Language

Журнал «Наука и школа», №6 за 2017 год

(ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК МЕТАПРЕДМЕТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

М. В. Аргунова, Д. В. Моргун

Аннотация. В статье представлен опыт разработки аксиологических и методологических ос-
нований экологического образования для устойчивого развития, рассматриваемого как мета-
предметная, конвергентная образовательная система. Определена основная аксиологическая
семантика, ценностно-смысловые ориентиры и технологии организации экологического обра-
зования для устойчивого развития в сфере общего образования. Рассмотрен опыт применения
коэволюционной эпистемологической модели в учебно-методических комплексах, разработан-
ных на основе описанных аксиологических и методологических принципах. В качестве примера
реализации рассматриваемой методологии представлен новый учебный предмет «Экология»
для обучающихся 10–11-х классов общеобразовательной школы.
Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, аксиологические основа-
ния, методологические основания, метапредметные образовательные результаты.

AXIOLOGICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A DIRECTION OF METASUBJECT EDUCATION

M. V. Argunova, D. V. Morgun

Abstract. The article presents the experience of the development of axiological and methodological
foundations of environmental education for sustainable development considered as a meta-subject,
convergent educational system. It defines the basic axiological semantics, value oriented guidelines
and technologies of environmental education for sustainable development in the general education
system. The experience of the application of co-evolutionary epistemological model in the educational
complex, developed on the basis of the described axiological and methodological principles is also
presented. A new academic subject „Ecology” for students of 10-11 grades of secondary school as an
example of the worked out author’s methodology is introduced.
Keywords: Environmental education, sustainable development, axiological foundations, methodological
foundations, meta-subject educational results.

Аргунова Марина Вячеславовна, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор
кафедры дошкольного и начального образования Центра дошкольного и начального образования ГАОУ ВО
МИОО, заслуженный учитель РФ
e-mail: argunovamv@mioo.ru
Argunova Marina V., PhD in Biology, ScD in Education, Professor, Preschool and Primary Education Department, Center
for Preschool and Primary Education, Moscow institute of open education, Honored Teacher of Russian Federation
e-mail: argunovamv@mioo.ru
Моргун Дмитрий Владимирович, кандидат философских наук, кандидат биологических наук, директор
Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма
e-mail: MorgunDV@edu.mos.ru
Morgun Dmitry V., PhD in Philosophy, PhD in Biology, Director, Moscow Centre of Environmental Education, Regional
Research and Tourism
e-mail: MorgunDV@edu.mos.ru

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С. А. Боргояков

Аннотация. В статье проведен анализ языковой ситуации, состояния и перспектив обучения
родным языкам народов Российской Федерации в контексте национальной политики государ-
ства. Показано, что главной тенденцией в ситуации с родными языками среди автохтонных
народов страны является уменьшение числа людей, называющих родным этнический язык, и
рост числа не владеющих им. В результате важным вызовом этническим сообществам и эт-
нокультурной школе страны стала проблема обучения родному языку детей, не владеющих
или слабо владеющих им. Охарактеризовано проблемное поле развития этнокультурного об-
разования как важнейшего фактора поддержки и развития этнокультурной идентичности,
языков и традиций народов страны во взаимосвязи с решением задач консолидации и укрепле-
ния единства многонационального государства.
Ключевые слова: этнокультурное образование, национальная политика, языковая ситуация,
обучение родному языку как государственному языку, проблемное поле.

THE CONDITION AND PROSPECTS OF NATIVE LANGUAGES IN THE RUSSIAN SYSTEM OF EDUCATION

S. A. Borgoyakov

Abstract. The article focuses on the analysis of the language situation, the condition and prospects
of teaching the native languages the peoples of the Russian Federation in the context of the national
policy of the state. It is shown that the main trend of the native language situation among the indigenous
peoples of Russia is the decrease of the number of people who calls its ethnic language as native
and the increase of the number of people who does not operate it. As a result, the important challenge
to the ethnic communities and ethno-cultural school of Russia is the problem of teaching the native
language to children who do not operate or poorly operate it. The article also characterizes the problem
of development of ethno-cultural education as an important factor of supporting and developing
ethno-cultural identity, languages and traditions of the peoples of Russia together with the problem of
consolidating and strengthening the unity of the multinational state.
Keywords: ethno-cultural education, national policy, language situation, teaching the native language
as a state language, problem field.

Боргояков Сергей Александрович, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник лаборато-
рии анализа состояния и перспектив развития образования РАО, почетный работник высшего профессио-
нального образования РФ
e-mail: borgsergey@rambler.ru
Borgoyakov Sergey A., ScD in Education, Senior Researcher, Laboratory of analysis of conditions and prospects
of development of education, Russian Academy of Education, Honorary worker, Higher professional education of
the Russian Federation
e-mail: borgsergey@rambler.ru

ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕТСКИЙ ТРУД

Г. Л. Ильин

Аннотация. В статье обсуждается проблема трудового воспитания в школах в свете изме-
нения, которое готовится в современном отечественном законодательстве о более тесной
связи обучения и труда. Рассмотрение ведется в социальном, историческом, теоретическом
аспектах и в соотношении с Конвенцией ООН о правах ребенка. Делается вывод, что решение
должно определяться новым пониманием труда и учебной деятельности, в соответствии с
достигнутым уровнем исторического и экономического развития страны.
Ключевые слова: О. Ю. Васильева, сельские бригады, обучение, труд, законопроект, работа с
информацией, Конвенция о правах ребенка.

CHILD LABOR AND EDUCATION

G. L. Ilyin

Abstract. The article deals with the issue of labor education in schools in the light of the change that
is being prepared in the modern domestic legislation on a closer collaboration between education and
work. The review is conducted in social, historical, theoretical aspects and in relation to the UN Convention
on the Rights of the Child. It is concluded that the decision should be determined by a new
understanding of labor and educational activities in accordance with the achieved level of historical
and economic development of the country.
Keywords: O. Vasilyeva, rural brigades, training, labor, bill, work with information, Convention on
the Rights of the Child.

Ильин Георгий Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольной
педагогики Московского педагогического государственного университета
e-mail: gor-946@yandex.ru
Ilyin Georgy L., ScD in Education, Pre-School Pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: gor-946@yandex.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ: ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БИОЛОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Ж. А. Антипушина, О. А. Калашникова, О. В. Чубарова

Аннотация. Статья посвящена разработкам и включению практических и интерактивных
элементов в занятия по анатомии и физиологии человека, проводимых в Государственном
биологическом музее им. К. А. Тимирязева.
Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева является единственным москов-
ским музеем с открытой для всех экспозицией по анатомии и физиологии. Ежегодно в музее
проходит более 150 школьных экскурсий по этой теме. Но физиологию нельзя изучать только на
чучелах, влажных препаратах и микропрепаратах, поэтому сотрудники музея разрабатывают
занятия, позволяющие показать физиологические процессы на практике. На экскурсиях демон-
стрируются химические опыты, условные и безусловные рефлексы крысы, опыты со спинальной
лягушкой. Есть практическое занятие по физиологии мышц, во время которого ученики сами
готовят нервно-мышечный препарат из лапки лягушки и проводят с ним серию эксперимен-
тов с разными раздражителями. Младшим школьникам адресованы игры, отражающие суть
физиологических процессов. Большое внимание отводится изготовлению наглядных пособий.
Ключевые слова: анатомия и физиология, школьное образование, занятие в музее, наглядные
пособия.

ANATOMY AND PHYSIOLOGY INTERACTIVE LESSONS: EXPERIENCE
OF THE STATE BIOLOGICAL MUSEUM NAMED AFTER K. A. TIMIRYAZEV

Zh. A. Antipushina, O. A. Kalashnikova, O. V. Chubarova

Abstract. The article presents the development of practical and interactive elements and their implementation
in anatomy and physiology workshops and educational games in the State Biology Museum named
after K. A. Timiryazev.
The State Biology Museum is the only public Moscow museum with anatomy and physiology exhibition.
Over 150 thematic guided tours for pupils are organized per year. However, dummies, micropreparations
and wet anatomic exhibits are not enough for studying physiology. That is why museum researchers
develop practical lessons revealing physiological processes. Chemical experiments, conditioned
and unconditioned rat reflexes, and experiments with a spinal frog are demonstrated. In the workshop
‘Muscular physiology’ pupils prepare a neuromuscular preparation from the frog’s foot and conduct a series
of experiments with it. Educational games regarding different physiological processes are addressed
to 8–10-year-old pupils. Creation of visual aids is also important for the educational process.
Keywords: anatomy and physiology, school education, workshops in museum, visual aids.

