Журнал «Наука и школа», № 2 за 2016 год

(полная версия)

КОЛЛЕКТИВНО-ДОГОВОРНАЯ КАМПАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

С. Ю. Иванов, Е. Е. Луцькая

Аннотация. В работе рассматриваются наиболее актуальные вопросы развития коллективно-договорной кампании. Определена роль и задачи российских профсоюзов в контексте развития социально-трудовых отношений. На основе данных исследования разработаны рекомендации по совершенствованию переговорного процесса в условиях социально-экономической нестабильности.

Ключевые слова: переговорный процесс, социальное партнерство, работники, работодатели, профсоюзы, достойный труд, коллективный договор, соглашение, социально-экономическая нестабильность.

COLLECTIVELY-NEGOTIATED CAMPAIGN IN THE CONDITIONS OF SOCIOECONOMIC INSTABILITY: NEW CHALLENGES AND DEVELOPMENT PRIORITIES

S. Yu. Ivanov, E. E. Luzkaya

Abstract. The article deals with the most urgent issues of development of the collectively-negotiated campaign. The role and tasks of the Russian trade unions in the context of the development of social and labor relations are defined. Recommendations based on the survey data for improving the process of negotiation conditions during socio-economic instability are defined.

Keywords: negotiations, social partnership, employees, employers, trade unions, decent work, collective labor contract, agreement, socio-economic instability.

Иванов Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

e-mail: av5401@comtv.ru

Ivanov Sergey Yu., ScD in Sociology, Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Moscow State Pedagogical University

e-mail: av5401@comtv.ru

Луцькая Екатерина Евгеньевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

e-mail: ee.lutskaya@m.mpgu.edu

Lutskaya Ekaterina E., PhD in Philosophy, Associate Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Institute of Social and Humanitarian Knowledge, Moscow State Pedagogical University

e-mail: ee.lutskaya@m.mpgu.edu

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ УНИВЕРСИТЕТСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

М. В. Погребицкая, Ю. Н. Пак

Аннотация. Статья посвящена проблемам реформирования внутривузовских систем менеджмента в условиях расширения автономии казахстанских университетов. Целью работы является определение и обоснование важных направлений реформирования менеджмента и корпоративной культуры вузов для поддержания реальной автономии. В ходе исследования были выявлены особенности менеджмента автономных вузов. Учитывая эти особенности, предложено обеспечить одновременное развитие менеджмента университета по четырем перспективам: структурной (университет-бюрократия), психологической (университет-коллегия), политической (университет-арена) и символической (университет как организованная анархия). Именно такой подход даст возможность университету гибко реагировать на новые задачи управления, поддерживать и развивать реальную автономию. Статья может пред- ставлять интерес для руководителей вуза, исследователей и практиков в сфере университетского менеджмента. Ключевые слова: автономия университетов, академическая свобода, менеджмент университета, корпоративная культура, улучшение, мотивация, организационная структура.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY MANAGEMENT

M. V. Pogrebitskaya, Yu. N. Pak

Abstract. The article is devoted to the problems of reforming intra institutional management systems in conditions of expanding the autonomy of Kazakhstan universities. The aim of the work is to define and ground the important directions of reforming the management and corporate culture of higher education institutions in order to maintain the real autonomy. In the course of research the peculiarities of the management of autonomous universities have been defined. Considering these peculiarities it was proposed to provide the simultaneous development of the university’s management on four prospects: structural (university-bureaucracy), psychological (university-college), political (universityarena) and symbolical (university as an organized anarchy). Exactly this approach will give the university an opportunity to react flexibly to the new tasks of the management, to support and develop the real autonomy. The article can be of interest to heads of universities, researchers and practitioners in the field of the university management.

Keywords: autonomy of universities, academic freedom, management of universities, corporate culture, improvement, motivation, organizational structure. 

Погребицкая Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАИН, начальник службы менеджмента качества Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева, Казахстан, г. Петропавловск. 

e-mail: MPogrebitskaya@gmail.com

Pogrebitskaya Marina V., ScD in Education, Associate Professor, corresponding member of IAIN, head of Quality Management Service, Kozybaev North Kazakhstan State University

e-mail: MPogrebitskaya@gmail.com

Пак Юрий Николаевич, доктор технических наук, профессор, проректор по УМО Карагандинского государственного технического университета, Казахстан, г. Караганда, Почетный работник образования Республики Казахстан

e-mail: pak_gos@mail.ru

Pak Yuri N., ScD in Technical sciences, Professor, Vice-rector, Karaganda State Technical University, Kazakhstan, Honored Worker of Education of the Republic of Kazakhstan

e-mail: pak_gos@mail.ru 

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

В. Ю. Соловьев, А. Б. Белозеров

Аннотация. Статья посвящена исследованию юриспруденции, структурно оформленной в виде комплекса законоведческих дисциплин, имеющих научный характер, практическую направленность и объединенных в рамках научно-философских представлений о праве и его природе. Актуальность современного анализа содержания юридических наук обусловлена их определяющим значением для установления и обоснования механизма правового регулирования отношений в обществе. Современные представления о юридических науках отражают определенное единство в вопросе их классификации и существование широты взглядов на сущность права. Отмечается необходимость переосмысления принципов и подходов, используемых в отечественной юриспруденции в соответствии с новыми культурно-историческими реалиями.

Ключевые слова: юриспруденция, методология юридических наук, юридический позитивизм, естественно-правовая концепция, психологическая теория права, юридический реализм, интегративный подход к праву.

JURISPRUDENCE: PROBLEMS OF MODERN CLASSIFICATION

V. Yu. Solovyev, A. B. Belozerov

Abstract. The article investigates the law structured within the system of jurisprudential disciplines having scientific features, practical application and united within scientific and philosophical ideas about the law and its nature. The relevance of the contemporary analysis of the content of jurisprudence is due to its crucial importance for the establishment and validation of the mechanism of legal regulation of relations in the society. Modern concepts of legal science reflect a certain unity in the matter of classification and existence of different opinions of the essence of the law. The article stresses the need to rethink the principles and approaches used in the domestic law in accordance with the new cultural and historical realities. Keywords: jurisprudence, methodology of jurisprudence, legal positivism, natural law concepts, psychological theory of law, legal realism, integrative approach to the law.

