Язык

Журнал «Наука и школа», № 3 за 2015 год

Проблема расхождения образовательного стандарта

и практики преподавания русской литературы

китайским студентам-русистам

Ван Цзясин, В. Д. Янченко

В статье рассмотрена проблема расхождения между требованиями образовательного стан-

дарта по литературе и практикой ее преподавания в вузах Китая. Подчеркнута необходи-

мость соблюдать требование стандарта литературного образования, уделять особое вни-

мание преподаванию литературы для формирования высококвалифицированных китайских

русистов. Авторы рекомендуют увеличить объем изучаемых художественных произведений,

использовать в обучении методику «медленного чтения», изучать РКИ совместно с русской

литературой.

Ключевые слова: образовательный стандарт по литературе, русский язык как иностран-

ный, роль художественной литературы, методика «медленного чтения».

The problem of divergence of the educational standard

and practice of teaching Russian literature

to the Chinese students of Russian philology

Wang Jiaxing, V. D. Yanchenko

The article considers the divergence problem between requirements of the educational standard for

literature and practice of its teaching in higher education institutions of China. The necessity to comply

with the requirement of the standards for literary education, to pay special attention to teaching

literature for the formation of Chinese experts of philology is emphasized. Authors recommend to increase

the number of the studied works of art, to use the method of “slow reading” in training, to study

Russian as a foreign language together with Russian literature.

Keywords: standards for literary education, Russian as a foreign language, role of literature, method

of “slow reading”.

Ван Цзясин, доктор филологических наук, профессор, директор научно-исследовательского центра рос-

сиеведения Нанкинского университета

e-mail: wjxb1568@hotmail.com

Wang Jiaxing, S cD in Philology, Professor, Director of the Research center of Russian studies, Nanjing University

e-mail: wjxb1568@hotmail.com

Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики

преподавания русского языка и РКИ Московского педагогического государственного университета

e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com

Yanchenko Vladislav D., S cD in Education, Professor, Theory and practice of teaching Russian language and Russian

as a second language Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com

Музыкальная и общая культура –

стержень преемственности

в музыкальном развитии детей

О. П. Радынова

В статье обосновывается актуальность проблемы преемственности на современном этапе

развития науки и практики дошкольного образования; раскрываются основные интегратив-

ные процессы, методы и формы, применяемые в разработанной технологии, реализованные

в авторской программе музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О. П. Рады-

новой, цель которой – формирование основ музыкальной и общей культуры детей, начиная

с дошкольного возраста. Подчеркивается, что преемственность в музыкальном образовании

должна основываться на формировании музыкальной, художественной, общей культуры лич-

ности, начиная с раннего и дошкольного детства, в школьном возрасте, и далее – на ступени

профессионального образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, технология, музыкальная культура, художествен-

ная культура, общая культура, музыкальная классика, методы воспитания, преемствен-

ность, интеграция образовательных областей.

Music and general culture – a core of continuity

in the musical development of children

O. P. Radynova

The article reveals the relevance of the problem of continuity at the present stage of development of the

science and practice of pre-school education and analyzes the basic integrative processes, methods and

forms used in the developed technology that confirms their effectiveness for the development of musical

and general culture of preschoolers. These technologies are implemented in Radynova’s program of

musical development of children “Musical masterpieces” targeted at the formation of bases of musical

and general culture of children since the preschool age. It is emphasized that the continuity in musical

education has to be based on formation of musical, art and general culture of the personality since the

early and preschool childhood, at the school age and further on at the stage of professional education.

Keywords: pre-school education, technology, music culture, art culture, general culture, classical music,

parenting methods, continuity, integration of educational fields.

Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой эстети-

ческого воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного универ-

ситета

e-mail: olgaradynova@mail.ru

Radynova Olga P., S cD in Education, Professor, Acting Chairperson, Aesthetic Education of preschool children

Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: olgaradynova@mail.ru

Понятие «познавательная самостоятельность»:

историко-педагогический анализ

Я. Н. Носикова

В статье рассматривается проблема развития познавательной самостоятельности в обра-

зовании. Понятие «познавательная самостоятельность» представлено как отдельный фено-

мен, имеющий гносеологические, психологические и социально-педагогические аспекты. Показа-

но многообразие определений познавательной самостоятельности в педагогических теориях

в разные исторические эпохи. Современная трактовка понятия «познавательная самостоя-

тельность» рассматривается как качество личности, выражающееся в проявлении иници-

ативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания

через познавательную деятельность.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, активизация учебной деятельности,

методы организации самостоятельной работы в образовании, инициативность, навыки само-

стоятельной деятельности, самостоятельное познание.

The concept of “cognitive independence”: historical and

pedagogical analysis

Ya. N. Nosikova

The article deals with the problem of cognitive independence development in education. The concept of

“cognitive independence” is presented as a separate phenomenon that has gnoseological, psychological

and social and pedagogical aspects. The article shows the variety of definitions of cognitive independence

in pedagogical theories at different historical periods. The modern interpretation of the concept

“cognitive independence” is considered as a personal quality expressed in the manifestation of initiative,

the need of a new action to gain new knowledge through cognitive activity.

Keywords: cognitive independence, learning activity promotion, organizational methods of unsupervised

work in education, initiative, self-activity skills, self-cognition.

Носикова Яна Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУ школы № 1302 с углубленным из-

учением иностранных языков г. Москвы, аспирантка Московского городского педагогического университета

e-mail: ynn@inbox.ru

Nosikova Yana N., extended education teacher, State Budget Educational Institution, No.1302 Moscow Secondary

School with advanced study of languages, Post-Graduate Student, Moscow City Teacher Training University

e-mail: ynn@inbox.ru

Использование интерактивной геометрической

среды GeoGebra при проблемном обучении

на примере решения нелинейных систем

уравнений с двумя переменными

Ю. В. Садовничий, Р. М. Туркменов

В данной статье представлен новый информационный подход к обучению решению нелинейных си-

стем уравнений с двумя переменными. В качестве основного инструмента для построения процес-

са обучения в виде метода проблемного изложения, используется интерактивная геометрическая

среда Geogebra. Исходя из этого подхода в статье представлены и реализованы основные этапы по-

иска идеи и решения данных систем уравнений с помощью ИГС Geogebra. Также проведен анализ

и осуществлен отбор изучаемого материала в строгом соответствии с требованиями ФГОС для

средней (полной) школы при изучении предметной области «Математика и информатика» на про-

фильном уровне. На основании этого анализа дана полная и исчерпывающая классификация всех

возможных вариантов для составления рассматриваемых систем уравнений. Составлены примеры

нелинейных систем уравнений с двумя неизвестными для иллюстрации всех возможных случаев.

Ключевые слова: метод проблемного обучения, профильное обучение, системы нелинейных

уравнений, нестандартные уравнения, интерактивная геометрическая среда Geogebra.

The use of interactive geometric environment GeoGebra

while problem-based teaching on the example of solving

nonlinear systems of equations with two variables

Yu. V. Sadovnichiy, R. M. Turkmenov

The article presents a new information approach to teaching in solving nonlinear systems of equations

with two variables. As the main tool for building the learning process in the form of a method of problem

representation the interactive geometric environment Geogebra is used. Based on this approach, the article

presents and implements the basic stages in the search of the ideas and solutions of these systems of

equations using the GCI Geogebra. It also analyzes and selects the studied material in strict accordance

with the requirements of the Federal State Standarts for secondary school in the study of the subject area

of Mathematics and Informatics at the profile level. Based on this analysis full and exhaustive classification

of all possible variants for making up the considered systems of equations is given. Examples of

nonlinear systems of equations with two unknowns to illustrate all possible cases are given.

Keywords: method of problem-based training, specializes training, systems of nonlinear equations,

non-standard equations , interactive geometrical environment Geogebra.