Антипушина Жанна Андреевна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Государ-
ственного биологического музея им. К. А. Тимирязева
e-mail: zh.antipushina@gmail.com
Antipushina Zhanna A., PhD in Biology, senior researcher, K. A. Timiryazev State Biology Museum
e-mail: zh.antipushina@gmail.com
Калашникова Ольга Александровна, старший научный сотрудник Государственого биологического музея
им. К. А. Тимирязева
e-mail: gbmt@gbmt.ru
Kalashnikova Olga A., senior researcher, K. A. Timiryazev State Biology Museum
e-mail: gbmt@gbmt.ru
Чубарова Ольга Владимировна, заведующая отделом музейной педагогики Государственного биологиче-
ского музея им. К. А. Тимирязева
e-mail: gbmt@gbmt.ru
Chubarova Olga V., head of museum pedagogy department, K. A. Timiryazev State Biology Museum
e-mail: gbmt@gbmt.ru

СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

В. Д. Янченко, Цзи Мин

Аннотация. В статье представлены возможности использования текстов исторического со-
держания в процессе обучения китайских студентов-русистов чтению как виду речевой дея-
тельности, показаны фонетические, лексические, грамматические затруднения, рекомендова-
ны упражнения для их предупреждения.
Ключевые слова: тексты исторического содержания, русский язык как иностранный, обу-
чение чтению как виду речевой деятельности, фонетические, лексические, грамматические
ошибки, предупреждение ошибок.

WAYS OF PREVENTING DIFFICULTIES IN THE COURSE OF TEACHING READING THE CHINESE STUDENTS

V. D. Yanchenko, Qi Ming

Abstract. The article presents the possibilities of using the texts of historical content in the course of
teaching Chinese students reading and shows the phonetic, lexical, grammatical difficulties, and recommends
exercise to prevent them.
Keywords: texts of historical content, Russian as a foreign language, teaching reading as a type of
speech activity, phonetic, lexical and grammatical errors, prevention of errors.

Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподава-
ния русского языка, и.о. декана факультета русского языка и межкультурной коммуникации для иностран-
ных граждан Московского педагогического государственного университета
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Yanchenko Vladislav D., ScD in Education, Associate Professor, Methods of teaching Russian Department, acting
Vice Rector, Russian language and intercultural communication for foreign citizens Faculty, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Цзи Мин (Китай), аспирант кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогическо-
го государственного университета
e-mail: 44150759@qq.com
Qi Ming (China), Post-graduate student, Methods of teaching Russian Department, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: 44150759@qq.com

СТУДЕНТЫ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Е. Н. Юдина, В. Н. Тренёв

Аннотация. В статье на основании эмпирических исследований, выполненных качественными
методами, выявлены социальные аспекты поведения студентов на рынке труда, а также ис-
следуются достоинства и недостатки различных трудовых стратегий, позволяющих совме-
щать работу и учебу. В статье делается вывод, что студенты отдают приоритет учебе, по-
этому у них востребованы такие виды трудовой деятельности, которые позволяют успешно
продолжать обучение. Наиболее популярны среди студентов трудовые стратегии, связанные
со сферой обслуживания: продавец-консультант, репетитор, официант, тренер, администра-
тор сайта и т. п. Каждая трудовая стратегия имеет свои достоинства и недостатки. Но
в целом они позволяют студентам заработать на повседневные нужды и успешно закончить
образование.
Ключевые слова: молодежь, студенты, рынок труда, трудовые стратегии, совмещение рабо-
ты и учебы, метод включенного наблюдения, глубокое интервью.

HIGHER EDUCATION STUDENTS IN THE LABOR MARKET

E. N. Yudina, V. N. Trenyov

Abstract. The article reveals social aspects of students’ behavior in the labor market on the basis of
empirical studies carried out by quality methods,, and also examines the advantages and disadvantages
of various labor strategies that combine work and study. The article concludes that students give
priority to study. Therefore, such types of work which allow to continue training successfully are mostly
in demand. The labor strategy connected with services industry are most popular among students:
sales assistant, tutor, waiter, coach, site administrator, etc. Each labor strategy has its advantages
and disadvantages. But in general they allow students to earn for every day needs and to successfully
complete education.
Keywords: the youth, students, labor market, labor strategies, combining work and study, method of
included observation, in-depth interview.

Юдина Елена Николаевна, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующей кафедры
теоретической и специальной социологии по науке Московского педагогического государственного уни-
верситета
e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru
Yudina Elena N., ScD in Sociology, Professor, Deputy Chairperson, Theoretical and Special Sociology Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru
Тренёв Василий Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и специаль-
ной социологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: budanovama@mail.ru
Trenyov Vasily N., ScD in Engineering, Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО МОДУЛЕЙ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

А. А. Позднякова, Т. П. Чепкова, О. В. Филиппова, И. В. Федорова

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы интеграции фразеологического и истори-
ко-культурного модулей в системе обучения иностранных студентов-филологов языку специ-
альности. На примере организации модулей «Сопоставительная фразеология» и «История и
культура России» доказывается, что модульная система обучения способствует формирова-
нию общеязыковой и профессиональной компетенций иностранных учащихся. Обосновывается
положение о том, что фразеологический и историко-культурный модули обладают большим
интегративным потенциалом и могут выступать в качестве механизма консолидации со-
держательного компонента смежных дисциплин («Русская фразеология», «Язык русских СМИ»,
«Русская литература XVIII–XIX вв.», «История русской культуры» и др.), а работа в системе
данных модулей позволяет активизировать познавательные способности обучаемых. На осно-
вании анализа учебных программ делается вывод о важности интеграции модульных курсов,
ориентированных на введение иностранных специалистов в актуальную языковую среду.
Ключевые слова: модуль, модульное обучение, русский язык как иностранный, фразеология,
фразеологическая единица, общеязыковая компетенция, профессиональная компетенция.

INTEGRATION OF PHRASEOLOGICAL, HISTORICAL AND CULTURAL MODULES INTO THE SYSTEM OF TEACHING FOREIGN STUDENTS THE SPECIALTY LANGUAGE

A. A. Pozdnyakova, T. P. Chepkova, O. V. Philippova, I. V. Fedorova

Abstract. The article considers the issues of integrating phraseological and historical-cultural modules
into the system of teaching the language of specialty the foreign students. Arranging the “Comparative
Phraseology” and “History and Culture of Russia” study modules is used as an example
to prove that the modular system or learning facilitates building general language and professional
competences of foreign students. The article substantiates the thesis that phraseological and historicalcultural
modules poses great integration potential and can serve as a mechanism of consolidating the
content of related disciplines (“Russian Phraseology,” “Language of the Russian Media,” “Russian
Literature of the 18th and 19th Century,” “History of the Russian Culture,” etc.), and working within the
system of the above modules helps enhance the students’ cognitive abilities. Analysis of the curricula supports
the conclusion about the importance of integrating the modular courses aimed to introduce foreign specialists
into the current language environment.
Keywords: module, modular education, Russian as a foreign language, phraseology, phraseological
unit, general language competence, professional competence.

Позднякова Алина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры РКИ Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: apozdnyakova@live.ru
Pozdnyakova Alina A., PhD in Education, Associate Professor, Moscow Pedagogical State University
e-mail: apozdnyakova@live.ru
Чепкова Татьяна Павловна, кандидат филологических наук, профессор кафедры РКИ Московского педаго-
гического государственного университета
e-mail: tachep@mail.ru
Chepkova Tatiana P., PhD in Philology, Professor, Russian as a Foreign Language Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: tachep@mail.ru
Филиппова Ольга Витольдовна, доцент кафедры РКИ Московского педагогического государственного
университета
e-mail: philolga@yandex.ru
Philippova Olga V., Associate Professor, Russian as a Foreign Language Department, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: philolga@yandex.ru
Федорова Ирина Вячеславовна, доцент кафедры РКИ Московского педагогического государственного
университета
e-mail: rki1213@mail.ru
Fedorova Irina V., Associate Professor, Russian as a Foreign Language Department, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: rki1213@mail.ru

ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА НАЧАЛА ХХ ВЕКА

И. В. Текучева

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы истории обучения русскому языку в
школе, в частности, вопросы обучения грамматике. Особое внимание уделяется одной из ба-
зисных категорий методики преподавания – практическим методам обучения. На основании
анализа научно-методических исторических источников была осуществлена реконструкция
классификации грамматических упражнений, использовавшихся при обучении грамматике
русского языка в начале ХХ в. Полученные данные значимы как для представления о состоянии
методики преподавания грамматики рассматриваемого периода, так и для понимания ис-
точников современного развития методической науки.
Ключевые слова: методика обучения грамматике русского языка, виды грамматических
упражнений, классификация грамматических упражнений, учебник по методике преподава-
ния русского языка.