Соловьев Владислав Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Московского педагогического государственного университета

e-mail: 9231731@gmail.com

Solovyev Vladislav Yu., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department. Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: 9231731@gmail.com

Белозеров Александр Борисович, соискатель кафедры философии Московского педагогического государственного университета

e-mail: borzytsch@mail.ru

Belozerov Aleksandr B., Post-graduate Student, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: borzytsch@mail.ru

К ВОПРОСУ О МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Д. А. Гусев, О. В. Флеров

Аннотация. В предлагаемой статье феномен межкультурной коммуникации и тесно связанная с ней проблематика профессионального образования и подготовки квалифицированных кадров рассматривается в социально-экономическом контексте. Авторы статьи исходят из представления о том, что в эпоху глобализации социально-экономическая сфера влияет на диалог культур не меньше, чем факторы другого рода, о которых принято говорить и писать значительно больше. Особое внимание уделяется взаимосвязи рассматриваемых аспектов и проблем с другими областями научного знания, в частности с социолингвистикой, что лишний раз позволяет говорить о роли и значении межкультурной коммуникации не только как процесса взаимодействия культур, но и как междисциплинарной системы научного знания. Основными методологическими подходами являются социолингвистический и социально-экономический анализ, а также абстракция, позволяющая рассматривать проблемы междисциплинарного знания главным образом через призму социально-экономических отношений. Основные выводы авторов сводятся к тому, что наиболее принципиальными социально-экономическими аспектами межкультурной коммуникации следует считать распространение международных языков, а также академическую и профессиональную мобильность в условиях экономики знаний как явления, возникшего в эпоху глобализации и ознаменовавшего переход от индустриального общества к постиндустриальному. Новизна предлагаемых авторами под- ходов заключается прежде всего в том, что феномен межкультурной коммуникации и связанные с ней вопросы профессионального образования рассматриваются в статье в ракурсе социально-экономической проблематики, в то время как в большинстве исследований по данной теме затрагиваются главным образом социокультурный, этнографический или лингвистический аспекты межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, международные языки, социально-экономическая сфера, профессиональная деятельность, профессиональное образование, экономика образования, экономика знаний, инновационная экономика, рынок труда, постиндустриальное общество.

TO THE ISSUE OF INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF THE ECONOMICS OF EDUCATION

D. A. Gusev, O. V. Flerov

Abstract. The article is dedicated to the phenomenon of intercultural communication and the closely related issues of vocational education and training of qualified personnel, considering the socio-economic context. The authors assume that in the era of globalization socio-economic sphere greatly affects the dialogue of cultures. Special attention is paid to the relations between the considered aspects and challenges with other areas of scientific knowledge, in particular sociolinguistics, which once again allows to speak about the role and importance of intercultural communication not only as a process ofinteraction between cultures, but as an interdisciplinary system of scientific knowledge. Main methodological approaches are socio-linguistic and socio-economic analysis as well as abstraction, allowing to consider problems of interdisciplinary knowledge mainly through a prism of the social and economic relations. The main conclusions of authors are reduced to the fact that the most fundamental socio-economic aspects of intercultural communication should be considered the distribution of international languages, as well as academic and professional mobility in the conditions of economy of knowledge as a phenomenon emerged in the globalization era and marked the transition from industrial society to post-industrial. The novelty of the proposed approaches is primarily in the fact that the phenomenon of intercultural communication and related issues of vocational education are considered in the article in the socio-economic perspective, while most studies on this topic are focused mainly on sociocultural, ethnographic or linguistic aspects of intercultural communication.

Keywords: intercultural communication, international languages, socio-economic matters, professional activities, professional education, economics of education, knowledge economy, innovation economy, labor market, post-industrial society.

Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского пе- дагогического государственного университета; профессор кафедры психологии, педагогики и социально- гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте

e-mail: gusev.d@bk.ru

Gusev Dmitry A., ScD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University, Professor, Psychology, pedagogy and social and humanitarian disciplines Department, Moscow Witte University

e-mail: gusev.d@bk.ru

Флеров Олег Владиславович, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой психо- логии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте

e-mail: olegflyoroff@yandex.ru

Flerov Oleg V., PhD in Education, Deputy Chairperson, Psychology, Pedagogy and Social and humanitarian disciplines Department, Moscow Witte University

e-mail: olegflyoroff@yandex.ru

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Е. Г. Речицкая, К. И. Туджанова

Аннотация. Интеграция в данной статье рассматривается как цель обучения, позволяющая дать учащемуся с нарушениями слуха знания, отражающие связанность частей мира как системы и позволяющие ему представлять мир как единое целое. На материале изучения двух дисциплин образовательной организации для лиц с нарушениями слуха «Окружающий мир» и «Предметно-практическое обучение» раскрывается значимость метапредметных связей как педагогической категории для обозначения интегративных отношений между объектами и явлениями реальной действительности в рамках интегрированного урока.

Ключевые слова: интегративный подход в учебном процессе, дети с нарушением слуха, принцип пропедевтики и концентричности, интеграция учебного материала, метапредметные связи, единая картина мира, окружающий мир, предметно-практическое обучение, практикоориентированная деятельность, коммуникативно-деятельностная система обучения, универсальные учебные действия (УУД), рефлексия. 

INTEGRATED LESSON IN PRIMARY SCHOOL CLASSES WITH HEARING IMPAIRED STUDENTS IN TERMS OF THE IMPLEMENTATION OF THE NEW STATE EDUCATIONAL STANDARD

Е. G. Rechitskaja, K. I. Tudzhanova

Abstract. The article considers integration as the purpose of instruction, which makes it possible to give students with hearing impairment the knowledge, which reflects the link of the parts of the world as a system and makes it possible to present the world as a single whole. Based on the study of two disciplines for the schools for pupils with hearing impairment “Science” and “Subject Practical Training” it is revealed the significance of inter-subject connections as pedagogical category to denote the integrative relations between objects and phenomena of genuine reality within the framework of an integrated lesson.

Keywords: integrative approach in the learning process, children with hearing impairments, principle of propaedeutic and concentricity, integration of educational material, meta-subject connections, unified picture of the world, Science, Subject Practical Training, practice-oriented activity, communicative and active training system, universal training actions (UTA), reflection.

Речицкая Екатерина Григорьевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: rechitskaja@yandex.ru

Rechitskaja Ekaterina G., PhD in Education, Professor, Surdopedagogy and Inclusive Education Department, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: rechitskaja@yandex.ru

Туджанова Клавдия Ивановна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: klavdia_tudzhanova@mail.ru

Tudzhanova Klavdia I., PhD in Education, Professor, Surdopedagogy and Inclusive Education Department, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: klavdia_tudzhanova@mail.ru

МОДЕРНИЗАЦИЯ – ЧЕЛОВЕК – ОБРАЗОВАНИЕ: ВСЕОБЩАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК НАЧАЛЬНАЯ ФАЗА ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

М. Н. Кузьмин

Аннотация. Цель статьи – показать направление, смысл и результаты основных перемен в содержании и организации сферы культуры, которые происходят в процессе трансформации традиционного общества в современное. В своем целом они образуют новый механизм духовного производства и трансляции культуры, который обеспечивает процесс непрерывного самовозрастания культурных потребностей общества, удовлетворения их за счет потенциально неограниченных ресурсов интенсивного типа. Это позволит раскрыть «секрет» чрезвычайно высоких темпов развития нового общества, причины неравномерности народно-образовательного процесса в Европе в Новое время, а также наиболее результативные пути ее преодоления.

Ключевые слова: индивидуальная субъектность, традиционное общество, современное общество, грамотность, социокультурная антропология.

MODERNISATION – MAN – EDUCATION: TOTAL LITERACY AS THE INITIAL PHASE OF THE EUROPEAN SOCIO-CULTURAL PROCESS

M. N. Kuzmin

Abstract. The article analyzes the growth of education in the population of Russia in the context of the relevant European process. The article is aimed to show the direction, meaning and results of the main changes in the contents and the organization of culture which happen in the course of transformation of traditional society into the modern one. In their whole they form a new mechanism of spiritual production and transmission of culture which provides the process of continuous self-growth of cultural demands of society and the ways to meet them at the expense of potentially unlimited resources of intensive type. It will allow to reveal the „secret” of extremely high rates of development of the new society, the reason of unevenness of national and educational process in Modern Europe as well as the most productive ways of its overcoming. Keywords: individual subjectivity, traditional society, contemporary society, literacy, social and cultural anthropology.

