Язык

Журнал «Наука и школа», № 1 за 2014 год

ОБРАЗОВАНИЕ И КРИЗИС ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ1

Делокаров К. Х., Жог В. И.

В статье показано, что в современном мире, когда капитализм приобретает новое качество, становясь социокогнитивной системой, от образования зависит будущее общества. Встают новые проблемы, связанные с «катастрофическим» ростом информации, сложностью ее отбора и интерпретации. При этом социокультурная ситуация осложняет- ся тем, что образование сводится к получению знания, игнорируя его ценностно-мировоззренческий аспект. Специально анализируются особенности преломления этих факторов в российском обществе. Отмечаются проблемы, порожденные коммерциализацией образовательной системы.

Ключевые слова: качественное образование, знание и ценности, информация, когнитивный капитализм, цивилизационная стратегия России

EDUCATION AND CRISIS OF VALUES OF MODERN CIVILIZATION

Delokarov K. H., Zhog V. I.

The article shows that in modern life, when capitalism acquires a new quality and becomes a socio-cognitive system, the future of a society depends on education hugely. New problems arise, which are connected with catastrophical growth of the amount of information, with the complexity of its choice and interpretation. And then the sociocultural situation becomes complicated by the fact that the education means only getting some knowledge, thus ignoring the value of getting meaningful view of the world experience. The peculiarities of overcoming these factors are analyzed in Russian society. The problems generated by the commercializing of the educational system are also discussed here.

Keywords: qualitative education, knowledge and values, information, cognitive Capitalism, civil civil aimed strategy of Russia

 

ОЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОСТИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ШКОЛЕ

Бычко В. Е.

В статье рассматривается проблема оценки процесса и результатов придания рационалистической направленности внутришкольному контролю. Акцентируется внимание на критериях и показателях рационализации школьной контрольно-диагностической деятельности. Обосновывается необходимость рационалистического подхода к контрольно-диагностическому процессу как фактора развития образовательного учреждения.

Ключевые слова: внутришкольный контроль, рационализация школьной контрольно-диагностической деятельности, качество внутришкольного контроля, показатели рациональности внутришкольного контроля

ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INTERNAL CONTROL AT DEVELOPING SCHOOL

Bychko V. E.

The article presents the problem of evaluating the process and results of giving a rational orientation to the school internal control. The article also focuses on criteria and indicators for the rationalization of school control and diagnostic activities. The necessity of the rationalistical approach to control and diagnostic process as a factor of development of educational institution is explained.

Keywords: school internal control, rationalization of the school control and diagnostic activities, quality of the school internal control, indicators for the rationality of school internal control

 

ПАРТНЕРСТВО ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Солдатенко К. Ю.

В статье представлена и обоснована модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, способствующая обучению, воспитанию и развитию старших дошкольников на этапе раннего изучения иностранного языка. Описываются основные принципы, формы и методы успешного сотрудничества педагога и родителей детей в процессе билингвального образования.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, форма взаимодействия

PARTNERSHIP BETWEEN A KINDERGARTEN AND PARENTS OF THE PRE-SCHOOL AGE CHILDREN IN BILINGUAL TRAINING

Soldatenko K. Yu.

The article is devoted to the model of kindergartens educational space that contributes to training and development of senior pre-school age children on the primary level of learning a foreign language. Main principles, forms and methods of pedagogical partnership during bilingual education are being described

Keywords: educational environment, educational space, form of partnership

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Доржиева Л. Б.

В статье рассматривается актуальная проблема развития деятельности детско-взрослых информационных сообществ, которые содействуют становлению открытого информационно-коммуникативного (диалогового) пространства и могут эффективно решать проблемы воспитания индивида, способного к самостоятельному мышлению, формированию ценностносмысловых информационных потребностей. Автор анализирует опыт работы детско-взрослых информационных сообществ, способствующей формированию нового менталитета детей и молодежи, определяю- щего общество «завтрашнего дня». Результаты ис- следования показывают положительную динамику развития детских информационных объединений в образовательных учреждениях

Ключевые слова: детские информационные объединения, информационно-коммуникативное взаимодействие, интеграция, закономерности, принципы

METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CHILDREN INFORMATION ASSOCIATIONS IN CONTEMPORARY SOCIETY

Dorzhieva L. B.

The article considers the actual problem of activity development of information communities for children and adults that contribute to the formation of open information and communication (dialog) space and can effectively solve the problems of individuals education that is capable of independent thinking and of the formation of value and meaning information needs. The author analyzes the experience of information communities for children and adults that promote formation of a new mentality of children and youth which defines the society of „tomorrow. The research results show the upward trend of childrens information associations development in educational institutions.

Keywords: children information associations, informational and communicative interaction, integration, laws, principles

 

РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЛЕКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морева Н. А.

В статье раскрываются особенности современной лекции как формы обучения. Даны рекомендации по проведению лекции. Раскрыты этапы подготовки и проведения лекции. Определена роль лектора. Выделены трудности в проведении современной лекции

Ключевые слова: лекция, технология современного учебного занятия, подготовка к лекции, ораторское мастерство

THE ROLE OF MODERN LECTURE IN THE TRAINING OF PRE-SCHOOL TEACHERS

Moreva N. A.

The author of this article shows the special features of modern lecture as a form of education. Different recommendations for lecturing are given. All stages of preparation and giving a lecture are explained and the role of the lecturer is defined. Besides, the author outlines the difficulties in lecturing

Keywords: lecture, technology of modern lesson, preparation for a lecture, oratorical skill

 

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Гильмиярова С. Г., Сафин Д. Р.

В настоящее время углубляется разрыв между современной наукой и ее отражением в школьных программах. Цель работы - определить уровень знаний современной физики и астрономии старшеклассниками. Для этого был разработан специальный тест. Анализ результатов показал, что большая часть учащихся не знакома с последними открытиями. Авторы предлагают ввести в средних школах элективный курс, посвященный современной физике

Ключевые слова: современная физика, средняя школа

LEARNING OF MODERN PHYSICS AT HIGH SCHOOL

Gilmiyarova S. G., Safin D. R.

