Язык

Журнал «Наука и школа», № 4 за 2012 год

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ИНТЕРАКТИВНЫМ ФОРМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

COMPETITIONS OF PROFESSIONAL SKILLS AND INTERACTIVE FORMS OF INTEGRATION

OF THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION

В. Л. Матросов,

Н. Ю. Борисова,

Д. А. Мельников,

Л. М. Аунапу

Статья посвящена анализу становления в г. Москве системы конкурсов профессионального мастерства педагогов как открытой формы образовательной интеграции психолого-педагогической теории и практики. На основе изучения опыта МПГУ по организации и участию в данных конкурсах характе ризуются универсальные факторы совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, номинация «Педагогический дебют»,формы интеграции педагогической теории и практики, совершенствование системы подготовки педагогических кадров.

V. L. Matrosov,

N. Yu. Borisova,

D. A. Melnikov,

L. M. Aunapu

This article deals with analysis of formation in Moscow the system of teachers’ professional skills’ competitions as open form of educational integration in psychologypedagogical theory and practice. The universal factors of perfecting of the system of training for pedagogical personnel are characterized on the ground of experience of MSPU in organization and participation in such competitions.

Keywords: competitions of professional skills, “Pedagogical debut” category, forms of integration of pedagogical theory and practice, perfecting of the system of training for pedagogical personnel.

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ON SPECIAL FEATURES OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Л. Н. Павлова

В статье дана характеристика педагогического управления, названы особенности педагогического управления и представлен критерий оценки эффективности педагогического управления.

Ключевые слова: педагогическое управление, учениический коллектив, механизм управления и технология педагогического управления.

L. N. Pavlova

The article presents the characteristics of pedagogical management, states its main features and describes the criteria of evaluation of the effectiveness of pedagogical

management.

Keywords: pedagogical management, group of pupils, control mechanism, technology of pedagogical management.

 

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ

THE BOLOGNA PROCESS IN SOCIOLOGICAL FRAMEWORK

В. И. Баранова

В статье на основании вторичного анализа социологических исследований академического сообщества выявлена широкая палитра мнений об особенностях протекания Болонского процесса в нашей стране. Проведенный анализ позволил выделить ряд принципиальных позиций, которые отражают суть мнений ученых, преподавателей и студентов по отношению к основным положениям Болонской декларации.

Ключевые слова: Болонский процесс, опрос экспертов, инновации, опрос педагогов и студентов региональных вузов, реформирование образования.

V. I. Baranova

In this article based on a secondary analysis of sociological studies of the academic community a broad palette of opinions about the features of the Bologna Process in our country has been revealed. The analysis enabled us to identify a number of basic items that reflect the essence of the views of scientists, teachers and students as regards the basic tenets of the Bologna Declaration.

Keywords: Bologna Process, interviewing experts, innovation, survey of teachers and students of regional universities, educational reform.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY: ON THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECT

Л. В. Загрекова

В статье представлен возможный вариант конструирования учебного процесса в условиях его технологизации на основе учета и реализации ведущих методологических подходов современной педагогической науки.

Ключевые слова: педагогическая технология, педагогическая система, процесс обучения, методологические принципы педагогики (системный, деятельностный, личностный), субъекты образовательного процесса, конструирование учебного процесса.

L. V. Zagrekova

There is a possible version of construction of educational process in conditions of its technologization on thebase of accountability and realization of leading methodologicalapproach of modern pedagogical science presentedin that article.

Keywords: pedagogical technology, pedagogical system, process of education, methodological principle of pedagogy (systemic, activity, personality), subjects of educational process, construction of educational process.

 

БИЛИНГВИЗМ И БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

BILINGUALISM AND BILINGUAL EDUCATION

А. А. Позднякова

В статье рассматривается билингвизм как одна из основных тенденций языкового развития общества. Билингвальное образование представляется

важной составляющей образовательного процесса. Доказывается, что обмен информацией на билингвальной основе способствует формированию единого межкультурного пространства.

Ключевые слова: многоязычие, билингвизм, миграция, интеграция этнокультурный компонент, билингвальное образование.

A. A. Pozdnyakova

The article deals with bilingualism as one of major trends in language development of a society. Bilingual education appears to be an important part of educational

process. Bilingual information exchange is proved to be helping in creation of single intercultural space.

Keywords: multilingualism, bilingualism, migration, integration, ethnocultural component, bilingual education.

 

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ И ШКОЛЫ

ASSESSMENT OF THE RESULTS OF THE TEACHER AND SCHOOL PERFORMANCE

А. Е. Бахмутский,

Н. И. Голубенко

Рассматривается метод и алгоритм оценки предметных достижений учащихся при рубежном контроле в общем образовании. Обосновывается возможность оценки предметных результатов с помощью

информационных технологий. Описывается подход к интерпретации и применению результатов для оценки результатов деятельности учителя и школы.

Ключевые слова: общее образование, предметные результаты, оценка, алгоритм, интерпретация.

A. E. Bakhmutsky,

N. I. Golubenko

The method and algorithm of an assessment of pupils’ achievements in school subjects is considered in the framework of school education. The possibility of an

estimation of subject results by means of information technology is proved. The article describes an approach to interpretation and application of the results with a view to estimating teachers’ and school performance

Keywords: school education, subject results, assessment, algorithm, interpretation.

 

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

STRUCTURE OF THE RESEARCH UNIVERSITY

С. А. Якшин,

А. С. Якшина

В статье обсуждается вопрос организации исследовательской работы при обучении в высшем учебном заведении. Разобраны понятия научно-исследовательской и учебно-исследовательской ра боты. Приведена модель организации учеб но-исследовательской работы на физико-математическом отделении.

Ключевые слова: исследовательская работа, научно-исследовательская работа, учебно-исследователь ская работа, организация исследовательской

работы.

S. A. Yakshin,

A. S. Yakshina

In the article the question of the organization of research work of students is discussed. The concepts of scientific-research and educational-research work are

scrutinized, the organization of the educational-research work at the Physics and Mathematics Department of the institute is described.

Keywords: scientific-research, educational-research

work, the organization of research work.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

STUDENTS’ SELF-ACTIVITY ORGANIZATION AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

А. А. Клецкина,

А. В. Избицкая

В статье предлагается авторская трактовка сущ-

ности понятия «самостоятельная деятельность

студентов» и пути организации самостоятельной

деятельности студентов вуза в учебном процессе

на методическом уровне.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность

студентов, методические аспекты организации са-

мостоятельной деятельности студентов в вузе.

A. A. Kletskina,

A. V. Izbitskaya

The article presents the authors’ interpretation of the

essence of the notion of students’ self-activity and illustrates

the ways of its organization at higher education

institutions during the learning process at the methodological

level.