Кузьмин Михаил Николаевич, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат исторических наук, заместитель руководителя Центра этнокультурной стратегии образования ФГАО ФИРО

e-mail: kaluga20@hotmail.com

Kuzmin Mikhail N., Member-correspondent Russian Academy of Education, PhD in History, Deputy Head, Center for ethno-cultural education strategy, Federal Education Development Institute

e-mail: kaluga20@hotmail.com

НАУЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СКЛАДЕ НАЦИИ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ

Т. В. Подколзина

Аннотация. Статья посвящена описанию основных черт коммуникативного поведения определенных лингвокультурных общностей в русле разрабатываемой методики обучения национальному коммуникативному поведению в процессе преподавания русского языка как иностранного. Автор показывает, как знания универсальных компонентов национального характера представителей некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китая, Кореи, Вьетнама) могут помочь в социальном взаимодействии преподавателя и студентов в учебной и внеучебной деятельности. В статье на материалах исследований генезиса философской мысли лапидарно представлены этапы формирования этнопсихологических особенностей народов вышеназванных государств, показано, как китайский культурный мир оказал огромное влияние на культуру соседних стран региона и как эти страны, наследуя тысячелетние традиции, чтут и сохраняют собственную самобытность. Внимание преподавателя обращено на то, что объединяющим началом для восточных и русского народов выступает любовь к родному языку, богатому культурному наследию и – шире – развивающийся диалог культур.

Ключевые слова: коммуникативное поведение, этногенез, этническое самосознание, национальный характер. 

SCIENTIFIC IDEA ABOUT THE NATION`S PSYCHOLOGICAL TYPE AS  AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF А TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

T. V. Podkolzina

Abstract. The article describes the main features of the communicative behavior of certain linguocultural communities within the developed method of teaching the communicative behavior in the course of teaching Russian as s foreign language. The author demonstrates how knowledge of the cross functional components of the national character of some Asia-Pacific Region countries` representatives (China, Korea, Vietnam) can contribute to social networking of a teacher and students in the learning and extra-curricular activities. The article, based on the study records of the philosophy genesis, concisely represents formation milestones of the ethno-psychological special features of the above mentioned nationalities, it is demonstrated how Chinese cultural outlook impacted drastically the cultural outlook of the neighboring states of the region and how these states, inheriting millennial traditions, hallow and preserve their own originality. The attention of a teacher is drawn to the fact that the consolidating threshold for eastern and Russian nations is care to the mother tongue, wealthy cultural background and, wider, progressing dialogue of cultures.

Keywords: communicative behavior, ethno-genesis, ethnic consciousness, national character.

Подколзина Тамара Витальевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры довузовского преподавания русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета

e-mail: podkolzina.tamara2014@yandex.ru

Podkolzina Tamara V., PhD in Philology, Associate professor, Pre-university teaching of Russian as a foreign language Department, Moscow Pedagogical State University

e-mail: podkolzina.tamara2014@yandex.ru

УЧИТЕЛЬ КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (к проблеме взаимосвязи деятельности и структуры)

И. П. Сафронов

Аннотация. Статья посвящена центральной проблеме социальной теории – взаимосвязи деятельности и структуры. Как найти объективные возможности общества влиять на человека как агента этого общества?

Ключевые слова: учитель, воспроизводство культурного опыта, структура, агент, соединение, методический индивидуализм, методологический коллективизм.

THE TEACHER AS AN ANTHROPOLOGICAL PHENOMENON (to the problem of interrelation of activity and structure) I. P. Safronov

Abstract. The article is devoted to the main problem of social theory – the relationship between activity and structure and the ways to find objective opportunities of society to influence human agents.

Keywords: teacher, reproduction of cultural experience, structure, agent, conflation, methodological individualism, methodological collectivism.

Сафронов Игорь Павлович, доктор социологических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

e-mail: safronov-ip@mail.ru

Safronov Igor P., ScD in Sociology, Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Institute for Social and Humanities Knowledge, Moscow State Pedagogical University

e-mail: safronov-ip@mail.ru

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» В  КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИКИ

Т. Л. Стенина, А. О. Чамчиян

Аннотация. В данной статье представлен анализ содержания понятия «интернационализация высшего образования» в контексте педагогической науки и стремительно меняющейся в условиях глобализации парадигмы международного высшего образования. В разных частях света исследователи и практики процесса интернационализации высшего образования вкладывают различный смысл в содержание данного термина. Наличие множества формулировок, описывающих феномен интернационализации, сложность принятия единого определения ввиду многокомпонентности данного процесса, отсутствия единой модели и единого подхода к интернационализации различных вузов обусловливают необходимость систематизации существующих дефиниций в целях актуализации и модернизации понятийного аппарата педагогики. В статье предлагается обзор широкого круга концептов, определяющих интернационализацию с разных точек зрения. Авторы предпринимают попытку путем синтеза и интеграции знаний систематизировать существующую терминологию, научно обосновать правомерность ее применения в теоретическом анализе и практической деятельности.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, международное образование, внутренняя интернационализация, интернационализация дома, академическая мобильность.

CONTENT ANALYSIS OF THE HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION CONCEPT IN THE CONTEXT OF EDUCATION SCIENCE

T. L. Stenina, A. O. Chamchiyan

Abstract. The article provides a modern concept analysis of the higher education internationalization phenomenon in connection with pedagogical terminology and a rapidly changing situation in international higher education in the context of globalization. Internationalization researchers and practitioners from various universities and parts of the world define the internationalization differently. Multiple meaning as a result of complexity and different models and approaches used by universities all over the world clearly shows the need in current pedagogical terminology system unification and actualization. The article covers a wide range of concepts defining internationalization process from different points of view in order to substantiate use of the terms in the theoretical or methodological analysis as well as practice. Keywords: higher education internationalization, international education, internal internationalization, internationalization at home, academic mobility.

Стенина Татьяна Львовна, проректор по работе с молодежью, доцент кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, доктор педагогических наук, Ульяновский государственный технический университет

email: stl@ulstu.ru

Stenina Tatyana L., Vice-rector for student affairs, associate professor, Politics, Social Sciences and Public Relations Department, ScD in Education, Ulyanovsk State Technical University

e-mail: stl@ulstu.ru

Чамчиян Анна Олеговна, начальник отдела академической мобильности и международных образовательных программ, аспирантка кафедры политологии, социологии и связей с общественностью, Ульяновский государственный технический университет

e-mail: a.chamchiyan@gmail.com

Chamchiyan Anna O., Head of Department for Academic Mobility and International Programs, Post-graduate student, Politics, Social Sciences and Public Relations Department, Ulyanovsk State Technical University

e-mail: a.chamchiyan@gmail.com

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В УЧЕБНОМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 

Н. В. Баско Аннотация. Статья посвящена проблеме лексикографического описания фразеологизмов в учебном фразеологическом словаре для учащихся начальной школы. Фразеология считается одним из наиболее сложных разделов науки о языке, так как в ней отражаются все изменения, происходившие на разных этапах развития культуры. Учебный характер словаря проявляется в принципах отбора единиц и в описании всех компонентов словарной статьи: заголовочной единицы, лексической и грамматической сочетаемости, толкования фразеологизма (словарной дефиниции), иллюстративного примера, культурологической или этимологической справки. Ведущим лингводидактическим принципом при составлении учебного словаря для учащихся начальных классов средней школы является принцип учета возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим принципом языковой материал должен быть представлен в словаре в минимизированном и адаптированном виде, доступном для детского восприятия. Это предполагает игровую, занимательную форму учебных заданий, а также наличие веселых рисунков, обеспечивающих визуальную поддержку учебного материала. Ключевые слова: фразеологические единицы, учебный словарь, лексикографическое описание, словарная статья, начальная школа, развитие культуры.