At the present time the gap between modern science and its reflection in school curricula increases. The aim of this paper is to determine what senior pupils know about modern physics and astronomy. For this purpose a special questionnaire was designed. The analysis of the results shows that most of senior pupils do not know about new discoveries in physics. The authors suggest introducing a special elective course on modern physics at high schools.

Keywords: modern physics, high school

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»

Капуткин Д. Е., Барышева З. П., Андреенко Ю. А.

В статье рассматриваются вопросы сотрудничества школы и вуза в рамках дополнительной подготовки по физике учащихся школ с углубленным изучением иностранных языков.

Ключевые слова: сотрудничество, дополнительная подготовка, гуманитарный профиль, технические вузы

ABOUT ADDITIONAL TRAINING IN PHYSICS FOR PUPILS OF SCHOOLS WITH ADVANCED STUDY OF FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION SCHOOL - UNIVERSITY

Kaputkin D. E., Barysheva Z. P., Andreenko Yu. A.

This article covers the questions of partnership between school and university from the point of view of additional training in physics for pupils of schools with advanced study of foreign languages

Keywords: partnership, additional training, humanitarian profile, technical universities

 

КОСМОМИКРОФИЗИКА В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ СУПЕРВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Князев В. Н.

В статье рассматриваются эпистемологические аспекты космомикрофизики в свете концепции супервзаимодействия. Концепция супервзаимодействия исследуется как основа единства всей фундаментальной физики

Ключевые слова: космомикрофизика, Вселенная, концепция супервзаимодействия, единство физики

COSMOMICROPHYSICS IN THE CONTEXT OF SUPERINTERACTION CONCEPT

Knyazev V. N.

The article highlights epistemological senses of cosmomicrophysics in the terms of superinteraction concept. The concept of superinteraction is researched as the basis of the unity of the whole fundamental physics.

Keywords: cosmomicrophysics, the Universe, concept of superinteraction, unity of physics

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ (на примере курса «Дифференциальные уравнения»)

Игнатова О. Г.

В статье рассмотрены основные направления применения дистанционных форм обучения при подготовке учителей информатики в педвузе в условиях ФГОС.

Ключевые слова: дистанционное обучение, Maple, учитель информатики, высшее профессиональное образование

USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE TRAINING TEACHERS OF COMPUTER SCIENCE AND MATHEMATICS (by the example of the course „Differential equations)

Ignatova O. G.

The article describes the main fields of application of distance learning forms at training teachers of computer science at pedagogical university under FSES.

Keywords: distance learning, Maple, teacher of computer science, higher professional education

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА ПО КУРСУ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (на примере темы «Числовые ряды»)

Ильинская Л. Н.

В данной статье рассматривается вопрос об усилении роли самостоятельной работы будущих учителей математики, предложены задания, позволяю- щие реализовать принципы уровневой дифференциации самостоятельной работы студентов по теме «Числовые ряды».

Ключевые слова: дифференциация и индивидуализация обучения, самостоятельная работа студентов, разноуровневые учебные материалы, математический анализ, числовые ряды

IMPLEMENTATION OF PRINCIPLES OF THE EDUCATION LEVEL DIFFERENTIATION AT ORGANIZING OF STUDENTS INDEPENDENT WORK AT PEDAGOGICAL INSTITUTE ON THE COURSE OF MATHEMATICAL ANALYSIS (on the example of Numerical series).

Ilyinskaya L. N.

This article deals with the question about strengthening the role of independent work of future teachers of mathematics and with the exercises that enable to implement the principles of the level differentiation of students independent work on the topic Numerical series.

Keywords: differentiation and individualization of education, independent work of students, multilevel training materials, mathematical analysis, numerical series

 

О МЕТОДАХ СОСТАВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ЗАДАЧ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н.

Данная статья посвящена актуальной теме организации исследовательской деятельности студентов педагогических вузов. Рассматриваются задания на составление диофантовых уравнений, требующие от студентов знания определенных вопросов по теории чисел и творческого их применения

Ключевые слова: исследовательская деятельность, теория чисел, диофантовы уравнения, составление уравнений, делимость чисел

ABOUT THE METHODS OF DRAWING UP SOME TYPES OF TASKS AND THEIR USE AS A MEANS OF ORGANIZING STUDENTS RESEARCH ACTIVITY

Khamov G. G., Timofeeva L. N.

This article is devoted to the actual question of organizing students research activity at pedagogical institutions of higher education. The tasks for drawing up the Diophantine equations are considered. These tasks demand from students the knowledge of certain questions on the theory of numbers and their creative application.

Keywords: research activity, theory of numbers, Diophantine equations, drawing up equations, numbers\' divisibility property

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Калинина Т. В., Дмитриев Ю. А.

Статья посвящена проблеме развития творческой активности студентов в процессе их подготовки к ис- пользованию новых информационных технологий в образовании детей дошкольного возраста. Рассмотрены сущность, формы и методы развития творческой активности будущих педагогов дошкольного образования в процессе освоения ими специализации «Новые инфор- мационные технологии в дошкольном образовании»

Ключевые слова: творческая активность, инфор- мационные технологии в дошкольном образовании, информационная компетентность будущего педагога дошкольного образования, компьютерноигровая деятельность дошкольников

DEVELOPMENT OF STUDENTS CREATIVE ACTIVITY AT NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN PRE-SCHOOL EDUCATION SPECIALIZATION CLASSES

Kalinina T. V., Dmitriev Yu. A.

The article is dedicated to the problem of students creative activity development during their preparation for new information technologies implementation in preschool education. The explored aspects are: the essence, forms, and methods of future pre-school teachers creative activity development in the process of mastering the new information technologies implementation in pre-school education specialization.

Keywords: creative activity, information technologies in pre-school education, information competence of future pre-school teacher, pre-school students computerplaying activity

 

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ БАЗОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ С ПОМОЩЬЮ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Глотова М. Ю., Самохвалова Е. А.

Статья посвящена формированию информационноматематической компетентности бакалавров педагогических вузов гуманитарной направленности на основе принципов личностно-ориентированных технологий.

