СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ МИРОВЫХ
ТЕНДЕНЦИЙ
М. В. Баржанова, К. П. Доценко
Аннотация. В статье анализируются основные результаты реформы системы российско-
го образования. Авторами предложены меры по дальнейшему совершенствованию системы
школьного, среднего профессионального и высшего образования в России с учетом лучших до-
стижений мировых образовательных практик, применяемых, прежде всего, в странах Юго-
Восточной Азии.
Ключевые слова: реформа образования, ФГОС, школьное образование, СПО, высшее
образование.
IMPROVEMENT OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM TAKING INTO ACCOUNT MODERN WORLD TRENDS
M. V. Barzhanova, K. P. Dotsenko
Abstract. The article analyses the main results of the reform of the Russian education system. The
authors present methods to further improve the system of school, secondary vocational and higher
education in Russia, taking into account the best achievements of world educational practices used
primarily in the countries of Southeast Asia.
Keywords: educational reform, federal state educational standard, school education, secondary vocational
education, higher education.
Баржанова Маргарита Валерьевна, кандидат экономических наук, профессор Вэйнаньского педагогиче-
ского университета
e-mail: Barzhanowa@yandex.ru
Barzhanova Margarita V., PhD in Economics, professor, Weinan Pedagogical University
e-mail: Barzhanowa@yandex.ru
Доценко Константин Петрович, советник при ректорате Московского педагогического государственного
университета
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
Dotsenko Konstantin P., adviser to the rector’s office, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИКО-ПОНЯТИЙНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ОСНОВЫ)
В. И. Горбачев
Аннотация. В содержании общего математического образования исследуются общепредмет-
ные основы формирования логико-понятийной компетенции в содержании логических и пси-
холого-дидактических закономерностей. С позиций научно-методологического анализа пред-
метного знания выделены логические основы становления понятий, суждений, умозаключе-
ний, представления учебной теории. Предметная адаптация логического метода познания
выступает важнейшей дидактической задачей системно-понятийного представления учебной
теории, предусматривает проектирование видов познавательной деятельности, адекватных
усваиваемым предметным понятиям, суждениям, умозаключениям, представлению теории. В
спектре психолого-дидактических основ выделена задача системно-понятийного представле-
ния учебной теории в содержании категорий общей культуры, субъектного мировоззрения. В
личностном плане ведущей из дидактических закономерностей логико-понятийного представ-
ления предметной теории представлена задача развития субъекта деятельности учения: в
методологии деятельностной теории учения, в управляемом процессе интериоризации, в на-
правленном становлении познавательных психических процессов и состояний.
Ключевые слова: методика обучения математике, компетентностный подход в общем об-
разовании, предметные компетенции учебной математической деятельности, содержание
логико-понятийной компетенции, общепредметные (общелогические и дидактические) основы.
CONTENTS OF THE LOGICAL-CONCEPTUAL COMPETENCE OF GENERAL MATHEMATICAL EDUCATION (GENERAL SUBJECT BASICS)
V. I. Gorbachev
Abstract. In the content of general mathematics education, the general subject principles of forming
logical and conceptual competence in the content of logical and psychological and didactic patterns are
investigated. From the standpoint of scientific and methodological analysis of subject knowledge, the
logical foundations of the formation of concepts, judgments, conclusions, views on educational theory
are highlighted. Subject adaptation of the logical method of cognition is the most important didactic
task of the system-conceptual representation of educational theory; it implies the design of types of
cognitive activity that are adequate to the assimilated subject concepts, judgments, conclusions, and
theory representation. In the spectrum of psychological and didactic foundations, the task of a systemconceptual
presentation of educational theory in the content of categories of general culture and subject
worldview is highlighted. In the personal plan, the leading of the didactic regularities of the logicalconceptual
representation of the subject theory is the task of developing the subject of the doctrine: in
the methodology of the activity theory of the doctrine, in a controlled process of interiorization, in the
targeted formation of cognitive mental processes and states.
Keywords: methods of teaching mathematics, competence approach in general education, subject
competence of educational mathematical activity, content of logical-conceptual competence, general
subject (general logical and didactic) bases.
Горбачев Василий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, директор естественно-научного
института Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, Заслуженный учи-
тель Российской Федерации
e- mail: enibgu@mail.ru
Gorbachev Vasiliy I., ScD in Education, Professor, Director, Institute of Natural Sciences, Academician I. G. Petrovski
Bryansk State University, Honored Teacher of the Russian Federation
e- mail: enibgu@mail.ru
К ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПЕРЕМЕН И ОБЫДЕННОГО СОЗНАНИЯ
С. Л. Атанасян, И. С. Сафуанов
Аннотация. Рассматриваются некоторые аспекты истории математического образования,
связанные с образовательными реформами. Выделены особенности математического образо-
вания в советское время, позволявшие, с одной стороны, успешно готовить специалистов по
естественнонаучным и инженерным специальностям и, с другой стороны, способствовавшие
догматизму в преподавании. Рассмотрены реформы в отечественном математическом об-
разовании на четырех этапах: поиски новых форм обучения в первые годы развития советской
школы; приведение к единообразию в 1930-е гг.; «Колмогоровская реформа» 1960–1970-х гг. и,
наконец, реформы последних трех десятилетий. Отмечено влияние на математическое об-
разование социально-экономических перемен и вызванных этими переменами изменений в об-
щественном сознании. Выявлена необходимость учета обыденного сознания в осуществлении
реформ в математическом образовании.
Ключевые слова: математическое образование, реформы, история образования, обществен-
ное сознание, российское образование.
HISTORY OF SCHOOL MATHEMATICS EDUCATION: THE ROLE OF SOCIAL AND ECONOMICAL CHANGES AND OF ORDINARY CONSCIOUSNESS
S. L. Atanasyan, I. S. Safuanov
Abstract. The article considers some aspects of the history of mathematics learning related to educational
reforms. The features of mathematics education in the Soviet time are highlighted, which
allowed, on the one hand, to successfully train specialists in science and engineering and, on the other
hand, contributed to dogmatism in teaching. The reforms in national mathematics education are considered
at four stages: the search for new forms of education in the early years of the development of the
Soviet school; bringing to uniformity in the 1930s; “Kolmogorov Reform” of 1960–1970s and, finally,
the reforms of the last three decades. The influence on the social education of socio-economic changes
and the changes in public consciousness is noted. The necessity of taking into account everyday consciousness
in the implementation of reforms in mathematics education is revealed.
Keywords: Mathematical education, reforms, history of education, public consciousness, Russian
education.
Атанасян Сергей Левонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой геометрии
Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета
e-mail: atnsian@yandex.ru
Atanasyan Sergey L., ScD in Education, Professor, Chairperson, geometry Department, Institute of Mathematics
and Computer Sciences, Moscow Pedagogical State University
e-mail: atnsian@yandex.ru
Сафуанов Ильдар Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры высшей ма-
тематики и методики преподавания математики Института Цифрового Образования Московского город-
ского педагогического университета
e-mail: SafuanovIS@mgpu.ru
Safuanov Ildar S., ScD in Education, professor, Higher mathematics and methods of teaching mathematics Department,
Institute of Digital Education, Moscow City University
e-mail: SafuanovIS@mgpu.ru
СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Лян Цзин, Л. В. Трегубова, Т. А. Болдова
Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросам использования сетевых технологий в об-
учении студентов. Рассматривается методическая база становления обучения с помощью ин-
формационных и коммуникативных технологий, так как, изучая иностранный язык с помо-
щью новых технологий, студент сталкивается с целым рядом трудностей: он должен уметь
самостоятельно создавать оригинальные учебные гипертекстовые продукты и интерактивно
взаимодействовать в сети. Выполнение интерактивных заданий требует от студента при-
обретения умений планирования и отбора материала в иностранной гипертекстовой сети,
умений вести дискуссии на сайтах изучаемого языка, осуществляя рефлексию и анализ. Гипер-
текстовые технологии позволяют студентам проводить модульную работу с текстовой ин-
формацией и учебными материалами как совместную интерактивную работу в трехмерном
виртуальном пространстве.
Ключевые слова: обучение и новые технологии, специальная сфера обучения и коммуникации,
гипертексты в сети, иностранные языки, русский как иностранный, высшее образование.
MODERN LINGUODIDACTIC MODEL OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE TO STUDENTS OF CREATIVE SPECIALTIES
Ljan Tjing, L. V. Tregubova, T. A. Boldova
Abstract. The article focuses on the use of network technologies in teaching students. The methodological
basis for the development of learning through information and communication technologies is
being considered, since, learning a foreign language using new technologies, a student faces a number
of difficulties: he should be able to independently create original learning hypertext products and communicate
interactively in the network. The implementation of interactive tasks requires to gain the
skills of planning and selecting material in a foreign hypertext network, the ability to discuss on the
sites of the language being studied, carrying out reflection and analysis. Hypertext technologies allow
students to conduct modular work with textual information and educational materials as a collaborative
interactive work in a three-dimensional virtual space.
Keywords: training and new technologies, special area of training and communication, hypertexts in
networks, foreign languages, Russian as a foreign language, higher education.