Keywords: students’ self-activity, methodological aspects

of students’ self-activity organization.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

THEORETICAL APPROACHES TO THE DESIGN OF CULTURE STUDIES EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

Е. В. Широкова

В статье рассматриваются теоретические подхо-

ды к проектированию культурологического образова-

тельного пространства высшей школы, анализиру-

ются теоретическая база и условия построения та-

кого пространства. Автор определяет направления

развития субъектности участников образователь-

ного процесса и приводит модель развития культу-

рологического образовательного пространства.

Ключевые слова: субъектность, субъектно-

субъектное взаимодействие, культурологический

подход, культурологическое образовательное про-

странство, проектирование.

E. V. Shirokova

The paper considers theoretical approaches to the design

of culture studies educational space of higher education,

analyses the theoretical basis and conditions

for the construction of this space. The author defines

the direction of subjectivity involved in the educational

process and results in a model of culture studies educational

space.

Keywords: subjectivity, subject-subject interaction,

culture studies approach, culture studies educational

space, design.

 

О СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ СПЕЦИФИКЕ ПРОГРАММ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ABOUT THE INFORMATIVE SPECIFICITY OF THE ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMMES

Э. А. Хапалажева

В статье уделено внимание обновлению образователь-

ных программ современного дополнительного образо-

вания детей. Приводится их классификация, требо-

вания к разработке целей, задач и содержания. Особое

внимание уделяется формам, методам и технологиям

работы с детьми в инновационном пространстве.

Ключевые слова: дополнительное образование, об-

разовательные программы, формы и методы орга-

низации занятий.

E. A. Khapalazheva

The article focuses on modernization of the modern additional

education programmes for children. Their classifications,

requirements to the development of goals,

objectives and contents are given here. Special attention

is paid to the forms, methods and work techniques

with children in the innovation space.

Keywords: education, educational programmes, forms

and methods of the class arrangement

 

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ-СЛОВЕСНИК КАК ЧИТАТЕЛЬ

(о путях совершенствования профессиональной

подготовки учителя)

THE MODERN TEACHER OF LITERATURE AS A READER

(Towards Some Ways of Improving Professional Training of a Teacher)

А. М. Антипова

В статье рассматривается проблема профессио-

нальной подготовки учителя-словесника как ква-

лифицированного читателя, предлагаются пути

совершенствования его читательской деятельно-

сти. Автором обосновывается необходимость из-

менений учебных планов и методики подготовки

специалистов и бакалавров, а также предлагается

магистерская программа «Филологическое образо-

вание» для учителей-словесников, нацеленная на

повышение их читательской квалификации и совер-

шенствование их креативной компетентности.

Ключевые слова: читательская компетентность,

читательская деятельность, стратегии чтения

и понимания текста, диалоговые и рефлективные

технологии.

A. M. Antipova

The article deals with the problem of professional training

of a teacher of literature as a qualified (efficient)

reader. It offers ways of improving teachers’ reading

activity. The author proves the necessity of changing

the academic curriculum and modifying the methods of

training specialists and bachelors. The author presents

the curriculum for the Master’s degree entitled “Philological

Education”. It is meant to be used by teachers

of literature. The curriculum is aimed at increasing

teachers’ reading skills and efficiency and at improving

their creative competence.

Keywords: a reader’s competence, strategies of reading

and understanding texts, dialogue and reflective

technologies.

 

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЖАНРОВ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РКИ

TYPOLOGICAL DESCRIPTIONS OF PROFESSIONAL GENRES OF SPEECH OF RSL TEACHER

Е. Н. Тарасова

В данной статье рассматривается специфика уст-

ной профессиональной речи преподавателя РКИ в

условиях гуманизации образования; анализируется

понятие речевого и профессионального жанра; пред-

лагается использование в педагогической сфере по-

нятия речевой модели.

Ключевые слова: коммуникация, модель, речевая

модель, профессиональный жанр, гуманизация

образования.

E. N. Tarasova

In this article the specific of vocal professional speech

of RSL teacher is examined in terms of humanizing of

education; the concept of vocal and professional genre

is analysed; the use in the pedagogical sphere of the notion

vocal genre is offered.

Keywords: communication, model, vocal model, professional

genre, humanizing of education.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У СОЦИАЛЬНЫХ

ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

THE FORMATION OF SKILLS OF SOCIAL WORKERS DURING THEIR TRAINING

IN THE MINISTRY OF THE INTERIOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

О. В. Лагун

В статье рассматриваются актуальные вопросы

целенаправленного формирования педагогических

навыков и умений у социальных педагогов в процес-

се их подготовки в образовательных учреждениях

МВД России. Автор обосновывает значение практи-

ки для курсантов, так как умения и навыки, кото-

рые формируются в ходе ее прохождения, являются

важными элементами профессиональной культуры

социального педагога, от которых зависит вся про-

фессиональная деятельность специалиста.

Ключевые слова: социальный педагог, профессио-

нальная культура, навыки и умения, практика,

стажировка.

O. V. Lagun

The article deals with the topical issues of purposeful

formation of pedagogical skills of social workers during

their training in educational institutions of the

Ministry of the Interior of the Russian Federation. The

author substantiates the importance of practice for students

as the skills that are formed in the course of it are

important elements of the professional culture of social

educator on which the whole professional activity of a

specialist depends.

Keywords: social educator, professional culture, skills,

practices, training.

 

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО

ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВАМИ СКУЛЬПТУРЫ И РИСУНКА

ДЛЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

FEATURES OF ARTISTIC AND IMAGINATIVE UNDERSTANDING OF REALITY

BY MEANS OF SCULPTURE AND DRAWING FOR THE ARTIST-TEACHER

И. А. Башкатов

В статье поднимается проблема повышения каче-

ства подготовки будущих художников-педагогов и

их творческого потенциала средствами изучения

художественного образа в скульптуре и рисунке.

Ключевые слова: скульптура, рисунок, художе-

ственный образ, художник педагог.

I. A. Bashkatov

The article raises the problem of improving the quality

of training of future artists and educators, and of enhancing

their creative potential by means of studying

the artistic image in sculpture and drawing.

Keywords: sculpture, drawing, artistic image, teacher

of arts.

 

ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ-МУЗЫКАНТАМИ ОСНОВ

МУЗЫКОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

THE STUDY OF TEACHERS-MUSICIANS OF THE FOUNDATIONS OF MUSICOLOGY

IN THE PROCESS OF POST-GRADUATE EDUCATION

Г. П. Сергеева

В статье рассматриваются основные категории и

понятия музыковедения, изучение которых проис-

ходит в процессе последипломного образования учи-

телей музыки на основе деятельностного подхода.

Последипломное образование педагогов-музыкантов

на современном этапе должно представлять собой

художественно-педагогическую систему, включаю-

щую в себя изучение вопросов музыковедения.

Ключевые слова: музыковедение, музыкальное про-

изведение, интонационная природа музыки, жанры,

стили, музыкальный язык, интеграция искусств.

