Language

Журнал «Наука и школа», №2 за 2017 год

(поная версия)

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

А. И. Глушков

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы, касающиеся вопросов
назначения судом наказания по результатам разбирательства уголовных дел о преступлени-
ях несовершеннолетних. При этом исследованы особенности, учитываемые судом при назначе-
нии таких видов уголовного наказания, как штраф, обязательные работы, исправительные
работы, ограничение свободы и лишение свободы на определенный срок.
Ключевые слова: преступление, уголовное наказание, несовершеннолетние, штраф, обяза-
тельные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

ISSUES OF IMPOSITION OF CRIMINAL PENALTIES REGARDING THE JUVENILE

A. I. Glushkov

Abstract. The article considers theoretical and legal issues relating to the appointment by the court of
punishment investigation of criminal cases on the juvenile crimes. The article also analyzes the features
considered by the court when imposing such types of criminal penalty as fine, obligatory works,
corrective works, restriction of freedom and imprisonment for a certain term.
Keywords: crime, criminal penalties, the juvenile, fine, obligatory works, corrective works, restriction
of freedom, imprisonment.

Глушков Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой права
Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного уни-
верситета
e-mail: profglushkov@mail.ru
Glushkov Aleksandr I., ScD in Jurisprudence, Professor, acting Chairperson, Law Department, Institute of sociohumanitarian
education, Moscow State University of Education
e-mail: profglushkov@mail.ru

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Н. В. Головко

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и правовые вопросы, связанные с изучением
уголовной ответственности несовершеннолетних. Проведен анализ развития отечественного
правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних. На основании про-
веденного анализа выделены нормы, устанавливающие современные особенности ответствен-
ности несовершеннолетних, а также нормы, ориентированные на максимальное обеспечение
специально-предупредительного воздействия.
Ключевые слова: возраст уголовной ответственности, уголовная ответственность, несо-
вершеннолетние, преступление, ювенальное уголовное право.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC LEGAL REGULATION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY OF THE JUVENILE

N. V. Golovko

Abstract. The article considers theoretical and legal issues associated with the study of the criminal
responsibility of juvenile. The article also analyzes the development of domestic legal regulation of
criminal responsibility of juvenile. On the basis of the analysis the norms establishing modern features
of responsibility of minors, and also the norms focused on the ensuring of special and precautionary
influence are marked out.
Keywords: the age of criminal responsibility, criminal responsibility, juvenile crime, juvenile
criminal law.

Головко Нонна Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисци-
плин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного
университета
e-mail: nonna35@bk.ru
Golovko Nonna V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal Law Department, Institute of sociohumanitarian
education, Moscow State University of Education
e-mail: nonna35@bk.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В. В. Чеха

Аннотация. В статье раскрывается значение такого важнейшего источника финансового
права, как Конституция России, для правового регулирования финансирования образования
в России. В связи с этим в статье рассматривается роль для регулирования финансирова-
ния образования статьи 43 Конституции РФ, согласно которой гарантируются общедоступ-
ность и бесплатность образования соответствующих видов. Также в статье обоснована и
предложена для последующего использования классификация норм Конституции с точки зре-
ния механизма регулирования финансирования образования.
Ключевые слова: Конституция России, образование, общедоступность и бесплатность об-
разования, источник финансового права, финансирование образования.

THE CONSTITUTIONAL BASES OF EDUCATION FINANCING IN RUSSIA

V. V. Chekha

Abstract. The article reveals the importance of such vital source of financial law as the Constitution
of the Russian legal regulation of financing of education. In this regard the article considers the role of
the item 43 of the Constitution of the Russian Federation for the regulation of financing of education
according to which access to free education of appropriate types is guaranteed. The article offers and
substantiates for the future use the classification of standards of the Constitution from the point of
view of the mechanism of regulation of education financing.
Keywords: Constitution of Russia, education, general availability and free education, source of the
financial right, education financing.

Чеха Вадим Витальевич, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ, начальник
управления правового и кадрового обеспечения Россотрудничества, кандидат юридических наук
e-mail: tschecha77@list.ru
Chekha Vadim V., Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State University of
Education, Head of legal and personnel support of the Federal Agency Rossotrudnichestvo, PhD in Jurisprudence
e-mail: tschecha77@list.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М. М. Симонова, Д. Э. Удалов

Аннотация. В статье приводится анализ правового регулирования патриотического воспи-
тания современной молодежи. Правовое регулирование различных сфер жизни общества необ-
ходимо в целях соблюдения прав и свобод субъектов правоотношений. Особенно это актуально
в сфере образования, в частности в области патриотического воспитания подрастающего
поколения (детей и молодежи), как будущей составляющей гражданского общества России.
Патриотическое воспитание необходимо для функционирования институтов гражданско-
го общества, недопущения совершения противоправного поведения, причиняющего вред инте-
ресам государства, общества, отдельных личностей, а также для сохранения и преумноже-
ния культурного достояния Российской Федерации и бережного отношения к истории своего
Отечества.
Ключевые слова: образовательная деятельность, воспитание, гражданственность, патрио-
тизм, патриотическое воспитание, законодательство.

LEGAL BASES OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

M. M. Simonova, D. E. Udalov

Abstract. The article provides an analysis of the legal regulation of patriotic education of the youth
of today. Legal regulation of various spheres of society is necessary in order to comply with the rights
and freedoms of legal entities. This is especially true in the field of education, in particular in the field
of patriotic education of the younger generation (children and youth), as a future constituent of civil
society in Russia. Patriotic education is necessary for the functioning of civil society institutions, to
prevent the commission of wrongful conduct, to harm the interests of the state, society and individuals
and for preserving and increasing the cultural heritage of the Russian Federation and respect for the
history of the homeland.
Keywords: educational activity, education, citizenship, patriotism, patriotic education, legislation.

Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управле-
ние персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: MMSimonova@fa.ru
Simonova Margarita M., PhD in Social Sciences, Associate Professor, Human Resource Management and
Psychology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: MMSimonova@fa.ru
Удалов Денис Эдуардович, кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и социально-эко-
номических дисциплин, Московский Государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича
e-mail: udallov@yandex.ru
Udalov Denis E., PhD in Jurisprudence, Associate professor, Management and Social and economic disciplines
Department, Yu. A Sienkiewicz Moscow State Institute of Tourism Industry
e-mail: udallov@yandex.ru

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАХ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ: ОПОРА
НА ТРАДИЦИИ, ОРИЕНТАЦИЯ НА ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Л. А. Трубина

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена наметившимися тенденциями к изменениям
в подготовке педагогов. Главные направления и целевые ориентиры формирования новой моде-
ли педагогического образования сформулированы в Концепции развития Московского педагоги-
ческого государственного университета (МПГУ) – ведущего вуза системы педагогического об-
разования.
Цель статьи – на основе анализа современных тенденций в образовании определить концеп-
туальные основы содержания подготовки педагогов. В их числе – сочетание традиций и инно-
ваций, гармонизация научно-предметного, психолого-педагогического и воспитательного ком-
понентов, фундаментальность подготовки как интегрированная характеристика взаимосвя-
зи разных аспектов педагогического вида деятельности. В статье представлен опыт форми-
рования базовой части учебных планов МПГУ.
Ключевые слова: педагогическое образование, фундаментальность, развитие личности, учеб-
ный план, федеральный государственный образовательный стандарт, профстандарт.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CURRICULA FOR TEACHER TRAINING: RELIANCE ON TRADITION, ORIENTATION TO FUTURE NEEDS

L. A. Trubina

Abstract. The relevance of the article is due to the current changes in the training of teachers. The
main directions and targets for the formation of a new model of pedagogical education are formulated
in the Concept of the Development of Moscow State University of Education, the leading institution of
the pedagogical education system.
The purpose of the article is to define the conceptual bases of the content of teachers’ training. Among
them are the combination of tradition and innovation, harmonization of the scientific subject, psychopedagogical
and educational components, the fundamental training as an integrated feature of the
relationship of different aspects of pedagogical activity. The article presents the experience of forming
the basic part of the curriculum of Moscow State University of Education.
Keywords: pedagogical education, fundamentality, personality development, curriculum, Federal
state educational standard, professional standard.