THE TYPES OF GRAMMAR EXERCISES IN METHODOLOGY TEXTBOOKS FOR TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE OF THE EARLY XX CENTURY

I. V. Tekucheva

Abstract. This article examines the history of teaching Russian language at school, in particular,
the questions of teaching grammar. Special attention is paid to one of the basic categories of teaching
methodology – practical learning methods. Based on the analysis of scientific-methodical historical
sources the reconstruction of the classification of grammar exercises which was used in teaching grammar
of Russian language in the early 20th century was made. The obtained data are relevant as for
the understanding the state of methodology of teaching grammar during the period under review and
for understanding the sources of modern methodology development.
Keywords: methods of teaching the Russian grammar, types of grammar exercises, classification of
grammar exercises, textbook on methods of teaching the Russian language.

Текучева Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, профессор Московского педагогического
государственного университета
e-mail: levkovalila@mail.ru
Tekucheva Irina V., PhD in Philology, Professor, Moscow Pedagogical State University
e-mail: levkovalila@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР (на материале КНР)

Ли Сицай, Ю. А. Дмитриев

Аннотация. В целях изучения педагогических условий социального развития детей старшего
дошкольного возраста в процессе игры двадцати педагогам детского сада «Чэнгуан» провинции
Шэньси городского округа Вэйнань КНР было предложено ответить на вопросы анкеты. Ре-
зультаты анкетирования показали: педагоги детского сада осуществляют воспитание детей
в соответствии с постановлениями Министерства образования КНР: «Основные положения
по направлению воспитательной деятельности (экспериментальные)» (сокращенное название
– «Основные положения») и «Руководящие указания по развитию и обучению детей в возрасте
3–6 лет» (сокращенное название –- «Руководящие указания»). Подбор сотрудников, содержание
обучения, пространственно-развивающая среда в детском саду соответствуют стандартам
«Основных положений» и «Руководящих указаний». Результаты анкетирования свидетель-
ствуют, что большое значение педагоги придают развитию межличностного общения детей
дошкольного возраста; значительное внимание уделяется использованию игровой формы об-
учения. Однако, по мнению опрошенных, недостаточно разработаны методические рекомен-
дации для педагогов детсада по осуществлению образования детей и особенно социального раз-
вития детей в процессе игры. Организация и проведение игрового обучения еще сопровождает-
ся разного рода проблемами, сравнительно мало внимания уделяется анализу педагогической
эффективности игр. Особенно актуально повышение мотивации социального развития детей
старшего дошкольного возраста процессе игры. Решение этой проблемы имеет не только тео-
ретическое, но и практическое значение для успешности образовательной работы со старши-
ми дошкольниками в целом.
Ключевые слова: социальное развитие детей старшего дошкольного возраста, игры, педаго-
гические условия социального развития детей.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE DURING THE GAMES (on the basis of China)

Li Xicai, Yu. A. Dmitriev

Abstract. In order to study the pedagogical conditions for the social development of children of senior
preschool age, twenty teachers of the Chengguang Kindergarten in Shaanxi Province of the Weinan
City District of China were asked to answer the questionnaire. The results of the questionnaire showed
that the teachers of the kindergarten carry out the education of children according to the Guidance
Program promulgated by the Ministry of Education of the People’s Republic of China .The main provisions
directed on educational activity (experimental)” (short title - „Fundamentals”) and „Guidelines
for the development and education of children aged 3-6 „(abbreviated name -” Guidelines „).
The recruitment of employees, the content of training, the spatial development environment in the
kindergarten comply with the standards of the „Basic Provisions” and the „Guidelines”. The results of the questionnaire testify that teachers give great importance to the development of interpersonal
communication among preschool children; considerable attention is paid to the use of the game form
of instruction. However, according to respondents, the methodical recommendations for kindergarten
teachers for the implementation of children’s education and, especially, the social development of children
in the process of the game have not been developed sufficiently. The organization and conduct of
game training is still accompanied by various kinds of problems, relatively little attention is paid to
the analysis of the pedagogical effectiveness of games. It is especially important to increase the motivation
of the social development of children of older preschool age during the game. The solution of
this problem has not only theoretical, but also practical value for the success of educational work with
senior preschoolers in general.
Keywords: social development of children of senior preschool age, games, pedagogical conditions for
the social development of children.

Ли Сицай, магистр образования, аспирант Московского педагогического государственного университета;
доцент Вэйнаньского педагогического университета
e-mail: 1052480224@qq.com
Li Xicai, Master of Education, post-graduate student, Moscow Pedagogical State University; Associate Professor,
Weinan Pedagogical University
e-mail: 1052480224@qq.com
Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошколь-
ной педагогики Московского государственного педагогического университета
e-mail: 4230000@rambler.ru
Dmitriev Yury A., ScD in Education, Professor, Preschool Pedagogics Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 4230000@rambler.ru0

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОДУКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Н. Л. Байдикова

Аннотация. В статье рассматривается номенклатура и содержание характеристик учеб-
ной деятельности в контексте современной гуманистической образовательной парадигмы ис-
ходя из сложившегося в отечественной педагогике в середине XX в. деятельностного подхода.
Выделены четыре черты, характеризующие продуктивную учебную деятельность: автономия
обучающегося, субъектность его позиции, творческий характер процесса учения, сотрудниче-
ство всех субъектов педагогического процесса. В связи с усилением творческой составляющей в
настоящее время правомерно говорить не просто об учебной деятельности, а о продуктивной
учебной деятельности обучающихся. Четвертая характеристика – взаимодействие педагога
и обучающихся и обучающихся между собой в форме сотрудничества – является качественным
приращением содержания учебной деятельности последних нескольких десятилетий. Очерче-
ны проблемы осуществления продуктивной учебной деятельности в вузе, касающиеся как ор-
ганизации обучения, так и его результатов.
Ключевые слова: продуктивная учебная деятельность, учебная задача, автономия обучаю-
щегося, субъектность, творческое мышление, сотрудничество.

PROPERTIES OF CONSTRUCTIVE LEARNING ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS

N. L. Baydikova

Abstract. The article analyzes the nomenclature and content of constructive learning in the context
of contemporary humanistic educational approach. The process of learning is viewed as a particular
human activity within the framework of the activity theory developed by Russian psychology in the
last century. Nowadays the activity theory is in the basis of active and constructive learning. In contrast
to knowledge perception methods, constructive learning focuses on self-study skills necessary for
construction of the students’ own experience. Learner’s autonomy is the key property of the constructive
learning together with the active involvement of students into the education process. The third property
of the constructive learning is creativity which is ensured by problem-centered tasks developing
not only creativity of the learners, but also their critical thinking skills. Collaboration through group
work constitutes the fourth characteristic of the constructive learning. New methods to develop University
students’ autonomy and learning activity through problem-centered tasks and collaboration are
identified.
Keywords: constructive learning, learning objective, learner’s autonomy, subjectivity, creative thinking,
collaboration.

Байдикова Наталия Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники»
e-mail: nataleon22@list.ru
Baydikova Natalia L., PhD in Education, Associate Professor, Foreign Languages Department, National Research
University of Electronic Technology
e-mail: nataleon22@list.ru

НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
КАК ОСНОВА ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА-ГИБРИДА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

С. М. Кащук

Аннотация. Актуальность статьи определяется появлением нового цифрового пространства
функционирования языка. Цель статьи – показать перспективы трансформации учебников
иностранного языка в соответствии с появлением возможности интегрировать современ-
ные цифровые коммуникационные технологии в процесс иноязычного образования. Структура
статьи отражает ее содержание. Во введении автор обосновывает актуальность выбранной
тематики. В первой части рассматриваются общеметодические принципы обучения ино-
странным языкам и их современное наполнение. Кроме того, автор обращает внимание на
трудности, с которыми сегодня сталкивается преподаватель иностранного языка. Во второй
части предлагается зарубежный опыт по созданию учебников-гибридов, позволяющих интен-
сифицировать процесс обучения иностранному языку, организовав параллельный учебный про-
цесс как в реальном, так и в цифровом иноязычном учебном пространстве в соответствии с
общими методическими принципами.
Ключевые слова: современная лингводидактика, иноязычное образование с использованием
технологий Веб 2.0, учебник-гибрид иностранного языка.

NEW CONTENT OF GENERAL LEARNING MATERIAL PRINCIPLES IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AS A BASIS FOR CREATING A MODERN TEXTBOOK HYBRID OF A FOREIGN LANGUAGE

S. M. Kashchuk

Abstract. The relevance of the article is defined by the emergence of new digital space for language
functioning. The purpose of the article is to show prospects of foreign language textbooks transformation
according to the possibility to integrate modern digital communication technologies into the process
of foreign language education. The article reflects on its content. In due order the author proves the
urgency of chosen subject matter in the introduction. The first part considers general learning material
principles of foreign languages teaching and its modern content. In addition, the author investigates
difficulties that foreign language teacher faces today. The second part suggests international experience
on the textbook-hybrid creation that allows to intensify the process of foreign language teaching.
That textbooks help to organize combining of educational process both in real and in digital foreign
language space according to general learning material principles.
Keywords: modern lingua-didactics, foreign language education based on Web 2.0 technologies, textbook-
hybrid of foreign language.