G. P. Sergeeva

The article considers the basic categories and concepts

of musicology, the mastering of which takes place in the

course of post-graduate education of teachers of music

on the basis of the activity approach. Postgraduate education

of teachers-musicians at the present stage should

be an artistic-pedagogical system, which includes the

study of the issues of musicology.

Keywords: musicology, music, the nature of intonation

music, genres, styles, musical language, the integration

of the arts.

 

ОТРАЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

ФРАНЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ

LOCAL LORE PRINCIPLE REALIZATION IN THE SECONDARY SCHOOL OF FRANCE

GEOGRAPHY CONTENT

С. Ф. Кошкина

В статье рассматривается краеведческий прин-

цип в преподавании географии во Франции, его роль,

реализация в общеобразовательных учреждениях

Франции и возможности использования положи-

тельного опыта при разработке стратегических

направлений развития образования в России.

Ключевые слова: краеведческий принцип обучения,

компетенция, реформирование образования, зна-

ния, умения.

S. F. Koshkina

The article covers the local lore principle in teaching

Geography in France, its role, its realization in secondary

education institutions of France and the opportunities

of application of positive experience in working out

the strategies of educational development in Russia.

Keywords: local lore teaching principle, competence,

school education reformation, knowledge, skills.

 

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-

РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ РИТОРИКИ

MEDIA EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS A MEANS OF CREATION

OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT AT RHETORIC LESSONS

Ю. Р. Заика

В статье рассматриваются вопросы использования

медиаобразовательных технологий в школе, обосно-

вывается введение понятия «медианаглядность» и

определяется ее роль в создании коммуникативно-

речевой среды на уроках риторики.

Ключевые слова: медиаобразовательные техноло-

гии, медианаглядность, риторика, коммуника тив-

но-речевая среда, нравственное воспитание.

Yu. R. Zaika

Different issues are covered in the article such as usage

of media educational technology at school, introduction

of the term «media presentation» and its role

in creating the communicative environment at rhetorical

lessons.

Keywords: media educational technology, media presentation,

rhetoric, the communicatively-speech environment,

ethical education.

 

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ПРЕССЫ В БУРЯТИИ

(обобщение опыта работы в период 1993–2011 гг.)

CHILDREN PRESS DEVELOPMENT IN BURYATIA DURING THE PERIOD OF 1993–2011

Л. Б. Доржиева

В статье изложены подходы успешного применения раз-

вития детской прессы как педагогического феномена, об-

ладающего огромным образовательно-воспитательным

потенциалом в развивающемся информационном обще-

стве. Новизна и значимость статьи в том, что пред-

ставлена авторская система детской прессы как осо-

бого социального института, выполняющего по отно-

шению к обществу определенные функции.

Ключевые слова: детская пресса, процесс развития,

информационное общество, совместное творчество,

интеграция социальных институтов воспитания.

L. B. Dorzhieva

Approaches to successful use of children press development

as a pedagogical phenomenon having great educational-

bringing up potential in the developing informative

society are given in the article. The author’s system

of children press having some definite functions in society

is presented.

Keywords: children press, development process, informative

society, joint activity, social upbringing institutes

integration.

 

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ЗАДАЧА В СТРУКТУРЕ УЧЕБНО-

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

CROSS CURRICULUM PROBLEM IN THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL

AND COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

М. Е. Камень

В статье рассматривается понятие «межпред-

метная задача». Автором предложена структура

межпредметной задачи, разработана классифика-

ция межпредметных задач в зависимости от типа

межпредметных связей. Даны примеры межпред-

метных задач из учебников для начальной школы.

Ключевые слова: межпредметная задача, структу-

ра межпредметной задачи, классификация межпред-

метных задач, примеры межпредметных задач.

M. Y. Kamen

In the article the concept of cross curriculum problem

is investigated. The author introduces the structure of

this notion, presents its classification made with regard

to the type of cross curriculum communications.

Examples of cross curriculum problems taken from primary

school textbooks are provided in the article.

Keywords: cross curriculum problem, structure of cross

curriculum problem, classification of cross curriculum

problem, examples of cross curriculum problems.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

IMPLEMENTATION OF GENDER APPROACH IN TEACHING PRACTICE

П. Н. Прокина

В статье проанализирована актуальность ген-

дерного подхода и предложена модель реализации

гендерного подхода в современной школе. На основе

результатов проведенного эксперимента можно

говорить о необходимости использования данного

подхода в процессе обучения с целью повышения по-

знавательного интереса и коррекции влияния соци-

альных противоречий на поведение школьников.

Ключевые слова: гендерный подход, обучение, по-

знавательный интерес, эксперимент.

P. N. Prokina

Actuality of gender approach has been analysed in the

article and a new model of gender approach implementation

has been suggested. Experimental data proves

the necessity of application of gender approach for the

purpose of raising cognitive interest as well as adjustment

of influence of social contradictions on the behavior

of schoolchildren.

Keywords: gender approach, education, cognitive interest,

experiment.

 

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ

ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

THE SPECIFIC CHARACTER OF WORKING WITH LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS

Л. Н. Щербатых

В данной статье автор подчеркивает, что для

лингвистически одаренных детей должны быть

созданы благоприятные условия в общеобразова-

тельных школах, которые будут способствовать

их интеллектуальному и творческому развитию,

а также повышению их языковой подготовки бла-

годаря личностно ориентированному подходу в обу-

чении иностранным языкам. Описывается опыт

работы преподавателей кафедры иностранных

языков специальных дисциплин Елецкого государ-

ственного университета им. И. А. Бунина с лингви-

стически одаренными школьниками.

Ключевые слова: одаренный школьник, лингвисти-

ческая одаренность, лингвистически одаренные

дети, элективный курс.

L. N. Shcherbatykh

In this article the author emphasizes that the linguistically

gifted children need to be provided with

favorable conditions in secondary schools, which will

facilitate their intellectual and creative development,

as well as improve their language due to the use of student-

oriented approach in teaching foreign languages.

The author describes the teachers’ of foreign languages

experience of the Department of Special Disciplines

working with linguistically gifted pupils in Elets State

Bunin University.

Keywords: a gifted pupil, linguistic talent, linguistically

gifted children, an elective course.

 

ТВОРЧЕСТВО КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

ГУМАНИЗМА В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 5–8 КЛАССОВ

CREATIVITY AS EXISTENTIAL VALUE OF HUMANISM IN THE SYSTEM OF LITERARY

EDUCATION FOR STUDENTS OF 5–8 FORMS

Ф. Е. Соловьева

Достижению личностных результатов в процессе

изучения литературы в 5–8-х классах содействует

осмысление творчества как экзистенциальной ценно-

сти гуманизма, формирование представлений о много-

гранности натуры творческой личности, стремящей-

ся к преобразованию мира в соответствии с идеалом.

Ключевые слова: литературное образование, вооб-

ражение, вдохновение, гармония, идеал, самоопреде-

ление, самосовершенствование, творческий про-

цесс, подвижничество.