Трубина Людмила Александровна, доктор филологических наук, профессор, проректор Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: la.trubina@mpgu.edu
Trubina Liudmila A., ScD in Philology, Professor, vice-rector, Moscow State University of Education
e-mail: la.trubina@mpgu.edu

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ СИНГАПУРА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Н. С. Пурышева, К. П. Доценко

Аннотация. В статье рассмотрена методика формирования у школьников Сингапура экс-
периментальных умений в процессе выполнения фронтальных лабораторных работ. Описаны
основные отличия этой методики от той, которая используется в российской школе. Рас-
смотрены особенности структуры и содержание пособия для учащихся по лабораторному
эксперименту.
Ключевые слова: экспериментальные умения, методика, цели лабораторных работ, процеду-
ра выполнения работы, графики зависимостей.

FORMATION OF EXPERIMENTAL SKILLS AT SINGAPOREAN STUDENTS WHEN TEACHING PHYSICS

N. S. Purysheva, K. P. Dotsenko

Abstract. The article deals with the methods of forming experimental skills in the process of implementing
laboratory works. The main differences between these methods and the methods used in a
Russian school are described. The peculiarities of the structure and content of the manual for students
in a laboratory experiment are discussed.
Keywords: experimental skills, methodology, objectives of laboratory work, work procedure, dependency
graphs.

Пурышева Наталия Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и
методики обучения физике Московского педагогического государственного университета
e-mail: npurysheva42@rambler.ru
Purysheva Natalia S., ScD in education, Professor, Chairperson, Theory and methods of teaching Physics Department,
Moscow State University of Education
e-mail: npurysheva42@rambler.ru
Доценко Константин Петрович, проректор Московского педагогического государственного университета
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
Dotsenko Konstantin P., Vice rector, Moscow State University of Education
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. Б. Пятунин, О. А. Хлебосолова

Аннотация. В статье рассматривается разработанная авторами модель методической си-
стемы оценки результатов обучения географии в соответствии с положениями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной ос-
новной образовательной программы основного общего образования. Требования нормативных
документов и дидактические подходы определили принципы конструирования оценочной ча-
сти современного учебно-методического комплекса.
Ключевые слова: методическая система, результаты обучения географии, проверка и оцен-
ка, учебно-методический комплекс.

METHODICAL SYSTEM OF THE ASSESSMENT OF RESULTS OF SCHOOL GEOGRAPHY EDUCATION

V. B. Pyatunin, O. A. Khlebosolova

Abstract. The article considers the model of methodical system for evaluating the results of geography
education. The requirements of normative documents (standard and program) and didactic approaches
have defined the designing principles of an estimated part for the modern educational and
methodical complex.
Keywords: methodical system, geography learning outcomes, checking and evaluation, educational
and methodical complex.

Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методики препо-
давания географии Московского педагогического государственного университета
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru
Pyatunin Vladimir B., PhD in Education, Associate Professor, Methods of teaching geography Department, Moscow
State University of Education
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru
Хлебосолова Ольга Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры экологии и при-
родопользования Российского государственного геологоразведочного университета им. С. Орджоникидзе
e-mail: o.hlebosolova@mail.ru
Khlebosolova Olga A., ScD in Education, Associate Professor, Professor, Ecology and nature management Department,
S. Ordzhonikidze Russian State Geological Prospecting University
e-mail: o.hlebosolova@mail.ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

О. П. Осипова

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания и педагогического сопровождения
электронного портфолио менеджеров образования, обучающихся в магистратуре. Электрон-
ное портфолио студента позволяет отражать индивидуальную траекторию его развития,
позволяет выявить личностное и профессиональное развитие в динамике.
Ключевые слова: менеджер образования, электронное портфолио, магистерская программа,
качество высшего образования, педагогическое направление подготовки.

ELECTRONIC PORTFOLIO IN THE SYSTEM OF TRAINING MANAGERS IN EDUCATION

O. P. Osipova

Abstract. The article considers the problem of creating and monitoring of electronic portfolios in the
training system of managers in education who study in the Master’s Course Program. The electronic
portfolio helps to demonstrate his/her individual progress, allows to identify his/her personal and
professional dynamic development.
Keywords: a manager in education, an electronic portfolio, the Master’s Course Program, quality of
higher education, pedagogical direction of training.

Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления образова-
тельными системами Московского педагогического государственного университета
e-mail: op.osipova@mpgu.edu
Osipova Olga P., ScD in Education, Associate Professor, Management of Educational systems Department, Moscow
State University of Education
e-mail: op.osipova@mpgu.edu

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

М. П. Петрова

Аннотация. В статье рассматривается состояние музыкального образования как части обще-
го образования в России, Дальневосточном федеральном округе, Республике Саха (Якутия), роль
и значение музыкального воспитания в гармоничном развитии детей. Дается описание этапов
становления музыкального образования, формирования кадрового потенциала, инфраструктуры
музыкальной культуры в Якутии. Автором представлен критический анализ проблем музыкаль-
ного воспитания подрастающего поколения. Статья представляет опыт реализации проекта
«Музыка для всех», внедряемого на основе общественно-государственного партнерства в Республи-
ке Саха (Якутия). Раскрываются организационно-педагогические условия реализации инновацион-
ного проекта «Музыка для всех»: создание нормативно-правовых условий, организационной струк-
туры, научно-педагогических условий подготовки кадров, культурно-образовательной среды про-
екта, материально-технической базы, а также механизмы межведомственного взаимодействия,
этапы организации и продвижения. Выделены приоритетные задачи и цели; сформулированы
условия их реализации и основные индикаторы мониторинга за этапами проекта.
Ключевые слова: музыка, Республика Саха (Якутия), музыкальное искусство и образование,
дополнительное образование, организационно-педагогические условия.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE PROJECT “MUSIC FOR ALL”
IN REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

M. P. Petrova

Abstract. The article discusses the status of music education as part of general education in Russia, the
Far Eastern Federal district, Republic of Sakha (Yakutia), the role and importance of musical education
in the harmonious development of children. The stages of formation of music education, formation of
personnel potential, infrastructure of music culture in Yakutia are described. The author gives a critical
analysis of the problems of the musical education of the younger generation. The experience from the
project „Music for all”, implemented on the basis of public-public partnership in the Republic of Sakha
(Yakutia) is observed. The article also reveals the organizational and pedagogical conditions of implementation
of the innovative project „Music for all”: the creation of a legal and regulatory environment,
organizational structure, scientific-pedagogical conditions of training, educational, and cultural environment
of the project, logistical bases, as well as mechanisms of interdepartmental interaction, stages
of organization and promotion. The article identifies priority goals and objectives; formulates conditions
for their implementation and key indicators for monitoring the phases of the project.
Keywords: music, Republic of Sakha (Yakutia), music art and education, additional education,
organizational and pedagogical conditions.

Петрова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, директор ГБНОУ «Республиканский ресурсный
центр «Юные якутяне»»
e-mail: maria.petrova05@gmail.com
Petrova Maria P., PhD in Education, Director, State Budgetary Educational Institution „The republican resource
center ‘Young Yakutians’”
e-mail: maria.petrova05@gmail.com

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. Н. Фукс

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования исследовательской культу-
ры учащихся в обучении истории. Автор определяет цели, функции, этапы исследовательской
деятельности учащихся. Исследовательская культура представлена в ценностном, когнитив-
ном, мотивационном и деятельностном аспектах.
Ключевые слова: исследовательская культура, ученическое исследование, творческая актив-
ность, исследовательские действия, компоненты исследования.