Лян Цзин, директор Московского отделения института искусств Московского педагогического государ-
ственного университета, Председатель Вэйнаньской ассоциации музыкантов (Китай), начальник исследо-
вательского центра воспитания массовой музыкальной способности
e-mail: music.jing@163.com
Ljan Tjing, Director, Moscow Department of the Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University, Chairman,
Weinan Music Association (China), Head of the Research Center for the Education of Mass Musical Ability
e-mail: music.jing@163.com
Трегубова Людмила Васильевна, доцент Кафедры методики преподавания русского языка института фи-
лологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: dsovet@mail.ru
Tregubova Ljudmila V., Associate Professor, Methods of teaching Russian Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: dsovet@mail.ru
Болдова Тататьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор Кафедры РКИ Московского пе-
дагогического государственного университета
е-mail: bos1173@mail.ru
Boldova Tatjana A., ScD in Education, Professor, Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail:bos1173@mail.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А. С. Москвина, Ю. М. Снурницына
Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме в современной образовательной
действительности – экономическое образование младших школьников. Российская школа в на-
стоящее время находится в процессе реформирования: меняются подходы к содержанию кур-
сов, методов и методик преподавания, расширяется спектр предметов, изучаемых в школе
и проч. Одним из таких предметов является экономика – дисциплина, являющаяся одной из
важнейших составляющих гуманитарного образования, позволяющая сформировать целост-
ное мировоззрение современного школьника, вооружить его базовыми знаниями об основах эко-
номических отношений и широким спектром социально-экономических компетенций. Данные
позиции и явились отправной точкой обращения исследователей к рассматриваемой пробле-
матике. В работе проведен теоретический анализ феномена экономического образования в
историко-педагогической ретроспективе, отражены международные тренды в экономическом
образовании обучающихся современной школы. Кроме того, выделены концептуальные пози-
ции, регламентирующие деятельность общеобразовательной организации в контексте совре-
менной государственной образовательной политики. Наряду с этим авторы акцентируют
внимание на реальной необходимости экономической образованности младших школьников.
Ключевые слова: экономическая грамотность, экономика, экономическое образование, эконо-
мическое воспитание, общеобразовательная организация, инновации в образовании, младшие
школьники.
ECONOMIC EDUCATION IN THE MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION: FORMULATING THE PROBLEM
A. S. Moskvina, Yu. M. Snurnitsyna
Abstract. This article deals with the key problem in the modern educational reality – the economic
education of junior schoolchildren. The Russian school is currently in the process of reforming: approaches
to the content of courses, methods and methodologies of teaching are changing, the range of
subjects studied at school is being expanded, and so on. One of such subjects is economics as the most
important components of the humanities education, allowing to form an integrated worldview of modern
pupils, equipping them with basic knowledge about the economic relations and a wide range of social
and economic competencies. These positions were the starting point for researchers to address the
issues under consideration. The article presents a theoretical analysis of the phenomenon of economic
education in the historical and pedagogical retrospective, reflects the international trends in economic
education of modern schoolchildren. In addition, the article defines conceptual positions governing the
activities of the general educational organization in the context of modern state educational policy and
focuses on the real need for economic education of younger schoolchildren.
Keywords: economic literacy, economics, economic education, economic education, general education
organization, innovations in education, junior schoolchildren.
Москвина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования, за-
меститель декана факультета психологии Московского государственного областного университета
e-mail: anna.moskvina@list.ru
Moskvina Anna S., PhD in education, associate professor, Primary education Department, Deputy Dean, Psychology
Faculty, Moscow State Regional University
e-mail: anna.moskvina@list.ru
Снурницына Юлия Маратовна, учитель начальных классов ГБОУ Школа № 1501, магистрант 2 курса фа-
культета психологии Московского государственного областного университета
e-mail: snurnitsyna@mail.ru
Snurnitsyna Yulia M., Primary school teacher, School № 1501; Master student, Psychology Faculty, Moscow State
Regional University
e-mail: snurnitsyna@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПЫТА САМООБУЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Нгуен Тхук Тху, Чан Тхи Тхань, Т. А. Боровских
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования самообразовательных уме-
ний у обучающихся на этапе общего образования. Раскрыты определение, сущность, структу-
ра понятия самообучения как части самообразовательной компетенции. Обоснована модель
процесса формирования готовности к самообучению, описаны способы и приемы формирования
основных ее компонентов.
Ключевые слова: самообразование, самообучение, готовность к самообучению, опыт
самообучения.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF SELF-LEARNING EXPERIENCE AMONG SCHOOL STUDENTS
Nguyen Thuk Thu, Chan Thy Thanh, T. A. Borovskikh
Abstract. The article deals with the issues of forming self-learning skills among students at the stage
of general education. The definition, essence and structure of the concept of self-learning as part of
self-educational competence are disclosed. The article defines the model of the process of forming the
readiness for self-learning and describes the methods and techniques for the formation of its main
components.
Keywords: self-education, self-learning, readiness for self-learning, self-learning experience.
Нгуен Тхук Тху, аспирант Кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий Ин-
ститута биологии и химии Московского педагогического государственного университета
e-mail: thucthunguyen@gmail.com
Nguyen Thuk Thu, Nguyen Thuk Thu, graduate student, Natural Sciences and Communication Technologies Department,
Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University
e-mail: thucthunguyen@gmail.com
Чан Тхи Тхань, аспирант Кафедры естественнонаучного образования и коммуникативных технологий. Ин-
ститута биологии и химии Московского педагогического государственного университета
e-mail: thanhthanhtran85@gmail.com
Chan Thy Thanh, Chan Thy Thanh, graduate student Natural Sciences and Communication Technologies Department,
Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University
e-mail: thanhthanhtran85@gmail.com
Боровских Татьяна Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор Кафедры естественнонаучного
образования и коммуникативных технологий Института биологии и химии Московского педагогического
государственного университета
e-mail: tabor911@yandex.ru
Borovskikh Tatiana A., ScD in Education, Professor, Natural Sciences and Communication Technologies Department,
Institute of Biology and Chemistry, Moscow Pedagogical State University
e-mail: tabor911@yandex.ru
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НЕПРЕРЫВНОГО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПАХ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Г. Минасян
Аннотация. В статье рассмотрена актуальность преемственности в художественно-эсте-
тическом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста, представлен ведущий
принцип художественно-эстетического развития. Рассмотрены его два аспекта – музыкальное
и художественное развитие – на занятиях в детском саду и уроках в начальных классах обще-
образовательной школы. По результатам проведенного исследования выделены общие методи-
ческие подходы к занятиям в детском саду и в начальной школе, основывающиеся на развитии
эмоционально-эстетической отзывчивости при восприятии окружающего мира, первичных
форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явле-
ния в чувственно воспринимаемых образах. Доказано, что собственная творческая практика
ребенка является преобладающей формой в работе по восприятию искусства. Представлены
формы работы на уроках и занятиях музыкальным искусством и рисованием в непрерывной
системе «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа». Установлена домини-
рующая роль игровой деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: преемственность, музыкальные занятия, игровые методы, нетрадицион-
ные методики рисования, изобразительная деятельность.
CONTINUITY OF ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT AT THE STAGES OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION
N. G. Minasyan
Abstract. The article deals with the relevance of continuity in the artistic and aesthetic development
of preschool and primary school children, and presents the leading principle of artistic and aesthetic
development. Its two aspects are considered – music and artistic development – in kindergarten and
in the elementary school classes of the secondary school. According to the results of the study, general
methodological approaches to the studies in kindergarten and primary school are identified which are
based on the development of emotional and aesthetic responsiveness in comprehending the surrounding
world and the primary forms of artistic imagination as the ability to express emotional assessment
of the phenomenon in sensually perceptible images. It is proved that the child’s own creative practice
is the predominant form in the work on the perception of art. The forms of work in the lessons and
classes of musical art and drawing in the continuous system of „pre-school educational institution –
primary school” are presented. The dominant role of gaming activity in pre-school and junior school
age is established.
Keywords: continuity, musical studies, game methods, non-traditional painting techniques, visual
activity.
Минасян Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Музыкального педагоги-
ческого образования Донецкого педагогического института
e-mail: natashaminasian@mail.ru
Minasyan Natalya G., PhD in Education, Associate Professor, Musical Pedagogical Education Department, Donetsk
Pedagogical Institute
e-mail: natashaminasian@mail.ru
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ПЕДАГОГА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МИФОЛОГИЗИРОВАННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СЦЕНАРИЕВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ1
Т. П. Афанасьева, М. А. Мазниченко, Ю. С. Тюнников
Аннотация. Современная ситуация в образовании характеризуется мифологизацией массо-
вого и индивидуального педагогического сознания, функционированием мифов как средства и
специфического результата познания педагогической действительности, ценностного регу-
лятора педагогической деятельности. Мифологическая составляющая оказывает значимое
влияние на развитие личности педагога, результативность педагогической деятельности. В
этой связи представляется актуальным изучение динамики мифологизированных представ-
лений педагога на разных этапах его профессионального пути (профессиональная подготовка,
адаптация в школе, профессиональный рост, зрелость, наставничество), выявление их пре-
емственности. В статье изложены результаты экспериментального исследования мифоло-
гизированных представлений будущих и практикующих педагогов о различных объектах пе-
дагогической действительности, связанных с выполнением основных педагогических функций
(гностической, организационной, коммуникативной, проектировочной). Показана их преем-
ственность. Описаны основанные на них сценарии профессионального поведения. Прослежена
мифологическая динамика представлений педагога на разных этапах профессионального пути.