Садовничий Юрий Викторович, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой

общей топологии и геометрии механико-математического факультета Московского государственного уни-

верситета имени М. В. Ломоносова

e-mail: sadovnichiy.yu@gmail.com

Sadovnichiy Yury V., S cD in Physics and Mathematics, Professor, Chairperson, General Topology and Geometry

Department, Mechanics and Mathematics Faculty , Lomonosov Moscow State University

e-mail: sadovnichiy.yu@gmail.com

Туркменов Роберт Муратович, аспирант факультета педагогического образования Московского государ-

ственного университета имени М. В. Ломоносова.

e-mail: mathrobert@mail.ru

Turkmenov Robert M., P ost-Graduate Student, Pedagogy Department, Lomonosov Moscow State University

e-mail: mathrobert@mail.ru

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИ Ю

ИНФОРМА ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ

С. Г. Гильмиярова, Л. Н. Титова, Л. В. Тихонова

Статья посвящена преподаванию информационных дисциплин в педагогическом вузе. Основное

внимание уделено внедрению контекстного подхода, который позволяет моделировать в процес-

се обучения работу преподавателя по дисциплинам информатики и способствует поэтапному

развитию творческого потенциала студентов. Описан опыт реализации данного направления

на кафедре прикладной информатики Института профессионального образования информа-

ционных технологий в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Ак-

муллы (г. Уфа, РФ). Приведены данные педагогического эксперимента, показывающие эффектив-

ность контекстного обучения для формирования информационной культуры студентов.

Ключевые слова: высшая школа, преподавание информационных технологий, контекстный

подход.

Context ual approach to information technologies study

in Pedagogical Higher Education Institutions

S. G. Gilmiyarova, L. N. Titova, L. V. Tikhonova

The article considers the ways of teaching information disciplines in pedagogical higher education

institutions. The main attention is paid to the introduction of contextual approach which allows to

model the IT-teacher’s work in the course of training and promotes stage-by-stage development of creative

potential of students. It also describes the experience of implementation of this direction at the department

of Applied Informatics in the Institute of professional education of information technologies

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (Ufa, Russian Federation). The data of pedagogical

experiment showing the efficiency of contextual training for the formation of information culture of

students is provided.

Keywords: High School, computer sciences teaching, contextual approach.

Гильмиярова Софья Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и теоретиче-

ской физики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа

e-mail: sgilmiarova@mail.ru

Gilmiyarova Sophia G., S cD in Education, Professor, General and Theoretical Physics Department, M. Akmulla

Bashkir State Pedagogical University , Ufa

e-mail: sgilmiarova@mail.ru

Титова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной информатики

Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Уфа

e-mail: tludmila7@gmail.com

Titova Lyudmila N., P hD in Education, Associate Professor, Applied Informatics Department, M. Akmulla Bashkir

State Pedagogical University , Ufa

e-mail: tludmila7@gmail.com

Тихонова Лилия Владимировна, аспирантка Башкирского государственного педагогического универси-

тета им. М. Акмуллы, Уфа

e-mail: Lilija1229@yandex.ru

Tikhonova Liliya V., P ost-graduate student, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa

e-mail: Lilija1229@yandex.ru

Резервы роста производительности труда

и стратегия партнерского взаимодействия

Д. В. Иванова, С. Ю. Иванов

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на рост производительности тру-

да в российской экономике. Определены стратегические приоритеты развития социального

партнерства в контексте повышения производительности труда и обеспечения сбалансиро-

ванной социально-экономической политики. Отдельно освещаются объективные социоэконо-

мические направления взаимодействия различных субъектов социального управления: государ-

ства, бизнеса и представителей работников. Особое внимание уделяется социально-трудовым

отношениям по поводу обеспечения трудовых прав и интересов работника. Особый акцент сде-

лан на применении в системе социально-трудовых отношений принципов достойного труда.

Кроме того, определены меры по профессиональному развитию трудовых ресурсов, в том числе

через систему среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: производительность труда, рынок труда, рабочая сила, оплата труда, со-

циальное партнерство, переговорный процесс.

Reserves of labor productivity growth and partnership strategy

D. V. Ivanova, S. Yu. Ivanov

The article considers the main factors influencing the growth of labor productivity in the Russian economy,

strategic priorities of development of social partnership in the context of improving productivity

and ensuring a balanced social and economic policy. Objective socioeconomic areas of interaction of

various actors of social control: the state, business and workers’ representatives are shown separately.

Special attention is paid to social and labour relations on the support of labor rights and interests of

the employee. Particular emphasis is placed on application of principles of decent work in the system of

socio-labor relations. In addition, measures aimed at the professional development of labour resources,

including secondary professional and additional professional education, are defined.

Keywords: labor productivity, labor market, labor force, wages, social partnership, negotiation process.

Иванова Дарья Вячеславовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и истории со-

циологии Московского педагогического государственного университета

e-mail: av5401@comtv.ru

Ivanova Darya V., P hD in Sociology, Associate Professor, Theory and History of Sociology Department, Moscow

State Pedagogical University

e-mail: av5401@comtv.ru

Иванов Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории

социологии Московского государственного педагогического университета

e-mail: av5401@comtv.ru

Ivanov Sergey Yu., S cD in Sociology, Associate Professor, Professor,Theory and History of Sociology Department,

Moscow State Pedagogical University

e-mail: av5401@comtv.ru

Образование для среднего класса

Е. Б. Куркин

Средний класс – самая многочисленная, образованная и социально устойчивая часть населения

высокоразвитых стран постиндустриальной эпохи. Будущее России, ее экономическое и социаль-

ное развитие связано с ростом «среднего класса», развитие которого зависит от качества, до-

ступности, ликвидации технократизма и его последствий в российском образовании.

Непрерывное образование – это образование для среднего класса. Его нельзя декларировать,

его необходимо строить, начиная с реконструкции базового основания, которым является ос-

новное и общее среднее, модернизации высшего и профессионального, создания системы допол-

нительного общего и профессионального образования.

Ключевые слова: средний класс, меритократическое общество, технократизм и технокра-

тия в образовании, непрерывное образование, уравновешенная общность, антиобразователь-

ный опыт, реальная школа, образование и профессиональная подготовка.

Education for the middle class

E. B. Kurkin

Middle class is the most numerous, educated and socially sustainable part of the population of

the advanced countries of post-industrial era. The future of Russia, its economic and social development

is connected with the growth of the “middle class” whose development depends on quality,

availability, elimination of technokratizm and its consequences in Russian education.

Continuing education is the education for the middle class. It can't be declared, it needs to be built,

starting with the reconstruction of the basic primary and secondary education, modernization of the

highest and professional, creation of the system of additional and professional education.

Keywords: middle class, meritocratic society, technocratizm and technocracy in education, continuing education,

balanced community, anti-education experience, real school, education and professional training.

Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального

института развития образования, Москва

e-mail: ekurkin@mail.ru

Kurkin Eugeny B., P hD in Education, Chief researcher, Federal Institute for Education Development, Moscow

e-mail: ekurkin@mail.ru

ПРОЕКТНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК

ФОРМА РЕАЛИЗА ЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И. В. Ильичёва

В статье представлены некоторые результаты исследования процесса организации возраст-

но-сообразной системы деятельности образовательного учреждения на основе развития проек-

тно-исследовательской работы учащихся, которая рассматривается как форма реализации

дифференцированного подхода. Вовлечению в проектно-исследовательскую деятельность ода-

ренных детей способствует образовательная технология проектирования продуктивной дея-

тельности учащихся, целью которой является создание условий для осуществления школьни-

ком собственной деятельности, включающей в себя разработку замысла работы, определение

целей и задач, реализацию задуманного, рефлексивный анализ хода и результатов, а также

определение новых ориентиров и новых способов работы в соответствии с индивидуальными

интересами и возрастными моделями развития.

Ключевые слова: дифференцированный подход, возрастно-сообразная образовательная си-

стема, проектно-исследовательская деятельность, развитие одаренности.