Ключевые слова: информационно-математическая компетентность, информационно-образова тель ная среда, основы математической обработки информации, лич- ностно-ориентированные технологии

FORMATION OF INFORMATIONAL AND MATHEMATICAL COMPETENCE AT IMPLEMENTING THE BASIC DISCIPLINE OF THE MAIN EDUCATIONAL PROGRAM WITH PERSONALITY-ORIENTED TECHNOLOGIES

Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A.

The article is devoted to the formation of informational and mathematical competence of undergraduate students of pedagogical universities with humanitarian focus based on personality-oriented technologies

Keywords: informational and mathematical competence, informational and educational environment, basics of mathematical information processing, personality-oriented technologies

 

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЯ «ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Мирзоев М. С., Нижников А. И.

В статье отражена фундаментальная подготовка бакалавров педагогического образования, обучаю- щихся по профилю «Информатика», в условиях реализации новых образовательных стандартов. Особое внимание уделяется математическому моделированию как неотъемлемой части профессиональной компетенции учителя информатики

Ключевые слова: бакалавр, педагогическое образование, информатика, математика, моделирование, математическая культура, математическая компетенция, ФГОС, ФГОС ВПО

TRAINING OF BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION WITH THE PROFILE COMPUTER SCIENCE UNDER THE IMPLEMENTATION OF NEW FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS

Mirzoev M. S., Nizhnikov A. I.

The article deals with the fundamental training of Bachelors of pedagogical education with the profile Computer science under implementation of new educational standards. Particular attention is paid to the mathematical modeling as an integral part of the professional competence of computer science teachers.

Keywords: Bachelor, pedagogical education, computer science, mathematics, modeling, mathematical culture, mathematical competence, FSES, FSES HPE

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ЛИЧНОСТНОГО РЕЗУЛЬТАТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Алешникова Е. Л.

В статье рассмотрены понятия «личность», «ценностные ориентации», названы основные условия достижения старшеклассниками личностного результата, заданного Федеральным государственным стандартом (ФГОС), на основе работы с пу- блицистическими текстами. Исследована специфика публицистических текстов, дающих возможность целенаправленно формировать личностную позицию старшеклассников. Определены принципы отбора текстов для уроков русского языка.

Ключевые слова: личность, ценностные ориентации, ФГОС (Федеральный государственный стандарт), личностный результат, принципы отбора публицистических текстов, старшеклассник

THE FORMATION OF VALUE ORIENTATION AS AN ESSENTIAL CONDITION TO ACHIEVE PERSONAL RESULTS FOR SENIOR PUPILS WHILE WORKING WITH PUBLICISTIC TEXTS AT RUSSIAN LESSONS

Aleshnikova E. L.

In this article the concepts of personality and value orientation are explained as well as the main conditions for achieving high personal results by senior pupils are distinguished which are specified by the FSES (Federal state education standard), while working with publicistic texts. The specific character of publicistic texts is analyzed which enable to form personal position of senior pupils. The principles of publicistic texts selection for Russian lessons are defined.

Keywords: personality, value orientation, FSES (Federal state education standard), personal results, principles of publicistic texts selection, senior pupil

 

ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ

Иргашева Т. Г.

В статье рассматривается значение терминов «речь», «речевая деятельность», «речевой акт» в аспекте взаимосвязанного обучения смысловой стороне предложения как основе развития связной речи. Раскрывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов, в которых соединены значения двух родов, объективные, отражающие действительность, и субъективные, отражающие отношение индивида к этой действительности, с целью обучения учащихся и понимания ими синтаксических особенностей для использования данной теории на практике.

Ключевые слова: теория речи, коммуникативная направленность, речевая ситуация, культура речевого общения, предложение, словосочетание, развитие языковой личности, лингвистическое образование

TEACHING OF NOTIONAL SIDE OF THE SENTENCE AS THE BASE OF THE DEVELOPING PUPILS COHERENT SPEECH IN THE LINGUISTIC EDUCATION

Irgasheva T. G.

The article deals with the meanings of concepts speech, speech activity, speech act in terms of interrelated teaching of the sentence notional side as the base of developing coherent speech. The uniform understanding of sentence significance as a complex of various components is shown where meanings of two genera are united - objective ones, reflecting the reality, and subjective ones, reflecting individuals attitude to this reality with the aim of teaching pupils and their understanding syntactic peculiarities for using this theory in practice.

Keywords: theory of speech, communicative orientation, speech situation, culture of conversation, sentence, phrase, development of linguistic personality, linguistic education

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

Гордиенко О. В., Князева О.Ю

Данная статья посвящена лингвистическим конкурсам по русскому языку: олимпиадам, викторинам и др., основной акцент делается на организацию проектной деятельности школьников

Ключевые слова: творческая деятельность, лингвистические конкурсы, олимпиады по русскому языку, викторины, проектно-исследовательская деятельность

CREATIVE LINGUISTIC COMPETITIONS AS A MEANS OF ENHANCING PUPILS CREATIVE POTENTIAL

Gordienko O. V., Knyazeva O. Yu.

The article is devoted to the linguistic competitions in Russian language: Olympiads, quizzes, etc., the emphasis is placed on the organization of pupils project activity.

Keywords: creativity, linguistic competitions, Olympiads on Russian language, quizzes, project and research activity

 

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ

Виноградова А. В.

В данной статье проводится анализ понятий «общение», «коммуникативность», «коммуникатив ная деятельность обучающихся», а также рас- сматриваются организационные формы коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, общение, устная работа по геометрии, мышление

COMMUNICATIVE ACTIVITY ORGANIZATION OF SENIOR PUPILS AT CARRYING OUT ORAL WORK IN GEOMETRY

Vinogradova A. V.

In this article the analysis of the concepts communication, communicativeness, communicative activity of pupils is conducted, and organizational forms of communicative activity of senior pupils at carrying out oral work at geometry lessons are presented as well

Keywords: communicative activity, communication, oral work in geometry, thinking

 

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИЙ С ГЛАГОЛАМИ КАУЗАЦИИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА И ВОЗВРАТНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ

Буняева О. С.