LEXICOGRAFIC DESCRIPTION OF PHRASEOLOGICAL UNITS IN  EDUCATIONAL PHRASEOLOGICAL DICTIONARIES FOR PUPILS OF  ELEMENTARY SCHOOL

N. V. Basko

Abstract. The article addresses the problem of lexicographic description of phraseological units in educational phraseological dictionaries for junior schoolchildren. Phraseology is regarded as one of the most difficult branches of linguistics, as it reflects all the changes which took place at different stages of cultural evolution. The educational nature of a dictionary reveals itself in the principles of selection of units and in the description of all components of the dictionary entries – such as the header unit, the lexical and grammatical compatibility, the explanation of an idiom (vocabulary definition), illustrative examples, and cultural or etymological references. An important lingo-didactic principle to be observed during the compilation of any educational dictionary for pupils of elementary school is to account the age specifics of junior schoolchildren. According to this principle, the language material in a dictionary must be presented in a minimized and adapted form, suitable for children’s perception. It assumes introduction of entertaining and amusing exercises in a play-like form and presence of funny and humorous pictures providing visual support for the training material.

Keywords: phraseological units, educational dictionary, lexicographic description, dictionary entry, elementary school, cultural development.

Баско Нина Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

e-mail: ninabasko@mail.ru

Basko Nina V., PhD in Philology, Associate Professor, Russian language for foreign students of the humanitarian faculties Department, Lomonosov Moscow State University

e-mail: ninabasko@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ И КИТАЕ

Ван Юй

Аннотация. В статье раскрыта взаимосвязь обучения и развития психики дошкольников, указаны психологические новообразования, главные виды деятельности для этого возраста и основные принципы обучения; описаны три наиболее эффективных активных метода, которые можно использовать на начальной ступени обучения детей, основанных на концепции развивающего обучения: метод кейсов, метод интеллект-карты, метод языкового погруже- ния, и их осуществляемые функции. Выявлена их суть, проанализированы приемы и способы их реализации в контексте соответствующего психологического новообразования дошкольного возраста.

Ключевые слова: развивающее обучение, зоны ближайшего развития, познавательная активность, активные методы обучения, метод кейсов, метод интеллект-карт, метод языкового погружения.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENTAL EDUCATION AS A BASIS FOR THE  IMPLEMENTATION OF ACTIVE METHODS OF TEACHING PRESCHOOL CHILDREN IN RUSSIA AND CHINA

Wang Yu

Abstract. The article describes the relationship between learning and mental development of preschool children, their new psychological phenomenon, the main forms of activities for them and the basic principles of learning. It also describes the three most influencing and effective active methods at the initial stage of learning, which are based on the concept of developmental education: case method, mind-mapping method, language immersion method, and their functions; reveals their essence, analyzes the means and ways of their implementation in the context of psychological phenomenon of preschool age students.

Keywords: developmental education, the nearest development areas, cognitive activity, active learning methods, case method, mind-mapping method, language immersion method

Ван Юй, аспирантка кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета

e-mail: msu07@yandex.ru

Wang Yu, Post-graduate student, Preschool pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: msu07@yandex.ru

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Ф. Н. Зименкова, А. А. Талых

Аннотация. В данной статье описывается опыт этнокультурного развития студентов кафедры технологического образования Петрозаводского государственного университета на примере создания копий старинного карельского струнного щипкового музыкального инструмента – кантеле. Обсуждаются задачи, которые ставит в своей работе со студентами данная кафедра по воспитанию у студентов бережного отношения к объектам этнокультурного наследия в процессе овладения ими системой знаний, умений, навыков и компетенций в области традиционной и современной ручной и механической обработки древесины, а также развития навыков моделирования и конструирования этнических объектов – кантеле на основе музейных экспонатов. Приводятся конкретные примеры практических достижений студентов, освещается также опыт взаимодействия кафедры со средними школами.

Ключевые слова: этнокультурное наследие, музейные экспонаты, кантеле, электрокантеле, профориентационная работа.

ETHNO-CULTURAL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

F. N. Zimenkova, A. A. Talykh

Abstract. The article discusses the thinking process of ethno-cultural revival of ancient stringed musical instruments – Kantele, and the challenges set by the Technological Education Department of Petrozavodsk University in teaching the students careful attitude to the ethno-cultural heritage, mastering the system of knowledge, skills and competences in the field of traditional and contemporary hand and mechanical wood processing, as well as the skills for design and modeling of ethnic objects – Kantele on the basis of the Museum exhibits. Specific examples of practical achievements of students are given and the experience of mutual work of Departments and Schools is highlighted.

Keywords: ethno cultural heritage, Museum exhibits, Kantele, electric Kantele, career guidance.

Зименкова Фаина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессио- нального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета

e-mail: fainazim@mai.ru

Zimenkova Faina N., PhD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department, Institute of Physics, Technology and Information Systems, Moscow State Pedagogical University

e-mail: fainazim@mai.ru

Талых Алексей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологического образования Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета

e-mail: ata77@mail.ru

Talykh Alexey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Technological Education Department, Petrozavodsk State University

e-mail: ata77@mail.ru

ОЦЕНКА ИНТОНАЦИОННОГО ВОСПРИЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. В. Бабина, А. С. Соболь

Аннотация. В статье представлены материалы исследования и оценки восприятия интонационных конструкций в процессе прослушивания стихотворных текстов младшими школьниками с недоразвитием речи. В ходе эксперимента были установлены трудности идентификации интонем в процессе текстовой деятельности учащихся рассматриваемой категории и нормально развивающихся школьников.

Ключевые слова: интонация, текстовая деятельность, интонема, интонационная конструкция, трудности идентификации интонационных конструкций.

EVALUATION OF THE PERCEPTION OF INTONATION OF SCHOOLCHILDREN WITH SPEECH DISORDERS IN THE COURSE OF TEXT ACTIVITY

G. V. Babina, A. S. Sobol

Abstract. The article represents the materials of research and assessment of perception of intonation constructions in the course of listening to poetic texts by younger schoolchildren with speech disorders. During the experiment difficulties of identifying intones in the text activity of this category of schoolchildren and students with normal speech development were considered.

Keywords: intonation, textual activity, intone, intonation structure, difficulties in intonation structures identification. 