RESEARCH AND PRO JECT AC TIVITY AS A FORM OF DIFFERENTIATED

APPROACH IN SCHOOL EDUCA TION

I. V. Ilyichova

The article presents some study results of the process of age-syntonic system of organization of educational

institution’s activity on the basis of research project work performed by the students and

considered as a form of implementing the differentiated approach. Gifted children's involvement in

the research and project work is facilitated by the educational technology of designing students' productive

activity which enables the pupils to lead their own activity including the conception of work,

goal-setting, concept implementation, reflexive analysis of the progress and the results as well as defining

new road maps and working methods in accordance with individual interests and age-related

development models.

Keywords: differentiated approach, age-syntonic educational system, research and project activity,

development of giftedness.

Ильичёва Ирина Викторовна, Заслуженный учитель России, директор ГБОУ гимназия № 1409 г. Москвы

e-mail: i.v.ilichewa@gmail.com

Ilyichova I.V., H onoured Teacher of Russia, Principal of Gymnasium No. 1409, Moscow

e-mail: i.v.ilichewa@gmail.com

Научное обоснование механизмов и функций

управления системой непрерывной

профессиональной подготовки специалистов

Л. В. Нестерова

Современные требования к качеству образования определяют новые требования к организа-

ции профессиональной подготовки специалистов. В условиях внедрения федеральных государ-

ственных образовательных стандартов возросли требования к управленческим системам, их

мобильности и жизнеспособности. Управление системой непрерывной профессиональной под-

готовки специалистов рассматривается как логически сопряженное единство администра-

тивных, научно-методических, педагогических, управленческих действий в рамках правового

поля. В статье описаны основные функции управления непрерывной профессиональной подго-

товкой специалистов. В разработанной модели представлены взаимосвязи функций и меха-

низмов управления указанным процессом. Автор предлагает критерии достижения результа-

тивности модели на государственном, региональном и внутрисистемном уровнях.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка специалистов, функции управ-

ления, механизмы управления, условия функционирования системы, критерии достижения

результативности.

Scientific substantiation of mechanisms and functions of

continuous professional training system management

L. V. Nesterova

Modern requirements to quality of education define new demands to the organization of vocational

training of experts. In terms of Federal State Educational Standards, the requirements to administrative

systems, their mobility and viability have increased. Management of the system of continuous vocational

training of experts is considered as logically interfaced unity of administrative, scientific and

methodical, pedagogical actions within a legal framework. The article describes the main functions of

the system of management of continuous vocational training of experts. In the developed model interrelations

of functions and mechanisms of the specified process management are presented. The author

offers criteria of model productivity achievement at the state, regional and intrasystem levels.

Keywords: continuous vocational training of system operation, criteria of productivity achievement.

Нестерова Людмила Викторовна, директор Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала)

ФГБОУ ВПО «Югорский государственный университет», аспирантка Югорского государственного универ-

ситета

е-mail: n-lv@mail.ru

Nesterova Lyudmila V., H eadmistress, Nefteyugansk Industrial College (branch) “Yugra State University”, Postgraduate

student, Yugra State University

e-mail: n-lv@mail.ru

оценка адаптации первоклассников

к образовательной среде с использованием

методов саногенетического мониторинга

Н. Б. Панкова, Е. Б. Романова, О. Л. Кирпанева,

М. Ю. Карганов

Проведено двукратное, в начале и конце учебного года, тестирование показателей психомо-

торной интеграции (по результатам выполнения двигательных тестов на приборном ком-

плексе «компьютерный измеритель движений» – КИД). В исследовании приняли участие 114

первоклассников, с письменного согласия родителей. Результаты мониторинга сопоставлены

с успеваемостью в конце учебного года и динамикой показателей психолого-педагогического мо-

ниторинга. По всем изученным показателям за учебный год выявлена значимая динамика:

показано возрастание доли детей с более быстрыми и точными движениями, изменения в

проявлениях моторной асимметрии, а также улучшение психологических показателей адап-

тации к школьному обучению. Важно, что динамика медико-биологических и психолого-педаго-

гических показателей адаптации находится в корреляционной связи между собой и с итоговой

успеваемостью первоклассников.

Ключевые слова: психомоторная интеграция, адаптация, саногенетический мониторинг,

школьники.

Assessment of adaptation of first-graders TO THE

EDUCA TIONAL ENVIRONMEN T USING THE METHODS OF sanogenetic

MONITORING

N. B. Pankova, E. B. Romanova, O. L. Kirpanyova,

M. Yu. Karganov

Double testing of indicators of psychomotor integration is carried out, at the beginning and the end

of the academic year (based on the results of motor tests implementation on the instrument complex

“computer meter movements” – KMM). The study involved 114 first-graders, with written consent of

parents. The monitoring results were compared with the schoolchildren’s achievements at the end of

the school year, and with the dynamics of indicators of psychological and pedagogical monitoring. For

all studied parameters for the school year significant dynamics has been revealed: an increase in the

number of children with faster and exact movements, alterations in the manifestations of motor asymmetry,

and also improvement in psychological indicators of adaptation to school training is defined.

It is important that the dynamics of medical, biological and psycho-pedagogical adaptation indicators

are in correlation with each other and with the final achievements of first-graders.

Keywords: psychomotor integration, adaptation, sanogenetic monitoring, schoolchildren.

Панкова Наталия Борисовна, доктор биологических наук, профессор кафедры здоровьесберегающих

образовательных технологий Московского института открытого образования, ведущий научный сотрудник

лаборатории физико-химической и экологической патофизиологии Научно-исследовательского института

общей патологии и патофизиологии

e-mail: nbpankova@gmail.com

Pankova Natalia B., S cD in Biology, Professor, Health-Protecting Technologies Department, Moscow Institute of

Open Education; Chief Researcher, Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology, Institute of

General Pathology and Pathophysiology

e-mail: nbpankova@gmail.com

Романова Елизавета Борисовна, педагог-психолог ГБОУ Школа № 41 г. Москвы

e-mail: Lis-hen@yandex.ru

Romanova Еlizaveta B., E ducational Psychologist, State Budget Educational Institution School No. 41, Moscow

e-mail: Lis-hen@yandex.ru

Кирпанева Ольга Леонидовна, специалист по соцзащите учащихся ГБОУ Школа № 41 г. Москвы

e-mail: olgakirpa@mail.ru

Kirpanyova Olga L., S pecialist on Social Protection of Students, State Budget Educational Institution , School No.

41 , Moscow

e-mail: olgakirpa@mail.ru

Карганов Михаил Юрьевич, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физико-

химической и экологической патофизиологии Научно-исследовательского института общей патологии и

патофизиологии

e-mail: mkarganov@mail.ru

Karganov Mikhail Yu., S cD. in Biology, Professor, Head of Laboratory of Physical, Chemical and Ecological Pathophysiology,

Institute of General Pathology and Pathophysiology

e-mail: mkarganov@mail.ru

Механизм обратной связи со слушателями

как элемент мониторинга качества

образования: опыт ГАОУ ВПО МИОО

Т. В. Расташанская, О. А. Самаркин, К. А. Табаровская

Статья посвящена актуальной для системы дополнительного профессионального образова-

ния (ДПО) проблеме мониторинга оценки качества образования. Такой мониторинг вменен

действующим законодательством образовательным организациям, реализующим дополни-

тельные профессиональные программы (ДПП). Обеспечение качества в системе ДПО – си-

стемная задача, решение которой невозможно без установления обратной связи с потре-

бителем. Отсутствие механизма коммуникации (либо его сбой) означает невозможность

правильной саморегуляции, что негативно влияет на эффективность и востребованность

ДПП. В статье представлены результаты исследования, проведенного в ГАОУ ВПО МИОО

(МИОО) в первом полугодии 2014 г. Особое внимание авторы уделяют интерпретациям ори-

гинальных ответов слушателей и экспертным оценкам содержательной и организационной

составляющей обучения по ДПП, позволяющих анализировать проблемное поле как МИОО,

так и ДПО в целом.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), система ДПО, допол-

нительная профессиональная программа (ДПП), слушатели ДПП, мониторинг оценки каче-

ства образования, образовательные услуги, методы исследования, механизм обратной связи

со слушателями, анкетирование, фокусированное групповое интервью, экспертное интервью.