Ключевые слова: студент – будущий педагог, педагог-практик, мифологизированные пред-
ставления будущих и практикующих педагогов, преемственность мифологизированных пред-
ставлений, мифологическая динамика представлений педагога.
MYTHOLOGICAL DYNAMICS OF A TEACHER: CONTINUITY OF MYTHOLOGIZED IDEAS AND SCENARIOS AT DIFFERENT STAGES OF THE PROFESSIONAL PATH
T. P. Afanasyeva, M. A. Maznichenko, Yu. S. Tynnikov
Abstract. The current situation in education is characterized by the mythologization of mass and
individual pedagogical consciousness, the functioning of myths as a means and the specific result of
cognition of pedagogical reality, the value regulator of pedagogical activity. Mythological component
has a significant influence on the development of the teacher’s personality, the effectiveness of pedagogical
activity. In this regard, it seems relevant to study the dynamics of the teacher’s mythologized
views at different stages of his professional path (vocational training, adaptation in school, professional
growth, maturity, mentoring), identifying their continuity. The article presents the results of
an experimental study of mythologized ideas of future and practicing teachers about various objects of pedagogical reality associated with the fulfillment of basic pedagogical functions (gnostic, organizational,
communicative, design). Their succession is shown. Scenarios of professional behavior based on
them are described. The mythological dynamics of the teacher’s views at different stages of the professional
path is traced.
Keywords: a future teacher, a practicing teacher, mythologized ideas of future and practicing teachers,
continuity of mythological ideas, mythological dynamics of the teacher’s views.
Афанасьева Татьяна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий центром исследова-
ний инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образования РАО
e-mail: inido-atp@mail.ru
Afanasyeva Tatyana P., PhD in Education, associate Professor, head of the Research center of innovation in education,
Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education
e-mail: inido-atp@mail.ru
Мазниченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогиче-
ского и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Maznichenko Marina A., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogical and Psychological Education Department,
Sochi State University
email: maznichenkoma@mail.ru.
Тюнников Юрий Станиславович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Центра исследований инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образо-
вания РАО
e-mail: tunn@yandex.ru
Tynnikov Yuriy S., ScD in Education, Professor, Chief researcher, Research center of innovation in education, Institute
for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education
Email: tunn@yandex.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КИТАЕ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
Ян Фан, Ю. А. Дмитриев
Аннотация. Статья посвящена экономическому воспитанию китайских детей дошкольного
возраста. Раскрыты задачи, содержание, способы и методы экономического воспитания де-
тей. Правительственная политика Китая уделяет все большее внимание экономическому
воспитанию дошкольников. Известные в Китае ученые-педагоги и организации КНР активно
вносят предложения по вопросу развития экономического образования детей дошкольного воз-
раста. Детские сады также в ходе воспитания детей проводят большое количество меропри-
ятий, направленных на экономическое обучение дошкольников. Это, например, комплексные
мероприятия детских садов по основным темам учебного плана с компьютерной поддержкой,
региональные мероприятия, обмен книгами и игрушками, праздничные мероприятия, осу-
ществление экономического воспитания с использованием мультимедийных ресурсов и ресур-
сов, предоставляемых родителями. Исследование показывает, что существуют определенные
недостатки и трудности в области разработки содержания и методики экономического об-
разования детей в детских садах. Имеются также проблемы, связанные с недостаточным
уровнем компетенции педагогов в области экономического воспитания. Кроме того, позиция
родителей в отношении экономического воспитания дошкольников в детских садах также не-
достаточно активна. Несмотря на это мероприятия, направленные на экономическое вос-
питание в детских садах, интересны детям и их родителям, имеют хорошие перспективы
развития. Требуются совместные скоординированные усилия министерства образования, на-
учных кругов, детских садов и родителей по совершенствованию экономического образования
детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: экономическое воспитание дошкольников, содержание экономических пред-
ставлений, формы и методы экономического воспитания детей, особенности процесса форми-
рования экономических знаний у дошкольников, подготовка педагогов к экономическому вос-
питанию детей.
ECONOMIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CHINA: CONDITION, PROBLEMS, PROSPECTS
Yang Fang, Yu. A. Dmitriev
Abstract. The article is devoted to the economic education of Chinese children of preschool age. The
article reveals the objectives, content, means and methods of economic education of children. Chinese
government policy is paying increasing attention to the economic education of preschoolers. Famous
scientists, teachers and organizations of China actively make proposals on the development of economic
education of children of preschool age. Kindergartens also organize a large number of activities aimed
at the economic training of preschoolers. They are, for example, integrated kindergarten activities on
the main topics of the curriculum with computer support, regional events, the exchange of books and
toys, celebrations, the implementation of economic education using multimedia resources, and resources
provided by parents. The study shows that there are certain shortcomings and difficulties in the
development of the content and methods of the economic education of children in kindergartens. There
are also problems associated with an insufficient level of competence of teachers in the field of economic
education. In addition, the position of parents in relation to the economic education of preschoolers in
kindergartens is also not sufficiently active. Despite this, the activities aimed at economic education in
kindergartens are interesting for children and their parents, have good development prospects. Joint
coordinated efforts are needed from both the ministries of education, academia, kindergartens and
parents to improve the economic education of preschool children.
Keywords: economic education of preschool children, content of economic concepts, forms and
methods of economic education of children, features of the process of formation of economic knowledge
in preschool children, preparation of teachers for the economic education of children.
Ян Фан, магистр, доцент кафедры дошкольного образования Вэйнаньского педагогического университета,
аспирант Московского педагогического государственного университета
e-mail: 930676427@qq.com
Yang Fang, master in pedagogics, associate professor, Pre-school education Department, Weinan Pedagogical
University, post-graduate student, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 930676427@qq.com
Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор Кафедры дошкольной педаго-
гики Московского педагогического государственного университета
e-mail: 4230000@rambler.ru
Dmitriev Yuri A., ScD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 4230000@rambler.ru
ОСОБЕННОСТИ КРИТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СПОСОБА
ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
М. И. Ковель, Г. В. Глинкина
Аннотация. Статья содержит материалы исследования в области создания и применения
критериальной системы оценивания на основе теории и технологии Способа диалектического
обучения, авторами-разработчиками которого являются красноярские ученые – А. И. Гончарук
и В. Л. Зорина , получившие за него патент Международного центра педагогического изобрета-
тельства в 1996 г. Научная новизна предлагаемых материалов защищена в диссертации одного
из авторов статьи (М. И. Ковель), а практическая значимость заключается в возможности
использования разработанного алгоритма и средств оценивания учебных достижений обучае-
мых с применением критериального подхода на уроках при изучении любой дисциплины на раз-
ных ступенях обучения: как в начальных классах, так и в основной и старшей школе.
Представлено описание особенностей разработанной критериальной системы оценивания
образовательных результатов и ее роль в формировании у обучаемых объективной самооцен-
ки учебных достижений. Раскрывается, каким образом при разработке учителем содержа-
ния урока, форм организации учебного труда обучаемых и при проведении урока применяется
критериальная система оценивания, основанная на определении трудоемкости предметных
заданий в баллах, количественных показателей границ каждой оценки, а также создаются ус-
ловия для объективной оценки учителем достижений учеников на уроке и формирования у них
объективной самооценки. Приведены примеры разработанных критериев оценки интеллекту-
альных умений, развиваемых дидактическими средствами Способа диалектического обучения.
Ключевые слова: дидактические средства Способа диалектического обучения, заявка на
оценку, критерий оценки интеллектуальных умений, отметка, оценка, самооценка, трудоем-
кость предметных заданий, учебные достижения, формы и функции учебного труда.
FEATURES OF CRITERIA-BASED ASSESSMENT SYSTEM IN THE THEORY AND TECHNOLOGY OF THE METHOD OF DIALECTICAL TRAINING
M. I. Kovel, G. V. Glinkina
Abstract. The article contains research materials within the field of creating and implementing the
criterion assessment system based on the theory and technology of the Method of dialectic learning, the
authors of which are Krasnoyarsk scientists A. I. Goncharuk and V. L. Zorin, who received a patent for
it from the International Center for Educational Invention in 1996. The scientific novelty of the proposed
materials is presented in the dissertation of one of the authors of the article (M. I. Kovel), and the practical
significance is in the possibility of using the developed algorithm and means of evaluating students’
educational achievements with the use of the criteria-based approach in the classroom when studying any
discipline at different levels of education: both in the elementary grades and in the primary and high schools.
The article describes the features of the developed criterion assessment system of educational results
and its role in the formation of the objective self-esteem of educational achievements among students. It is revealed how the teacher develops the content of the lesson using a criterion assessment system based
on determining the complexity of the subject tasks in points, quantitative indicators of the boundaries
of each assessment, as well as implements objective assessment of the students ’achievements at the
lesson and forms their objective self-esteem. Examples of the criteria for evaluating intellectual skills
developed by didactic means of the Dialectic Training Method are given.
Keywords: didactic means of the Way of dialectic training, application for assessment, criterion for
evaluation of intellectual skills, mark, assessment, self-esteem, labor intensity of tasks, educational
achievements, forms and functions of educational work.