Бабина Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: galinav@inbox.ru

Babina Galina V., PhD in Education, Professor, Logopedics Department, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: galinav@inbox.ru

Соболь Александра Сергеевна, учитель-логопед ГБОУ «Лицей № 1451» г. Москвы, соискатель кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: Alexandra_logoped@mail.ru

Sobol Alexandra S., Teacher-Logoped, State Budget Educational Establishment “Lyceum No. 1451” Moscow, Postgraduate Student, Logopedics Department, Institute of Childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: Alexandra_logoped@mail.ru

ТИПЫ ДЫХАНИЯ В ПЕНИИ

Г. П. Стулова

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальнейших проблем вокальной педагогики – классификации типов певческого дыхания и использования их в процессе обучения пению. Автор пытается разрешить давно назревшее противоречие в теории и практике вокального искусства в отношении рекомендации необходимости умеренного по объему воздуха в пении и в то же время – использования смешанного (грудобрюшного, то есть «костоабдоминального») типа вдоха, который создает условия для достижения максимального по объему воздуха при вдохе. В статье раскрывается технология «парадоксального « дыхания как оптимального типа дыхания в пении. Ключевые слова: ключичное, грудное, брюшное, смешанное (костоабдоминальное) и «парадоксальное» дыхание, вдох, фонационный выдох, объем вдоха, певец, пение.

TYPES OF VOCAL BREATHING

G. P. Stulova

Abstract: The article is dedicated to one of the key issues of vocal pedagogy, i.e. classification of the types of vocal breathing and their use during the process of teaching singing. The author attempts to solve a long-felt contradiction in the theory and practice of vocal art relative to recommendations of inhaling a moderate amount of air while singing and yet using the costal-abdominal type of breathing, which creates conditions for a maximum volume of air inhaled. The article analyzes the technology of the “paradoxical” breathing as an optimal type of vocal breathing.

Keywords: clavicular, chest, mixed (costal-abdominal), paradoxical breathing; inhalation, phonational exhalation, volume of air inhaled, singer, singing.

Стулова Галина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета

e-mail: stulova.galina@mail.ru

Stulova Galina P., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stulova.galina@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К  ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

Н. В. Микляева

Аннотация. В статье рассказывается о роли мотивации в обучении родному языку у современных дошкольников. Автор делает выводы о том, как у детей формируется система ориентировок в языке и происходит становление индивидуальной языковой системы, тождественной системе языка. Автор приводит примеры экспериментальных данных и наблюдений за детьми, имеющими нарушения речи, и делает выводы о специфике индивидуально-дифференцированного подхода к ним.

Ключевые слова: система языка, мотивация, обучение языку, ориентировочные действия в языке, речевые умения и навыки, дети с низкой восприимчивостью к обучению языку.

INDIVIDUALLY-DIFFERENTIATED APPROACH TO TEACHING CHILDREN THEIR NATIVE LANGUAGE

N. V. Miklyaeva

Abstract. The article describes the role of motivation in teaching modern preschoolers their native language. The author draws conclusions about the features of the formation of an individual system of orientations identical to the language system. The author gives examples of experimental data and observations over the children with speech disorders, and draws conclusions on the specifics of the individually-differentiated approach to them. Keywords: language system, motivation, language training, tentative steps in language, speech skills, children with low susceptibility to language learning.

Микляева Наталья Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: 461119@mail.ru

Miklyaeva Natalia V., PhD in Education, Associate professor, Institute of childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: 461119@mail.ru

ИЗУЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ПЕРИОДИКИ НА УРОКАХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Е. B. Севрюгина

Аннотация. В данной статье поставлена проблема исторического изучения печатных текстов СМИ в общеобразовательных заведениях среднего звена как необходимого условия формирования навыков осознанного подхода к языку и языковой личности, аналитического осмысления языковых процессов в контексте культуры и социума. Статья написана на материале советской и современной печатной периодики. Главные методы исследования: метод сопоставительного анализа, метод контекстуального анализа. Материалы данной статьи могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка, литературы и истории.

Ключевые слова: языковая личность, средства массовой информации, текст как форма репрезентации социума, медиатекст, речевой дискурс.

THE STUDY OF SOVIET AND CONTEMPORARY PERIODICALS AT THE LESSONS ON THE DEVELOPMENT OF SPEECH

E. V. Sevryugina

Abstract. The article deals with the problem of the historical study of print media texts in middle level educational institutions as necessary condition for the developing of skills of conscious approach to language and linguistic personality, analytical thinking in linguistic processes in the context of culture and society. The article is based on the material of Soviet and modern periodicals. Main research methods are the methods of comparative and contextual analysis. The materials of this article can be used in the practice of teaching Russian language, literature and history at school.

Keywords: linguistic personality, the media, the text as a form of representation of society, media text, verbal discourse.

Севрюгина Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета; докторант Московского государственного педагогического университета

e-mail: elena_s2003@list.ru

Sevryugina Elena V., PhD in Philology, Associate Professor, Russian language and literature Department, Russian State Social University; Post-doctoral Student, Moscow State Pedagogical University

e-mail: elena_s2003@list.ru

РЯД ТЕЙЛОРА. МЕТОД НАГЛЯДНОСТИ И  МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Т. Н. Брянцева, В. А. Делянов

Аннотация. Статья обсуждает вопрос, касающийся методики обучения математике в профильных классах и преимущество метода наглядного толкования математических операций с использованием примеров из школьной физики перед традиционным аналитическим подходом. Статья подчеркивает важность при таком обучении правильного сочетания визуальной, вербальной и формульной форм получения информации учащимися.

Ключевые слова: теория и методика обучения математике и физике, метод наглядности в обучении математики как эффективное средство межпредметных связей. 

TAYLOR SERIES. METHOD OF VISIBILITY AND INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION

T. N. Bryantseva, V. A. Delyanov

Abstract. The article addresses the issues relating to methods of teaching mathematics in specialized classes and advantage of the visual interpretation of mathematical operations using examples from school physics above the traditional analytical approach. The article emphasizes the importance of such training with the right combination of visual, verbal and formulaic forms of information.

Keywords: theory and methods of teaching mathematics and physics, method of visibility in teaching mathematics as an effective means of interdisciplinary communication.

Брянцева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной лингвистики Московского государственного областного университета

e-mail: f.fractal@yandex.ru

Bryantseva Tatiana N., PhD in Education, Associate Professor, Theoretical and applied linguistics Department, Moscow State Regional University

e-mail: f.fractal@yandex.ru

Делянов Владимир Александрович, кандидат педагогических наук, учитель школы № 920 г. Москвы

e-mail: Nash-dom70@mail.ru

Delyanov Vladimir A., PhD in Education, Teacher, № 920 school, Moscow

e-mail: Nash-dom70@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

А. П. Аниськина, Э. В. Миндзаева

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения уровня готовности выпускников школ к использованию информационно-коммуникационных и компьютерных технологий для получения образования в вузе. Предлагаются подходы к разработке системы задач, направленной на формирование и развитие информационной грамотности в процессе обучения биологии (в классах медико-биологического профиля). Ключевые слова: учебные задачи, информационная грамотность, информационная компетентность, профильное обучение, биология, информатика.