Feedback mechanism as a part of Education

Quality Monitoring System: Moscow Institute

of Open Education experience

T. V. Rastashanskaya, O. A. Samarkin, K. A. Tabarovskaya

The article deals with the monitoring of quality evaluation as an issue of the day for Continuing Professional

Education (CPE) system. The monitoring is obligatory by Federal Law for all educational

bodies providing Additional Professional Programs (APP). The quality assurance with emphasis on

monitoring cannot be implemented without a feedback from the customers. The lack of feedback or its

failure makes self-regulation of APP system impossible, and reduces its efficiency and consumer appeal.

The article concerns the results of the research conducted in Moscow Institute of Open Education

(MIOE) in the first half of 2014. The particular attention is paid to interpretations of audience and

experts estimations on APP content and organization. These estimations allow to analyze both the

MIOE and CPE problem fields.

Keywords: Additional Professional Education (APE), APE system, Additional Professional Programs

(APP), APP audience, monitoring of education quality, educational services, methods of research, feedback

mechanism, questionnaire, focused group interview, expert interview.

Расташанская Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методиче-

ской и научной работе Московского института открытого образования

e-mail: RastashanskayaTV@mioo.ru

Rastashanskaya Tatyana V., P hD in Education, Vice-rector for educational and scientific work, Moscow Institute

of Open Education

e-mail: RastashanskayaTV@mioo.ru

Самаркин Олег Александрович, кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинга допол-

нительного профессионального образования Московского института открытого образования

e-mail: SamarkinOA@mioo.ru

Samarkin Oleg A., P hD in Sociology, Head of the Monitoring Division, Moscow Institute of Open Education

e-mail: SamarkinOA@mioo.ru

Табаровская Ксения Андреевна, кандидат исторических наук, начальник управления качества дополни-

тельного профессионального образования Московского института открытого образования

e-mail: TabarovskayaKA@mioo.ru

Tabarovskaya Ksenia A., P hD in History, Head of Quality Management Department, Moscow Institute of Open Education

e-mail: TabarovskayaKA@mioo.ru

РОЛЬ ИНФОРМА ЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА

ПРО ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Р. М. Асланов, Е. В. Беляева

В статье рассматривается история развития процесса информатизации в РФ, развитие ин-

формационных технологий и ключевые аспекты их применения при подготовке выпускника

высших профессиональных образовательных учреждений. Отмечена роль и значение информа-

ционных технологий в повышении качества подготовки будущего специалиста. Динамика раз-

вития информационного общества показала, что традиционных методов и средств обучения

недостаточно для повышения качества подготовки выпускника. Этот факт указывает на

необходимость внедрения инновационных методов обучения в высшем профессиональном обра-

зовании, в том числе переход образовательного процесса на современные технологии обучения

с использованием новейших информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, интенсификация учебного

процесса, новые педагогические технологии, электронные учебные пособия.

The role of information technologies

in improving the quality of vocational education

R. M. Aslanov, E. V. Belyaeva

The article considers the history of development of the process of Informatization in the Russian Federation,

the development of information technologies and key aspects of their application in training

of graduates of higher professional educational institutions. The role and importance of information

technologies in improving the quality of training of future specialists is noted. Dynamics of development

of the information society has shown that traditional teaching methods are not enough to improve

the quality of preparation of graduates. This fact indicates the necessity of introducing innovative

teaching methods in higher professional education, including the transition of the educational

process to modern educational methods using the latest information technologies.

Keywords: information technologies, informatization, intensification of educational process, new educational

technology, e-textbooks.

Асланов Рамиз Муталлим оглы, доктор педагогических наук, профессор кафедры математического ана-

лиза Московского педагогического государственного университета

e-mail: r_aslanov@list.ru

Aslanov Ramiz M., S cD in Education, Professor, Mathematical Analysis Department, Moscow State Pedagogical

University

e-mail: r_aslanov@list.ru

Беляева Елена Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Ульяновского

высшего авиационного училища гражданской авиации (институт)

e-mail: r_aslanov@list.ru

Belyaeva Elena V., P hD in Education, Associate Professor, Informatics Department, Ulyanovsk Higher Civil Aviation

School

e-mail: r_aslanov@list.ru

Концептуальные основы когнитивной стратегии

лингвометодической подготовки бакалавров –

будущих учителей русского языка

Н. А. Исаева

В статье рассматривается профессиональное становление бакалавра – будущего учителя рус-

ского языка на основе фундаментальных научных знаний – лингвистических и методических.

Это направление подготовки бакалавров осмысливается в рамках когнитивной стратегии,

обеспечивающей ориентировочную основу методической деятельности.

Анализ разных видов знаний (декларативных и процедурных, предметных и методологиче-

ских, выученных и освоенных) показывает, что они по-разному формируют когнитивные спо-

собности личности. При выстраивании когнитивной стратегии мы принимали во внимание

трехкомпонентную структуру способностей студентов (обучаемость, интеллект и креатив-

ность). Интеллектуальное развитие связано с развитием лингвистического, логического и

методического мышления, лингвистического мировоззрения.

Усвоение лингвистических и методических знаний и осознанное владение этими знаниями,

а также способами действия (метаумениями), положенными в основу лингвометодической

компетентности, будет способствовать развитию лингвометодического мышления бака-

лавров и являться условием развития их интеллектуальных способностей, формируя готов-

ность к профессиональной (лингвометодической) деятельности по обучению школьников рус-

скому языку.

Ключевые слова: когнитивная стратегия, лингвометодическая подготовка, бакалавр педа-

гогического образования, когнитивный подход, деятельностный подход, лингвистическое и ме-

тодическое мышление, интеллектуальное развитие.

Conceptual bases of cognitive strategy of linguistic and

methodical training of bachelors – future teachers of

Russian language

N. A. Isaeva

The article deals with the professional formation of bachelors – future teachers of Russian language on

the basis of fundamental scientific knowledge both linguistic and methodical. This direction of training

of bachelors is comprehended within the cognitive strategy providing an approximate basis of methodical

activity.

The analysis of different types of knowledge (declarative and procedural, subject and methodological,

learned and mastered) shows that they differently form cognitive abilities of the personality. When

building a cognitive strategy, three-component structure of abilities of students (learning ability, intelligence

and creativity) are taken into account. Intellectual development is connected with development

of linguistic, logical and methodical thinking linguistic outlook.

Assimilation of linguistic and methodical knowledge and conscious possession of this knowledge,

and also the ways of action (meta- abilities) which are the basis for linguistic and metric competence

will promote the development of linguistic and methodical thinking of bachelors and be a condition of

development of their mental abilities, forming readiness for professional (linguistic and methodical)

activity for teaching Russian language.

Keywords: cognitive strategy, linguistic and methodical preparation, bachelor of pedagogical education,

cognitive approach, activity approach, linguistic and methodical thinking, intellectual

development.

Исаева Нина Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Калужско-

го государственного университета им. К. Э. Циолковского, докторант Московского педагогического госу-

дарственного университета

e-mail: isaeva178@mail.ru

Isaeva Nina A., P hD in Philology, Associate Professor, Russian Language Department, K. E. Tsiolkovsky Kaluga

State University, Post-doctoral student, Moscow State Pedagogical University

e-mail: isaeva178@mail.ru

Литературный текст как факт культурного

отбора для целей образования1

О. Э. Хазанова

Статья посвящена вопросу формирования корпуса образцовых литературно-художествен-

ных текстов, которые могли бы стать основой для изучения современной русской и ан-

глийской литературы в школе. Русская и английская литературы рассматриваются как

наследницы культурных парадигм византийского Востока и латинского Запада.