Кащук Светлана Михайловна, доктор педагогических наук, зав. кафедрой иностранных языков факультета
государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова.
e-mail: ksm1@bk.ru
Kashchuk Svetlana M., ScD in Education, Chairperson, Foreign Languages Department, Public Administration
Faculty, Lomonosov Moscow State University
e-mail: ksm1@bk.ru

ПРОЕКТ «УРОК В МУЗЕЕ» КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Е. В. Дмитришина, Т. А. Галочкина

Аннотация. На сегодняшний день изучение факторов влияния музейной педагогики на гар-
моничное развитие учащихся является одним из приоритетных направлений педаго-
гической науки.
В статье описывается влияние музейной педагогики на повышение познавательного интере-
са и исследовательской активности подростков.
Цель данной работы состоит в раскрытии положительных эффектов музейной педагогики
на примере проекта «Урок в музее». Данный проект не только позволит повысить качество
усвоения материала, но и будет выполнять важную социальную функцию, дающую возмож-
ность учащимся посетить культурные и научные объекты.
Авторами показан количественный эффект данного проекта на основные образовательные
показатели учащихся и установлена корреляция между этими показателями и участием в
проекте учащихся.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейный урок, ФГОС, практико-ориентированный
подход, формирование личности.

PROJECT „LESSON AT THE MUSEUM” AS A FACTOR OF STUDENT’S PERSONALITY FORMATION

E. V. Dmitrishina, T. A. Galochkina

Abstract. Studying the influence of museum pedagogy on the harmonious development of students is one
of the priority areas of pedagogical science nowadays.
The article deals with the influence of museum pedagogy on the enhancing of cognitive interest and
research activity of teenagers.
The purpose of the article is to reveal the positive effects of museum pedagogy on the example of the project
«Lesson at the Museum». This project will not only improve the quality of mastery of the material, but it will also
fulfil an important social function enabling students to visit cultural and scientific places.
The authors define the quantitative effect of this project on basic educational indicators of students
and the correlation between these indicators and student’s participation in the project.
Keywords: museum pedagogy, museum lesson, Federal State Education Standards, practice-oriented
approach, personality formation.

Дмитришина Елена Викторовна, преподаватель физики ГБОУ г. Москвы «Колледж сферы услуг № 32»
e-mail: dmitrishina-2011@inbox.ru
Dmitrishina Elena V., teacher of physics, Federal State-Funded Educational Institution “No. 32 College of Service Industry”
e-mail: dmitrishina-2011@inbox.ru
Галочкина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры латинского языка и медицинской тер-
минологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
e-mail: tgalochkina27@gmail.com
Galochkina Tatiana A., senior lecturer, Latin and Medical Terminology Department, I. M. Sechenov First Moscow
State Medical University
e-mail: tgalochkina27@gmail.com

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ
СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

О. В. Абраменко, С. Э. Надха

Аннотация. В данной статье подробно рассмотрен метод использования ментальных карт
(интеллект-карт) на уроках русского языка как иностранного на начальном этапе обучения
как эффективный способ наглядного представления нового лексико-грамматического мате-
риала. Описана структура интеллект-карт, рассказано о процессе их создания, а также
проанализированы компьютерные программы, облегчающие разработку данного средства об-
учения. В статье представлено три примера интеллект-карт на разные лексико-граммати-
ческие темы и описаны методические приемы, которые могут быть использованы преподава-
телями РКИ при работе с этими картами. На основе приведенного исследования авторами
предлагается расширять возможности использования интеллект карт, вовлекая в процесс их
конструирования самих учащихся с целью развития их аналитических способностей, ассоциа-
тивного мышления, фантазии и быстрого усвоения нового материала.
Ключевые слова: методы визуализации, обучение РКИ на начальном этапе, презентация
лексики и грамматики, интеллект-карта, ментальная карта, карта разума.

MIND MAPS AS A VIZUALIZATION TOOL IN TEACHING RUSSIAN GRAMMAR FOR STARTER LEVEL FOREIGN STUDENTS

O. V. Abramenko, S. E. Nadkha

Abstract. The article describes in detail the method of using mind maps at lessons of Russian as a
foreign language at the starter level of teaching as an effective way to visualize a new lexical and grammar
material. The article also describes the structure of mind-maps, a process of their creation, as
well as analysis of computer programs facilitating the process of constructing such teaching tools. The
article presents three sample mind maps and describes instructional techniques that could be used by
RFL teachers working with these maps. On the basis of the above study, the authors propose to expand
the possibilities of using mind maps, involving the students themselves in the process of constructing
them for the purpose of developing their analytical abilities, associative thinking, fantasy and rapid
mastering of new material.
Keywords: visualization techniques, teaching RFL at the starter level, vocabulary presentation, grammar
presentation, mind-maps, mental map.

Абраменко Ольга Валерьевна, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: ov.abramenko@mpgu.edu
Abramenko Olga V., senior lecturer, Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: ov.abramenko@mpgu.edu
Надха Софья Эдуардовна, ассистент кафедры русского языка как иностранного Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com
Nadkha Sofya E., assistant lecturer, Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: sofiya.nadkha@gmail.com

ТЕАТР – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Н. А. Опарина

Аннотация. В статье рассматриваются педагогические и художественно-творческие пробле-
мы и особенности руководства школьным театральным коллективом. Обращается внимание
педагога на важность создания комфортных условий для творческого развития каждого ре-
бенка и умение обеспечить детям ситуации успеха. Участие ребенка в школьных театральных
постановках оказывает существенное влияние на развитие самых разных его творческих спо-
собностей. В статье обращается внимание на особую силу театрального искусства, которое
своими художественно-образными средствами делает более эффективным процесс формиро-
вания подрастающей личности. Выделяются качества, которые формируются у детей, вовле-
ченных в театральный коллектив: свободное, непринудительное приобщение к литературе,
музыке, изобразительному искусству; формирование коммуникативных качеств и умение ра-
ботать в сотворчестве друг с другом и со взрослыми людьми; возможность раскрыть природ-
ные задатки и выявить новые способности у каждого ребенка; умение ценить слово и владеть
им; передавать замысел сценическими средствами в действиях.
Ключевые слова: театр, искусство, сцена, общение, творчество, драма, актер, режиссер, развитие.

THEATRE AS A UNIVERSAL EDUCATIONAL MODEL

N. A. Oparina

Abstract. The article deals with educational, artistic and creative problems and especially the management
of a school theater group. The teacher’s attention is drawn to the importance of creating comfortable
conditions for the creative development of each child and the ability to ensure that children
succeed. Participation of a child in school theater plays has a significant impact on the development of
his various creative abilities. The article dwells upon to the special power of the theatrical art, which
by its artistic and imaginative means makes the formation of the growing personality more effective.
The article singles out the qualities that are formed in children who are involved in the theatrical
group such as free, non-coercive introduction to literature, music, and visual arts; formation of communicative
qualities and the ability to work in co-creation with each other and with adults; the opportunity
to reveal natural inclinations and to reveal new abilities in each child; the ability to appreciate
the word and to be able to convey the design by scenic means in actions.
Keywords: theater, art, stage, communication, creativity, drama, actor, director, development.

Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социаль-
но-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического уни-
верситета, член Союза писателей России
e-mail: oparil18@yandex.ru
Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and
Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia
e-mail: oparil18@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ

Ю. В. Кутлыев, З. А. Багишаев

Аннотация. Под предваряющими техниками в работе понимается кейс-технология, специфи-
ка которой проявляется как в конкретности целевых установок участников образовательного
процесса, так и в психолого-педагогических условиях, сопровождающих применение предваряю-
щих техник в образовательном процессе военного вуза. Целью применения предваряющих техник
является развитие информационно-прогностической компетенции курсантов военного вуза как
одной из важнейших компетенций, составляющих управленческую компетентность будущего
офицера. Предваряющие техники – это метакогнитивный механизм развития информационно-
прогностической компетенции, направленный на развитие мотивации курсантов к изучению
учебной дисциплины через их включение в предлагаемые им профессиональные ситуации, через
рефлексию своих знаний и свое понимание профессиональных ситуаций. Полагается, что исполь-
зование предваряющих техник эффективно, если в результате их применения курсант оказы-
вается мотивированным к самостоятельному изучению необходимого материала для решения
задач, направленных на развитие его информационно-прогностической компетенции.
Ключевые слова: предваряющие техники, кейс-технология, информационно-прогностическая
компетенция, готовность к принятию управленческих решений, метаумения.