THE RESEARCH CULTURE OF STUDENTS IN SCHOOL HISTORY EDUCATION

A. N. Fuks

Abstract. The article deals with the problem of the formation of students’ research culture in teaching
history. The author defines the goals, functions, stages of student’s research activities. The research
culture is presented in value, cognitive, motivational and activity aspects.
Keywords: research culture, student’s research, creative activity, research activities, research components.

Фукс Александр Николаевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета
e-mail: anfyks20@yandex.ru
Fuks Aleksandr N., ScD in History, professor, Chairperson, Methods of teaching history, political science and law
Department, Moscow State Regional University
e-mail: anfyks20@yandex.ru

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

И. В. Шимлина (Рябцева)

Аннотация. В статье рассматриваются широкие профориентационные возможности курса
школьной географии. Автором анализируется содержание географического образования с пози-
ций подготовки обучающихся к процессу профессионального самоопределения. Акцентировано
внимание на использовании информации регионального рынка труда в географическом образо-
вании и формировании готовности школьников к профессиональному самоопределению в про-
цессе профессиональных проб и курсов по выбору географического содержания.
Ключевые слова: географическое образование, профессиональное самоопределение, профориен-
тация, профессиональные пробы.

THE ANALYSIS OF POSSIBILITIES OF GEOGRAPHICAL EDUCATION IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF MODERN SCHOOL

I. V. Shimlina (Ryabtseva)

Abstract. The article elaborates on broad vocational abilities of the school geography course. The
author analyzes the content of geographical education from the perspective of training students to the
process of professional self-determination. The article is focused on the use of the information of the regional
labor market in geographic education and the formation of readiness of students to professional
self-determination in the process of professional samples and elective courses of geographic content.
Keywords: geographical education, professional identity, career guidance, professional samples.

Шимлина (Рябцева) Инна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры географии, ге-
ологии и методики преподавания географии Новокузнецкого института (филиала) федерального государ-
ственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государствен-
ный университет»
e-mail: ryabtseva2010@mail.ru
Shimlina (Ryabtseva) Inna V., PhD in Education, Professor, Geography, Geology and Geography teaching methodology
Department, Novokuznetsk Institute (branch) of Federal State Budget educational institution of higher
education “Kemerovo State University”
e-mail: ryabtseva2010@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Л. А. Пиджоян

Аннотация. Рассматривая дисциплину «История музыкального образования» как важнейшую
составляющую профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, в данной статье ав-
тор обозначает и раскрывает современные аспекты преподавания данной дисциплины с уче-
том требований современной науки. Интенсификация образовательного процесса, активное
введение форм учебной деятельности, требующих самостоятельности, инициативности об-
учающихся, широкое использование различных образовательных технологий (в том числе ин-
формационных и дистанционных) позволят ориентировать будущего специалиста на получе-
ние знаний, умений, формирование компетенций с целью решения широкого круга профессио-
нальных задач в области музыкально-педагогического образования.
Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога-музыканта, формирование профес-
сиональной компетентности, компетентностный подход, музыкально-теоретическая подго-
товка, история музыкального образования.

MODERN ASPECTS OF TEACHING THE HISTORY OF MUSIC EDUCATION AT THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER-MUSICIAN.

L. A. Pidzhoyan

Abstract. Considering the discipline „History of music education” as an important component of training
the teacher-musician at the university, the author of the article represents and reveals the modern
aspects of teaching this discipline with regard to the requirements of present-day science. The intensification
of the educational process, the active introduction of forms of learning activities that require
independence and initiative of students, the widespread use of a variety of educational technologies
(including information and distance) allow to orient the future specialist in gaining knowledge, skills,
formation of competences in order to address a wide range of professional tasks in the field of musical
and pedagogical education.
Keywords: professional training of a teacher-musician, formation of professional competence, competence
approach, musical and theoretical training, history of music education.

Пиджоян Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образова-
ния института истории и культуры Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина
e-mail: pidjoyan08@mail.ru
Pidzhoyan Larisa A., PhD in Education, Associate Professor of Music Education Institute of History and Culture
of Bunin Yelets State University
e-mail: pidjoyan08@mail.ru

ВЛИЯНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИИ

Ю. В. Сысоев, Е. Ю. Сысоева

Аннотация. Введенный Указом Президента Российской Федерации с 1 сентября 2014 г. новый
Всероссийский комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) позволит определить уровень фи-
зической подготовленности различных категорий граждан России и их отношение к своему
физическому совершенствованию. Правильно организованная пропаганда комплекса ГТО даст
возможность активно воздействовать на сознание россиян в целях понимания значимости
укрепления здоровья не только для себя, но и для эффективной готовности к труду и оборо-
не государства, формировать нравственные и патриотические качества. Формируя педаго-
га-патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше его культурный уровень, тем
разнообразнее и ярче проявляются его нравственные и патриотические качества. Важным
направлением в решении этих проблем среди педагогического сообщества является создание
нормального морально-психологического климата в коллективе, общественного мнения в госу-
дарстве о труде педагога, высокий уровень мотивации к постоянному физическому совершен-
ствованию во имя России.
Ключевые слова: государство, комплекс ГТО, нравственные и патриотические качества, ду-
ховная культура, идеология, ценности, сознание, студентки педагогического вуза, школьные
учителя, морально-психологический климат в коллективе, отношение к Родине.

THE IMPACT OF THE REGULATORY REQUIREMENTS OF THE COMPLEX „READY FOR LABOR AND DEFENSE” ON THE FORMATION OF MORALAND PATRIOTIC QUALITIES OF THE TEACHING COMMUNITY OF RUSSIA

Yu. V. Sysoev, E. Yu. Sysoeva

Abstract. Introduced by the decree of the President of the Russian Federation from 1 September
2014 a new national complex „Ready for labor and defense” enables to determine the level of physical
preparedness of different categories of citizens and their relationship to their physical improvement.
Properly organized propaganda of the complex would allow to actively influence the minds of Russians
in order to understand the importance of health promotion not only for themselves but also for effective
preparedness for labor and defense of the state, to form moral and Patriotic qualities. Forming a
teacher-patriot means formation of a cultural person. The higher his cultural level the more varied and
brighter manifest his moral and Patriotic qualities. An important direction in the solution of these
problems among pedagogical community is creation of normal morally- psychological climate, public
opinion in the state about the work of the teacher, the high level of motivation to constant physical
improvement for the sake of Russia.
Keywords: state, „Ready for labor and defense” complex, moral and patriotic qualities, spiritual culture,
ideology, values, consciousness, students of pedagogical universities, school teachers, moral and
psychological climate in the team, the attitude towards the Homeland.

Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического госу-
дарственного университета, заслуженный работник физической культуры РСФСР, Почетный работник выс-
шего профессионального образования, академик РАЕН, МАНПО, мастер спорта СССР
e-mail: maraton90@mail.ru
Sysoev Yury V., ScD in Education, Professor, Moscow State University of Education, honored worker of physical
culture, Russian Soviet Federative Socialist Republic, Honored Worker, Higher Professional Education, academician,
Russian Academy of Natural Sciences, International Teacher’s Training Academy of Sciences
e-mail: maraton90@mail.ru
Сысоева Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания РЭУ им. Г. М. Плеханова
email: alenka.sy@mail.ru
Sysoeva Elena Yu., senior lecturer, Physical education Department, Plekhanov Russian University of Economics
email: alenka.sy@mail.ru

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Т. К. Меркулова

Аннотация. Данная статья информирует о проведении нового социального проекта «Страна
с великой историей» и участии студентов первого курса Липецкого государственного педаго-
гического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского во Всероссийской акции «Школы
моей семьи». Актуальность данного социального проекта рассмотрена с позиции сохранения
исторической памяти. Мировоззренческая и воспитательная задача акции, ее идеологические
ценности раскрываются через понятие патриотизма. В статье рассмотрены фрагменты ав-
торских рассказов студентов о прожитых знаменательных школьных событиях. Анализ со-
держания представленных событий участниками акции, как при непосредственной работе в
написании текстов, так и при обсуждении подведения итогов, определен с позиции внесения
личной частицы в написание истории родной страны.
Ключевые слова: историческая память, историческая культура, духовно-нравственная сре-
да, патриотизм, воспитание.