Ковель Марина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной педа-
гогики и психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, профессор Российской академии естествознания
e-mail: kovelmi@mail.ru
Kovel Marina I., PhD in Education, Associate Professor, General and special Pedagogics and Psychology Department,
Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educational workers, Professor,
Russian Academy of Natural Sciences
e-mail: kovelmi@mail.ru
Глинкина Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и специальной пе-
дагогики и психологии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, профессор Российской академии естествознания
e-mail: GalinaGlinkina@yandex.ru
Glinkina Galina V., PhD in Education, Associate Professor, General and special Pedagogics and Psychology Department,
Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development and Retraining of Educational workers, Professor,
Russian Academy of Natural sciences
e-mail: GalinaGlinkina@yandex.ru
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ ИЗУЧАЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
(АНГЛИЙСКОГО, НЕМЕЦКОГО И ИСПАНСКОГО)
П. Ю. Петрусевич
Аннотация. Статья посвящена проблеме обучения школьников нескольким иностранным
языкам. Анализируются современные социально-педагогические, научно-теоретические и на-
учно-практические условия введения второго иностранного языка в систему школьного образо-
вания. Рассматриваются существующие термины для обозначения ситуации освоения обуча-
ющимися нескольких иностранных языков. В статье представлена разработанная методика
формирования лексической компетенции обучающихся в условиях освоения ими двух или трех
иностранных языков. Раскрыты сущность и структура лексической компетенции как одного
из ключевых элементов коммуникативной компетенции. Детально рассматривается первый
модуль методики, который направлен на ознакомление школьников с лексической системой
изучаемых языков. Описываются задачи первого модуля, этапы его реализации и результаты
его внедрения в образовательный процесс.
Ключевые слова: иноязычная подготовка школьников, многоязычие, лексическая компетен-
ция, лексическая система, модульное обучение.
FAMILIARIZATION OF PUPILS WITH LEXICAL SYSTEMS OF THE FOREIGN LANGUAGES (ENGLISH, GERMAN, SPANISH)
P. Yu. Petrusevich
Abstract. The article deals with the problem of teaching several foreign languages to pupils. The
author analyzes modern socio-pedagogical, scientific-theoretical and scientific-practical conditions
of introducing the second foreign language in the system of school education. The article considers
the existing terms to describe the situation of learning several foreign languages and presents the
developed methodology for the formation of students’ lexical competence in the conditions of their
mastering two or three foreign languages. The essence and structure of lexical competence as one of
the key elements of communicative competence are revealed. The first module of the methodology,
which aims to familiarize schoolchildren with the lexical system of the languages being studied, is
considered in detail. The tasks of the first module, the stages of its implementation and the results of
its implementation in the educational process are described.
Keywords: foreign language training of schoolchildren, multilingualism, lexical competence, lexical
system, modular training.
Петрусевич Полина Юрьевна, аспирант, методист, Центр языкового образования Института языка и лите-
ратуры Удмуртского государственного университета, г. Ижевск
e-mail: polina.petrusevich@gmail.com
Petrusevich Polina Yu., post-graduate student, methodologist, Center for Language Education, Institute of Language
and Literature, Udmurt State University, Izhevsk
e-mail: polina.petrusevich@gmail.com
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ТЕХНОЛОГИИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИТАЯ
О. П. Осипова, Чжан Цзюньтао
Аннотация. В статье рассматривается проблема усиления мотивации и поведенческой кор-
рекции учащихся педагогическими средствами и технологиями. По теории В. Ф. Скиннера,
поведение любого человека обусловлено результатом действий в аналогичной ситуации в про-
шлом. Усиление мотивации относится к утвердительным или отрицательным последствиям
действия, в определенной степени определяет, повторяется ли поведение индивида.
Управление школьным образованием – это крупномасштабный системный проект, только
путем объединения теорий усиления и поведенческой коррекции педагогическими средствами
и технологиями с другими педагогическими теориями управления можно добиться удовлетво-
рительных результатов.
Ключевые слова: теория усиления, управление учащимися, положительное усиление, отри-
цательное усиление, поведенческая коррекция, педагогические средства и технологии.
PEDAGOGICAL MEANS AND TECHNOLOGIES OF STUDENTS’ BEHAVIORAL CORRECTION IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF CHINA
O. P. Osipova, Zhang Juntao
Abstract. The article deals with the problem of enhancing the motivation and behavioral correction
of students by means of pedagogical tools and technologies. According to V. F. Skinner’s theory, the
behavior of any person is due to the result of his actions in a similar situation in the past. Enhancing
motivation refers to the positive or negative consequences of the action, to a certain extent determines
whether the behavior of the individual is repeated.
School management is a large-scale system project; only by combining theories of enhancement
and behavioral correction by means of pedagogical tools and technologies with other pedagogical
management theories it is possible to achieve satisfactory results.
Keywords: theory of enhancement, student management, positive enhancement, negative enhancement,
behavioral correction, pedagogical tools and technologies.
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры управления образо-
вательными системами Московского педагогического государственного университета
e-mail: op.osipova@mpgu.edu
Osipova Olga P., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Management of Educational Systems Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: op.osipova@mpgu.edu
Чжан Цзюньтао, старший преподаватель Вэйнанского педагогического института, аспирант Московского
педагогического государственного университета
e-mail: 1431115602@qq.com
Zhang Juntao, senior lecturer, Weinan Pedagogical Institute, Post-graduate student, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: 1431115602@qq.com
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОВЛАДЕНИЯ СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
А. В. Дзюбань
Аннотация. Предметом данной статьи является анализ лингвистического, психолингвисти-
ческого, психологического и педагогического аспектов заявленной проблемы. Результаты ана-
лиза общей и специальной литературы, а также программного содержания литературного
образования младших школьников с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии, сви-
детельствуют о том, что поэтические произведения стимулируют мыслительную деятель-
ность, способствуют развитию творческого потенциала, формируют эстетический вкус.
Вместе с тем отмечаются трудности понимания стихов школьниками с нарушением слуха.
Подчеркивается, что начальный курс литературы для детей с нарушением слуха в условиях
инклюзивного обучения направлен на преодоление речевого недоразвития учащихся, практиче-
ское овладение речевыми навыками и строится в основном на работе с прозаическими теста-
ми. Работе со стихотворениями уделяется меньше внимания по объему и по качеству разбора
стихотворных текстов.
Ключевые слова: учащиеся с нарушением слуха, инклюзивное обучение, литературное разви-
тие, художественное восприятие и воспроизведение стихотворных текстов.
THEORETICAL BASICS OF MASTERING A POETIC TEXT BY YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT IN AN INCLUSIVE LEARNING ENVIRONMENT
A. V. Dziuban
Abstract. The article deals with the analysis of linguistic, psycholinguistic, psychological and
pedagogical aspects of the stated problem. The analysis of general and professional literature, as
well as literature syllabi for primary school students with hearing impairment studying in inclusive
environment, shows that poetry stimulates mental activity, boosts creativity and shapes aesthetic
sense. At the same time it has been noted that students with hearing impairment experience difficulties
understanding poetry. It is emphasized that the introductory course of literature for children with
hearing impairment in an inclusive learning environment is aimed at overcoming the speech
underdevelopment of students, the practical mastering of speech skills and is built mainly on work
with prosaic tests. However, less attention is paid to studying poetry and to the quality of poetry
analysis.
Keywords: students with hearing impairment, inclusive learning, literary development, artistic
perception and reproduction of poetic texts.
Дзюбань Александра Владимировна, ассистент кафедры специальной педагогики и психологии Высшей
школы психологии, педагогики и физической культуры Северного Арктического федерального универси-
тета имени М. В. Ломоносова
e-mail: a.dzyuban@narfu.ru
Dziuban Aleksandra V., Assistant, Special Pedagogy and Psychology Department, Higher School of Psychology,
Pedagogy and Physical Culture, M. V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University
e-mail: a.dzyuban@narfu.ru
ДЕТСКИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С. В. Бредихина
Аннотация. В данной статье представлены лингвистические и психолого-педагогические
предпосылки использования «отрицательного» языкового материала, содержащего детские ре-
чевые ошибки (инновации, неправильности) на уроках русского языка как средства реализации
деятельностного подхода в обучении младших школьников. В основе исследования теории, раз-
работанные Л. И. Айдаровой, Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, Д. Н. Богоявленского, П. Я.
Гальперина, А. К. Марковой.
Выявлено, что речевые ошибки могут быть преодолены или не преодолены к началу обучения
детей в школе. Учитывая этот фактор, целесообразно использовать детские речевые ошибки
для создания проблемных ситуаций как на этапе постановки учебных задач, так и при орга-
низации тренировочной работы, в целях формирования у школьников практических умений.
Речевая ошибка, применяемая для постановки учебной задачи, помогает организовать для
младшего школьника столкновение с трудностью, разрешением которой станет недостающее
знание. «Отрицательный» языковой материал (речевая ошибка), включенный в упражнения, по-
зволяет направить деятельность учащихся на их поиск и исправление ошибки, увлекает млад-
ших школьников.
Применение детских речевых ошибок на уроках русского языка способствует повышению по-
знавательной активности учащихся, развитию интереса к изучаемому материалу, формиро-
ванию универсальных учебных действий.