TECHNOLOGY OF IMPLEMENTING A PEDAGOGICAL MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND FORECASTING COMPETENCES

Yu. V. Kutlyev, Z. A. Bagishaev

Abstract. The preceding techniques in work are understood as a case-technology, the specificity of which
is manifested both in the specificity of the objectives of the participants in the educational process, and
in psychological and pedagogical conditions accompanying the use of preliminary techniques in the educational
process of a military higher educational institution. The purpose of the application of the preliminary
techniques is to develop the information and forecasting competence of military cadets as one of
the most important competences that make up the managerial competence of the future officer. Preceding
techniques are a metacognitive mechanism for the development of information and forecasting competence
aimed at developing the motivation of cadets to study the academic discipline through their inclusion
in the professional situations offered to them, through the reflection of their knowledge and their
understanding of professional situations. It is believed that the use of preliminary techniques is effective
if, as a result of their application, the student is motivated to independently study the necessary material
for solving problems aimed at developing his information and forecasting competence.
Keywords: preceding techniques, case technology, information and forecasting competence, readiness
to make managerial decisions, meta-skills.

Кутлыев Юрий Владимирович, адъюнкт адъюнктуры Саратовского военного Краснознаменного институ-
та войск национальной гвардии Российской Федерации
e-mail: kutlyev1981@mail.ru
Kutlyev Yury V., Adjunct, Saratov Military Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation
e-mail: kutlyev1981@mail.ru
Багишаев Зайнулла Абдулгалимович, доктор педагогических наук, доцент кафедры конституционного и
административного права Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвар-
дии Российской Федерации
e-mail: bagishaev@mail.ru
Bagishaev Zaynulla A., ScD in Education, Associate Professor, Constitutional and Administrative Law Department,
Saratov Military Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation
e-mail: bagishaev@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РУЧНОГО ТКАЧЕСТВА)

Е. Н. Корнеева

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные компетенции, необходимые в ба-
калавриате при обучении художественной обработке текстильных материалов (на материале
ручного ткачества), особенности и практическое применение разных технологических приемов
ручного ткачества в образовательной среде. Цель – познакомить с наследием традиционно-
го ручного ткачества и основами композиционного решения в текстильном проектировании.
Сформировать представления о композиции текстильных изделий с применением ручного
ткачества. В статье приведены примеры использования ручного ткачества в современных из-
делиях, рассмотрены исторические, семантические, художественные, технологические аспек-
ты ручного ткачества.
Ключевые слова: художественное образование, образовательная среда, художествен-
ные традиции, наследие, декоративно-прикладное искусство, текстильные матери-
алы, текстильное проектирование ручное ткачество.

PROFESSIONAL COMPETENCES IN TEACHING ARTISTIC PROCESSING OF TEXTILE MATERIALS (ON THE EXAMPLE OF HAND WEAVING)

E. N. Korneeva

Abstract. The article examines the professional competencies required in the bachelor’s degree course
while teaching the artistic processing of textile materials (based on hand weaving), the features and
practical application of various techniques of hand weaving in the educational environment. The goal
is to introduce the legacy of traditional hand weaving and the foundations of a composite solution in
textile design as well as to form ideas about the composition of textile products with the use of hand
weaving. The article presents examples of the use of hand weaving in modern products, examines the
historical, semantic, artistic, technological aspects of hand weaving.
Keywords: Art education, educational environment, artistic traditions, legacy, applied arts, textile
materials, textile designing, hand weaving.

Корнеева Елена Николаевна, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства художественно-гра-
фического факультета Института искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: KEN2108@yandex.ru
Korneeva Elena N., Associate Professor, Decorative and Applied Arts Department, Art and Graphic Faculty, Institute
of Arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: KEN2108@yandex.ru

ОБУЧЕНИЕ В СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ МВД РФ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Васильев

Аннотация. В статье поднимается вопрос содержания непрерывного правоохранительного
образования сотрудников органов внутренних дел, места специализированных общеобразова-
тельных учреждений правоохранительной направленности. С опорой на данные официального
интернет-сайта МВД России раскрываются элементы системы образовательных организа-
ций Министерства. Самостоятельным элементом данной системы являются суворовские
военные училища и кадетский корпус МВД РФ. Наравне с данными образовательными уч-
реждениями рассматривается совокупность общеобразовательных организаций правоохра-
нительной направленности, не входящих в систему образовательных организаций МВД РФ,
осуществляющих реализацию образовательных программ общего среднего и дополнительного
образования. К их числу относятся государственные бюджетные общеобразовательные уч-
реждения, муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, кадетские классы
общеобразовательных школ. Анализируется аксиология довузовского правоохранительного
ориентированного образования. По результатам исследования обосновываются выводы о том,
что кадетское школьное образование является важным базовым элементом непрерывного об-
разования сотрудников органов внутренних дел России и наилучшее правоохранительное вос-
питательно-обучающее воздействие достигается в условиях суворовского военного училища
(кадетских корпусов и школ интернатного типа).
Ключевые слова: суворовское военное училище, непрерывное образование, вуз МВД РФ, кадет-
ский корпус, воспитательно-обучающее воздействие, общеобразовательные учреждения право-
охранительной направленности, дополнительное образование.

TRAINING IN SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS AN ELEMENT OF CONTINUOUS LAW-ENFORCEMENT EDUCATION

V. V. Vasiliev

Abstract. The article considers the content of continuous law enforcement education of the employees
of internal affairs agencies, place of specialized law oriented general education institutions. Based on
the data of the official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the elements of the system of
educational organizations of the Ministry are revealed. The independent element of this system is the Suvorov
military schools and the Cadet Corps of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.
Along with these educational institutions, a set of general education organizations of law-enforcement
orientation, not included in the system of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of
the Russian Federation, implementing educational programs of general secondary and additional education
is considered. They include state budgetary general education institutions, municipal budgetary
general education institutions, cadet classes of general education schools. The axiology of pre-university law-enforcement oriented education is analyzed. Based on the results of the study it has been concluded
that cadet school education is an important basic element in the continuing education of employees of
Russian internal affairs bodies and the best results of the law-enforcement educational and training effect
is achieved in Suvorov military school (cadet corps and boarding schools).
Keywords: Suvorov military school, continuous education, university of MIA of Russia, cadet corps,
educational and training impact, law oriented general education institutions, additional education.

Васильев Вячеслав Вениаминович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры администра-
тивной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России
e-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru
Vasiliev Vyacheslav V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, administrative activities of the bodies of internal
affairs department, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs
e-mail: vasiljev.vyacheslaw@yandex.ru

УСТАНОВКА «КОСМИЧЕСКИЙ ДУШ» КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. С. Белышев, Е. В. Владимирова, В. В. Вязовский, И. М. Зверева, Н. Ю. Казарина, В. В. Радченко,
Е. В. Широков

Аннотация. При проведении мастер-классов «Повтори Нобелевский эксперимент» на Фести-
вале Науки и практических занятий со школьниками были отмечены пробелы в понимании
обучающимися явления естественной радиоактивности и статистического характера радио-
активного распада. Описывается мобильная установка для наглядной регистрации космиче-
ских лучей и ее методическое сопровождение. «Космический душ», применяемый в качестве вво-
дного упражнения при образовании молодежи в области современной физики экскурсионным
методом, способствует развитию вероятностного мышления и умения проводить оценочные
расчеты. Изучение статистических характеристик наблюдаемых числовых рядов при про-
блемном изложении актуализирует явление естественной радиоактивности, процесса вза-
имодействия разных типов излучения с веществом и понятие «сечение взаимодействия» при
расчетах числа частиц естественного радиационного фона, проходящих через тело человека.
Ключевые слова: экскурсия по физике, космические лучи, вероятностное мышление, счетчик
Гейгера, радиационная грамотность.

THE „COSMIC SHOWER” EXPERIMENT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS ONE OF THE MEANS FOR FORMATION OF STUDENTS’ RADIATION LITERACY

S. S. Belyshev, E. V. Vladimirova, V. V. Viazovsky, I. M. Zvereva, N. Yu. Kazarina, V. V. Radchenko,
E. V. Shirokov

Abstract. During the master classes „Repeat the Nobel experiment” at the Science Festival and practical
training with school students gaps in their understanding of statistical character of radioactive decay
and comprehension of such important phenomenon as natural radioactivity have been noted. Laboratory
installation, including mobile platform with 16 Geiger counters and monitor, for evident registration
of cosmic rays and methodical materials for the experiment are described. „Cosmic shower”,
used as
an introductory exercise in the education of young people in the field of modern physics by the excursion
method, contributes to the development of probabilistic thinking and the ability to make estimates.
Student actualizes the phenomenon of natural radioactivity by studying statistical characteristics of the
observed numerical series, the process of interaction of radiation with substance by placing different
absorbers and slightly radioactive material in front of the detectors, the concept of the „interaction cross
section” by calculating the number of background particles passing through his body.
Keywords: physics excursion, cosmic rays, probabilistic thinking, Geiger counter, radiation literacy.