THE USE OF LEARNING TASKS IN BIOLOGY FOR THE FORMATION OF  INFORMATION LITERACY OF THE BIOMEDICAL CLASSES GRADUATES

A. P. Aniskina, E. V. Mindzaeva

Abstract. The article deals with the issues of raising the level of readiness of school graduates to the use of information and communication and computer technologies for getting education at the University. The article Approaches to the development of the system of tasks directed to the formation and development of information literacy in the course of teaching biology are offered (in biomedical classes).

Keywords: learning tasks, information literacy, information competence, specialized training, biology, informatics.

Аниськина Антонина Петровна, старший преподаватель кафедры биологии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. И. Евдокимова, аспирантка Московского педагогического государственного университета

e-mail: tonya-ru@mail.ru

Aniskina Antonina P., Senior lecturer, Biology Department, A. I. Evdokimova Moscow State University of Medicine and Dentistry, post-graduate student, Moscow State Pedagogical University

e-mail: tonya-ru@mail.ru

Миндзаева Этери Викторовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института управления образованием Российской академии образования

e-mail: mindzaeva.eteri@mail.ru

Mindzaeva Eteri V., PhD in Education, Chief researcher, Institute of Education Management, Russian Academy of Education e-mail: mindzaeva.eteri@mail.ru 

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

М. С. Вальдес Одриосола, А. Г. Московкина

Аннотация. Статья посвящена групповой психотерапии средствами искусства (арт- терапии) как методу преодоления эмоционального стресса у жителей современного мегаполиса, и в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Описывается специфика психоаналитического и феноменологического подходов к организации арт-терапевтического процесса в работе с семьей, детьми разного возраста и взрослыми. Разработана тематика арт-терапевтических занятий, драматерапии, перфоманса. Даются практические рекомендации по использованию арт-терапевтического метода в процессе арт-терапевтических занятий с учетом состояния здоровья и возрастных особенностей.

Ключевые слова: эмоциональный стресс, арт-терапия, психоаналитический подход, феноменологический подход, драматерапия, перфоманс.

ART THERAPY AS A METHOD OF OVERCOMING THE EMOTIONAL STRESS

M. S. Valdez Odriosola, A. G. Moskovkina

Abstract. The article is devoted to the group psychotherapy by means of art (art therapy) as a method of overcoming the emotional stress at residents of modern megalopolis and, including, people with disabilities. Specifics of psychoanalytic and phenomenological approaches to the organization of art therapeutic process in work with a family, children of different ages and adults is described. The subject of art therapeutic training, drama therapy, performances is developed. Practical recommendations about the use of the art therapeutic method in the course of art therapeutic training taking into account health and age features is developed.

Keywords: emotional stress, art therapy, psychoanalytic approach, phenomenological approach, drama therapy, performance.

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, аспирантка кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России»

e-mail: odriosola@gmail.com

Valdez Odriosola Maria S., Post-graduate student, Philosophy, Cultural and Political Sciences Department, Moscow University for the Humanities, Member of Russia’s Union of Artists, Moscow section

e-mail: odriosola@gmail.com

Московкина Алла Григорьевна, профессор кафедра дошкольной дефектологии Института детства Мо- сковского педагогического государственного университета

e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

Moskovkina Alla G., Professor, Preschool defectology Department, Institute of the Childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ЛИНГВОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАТИВНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

М. Д. Рыбаков

Аннотация. В статье с позиций теории деятельности анализируются психолого-педагогические аспекты личностного развития обучающегося и формирования у будущего учителя лингвопедагогической культуры. В качестве планируемого продукта лингвопедагогического процесса предлагается рассматривать новообразование – лингвопедагогическую коммуникативно- деятельностную профессионально компетентную личность учителя. Сформулированные автором положения могут быть экстраполированы на процессы профессиональной подготовки будущего преподавателя и воспитателя.

Ключевые слова: деятельность, взаимодействие, общение, лингвопедагогическая культура, полилингвосоциокультурная личность, лингвопедагогическая личность.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF A TEACHER AS A LINGUO-PEDAGOGICAL COMMUNICATIVE AND ACTIVE PERSONALITY

M. D. Rybakov

Abstract. The article deals with the psychological and pedagogical aspects of the development of a student as a personality analyzed from the point of the theory activity and aimed at the formation of a future teacher as a linguo-pedagogical personality of high professional competence. The developed poly-linguo-sociocultural personality of a teacher may be regarded as a result of the planned linguopedagogical process. The article contains conclusions and recommendations that may find realization in professional training of a future and educator.

Keywords: activity, interaction, communication, linguo-pedagogical culture, poly-linguosociocultural personality, linguo-pedagogical personality. 

Рыбаков Михаил Дмитриевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета, академик Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной академии акмеологических наук e-mail: rybakov.mikhail2016@yandex.ru

Rybakov Mikhail D., PhD in Education, Professor, Methods of teaching foreign languages Department, Moscow State Pedagogical University; Academician, International Academy of Pedagogical Education Sciences, Member of International Academy of Acmeologycal Sciences

e-mail: rybakov.mikhail2016@yandex.ru 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

А. П. Юдин

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы, возникшие в последние десятилетия в отечественной системе музыкально-исполнительского образования. Эти проблемы, по-разному проявляясь в преемственно связанных между собой звеньях музыкально-образовательной системы (ДМШ – колледж – вуз), требуют своего решения в плоскости серьезного обновления содержания, приемов и методов его освоения, и, главное, замены авторитарной парадигмы преподавания музыкально-исполнительских дисциплин на так называемую либеральную, основанную на творческом диалоге учителя и ученика независимо от его возраста и уровня подготовки.

Ключевые слова: педагогика музыкального исполнительства, структура отечественного музыкального образования, проблемы и перспективы его развития. 

SOME PROBLEMS OF PEDAGOGY OF MUSICAL PERFORMANCE

A. P. Udin

Abstract. The article discusses some of the problems that have arisen in the last decade in the national system of music performance education. These problems, being differently manifested in successive interconnected links of the music educational system (CMS – College – UNIVERSITY), are to be solved within serious updating of the contents, techniques and methods of its development, and, most importantly, replacement of the authoritarian paradigms of teaching musical-performing disciplines of the so-called liberal, based on the creative dialogue of the teacher and student, regardless of age and level of training.

Keywords: pedagogy of musical performance, structure of the national music education, problems and prospects of its development.

Юдин Алексей Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-исполнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета

e-mail: udinap@yandex.ru

Udin Alexey P., doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department of music and performing arts in education, Moscow State Pedagogical University

e-mail: udinap@yandex.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ В  СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЛОГОПЕДОВ

Д. Р. Заимцян

Аннотация. В статье обосновывается авторский подход к организации и проведению занятий логопедической ритмикой, раскрываются условия применения логоритмических методик в системе подготовки будущих логопедов, обосновывается целесообразность их внедрения в учебный процесс, определяется коррекционный потенциал логопедической ритмики и возможности ее использования в практической деятельности современного педагога. Широкое обсуждение получает исторический ракурс проблемы, а также актуальные аспекты развития данного направления логопедической коррекции в текущий период.