В первой части статьи представлены исторические аспекты проблемы литературного от-

бора: особенности формирования литературных канонов и связанных с ними типов образо-

вания на европейском Востоке и Западе. Даны ключевые этапы культурного взаимодействия

западной и восточной ветвей европейской цивилизации в области литературы и литератур-

ного образования, прецеденты литературных и образовательных заимствований.

Вторая часть статьи рассматривает отношение к литературному тексту в педагогической

культуре конца XX – начала XXI вв. Предлагается разделить процесс отбора художественных

произведений для целей образования на три этапа, на которых литературный текст подвер-

гается последовательному анализу литературного критика, филолога и педагога – каждый

раз под определенным углом зрения. Соединение суждений данных специалистов призвано обе-

спечить научные основания отбора литературных текстов для целей образования.

Также дается уточнение по отбору русских и англоязычных литературных текстов, свя-

занное с традиционным пониманием места языка художественной литературы в системе

русского и английского языков.

Ключевые слова: образование, литературный канон, литературный процесс, ключевые ли-

тературные тексты, культурные заимствования, формирование литературных хрестома-

тий XX–XXI вв.

Literary text as a fact of cultural selection for education

O. E. Khazanova

The article deals with the problem of formation of model literary and art texts which could become a

basis for studying modern Russian and English literature at school. The two literatures are regarded

as heirs to the Byzantine and Latin cultural traditions.

In the first part of the article historical aspects of the problem of literary selection are presented:

features of formation of literary canons and related types of education in the European East and

the West.

Key stages of cultural interaction of the western and east branches of European civilization in literature

and literary education, precedents of literary and educational loans are given.

The second part of the article considers the relation to the literary text in pedagogical culture of the

end of XX – the beginning of the XXI centuries. It is offered to divide the process of selection of works

of art for education into three stages at which the literary text is exposed to the consecutive analysis

by the literary critic, philologist and the teacher – every time under a certain point of view. Combined

assessment of these experts is urged to provide the scientific bases of selection of literary texts

for education.

Also the specification on selection of the Russian and English-language literary texts connected with

traditional understanding of a place of language of fiction in the system of the Russian and English

languages is given.

Keywords: education, literary canons, literary process, key literary texts, cultural loans, formation of

literary anthologies of the XX–XXI centuries.

Хазанова Ольга Эдуардовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Ин-

ститута детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: olga_edwards@inbox.ru

Khazanova Olga E., P hD in Education, Associate Professor, Foreign Languages Department, Institute of Childhood

Studies, Moscow State Pedagogical University

e-mail: olga_edwards@inbox.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕК ЦИИ РЕЧЕВОГО

И МОТОРНОГО РИТМОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова

Экспериментально выявленные нарушения речевого и моторного ритмов у детей с разными

речевыми расстройствами являются одним из оснований разработки новой модели коррекци-

онного двигательного обучения. В статье представлены организационные и содержательные

компоненты педагогической модели развития ритмических процессов, сформулированы диф-

ференцированные направления работы с детьми, имеющими дизартрию, алалию, заикание.

Ключевые слова: нарушения речи у детей, ритмические процессы, логопедическая ритмика,

двигательное обучение, педагогическая модель, психосенсомоторный речевой стереотип.

Pedagogical model of speech and motor rhythms correction

in children with speech and language disorders

L. I. Belyakova, Yu. O. Filatova

Experimentally identified disorders of speech and motor rhythm in children with various speech and

language disorders are one of the bases for development of new correctional motor learning model. The

article presents the organizational and substantial components of the pedagogical model of rhythmical

processes development, differentiated areas of work with children having dysarthria, dysphasia and

stuttering are defined.

Keywords: speech disorders in children, rhythmical processes, logopedic rhythmics, motor learning,

pedagogical model, psychosensomotor speech stereotype.

Белякова Лидия Ивановна, доктор медицинских наук, профессор кафедры логопедии дефектологиче-

ского факультета Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: libeliakova@yandex.ru

Belyakova Lidia I., ScD in Medicine, Professor, Logopedics Department, DefectologyFaculty, Institute of Childhood,

Moscow State Pedagogical University

e-mail: libeliakova@yandex.ru

Филатова Юлия Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии дефектологическо-

го факультета Института детства Московского педагогического государственного университета

e-mail: yofilatova@yandex.ru

Filatova Yulia O., PhD in Education, Associate Professor, Logopedics Department, Defectology Faculty, Institute

of Childhood, Moscow State Pedagogical University

e-mail: yofilatova@yandex.ru

Благотворительная деятельность в СССР

по преодолению массовой детской

беспризорности (1917–1935 гг.)

Д. В. Потепалов, С. А. Днепров

Статья привлечет внимание специалистов, изучающих содержание, методы и формы соци-

альной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовывав-

шиеся в Советской России. В работе дается критический анализ советской, эмигрантской и

постсоветской литературы о причинах детской беспризорности в период утверждения совет-

ской власти. В материале рассматриваются особенности организации благотворительной

деятельности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, результаты

государственно-общественных мер по предотвращению распространения в социуме данного со-

циального недуга с учетом реальной социально-экономической и политической ситуации в Со-

ветской России.

Ключевые слова: детская беспризорность, дети-сироты, детство, благотворительность,

филантропия.

Charity in the USSR to overcom youth homelessness

(1917–1935)

D. V. Potepalov, S. A. Dneprov

The article deals with the issues of the history of homeless children in Russia. It gives detailed analysis

of Soviet and post-Soviet emigrant literature on the causes of homelessness among children in the

period of Soviet power. The article presents the author's point of view on the causes of the USSR this

social malaise. The article discusses the features of the organization of charity for orphans and children

left without parental care, the results of state and public measures to prevent the spread in the

society of this negative phenomenon in view of the real social and economic and political situation in

Soviet Russia.

Keywords: street children, orphans, childhood, charity, philanthropy.

Потепалов Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры профессиональной педагогики

Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

e-mail: pedagog1977@yandex.ru

Potepalov Dmitry V., S enior Lecturer, Professional Pedagogy Department, Russian State Vocational Pedagogical

University, Ekaterinburg

e-mail: pedagog1977@yandex.ru

Днепров Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего про-

фессионального образования, заведующий кафедрой профессиональной педагогики Российского государ-

ственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург

e-mail: dneprov_sa@mail.ru

Dneprov Sergey A., S cD in Education, Professor, Honored worker, Higher Professional Education, Chairperson,

Professional Pedagogy Department, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

e-mail: dneprov_sa@mail.ru

Советизация учительства на Дальнем Востоке

в 20-е годы ХХ века

Н. И. Сеник

В статье рассматривается одна из задач истории педагогики – формирование учительства

в 20-е гг. ХХ в. на Дальнем Востоке. На основе фактического материала анализируются спо-

собы обеспечения школьной сети Дальнего Востока педагогическими кадрами как важнейшей

задачи социалистического строительства. Обосновываются способы подготовки и перепод-

готовки, политического воспитания учительства, поскольку учительство рассматривалось

органами партийно-советской власти как объект идеологического воздействия с целью фор-

мирования в нем субъектной позиции к строительству советской школы в соответствии со

стратегической целью – быть орудием коммунистического перерождения общества. Аргумен-

тируется обусловленность тенденций к преодолению проблем политической неустойчивости,

к глубинной трансформации, к коренному перерождению дальневосточного учительства «дви-

жущей силой» идеи о том, что учительство должно стать опорой советского строя, полити-

ческой силой советского государства.

Ключевые слова: советизация, учительство, факторы, коммунистическое перерождение,

тенденции, политизация.

Sovietization of teaching in the Far East in the 20-ies of the

twentieth century

N. I. Senik

The article discusses one of the issues of the history of education - teaching in the formation of the 20-

ies of XX century in the Far East. Based on this material, the ways to provide the school network of

the Far East with the teaching staff as the most important tasks of socialist construction are analyzed.