Белышев Сергей Сергеевич, ассистент кафедры общей ядерной физики физического факультета Москов-
ского государственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: belyshev@depni.sinp.msu.ru
Belyshev Sergey S., Assistant Lecturer, General Nuclaer Physics Department, Physics Faculty, Lomonosov Moscow
State University e-mail: belyshev@depni.sinp.msu.ru
Владимирова Елена Витальевна, инженер 1 категории Лаборатории общего и специального практикума
Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государ-
ственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: elena.v.vladimirova@gmail.com
Vladimirova Elena V., 1st Class Engineer, Laboratory of general and special practicum, Skobeltsyn Institute of
Nuclear Physics , Lomonosov Moscow State University
e-mail: elena.v.vladimirova@gmail.com
Вязовский Валерий Валерьевич, ведущий программист Отдела информационных технологий Научно-ис-
следовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного уни-
верситета имени М. В. Ломоносова
e-mail: valve@depni.sinp.msu.ru
Viazovsky Valery V., leading programmer, IT Department, Skobeltsyn Institute of Nuclear Physics, Lomonosov
Moscow State University
e-mail: valve@depni.sinp.msu.ru
Зверева Ирена Михайловна, ведущий программист Лаборатории общего и специального практикума На-
учно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государствен-
ного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: zim@srd.sinp.msu.ru
Zvereva Irena M., leading programmer, Laboratory of general and special practicum, Skobeltsyn Institute of Nuclear
Physics, Lomonosov Moscow State University
e-mail: zim@srd.sinp.msu.ru
Казарина Наталья Юрьевна, ведущий программист лаборатории общего и специального практикума На-
учно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государствен-
ного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: kamennata@ya.ru
Kazarina Natalia Yu., leading programmer, Laboratory of general and special practicum, Skobeltsyn Institute of
Nuclear Physics, Lomonosov Moscow State University
e-mail: kamennata@ya.ru
Радченко Владимир Вячеславович, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией
общего и специального практикума Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: vrad1950@yandex.ru
Radchenko Vladimir V., PhD in Physics and Mathematics, head of Laboratory of general and special practicum,
Skobeltsyn Institute of Nuclear Physics, Lomonosov Moscow State University
e-mail: vrad1950@yandex.ru
Широков Евгений Вадимович, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета
Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, заместитель директора по учебной
работе Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского госу-
дарственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: shirokov@depni.sinp.msu.ru
Shirokov Evgheny V., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Physics Faculty, Lomonosov Moscow
State University, deputy director for studies, Skobeltsyn Institute of Nuclear Physics, Lomonosov Moscow State
University
e-mail: shirokov@depni.sinp.msu.ru

УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере рассказа Д. Рубиной «Собака»)

Н. Б. Тихвинская

Аннотация. В статье уточняется определение диалогической позиции, обосновывается необ-
ходимость и возможность формирования диалогической позиции читателя-школьника с по-
мощью учебной дискуссии на основе представленной методики. Приведен фрагмент урока ли-
тературы, на котором реализуется коммуникативно-деятельностный подход, позволяющий
формировать умение вести учебную дискуссию.
Ключевые слова: диалогическая позиция, учебная дискуссия, коммуникативно-деятельност-
ный подход, учебная деятельность, художественный текст, анализ, проблемный вопрос.

ACADEMIC DEBATE AS A MEANS OF CREATING A DIALOGUE POSITION IN LITERATURE CLASSES
(on the example of the story “Dog” by D. Rubina)

N. B. Tihvinskaya

Abstract. The article defines the concept of dialogue position. The necessity and possibility of forming
student’s dialogue position using educational discussion based on this methodology is considered A
fragment of the literature lesson, having inherently communicative-activity approach, allowing to form
the ability to conduct educational discussions is presented.
Keywords: dialogue position, academic discussion, communicative-activity approach, educational activities,
literary text analysis, problem issue.

Тихвинская Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы гимназии № 261 г. Санкт-Петербурга
e-mail: kassiapeya@mail.ru
Tihvinskaya Nataliya B., Russian language and literature teacher, No. 261 gymnasium, St. Petersburg
e-mail: kassiapeya@mail.ru

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СТИМУЛА И СРЕДСТВА ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

М. А. Мазниченко, Г. С. Папазян

Аннотация. Сегодня волонтерство в масштабах отдельных стран и на международном уров-
не стало значимым феноменом, одним из наиболее распространенных видов деятельности в
мире. Реализация концепции непрерывного образования («образование через всю жизнь») вы-
двигает на первый план развитие у обучающихся стремления и способности к профессиональ-
ному и личностному росту. Одним из эффективных средств достижения этой цели может
выступать соответствующим образом организованное участие обучающихся в волонтерской
деятельности. Проведение в РФ ряда крупных международных мероприятий активизирова-
ло развитие волонтерского движения в стране. Однако образовательно-воспитательные и
личностно-развивающие эффекты волонтерства практически не изучены и используются
недостаточно. В то время как за рубежом широко используется не только социальный, но и
педагогический потенциал волонтерства: в учебные планы включен «волонтерский семестр»,
реализуется программа «Добровольный социальный год» и др. Целью настоящей статьи явля-
ется описание готовности к личностному и профессиональному росту как актуального ка-
чества современной личности, выявление потенциала волонтерства в формировании такой
готовности и описание инновационной методики организации волонтерской деятельности
обучающихся, позволяющей использовать ее для решения задач личностного и профессиональ-
ного роста.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность обучающихся, личностный
рост, профессиональный рост, готовность к личностному и профессиональному росту, мето-
дики организации волонтерской деятельности, инновационная методика организации волон-
терской деятельности как средства личностного и профессионального роста, отбор волонте-
ров, подготовка волонтеров, сопровождение волонтерской деятельности, технология Servise
Learning, «умного волонтерства», социокультурное проектирование.

INNOVATIVE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS AS A MEANS OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH

М. А. Maznichenko, G. S. Papazyan

Abstract. Nowadays, volunteering on a national and international scale has become a significant
phenomenon, one of the most common activities in the world. Implementation of the concept of continuous
education („education through life”) highlights the development of students’ desire and ability
for professional and personal growth. One of the effective means to achieve this goal can be the appropriately
organized participation of students in volunteer activities. Holding of a number of major
international events in the Russian Federation has stepped up the development of the volunteer movement
in the country. However, the educational, educational and personality developmental effects of
volunteer activities have not been practically studied and are not being used enough. While abroad,
not only the social but also the pedagogical potential of volunteering is widely used: the curriculum
includes a „volunteer semester”, the „Voluntary Social Year” program is implemented, etc. The purpose
of the article is to describe the readiness for personal and professional growth as an actual quality of
a modern personality, the identification of the potential of volunteering in the formation of such readiness
and the description of the innovative methodology for organizing volunteer activities of students
and for solving the problems of personal and professional growth.

Keywords: volunteering, volunteer activities of students, personal growth, professional growth, readiness
for personal and professional growth, methods of organizing volunteer activities, innovative methods
of organizing volunteer activities as a means of personal and professional growth, selection of volunteers,
training of volunteers, support of volunteer activities, service learning technology, „intelligent
volunteering”, sociocultural designing.

Мазниченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и
психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Maznichenko Marina A., PhD in Education, Associate professor, Psychological and pedagogical education Department,
Sochi State University
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Папазян Георгий Самвелович, аспирант Сочинского государственного университета
e-mail: geopapazian@gmail.com
Papazyan Georgy S., post-graduate student, Sochi State University
e-mail: geopapazian@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ОПЫТНО-ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Т. А. Колесникова

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социальности младших
школьников. Автор уделяет внимание внеурочной деятельности, которая является неотъ-
емлемой частью учебно-воспитательного процесса в образовательной организации и имеет
огромный социально-воспитательный потенциал для формирования социальности младших
школьников. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результа-
тов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения
к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного
общественного действия. Именно в младшем школьном возрасте необходимо формировать
социальность через организацию совместной работы, распределение обязанностей, помощи
окружающим, реализацию социально значимых проектов и т. д. В статье представлена ор-
ганизация опытно-экспериментальной работы по выявлению и анализу сформированности
социальности младших школьников во внеурочной деятельности в образовательной организа-
ции (школе) и предложено ее формирование.
Ключевые слова: сформированность социальности младших школьников, критериальный
аппарат, внеурочная деятельность.

FORMATION OF SOCIALITY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITY: THE EXPERIMENTAL WORK

T. A. Kolesnikova

Abstract. The article considers the problem of forming junior students’ sociality. The author of the
article pays attention to extracurricular activities, which is an integral part of the educational process
and has a huge social and educational potential for the formation of sociality of junior schoolchildren.
Extracurricular activities are aimed at the development of educational outcomes: the acquisition of
social experience by learners; formation of a positive attitude towards basic social values; acquisition
by junior students of the experience of independent social actions. It is at the junior school age that
sociality needs to be formed through organizing teamwork, sharing responsibilities, helping others,
implementing socially significant projects, etc. In accordance with the foregoing, the article presents
the organization of experimental work to identify and analyze the formation of sociality of junior students
in after-hour activities in the educational organization (school) and its formation.
Keywords: The formation of sociality of junior students, the criterial apparatus, extracurricular
activities.