Ключевые слова: логопедическая ритмика, музыкально-двигательные средства, музыкальное чувство, ритм, темп, музыкально-ритмический тренажер, логопедический тренинг.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF LOGARITHMIC PRACTICE IN TRAINING OF SPEECH THERAPISTS

D. R. Zaimtsyan

Abstract. The article explains the author’s approach to organizing and conducting practice speech rhythm, reveals the conditions of using the logarithmic techniques in the training of future speech therapists, the expediency of their implementation in the educational process. It also defines correctional potential of logopedic rhythmics and the possibility of its use in practical activity of the modern teacher. Extensive discussion gets a historical perspective of the problem and relevant aspects of development of speech correction in the current period.

Keywords: logopedic rhythmics, musical-motor means, musical sense, rhythm, tempo, musical-rhythmic exerciser, speech therapy training.

Заимцян Диана Рафиковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета

e-mail: diana.80-08@mail.ru

Zaimtsyan Diana R., PhD in Education, Associate professor, Speech Therapy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: diana.80-08@mail.ru

АНАЛИЗ И ПОИСК МЕХАНИЗМОВ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

И. М. Елкина

Аннотация. В статье анализируются предложенные в научной литературе различные критерии оценки качества образования, включая и критерии оценивания результатов обучения. Рассматриваются способы оценивания, включающие самооценку и взаимооценку обучающихся, разрабатываемые при личностно ориентированном подходе к обучению. В статье показано, что в существующей педагогической практике методика самооценки заимствуется из психологии и пока с трудом встраивается в систему оценивания. Однако при изменении образовательного процесса с учетом представлений об обучении в постиндустриальном обществе, оценивание превращается в один из основных элементов этого процесса, поскольку оно строится на самооценке, взаимооценке и внешней экспертной (педагогической) оценке. Основой обучения становится внутренняя мотивация и интерес обучающегося, что и происходит при ризомоподобном обучении. Критериями оценивания при таком обучении могут служить установлен- ные связи в избыточном контенте и их отражение в результатах обучения.

Ключевые слова: оценивание, критерии оценивания, личностно ориентированный подход, постиндустриальное общество, самооценка, взаимооценка, ризомоподобное обучение.

ANALYSIS AND SEARCH FOR MECHANISMS OF LEARNING OUTCOMES ASSESSMENT UNDER STUDENT-CENTERED APPROACH

I. M. Elkina

Abstract. The paper analyzes various criteria for evaluating quality of education, including criteria for learning outcomes assessment. The author considers assessment mechanisms, which include selfesteem and peer-assessment of the learners, developed for student-centered approach to learning. The article shows that in the existing teaching practice the self-esteem methods has been borrowed from psychology and yet barely fits into the system of evaluation. However, if the process of education under student-centered approach is changed considering the post-industrial society views about education, the assessment turns into one of the main elements of educational process, as it is based upon selfesteem, peer-assessment and external expert opinion. Intrinsic motivation and learner’s interest become the basis of learning; this happens during rhizomatic learning. In this case the efforts to establish relations and their outcomes have an impact on the abundant educational content and can serve as assessment criteria.

Keywords: assessment, assessment criteria, student-centered approach, post-industrial society, selfesteem, peer-assessment, rhizomatic learning.

Елкина Ирина Михайловна, научный сотрудник центра педагогической компаративистики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»; соискатель ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»

e-mail: akira123@rambler.ru

Elkina Irina M., Research fellow, Centre for Comparative Education, Federal State Budget Scientific Institution “Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education”; Post-graduate Student, Federal State Budget Scientific Institution “Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education”

e-mail: akira123@rambler.ru

САМОТВОРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Е. Б. Куркин

Аннотация. Новый стандарт ввел в ранг официального понятие личностных результатов в образовании и тем самым легализовал давно назревшую проблему многокомпонентности современного содержания образования. Речь идет о том, что во времена перемен, которые переживает планета и цивилизация, человек – субъект потенциальной активности, обладает такими возможностями по преобразованию сред, которые создают угрозу существования не только собственной цивилизации, но и жизни на Земле. Поэтому решающее значение приобретают его личностные качества, и прежде всего способность к взаимопониманию, взаимодействию, и способности противостоять реальным угрозам человечеству и планете.

Ключевые слова: индивид, личность, образцы достойного будущего, личностные результаты, менталитет, конкурентность личности, групповая организация, социальное управление.

SELF-CREATION OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT AND PEDAGOGICAL STIMULATION

E. B. Kurkin

Abstract. The new standard introduced the concept of personal results in education in the official rank and, thereby, legalized long-standing problem of the complexity of the content of modern education. The idea is that during the changes which the planet and civilization have faced, the person – the subject of potential activity, has such potential on transformation of environments which create threat to the existence of not only the civilization, but to the life on Earth as well. Therefore, personal qualities have gained crucial importance, and first of all the ability to mutual understanding, interaction, and the ability to resist to real threats to mankind and the planet.

Keywords: individual, personality, samples of the worthy future, personal results, mentality, competitiveness of personality, group organization, social management.

Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФИРО

e-mail: ekurkin@mail.ru

Kurkin Evgeny B., PhD in Education, Chief Researcher, Federal Institute of Education Development

e-mail: ekurkin@mail.ru

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В СВЕТЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы. Ключевые слова: музейная педагогика, коммуникация, интерактивный урок, музейная игра, импровизация, музейная реконструкция, творческая деятельность.

MUSEUM PEDAGOGICS IN THE LIGHT OF TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HISTORICAL EDUCATION IN THE ХХI CENTURY

M. V. Korotkova

Abstract. The article is devoted to different views and interpretations of museum pedagogics as a science, models of museum and pedagogical programs, forms and methods of cognitive activity of children in a museum, the partnership between Museums and schools.

Keywords: museum pedagogics, communication, interactive lesson, museum play, improvisation, museum reconstruction, creative activity

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, академик МАНПО

e-mail: markor13@mail.ru

Короткова Marina V., ScD in History, Professor, Moscow State Pedagogical University, Academician, International Teacher’s Training Academy of Science

e-mail: markor13@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ В.  С. ЧЕРНОМЫРДИНА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

А. А. Сорокин

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности современного музея на примере работы Историко-мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина. Ключевые слова: музейная педагогика, урок в музее, образование, краеведение, Московский городской педагогический университет.

EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MUSEUM OF V. S. CHERNOMYRDIN: FROM THEORY TO PRACTICE

A. A. Sorokin

Abstract. The article considers the main directions of educational activities of a modern museum on the example of the Historical and Memorial Museum of Viktor S. Chernomyrdin.

Keywords: Museum Education, Lesson at the Museum, Education, Regional Studies, Moscow City Pedagogical University.

Сорокин Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета

e-mail: univer.mpi@gmail.com

Sorokin Andrey A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Methods of teaching History, Social science and Law Department, Institute for the Humanities, Moscow City Pedagogical University

e-mail: univer.mpi@gmail.com

МУЗЕЙ АРХЕОЛОГИИ МОСКВЫ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. В. Моисеев

Аннотация. В статье рассмотрена история создания Музея археологии Москвы, проанализирован опыт его научно-просветительской деятельности. Статья посвящена концептуальным основаниям работы музея на современном этапе, дан краткий обзор основных форм работы и намечены перспективы дальнейшего развития.

Ключевые слова: музей, археология, музейная педагогика, экскурсии.