Ключевые слова: деятельностный подход в обучении, языковая система, образцовый языко-
вой материал, «отрицательный» языковой материал, детские речевые ошибки, постановка
учебной задачи, познавательная активность.
CHILDREN’S GRAMMAR ERRORS AS A MEANS OF TEACHING RUSSIAN TO YOUNGER PUPILS
S. V. Bredihina
Abstract. The article presents the linguistic, psychological and pedagogical prerequisites of the use of
„negative” language material containing children’s speech errors (innovations, irregularities) in
Russian lessons as a means of implementing the activity approach in teaching the younger students.
The study is based on the theory developed by L. I. Aidarova, Sh. A. Amonashvili, L. S. Vygotsky, D.
N. Bogoyavlensky, P. Y. Galperin, A. K. Markova.
It has been revealed that speech errors can be overcome or become insuperable by the beginning of
teaching children at school. Given this factor, it is advisable to use children’s speech errors to create
problem situations, both at the stage of setting educational tasks, and in the organization of training
work; formation of practical skills in students.
The speech error used for setting learning tasks helps to organize the facing with difficulty for the
younger student, the handling of which will be the missing knowledge. The „negative” language material (speech error) included in the exercises allows students to direct their activities to the search
and correction of errors, captivates young students.
The use of children’s speech errors in the lessons of Russian language helps to increase the cognitive
activity of students, the development of interest in the studied material, the formation of universal
educational activities.
Keywords: activity approach to learning, language system, model language material, “negative”
language material, children’s speech errors, setting educational task, cognitive activity.
Бредихина Светлана Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики
начального образования Благовещенского государственного педагогического университета
e-mail: bredihina-sveta@mail.ru
Bredihina Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogics and methods of primary education Department,
Blagoveschensk State Pedagogical University
e-mail: bredihina-sveta@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ КОГНИТИВНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СКАЗУЕМОГО НА ОСНОВЕ ПОНЯТИЙ СЕМАНТИЧЕСКОГО СИНТАКСИСА В 8 КЛАССЕ
П. С. Белозеров
Аннотация. Автор анализирует возможные пути развития современного образования и при-
ходит к выводу, что содержание каждого учебного предмета школьного курса должно отвечать
за формирование социально адаптированной личности. В статье подробно рассматривается
роль изучения родного языка в процессе социализации, которая заключается в формировании
коммуникативной компетенции. Работа над данным аспектом предметной составляющей,
по мнению автора, невозможна без обращения к активизации познавательных процессов уче-
ника в процессе изучения семантики языковых единиц. В качестве примера реализации такого
подхода в изучении грамматики автор рассматривает возможность изучения сказуемого в
8-м классе на основе понятий семантического синтаксиса, что позволяет сформировать опре-
деленные коммуникативные навыки при работе с грамматикой.
Ключевые слова: когнитивно-семантический подход, методика преподавания синтаксиса,
сказуемое, коммуникативная компетенция, семантический синтаксис, грамматико-комму-
никативные упражнения.
REALISING OF COGNITIVE-SEMANTIC APPROACH IN LEARNING PREDICATE BASING ON TERMS OF SEMANTIC SYNTAX IN THE 8TH GRADE
P. S. Belozerov
Abstract. The article analyses all the possible ways of developing modern educational system and
concludes that the content of each discipline should be responsible for bringing up a successful personality
for social living. This article describes in details the role of studying native language which
influences the forming of the communicative competence. The author supposes that it is impossible to
form it without activating cognitive processes when learning language items semantic. As an example
of implementing such approach in studying grammar the author regards a possibility of studying
predicate in the 8th grade basing on terms of semantic syntax that permits to from communicative skills
when learning grammar.
Keywords: cognitive-semantic approach, methods of teaching syntax, communicative competence,
predicate, semantic syntax, grammar and communicative tasks.
Белозеров Павел Сергеевич, аспирант Кафедры методики преподавания русского языка Московского пе-
дагогического государственного университета, ассистент Кафедры методики преподавания русского язы-
ка Московского педагогического государственного университета, учитель русского и иностранных языков
ГБОУ г. Москвы «Школа № 2097»
E-mail: pawelbellozerov@yandex.ru
Belozerov Pavel S., Post-graduate student, Methods of teaching Russian language Department, Moscow Pedagogical
State University, Russian and foreign languages teacher, School No 2097
E-mail: pawelbellozerov@yandex.ru
О СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕГО ВИДЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ
И. В. Дворецкая
Аннотация. Наличие общего (разделяемого всеми участниками образовательного процесса)
видения рассматривается как один из показателей процесса развития школы. В статье при-
ведены данные о сформированности общего видения использования ИКТ в учебном процессе,
полученные в ходе пилотирования инструмента для самооценки школы SELFIE. Обнаружено,
что все группы участников образовательного процесса согласны, что использование ИКТ важ-
но и желательно для их школы, однако целенаправленная работа по формированию общего
видения в коллективе школы, как правило, не ведется.
Ключевые слова: цифровая трансформация школы, цифровые технологии в образователь-
ном процессе, лидерство и управление в школе цифрового века, повышение эффективности
учебной работы.
ON THE FORMATION OF SHARED VISION ON THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT SCHOOL
I. V. Dvoretskaya
Abstract. The shared vision is considered one of the essential features of the school development
process. The article presents data on the formation of a shared vision of the use of ICT in the educational
process, obtained during the piloting of a tool for self-assessment of the school SELFIE. It was found
that all groups of participants in the educational process agree that the use of ICT is important and
desirable for their school, but purposeful work on the formation of shared vision in the school team, as
a rule, is not conducted.
Keywords: digital transformation of a school, digital technologies in teaching and learning process,
leadership and management in the digital age school, improving the effectiveness of academic work.
Дворецкая Ирина Владимировна, аспирант Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
e-mail: idvoretskaya@hse.ru
Dvoretskaya Irina V., Post-graduate student, Institute of Education, National Research University “Higher School
of Economics”
e-mail: idvoretskaya@hse.ru
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ГАЗЕТНОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО
И. В. Русина, Л. П. Куцовол, Г. И. Евтушенко
Аннотация. Будущая успешная работа наших студентов во многом зависит от уровня их
подготовки в педагогических вузах и приобретенных профессиональных компетенций, которые
должны соответствовать основным требованиям общества в условиях его информатизации.
В статье представлен опыт работы по формированию навыков реферирования газетных ста-
тей. На примере конкретного лексического материала предложен ряд заданий и упражнений,
способствующих, по мнению авторов, развитию коммуникативных навыков, которые явля-
ются основной целью обучения иностранным языкам. Для достижения данной цели в статье
предложено использовать не только аутентичные материалы из современных периодических
изданий и интернет-ресурсов, но и активно применять метод проектного обучения студен-
тов для формирования у них умения самостоятельно анализировать и перерабатывать полу-
ченную информацию в соответствии с поставленными задачами.
Ключевые слова: профессиональные компетенции учителя иностранного языка, развитие
коммуникативных навыков, реферирование статьи, аутентичный материал, повышение мо-
тивации, проектная деятельность.
TECHNIQUES FOR WORKING WITH NEWSPAPER VOCABULARY IN A CLASS OF GERMAN AS A SECOND FOREIGN LANGUAGE
I. V. Rusina, L. P. Kutsovol, G. I. Evtushenko
Abstract. The future successful work of our students depends largely on the level of their training in
pedagogical universities and acquired professional competencies, which should meet the basic requirements
of the society in the context of its informatization. The article presents the experience of forming
the skills of reviewing newspaper articles. On the example of particular lexical material a number of
tasks and exercises are proposed that contribute, in the authors’ opinion, to the development of communication
skills, which are the main goal of teaching foreign languages. To achieve this goal, the article
proposes to use not only authentic materials from modern periodicals and Internet resources, but also
actively apply the method of project-based training of students to develop their ability to independently
analyze and process the information received in accordance with the tasks.
Keywords: professional competence of a foreign language teacher, development of communication
skills, article abstracting, authentic material, motivation increase, project activity.
Русина Ирина Владимировна, доцент Кафедры немецкого языка Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: saxnova1978@mail.ru
Rusina Irina V., Associate professor, German language department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: saxnova1978@mail.ru
Куцовол Лариса Павловна, доцент Кафедры немецкого языка Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: klar20951@rambler.ru
Kutsovol Larisa P., Associate professor, German language department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: klar20951@rambler.ru
Евтушенко Галина Ивановна, доцент Кафедры немецкого языка Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: gevt@mail.ru
Evtushenko Galina I., Associate professor, German language department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: gevt@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Э. Р. Латыпова
Аннотация. Современное развитие общества, ведущее к постоянному углублению международ-
ных контактов, затрагивающих все сферы человеческой деятельности, требует готовности
специалистов к межкультурной коммуникации. Для успешного профессионального межкуль-
турного общения с инокультурными партнерами необходимо владеть межкультурной компе-
тенцией. Формирование межкультурной компетенции студентов неязыковых специальностей
возможно лишь в ограниченном объеме, с учетом специфики той или иной предметно-специа-
лизированной коммуникации. В статье раскрыты целеполагания при обучении иностранным
языкам с позиции коммуникативного и межкультурного подходов в лингводидактике. Выявле-
ны различия между межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенциями. Пока-
зана значимость выделения профессионально маркированных элементов в структуре знаний,
умений и навыков на основе выявления особенностей профессионального межкультурного обще-
ния будущих специалистов. Рассмотрены дескрипторы для оценки уровня сформированности
межкультурной компетенции. Подготовка студентов будет более эффективной, если в основу
содержания обучения иностранному языку будет положена целостность языковой, профессио-
нальной и межкультурной составляющих.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, коммуни-
кативный подход, неязыковые специальности, конкурентоспособность.