SOCIAL PROJECT AS A FORM OF PRESERVING HISTORICAL MEMORY

T. K. Merkulova

Abstract. The article provides information on holding a new social project ‘A country with a great
history’ and participation of first-year students of Lipetsk State Pedagogical University in All-Russian
campaign ‘Schools of my family’. The relevance of this social project has been examined from a position
of historical memory preservation. A vision and educational mission of this campaign, its ideological
values are revealed though the conception of patriotism. The article considers the fragments from
the students’ stories about past significant school events. The analysis of the content of the presented
events, both during the direct work on writing the texts and during the discussions is defined from
the position of taking a personal share into writing a history of a native country.
Keywords: historical memory, historical culture, spiritual and moral environment, patriotism,
training.

Меркулова Татьяна Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и на-
чального образования Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-
Тян-Шанского
e-mail: maxima078@mail.ru
Merkulova Tatiana К., PhD in Education, Associate Professor, Preschool and primary education Department,
P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University
e-mail: maxima078@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФИЛЬ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО») К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Н. В. Власова

Аннотация. Обосновывается важность одного из основных аспектов методической подготовки
бакалавра педагогического образования (профиль «Изобразительное искусство») по проекти-
рованию дидактических материалов. Бакалавр педагогического образования должен владеть
системными знаниями эргономики, возрастных особенностей восприятия текстовой и визу-
альной информации ребенком, знаний о шрифтовой работе, композиции отдельного кадра,
слайда, формата страницы. Основная цель данного вида методической подготовки бакалавра
– будущего учителя изобразительного искусства – дать опыт разработки макета, сформиро-
вать умение делить учебную информацию на правильные дидактические порции, рационально
использовать функции обратной связи – интерактивности при работе с детской аудиторией,
соблюдать пропорции «текст–изображение». В статье дается анализ выявленных уровней ме-
тодической готовности студентов бакалавриата к проектированию дидактических матери-
алов. Определяются уровни методического творчества студентов при выполнении проектов
творческих тетрадей по темам учебного предмета «Изобразительное искусство» для общеоб-
разовательной школы.
Ключевые слова: методическая подготовка бакалавра педагогического образования (профиль
«Изобразительное искусство»), уровни методической готовности бакалавра, проектирование
дидактических материалов, уровни методического творчества, педагогический дизайн.

METHODICAL READINESS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS TO THE DESIGN OF TEACHING MATERIALS

N. V. Vlasova

Abstract. The article elaborates on the importance of one of the main aspects of the methodological
training of bachelors of pedagogical education (profile „fine arts”) in designing the teaching materials.
Bachelor of education must have system knowledge of ergonomics, age features of perception of text and
visual information by the child, knowledge of font work, composition of a separate shot, slide, page
format. The main purpose of this kind of methodological training of future teachers of fine arts is to
give experience in the development of the layout to foster the ability to divide educational information
into the right didactic portions, to efficiently use the feedback function-interactivity when working with
children, to keep to the proportions of the „text-image”. The article provides analysis of the identified
levels of methodical readiness of undergraduate students to design didactic materials and identifies
the levels of methodological creativity of students in project implementation of creative books on the
topics of the school subject „art” for a public school.
Keywords: methodical training of bachelors of pedagogical education (profile „fine arts”), levels of
methodical readiness of a bachelor, designing of didactic materials, levels of methodical creativity,
pedagogical design.

Власова Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры изобразительного
искусства, Воронежский государственный педагогический университет
e-mail: vlasova1013@rambler.ru
Vlasova Natalya V., PhD in Education, Associate Professor, Fine arts Department, Voronezh State Pedagogical
University
e-mail: vlasova1013@rambler.ru

ЭСТЕТИКО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Н. Г. Минасян

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятия «эстетико-воспитательный потенциал
уроков мировой художественной культуры», использование которого представлено как один из
путей решения проблемы художественно-эстетического воспитания старшеклассников; дана
содержательная характеристика понятия, определены пять его векторов: эмоциональный,
гносеологический, творческий, аксиологический, коммуникативный. Доказано, что эстетико-
воспитательный потенциал уроков мировой художественной культуры – это управляемый
учителем многовекторный комплекс воспитательных возможностей урока искусства, являю-
щийся при определенных педагогических условиях источником возникновения в сознании и под-
сознании учащихся порождающих импульсов психолого-личностного («самораскрытия», «осоз-
нания»), познавательно-эвристического («пробуждения интереса», «поиска совершенства»),
творчески-деятельностного («активного действия», «имитации») характера и гуманистиче-
ски-ценностной направленности («эмпатии», «толерантности»). Установлено, что действие
потенциала ориентировано на формирование у старшеклассников личностных ценностей,
взглядов, толерантного отношения к другим культурам и нациям, осознание единства миро-
вого культурного разнообразия, в котором каждая культура является оригинальной, само-
бытной и неповторимой.
Ключевые слова: уроки мировой художественной культуры, потенциал, эстетико-воспита-
тельный потенциал искусства, импульсы.

AESTHETIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE LESSONS OF WORLD CULTURE

N. G. Minasyan

Abstract. The article reveals the essence of the concept of aesthetic and educational potential of the
lessons of world culture, the use of which is presented as one of the solutions to the problem of artistic
and aesthetic education of high school students; gives the substantial characteristics of the concept and
identifies five vectors: emotional, epistemological, creative, axiological, communicative. It is proved
that the aesthetic and educational potential of the lessons of world culture is a multi-vector complex
of educational opportunities of art lessons, which, under certain pedagogical conditions is a source of
generating in students’ consciousness and sub-consciousness the pulses of psychological and personal
(„self-disclosure”, „awareness”), cognitive and heuristic („awakening of interest”, „search of perfection”
and others.), creative-activity („active steps”, „imitation”) character and humanistic value orientation
(„empathy”, „tolerance”). It has been defined that the action of the potential is focused on forming
among senior students personal values, attitudes, tolerance towards other cultures and nations, the
awareness of the unity of the world’s cultural diversity, in which each culture is original, distinctive
and unique.
Keywords: lessons of world culture, potential, aesthetic and educational potential of art, pulses.

Минасян Наталья Григорьевна, кандидат педагогических наук, директор Новоамвросиевской общеобра-
зовательной школы I–III ступеней, Донецкая область
e-mail: natashaminasian@mail.ru
Minasyan Natalia G., PhD in Education, Headmaster, Novoamvrosievsk comprehensive school I–III stages, Donetsk
region
e-mail: natashaminasian@mail.ru

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ КАК ПРОСТРАНСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ:
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННОЙ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Г. А. Кузьменко

Аннотация. Современные тенденции развития детско-юношеского спорта обусловлены увели-
чением объема требований к качеству спортивной подготовленности юного спортсмена и вы-
явлением ресурсов, обеспечивающих улучшение спортивных результатов. Интеллектуальная
подготовка в системе спортивной подготовки при должном теоретико-методологическом,
учебно-методическом и организационно-педагогическом обосновании выступает дополнитель-
ным ресурсом совершенствования системы спортивной подготовки в целом. Обновление содер-
жания спортивной подготовки в блоке «интеллектуальная подготовка спортсмена» связано
с обновлением содержания понятийного аппарата и предметным рассмотрением ряда пред-
ставленных педагогических категорий, среди которых: интеллект и интеллектуальные спо-
собности юного спортсмена к успешной реализации в спортивной деятельности; структура
интеллектуальных способностей; интеллектуальная проблема и интеллектуальная задача
спортивной деятельности; актуализация видов интеллекта при решении интеллектуальных
задач; интеллектуальный ресурс, интеллектуальный опыт и интеллектуальный потенциал
юного спортсмена и др. Реализация в практике спортивной подготовки данных категорий,
обоснованных в концепции и технологиях интеллектуальной подготовки, обусловили приро-
сты процессуальных и результативных параметров спортивной деятельности подростка.
Ключевые слова: детско-юношеский спорт, подросток-спортсмен, спортивная подготовка,
интеллектуальное развитие, обновление понятийного аппарата.