THE MOSCOW ARCHEOLOGY MUSEUM AS AN EDUCATIONAL PLATFORM: RESULTS AND PROSPECTS

M. V. Moiseev

Abstract. The article discusses the history of the Museum of archaeology of Moscow. The experience of scientific and educational activities of the employees in 1998–2012 is analyzed. The article also describes conceptual grounds of the Museum at the present stage. It gives a brief review of the basic forms of the work process and outlines the prospects for further development.

Keywords: museum, archaeology, museum pedagogics, excursion.

Моисеев Максим Владимирович, кандидат исторических наук, заведующий сектором научно-просветительской работы отдела «Музей археологии Москвы» ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»

e-mail: m.moiseev@mosmuseum.ru, maksi-moisee@yandex.ru

Moiseev Maksim V., PhD in History, Head of sector of scientific and educational work, Museum of archeology, Moscow, Museum Association „Moscow Museum”

e-mail: m.moiseev@mosmuseum.ru, maksi-moisee@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА НА ОСНОВЕ ОБРАЗНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРОШЛОГО В МУЗЕЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Т. В. Гудкова

Аннотация. В статье рассматривается использование образной реконструкции исторического прошлого в проектной деятельности школьников. Автор обращает внимание на проблему организации учебного проекта и приводит пример из школьной практики.

Ключевые слова: образная реконструкция, учебный проект, музейное пространство.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITY OF PUPILS OF THE 7TH GRADE BASED OF IMAGINATIVE RECONSTRUCTION OF THE PAST IN THE MUSEUM SPACE

T. V. Gudkova

Abstract. The article looks at the use of imaginative reconstruction of the historical past in project activities of school children. The author stresses the problem of the educational project and gives some examples from the school practice. Keywords: imaginative reconstruction, educational project, museum space.

Гудкова Татьяна Вячеславовна, ассистент кафедры методики преподавания истории Московского педа- гогического государственнного университета

e-mail: tagudkova@inbox.ru

Gudkova Tatiana V., Assistant, Methods of Teaching History Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: tagudkova@inbox.ru

КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И. А. Каташев, В. В. Линьков

Аннотация. В статье выявлены особенности понимания критериев нравственного развития в современных научных концепциях. Установлено, что критерии нравственного развития в педагогических концепциях не всегда выражены в явном виде. В статье разработана и обоснована система критериев нравственного развития, которая включает общие и частные критерии. Уточнены возможности использования разработанной системы критериев при дифференциации уровней нравственного развития. Показано значение критериев нравственного развития для практики воспитания и коррекционно-педагогической работы.

Ключевые слова: нравственное развитие, критерий нравственного развития, уровень нравственного развития, нравственное воспитание, нравственное сознание, нравственное поведение, диагностика нравственного развития.

MORAL DEVELOPMENT CRITERIA

I. A. Katashev, V. V. Linkov

Abstract. The article reveals the peculiarities of understanding moral development criteria in modern scientific concepts. It has been stated that moral development criteria in pedagogical concepts are not always expressed explicitly. The system of moral development criteria that includes general and particular criteria has been developed and proved in the article. Possible use of a developed system of criteria under differentiating levels of moral development is specified. The importance of moral development criteria for the education and practice of correctional and pedagogical work has been demonstrated.

Keywords: moral development, moral development criterion, level of moral development, moral education, moral consciousness, ethical behavior, diagnostics of moral develop.

Каташев Илья Александрович, аспирант Московского педагогического государственного университета

e-mail: 1542457@list.ru

Katashev Ilya A., Post-graduate student, Moscow State Pedagogical University

e-mail: 1542457@list.ru

Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, профессор Московского педагогического государственного университета

e-mail: 14091117@mail.ru Linkov Viktor V., PhD in Philosophy, Professor, Moscow State Pedagogical University

e-mail: 14091117@mail.ru

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ НА ПРИМЕРЕ ДЗЮДО

Ч. Т. Иванков, А. В. Сафошин, Р. Г. Гасанов, М. К. Умаров

Аннотация. Статья посвящена эффективному решению основных проблем совершенствования теории и методики управления тренировочным процессом, разработки эффективных средств и методов технико-тактической подготовки спортсменов спортивной борьбы дзюдо. Раскрываются важнейшие характеристики закономерностей выполнения атакующих действий в борьбе дзюдо с позиций биомеханики, которые необходимо учитывать в учебно-трени- ровочном процессе подготовки борцов – студентов-дзюдоистов Московского государственного педагогического университета и Московского государственного университета леса. На основе анализа материалов педагогического эксперимента и обобщения результатов многолетних исследований, изучения передового спортивного опыта в борьбе дзюдо выявлены основные факторы, обуславливающие эффективную систему технической подготовки дзюдоистов. Разработанная концепция управления многолетней подготовкой дзюдоистов позволило выявить эффективные средства, методы и организационные формы занятий, дало основание реализовать современную методологию управления учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студенческой молодежи занимающейся борьбой дзюдо.

Ключевые слова: борьба дзюдо, группы спортивного совершенствования, дзюдоисты, управление тренировочным процессом, параметры технических действий.

RATIONALIZATION OF TECHNOLOGY OF THE ATTACKING ACTIONS IN WRESTLING ON THE EXAMPLE OF JUDO Ch. T. Ivankov, A. V. Safoshin, R. G. Gasanov, M. K. Umarov

Abstract. The article is devoted to the effective solution of key problems of improvement of theory and methodology of management of the training process, development of effective means and methods of technical-tactical preparation of sportsmen in judo. Judo is a difficult coordinating type of sports, differing primarily by the speed of simple and complex reactions, high information processing speed and decision-making, concentration and distribution of attention. The studies reveal the important characteristics of the patterns of attack actions execution in judo from the standpoint of biomechanics that need to be considered in the teaching process of training wrestlers – students-judoists of Moscow state pedagogical University and Moscow state forest University. Based on the analysis of materials of the pedagogical experiment and synthesis of the results of years of research, study of the best sports practices in judo, the main factors that contribute to the effective system of technical preparation of judoists are revealed. The developed concept of management of long term training of judokas allows to reveal effective means, methods and organizational forms of practice, has given reason to implement the modern management methodology of training and competitive activity of the students engaged in judo. Keywords: wrestling, judo, groups of sports perfection, judoists, management of the training process, parameters of technical actions.

Иванков Чингис Тагирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета

e-mail: stam67@mail.ru Ivankov

Chingis T., ScD in Education, Professor, Theoretical foundations of physical culture and sports Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stam67@mail.ru

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета

e-mail: stam67@mail.ru

Safoshin Aleksandr V., PhD in Education, Professor, Theoretical foundations of physical culture and sports Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stam67@mail.ru

Гасанов Руслан Гурбанович, аспирант Московского педагогического государственного университета

e-mail: stam67@mail.ru

Gasanov Ruslan G., Post-graduate student, Moscow State Pedagogical University

e-mail: stam67@mail.ru

Умаров Мухамед Курешевич, доцент кафедры физической культуры и спорта Московского государственного университета леса

e-mail: murad-u@mail.ru

Umarov Mukhamed K., Associate Professor, Physical culture and sports Department, Moscow State Forest University

e-mail: murad-u@mail.ru