеваемостью населения
с использованием методов естественнонаучных дисциплин, включающих математику. В на-
стоящей работе представлен опыт реализации прикладных исследовательских проектов, вы-
полненных совместно со студентами-экологами Вятского государственного университета,
как средства решения поставленной задачи с помощью математического моделирования и
многомерных статистических методов. На основе оценки областных показателей установ-
лено наличие статистически значимой связи между потреблением питьевой воды и возник-
новением заболеваний населения Кировской области со стороны внутренних органов и систем
организма (органов пищеварения, кожи, инфекционных и паразитарных заболеваний, моче-
половой и костно-мышечной систем). В результате анализа статистических показателей
на уровне муниципальных образований обосновано наличие статистически значимого вклада
нитратов в формирование неканцерогенного риска здоровью взрослого населения региона.
Ключевые слова: математическое моделирование, регрессионная модель, модели панельных
данных, студенты-экологи.
IMPLEMENTATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTSECOLOGISTS
BY METHODS OF STATISTICAL ANALYSIS OF DATA
S. I. Toropova
Abstract. One of the tasks formulated in the current normative documents in the sphere of higher
environmental education in Russia is students’ involvement in local and regional research of environment
aimed, in particular, at studying the relationship between changes in its quality and the population
diseases using the methods of natural science, including mathematics. The article presents the
experience of implementing applied research projects carried out in collaboration with environmental
students at Vyatka State University, as a means of solving the problem with the help of mathematical
modeling and multidimensional statistical methods. Based on the assessment of regional indicators,
the presence of a statistically significant relationship between drinking water consumption and the
emergence of diseases of internal organs and body systems (digestive organs, skin, infectious and parasitic
diseases, genitourinary and musculoskeletal systems) among the population of the Kirov region is
established. As a result of the analysis of statistical indicators at the level of municipalities, the presence
of a statistically significant contribution of nitrates to the formation of a non-carcinogenic risk to
the health of the adult population of the region has been substantiated.
Keywords: mathematical modeling, regression model, models of panel data, students-ecologists.
Торопова Светлана Ивановна, ассистент кафедры фундаментальной и компьютерной математики Вятского
государственного университета
e-mail: svetori82@mail.ru
Toropova Svetlana I., Assistant, Fundamental and computer mathematics Department, Vyatka State University
e-mail: svetori82@mail.ru
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ СЕТЕВЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ
НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Е. Сорокина
Аннотация. В статье приводятся примеры решения задач сетевых форм организации ме-
тодической деятельности. Благодаря организации работы с педагогами, функционированию
школьных и районных методических объединений, сотрудничеству с высшими учебными за-
ведениями, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополни-
тельных учебных программ для обучения педагогов, использованию дистанционных и иннова-
ционных технологий в повседневной деятельности достигается рост эффективности методи-
ческой деятельности в районе. На основании всего изложенного в статье делается следующий
вывод: сетевые формы организации методической деятельности являются востребованными в
условиях непрерывного образования. Данный вывод подкрепляется опытом работы Информа-
ционно-методического центра.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, образовательное учреждение, педа-
гог, сетевые формы, Google-документы.
THE NEED FOR NETWORK FORMS OF THE ORGANIZATION OF METHODICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF CONTINUOUS EDUCATION
N. E. Sorokina
Abstract. The article provides examples of solving the problems of network forms of organization of
methodological activities. Thanks to the organization of work with teachers, functioning of school
and district methodical associations, cooperation with universities, analysis of teachers’ participation
in professional competitions, organization of additional training programs for teacher training, use
of distance and innovative technologies in daily activities, an increase in the effectiveness of methodological
activities in the area is achieved. On the basis of everything stated in the article, the following
conclusion is made: the network forms of organization of methodical activity are necessary in conditions
of continuous education. This conclusion is supported by the experience of the Information and
Methodological Center.
Keywords: information and education environment, educational institution, teacher, network forms,
Google documents.
Сорокина Наталия Евгеньевна, заместитель директора МБУ «ИМЦ Железнодорожного района», г. Екате-
ринбург
e-mail: sne1987@mail.ru
Sorokina Natalia E., deputy director, Municipal budgetary institution „Information and methodological center,
Zheleznodorozhny District”, Ekaterinburg
e-mail: sne1987@mail.ru
АНТРОПОСОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
М. Н. Кузьмин
Аннотация. Избранная для обсуждения тема представляется сравнительно малоизученной.
Ее ведущее положение в системе факторов социокультурной динамики современного общества
осознано еще не до конца. Возможно, это результат известной «молодости» самого явления и
трактующей его науки. Соответствующие процессы и связанные с ними различные варианты
обобщения условий и обстоятельств организации взаимодействия человека, общества и дина-
мично растущей культуры получают выразительное развитие лишь последние 4–5 столетий
в связи с модернизацией – процессом спонтанного перерастания традиционного общества в
индустриальное, современное, начавшейся под давлением ряда закономерных обстоятельств
места и времени в Западной Европе на излете Средневековья.