Колесникова Татьяна Алексеевна, ассистент кафедры педагогики Лесосибирского педагогического ин-
ститута – филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Сибирский федеральный университет»
e-mail: kolesnikovatanya.96@mail.ru
Kolesnikova Tatyana A., assistant, Pedagogy Department, Lesosibirsky Pedagogical Institute – branch of Siberian
Federal University
e-mail: kolesnikovatanya.96@mail.ru

ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ПЕДАГОГИКЕ

А. Л. Рассказова

Аннотация. В статье подчеркивается возросший интерес к проблематике субъекта и объекта
в современном обществе, обусловленный потерей субъектности в сложной ткани человеческих
взаимоотношений. Категории философии рассматриваются как всеобщие понятия, субъект и
объект – как парные, взаимоопределяемые, предельные категории. Проводится анализ значений
слова «субъект», используемый в работах С. Л. Рубинштейна. Исследуется понятие субъекта и
объекта у Р. Декарта, В. А. Лекторского, других философов и психологов. Анализируется про-
блемная ситуация, сложившаяся в современной педагогике и психологии, обусловленная мето-
дологически неточным употреблением терминов, отсутствием единой трактовки, единого
подхода в осмыслении структуры, природы и сущности понятий субъект и объект. В статье
подчеркивается, что выделение в педагогике и психологии субъект-субъектных отношений явля-
ется в свете приведенной доказательной базы неправомерным и лишенным всякого права на су-
ществование. Описаны факторы, способствующие введению однополюсных понятий в педагогику
и психологию. Анализируются ценностные основания выделения субъектно-объектных отноше-
ний и уточняются методологические позиции изучения субъектно-объектного взаимодействия.
Отмечается логическая неточность понятия «субъект-субъектные отношения».
Ключевые слова: категория, субъектность, дуализм, Р. Декарт, С. Л. Рубинштейн, диало-
гичность, полисубъект, ролевые позиции, позиционность педагогического общения.

THE CONCEPT OF SUBJECT AND OBJECT IN PEDAGOGY

A. L. Rasskazova

Abstract. The article highlights the increased interest to subject object problem in modern society due to
the loss of subjectivity in the complex structure of human relationships. Categories of philosophy are considered
as universal concepts, subject and object - as paired, mutually determined, limiting categories.
The article analyzes the meaning of the word „subject” used in S.L. Rubinstein’ works. The concept of
subject and object is studied in works of R. Descartes, V. A. Lectorsky, other philosophers and psychologists.
The problem situation in contemporary pedagogy and psychology is analyzed, which is caused by
methodologically inaccurate use of terms, lack of a single interpretation and unified approach to understanding
the structure, nature and essence of the concepts of subject and object. The article defines
that the emphasis in pedagogy and psychology on subject-object relations is, in the light of the abovementioned
evidence base, illegal and devoid of any right to exist. The factors promoting the introduction
of single-pole concepts in pedagogy and psychology are described. The value bases for separating subjectobject
relations are analyzed and the methodological positions of the study of subject-object interaction
are clarified. A logical inaccuracy of the concept „subject-subject relations” is considered.
Keywords: Category, subjectivity, dualism, R. Descartes, S. L. Rubinstein, dialogueness, poly-subject,
role positions, positional feature, pedagogical communication.

Рассказова Алла Львовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психо-
логии Института психологии, социологии и социальных отношений Московского городского педагогиче-
ского университета
e-mail: allarasskazova@mail.ru
Rasskazova Alla L., PhD of Psyhology, Associate Professor of the Department of General and Practical Psychology
of the Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City Pedagogical University
e-mail: allarasskazova@mail.ru

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГЖЕЛЬСКОГО НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОМЫСЛА В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Б. В. Илькевич, В. В. Никонов

Аннотация. В статье рассматривается начальное образование на территории Гжельского
народного художественного промысла в конце XIX – начале ХХ вв. Получены следующие ре-
зультаты: определена территория традиционного бытования Гжельского народного художе-
ственного промысла; рассмотрены учебные заведения начального образования, действовавшие
на территории указанного промысла; сформулированы особенности образовательного (педа-
гогического) процесса в учебных заведениях Гжельского промысла; выявлена роль Церкви в об-
учении и воспитании молодежи народного промысла.
Ключевые слова: Гжельский народный художественный промысел, начальное образование, ху-
дожественное образование, земская школа, церковно-приходская школа, школа грамоты, Рус-
ская Православная Церковь.

PRIMARY EDUCATION IN THE TERRITORY OF GZHEL FOLK ARTS AND HANDICRAFTS IN THE LATE XIX – EARLY XX CENTURIES

B. V. Ilkevich, V. V. Nikonov

Abstract. The article considers the primary education in the territory of Gzhel folk art in the late
XIX – early XX centuries. The following results have been obtained: the territory of the traditional existence
of Gzhel folk art has been defined; educational institutions of primary education operating in
the territory of the mentioned handicraft have been considered; the features of the learning (pedagogical)
process in the educational institutions of Gzhel handicraft have been formulated; the role of the
Church in the education and upbringing of the youth of the national craft has been revealed.
Keywords: Gzhel folk arts and handicrafts, elementary education, art education, rural school, territorial
school, parochial school, grammar school, Russian Orthodox Church.

Илькевич Борис Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государ-
ственного университета
e-mail: ilk_bv@mail.ru
Ilkevich Boris V., ScD in Education, Professor, Rector, Gzhel State University
e-mail: ilk_bv@mail.ru
Никонов Вадим Вадимович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследо-
вательского отдела Гжельского государственного университета
e-mail: nikonova-box2009@ya.ru
Nikonov Vadim V., PhD in Education, Senior Researcher, Research Department of Gzhel State University
e-mail: nikonova-box2009@ya.ru

КАРОЛИНА ЛУИЗА ПРАТТ И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ (к 150-летию со дня рождения педагога)

К. А. Алейникова

Аннотация. Настоящая статья посвящена 150-летней годовщине со дня рождения Каролины
Луизы Пратт, выдающегося педагога и мыслителя, оставившего неизгладимый след в истории
американского прогрессивного движения. На протяжении всей своей жизни К. Пратт была
предана идеалам демократического образования и идеям прогрессивной педагогики. В статье
представлены основные биографические сведения из жизни мыслителя, анализируются ее пе-
дагогические идеи и инновации, а также рассказывается о ее экспериментальной деятельно-
сти в рамках «Городской и сельской школы».
Ключевые слова: Каролина Пратт, демократическое образование, прогрессивная педагогика,
экспериментальные школы, «Городская и сельская школа», детоцентрированный подход.

CAROLINE PRATT AND HER EDUCATIONAL INNOVATIONS (on the 150th anniversary of the birth of the educator)

K. A. Aleynikova

Abstract. The article is devoted to the 150th anniversary of the birth of Caroline Pratt, an outstanding
educator and thinker, who left an indelible mark on the history of the American Progressive Movement.
Throughout her whole life C. Pratt was devoted to the ideals of democratic education and ideas
of progressive pedagogy. The article contains some biographical events from the thinker’s life, gives an
analysis of her pedagogical ideas and innovations, and tells about her experimental practice in the
City and Country School.
Keywords: Caroline Pratt, democratic education, progressive pedagogy, experimental schools, City
and Country School, child-centered approach.

Алейникова Ксения Андреевна, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Военной ака-
демии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Россий-
ской Федерации; аспирант кафедры педагогики Владимирского государственногоуниверситета имени А. Г.
и Н. Г. Столетовых
e-mail: kudinova.ksusha@rambler.ru
Aleynikova Kseniya A., Lecturer, Foreign and Russian languages Department, Peter the Great Military academy of
the Strategic Missile Troops, Ministry of Defense, Russian Federation, Post-graduate student, Pedagogics Department,
Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs Vladimir State University
e-mail: kudinova.ksusha@rambler.ru

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ КВАЛИФИКАЦИИ СКЛОНЕНИЯ И ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО (СТ. 151.2 УК РФ)

О. В. Поликашина

Аннотация. Данная статья посвящена новеллам действующего уголовного законодательства.
07 июня 2017 г. в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, вводящие уголовную ответствен-
ность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность
для жизни несовершеннолетнего. В диспозиции статьи законодатель использует термины
«склонение» и «вовлечение», формулировка которых вызывает некоторые сложности у прак-
тических работников. Автором предпринята попытка проанализировать указанные поня-
тия и разграничить их между собой.
Ключевые слова: склонение, вовлечение, несовершеннолетний, противоправные действия,
опасность для жизни.