THE YOUTH SPORT AS A SPACE FOR INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS: UPDATE OF THE CONTENT OF CONCEPTUAL APPARATUS OF INTELLECTUALLY MEDIATED SPORTS TRAINING

G. A. Kuzmenko

Abstract. Current trends of development of sport for children and young people are determined by
the increase of demands to the quality of athletic preparedness of young athletes and identification of
resources, providing improvement of athletic performance. Intellectual training in the system of sports
training with proper theoretical and methodological, methodical and organizational-pedagogical argumentation
acts as an additional resource that improves the system of sports training in general.
The updating of the content of athletic training in the „intellectual training of the athlete” is associated
with the updating of the content of conceptual apparatus and the subject to the consideration of
a number of the presented pedagogical categories, including: intelligence and intellectual ability of
the young athlete to successful realization within sports activities; the structure of intellectual abilities; intellectual problem and intellectual challenge of sports activity; the actualization of the types of
intelligence in the solution of intellectual tasks; intellectual resource, intellectual experience and intellectual
potential of the young athlete and etc. Practical implementation of athletic training of these
categories, based on the concept and technologies of intelligent training, led to the growth of procedural
and productive parameters of sports activities of a teenager.
Keywords: youth sport, teenager-athlete, sports training, intellectual development, updating of the
conceptual apparatus.

Кузьменко Галина Анатольевна, заместитель заведующего кафедрой теоретических основ физической
культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических
наук, доцент
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko Galina A., Deputy Chairperson, Theoretical Bases of Physical Training and Sports Department, Moscow
State University of Education, PhD in Education, Associate Professor
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УМЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ

С. Н. Москвин

Аннотация. Поиск современных подходов к управлению школой требует нового взгляда на
управленческие умения ее руководителей. В статье представлено понятие управленческих
умений, сформулированное автором, их виды и структура. В качестве механизма формиро-
вания управленческих умений руководителей школы выступает сетевое взаимодействие об-
разовательных организаций. Был проведен анализ существующих моделей сетевого взаимодей-
ствия и выбрана распределенная модель, дана ее характеристика и описаны преимущества.
На примере распределенной сети образовательных организаций г. Красноярска представлено
формирование управленческих умений руководителей. В статье определены задачи и принци-
пы такого сетевого взаимодействия, структура и характеристика субъектов сети, описаны
основные направления деятельности и инструменты сетевой работы.
Ключевые слова: управленческие умения руководителя школы, сетевое взаимодействие об-
разовательных организаций, распределенная модель сетевого взаимодействия, субъекты сете-
вого взаимодействия, ресурсы сетевого взаимодействия.

A DISTRIBUTED MODEL OF NETWORK INTERACTION AS A MECHANISM OF DEVELOPING SCHOOL MANAGERS’ ADMINISTRATIVE SKILLS

S. N. Moskvin

Abstract. Search of modern approaches to school management requires a new view on the managerial
skills of its leaders. The article presents the concept of the office administrative skills formulated by the
author, their types and structure. As the mechanism of formation of managerial skills of school leaders,
serves network cooperation of educational institutions. The existing models of network interaction
were analyzed and the distributed model was selected. The article gives its characteristics and presents
the advantages. On the example of a distributed network of educational institutions of Krasnoyarsk
the formation of administrative skills of managers are presented. The article defines the objectives
and principles of such network interaction, structure and characteristics of constituent entities of the
network, describes the main activities and tools of networking.
Keywords: administrative skills of a school Manager, network interaction of educational institutions,
a distributed model of network interaction, the subjects of networking, resources of networking.

Москвин Сергей Николаевич, доцент кафедры менеджмента организации Красноярского государствен-
ного педагогического университета им. В. П. Астафьева
e-mail: smoskvin@list.ru
Moskvin Sergey N., Associate Professor, Corporate management Department, V. P. Astafyev Krasnoyarsk State
Pedagogical University
e-mail: smoskvin@list.ru

ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Н. А. Опарина

Аннотация. В статье рассматривается понятие фольклорной традиции, в частности, ак-
центируется внимание на фольклорно-педагогических традициях, способных влиять на раз-
витие личности современных детей. Традиции существенно влияют на развитие общества в
целом и на формирование подрастающей личности в частности. Особенное внимание обраща-
ется на проблему развития литературно-творческих способностей детей в условиях приобще-
ния к фольклору, включения произведения народного творчества в современные виды учебы и
досуга ребят. Обращение к фольклору, к различным его жанрам может способствовать воз-
рождению художественных традиций народной педагогики и совершенствовать применение
различных методов и приемов, формирующих художественно-творческие способности детей в
современных условиях. В статье обращается внимание на то, что подходить к этой проблеме
следует с позиций синкретизма фольклора, с позиций взаимосвязи трудовых, художественных,
бытовых и педагогических традиций.
Ключевые слова: фольклор, традиция, творчество, воспитание, развитие, способности.

THE INFLUENCE OF FOLK-PEDAGOGICAL TRADITIONS ON THE DEVELOPMENT OF LITERARY-CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN

N. A. Oparina

Abstract. The article discusses the concept of the folk tradition, in particular focuses on the folklore
and traditions of teaching that could affect the development of personality of today’s children. Traditions
significantly influence the development of society in general and in particular - on the formation
of personality. Special attention is paid to the problem of the development of literary-creative abilities
of children in terms of initiation to folklore, incorporating folk art into modern types of learning and
leisure activities of children. Appeal to folklore, to its different genres can contribute to the revival of
artistic traditions of folk pedagogy and improve the use of various methods and techniques that form
the artistic and creative abilities of children in modern conditions. The article points out that this
problem should be treated from the position of syncretism of folklore, from the standpoint of the relationship
between labor, art, household and pedagogical traditions.
Keywords: folklore, tradition, creativity, education, development, ability.

Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социаль-
но-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического уни-
верситета, член Союза писателей России
e-mail: oparil18@yandex.ru
Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and
Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia
e-mail: oparil18@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

А. П. Еремеева, Л. Е. Тихоновская

Аннотация. Статья содержит методические перспективы построения методики изучения
словообразовательной модели. Намечены методические условия овладения лексическим богат-
ством русского языка средствами словообразования. Выявлены особенности различных видов
анализа слова в школьной практике. Представлены новые типы словообразовательных моде-
лей для обогащения речевого развития учащихся.
Ключевые слова: словообразовательные средства русского языка; лингвистическое обогаще-
ние; словообразовательная модель; речевое развитие учащихся; методические условия обогаще-
ния речи средствами словообразования.