В статье рассматриваются особенности функционирования возвратного местоимения «себя» в составе предложных конструкций «к себе», «от себя», управляемых глаголами каузации перемещения объекта «оттолкнуть», «отодвинуть», «прижать», «придвинуть» и т. д. Исследуются семантические сдвиги, происходящие при замене управляемых форм, выраженных существительными, на местоимение «себя».

Ключевые слова: референция, возвратное местоимение, сдвиг значения, сильноуправляемый падеж

SEMANTIC PECULIARITIES OF CONSTRUCTIONS WITH VERBS OF CAUSATION OF OBJECT MOVEMENT AND WITH REFLEXIVE PRONOUNS IN DESIGNS ,

Bunyaeva O. S.

The article deals with the peculiarities of functioning of reflexive pronouns

Keywords: reference, reflexive pronoun, meaning shift, strongly governed case

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАГМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ИГРОВЫМИ СТРАТЕГИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Коновалова П. В.

Статья посвящена теоретическим аспектам формирования прагматической компетенции у младших школьников в процессе овладения игровыми стратегиями на занятиях по иностранному языку

Ключевые слова: прагматическая компетенция, игровые стратегии, начальная школа

THEORETICAL ASPECTS OF PRAGMATIC SKILLS FORMATION IN THE PROCESS OF GAME STRATEGY ACQUISITION BY YOUNG LEARNERS IN FOREIGN LANGUAGES LEARNING

Konovalova P. V.

The article is devoted to the theoretical aspects of pragmatic skills formation in the process of game strategy acquisition by young learners in foreign languages learning.

Keywords: pragmatic competence, game strategy, primary school

 

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Филатова Е. А.

Статья посвящена проблеме содержания понятия «формирование познавательных стратегий» применительно к обучению иностранному языку младших школьников. Автор рассматривает сущность понятия «познавательные стратегии», а также выделяет основные факторы, влияющие на процесс формирования познавательных стратегий учащих- ся младшей ступени.

Ключевые слова: формирование познавательных стратегий, мотивация, образовательная среда

ESSENCE AND CONTENTS OF THE NOTION FORMATION OF COGNITIVE STRATEGIES CONCERNING THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR YOUNGER LEARNERS

Filatova E. A.

The article deals with the contents of the notion formation of cognitive strategies concerning the process of foreign language training for younger learners. The author considers the essence of the notion cognitive strategies and emphasizes the main factors which influence the process of formation of cognitive strategies used by younger learners.

Keywords: formation of cognitive strategies, motivation, educational environment

 

АНТИПОСЛОВИЦЫ С ГЕНДЕРНЫМ КОМПОНЕНТОМ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Кирсанова М. А.

Цель данной статьи - проанализировать роль антипословиц современного английского и русского языков с позиции тех функциональных характеристик, которые актуализируется при их использовании, а также проанализировать гендерные стереотипы, зафиксированные в этих пословицах, и сравнить их с аналогичными антипословицами в русском языке

Ключевые слова: антипословицы, гендер, английский язык, русский язык

ANTI-PROVERBS WITH GENDER COMPONENT IN THE MODERN ENGLISH LANGUAGE

Kirsanova M. A.

The article is aimed to analyze the role of anti-proverbs in the modern English and Russian languages from the perspective of their functional characteristics that become actual at their using as well as to analyze the gender stereotypes fixed in these anti-proverbs and to compare them with similar Russian anti-proverbs

Keywords: anti-proverbs, gender, English language, Russian language

 

ОБРАЗНОСТЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ, ОПИСЫВАЮЩИХ ЛЕНЬ ЧЕЛОВЕКА, В РУССКОМ И КИТАЙСКОМ ЯЗЫКАХ

Чуньли Ли

В статье говорится о том, что фразеологизмы рождаются на основе того образа, который формирует- ся на базе первичного словосочетания в результате когнитивного контактирования человека с реальной действительностью. Сущность фразеологического образа заключается в том, что он является образом не отдельного предмета, а целостной ситуации. В статье утверждается мысль, что фразеологизмы не означают какую-либо ситуацию реальной действительности, а изображают ее. Это полностью определяется образом, лежащим в основе внутренней формы фразеологизма. Рассуждение об образности фразеологизмов потверждаются примерами фразеологизмов, обозначающих лень человека, ленивого человека. В статье можно прочитать о различных мотивациях фразеологического значения: синхронной мотивации и этимологического мотивации.

Ключевые слова: фразеологизм, человек, образность, лень человека, метафора, метонимия, символ

THE IMAGERY OF PHRASEOLOGICAL UNITS DESCRIBING HUMAN LAZINESS IN RUSSIAN AND CHINESE LANGUAGES

Chunli Li

The article states that phrasoelogisms appear on the basis of the image that is formed on the base of primary phrase as a result of cognitive contact of the person with the reality. The essence of the phraseological image is that it is not an image of a separate subject, but the image of the whole situation. The article affirms the idea that phraseologisms do not imply any reality situation, but portray it. This is completely determined by the image underlying the inner form of phraseologisms. Reasoning about the imagery of phraseologisms is confirmed by the examples of phraseologisms denoting human laziness, a lazy person. In the article you can read about different motivations of the phraseological meanings: synchronous motivation and etymological motivation.

Keywords: phraseological unit, person, imagery, human laziness, metaphor, metonymy, symbol

 

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РАМКАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кащук С. М.

Приобретение знаний является одной из основных составляющих процесса обучения, для которой крайне важны источники информации. Создание условий для развития интеллектуальных, аналитических способностей, позволяющих четко структурировать информацию, получаемую из реальных и вир- туальных источников, а также формирование самостоятельно мыслящей личности являются сегодня основными функциями учителя / преподавателя.

Ключевые слова: обучение, информатизация образования, компетентностный подход

CHANGES OF TEACHERS EDUCATIONAL FUNCTION UNDER COMPUTERIZATION OF MODERN EDUCATION

Kaschuk S. M.