F. E. Solovyova

To achieve personal results in the process of studying

Literature one should understand the creativity as existential

value of humanism, form ideas about manysided

nature of creative personality that aims to change

the world according to the ideal.

Keywords: imagination, inspiration, harmony, ideal,

self-determination, self-perfection, creativity process,

mobility.

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОКРАЩЕННОГО

ПЕРЕВОДА, РЕФЕРИРОВАНИЯ И АННОТИРОВАНИЯ

В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONTRACTED, REVIEWING AND ANNOTATIVE TYPES

OF TRANSLATION IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING AIMED AT STUDENTS

OF ECONOMIC FACULTIES IN NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

О. А. Боринос

В статье рассматриваются роль и место сокращен-

ного перевода в современной системе обучения буду-

щих экономистов, его определение и характерные

особенности, его преимущества по сравнению с ан-

нотированием, реферированием и их взаимосвязь.

Ключевые слова: сокращенный перевод, рефератив-

ный и аннотационный переводы, экономическая

специальность, текст.

O. A. Borinos

The article considers the role and place of the contracted

translation in the modern system of training future

economists, its definition and characteristics, its advantages

in comparison with the reviewing and the annotative

types of translation and their relationship.

Keywords: contracted translation, reviewing and annotative

types of translation, economic specialty, text.

 

ЛИРИЧЕСКОЕ «Я» ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ В АНОНИМНОЙ

ЭПИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ

THE LYRICAL “SELF” NARRATOR IN ANONYMOUS EPIC SONGS

Е. В. Дубовая

В «обезличенных», «анонимных», «коллективных»,

«народных» эпических песнях, наряду с объективным

описанием событий, угадывается авторское присут-

ствие, которое легко дешифруется по целому ряду

признаков. В старофранцузской «Песни о Роланде»

ощущение субъективного начала привносят, прежде

всего, различные разряды местоимений. Будучи мало-

значительными грамматическими элементами, ме-

стоимения в поэтическом контексте подвергаются

дополнительной семантизации, создают иллюзию

сказителя, присутствующего «здесь и сейчас».

Ключевые слова: эпические песни, способы само-

выражения лирического субъекта, семантизация

местоимений.

E. V. Dubovaya

In the “impersonal”, “anonymous”, “collective”, “popular”

epic songs, along with an objective description of

events, we discern the author's presence, which can

be easily decrypted by a variety of criteria. In the Old

French “Chanson de Roland” various types of pronouns

bring about the sense of subjectivity. Insignificant as

grammatical elements, in a poetic context pronouns are

mostly semantic elements; they create an illusion of the

narrator’s presence “here and now”.

Keywords: epic song, the lyrical narrator’s ways of expression,

pronouns in semantic function.

 

РАБОТА С ВИДЕОМАТЕРИАЛАМИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ГУМАНИТАРНЫХ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

INTEGRATING VIDEO-MATERIALS INTO ELT CLASSES AIMED AT STUDENTS

OF THE HUMANITIES

Г. С. Климова,

Е. А. Светова

Статья посвящена проблеме применения аутен-

тичных видеоматериалов в процессе обучения ино-

странному языку (на примере английского языка).

В работе приведена авторская типология видеома-

териалов. Авторы полагают, что эффективность

использования ранжированных по методическим

целям заданий может быть увеличена в случае

учета типа видеоматериала. Данная работа содер-

жит примеры методических разработок.

Ключевые слова: видеоматериалы, английский

язык, коммуникативные навыки, типология видео-

материалов.

G. S. Klimova,

E. A. Svetova

The article is devoted to the problem of authentic videoaids

used in the process of foreign language learning

(on the example of the English language). The authors’

typology of video materials is furnished in the work.

The authors think that the efficiency of using methodically

ranged tasks can be enhanced by taking into account

various video types. The article contains some

examples of the authors’ methodological notes.

Keywords: video materials, English language, communicative

skills, types of video.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ

ПРОСТРАНСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОСТРАНСТВЕННОГО

МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

PECULIARITIES OF FORMING OF SPACE PERCEPTION AS AN ELEMENT OF SPATIAL

THINKING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

А. В. Василенко

В статье представлены особенности процесса вос-

приятия пространства, представлены основные

направления формирования восприятия простран-

ства в процессе обучения геометрии.

Ключевые слова: пространство, восприятие про-

странства, зрительное восприятие.

A. V. Vasilenko

The features of the process of space perception are presented

in the article, basic directions of forming of perception

of space in the process of teaching of geometry

are presented.

Keywords: space, space perception, visual perception

(visuognosis).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

ОРИЕНТАЦИОННЫХ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODICAL FEATURES OF THE DESIGN OF ORIENTATION MATHEMATICAL ELECTIVES

IN THE SENIOR SECONDARY EDUCATION

Л. Н. Кондратенко

Статья посвящена особенностям проектирования

структуры и содержания ориентационного мате-

матического элективного курса, средств и методов

обучения, образовательных результатов старше-

классников, изучавших электив.

Ключевые слова: модульное структурирование

курса, спираль саморазвития.

L. N. Kondratenko

The article is devoted to the features of the structure

and content design of orientation mathematical electives,

means and methods of education, educational results

of the senior students studying the elective.

Keywords: modular structuring of a course, self-development

spiral.

 

К ВОПРОСУ ОРФОГРАФИИ РУСИЗМОВ В МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ

TO A QUESTION OF ORTHOGRAPHY OF RUSSISMS IN THE MONGOLIAN LANGUAGE

Бат-Эрдэнэ Сономжамцын

В статье дан анализ орфографии русизмов совре-

менного монгольского языка. Автор показывает

основные закономерности графических изменений

заимствований при их адаптации применительно

к монгольским языкам.

Ключевые слова: орфографические проблемы, русиз-

мы, графическая адаптация, монгольские языки.

Bat-Erdene Sonomjamtsyn

This article is dedicated to orphography of russisms in

the mongolian language. The author shows main peculiarities

of graphic changes of borrowings during their

adaptation applicable to the Mongolian language.

Keywords: orphographical problems, russisms, graphical

adaptation, mongolian languages.

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

PRINCIPLES OF ORGANIZING THE RESEARCH ACTIVITY AT PHYSICS CLASSES

AT SECONDARY SCHOOL

О. В. Лебедева

Выделены основные принципы организации исследова-

тельской деятельности в учебном процессе по физи-

ке в средней школе – как общедидактические, так и

специфические для методики преподавания физики.

Ключевые слова: исследовательская деятельность

учащихся, проектирование учебного процесса физи-

ки, принципы обучения.

O. V. Lebedeva

In the article the main principles of organizing the research

activity at physics classes at secondary school

(both the general didactic ones and the ones characteristic

of teaching physics) are stated.

Keywords: students' research work, modelling of a

physics class, principles of education.