THE WORD-FORMATION MODEL STUDY AS A MEANS OF STUDENTS’ LANGUAGE DEVELOPMENT

A. P. Eremeeva, L. E. Tihonovskaya

Abstract. The article contains systemic perspectives of building methods of learning the word-formation
model. There have been outlined the methodical conditions for mastering the lexical richness
of the Russian language by means of word-formation. In the course of the research there have been
revealed the features of various types of word analysis in school practice as well as the new types of
word-formation models for the enrichment of the students’ language development.
Keywords: word-formation means of Russian language; Linguistic enrichment; Word-formation
model; Students’ language development; Methodical conditions for language enrichment with wordformation
means.

Еремеева Ангелина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания
русского языка Московского педагогического государственного университета
e-mail: 4538584@mail.ru
Eremeeva Angelina P., ScD in Education, Professor, Methods of teaching Russian language Department, Moscow
State University of Education
e-mail: 4538584@mail.ru
Тихоновская Лилия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Школа № 1434 Раменки»
e-mail: tihonovskaya.lil@mail.ru
Tihonovskaya Lilija E., Teacher, Russian language and literature, School No. 1434 Ramenki
e-mail: tihonovskaya.lil@mail.ru

ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАНСКИХ И ВОИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ ДЛЯ СЛУЖБЫ В РЯДАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Богданов

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ физической подготовки двух групп
юношей и девушек старшего школьного возраста, где критериями, определяющими уровень
физической подготовки старшеклассников, являются результаты выполнения физических
упражнений, отражающих физические качества: «силу», «быстроту», «выносливость».
В контрольную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где
не поддерживаются постоянные связи с воинскими частями и военнослужащими и не уде-
ляют внимания развитию военно-прикладных навыков у школьников. В эксперименталь-
ную группу вошли старшеклассники общеобразовательных организаций, где поддерживают-
ся постоянные связи с воинскими частями и военными специалистами физической подго-
товки и уделяют внимание развитию военно-прикладных навыков у школьников.
Проанализировав полученные результаты, мы можем сказать, что в экспериментальной
группе, где связи с военнослужащими постоянны, результаты выполнения физических упраж-
нений учащимися выше, а в той группе, где взаимодействия с военнослужащими непостоян-
ны или отсутствуют, результаты выполнения физических упражнений ниже как у юношей,
так и у девушек.
Автор считает, что в решении проблемы формирования здорового образа жизни, разви-
тия физической подготовки и формирования военно-прикладного навыка у старших школь-
ников для службы в Вооруженных Силах необходимо эффективно использовать возмож-
ности семейного воспитания, дополнительного образования, систему военно-патриотиче-
ского воспитания с привлечением военных специалистов физической подготовки.
Материал статьи может быть полезен как преподавателям физической культуры, трене-
рам, организаторам спортивных праздников и любителям военно-прикладных видов спорта,
так и начальникам физической подготовки, спортивным организаторам, инструкторам по
физической подготовке Вооруженных Сил РФ.
Ключевые слова: взаимодействие, преемственность, специалисты физической подготовки,
военно-прикладной навык, условия взаимодействий, подготовка к службе в армии.

EFFECTIVE INTERACTION OF CIVIL AND MILITARY INSTITUTIONS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL PREPARATION OF YOUTH FOR SERVICE IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

I. V. Bogdanov

Abstract. The article presents a comparative analysis of physical training of two groups of children of
secondary school age, where the criteria for defining the level of physical training of senior pupils are
the results of the exercise, reflecting the physical qualities: „strength”, „speed”, „endurance”.
The control group included pupils of educational institutions that do not support persistent relationships
with military units and military personnel, where specialists of physical culture do not pay attention
to the development of military-applied skills of pupils. The experimental group consisted of
pupils of educational institutions, which maintain permanent contact with military units and military
experts of physical training and focus on the development of military-applied skills of pupils.
Analyzing the obtained results it can be claimed that in the experimental group, where relations with
the military personnel are permanent, the results of the exercise are high, and in the group, where relations
with military personnel are changeable or absent, the results of the exercise are low, both among
the young men and the girls. The author considers that in a solution of the problem of formation of a healthy lifestyle, development of physical training and formation of military and applied skill among the senior school students for
service in Armed Forces it is necessary to effectively use the possibilities of family education, additional
education, system of military patriotic education involving military experts of physical training.
The article can be useful for physical education teachers, coaches, organizers of sports events and
lovers of military-applied kinds of sports, for example: in the preparation of young people for service in
the Armed Forces, and heads of physical training, sports organizers, instructors on physical training
of the Armed Forces of the Russian Federation.
Keywords: interaction, continuity, specialists of physical training, military-applied skill, terms of
interaction, preparing for service in the Armed Forces.

Богданов Иван Викторович, специалист отдела молодежи, физической культуры и спорта ЗАТО г. Северо-
морска Мурманской области; аспирант Мурманского арктического государственного университета
e-mail: Bogdanov13@inbox.ru
Bogdanov Ivan V., Specialist, Department of youth, physical culture and sports, Severomorsk Murmansk region;
Post-graduate student, Murmansk Arctic State University

ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ МОНГОЛИИ

Н. Бариушанов

Аннотация. В статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны модерниза-
ции начального образования Монголии. На основе историко-педагогического анализа автором
проведена периодизация модернизации начального образования Монголии. Дана характери-
стика каждого периода реформирования начального образования, показаны трудности пере-
ходного периода.
Ключевые слова: реформа начального образования, начальная школа Монголии, инновацион-
ные процессы в начальном образовании.

STAGES OF REFORMING THE MONGOLIAN PRIMARY SCHOOL

N. Bariushanov

Abstract. The article deals with the positive and negative aspects of modernization of primary education
in Mongolia. It also identifies the stages of reforming primary education in Mongolia and presents
the features of each stage of the reform of primary school. The article gives characteristics of each stage
of the reform of primary education its process and the difficulties of the transition period.
Keywords: reform of primary education, primary school in Mongolia, innovative processes in primary
education.

Бариушанов Номин (Монголия), аспирантка кафедры психологии образования Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: barnomin@yahoo.com
Bariushanov Nomin (Mongolia), Post-graduate student, Educational Psychology Department, Moscow State
University of Education
e-mail: barnomin@yahoo.com

ПРИРОДОСООБРАЗНОСТЬ В ТЕРМИНАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЯХ

А. А. Жуков

Аннотация. В основе статьи лежит проблема выработки универсального определения для яв-
ления природосообразности. Проводится анализ определений принципа природосообразности,
данных авторами популярных учебных пособий и словарей по педагогике (М. В. Гамезо, Г. В.
Коджаспирова, М. Ю. Коджаспиров, В. С. Безрукова, А. И. Пискунов). Автор данной статьи
поднимает вопрос о несоответствии существующих терминов и определений сути природосо-
образности. С этой целью в статье показываются различия трактовок природосообразности
на примере Я. А. Коменского и Ж. Ж. Руссо, вследствие чего обосновывается необходимость из-
менений в термине «природосообразность» и выработке адекватной дефиниции. В итоге в ка-
честве возможного варианта решения проблемы автор статьи предлагает введение термина
«парадигма природосообразности» («природосообразная парадигма»).
Ключевые слова: педагогическая парадигма, педагогический словарь, природосообразность,
Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо.

CONFORMITY WITH NATURE IN TERMS AND DEFINITIONS

A. A. Zhukov

Abstract. The article deals with the problem of giving a general definition to the term ‘conformity
with nature’ (as used in Russian pedagogy). The author analyzes existing definitions by Gamezo,
Kodzhaspirova, Kodzhaspirov, Bezrukova and Piskunov and raises a question about the compliance of
existing terms and their definitions to the essence of conformity with nature. To meet this objective, the
article presents the difference in representations of the term ‘conformity with nature’ by J. A. Comenius
and J. J. Rousseau, and consequently the author proves the necessity of making changes in the definition
of ‘conformity with nature’. As a result the author proposes the term ‘a paradigm of conformity
with nature’.
Keywords: pedagogical paradigm, pedagogical dictionary, conformity with nature, J. A. Comenius,
J. J. Rousseau.