Studies are one of the basic components of teaching process that consider information sources extremely important. Creating conditions for intellectual, analytical abilities development that permit to structure the information received from traditional and virtual sources, as well as formation of independent-minded individualities are today the basic educational functions of teacher.

Keywords: studies, computerization of education, competency building approach

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ ИСТОРИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ

Короткова М. В.

Статья посвящена важным аспектам музейной педагогики - организации интерактивных уроков истории, которые отвечают психологии подрост- ков. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики

Ключевые слова: музейная педагогика, психология подростка, интерактивный урок, музейная игра, музейная импровизация, интеллектуальная деятельность, музейная реконструкция, творческая деятельность

METHODS OF ORGANIZING INTERACTIVE HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS IN MUSEUM

Korotkova M. V.

The article is devoted to the important aspect of museum pedagogics - methods of organizing interactive history lessons, which correspond to the psychology of teenagers. The author stresses the theoretical aspects of the problem and cites examples from museum practice.

Keywords: museum pedagogics, psychology of teenagers, interactive history lesson, museum game, museum improvisation, intellectual activity, museum reconstruction, creative work

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ XX ВЕКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Демиденко Р. И.

В статье рассмотрены возможности программ и учебников по истории России 9-х классов для реализации исследовательской деятельности и личностноориентированного подхода. Анализ проведен на материале истории культуры и быта XX в.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, личностно-ориентированный подход, культура, быт

THE POTENTIALITY OF EDUCATIONAL LITERATURE ON RUSSIAN HISTORY OF XX CENTURY IN REALIZATION OF PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN RESEARCH ACTIVITIES FOR THE PUPILS OF 9TH CLASSES

Demidenko R. I.

The article considers the potential of curricula and textbooks on the history of Russia for the 9th classes for realization of research activity and personality-oriented approach. The analysis is conducted on the materials of history of culture and everyday life in the XX century.

Keywords: research activity, personality-oriented approach, culture, everyday life

 

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНОФИЛЬМОВ В 9-М КЛАССЕ

Молотов К. С.

статье автор обращает внимание на один из аспектов проблемы использования кинофильмов как важного средства обучения - значение кино как исторического источника для эффективного использования кинокартин в новый, инновационный период модернизации современной школы. В данной статье ключевой является мысль о том, что кино - важный исторический источник, для анализа которого учителю необходимы специаль- ная подготовка и особые методы. Развитие Интер- нета, доступность многих исторических фильмов делают кино очень злободневным и перспективным историческим источником

Ключевые слова: история, кинематограф, исторический источник, преподавание, школа

METHODS OF USING MOVIES AT 9TH CLASSES LESSONS

Molotov K. S.

In this article, the author pays attention to one of the aspects of a problem of using movies as an important tutorial - the value of films as a historical source of effective use of movies during a new innovative period of modernization of a present-day school. In this article the most important idea is that a film is the main historical source for the analysis of which the teacher requires special training and special methods. The Internet development, availability of many historical films makes a movie a very topical and perspective historical source.

Keywords: history, films, historical source, teaching, school

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Гудкова Т. В.

В статье автор выделяет основные достижения педагогических разработок по организации проектной деятельности школьников, способствую- щая эффективному формированию их ключевых компетенций

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, познавательная активность

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF PROJECT ACTIVITY ORGANIZATION FOR PUPILS AT THE LESSONS OF HISTORY

Gudkova T. V.

In the article the author emphasizes the main achievements of the pedagogical developments on the organization of pupils project activity promoting effective formation of their crucial competences

Keywords: project, project activity, cognitive activity

 

О РОЛИ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (на примере творческих конкурсов по истории)

Кравченко А. В., Талина Г. В., Хапалажева Э. А., Шушарина О. П.

Статья посвящена формам и методам проведения творческих конкурсов, роли конкурсов в условиях поиска эффективных средств повышения качества образования и организации активной познаватель- ной и творческой деятельности обучающихся. Предложены способы организации интернет-конкурсов, нестандартные формы формулировки заданий эссе, формы организации конкурсов научных работ и принципы вовлечения экскурсионных практик в поле конкурсных заданий

Ключевые слова: система образования, самообразование и саморазвитие, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение, твор- ческая деятельность, дистанционное обучение, интер нет-тестирование, эссе, экскурсии

ABOUT THE ROLE OF CREATIVE COMPETITIONS IN THE SYSTEM OF PUPILS TRAINING (by the example of creative competitions in history)

Kravchenko A. V., Talina G. V., Khapalazheva E. A., Shusharina O. V.

The article is devoted to the forms and methods of carrying out creative competitions, their role in search for effective means for further improvement of education quality and the organization of an active cognitive and creative activity of pupils. The methods of organizing Internet competitions, non-standard forms of essay exercises formulating, forms of the organization of scientific work competitions and principles of the excursion practice involving into the field of competition tasks are offered.

Keywords: educational system, self-education and selfdevelopment, professional orientation and professional self-determination, creative activity, distance learning, Internet testing, essay, excursions

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Маркова Т. В., Шевырева Т. В., Костенкова Ю. А.

Содержание специального образования в современных условиях должно формировать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья способности эффективно решать задачи, возникающие при взаимодействии с окружающей средой - то есть компетентности. В статье рассматриваются понятия «компетенция», «компетентность», дает- ся характеристика «естествоведческой компетенции» и «естествоведческой компетентности» учащихся с ограниченными возможностями здоровья (на примере умственно отсталых школьников).

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, школьники с нарушениями интеллектуального развития, естествоведческая компетенция, естествоведческая компетент- ность, модернизация

COMPETENCY BUILDING APPROACH IN EDUCATION OF PUPILS WITH DISABILITIES

Markova T. V., Shevireva T. V., Kostenkova Yu. A.

The content of special education under present conditions should develop by pupils with disabilities the skills to solve effectively problems appearing during their interaction with the environment - i.e. competencies. The article considers the concepts of competence, competency, the description of natural science competence and natural science competency of the pupils with disabilities is given as well (by the example of mentally retarded pupils).

Keywords: Federal State Educational Standard, pupils with mental development disorders, natural science competence, natural science competency, modernization

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИСКУССТВА СИЛУЭТА

Батаева Л. А.