FORMATION OF BACHELORS’ INTERCULTURAL COMPETENCE OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES IN ORDER TO IMPROVE THEIR PROFESSIONAL TRAINING
E. R. Latypova
Abstract. The modern development of society, leading to the continuous deepening of international
contacts affecting all spheres of human activity, requires the willingness of specialists to intercultural
communication. For successful professional intercultural communication with foreign cultural partners,
it is necessary to possess intercultural competence. The formation of the intercultural competence
of students of non-linguistic specialties is possible only to a limited extent, taking into account the
specifics of a particular subject-specific communication. The article reveals the goal-setting in teaching
foreign languages from the perspective of communicative and intercultural approaches in linguadidactics.
The differences between intercultural and foreign language communicative competences are
revealed. The importance of identifying professionally marked elements in the structure of knowledge
and skills based on identifying features of professional intercultural communication of future specialists
is noted. The descriptors for assessing the level of formation of intercultural competence are con sidered. Training of students will be more effective if the content of learning a foreign language will be
based on the integrity of the language, professional and intercultural components.
Keywords: intercultural communication, intercultural competence, communicative approach, nonlinguistic
specialties, competitiveness.
Латыпова Эльвира Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры германских языков ФГБОУ
ВО Стерлитамакский филиал «Башкирский Государственный Университет»
e-mail: lat-elvira@yandex.ru
Latypova Elvira R., PhD in Education, associate professor, Germanic Languages Department, Sterlitamak Branch
of „Bashkir State University”
e-mail: lat-elvira@yandex.ru
АНАТОМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ГОЛОВЫ И КРИТЕРИИ ЛИЧНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОМ ОБУЧАЮЩИХ МЕТОДИК
И. С. Пензин, А. А. Архипов, А. С. Хлебников
Аннотация. В современной системе обучения академическому рисунку и курсу пластической
анатомии, в соответствии с требованиями новой программы высшего образования, первосте-
пенное внимание уделяется разработке методов и технологий, обеспечивающих условия для
самовыражения студента, личностного роста на основе самостоятельного выбора студентом
персональных обучающих методик.
Основная цель данной публикации – выявить критерии сличения студентом ценностных и
конструктивных характеристик различных методов и методик для самостоятельной орга-
низации процесса обучения.
Ключевые слова: академический рисунок головы, пластическая анатомия, критерии мето-
дов и методик, образование для самореализации.
ANATOMIC PICTURE OF HEAD AND CRITERIA FOR STUDENT’S PERSONAL CHOICE OF STUDING METHODS
I. S. Pensin, A. A. Arkhipov, A. S. Khlebnikov
Abstract. In the modern system of academic drawing and plastic anatomy course, in accordance with
the requirements of the new program of higher education, the focus is on the development of methods
and technologies, providing conditions for the expression of student’s personal growth based on the his
personal choice of personalized training methods.
The main purpose of the article is to identify the criteria for a student’s comparison of the value and
design characteristics of various methods and techniques for self-organization of the learning process.
Keywords: academic drawing of a head, plastic anatomy, criteria of methods and techniques, education
for self-realization.
Пензин Иван Сергеевич, доцент Кафедры рисунка и графики Института культуры и искусств Московского
городского педагогического университета
e-mail: ivpenzin@mail.ru
Penzin Ivan S., associate Professor, Drawing and graphics Department, Institute of culture and arts, Moscow city
University
e-mail: ivpenzin@mail.ru
Архипов Александр Александрович, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры рисунка и графики
Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета
e-mail:arhipov.62@bk.ru
Arkhipov Alexander A., PhD, associate Professor, Drawing and graphics Department, Institute of culture and arts,
Moscow City University
e-mail:arhipov.62@bk.ru
Хлебников Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры рисунка и графики Ин-
ститута культуры и искусств Московского городского педагогического университета
e-mail: Xlebnikov@list.ru
Khlebnikov Alexander S., PhD in Education, Associate Professor, Drawing and graphics Department, Institute of
culture and arts, Moscow city University
e-mail: Xlebnikov@list.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
У ДЕТЕЙ 7–10 ЛЕТ С НЕВРОЗОПОДОБНЫМ СИНДРОМОМ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧИРЛИДИНГОМ
А. В. Доронцев, Н. А. Зинчук, Н. В. Ермолина
Аннотация. В работе представлены результаты педагогического эксперимента применения
занятий чирлидингом в рамках адаптивной физической культуры (АФК) с детьми, имеющими
в анамнезе неврозоподобный синдром. Проведенный анализ показал снижение негативных ре-
акций, повышение коммуникативных способностей у детей, в ходе педагогического эксперимен-
та выявлены закономерные реакции организма детей на методически грамотно подобранную
физическую нагрузку. Представленный в статье алгоритм учебно-тренировочных занятий
чирлидингом позволяет дифференцировать физическую и эмоциональную нагрузки в зависи-
мости от фактической физической подготовленности детей и их психологического состояния.
Показано, что применяемая методика занятий чирлидингом имеет высокую эффективность
снижения проявления неврозоподобных симптомов и может использоваться на практических
занятиях с обучающимися младшего школьного возраста.
Ключевые слова: неврозоподобный синдром, младший школьный возраст, чирлидинг.
RESEARCH OF THE DYNAMICS OF PHYSICAL AND PSYCHOEMOTIONAL STATUS AT CHILDREN AGED 7–10 YEARS WITH NEURO-LIKE SYNDROME DOING CHEERLEADING
A. V. Dorontsev, N. A. Zinchuk, N. V. Yermolina
Abstract. The article presents the results of a pedagogical experiment using cheerleading in the framework
of adaptive physical culture involving children with neuro-like syndrome. The analysis showed
a decrease in negative reactions and increase in communicative abilities in children. During the pedagogical
experiment, regular reactions of the children’s organism to methodically well-chosen physical
activity were identified. The algorithm of educational and training lessons of cheerleading presented
in the article allows to differentiate physical and emotional loads depending on the actual physical
fitness of children and their psychological status. It is shown that the applied methods of cheerleading
lessons has a high efficiency of reducing the manifestation of neuro-like symptoms and can be used in
practical exercises with students of primary school age.
Keywords: almost neuro-like syndrome, younger school age, cheerleading.
Доронцев Александр Викторович, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственно-
го медицинского университета
е-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Dorontsev Aleksandr V., PhD in Education, Associate professor, Astrakhan State Medical University
е-mail: aleksandr.doroncev@rambler.ru
Зинчук Нина Аркадьевна, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственного уни-
верситета
е-mail: niva-zinchuk@mail.ru
Zinchuk Nina A., PhD in Education, Associate Professor, Astrakhan State Medical University
е-mail: niva-zinchuk@mail.ru
Ермолина Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Астраханского государственно-
го университета
е-mail: tomara-7264@mail.ru
Yermolina N. V., PhD in Education, Associate Professor, Astrakhan State Medical University
е-mail: tomara-7264@mail.ru
«К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИННОВАЦИЯМ ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ». ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ
КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ МОСКОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. Н. Рыжов
Аннотация. Процесс развития педагогической науки невозможен без бережного сохранения и
использования лучших традиций многих поколений ученых, трудившихся на Кафедре педаго-
гики МПГУ и составивших научную славу ведущего педагогического вуза страны. Одним из
путей сохранения и приумножения традиций выступила научная конференция, посвященная
столетнему юбилею кафедры и собравшая ученых со всей страны. Ведущим этапам развития
кафедры педагогики, деятельности ее выдающихся ученых и обозрению итогов проведенной кон-
ференции посвящена данная статья. Предлагаемый в ней материал позволяет актуализиро-
вать направления историко-педагогических исследований в МПГУ.
Ключевые слова: Кафедра педагогики МПГУ, история развития кафедры, педагогические
традиции, ведущие ученые кафедры педагогики, научные исследования кафедры педагогики,
Всероссийская научная конференция.
“PEDAGOGIC INNOVATIONS THROUGH THE COMPREHENSION OF TRADITIONS”. THE CENTENARY OF PEDAGOGY DEPARTMENT OF MOSCOW PEDAGOGICAL STATE UNIVERSITY
A. N. Ryzhov
Abstract. Тhe process of development of pedagogical science is impossible without careful preservation
and use of the best traditions of many generations of scientists who worked at the Pedagogy
Department of the Moscow Pedagogical State University and made the scientific fame of the leading
pedagogical university of the country. One of the ways of preserving and multiplying traditions was
the scientific conference dedicated to the 100th anniversary of the department, and collecting scientists
from all over the country. The article is devoted to the leading stages in the development of the pedagogy
department, the activities of its outstanding scientists and review of the results of the conference.
The material proposed in it allows to actualize the directions of historical and pedagogical research at
the Moscow Pedagogical State University.
Keywords: Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University, history of the department
development, pedagogical traditions, leading scientists of the pedagogy department, scientific research
of the pedagogy department, All-Russian scientific conference.