The article expounds the ways of preparing and retraining the political education of teachers as the

process of teaching was considered by bodies of the Party and Soviet Power as an object of ideological

influence in order to create in it a subject position to the construction of the Soviet school according to

the strategic objective – to be the tool of communistic regeneration of the society. The article argues the

conditionality of tendencies on overcoming the problems of political instability, to deep transformation,

to radical regeneration of the Far East teaching process by the "driving force" of the idea that the teaching

has to become a support for the Soviet system, the political force of the Soviet.

Keywords: sovietization, teaching, factors communist rebirth, trends, politicization.

Сеник Наталья Ивановна, доцент кафедры управления и экономики образования Хабаровского краевого

института развития образования

e-mail: Senik_n_i@mail.ru

Senik Natalia I., A ssociate Professor, Management and Economics of Education Department, Khabarovsk Regional

Institute of Education Development

e-mail: Senik_n_i@mail.ru

Понимание воспитания в философии

«московской школы»1

С. И. Скороходова

В статье рассматривается понимание воспитания в философии представителей «московской

школы». На основании анализа их основных взглядов делается вывод о том, что духовное и

умственное воспитание человека начинается с детства и продолжается всю жизнь. Автор

приходит к выводу, что семейное воспитание, в понимании славянофилов, является фунда-

ментом внутреннего здоровья человека. Именно семья является необходимым звеном в цепи,

которая связывает различные поколения в одно неделимое целое, делая человека устойчивым

в жизненных катаклизмах. Семья приобщает человека к истории и культуре своего народа,

закладывает семена веры в душу ребенка, открывает дар бескорыстной любви. Школьное и

университетское образования только дополняет и развивает то, что заложено семьей. В ста-

тье также обозначены основные педагогические идеи славянофилов. Автор показывает, что

некоторые из них развиваются у современных мыслителей. В частности, понимание воспи-

тательного и образовательного процесса как творчества, в котором идет становление не

только ученика, но и учителя.

Ключевые слова: московская школа, воспитание, педагогические идеи, Хомяков, Самарин, Ки-

реевский, род, аскетизм, труд, «разумная цензура», «познание веры».

UNDERSTANDING OF EDUCA TION IN THE PHILOSOPHY OF “MOSCOW

SCHOOL”

S. I. Skorokhodova

The article considers the understanding of education in the philosophy of representatives of “Moscow

school”. Based on the analysis of their main views it is suggested that spiritual and intellectual upbringing

of the person begins in the childhood and continues throughout his whole life. The author

concludes that family education in Slavophiles' understanding is the base of internal health of the

person. The family is a necessary link in a chain which connects various generations in one integrated

whole, making the person sustainable in lifetime cataclysms. The family gives the person access to

history and culture of the people, lays the foundation of faith in the soul of a child, opens the gift of

unconditional love. School and university educations only supplements and develops what has been

started by a family. The article also designates the main pedagogical ideas of Slavophiles. The author

shows that some of them develop at modern thinkers. In particular, understanding of education and

educational process as creativity in which there is both the formation of pupils and teachers as well.

Keywords: Moscow school, upbringing, pedagogical ideas, Khomyakov, Samarin, Kireyevskiy, gender,

asceticism, work, “reasonable censorship”, “knowledge of the faith”.

Скороходова Светлана Игоревна, доктор философских наук, доцент кафедры философии Московского

педагогического государственного университета

e-mail: eleonora_reut@mail.ru

Skorokhodova Svetlana I., S cD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical

University

e-mail: eleonora_reut@mail.ru

Система социокультурно-педагогической

эмотивации как одна из стратегических

областей общественной безопасности

российского общества

А. Ю. Гончарук

Для российского общества в XXI в. первостепенное значение имеет развитие коммуникатив-

ных компетенций современного студента, учащегося бакалавриата, магистранта, аспиран-

та, докторанта кафедры социальной или семейной педагогики. В лонгитюдном исследовании

принимали участие различные возрастные группы (от раннего детства до подросткового воз-

раста и юности, в зрелость в 25–37 лет или больше). Тестирование проводилось в 1969–2015

гг. и охватывало весь период педагогической деятельности автора. Получила подтверждение

достоверность эффективности результатов разработанного автором подхода к разработке

третьего государственного образовательного стандарта. Результаты многолетней экспери-

ментальной работы автора подтверждены также в сотнях университетских научных школ

России, СНГ и дальнего зарубежья, а также в экспертизе ЮНЕСКО. Тестирование эффектив-

ной системы методолого-теоретических основ концептуальной стратегии инновационной

образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации подтвердило базисный

характер составляющей коммуникационных образовательных систем. Теоретические основы

концептуальной стратегии инновационной образовательной модели социокультурно-педаго-

гической эмотивации как базисной составляющей формирования стратегических направле-

ний общественной безопасности России технологически определили правильность авторской

позиции применительно к органически-естественной реализации не только в процессах обу-

чения, развития, воспитания молодежи, но и в совершенствовании экономических и полити-

ческих структур передовых технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая

эмотивация изначально, косвенно повышает производительность, тонус занятых практиче-

ски во всех сферах социальной и экономической жизни российских граждан посредством акти-

визации социально-коммуникативных регуляторов художественно-творческого потенциала

инновационных систем в реальность. Сегодня стратегический информационный ресурс гибких

образовательных технологий выражается в гарантированной общественной безопасности

российского общества.

Ключевые слова: аналитические проблемы, социально-педагогическая мотивация, социально-

педагогическое образование, инновации, информационные и коммуникационные подходы, ком-

плексное решение, системы авторского права.

System of a social, cultural and pedagogical emotivations

as one of strategic areas of public safety of Russian society

A. Yu. Goncharuk

For the contemporary Russian society the development of communicative competences of modern bachelor

students, post-graduate students, doctoral students of social or family pedagogy departments is

of paramount importance. Various age groups (from the early childhood to teenage age and youth, in

a maturity in 25–37 years or more) took part in longitudinal study. Testing was held in 1969–2015

and covered the entire period of pedagogical activity of the author. The reliability of the efficiency of

results of the approach to development of the third state educational standard developed by the author

has been confirmed. Results of long-term experimental work of the author are confirmed also athundreds of university schools of sciences of Russia, the Commonwealth of Independent States, foreign

countries, and at the examination of UNESCO as well. Testing of effective system of methodical and

theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and pedagogical

emotivation confirmed the basic character of the component of communication educational

systems. Theoretical bases of conceptual strategy of innovative educational model of sociocultural and

pedagogical emotivation as a basic component of formation of the strategic directions of public safety

of Russia technologically defined the correctness of the author's position in relation to organic and

natural realization not only in the processes of training, development, education of youth, but also in

the improvement of economic and political structures of advanced technological communications. The

sociocultural and pedagogical emotivation initially indirectly increases the productivity and tonus

of busy practically in all fields of social and economic life Russian citizens by means of activation of

social and communicative regulators of art and creative potential of innovative systems into reality.

Today the strategic information resource of flexible educational technologies is expressed in the guaranteed

public safety of the Russian society.

Keywords: analytical issues, social and pedagogical motivation, social and pedagogical education,

innovation, information and communication approaches, comprehensive solution, copyright system.