Теоретическое и методическое обоснование интеграции искусства силуэта в содержание художественного образования требует установления новых критериев объективной оценки эффективности обучения по этой программе. Причем определение оценки эффективности обучения изобразительному искус- ству предлагается проводить путем сравнения объ- ективного уровня приобретенных знаний, умений и навыков с заданным уровнем, между проектируемы- ми и достигаемыми результатами обучения.

Ключевые слова: визуально-аналитическое восприятие, композиционное мышление, силуэт, методика обучения

CRITERIA FOR EVALUATION OF COMPOSITIONAL THINKING DEVELOPMENT BY PUPILS OF ART SCHOOL IN THE PROCESS OF ART SILHOUETTE ACQUISITION

Bataeva L. A.

The theoretical and methodical basis of art silhouette integration into the contents of art education requires establishing new criteria of objective evaluating the education on this program. Defining the efficiency evaluation of fine arts education should be to carried out on the base of comparing the objective level of acquired knowledge, skills and habits with the given level, between estimated and achieved results of education.

Keywords: visual-analytic perception, compositional thinking, silhouette, teaching methodology

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РУССКОГО И ГОЛЛАНДСКОГО ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ «ЖИВОПИСЬ» В ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВОМ АСПЕКТЕ

Таваколи хадидже

В статье уточняется и обобщается информация о стилистической принадлежности элементов русского и голландского лексико-семантического поля «Живопись», к анализу привлекаются не только элементы литературного языка, но и единицы профессиональной речи. Материал статьи способствует укреплению межпредметных связей, поскольку содержит лингвистический материал, который призван способствовать активизации интереса учащихся средней школы к предмету «Изобразительное искусство».

Ключевые слова: русский язык, голландский (нидерландский) язык, лексико-семантическое поле, стилистическая дифференциация лексики и фразеологии, профессиональная лексика, жаргонизмы

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND DUTCH LEXICAL-SEMANTIC FIELDS OF PAINTING IN THE FUNCTIONAL AND STYLISTIC ASPECT

Tavakoli Khadije

The aim of the paper is to specify and to generalize the information about stylistic characteristics of the elements of Russian and Dutch lexical-semantic field of painting. The analysis involves not only the elements of literary language but also the units of professional speech. The material promotes strengthening interdisciplinary connections, because it contains the linguistic material which is planned to help to heighten pupils` interest in the subject Visual art.

Keywords: Russian language, Dutch (Netherlands) language, lexical-semantic field, stylistic differentiation of the vocabulary and phraseology, professional vocabulary, jargonisms

 

ГОСПОДЬ ДАЛ НАМ ГЛАЗА, ЧТОБЫ ВИДЕТЬ КРАСОТУ

Юнхуэй Се

Проблема развития творческих способностей сту- дентов и креативного отношения к процессу обучения в области изобразительного искусства является на данный момент одной из важнейших для большинства педагогов. В соответствии с современными требованиями к качеству образования в процессе реализации задач обучения изобразительному искус- ству необходимо учитывать некоторые психологические аспекты обучения. Данная статья посвящена описанию опыта развития творческих способностей учащихся в процессе занятий изобразительным ис- кусством. Кроме того, здесь приводятся примеры активизации креативного, творческого мышления.

Ключевые слова: подход, школа, интерес, искус- ство, навыки, метод, обучение

MAY GOD GIVE YOU EYES, SO YOU CAN SEE THE BEAUTY

Yong Hui Xia

Students creative abilities development and their innovative attitude to the process of education in the field of visual art teaching is currently one of the most important problems for the majority of pedagogues. According to the actual requirements to education quality in the process of implementation of art education tasks, teachers should take into account some psychological aspects of education. This paper is devoted to describing students creative abilities in the process of art education. Besides, the examples of creative thinking activation are given in this article.

Keywords: approach, school, interest, arts, skills, method, education

 

СТУДЕНТЫ-ХУДОЖНИКИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В 5-7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Голуб А. А.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования практической и методической подготовки сту дентов-художников во время прохождения педагогической практики на основе сравнения индивидуального стиля преподавания изобразительного искусства в школе

Ключевые слова: педагогическая практика, методическая подготовка, индивидуальный стиль

ART STUDENTS DOING THEIR TEACHING PRACTICE IN THE MIDDLE SCHOOL, FORMS 5-7

Golub A. A.

The article is dedicated to the questions of improvement of practical and methodological training of art students during their teaching practice by comparing individual styles of teaching fine arts at school

Keywords: teaching practice, methodological preparation, individual style

 

СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. СТИЛИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЛИКТА

Сейранян М. Ю.

Одним из ключевых и актуальных вопросов современных исследований коммуникативного взаимодействия, и конфликтного дискурса в частности, является его социокультурная обусловленность. Очевидно, что целый комплекс лингвистических, социальных, культурных и прочих навыков и знаний является фактором, регулирующим поведение в реальном акте конфликтной интеракции. В этой связи представляется уместным подробно остановиться на стилях коммуникативного поведения

Ключевые слова: конфликтный дискурс, стиль, конкуренция, разрешение конфликта, намерение

SOCIOLINGUISTIC ASPECT OF CONFLICT INTERACTION. STYLES OF COMMUNICATIONS BEHAVIOR OF CONFLICT PARTIES

Seyranyan M. Yu.

One of the crucial and actual questions of modern researches into communicative interaction and in particular into conflict discourse is its social and cultural necessity. It is obvious that the whole complex of linguistic, social, cultural and other skills and knowledge serves as factors that regulate the behavior in the real act of conflict interaction. In this context, it seems appropriate to dwell on styles of communications behavior.

Keywords: conflict discourse, style, competition, conflict resolution, intention

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Кузнецов В. В.

В статье рассматривается проблема психологического сопровождения приемного ребенка в образовательном пространстве школы. Основной задачей психологического сопровождения приемного ребенка является его успешная интеграция в учебный коллектив, что будет способствовать его лучшему вхождению в жизнь общества

Ключевые слова: приемный ребенок, психологиче - ское сопровождение, образовательное пространство

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF AN ADOPTED CHILD IN THE SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kuznetsov V. V.