Жуков Александр Александрович, аспирант Волгоградского государственного социально-педагогиче-
ского университета
e-mail: sash.volzh@gmail.com
Zhukov Alexander A., Post-graduate student, Volgograd State Social Pedagogical University
e-maail: sash.volzh@gmail.com

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ

Р. О. Яковлев

Аннотация. В данной статье анализируются изменения в области патриотического вос-
питания и их взаимосвязи с историческим становлением Российского государства от заве-
тов Сергия Радонежского в XIV в. до государственной программы XXI в. Исходя из процесса
изменения понимания патриотического воспитания за рассматриваемый период, подни-
мается вопрос о его современном состоянии и возможном направлении пути развития па-
триотического воспитания в России в будущем. Кроме того, в статье рассматриваются
существующие направления патриотического воспитания: патриотическое и военно-па-
триотическое воспитание, а также выделены представители обоих направлений.
На основе изучения поставленных вопросов был сформулирован ряд выводов о количестве
«волн подъема» патриотических настроений, их причинах и итоговом направлении патрио-
тического воспитания в России на сегодняшний день.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, волны патриотизма, патриотизм в России.

HISTORICAL STAGES OF DEVELOPMENT OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA

R. O. Yakovlev

Abstract. The article analyzes some changes in the area of upbringing and its interrelations with historical
development of Russian State from the 14th to 20th centuries. Basing on the changes in the process
of patriotic education within the considered period, the article traces the issues about its current condition
and possible way of further ways of development towards patriotic education in Russia.
The article emphasizes that patriotic feeling doesn’t form and exist by itself it appears as an answer
to different historical challenges which life realities give to the existing society at certain periods
of time. Thereof, the patriotism is both historic and pedagogical category. This term has been
adjusted with changing of socially-historical forms and with development of social science. Moreover
from the position of valuable orientation of personality Russian pedagogical theory classically highlights
two directions of patriotic upbringing: patriotic and military-patriotic education.
On the basis of studying of the issues, a number of conclusions about the number of „rise waves” of
patriotic mood, its reasons and the total direction of patriotic education in Russia has been formulated.
Keywords: patriotic education, waves of patriotism, patriotism in Russia.

Яковлев Роман Олегович, аспирант Мурманского арктического государственного университета
e-mail: arctic.snow.51@yandex.ru
Yakovlev Roman O., Post-graduate student, Arctic Murmansk State University
e-mail: arctic.snow.51@yandex.ru

СТРУКТУРА УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЕ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ УЧАЩИМИСЯ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Ю. О. Слета

Аннотация. Освещена проблема анализа условия планиметрической задачи учащимися ос-
новной школы как основополагающего этапа в процессе решения планиметрической задачи.
Рассмотрено понятие умения анализировать условие планиметрической задачи учащимися
основной школы. Разработана компонентная структура умения анализировать условие пла-
ниметрической задачи учащимися основной школы. Каждый компонент (статический, пре-
образующий, графический) представляет собой группу умений, в совокупности составляющих
умение анализировать условие планиметрической задачи. Статический компонент содер-
жит умения, позволяющие считать информацию из условия задачи без его непосредственного
изменения. Преобразующий компонент позволяет получить информацию из условия задачи
при его изменении (варьировании). Графический компонент представлен умениями, связанны-
ми с построением чертежа, соответствующего условию задачи. Представлена схематическая
структура умения анализировать условие планиметрической задачи учащимися основной
школы. Приведены примеры планиметрических задач, формирующие выделенные умения, ко-
торые можно использовать в практике преподавания математики основной школы.
Ключевые слова: планиметрическая задача, анализ условия, умение анализировать условие
планиметрической задачи, компоненты умения анализировать условие планиметрической за-
дачи, структура умения анализировать условие планиметрической задачи.

STRUCTURE OF THE ABILITY TO ANALYZE THE PLANIMETRIC PROBLEM BY PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

Yu. O. Sleta

Abstract. The article deals with the problem of analyzing the conditions of planimetric problems by
pupils of the primary school as a fundamental step in the process of solving such problems. The concept
of the ability to analyze the condition of planimetric problem is considered and a component structure
of the ability is developed. Each component (static, converting, graphic) is a group of abilities making
up the whole ability to analyze the condition of planimetric problem. Static component contains the
ability which enables to read out the conditions of the problem without direct changes. The converting
component allows to get information from the condition of the problem when it changes (variation).
The graphic component is represented by the skills associated with the construction of the drawing,
the respective tasks of the condition. A schematic structure of the ability to analyze the condition of
planimetric problem by school pupils is presented. Examples of planimetric tasks that form the selected
skills that can be used in the practice of teaching school mathematics are given.
Keywords: planimetric task, conditions analysis, the ability to analyze the condition of planimetric
problem, components of the ability to analyze the condition of planimetric problem, the structure of the
ability to analyze the condition of planimetric problem.

Слета Юлия Олеговна, соискатель кафедры физики, методики преподавания физики и математики, ИКТ
Волгоградского государственного социально-педагогического университета
e-mail: grishina5@mail.ru
Sleta Yuliya O., Post-graduate student, Physics, methods of teaching physics and mathematics, information and
communication technologies Department, Volgograd State Pedagogical University
e-mail: grishina5@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В КРЕАТИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ
РЕАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Е. С. Михалева

Аннотация. В статье предлагается модель развития потенциала одаренного подростка в кон-
тексте креативного образования как теоретическая основа преемственности субъект-субъ-
ектного взаимодействия педагога и одаренного подростка. При ее построении моделируется
структурная организация креативного образовательного процесса, основанная на сотрудниче-
стве. В структуре данной модели педагоги смогут развить и совершенствовать потенциал ода-
ренного подростка, обеспечить его активность и самостоятельность с помощью креативных
технологий, а одаренные подростки, развивая свой потенциал, смогут творчески реализовы-
вать свои профессиональные, креативные и личные задачи. Рассматриваются профессиональ-
ные и личностные качества педагога в организации процесса развития потенциала одаренных
подростков. Модель развития потенциала одаренных подростков в креативном образовании
включает три компонента: целевой, содержательный, деятельностно-результативный.
Ключевые слова: одаренный подросток, педагогический потенциал, потенциал одаренного
подростка, креативное образование как средство развития потенциала одаренных, модель,
модель развития потенциала.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF POTENTIAL OF GIFTED ADOLESCENTS IN CREATIVE EDUCATION: THEORY AND EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL

E. S. Mikhaleva

Abstract. The article presents a model of development of a gifted teenager in the context of creative education
as a theoretical basis for the continuity of subject-subject interaction between the teacher and the
gifted teenager. During its construction a structural organization of creative educational process based
on cooperation is modeled. In the structure of this model teachers will be able to develop and enhance the
potential of a gifted teenager, to ensure his activity and independence with the help of creative technologies,
and young students in their turn by developing their potential, will be able to realize their creative professional,
creative and personal tasks. The article considers professional and personal qualities of a teacher
in the organization of the process of development of gifted students’ potential. The model of development of
this potential in the creative education consists of three components: target, meaningful, action-productive.
Keywords: a gifted teenager, pedagogical potential, potential of a gifted teenager, creative education
as a means of development the potential of gifted students, model, potential development model.

Михалева Екатерина Сергеевна, аспирантка кафедры общей педагогики Оренбургского государственно-
го педагогического университета
e-mail: sckoriantowa@yandex.ru
Mikhaleva Ekaterina S., Post-graduate student, General Pedagogy Department, Orenburg State Pedagogical
University
e-mail: sckoriantowa@yandex.ru

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: ЧТО ВОСПИТЫВАЕМ?