 

ИСТОРИЯ ЛАЗЕРНОЙ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНАЯ

ДИСЦИПЛИНА

HISTORY OF LASER PHYSICS AS A CLASSROOM DISCIPLINE

А. И. Руснак,

В. В. Кудрявцев

История становления и развития физики лазеров,

ее социокультурный, технический и методологи-

ческий аспекты недостаточно известны школь-

никам и студентам педагогических вузов. При из-

учении этой темы обсуждаются два типа иннова-

ций – тематический и методический. Рассмотре-

ны содержание исторического, физического и социо-

культурного блоков, образующих структуру курса

«История лазерной физики», а также современные

методы его преподавания – мультимедийные тех-

нологии и историко-физический подход. Приведена

обобщающая схема, отражающая особенности изу-

чения истории лазерной физики в профильной шко-

ле и в педагогическом вузе.

Ключевые слова: современная физика, лазер, про-

фильная школа, элективный курс, мультимедий-

ные технологии.

A. I. Rusnak,

V. V. Kudryavtsev

The history of formation and development of laser

physics, its sociocultural, technical and methodological

aspects are less known among pupils and students

of pedagogical universities. While studying this topic,

the two types of innovations – thematic and methodological

– are being discussed. The content of historical,

physical and sociocultural units which make the

structure of the course and the modern methods of its

teaching – multimedia technologies and historical approach

are observed. The summarizing scheme that

reflects the peculiarities of studying history of laser

physics in the profession-oriented school and pedagogical

university is given.

Key words: modern physics, laser, profile school, elective

course, multimedia technologies.

 

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ

TO THE PROBLEM OF FORMING THE METHODICAL SYSTEM OF THE PEDAGOGICAL SUPPORT

FOR GIFTED CHILDREN DURING THE INTRODUCTORY STAGE OF CHEMISTRY LEARNING

М. В. Шепелев

В работе представлена концепция методической

системы работы педагога с одаренными учащимися

5–6-х классов общеобразовательных учреждений на

пропедевтическом этапе изучения химии, которая

обеспечивает положительную динамику развития

их творческих способностей на разных этапах обу-

чения. Показано, что использование методической

системы педагогической поддержки одаренных

учащихся на начальном этапе изучения химии в

условиях введения новых образовательных стан-

дартов на основе авторской программы и учебно-

методического комплекта обеспечивает развитие

индивидуальных характеристик одаренных детей,

позволяет им успешно продвигаться в интересую-

щей их области деятельности, формирует устой-

чивый интерес к химии, способствуют личност-

ному самоопределению учащихся и развитию у них

творческих способностей.

Ключевые слова: детская одаренность, пропедев-

тический курс химии, методическая система педа-

гогической поддержки одаренных детей.

M. V. Shepelev

The concept of the methodological teacher’s work with

gifted children of the 5-6 forms of educational institutions

during the introductory stage of studying chemistry

is introduced in this article. It provides positive

dynamics of their creative abilities development during

various stages of training. The use of the methodical

system of the pedagogical support for gifted children

at an early stage of studying chemistry by the implementation

of new educational standards, based on the

authors’ and academic programmes, provides the development

of gifted children’s individual characteristics,

allows them successfully to improve their knowledge in

the chosen areas, forms a strong interest in chemistry,

contributes to self-determination and develops their

creative abilities.

Keywords: children’s gift, introductory chemistry

course, methodical system of the pedagogical support

for gifted children.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

SEVERAL PROBLEMS OF ECOLOGICAL EDUCATIONS AND WAYS OF SOLVING THEM

М. Г. Ваганов

В статье анализируются насущные проблемы в

области экологического образования, исследуются

объективные и субъективные причины их возникно-

вения. В экологической подготовке молодежи остро

сказывается недостаток конкретных научных

знаний, а главное – общего естественнонаучного

фундамента. Важнейшей задачей является перевод

экологического образования на качественно новый

теоретический уровень.

Ключевые слова: материя, методология, интегра-

ция, межпредметные связи, культура, природа, эко-

логическое образование.

M. G. Vaganov

The essential problems in the field of ecological education,

having both objective and subjective reasons, are

analyzed in the article. Ecological preparation of youth

is affected by lack of concrete scientific knowledge and

mainly by lack of general natural-science base. Therefore

the major problem in the field of ecological education

now is its transfer into qualitatively new, theoretical

level.

Keywords: matter, methodology, integration, intersubject

communications, culture, nature, ecological

education.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ КАТЕГОРИИ «СОПРЯЖЕНИЕ»

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕНОТИПА КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

METHODOLOGICAL ROLE OF THE CATEGORY ≪COUPLING≫ IN STUDYING GENOTYPE

AS A COMPLETE SYSTEM

И. А. Третьякова

В работе показана методологическая роль категории

«сопряжение» для понимания механизма взаимодей-

ствия генов в системе генотипа. Логический синтез

философских и конкретно-научных знаний поможет

учащимся и студентам овладеть категориями диа-

лектики, усвоить их как метод познания и преобра-

зования материального мира. В качестве инновации

предлагается модель «Генотип как сопряженная це-

лостная система».

Ключевые слова: взаимодействие, отражение,

информация, «часть – целое», система, дискрет-

ность, непрерывность, сопряжение, генотип, ме-

тодология.

I. A. Tretjakova

The methodological role of the category “coupling” is

shown for understanding of the mechanism of interaction

of genes in a genotype system. Logic synthesis

of philosophical and specifically-scientific knowledge

will help pupils and students to seize dialectics categories,

to acquire them as a method of knowledge and

material world transformation. As an innovation the

model “Genotype as the interfaced complete system”

is offered.

Keywords: interaction, reflection, information, “part –

whole,” system, step-type behavior, continuity, coupling,

genotype, methodology.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА»

Т. К. Ким

В статье дается характеристика программ, организа

ции и методики проведения физкультурных занятий

в семейных группах, управления физическим воспита

нием и контроля за ним в условиях семейного быта,

подготовки педагогических кадров к работе с семьей, в

направлении совершенствования семейного компонен

та физического воспитания, программ просвещения

родительской общественности с целью повышения их

физкультурнопедагогической компетентности.

Ключевые слова: физическое воспитание, школа,

семья, программы, методическое обеспечение.

T. K. Kim

The article characterizes programs, organization and

methods of implementing physical education in fam

ily groups; it also highlights the process of managing

and controlling physical education in the framework of

family circles. Programs of staff training and focusing

on the family component of physical training, as well

as enlightening parental community with the aim of

enhancing their sports and pedagogical confidence are

considered.

Keywords: physical training, school, family, programs,

methodological maintenance.