In this article the problem of psychological support of an adopted child in the school educational environment is considered. The main task of the psychological support of an adopted child is his successful integration into the educational team which will help him to join the society life better.

Keywords: adopted child, psychological support, educational environment

 

ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гуслякова Н. И., Симонова М. Ж.

Определяется актуальность исследования проблемы индивидуализации обучения. Рассматривается ряд теоретических подходов к технологии индивидуализации обучения в рамках российской научной психологической школы.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуаль - но-психологические различия, индивидуализация обучения, социализация, тьюторское сопровождение

THE PROBLEM OF INDIVIDUALIZATION OF LEARNING: THE ACTUAL CONTEXT OF STUDY

Guslyakova N. I., Simonova M. Zh.

The article defines the importance of studying the individualization of learning and analyses a number of theoretical approaches to the individualization of learning technology in the Russian psychological science.

Keywords: individuality, individual and psychological differences, individualization of learning, socialization, tutor support

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗВИТИИ ИХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Землянская Е. Н., Ботова Л. М.

Статья посвящена рассмотрению роли метода проектов в развитии лидерских качеств обучающихся. Раскрывается потенциал социальных и творческих проектов в воспитании лидера. Приводятся примеры проектов, реализуемых в организациях дополнительного образования.

Ключевые слова: метод проектов, дополнительное образование, социальный проект, творческий проект, воспитание, лидерские качества

THE ROLE OF STUDENTS SOCIAL AND CREATIVE PROJECTS FOR DEVELOPING THEIR LEADERSHIP SKILLS

Zemlyanskaya E. N., Botova L. M.

The article is devoted to the role of the project method in the development of students leadership skills. The potential of social and creative projects in the leader education is fulfilled. The examples of projects implemented in additional education institutions are cited.

Keywords: project method, additional education, social project, creative project, education, leadership qualities

 

ТРЕНИНГ КАК МЕТОД РАЗРУШЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

Азизова А. Р.

В статье рассматривается вопрос о влиянии эт- нокультурных стереотипов на межкультурный диалог. Обоснован один из методов снижения этнокультурных стереотипов, а также рассмотрены цели, технологии и ожидаемые результаты этнокультурного тренинга

Ключевые слова: этнокультурный тренинг, этнокультурный стереотип, межкультурный диалог

TRAINING AS A METHOD OF BREAKING ETHNO-CULTURAL STEREOTYPES

Azizova A. R.

This article deals with the influence of ethno-cultural stereotypes on intercultural dialogue. One of the methods of erasing the ethno-cultural stereotypes is explained as well as the aims, technologies and the expected result of the ethno-cultural training are studied.

Keywords: ethno-cultural training, ethno-cultural stereotype, intercultural dialogue

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-РАЧИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Файзалиев Дж. Х., Назаров Дж. Ш.

В статье рассматривается формирование эко номи ко-рачительного отношения к результатам труда в творчестве таджикско-персидских мыс- лителей Средневековья, а также их влияние на развитие и процветание экономики, достижение вы- соких ступеней развития существующего метода хозяйствования

Ключевые слова: домострой, развитие и процветание экономики, метод хозяйствования, условия жизни, ремесло, распределение труда, потребность, товар, услуг, специализация труда, сотрудничество, толерантность, общественные связи

FORMATION OF ECONOMICAL AND EFFICIENT RELATION TO LABOR OUTCOME IN WORKS OF TAJIK-PERSIAN THINKERS OF MEDIEVAL

Fayzaliev J. Kh., Nazarov J. Sh.

Formation of economical and efficient relation to labor outcome in works of Tajik-Persian thinkers of medieval and also economics development and prosperity, achievement of high phase development of existing methods of management are discussed in this article

Keywords: the Household Management Code, economic development and prosperity, methods of management, life condition, handicraft, labor distribution, need, goods, service, specialization of labor, cooperation, tolerance, public relations

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИР САЙИДА АЛИ ХАМАДОНИ

Абдурахимов К. С.

В статье рассматривается вопрос о жизни и твор- честве великого философа, ученого, поэта и богослова Востока XIV в. Мир Сайида Али Хамадони. Автор, анализируя творческую деятельность великого мыслителя, основное внимание уделяет роли и значению его произведений для формирования и вос- питания молодого поколения

Ключевые слова: творческое наследие, источники исследования, духовная ценность, внутренняя красота, мудрость, нравственная и духовная красота

MIR SAYID ALI HAMADONIS LIFE AND CREATIVE WORK

Abdurahimov K. S.

The article deals with the life and creative work of the great philosopher, scientist, poet and theologian of the Orient of the XIV age Mir Sayid Ali Hamadoni. Analyzing creative activity of the great thinker, the author places emphasis on the role and importance of his works in the process of formation and upbringing the young generation.

Keywords: artistic legacy, research sources, moral values, inner beauty, wisdom, moral and spiritual beauty

 

НЕПРИЯТИЕ ВОЙН И ПРИЗЫВЫ К МИРУ И ТОЛЕРАНТНОСТИ - ЛЕЙТМОТИВ ТВОРЧЕСТВА ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Комили А. Ш., Файзалиев Дж. Х.

В статье рассматриваются особенности межлич- ностных отношений, строящихся на основе толерантности, а также призывы к миру и толерант- ности из произведений таджикско-персидских мыс- лителей Средневековья.

Ключевые слова: гуманизм, культура, миротворец, толерантность, мир, согласие, личность, социаль- ная зрелость, духовное состояние, межличностные отношения, религия, терпимость, дружба, справедливость, гостеприимство, иноверец

WARS REJECTION AND CALLS FOR PEACE AND TOLERANCE AS A LEITMOTIF OF WORKS OF TAJIK-PERSIAN THINKERS OF MEDIEVAL

Komili A. Sh., Fayzaliev J. Kh.

The article deals with peculiarities of interpersonal relationships based on tolerance as well as with calls for peace and tolerance in works of Tajik-Persian thinkers of Medieval.