Н. Б. Москвина, С. П. Машовец

Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию, которое поставлено в каче-
стве ключевой задачи воспитания граждан в России. Авторы акцентируют внимание на сле-
дующих аспектах проблемы: опасность следования политической конъюнктуре в ущерб педаго-
гически выверенному подходу, опасность выполнения педагогикой роли «научного обоснования»
политических и идеологических решений. Задача педагогической науки состоит в том, чтобы
осуществить глубокую рефлексию опыта патриотического воспитания советского периода;
уточнить понятийный аппарат патриотического воспитания: выявить общие и отличи-
тельные черты военно-патриотического и гражданско-патриотического воспитания; пред-
упредить о рисках перекоса в сторону военного. Такой перекос приводит к милитаризации
сознания и воспитательной практики, к разделению общества на своих и чужих. Патрио-
тическое воспитание должно осуществляться в органической связи с гражданским и нрав-
ственным, базироваться на них. Реальное патриотическое воспитание должно формировать
палитру чувств, связанных с историей страны: и гордость за славные ее страницы, и чувство
горечи за недостойные факты.
Ключевые слова: патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое
воспитание, государственная программа.

PATRIOTIC EDUCATION: WHO DO WE EDUCATE?

N. B. Moskvina, S. P. Mashovets

Abstract. The article is devoted to Patriotic education, which is identified as a key task of citizens’
educating in Russia. The authors emphasize the following aspects of the problem: the danger of following
political environment to the detriment of pedagogically verified approach, the danger of performing
the role of „scientific study” of political and ideological decisions by pedagogical science. The task of a
pedagogical science is to carry out a deep reflection of the experience of Patriotic education of the Soviet
period; to clarify the conceptual framework of Patriotic education: to identify common and distinctive
features of military-Patriotic and civil-Patriotic education; to warn about the risks of bias in favor of
the military one. This bias leads to the militarization of consciousness and educational practices, to the
division of society into friends and foes. Patriotic education should be carried out in organic connection
with civil and moral education and to be based on them. Real Patriotic education should form the
range of feelings associated with the history of the country: both the pride of its glory, and bitterness
for the unworthy facts.
Keywords: patriotic, military and patriotic, civil and patriotic education, state program.

Москвина Наталья Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики про-
фессионального образования, Дальневосточный федеральный университет
e-mail: nat200162@yandex.ru.
Moskvina Natalia B., ScD in Education, Professor, Theory and Methods of Professional Education Department, Far
Eastern Federal University
e-mail: nat200162@yandex.ru
Машовец Светлана Павловна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики про-
фессионального образования, Дальневосточный федеральный университет
e-mail: pechenuksp@mail.ru
Mashovets Svetlana P., ScD in Education, Professor, Theory and Methods of Professional Education Department,
Far Eastern Federal University
e-mail: pechenuksp@mail.ru

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ИСТОРИИ

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, выявляющие потребность
учителей истории в пособиях учебно-методического комплекса. Рассматриваются подходы к
проектированию рабочих тетрадей по истории в составе УМК в 2000-е гг., а также факто-
ры, которые оказывают воздействие на процесс проектирования и создания данных пособий
для учащихся. Прослежено влияние стандартизации школьного исторического образования и
введения ЕГЭ (типы заданий) на содержание рабочих тетрадей. Представлены основания для
классификаций, лежащих в основе типологии современных рабочих тетрадей. Изучен дидак-
тический потенциал рабочих тетрадей как части УМК. Проведен анализ содержания рабо-
чих тетрадей, созданных в соответствии с ФГОС второго поколения и историко-культурным
стандартом. Выявлены отличия в авторских подходах к проектированию рабочих тетрадей
в соответствии с содержательными и процессуальными особенностями линий учебников, а
также в связи с функциональной нагрузкой рабочих тетрадей в составе УМК. Даны методи-
ческие рекомендации по планированию работы с рабочими тетрадями и их использованию в
учебном процессе.
Ключевые слова: школьное историческое образование, учебно-методический комплекс,
учебник истории, электронная форма учебника истории, рабочие тетради, типы рабочих
тетрадей.

ACTIVITY BOOKS AS PART OF MODERN TEACHING MATERIALS ON HISTORY

E. А. Kryuchkova

Abstract. The article presents the research findings showing the history teachers’ necessity for study
guides as part of teaching materials. The article considers approaches to the development of history
activity books as part of teaching materials in the 2000s as well as factors influencing the process
of development and creation of these study guides for students. The article focuses on the influence
of standardization of school history education and introduction of the Unified State Examination
(types of tasks) on the contents of activity books. It provides the grounds for classifications underlying
the types of modern activity books. Instructional potential of activity books as part of teaching
materials has been studied. The contents of activity books developed in accordance with the secondgeneration
Federal State Educational Standard (FGOS) and historical and cultural standard have
been analyzed. The article shows the differences in authors’ approaches to the development of activity
books in accordance with contents- and process related peculiarities of textbook lines as well as the
differences due to functional load of activity books as part of teaching materials. The article provides
methodological recommendations on planning of work with activity books and their use in educational
process.
Keywords: school history education, teaching materials, history textbook, electronic history textbook,
activity books, types of activity books.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социаль-
но-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru
Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Centre of social and humanitarian education, Institute
for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Г. А. Гилев, И. В. Борисова, А. М. Каткова, С. В. Румянцева

Аннотация. В работе обосновывается необходимость совершенствования процесса физиче-
ского воспитания молодежи. Предлагается ряд организационных мер по улучшению физиче-
ской подготовки студентов, в частности, введение самостоятельных занятий по заданию и с
контролем преподавателя, дифференцированных семестровых зачетов, создание спортивных
клубов в каждом университете. Показано, что внедрение физической культуры и спорта в
повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развива-
ющегося организма, – прямой путь не только к повышению уровня их здоровья, но и в целом к
оздоровлению нации в психофизическом и социально-экономическом плане.
Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты, здоровье, нация, развитие.

FORMATION OF THE EFFECTIVE POLICY OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS

G. A. Gilev, I. V. Borisova, A. M. Katkova, S. V. Rumyantseva

Abstract. The article substantiates the necessity of improving the process of physical training
of students. The article presents a series of organizational measures to improve the physical training
of students, in particular, the introduction of training for self-study assignment and with the supervision
of the teachers, differentiated semester credits, creation of sports clubs in every university. It is
shown that the introduction of physical culture and sport in everyday life of each student, as it
is demanded by physiological laws of the developing organism, is a direct way not only to the
increasing of the level of their health, but also to general improvement of the nation both in psychophysical
and socio-economic terms.
Keywords: physical training, students, health, nation, development.

Гилев Геннадий Андреевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры спортивных
дисциплин и методики их преподавания института физической культуры, спорта и здоровья Московского
педагогического государственного университета
E-mail: gilev@mail.msiu.ru
Gilev Gennady A., ScD in Education, Professor, Sports disciplines and methods of their teaching Department,
Institute of physical culture, sports and health, Moscow State University of Education
E-mail: gilev@mail.msiu.ru
Борисова Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического
воспитания Московского государственного областного университета
E-mail: mmbmosa@yandex.ru
Borisova Irina V., PhD in Education, Associate professor, Physical training Department, Moscow State Regional
University
E-mail: mmbmosa@yandex.ru
Каткова Анастасия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
и методики их преподавания института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогиче-
ского государственного университета
E-mail: am.katkova@mpgu.edu
Katkova Anastasiya M., PhD in Education, Associate professor, Sports disciplines and methods of their teaching
Department, Institute of physical culture, sports and health, Moscow State University of Education
E-mail: am.katkova@mpgu.edu
Румянцева Светлана Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Москов-
ского политехнического университета
E-mail: 88_sveta_88@mail.ru
Rumyantseva Svetlana V., Senior lecturer, Physical training Department, Moscow polytechnic university
E-mail: 88_sveta_88@mail.ru