Ключевые слова: общественно-исторический процесс, формационная теория, теория модер-
низации, социокультурный механизм общественной динамики.
ANTHROPOLOGICAL AND SOCIO-CULTURAL PARADIGM IN THE SYSTEM OF FACTORS OF MODERN SOCIETY DEVELOPMENT
M. N. Kuzmin
Abstract. The topic chosen for discussion seems to be rather poorly studied. Its key position in the
system of factors of the socio-cultural dynamics of modern society is not fully realized. Perhaps it is due
to the “juvenility” of the phenomenon itself and the science that deals with it. The relevant processes
and various options for generalizing the conditions and circumstances of the organizing the interaction
between a person, society and dynamically growing culture have been developed only for the last 4-5
centuries. It is connected with the process of modernization, spontaneous development of traditional
society into an industrial, modern one, which began under pressure from a number of regular circumstances
of place and time in Western Europe at the turn of the Middle Ages.
Keywords: socio-historical process, formational theory, modernization theory, socio-cultural mechanism
of social dynamics.
Кузьмин Михаил Николаевич, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат истори-
ческих наук, заместитель руководителя Центра этнокультурной стратегии образования ФГАО Федеральный
Институт развития образования
e-mail: kaluga20@hotmail.com
Kuzmin Mikhail N., Correspondent Member of the Russian Academy of Education, PhD in History, Deputy Head of
the Center of Ethno-cultural Strategy of Education, Federal Institute of Education Development
e-mail: kaluga20@hotmail.com
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ
Е. В. Романова, Е. Л. Болотова
Аннотация. Готовность руководителя образовательной организации к локальному нормотворчеству
является одним из необходимых условий эффективной деятельности образова-
тельной организации. В статье представлены результаты исследования, проведенного на базе
Московского педагогического государственного университета, раскрывающего степень участия
руководства Университета в разработке и организации локальных нормативных документов,
дается оценка применению электронного документооборота в управлении Университетом.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, локальный нормативный акт, нормотворчество,
руководитель образовательной организации, электронный документооборот.
FEATURES OF DEVELOPING THE LEGAL DOCUMENTATION IN THE PROCESS OF UNIVERSITY MANAGEMENT
E. V. Romanova, E. L. Bolotova
Abstract. Readiness of the head of the educational organization for local rule-making is one of the
necessary conditions for the effective activity of an educational organization. The article presents the
results of the study conducted on the basis of Moscow Pedagogical State University, which discloses the
degree of participation of the University leadership in the development and organization of local regulatory
documents, and estimates the use of electronic document flow in the University management.
Keywords: higher educational institution, local normative act, norm-setting, head of educational organization,
electronic document flow.
Романова Елена Владимировна, магистрант Кафедры управления образовательными системами им.
Т. И. Шамовой Московского педагогического государственного университета
e-mail: ev.romanova@mpgu.edu
Romanova Elena V., graduate student, T. I. Shamova Management of educational systems Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: ev.romanova@mpgu.edu
Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления образователь-
ными системами им. Т. И. Шамовой Московского педагогического государственного университета
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu
Bolotova Elena L., ScD in Education, professor, Shamova Management of educational systems Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИНГВИСТИКИ ТЕКСТА: ОТ ТЕОРИИ К МЕТОДИКЕ ПОДГОТОВКИ
И КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ЗАДАНИЯ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ В СИСТЕМЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА)
В. Т. Марков
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы современного изучения кате-
горий текста, средств связи между частями, деления текста на составляющие единицы, а
также способы описания текста в терминах функционально-смысловых типов речи (описа-
ние, повествование и рассуждения). Данные проблемы в изучении текста связаны с выработ-
кой критериев оценки заданий повышенной сложности с кратким и полным ответом в систе-
ме единого государственного экзамена. В статье дана оценка применению критерия наличие/
отсутствие нарушений абзацного членения с точки зрения рассмотрения абзаца как мини-
мальной текстообразующей единицы. По мнению автора, единицей членения текста являет-
ся сверхфразовое единство, в которой реализуется категория связности. Следовательно, вы-
ражение категории связности должно стать критерием оценки, а абзацу нужно сохранить
композиционно-стилистическая природу.
Ключевые слова: лингвистика текста, сверхфразовое единство, функционально-смысловые
типы речи, коммуникативные регистры и абзацное членение текста.