SOME ASPECTS OF INDUCEMENT AND INVOLVEMENT OF THE MINOR TO COMMIT THE ACTIONS POSING HAZARD TO THEIR LIFE (ART. 151.2 OF THE CRIMINAL CODE)

O. V. Polikashina

Abstract. The article focuses on the stories of existing criminal legislation. On 7 June 2017 amendments
were made in the code introducing criminal responsibility for involvement of the minors in the
actions dangerous to the life. In the disposition of the article, the legislator uses the terms „inducement”
and „involvement”, the wording of which causes some difficulties for the practitioners. The author attempts
to analyze the concepts and to differentiate between them.
Keywords: inducement, involvement, minors, illegal actions, dangerous for life.

Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дис-
циплин Московского педагогического государственного университета
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu
Polikashina Olga V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАТЕГОРИИ СОПРЯЖЕНИЯ В ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ УНИКАЛЬНЫХ СВОЙСТВ
БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ МОЛЕКУЛ

С. М. Похлебаев

Аннотация. В статье конкретизируется методологическая роль сопряжения как естествен-
нонаучной категории познания (обоснованной нами ранее) неживой и живой природы на элек-
тронном уровне. Анализ литературных источников свидетельствует, что сопряженная си-
стема π-электронов лежит в основе строения важнейших биологических молекул и работает
как единое целое. Данная система определяет уникальные свойства этих молекул, которые
выполняют основную функцию в превращениях веществ, энергии, информации в раститель-
ных и животных клетках. Вместе с тем на клеточном уровне сопрягаются передача инфор-
мации и превращение вещества и энергии. В итоге клетка функционирует как сопряженная
система и на ее уровне возникает такое уникальное явление, как Жизнь. Усвоение содержания
категории сопряжения учащимися и студентами на электронном уровне и использование ее
познавательного потенциала при изучении строения уникальных свойств биологически ак-
тивных веществ расширит их границы понимания принципов структурной организации ма-
терии в целом и будет способствовать формированию научной картины мира.
Ключевые слова: материя, взаимодействие, сопряжение, методология, познавательная дея-
тельность, сопряженная система π-электронов, хлорофиллы, фикобилины, каротиноиды, ци-
тохромы и гемоглобины.

METHODOLOGICAL ROLE OF CONJUGATION CATEGORY IN UNDERSTANDING THE ESSENCE OF UNIQUE PROPERTIES OF BIOLOGICALLY ACTIVE MOLECULES

S. M. Pohlebaev

Abstract. The article elaborates on the methodological role of conjugation as a natural science category
of knowing (justified earlier) inanimate and living nature on an electronic level. The analysis of literary
sources shows that the conjugated system of π-electrons is the basis of the structure of important
biological molecules and works as a single unit. This system determines the unique properties of these
molecules, which perform a central function in transformation of substances, energy and information
in plant and animal cells. At the same time, the transfer of information and the transformation of substance
and energy are conjugated at the cell level. As a result, the cell functions as a conjugated system
and at its level there starts such a unique phenomenon as Life. The understanding of the content of the
category of conjugation by students at the electronic level and the use of its cognitive potential in studying
the structure of unique properties of biologically active substances will broaden their boundaries of
comprehending the principles of the structural organization of mater, and in general will contribute to
the formation of a scientific picture of the world.
Keywords: matter, interaction, interface, conjugation, methodology, cognitive activity, conjugated
system of π-electrons, chlorophylls, phycobilins, carotenoids, cytochromes and hemoglobins.

Похлебаев Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры Общей биологии и фи-
зиологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
e-mail: istina48@mail.ru
Pohlebaev Sergei M, ScD in Education, Professor, General biology and physiology Department, South Ural State
humanitarian pedagogical University
e-mail: istina48@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СТРАНЫ

И. И. Баринова, В. П. Дронов, Д. Л. Лопатников

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования географического образа терри-
тории с позиций ученых географов и методистов. Географический образ страны включает
в себя наиболее важные, яркие, запоминающиеся знаки, символы и представления о простран-
стве. Это одна из важных составляющих имиджа страны, синтез географической информации
и эмоций. В настоящее время необходимо усиление внимания к формированию у школьников
положительного образа как России в целом, так и «малой Родины», поскольку образ родной
страны, родного края обеспечивает формирование национальной идентичности человека. Фор-
мирование географического образа имеет не только воспитательное, но и большое прикладное
значение. В статье показаны методические пути успешной работы в решении этой проблемы.
Ключевые слова: географический образ страны, региона, родного края; методические приемы
работы по формированию позитивного географического образа страны.

POSSIBILITIES OF SCHOOL GEOGRAPHY IN FORMING A POSITIVE IMAGE
OF THE COUNTRY

I. I. Barinova, V. P. Dronov, D. L. Lopatnikov

Abstract. The article considers the issues of forming a geographical image of the territory from the
standpoint of scientists-geographers and Methodists. Geographical image of the country includes the
most important, vibrant, memorable characters, symbols, and ideas about space. This is one of the important
components of the country’s image, synthesis of geographic information and emotions. Nowadays
it is necessary to strengthen attention to the formation of a positive image both in Russia and in
the „small homeland”, since the image of the native country, the native land ensures the formation of
national identity of a person. The formation of a geographical image is not only of educational, but
also of great practical importance. The article shows methodical ways of successful work in solving
this problem.
Keywords: geographical image of the country, region, native land; methodical working methods on
formation of a positive geographical image of the country.

Баринова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания
географии Московского педагогического государственного университета
е-mail: i.barinova@rambler.ru
Barinova Irina I., ScD in Education, Professor, Methods of Geography teaching Department, Moscow Pedagogical
State University
е-mail: i.barinova@rambler.ru
Дронов Виктор Павлович, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной
географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета
e-mail: vp.dronov@mpgu.edu
Dronov Viktor P., ScD in Geography, Professor, Social and Economic Geography Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: vp.dronov@mpgu.edu
Лопатников Дмитрий Леонидович, доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социаль-
ной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета
e-mail: imartos@mail.ru
Lopatnikov Dmitriy L., ScD in Geography, Professor, Social and Economic Geography Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: imartos@mail.ru

АНАЛИЗ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ КАЗАХСТАНА» С ПОЗИЦИИ ВОЗМОЖНОСТИ
ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

И. В. Шимлина (Рябцева), Л. Б. Суворова

Аннотация. Статья посвящена изучению исследовательского потенциала школьных учебни-
ков по курсу «География Казахстана (8–9 класс)» в период с 1993 по 2016 г. В рамках анализа
были исследованы текстовый компонент (основной и дополнительный текст), иллюстратив-
ный материал, включающий таблицы, картосхемы, схемы, графики, картодиаграммы, а так-
же система вопросов и заданий с позиции возможности их использования для формирования
опыта исследовательской деятельности учащихся. Авторами разработана шкала для оценки
возможностей системы вопросов и заданий учебника в развитии познавательных и исследо-
вательских способностей учащихся, выделены репродуктивный, поисковый, исследовательский
уровень, даны их характеристики.
Ключевые слова: учебник географии, текстовый, вне текстовый компонент учебника, опыт
исследовательской деятельности учащихся.

ANALYSIS OF SCHOOL TEXTBOOKS ON THE GEOGRAPHY OF KAZAKHSTAN COURSE FROM THE STANDPOINT
OF THEIR POSSIBLE USE FOR THE FORMATION OF EXPERIENCE OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY

I. V. Shimlina (Ryabtseva), L. B. Suvorova

Abstract. The article deals with the study of research potential of school textbooks for the geography
course of Kazakhstan (8–9) over the period 1993 to 2016. Within the framework of the analysis, the text
component (the main and additional text), illustrative material including tables, maps, charts, and
map diagrams, as well as a system of questions and tasks from the viewpoint of their possible use to
form the experience of students’ research activity have been examined. The authors have developed a
scale for assessing the possibilities of the system of questions and tasks of the textbook in the development
of cognitive and research abilities of students and allocated reproductive, research and exploratory
levels together with their characteristics.
Keywords: geography textbook, text, non-textual component of the textbook, experience of students’
research activities.

Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, ге-
ологии и методики преподавания географии Новокузнецкого института (филиала) федерального государ-
ственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государствен-
ный университет»
e-mail: ryabtseva2010@mail.ru
Shimlina (Ryabtseva) Inna V., ScD in Education, Professor, Geography, Geology and Geography teaching methodology
Department, Novokuznetsk Institute (branch) of Federal State Budget educational institution of higher
education “Kemerovo State University”
e-mail: ryabtseva2010@mail.ru
Суворова Лариса Борисовна, старший преподаватель кафедры географии и химии Павлодарского госу-
дарственного педагогического института
e-mail: shumalelka@mail.ru
Suvorova Larissa B., a senior lecturer, Geography and chemistry Department, Pavlodar State Pedagogical Institute
e-mail: shumalelka@mail.ru