Keywords: humanism, culture, peacemaker, tolerance, peace, concord, personality, social maturity, spiritual order, interpersonal relationships, religion, indulgence, friendship, justice, hospitality, adherent of a different faith

 

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАРТИНА ЛЮТЕРА (на примере произведения «О светской власти»)

Горовая А. В.

Статья посвящена мировоззренческим позициям Мар- тина Лютера по вопросу организации власти. Используя психолого-исторический анализ, предпринята попытка заглянуть в суть его концептуальных утверждений, выявить их качественные характеристики.

Ключевые слова: концепция разделения властей, Мартин Лютер, этатизм, Реформация

THE HISTORICAL AND PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF MARTIN LUTHERS POLITICAL WORLDVIEW (by the example of the work About temporal power)

Gorovaya A. V.

The article is devoted to Luthers comprehension the nature of temporal power. Using historical and psychological analysis, an attempt was undertaken to examine the meaning of his conceptual statements, to clearly determine their qualitative characteristics.

Keywords: conception of separation of powers, Martin Luther, etatism, Reformation

 

ВОЗДВИЖЕНСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА Н.Н. НЕПЛЮЕВА

Фейзрахманова Т. Б.

В статье подробно описывается опыт Воздвиженской сельскохозяйственной школы. Применяемые в школе методы и формы воспитания и обучения могут оказаться полезными педагогамсовременникам, работающим в авторских школах

Ключевые слова: Н. Неплюев, авторская школа, трудовые братства, нравственное воспитание

N.N. NEPLUEVS VOZDVIZHENSK AGRICULTURE SCHOOL

Feyzrakhmanova T. B.

The article describes in detail the experience of Vozdvizhensk agricultural school. The methods and forms of education and training used at school may be useful for teachers, currently working at experimental schools.

Keywords: N. Nepluev, experimental school, labor fellowships, moral upbringing

 

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДВОРЯНСКИХ ЖЕНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ XIX - НАЧАЛА ХХ В.

Хохлова М. Ю.

Статья посвящена рассмотрению проблем становления и развития исторического образования в женских учебных заведениях России XIX - начала ХХ в. Автором изучаются ведущие методы обучения истории в условиях становления методики преподавания как научной дисциплины

Ключевые слова: образование, система женских учебных заведений, историческое образование

DEVELOPMENT OF HISTORY EDUCATION IN THE CONTEXT OF NOBLE WOMEN`S EDUCATION IN THE 19TH - BEGINNING OF 20TH CENTURY

Khokhlova M. Yu.

The article is devoted to the considering of problems of development of history education in the noble women`s schools in Russia in the 19th - beginning of 20th century. The author studies the main methods of the teaching history in the forming of the methodology as science.

Keywords: education, system of women\'s school, history education

 

КАЗАЧЬЯ ЭМИГРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МАНЬЧЖУРИИ В 1920-1945 ГГ. НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Чапыгин И. В.

В статье рассматриваются основные этапы изучения казачьей эмиграции на территории Маньчжу- рии (Северо-Восточного Китая) в 1920-1945 гг. Автор предлагает краткий анализ отечественной и зарубежной литературы по теме за период с 1920 г. по настоящее время.

Ключевые слова: казачество, эмиграция, Маньчжу- рия, Северо-Восточный Китай, историография

COSSACK EMIGRATION IN MANCHURIA IN 1920-1945. SOME RESULTS OF THE STUDY

Chapygin I. V.

The article represents the main stages of the exploration of the Cossack emigration in Manchuria (North- Eastern China) in 1920-1945s. The author offers a brief analysis of the domestic and foreign literature on the subject for the period from 1920 to the present.

Keywords: the Cossacks, emigration, Manchuria, North-Eastern China, historiography

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В. Ф. СЕМЕНОВА

Дворецкая И. А., Симонова Н. В.

Статья посвящена истории становления и развития научной школы профессора В. Ф. Семенова (заведующего кафедрой Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина) и формированию ее основных направлений. Прослеживается преемственность традиций как в научноисследовательской деятельности кафедры, так и в педагогической работе со студенческой аудиторией.

Ключевые слова: научная школа, античность и средние века, переходные периоды средневековой истории, концепция синтеза, генезис феодализма, генезис капитализма

PROFESSOR V. F. SEMENOVS SCHOOL OF THOUGHT

Dvoretskaya I. A., Simonova N. V.

This article is devoted to the history of establishing and development of V. F. Semenovs school of thought (head of the Department at Moscow State Pedagogical Institute n. a. V. I. Lenin) and to the formation of its main directions. The succession of the traditions has been traced in the research activity of the department as well as in the pedagogical work with the students.

Keywords: school of thought, the Antiquity and the Middle Ages, transition periods of the Middle Ages, conception of synthesis, genesis of the feudalism, genesis of the capitalism

 

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Ильин Г. Л.

Дошкольное образование рассматривается как стадия развития общества, на которой отсутствует школьное образование. Особым предметом исторического анализа становится определение дошкольного образования, переход от дошкольного состояния к школьному, появление фигуры учителя и роль школы в развитии ребенка и общества. Делается вывод о необходимости учета дошкольного развития ребенка как спектра разнообразных интересов, которые при переходе к школьному обучению ограничиваются учебны- ми, но при этом не теряют возможности проявления.

Ключевые слова: дошкольное образование, исторический анализ, общественное состояние, появление учителя, эволюция учителя, переход к школьному образованию, конфликт семьи и школы, внешколь- ное образование

PRESCHOOL EDUCATION IN THE HISTORICAL CONTEXT

Ilyin G. L.

Preschool education is considered as a stage in the development of society that doesnt have schooling. A special subject of historical analysis is to determine the preschool education, the transition from preschool condition to the school condition, the emergence of the figure of the teacher and the schools role in the development of the child and the society. The conclusion is drawn about necessity of taking into account child preschool development as a range of various interests, which are being limited to educational ones at transition to schooling, but which dont lose the possibility of manifestation.

Keywords: preschool education, historical analysis, social status, appearance of teacher, evolution of teacher, transition to school education, conflict of family and school, out-of-school education