CURRENT TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TEXT LINGUISTICS: FROM THEORY TO METHOD OF PREPARATION AND EVALUATION CRITERIA IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN (TASKS FOR WORKING WITH TEXT IN THE SYSTEM OF THE UNIFIED STATE EXAM)
V. T. Markov
Abstract. The article deals with the current issues of studying text categories, means of communication
between parts, dividing text into constituent units, as well as ways of describing text in terms of
functional and semantic types of speech (description, narration and reasoning). These problems in the
study of the text are associated with the development of criteria for evaluating tasks of increased complexity
with a brief and complete answer in the system of the unified state exam. The article assesses
the use of the criterion of the presence / absence of violations of paragraph division from the point of
view of considering a paragraph as the minimum text-forming unit. According to the author, the unit
of division of the text is a super-phrasal unity in which the category of connectivity is realized. Consequently,
the expression of the category of connectedness should become a criterion for evaluation, and
the paragraph should preserve the compositional and stylistic nature.
Keywords: text linguistics, super-phrasal unity, functional-semantic types of speech, communicative
registers and paragraph division of the text.
Марков Владимир Тимофеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка для ино-
странных учащихся гуманитарных факультетов, Московский государственный университет имени М. В. Ло-
моносова, филологический факультет
e-mail: v.t.markov@hotmail.com
Markov Vladimir T., ScD in Education, Professor, Russian Language for Foreign Students of Humanities Department,
Lomonosov Moscow State University, Philology Faculty
e-mail: v.t.markov@hotmail.com
О РОЛИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
И. А. Щеглова
Аннотация. Задача данной работы – провести аналитический обзор научных взглядов и об-
разовательной политики зарубежных стран с целью установления роли навыка критическо-
го мышления в зарубежных образовательных системах. Автор статьи обращается к идеям
и идеалам философов, педагогов и психологов, в которых отражается важность внедрения
критического мышления в образовательный процесс. Также разбираются элементы образова-
тельных политик стран – участников международного исследования PISA.
Ключевые слова: навыки XXI в., критическое мышление, международные сравнительные ис-
следования, образовательная политика.
THE ROLE OF CRITICAL THINKING IN INTERNATIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS
I. A. Shcheglova
Abstract. The article presents an analytical review of scientific views and educational policies of foreign
countries in order to establish the role of critical thinking skills in foreign educational systems.
The author of the article addresses the ideas and ideals of philosophers, teachers and psychologists,
which reflect the importance of introducing critical thinking in the educational process. Elements of
educational policies of the countries participating in the Program for International Student Assessment
are also examined.
Keywords: 21 century skills, critical thinking, international comparative research, educational policy.
Щеглова Ирина Александровна, аспирант, аналитик в Центре социологии высшего образования Нацио-
нального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
e-mail: ishcheglova@hse.ru
Shcheglova Irina A., post-graduate student, Center of sociology of higher education, National Research University,
Higher School of Economics
e-mail: ishcheglova@hse.ru
«АНТИПЛАГИАТ» – ФИЛЬТР ИЛИ ТОРМОЗ?
(Критическая статья)
С. Ю. Гореликов
Аннотация. В статье автор критикует существующую систему «проверки научных работ
на плагиат». Поднимается проблема несовершенства компьютерных программ, используемых
для такой проверки. По мнению автора, никакой искусственный интеллект не способен пол-
ностью уловить смысл человеческой речи, и поэтому существующая система проверки науч-
ных работ на отсутствие заимствований с помощью компьютерных программ «антиплагиа-
та» является в основном не фильтром, призванным выявлять недобросовестных соискателей
ученых степеней, а ненужным тормозом, заставляющим ученых заниматься дополнительной
бессмысленной работой – преодолением барьера «антиплагиата» путем всяческих ухищрений,
в том числе и перефразированием своих некогда опубликованных текстов.
Ключевые слова: «антиплагиат», компьютерная программа, научная работа, плагиат,
смысл, ученый.
„ANTI-PLAGIARISM” – FILTER OR OBSTACLE? (Critical article)
S. Yu. Gorelikov
Abstract. The author of the article criticizes the existing system of „checking scientific papers on plagiarism.”
The problem of imperfection of computer programs used for such verification is considered.
According to the author, no artificial intelligence is able to fully grasp the meaning of human speech
and therefore the existing system of checking scientific work for lack of borrowing with the help of “anti-
plagiarism” computer programs is basically not a filter designed to detect unscrupulous candidates
for academic degrees, but an unnecessary obstacle forcing scientists to engage in additional meaningless
work - overcoming the barrier of „anti-plagiarism” by all sorts of tricks, including paraphrasing
their own, once published texts.
Keywords: „anti-plagiarism”, computer program, scientific work, plagiarism, meaning, scientist.
Гореликов Сергей Юрьевич, аспирант кафедры трудового права Академии Труда и Социальных Отноше-
ний, г. Москва
e-mail: sergeygorelikov@mail.ru
Gorelikov Sergey Yu., post-graduate student, Labor Law Department, Academy of Labor and Social Relations,
Moscow
e-mail: sergeygorelikov@mail.ru