Рыжов Алексей Николаевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий Кафедрой педагогики Ин-
ститута «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета
e-mail: an.ryzhov@mpgu.edu
Ryzhov Aleksey N., ScD in Education, Associate Professor, Chairperson, Pedagogy Department, Institute “Higher
school of education”, Moscow Pedagogical State University
e-mail: an.ryzhov@mpgu.edu
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛАХ КНР И РФ
(уровень основного общего образования)
Сяо Юэ
Аннотация. Предмет «История» на протяжении всего времени существования КНР и РФ яв-
ляется важной составной частью государственного образования. Ввиду того, что процесс со-
циального развития России и Китая не одинаков, цели обучения истории в этих двух странах
также значительно отличаются. Данная статья главным образом проводит сравнительный
анализ целей обучения истории на этапе прохождения обучения в средних школах первой сту-
пени в КНР (7–9-й классы) и этапе получения неполного среднего образования в России (5–9-й
классы).
Ключевые слова: цели обучения истории, этап прохождения обучения в средних школах пер-
вой ступени в КНР (7–9-й классы), этап получения неполного среднего образования в России
(5–9-й классы), требования к предметным результатам основного общего исторического об-
разования в России.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE OBJECTIVES OF TEACHING HISTORY IN SCHOOLS OF CHINA AND RUSSIA
(the level of basic general education)
Xiao Yue
Abstract. History has been an important subject of the state education throughout the entire existence
of China and Russia. In view of the fact that the process of social development between Russia and
China is not the same, the objectives of teaching history in these two countries are also significantly different.
The article mainly provides a comparative analysis of the goals of teaching history at the firstgrade
of secondary schools in the China (grades 7–9) and the stage of obtaining incomplete secondary
education in Russia (grades 5–9).
Keywords: objectives of learning history, the stage of studying in high schools of the first level in
China (grades 7–9), incomplete secondary education in Russia (grades 5–9), the requirements for the
subject results of basic General historical education in Russia.
Сяо Юэ, доцент Вэйнаньского педагогического университета (КНР), аспирант Кафедры методики препода-
вания Московского педагогического государственного университета
e-mail: 383736641@qq.com.
Xiao Yue, Associate Professor, Weinan Pedagogical University, Postgraduate student, Methods of Teaching History
Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 383736641@qq.com
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В
СРЕДНИХ ШКОЛАХ РОССИИ И КИТАЯ
Лю Жун
Аннотация. Россия и Китай издавна обмениваются студентами для совместного обучения.
Сравнение особенностей и методов обучения истории в средних школах России и Китая имеет
значение для развития сотрудничества и контактов двух стран в образовательной сфере. В
статье рассматривается опыт реформирования систем исторического образования в средних
школах России и КНР в конце ХХ – начале ХХI в. Автор проводит сравнение особенностей ре-
формирования исторического образования в школах России и КНР и достижений, полученных
в этой области в последние годы обеими странами. Цель этого сравнения – определить педаго-
гический опыт в сфере школьного исторического образования, который можно заимствовать
для развития исторического образования в России и Китае.
Ключевые слова: Россия и Китай, реформирование систем обучения истории в средних шко-
лах Китая и России, сравнительное изучение особенностей и результатов реформирования
школьного исторического образования в КНР и России в конце ХХ – начале ХХI в.
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CURRENT STAGE OF REFORMING HISTORY TEACHING SYSTEMS IN SECONDARY SCHOOLS OF RUSSIA AND CHINA
Liu Rong
Abstract. Russia and China have long been exchanging students for joint training. Comparison of
features and methods of teaching history in secondary schools in Russia and China is important for
the development of cooperation and contacts between the two countries in the educational sphere. The
article deals with the experience of reforming the systems of historical education in secondary schools
of Russia and China in the late XX – early XXI century. The author compares the features of reforming
historical education in schools of Russia and China and the achievements obtained in this field in
recent years by both countries. The purpose of this comparison is to determine the pedagogical experience
in the field of school history education, which can be taken as an example for the development of
history education in Russia and China.
Keywords: Russia and China; reform of history education systems in secondary schools of China and
Russia; comparative study of features and results of reforming school historical education in China
and Russia in the late XX – early XXI century.
Лю Жун, преподаватель Вэйнаньского педагогического института (Китай), докторант Китайского универ-
ситета политики и права (Пекин), аспирант Московского государственного педагогического университета
e-mail: 2975126863@qq.com
Liu Rong, lecturer, Weinan Normal University (China), post-graduate student, China University of Politics and Law
(Beijing), post-graduate student, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 2975126863@qq.com
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Е. А. Никитская, Е. О. Никитина
Аннотация. Среди причин, влияющих на негативные тенденции по профилактике безнадзор-
ности и правонарушений несовершеннолетних в подростковой среде, можно выделить алко-
голизацию и наркотизацию несовершеннолетних; рост числа несовершеннолетних, освобож-
даемых от уголовной ответственности и наказания по различным основаниям в целом по
стране (ст. 76 Уголовного кодекса РФ «Освобождение от уголовной ответственности в связи
с примирением с потерпевшим») или использование положения ст. 90 УК РФ (Применение при-
нудительных мер воспитательного воздействия), однако применение данной статьи далеко не
всегда благоприятно влияет на поведение подростков. Вследствие анализа приходим к выво-
ду, что большинство совершающих преступление подростков уже ранее имели опыт преступ-
ной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что при применении ст. 90 УК РФ
(Применение принудительных мер воспитательного воздействия) имеем низкий результат по
социализации несовершеннолетних, преступивших закон. Для того, чтобы принудительные
меры воспитательного воздействия были более эффективны, необходимо совершенствовать
профилактическую работу всех субъектов, ее осуществляющих.
Ключевые слова: субъекты профилактики, делинквентное поведение, несовершеннолетние,
профессиональная подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации, межведом-
ственное взаимодействие.
ON THE ISSUE OF THE NEED TO IMPROVE THE WORK OF SUBJECTS OF PREVENTION OF DELINQUENT BEHAVIOR OF JUVENILES
E. A. Nikitskaya, E. O. Nikitina
Abstract. The reasons affecting the negative trends in the prevention of child neglect and juvenile
delinquency among adolescents include: alcoholization and narcotization of juveniles; the increase
in the number of minors exempted from criminal liability and punishment for various reasons in the
country as a whole (Article 76 of the Criminal Code of the Russian Federation “Exemption from criminal
liability due to reconciliation with the victim”) or using the provision of Article 90 of the Criminal
Code of the Russian Federation (The use of coercive measures of educational influence), however, the
application of this article does not always have a positive effect on the behavior of adolescents. As a
result of the analysis, it has been concluded that the majority of teenagers who have committed a crime
have already had experience in criminal activity. Thus, when applying article 90 of the Criminal Code
(the use of coercive measures of educational influence), there is poor result in the socialization of the
juveniles who have violated the law. In order for compulsory educational measures to be more effective,
it is necessary to improve the preventive work of all the subjects carrying it out.
Keywords: subjects of prevention, delinquent behavior, juveniles, vocational training, retraining, advanced
training, interdepartmental interaction.
Никитская Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России
им. В. Я. Кикотя
e-mail: katamax@yandex.ru
Nikitskaya Ekaterina A., PhD in Education, associate Professor, Pedagogy Department, Educational and Scientific
Complex, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
e-mail: katamax@yandex.ru
Никитина Евгения Олеговна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики
Учебно-научного комплекса психология служебной деятельности Московского университета МВД России
им. В. Я. Кикотя
e-mail: 4124799@mail.ru
Nikitina Evgenia O., PhD in Education, Senior lecturer, Pedagogy Department, Educational and Scientific Complex,
Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
e-mail: 4124799@mail.ru
ВЕРНИТЕ В ШКОЛУ МУЖЧИН
А. А. Рязанцев
Аннотация. В школах Российской Федерации учителей-мужчин явно недостаточно, и с каж-
дым годом тенденция ухудшения этого процесса становится заметнее. Феминизация отече-
ственного образования является причиной целого ряда проблем: буллинга, образования крими-
нальных группировок, гендерных взаимоотношений.
Опрос и анкетирование выпускников 9-х и 11-х классов школ г. Астрахани и педагогов-жен-
щин г. Астрахани показали, что абсолютное большинство респондентов считает необходи-
мым участие педагогов-мужчин в учебно-воспитательном процессе школы.
Автором публикации на основании проведенного исследования и изучения мировой практики
предлагается ряд неотложных мер по повышению престижности профессии учителя, особен-
но педагога-мужчины.
Ключевые слова: учитель-мужчина, феминизация учебного процесса, непрестижность про-
фессии, человек-личность, модель мужского воспитания.
RETURN MEN TO SCHOOL
A. A. Ryazantsev
Abstract. Male teachers are definitely insufficient in schools of the Russian Federation, and every year
the trend of deteriorating this process is becoming more noticeable. Feminization of the national education
is the cause of a number of problems: bullying, the formation of criminal groups, gender relations.
Based on the results of the research and study of world practice the author of the article offers a
number of urgent measures to increase the prestige of the teaching profession, especially the male
teacher.
Keywords: male teacher, feminization of the educational process, the prestige of the profession, person-
person, model of male education.