 

КОПИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ

МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

COPYING OF THE WORKS OF EASEL OIL PAINTING ON THE EXAMPLE

OF SPECIAL TRAINING OF THE ARTIST-EDUCATOR

В. А. Ваняев

В статье с позиции общей методологии художест-

вен но-педагогического образования, кратко рассма-

триваются возможности использования худо жест-

венно-изобразительной практики копирования стан-

ковой масляной живописи в специальной подготовки

художника-педагога. Автор раскрывает в тексте

ключевые понятия «копия – оригинал». Основное вни-

мание в статье уделяется системе специфических

упражнений, ориентированных на совершенствова-

ние знаний умений и навыков в практике копирова-

ния произведений станковой масляной живописи.

Ключевые слова: копирование станковой масляной

живописи, технология масляной живописи, копия, ори-

гинал, моделирование научно-педагогического исследо-

вания, специальная подготовка художника-педагога.

V. A. Vanyaev

In the article written from the perspective of the general

methodology of artistic-pedagogical education, the author

briefly discusses the possibilities of using the fine

art practice of copying easel oil painting in the process

of special training of the artist-educator. The author reveals

the key concepts of “copying” and “the original”.

The main attention is paid to the specific system of exercises

aimed at improving knowledge and skills in the

practice of copying the works of easel oil painting.

Keywords: copying of easel oil painting, a technique of

oil painting, a copy, the original, modeling of scientific

and pedagogical studies, special training of the artisteducator.

 

АКТИВНОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

НАЧИНАЮЩИХ УЧЕНИКОВ В КЛАССЕ САКСОФОНА

(на материале работы с младшими школьниками

в учреждениях дополнительного образования)

ACTIVE AND INTERACTIVE LEARNING BEGINNER STUDENTS IN THE CLASS SAXOPHONE

(Based on Work with Younger Students in Institutions of Further Education)

Е. А. Черняков

Проблемы, связанные с освоением саксофона в учреж-

дениях дополнительного образования, трудности в

обучении учеников с разными уровнями умственных

и музыкальных способностей, физических данных,

разных возрастных категорий диктуют поиск но-

вых форм и методов обучения начинающих учеников

в классе саксофона. Применение интерактивного

метода в обучении в сочетании с активным и пас-

сивным методами является дополнительным фак-

тором, влияющим на оптимизацию занятий, и спо-

собствует достижению более высоких показателей в

обучении начинающих учеников в классе саксофона.

Ключевые слова: саксофон, активный метод, ин-

терактивный метод.

E. A. Chernyakov

Problems associated with the development of the saxophone

in the Institutions of additional education,

learning difficulties of students with different levels

of mental and musical abilities, physical abilities, different

age groups dictate the search for new forms and

methods of teaching beginning student in the class of

saxophone. Application of interactive teaching methods,

combined with passive and active is an additional

factor in the optimization studies and promotes higher

levels of training novice students in the class saxophone.

Keywords: saxophone, active method, interactive method.

 

УВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ

МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

HOBBIES OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF MOTIVATION TO ACHIEVE SUCCESS

О. Р. Бусарова

Проведено исследование мотивации достижения

успеха и мотивации избегания неудачи 126 студен-

тов московских вузов в возрасте 17–24 лет, обуча-

ющихся по различным специальностям. Сравнива-

лись хобби студентов с высоким и средним уровнем

мотивации достижения. Выявлено, что студенты с

высокой мотивацией достижения чаще имеют хоб-

би, чем их сверстники; количество увлечений и их

оригинальность в этой группе различаются в зави-

симости от уровня мотивации избегания неудачи.

Различий в содержании хобби студентов с разным

уровнем мотивации достижения не обнаружено.

Ключевые слова: мотивация достижения успеха,

мотивация избегания неудачи, хобби студентов,

социализация.

O. R. Busarova

126 students aged 17 to 24 studying various specialties

in Moscow universities took part in a survey of

the motivation to achieve success and the motivation

to avoid failure. Hobbies among students with a high

and a medium level of motivation were compared. It

was discovered that students with a higher motivation

level tend to have hobbies more often than their peers.

In the group of highly motivated students, the quantity

of hobbies and hobbies’ singularity differ depending on

the level of motivation in avoiding failures. No difference

was discovered among hobbies of students with

different levels of motivation to achieve success.

Keywords: motivation to achieve success, motivation to

avoid failure, hobbies of students, socialization.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

FORMATION OF PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE RUSSAIN MINISTRY

OF THE INTERIOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR PREVENTIVE WORK

WITH JUVENILE DELINQUENTS

А. С. Весельев

В статье рассмотрены актуальные вопросы форми-

рования профессиональной готовности курсантов

образовательных учреждений МВД России к профи-

лактической работе с несовершеннолетними право-

нарушителями. Автор пришел к выводу, о том, что

уровень профессионального развития курсантов в

процессе обучения не обеспечивает в полной мере не-

обходимую степень их готовности к выполнению

всех профилактических функций на практике.

Ключевые слова: профессиональная готовность,

учебно-воспитательный процесс, профилактиче-

ская деятельность, несовершеннолетний право на-

ру ши тель.

A. S. Veseljev

The article deals with topical issues of formation of

professional preparedness of students of educational

institutions of the Russian Ministry of Interior for

preventive work with juvenile delinquents. The author

concludes that the level of professional development of

students in the learning process does not provide the

necessary extent of their readiness to perform all the

functions of prevention in practice.

Keywords: professional readiness, educational process,

prevention activities, juvenile offender.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ВРАЧА В ВУЗЕ

PROFESSIONAL UPBRINGING OF THE FUTURE MEDICAL DOCTOR IN THE HIGHER

EDUCATION ESTABLISHMENT

Н. В. Маяковская

В статье дано авторское уточнение характери-

стики понятия «профессиональное воспитание»

на основе научных представлений о сущности про-

фессиональной деятельности врача. Автор описы-

вает педагогические условия профессионального

воспитания будущего врача и основные принципы

его осуществления в вузе на основе положений гума-

нистической педагогики, личностно ориентирован-

ного образования и антропоцентризма.

Ключевые слова: профессиональное воспитание,

принципы профессионального воспитания, педаго-

гические условия профессионального воспитания.

N. V. Majakovskaja

The article presents the author’s specification of the

characteristics of the notion of professional upbringing

based on scientific representations of the humanistic

essence of the medical doctor professional activity. The

author describes pedagogical conditions of professional

upbringing of the future medical doctor and the main

principles of its realization in the higher education establishments

on the basis of humanistic pedagogics,

person-oriented education and anthropocentrism.

Keywords: professional upbringing, principles of professional

upbringing, pedagogical conditions of professional

upbringing.

 

ОТ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ – К ПРАКТИКЕ ИХ

ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

FROM THE THEORY OF VALUES TO THE PRACTICE OF THEIR FORMATION

AMONG SCHOOLCHILDREN

Е. В. Фомина

В статье на основе анализа работ, посвященных

теории формирования ценностей у школьников,

рассматривается иерархия базовых ценностей

и проблема выработки и присвоения базовых цен-

ностей культуры детьми. При переходе от тео-

рии ценностей к практике их формирования вы-

деляются свойства, признаки и уровни усвоения,

освоения и присвоения школьниками ценностей

культуры. На этой основе предложены этапы

формирования базовых ценностей и на примерах

обучения декоративно-прикладному искусству

представлены пути выработки личностных цен-

ностей по ряду компонентов художественно-

познавательной деятельности.