Гончарук Алексей Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной

педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенологии Российского государственного со-

циального университета

e-mail: a-goncharuk@bk.ru

Goncharuk Alexey Yu., S cD in Education, Professor, Social and Family Pedagogy Department, Social Work, Pedagogy

and Youth Studies Faculty, Russian State Social University

e-mail: a-goncharuk@bk.ru

 

ФЕНОМЕН ФИЛОСО ФСКОЙ ВЕРЫ

В. Н. Князев

В статье рассматривается статус философской веры как формы духовности. В традициях фило-

софии она сама, как правило, трактуется как философское знание и философская деятельность

(философствование). Философская вера понимается автором как такая духовная способность

личности, которая связана с признанием чего-либо истинным без опоры на факты и строгую ло-

гику; она основывается на субъективной интуитивной уверенности философа в справедливости

выдвинутых им философских принципов. Анализируются отличия философской веры от религи-

озной, обыденно-повседневной и научной видов веры. Сущностная характеристика философской

веры связана с постулативным характером философских принципов. Различные убеждения неиз-

бежно приводят к плюрализму философских концепций и веры их авторов в их ценность.

Ключевые слова: философская вера, научная вера, религиозная вера, интуиция, убеждения

личности, философские и научные принципы, вера и постулаты, плюрализм философии.

The PHENOMENON OF PHILOSOPHICAL BELIEF

V. N. Knyazev

The article considers the status of philosophical belief as a form of spirituality. Traditionally philosophy

is treated as philosophical knowledge and philosophical activity (philosophizing). Philosophical belief is

understood by the author as a kind of spiritual individual ability which is associated with the recognition

of something true without relying on facts and strict logic, it is based on the philosopher’s subjective

intuitive confidence in the fairness of his proposed philosophical principles. Difference between religious

and philosophical, everyday and scientific kinds of belief is analyzed. The essential characteristic of

philosophical belief is associated with a hypothetical nature of philosophical principles. Various beliefs

inevitably lead to pluralism of philosophical concepts and faith of their authors in their value.

Keywords: philosophical belief, scientific belief, religious belief ,intuition, faith of the individual, philosophical

and scientific principles, belief and postulates, pluralism of philosophy.

 

Князев Виктор Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского пе-

дагогического государственного университета

e-mail: victor_knyazev@rambler.ru

Knyazev Viktor N., S cD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: victor_knyazev@rambler.ru

 

К ВО ПРОСУ О ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Д. А. Гусев

Статья посвящена одной из актуальных тем – логической культуре преподавателя. Степень

эффективности учебно-образовательного процесса во многом связана с уровнем логической куль-

туры в преподавательской деятельности. Одной из главных причин недостаточной мотивации

учащихся, их незаинтересованности и нерадивости, низкой результативности обучения, плохо

усвоенных знаний, недостаточно сформированных умений и т. п. является недостаточно высо-

кий уровень логической культуры преподавателя, что мешает ему правильно построить и гра-

мотно подать учебный материал, сделать его ясным и доходчивым, живым и интересным, зна-

чимым и полезным для учащихся. Часто встречаемое сложное и непонятное изложение учебного

материала, его сумбурность, непоследовательность и запутанность, вкупе с сухостью и безжиз-

ненностью – прямое следствие отсутствия должного уровня логической культуры преподава-

теля. В результате обучение превращается в малоэффективный, тяжелый и неблагодарный

процесс как для учащихся, так и для обучающих. В статье определяется понятие логической

культуры человека, рассматриваются ее критерии, главными из которых являются соблюдение

в интеллектуально-речевой деятельности основных законов логики – закона противоречия и за-

кона тождества. В качестве иллюстрации автором собраны и проанализированы на предмет

соблюдения этих законов фрагменты из различных учебных пособий по философии, религиове-

дению, концепциям современного естествознания. Авторская критика рассматриваемых фраг-

ментов является конструктивной: не только выявляются логические нарушения и ошибки, но

и указываются возможные пути их исправления и преодоления. В силу актуальности поднимае-

мых в статье вопросов она может быть интересна и полезна преподавателям высших и средних

учебных заведений как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Ключевые слова: ученый, педагог, преподавательская деятельность, высшая школа, психоло-

го-педагогическая культура, методика, логика, логическая культура, закон тождества, закон

противоречия.

 

To the issue of the higher school teachers’ logical culture

D. A. Gusev

The article deals with the important concept of teachers’ logical culture. The degree of efficiency of educational

process is largely associated with the logical level of culture in teaching. One of the main reasons

for the lack of motivation of students, their disinterest and carelessness, low training productivity, poor

knowledge, underdeveloped skills, etc. is insufficiently high level of logical culture of the teacher that prevents

to properly built and properly convey the learning material, make it clear and intelligible, lively and

interesting, meaningful and useful for students. Frequently a complex and confusing way of teaching, its

inconsistency and confusion, coupled with the dryness and dullness is a direct consequence of the lack of

adequate level of logical culture of the teacher. As a result, the training becomes ineffective, difficult and

ungrateful process both for students and for teachers. This article defines the concept of a logical human

culture, discusses its criteria, the main of which are in compliance with speech activity of the basic laws of

logic – the law of contradiction and the law of identity. As an illustration, the author collected and analyzed

for compliance with these laws fragments from various textbooks on philosophy, religion, concepts of modern

natural science. The author’s criticism of the considered fragments is constructive: logical faults and

errors are not only detected but also possible ways of their correction and overcoming are specified. Due to

the relevance of the questions which are brought up in the article it can be interesting and useful to teachers

of the higher and secondary educational institutions both in theoretical and practical aspects.

Keywords: scientist, teacher, teaching activity, high school, psychological and pedagogical culture,

methodology, logic, logical, culture, law of identity, the law of contradiction.

 

Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского педагогического государственного университета

e-mail: gusev.d@bk.ru

Gusev Dmitry A., S cD in Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: gusev.d@bk.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВОС ПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н. А. Морева, Ю. А. Дмитриев, Т. В. Кротова

В статье раскрывается понятие педагогической культуры, показана ее значимость в воспи-

тании детей в дошкольной образовательной организации и семье, определены типы педагоги-

ческой культуры, раскрыто содержание культурологического принципа организации педагоги-

ческого процесса в детском саду, выделены проблемы и методы формирования педагогической

культуры родителей.

Ключевые слова: культура, педагогическая культура, феномен педагогической культуры, си-

стемы педагогической культуры, культурологический принцип организации педагогического

процесса, методы формирования педагогической культуры у родителей дошкольников.

 

Characteristics of pedagogical culture of teachers and

parents of preschool children

N. A. Moreva, Yu. A. Dmitriev, T. V. Krotova

The article deals with the concept of pedagogical culture, explains its significance in preschool institution

and family education, defines types of pedagogical culture, reveals cultural principles of structuring

the pedagogical process in a kindergarten, points out issues and methods of parents’ pedagogical

culture forming.

Keywords: culture, pedagogical culture, pedagogical culture phenomena, pedagogical culture systems,

cultural principle of pedagogical process organization, methods of parents’ pedagogical culture

forming.

 

Морева Наталья Александровна, доктор педагогических наук, доцент, Академик МАНПО, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета

e-mail: amoreva@yandex.ru

Moreva Natalia A., S cD in Education, Associate professor, Academician, International Teacher’s Training Academy

of Science, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: amoreva@yandex.ru

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педаго-

гики Московского педагогического государственного университета

e-mail: 4230000@rambler.ru

Dmitriev Yuri A., P hD in Education, Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow State Pedagogical University

e-mail: 4230000@rambler.ru

Кротова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики

Московского педагогического государственного университета

e-mail: krotovatv75@mail.ru

Krotova Tatiana V., P hD in Education, Associate Professor, Pre-school Pedagogy Department, Moscow State

Pedagogical University

e-mail: krotovatv75@mail.ru

 

Подготовка педагога-музыканта

для общеобразовательной школы:

прошлое и настоящее

(из истории музыкального факультета МПГУ )

Т. Г. Мариупольская

В статье рассматривается процесс зарождения и становления отечественной школы подго-

товки учителей музыки. За прошедшие 55 лет со времени создания музыкального факультета

в Московском педагогическом государственном университете создана уникальная образова-

тельная система, позволяющая оснастить всем комплексом исполнительских навыков и те-

оретических знаний будущих специалистов. Подчеркивается необходимость проведения инди-

видуальных занятий в классах музыкального инструмента, вокала, дирижирования. Большую

роль играет научно-исследовательская и методическая деятельность будущего специалиста.