Рязанцев Алексей Алексеевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия, социология,
лингвистика» Астраханского государственного архитектурно-строительного университета
e-mail: strunya@mail.ru
Ryazantsev Alexey A., PhD in Education, associate professor, Philosophy, Sociology, Linguistics Department, Astrakhan
State Architecture and Construction University
e-mail: strunya@mail.ru
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ ПО ПРОБЛЕМАМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ «ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ, ОТКРЫТ ИННОВАЦИЯМ»
NATIONAL PARENTAL FORUM ON FAMILY EDUCATION ISSUES
„FAITHFUL TO TRADITIONS, OPEN TO INNOVATIONS”
Никитин Эдуард Михайлович, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических уни-
верситетов, доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате Московского педагогическо-
го государственного университета, Заслуженный учитель РФ
e-mail: em.nikitin@mpgu.edu
Nikitin Eduard M., Executive Director, Eurasian Association of Pedagogical Universities, ScD in Education, Professor,
Advisor at the Rector’s Office, Moscow Pedagogical State University, Honored Teacher of the Russian Federation
e-mail: em.nikitin@mpgu.edu
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ И УЧЕБНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XVI–XVIII ВВ.
В. Б. Новичков
Аннотация. В статье обобщается материал, посвященный становлению и динамике раз-
вития категории «образовательный идеал» на примере отечественных произведений нравоучительной
и учебной литературы допетровской и петровской эпох. Делается вывод о преем-
ственности и самобытности педагогических взглядов в России, на традициях которых сфор-
мировалось и развивалось творчество таких классиков отечественной педагогической мысли,
как К. Д. Ушинский и П. Ф. Каптерев. Отмечается архетипичность интуиций данных авто-
ров, прослеживаемая в сегодняшнем российском образовательном инновационном движении.
Ключевые слова: образовательный идеал, воспитывающая направленность, антропосоцио-
культурная фокусировка образования.
NATIONAL TRADITIONS OF FAMILY LEARNING IN THE WORKS OF MORAL AND EDUCATIONAL LITERATURE OF THE XVI–XVIII CENTURIES
V. B. Novichkov
Abstract. The article summarizes the material on the formation and dynamics of developing the category
„educational ideal” on the example of national works of moral and educational literature of pre-
Peter and Peter ages. The conclusion is made about the continuity and originality of pedagogical views
in Russia, on the traditions of which the work of such classics of Russian pedagogical thought as K.
D. Ushinsky and P. Kapterev was formed and developed. The archetypical intuition of these authors,
traced in today’s Russian educational innovation movement, is noted.
Keywords: educational ideal, nurturing orientation, anthropo-sociocultural focus of education.
Новичков Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент Института «Высшая школа образо-
вания» Московского педагогического государственного университета, Заслуженный учитель РФ
e-mail: buttur1@yandex.ru
Novichkov Vladimir B., PhD in Education, Associate Professor, Institute “Higher School of Education”, Moscow
Pedagogical State University, honored teacher
e-mail: buttur1@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ОТЦОВСТВА: ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ
С. Ю. Дивногорцева
Аннотация. В статье представлен взгляд на проблему отцовства в контексте православной
педагогической культуры. Автор показывает актуальность традиционных представлений
православной педагогики на роль отца в семье для решения современных проблем воспитания
детей и юношества. Основная цель статьи – привлечь внимание родительской общественно-
сти и педагогического сообщества к проблеме отцовства как проблеме ответственности за
духовное состояние и развитие семьи в целом и детей в ней. Автор статьи обращает внима-
ние на такие важнейшие составляющие традиционного понимания отцовства в православной
педагогической культуре, как личный пример жизни, духовная опека, поддержание авторите-
та, любовь и бескорыстие, деятельностный подход в деле воспитания. Вывод, который сде-
лан автором в конце статьи, – это уверенность в том, что традиционное для православной
педагогической культуры понимание отеческого воспитания как наставничества, заботы и
попечения способны преодолеть разрыв поколений, потерянность чувства сыновства в совре-
менных детях, вернуть в семейное общение доверительно-открытые отношения.
Ключевые слова: православная педагогическая культура, традиции воспитания, проблема
отцовства.
THE PROBLEM OF PATERNITY: THE TRADITIONS OF ORTHODOX PEDAGOGICAL CULTURE AND MODERNITY
S. Yu. Divnogortseva
Abstract. The article presents a view on the problem of paternity in the context of Orthodox pedagogical
culture. The author shows the relevance of traditional ideas of Orthodox pedagogy on the role of the
father in the family for solving modern problems of the upbringing of children and youth. The main
purpose of the article is to attract the attention of the parent and pedagogical community to the problem
of paternity as a problem of responsibility for the spiritual state and development of the family as
a whole and children in it. The author draws attention to such important components of traditional
understanding of paternity in the Orthodox pedagogical culture as a personal example of life, spiritual
care, maintenance of authority, love and unselfishness, activity approach in education. At the end of
the article, the author concludes that the traditional understanding of paternal education in the Orthodox
pedagogical culture as mentoring and caring is able to bridge the gap in generations, return to
family communication trust and open relationship.
Keywords: Orthodox pedagogical culture, traditions of upbringing, the problem of paternity.
Дивногорцева Светлана Юрьевна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и методики на-
чального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор Кафе-
дры педагогики Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного
университета
e-mail: sdivnogortseva@mail.ru
Divnogortseva Svetlana Yu., ScD in Education, Chairperson, Pedagogy and methodology of primary education
Department, Saint Tikhon’s Orthodox University; Professor, Pedagogy Department, Higher school of education,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: sdivnogortseva@mail.ru
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ОТЦОВСТВА
Л. М. Кузьмина
Аннотация. В статье обсуждаются вопросы, связанные с актуализацией роли отца в семье.
Анализируются результаты анкетирования «Представление студентов об отцовстве», про-
веденного среди студентов Института социально-гуманитарного образования МПГУ, а так-
же пилотажного исследования «Мой отец: какой он?» на базе Института биологии и химии
МПГУ. Отмечается, что необходимость формирования культуры отцовства среди молодежи,
будет способствовать укреплению института российской семьи.
Ключевые слова: институт семьи, молодежь, отцовство, роль отца.
SOCIOLOGY OF THE FAMILY AND FATHERHOOD
L. M. Kuzmina
Abstract. The article deals with the issues related to the actualization of the role of a father in the
family and analyzes the results of the survey “Students’ idea on fatherhood” conducted among students
of the Institute of Social and Humanitarian Education of Moscow Pedagogical State University, as
well as the pilot study “My father: what is he like?” on the basis of Institute of biology and chemistry
of Moscow Pedagogical State University. It is noted that the need to form a fatherhood culture among
young people will help strengthen the institution of the Russian family.
Keywords: institute of family, youth, fatherhood, father’s role.
Кузьмина Любовь Михайловна, кандидат социологических наук, доцент Кафедры педагогики Института
«Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета
e-mail: l-kuzmina@mail.ru
Kuzmina Lubov M., PhD in Sociology, Associate Professor, Pedagogy Department, Institute of Higher School of
Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: l-kuzmina@mail.ru
О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ
РОДИТЕЛЕЙ
В. Л. Кабанов
Аннотация. В статье приводится анализ практик образования и воспитания в условиях
малой разновозрастной группы детей на принципах семейного воспитания. Также в насто-
ящее время в России в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро-
дителей, происходит реформирование деятельности по принципам семейного воспитания.
Вместе с тем анализ профессиональной подготовки семейных воспитателей показывает от-
сутствие компетенций для работы в малой разновозрастной группе детей. В педагогических
вузах страны профессиональной подготовки специалистов в области семейного воспитания
не осуществляется. Московский педагогический государственный университет имеет давние
традиции в области подготовки специалистов для семейно-ориентированного воспитания и
образования. В 2018 г. в Институте «Высшая школа образования» создана программа и осу-
ществлен набор абитуриентов на образовательную программу высшего образования ступени
бакалавриат педагогического направления «Семейное воспитание». Представлена концепция
данной программы.
Ключевые слова: семейное воспитание, замещающая семья, профессиональная семья, дети-
сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, специалист в области семейного воспи-
тания, образовательная программа.
ON THE TRAINING OF TEACHERS IN THE FIELD OF FAMILY EDUCATION, INCLUDING FOR SUBSTITUTE PARENTS
V. L. Kabanov
Abstract. The article analyzes the practices of teaching and upbringing in the context of a small, uneven
age group of children on the principles of family education. Also, at the present time in Russia,
organizations for orphans and children left without parental care are reforming their activities on the
principles of family upbringing. At the same time, the analysis of the professional training of family
educators shows the lack of competencies for working in a small uneven-aged group of children. In pedagogical
universities professional training of specialists in the field of family education is not carried
out. Moscow Pedagogical State University has a long tradition in the field of training specialists for
family-oriented upbringing and education. In 2018, the Institute „Higher School of Education” created
a program and recruited applicants for the educational program of higher education at the Bachelor’s
level in the pedagogical direction „Family Education”. The concept of this program is presented.
Keywords: family education, substitute family, professional family, orphans, children left without parental
care, specialist in family education, educational program.
Кабанов Владимир Львович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной ра-
боте Института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета
e-mail: vl.kabanov@mpgu.edu
Kabanov Vladimir L., PhD in Education, Associate Professor, Deputy Director for research, Institute, Higher School
of Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: vl.kabanov@mpgu.edu