Ключевые слова: теоретические основы ценностно-

ориентированного подхода, иерархия, свойства,

признаки, этапы формирования базовых ценно-

стей, компоненты художественно-познавательной

деятельности.

E. M. Fomina

The hierarchy of the basic values and the problem of formation

and acquisition of these basic cultural values by

schoolchildren are viewed in this article on the basis of

the analysis of scientific papers, devoted to the theory of

values formation among schoolchildren. By transition

from the theory of values to the practice of their formation

we can single out properties, characteristics and levels

of learning, adaptation and mastering the cultural

values by schoolchildren. On this basis the stages of formation

of the basic values are offered for consideration.

The ways of personal values formation on a number of

components of the art and educational activities are also

presented in this article. They are seen on the example of

teaching the decorative-applied arts.

Keywords: theoretical basis of the value-focused approach,

hierarchy, properties, indications, stages of formation

of the basic values, components of the art and

educational activities.

 

ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

НА ОБРАЗЦАХ АРХИТЕКТУРНЫХ ПАМЯТНИКОВ ДАГЕСТАНА

THE PROBLEM OF AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOL CHILDREN ON SAMPLES

OF DAGESTAN ARCHITECTURAL MONUMENTS

И. М. Раджапов

Г. А. Курбан-адамова

Автор рассматривает проблему эстетического

воспитания школьников на образцах архитектур-

ных памятников дагестанского города Дербента,

имеющего многовековую историю. Акцент в ста-

тье делается на развитие эстетических чувств

школьников посредством уникального и неповтори-

мого природного ландшафта, тысячелетней архи-

тектуры, национальных традиций и современной

трактовки эстетического воспитания.

Ключевые слова: эстетическое воспитание средства-

ми архитектуры, архитектурные памятники г. Дер-

бента, национальные и общечеловеческие традиции,

художественное воспитание, образное мышление.

I. M. Radzapov,

G. A. Kurban-adamova

In the article the problems of aesthetic education based

on the architectural memorials of the city of Derbent

are investigated. The main emphasis is made on the development

of aesthetic sense of school children which

is supposed to be realized through the acquaintance

with the mixture of unique objects of the region with

a thousand-year-old architecture, national traditions

and modern aesthetic education.

Keywords: aesthetic education, architectural memorial

of the Derbent, national and public tradition, image

thinking.

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИРОДЫ

ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

THE AESTHETIC AND SCIENTIFIC GROUNDS FOR EXPLAINING THE NATURE

OF COLOUR PERCEPTION

Л. С. Филиппова

В данной статье освещены вопросы, касающиеся

истории развития цветового восприятия с древних

времен до наших дней. Автором также рассматри-

ваются научные и метафизические обоснования

природы цвета, его происхождения и восприятия

человеком, науку и духовность в произведении

искусства.

Ключевые слова: зрительное восприятие, перцеп-

тивные особенности, сущность цвета, цветовой

спектр, метафизические свойства цвета.

L. S. Filippova

This article highlights the issues, relating to the history

of color perception development from the ancient times

to our days. The author also examines the scientific

and metaphysical grounds for explaining the nature of

colour, its origin, the perception of colour by people, science

and spirituality in works of art.

Keywords: visual perception, perception peculiarities,

the essence of color, color spectrum, metaphysical properties

of color.

 

СПЕЦИФИКА ПОНИМАНИЯ ГЛУБИННЫХ

СЕМАНТИЧЕСКИХ СТРУКТУР ЯЗЫКА ДЕТЬМИ

С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

THE SPECIFICITY OF UNDERSTANDING THE BASIC SEMANTIC LANGUAGE STRUCTURES

BY CHILDREN WITH THE SPEECH UNDERDEVELOPMENT: PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

М. Т. Холод

В статье анализируются глубинные когнитивно-

семантические механизмы в языковом сознании

младших школьников с недоразвитием речи. Подроб-

но описывается типология смысловых нарушений

у таких учащихся, анализируется сложноорганизо-

ванный психологический механизм, лежащий в осно-

ве имеющихся у них трудностей и препятствующий

полноценному усвоению языковой семантики.

Ключевые слова: семантические трансформа-

ции, десемантизированные предложения, конвер-

сивные корреляции, денотативное тождество,

когнитивно-семантический механизм.

M. T. Kholod

In this article the underlying cognitive-semantic mechanisms

in the linguistic consciousness of primary school

children with the speech underdevelopment, are analyzed.

The typology of the semantic abnormality, which is typical

of the children under consideration, is described. The

complex psychological mechanism, which underlies the

existing problems and prevents children from full understanding

of the language semantics, is also analyzed.

Keywords: semantic transformations, desemantic sentences,

conversive correlations, denotative identity,

cognitive-semantic mechanism.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В НОРВЕГИИ

И ЕЕ ОБРАЗ В «КРУГЕ ЗЕМНОМ»

THE ORIGIN OF KINGS' POWER IN NORWAY AND ITS IMAGE IN THE HEIMSKRINGLA

И. В. Таланова

Статья посвящена образу власти правителей ран-

несредневековой Скандинавии, отразившемуся в со-

чинении исландского историка Снорри Стурлусона

(1179–1241) «Круг Земной». Обсуждаются исто-

рические и социально-политические предпосылки,

сформировавшие образ идеального вождя в пред-

ставлении Снорри. Раскрываются родовой, военный

и сакральный аспекты власти конунга.

Ключевые слова: раннесредневековая Скандинавия,

история ментальностей, образ власти конунга.

I. V. Talanova

The article deals with the image of power of the rulers

of early medieval Scandinavia represented in the Heimskringla,

a collection of sagas written by an Icelandic

historian of the early 13th century Snorri Sturluson,.

Historical, social and political conditions are being discussed

which formed the image of an ideal ruler as it was

seen by Snorry. The ancestral, military and sacral aspects

of the king’s power are brought to the foreground.

Keywords: early medieval Scandinavia, history of mentality,

the image of king’s power.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

(вторая половина XIX – начало XX века)

OUTDOOR GAMES IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE

(the Second Half of the XIX – the Beginning of the XX Centuries)

Г. М. Алимов

В статье поднимается проблема генезиса средств

физического воспитания в дореволюционной России,

к которым относили подвижные игры и занятия

физическими упражнениями. В трудах П. Ф. Лес-

гафта, Е. А. Покровского, И. Я. Герда разрабаты-

валась теория подвижных игр, давались описание

и классификация игр и методики их применения в

школьном образовании.

Ключевые слова: история физической культуры,

физическое воспитание, физическое упражнение,

подвижные игры.

G. M. Alimov

The problem of the genesis of physical education in prerevolutionary

Russia with outdoor games and physical

training is discussed in this article. In the works by P.