В ракурсе сегодняшней ситуации в культурном и образовательном пространстве отмечается

важность решения задач общекультурного, в частности, музыкального воспитания человека.

При этом внедрение инновационных методов обучения музыке должно сочетаться с сохранени-

ем апробированных веками законов и традиций. Определяются основные пути совершенство-

вания деятельности музыкального факультета в целостной системе музыкально-педагогиче-

ского образования.

Ключевые слова: учитель музыки, музыкальный факультет, концепция развития системы

музыкально-педагогического образования.

 

Training of the teacher-musician for comprehensive school:

the past and the present (from the history of Musical Faculty

of Moscow State Pedagogical University)

T. G. Mariupolskaya

The article considers the process of origin and formation of domestic school of training teachers of

music. For the last 55 year since the foundation of Musical Faculty in Moscow State Pedagogical

University, the unique educational system has been established. The system was build up to provide

future specialists with the whole complex of performer’s skills and theoretical knowledge. The necessity

of individual trainings is stipulated in musical instruments classes, vocal classes, conducting classes.

Research and methodological activity of the future specialists plays an important role. Within the

framework of the present situation in cultural and educational area the importance of solving the problems

in education and particularly in musical education is pointed out. Thus, introduction of innovative

educational methods is to be combined with traditional forms of education, approved by years. The

basic trends of progress in the activity of Musical Faculty within the complete system of musical and

pedagogical education are defined.

Keywords: music teacher, Faculty of Music, development concept of musical pedagogical system.

 

Мариупольская Татьяна Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-ис-

полнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета

e-mail: t.g.mari@mail.ru

Mariupolskaya Tatiana G., S cD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department,

Moscow State Pedagogical University

e-mail: t.g.mari@mail.ru

 

К вопросу о сценическом волнении

эстрадного певца

Е. В. Петренко

Статья посвящена проблеме формирования сценического состояния эстрадных певцов. Рас-

крываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на арти-

стов. Данная проблема рассматривается с позиций: философии, педагогики, психологии и

методики. Подчеркивается острая необходимость в разработке данной проблематики на со-

временном этапе развития массовой культуры молодежи.

Ключевые слова: артист, психологическая подготовка, концертное выступление, сцениче-

ское состояние, эстрадное пение, профессиональная деятельность, высокохудожественный ре-

пертуар, компетенция эстрадных певцов, качественные характеристики, учебный процесс.

 

To the question of stage fright of a pop singer

E. V. Petrenko

The article is devoted to the problem of forming stage anxiety of pop singers. Psychology and pedagogical

conditions of the most effective impact on actors is revealed. This problem is considered from the

standpoint of philosophy, pedagogy, psychology and methodology. The urgent need in development of

the issue at the present stage of development of mass culture of youth is emphasized.

Keywords: actor, psychological preparation, concert performance, stage state, pop singing, professional

activity, highly artistic repertoire, competence of pop singers, qualitative characteristics, educational

process.

 

Петренко Евгения Владимировна, аспирантка кафедры пения и хорового дирижирования Московского

государственного педагогического университета

e-mail: Маrgatova@list.ru

Petrenko Eugenia V., P ost-graduate student, Vocal Art and Choral Conducting Department, Moscow State Pedagogical

University

e-mail: Маrgatova@list.ru

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТРЕБОВАНИЙ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКА С ОРИЕНТА ЦИЕЙ

НА КАЧЕСТВО УЧЕБНЫХ И СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Т. Н. Луговских, Г. А. Кузьменко

В статье представлены результаты исследования структуры и содержания педагогиче-

ских требований учителя и тренера по виду спорта, призванных обеспечивать качество

интеллектуально опосредованной учебной и спортивной деятельности подростка-спор-

тсмена. Рассмотрены показатели согласованности педагогических требований, их инфор-

мативности, смысловой опоры на ожидаемые личностные, метапредметные и предметные

результаты образовательной деятельности, обусловленности интеллектуальной, эмоцио-

нальной, волевой, коммуникативной, нравственной сферами личности и деятельностным

подкреплением значимыми личностными качествами соответствующей природы, пред-

ставлена локализация педагогических требований в структуре деятельности, проанали-

зирована их практическая значимость с позиций педагога и обучающегося. Авторы рас-

смотрели педагогические условия, оптимизации структуры и содержания педагогических

требований, инициирующих интеллектуальную активность в пространстве основного и

дополнительного образования.

Ключевые слова: подросток, учебная и спортивная деятельность, интеллектуальная обу-

словленность, успешность, педагогические требования, образовательные результаты, лич-

ностная, метапредметная, предметная направленность, сферы личности, структура обра-

зовательной деятельности.

 

Study of the content of pedagogical requirements

to the teenager's intellectual activity oriented

on the quality of educational and sporting achievements

Т. N. Lugovskikh, G. A. Kuzmenko

The article deals with the research results of the structure and content of training requirements of

teachers and coaches that need to provide quality of intellectual and sports activity of a teenage

athlete. There are the indicators of coherence of the training requirements, their informational level,

semantic support on the expected personal, metasubject and subject results of educational activity,

that are determined by the intellectual, emotional, strong-willed, communicative and ethical spheres

of the individual backed by his significant natural qualities. The localization of tuition requirements

is presented in the activity structure, the practical value is analyzed according to the teacher`s

and pupil`s attitude. The authors regard the pedagogical conditions of the structure optimization,

including the pedagogical requirements that initiate the intellectual activity within the basic and

additional education.

Keywords: teenager, educational and sports activity, intellectual dependence, success, pedagogical

requirements, training results, personal, metasubject, subjective direction, personal spheres, structure

of educational activity.

 

Луговских Тамара Николаевна, директор ГБОУ «Центра спорта и образования “Самбо-70”» Москомспор-

та, г. Москва

e-mail: lugtamara@yandex.ru

Lugovskikh Таmara N., P rincipal, State budgetary educational institution, Center of Sport`s and Education “Sambo-

70”, Department of Sport`s and Physical Culture, Moscow

e-mail: lugtamara@yandex.ru

Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ

физической культуры и спорта, Московского педагогического государственного университета

e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Kuzmenko Galina A., P hD in Education, Associate Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and Sports Department,

Moscow State Pedagogical University

e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru

 

Исследование эффективности путей

вовлечения молодежи в волонтерскую

деятельность в народной дружине

А. А. Семенов

В статье отражены вопросы, связанные с рассмотрением сущности, содержания и видов во-

лонтерской деятельности как социокультурного и педагогического феномена на современном

этапе развития российского общества. Представлены данные об истории возникновения и

состоянии добровольной народной дружины как вида волонтерской деятельности, а также

сведения по изучению позиции молодых людей по отношению к волонтерской деятельности и

добровольной народной дружине, по разработке и экспериментальной проверке путей привле-

чения молодежи к волонтерской деятельности в добровольной народной дружине.

Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, народная дружина, отноше-

ние молодежи к волонтерской деятельности, пути привлечения молодежи к волонтерской

деятельности.

Research of efficiency of ways of youth volunteer

involvement in the National team activities

A. A. Semenov

The article highlights the issues connected with the essence and different kinds of volunteer activities

as social and cultural phenomena on current stage of Russian society's development. The article represents

data regarding the history and current state of national team (druzhina) as a kind of volunteer

activities, as well as information dedicated to studies of youth's relation to volunteering and national

druzhina. the article considers the development and experimental testing of ways to attract youth to

volunteering in national druzhina.

Keywords: volunteering, volunteer activity, national druzhina, youth's relation to volunteer activities,

ways to attract youth to volunteering.

 

Семенов Александр Александрович, аспирант Московского педагогического государственного универ-

ситета

Тел. +7-915-008-35-51

Semenov Alexandr A., P ost-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University

Тел. +7-915-008-35-51