F. Lesgaft, E. A. Pokrovsky, I. Gerd a theory of outdoor

games was worked out, a description and a classification

of games and the methods of their implementation

in school education were presented.

Keywords: the history of physical culture, physical education,

physical exercises, outdoor games.

 

«РУССКАЯ ИДЕЯ» В КОНТЕКСТЕ МЕССИАНСТВА

СЛАВЯНОФИЛОВ

THE ≪RUSSIAN IDEA≫ IN THE CONTEXT OF MESSIANISM OF THE SLAVOPHILES

С. И. Скороходова

В контексте мессианства славянофилов раскры-

вается понимание славянофилами «русской идеи».

Философы указывают на ее мессианский и хилиа-

стический смысл. Автор выявляет сходство во

взглядах славянофилов и Н. А. Бердяева на мессиан-

ское предназначение России в мировой истории. Так-

же раскрывается полемика между Е. Н. Трубецким

и М. К. Морозовой. Автор пришел к заключению,

что понятие «супранационализм» наиболее точно

раскрывает понимание славянофилами соотноше-

ния общего и частного, общечеловеческого и нацио-

нального. Раскрывается отличие христианского

хилиазма, который был присущ славянофилам, от

ветхозаветного.

Ключевые слова: «Русская идея», супранациона-

лизм, мессианство, миссианство, христианская

теократия, ветхозаветная теократия, национа-

лизм, Святая Русь, «Третий Рим».

S. I. Skorokhodova

The article outlines the Slavophiles' understanding of

the «Russian Idea». The Philosophers emphasize its

messianic and chiliastic sense. The author discovers

similarity in views of the Slavophiles and N.A. Berdyaev

with respect to the messianic destination of Russia

in the world history. The article also describes the debates

in this regard between E.N. Trubetskoy and M.K.

Morozova. The author concludes that the concept of the

«supranationalism» is the most precise to define the

Slavophiles' understanding of correlation between the

general and particular, the universal and national. The

article also describes the difference between the Christian

chiliasm, which was peculiar to the Slavophiles,

and the Old Testament one.

Keywords: the «Russian Idea», supernationalism, messianism,

missianism, Christian theocracy, Old Testament

theocracy, nationalism, Holy Russia, «Third

Rome».

 

ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ «ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА НА РОЛЬ И МЕСТО

УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

INFLUENCE OF IDEAS OF “LABOR SCHOOL” IN RUSSIAN PEDAGOGICS

OF THE BEGINNING OF THE XX CENTURY ON THE ROLE AND PLACE OF A PUPIL

IN EDUCATIONAL PROCESS

П. В. Васильев

В статье раскрываются педагогические подходы

к созданию «трудовой школы» в дореволюционной

России начала XX в., в рамках которых сформиро-

валось представление о труде (трудовой деятель-

ности) как о таком средстве воспитании, которое

позволяет активизировать субъектную позицию

учащегося в образовательном процессе.

Ключевые слова: трудовая школа, труд, трудовая

деятельность, учащийся, субъект педагогического

процесса.

P. V. Vasilyev

The article reveals the pedagogical approaches to the

creation of “labor school” in pre-revolutionary Russia

of the beginning of the XX century. Within this approach

there formed the idea of labor (work activity)

as a means of education allowing the activization of the

subject position of a pupil in educational process.

Keywords: labor school, work, labor activity, pupil, subject

of pedagogical process.

 

ИСТОРИЯ ХАРБИНСКОЙ ЕПАРХИИ В ТРУДАХ

СОВРЕМЕННИКОВ (1920–1940-е гг.)

THE HISTORY OF THE HARBIN DIOCESE IN THE WORKS BY CONTEMPORARIES (1920–1940)

С. Н. Баконина

Статья затрагивает проблему недостаточной

освещенности в научной литературе истории

Харбинской епархии, являвшейся центром дальне-

восточной части Русской Православной Церкви

заграницей. Автор рассматривает практически

не изученные труды по истории церковной жизни

Харбина, написанные современниками событий в

период с 1920 до начала 1940-х годов, и характери-

зует их как источники, представляющие большую

научную ценность.

Ключевые слова: русская эмиграция, Русская право-

славная церковь за границей, Дальний Восток, Хар-

бинская епархия.

S. N. Bakonina

The article deals with the problem of insufficient investigation

of the history of the Harbin Diocese in the

scientific literature. Harbin was the centre of the Far

Eastern part of the Russian Orthodox Church abroad.

The author reviews the little-studied works on the history

of church life in Harbin, written by contemporaries

in the period from 1920 to early 1940s, and describes

these works as the key sources having invaluable scientific

value.

Keywords: Russian emigration, the Russian Orthodox

Church abroad, the Far East, the Harbin Diocese.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В МГПИ ИМЕНИ

В. И. ЛЕНИНА В 60–70-е ГОДЫ ХХ ВЕКА

THE EDUCATIONAL WORK IN MOSCOW STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED

AFTER V. I. LENIN IN 1960–1970TH OF THE XX CENTURY

А. В. Чистова

Статья посвящена воспитательной работе в

МГПИ им. В. И. Ленина в 1960–1970-е годы. Зна-

чительное внимание вуз уделял воспитательной

работе со студентами, патриотическому и ин-

тернациональному воспитанию, изучению истории

родного края, истории вуза.

Ключевые слова: воспитательная работа, Москов-

ский государственный педагогический институт

имени В. И. Ленина, комитет комсомола.

A. V. Chistova

Article is devoted to the educational work in Moscow

State Pedagogical Institute named after V. I. Lenin in

1960–1970th. The Institute gave special attention to

the educational work with students, patriotic and international

education, studying the history of the native

land and the Institute.

Keywords: educational work, Moscow State Pedagogical

Institute named after V. I. Lenin, Komsomol

committee.

 

ИНДЕКСНЫЙ СВОП И КОРЗИННЫЙ КРЕДИТНЫЙ СВОП

КАК ИНСТРУМЕНТЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА

INDEX CREDIT DEFAULT SWAP AND BASKET CREDIT DEFAULT SWAP AS CREDIT RISK

HEDGING INSTRUMENTS

С. В. Матросов

В статье рассматриваются такие инструменты

мирового рынка кредитных деривативов, как ин-

дексный своп и корзинный кредитный своп, условия

и основные механизмы их применения на финансо-

вом рынке.

Ключевые слова: мировой финансовый рынок, хеджи-

рование, кредитный дериватив, дефолт, кредитный

риск, индексный своп, корзинный кредитный своп.

S. V. Matrosov

The article deals with such specific forms of credit derivatives,

as Index Credit Default Swap and Basket Credit Default

Swap. It describes the conditions and basic mechanisms

of their application to the financial market activity.

Keywords: international financial market, hedging,

credit derivative, default, credit risk, yield, index credit

default swap, basket credit default swap.