Язык

Журнал «Наука и школа», №3 за 2019 год

(ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

УДК 82.09+821.161.1
ББК 83.3(2=411.2)52-8Пушкин А.С.
«ПОВЕСТЬ ИЗ РИМСКОЙ ЖИЗНИ» А. С. ПУШКИНА
М. И. Никола
Аннотация.
В статье рассматривается «Повесть из римской жизни» А. С. Пуш-
кина, над которой он работал в последние годы жизни (1833–1836). Произведение
осталось незаконченным, но сохранился план автора ко всей повести. Автор ста-
тьи, опираясь на имеющийся фрагмент повести и ее общий план, показывает глу-
бину и значимость авторского замысла, экспериментальный характер поэтики
текста. В статье уделено особое внимание многообразию традиций, творчески
использованных автором, в первую очередь, античной традиции. Так, автор де-
лает главным героем повести римского писателя Петрония, ставшего жертвой
деспотии императора Нерона. Пушкин при создании этого характера опирает-
ся на свидетельства римского историка Тацита, однако развивает и обогащает
интерпретацию этого исторического персонажа, жившего в I в. н. э. В статье
показано также творческое использование Пушкиным мениппеи Петрония, его ро-
мана «Сатирикон». Автор статьи видит как в выборе героя, так и в характере
поэтики повести отражение растущего драматизма в мироощущении Пушкина
последних лет его жизни.
Ключевые слова: Пушкин, «Повесть из римской жизни», античная традиция, Та-
цит, Петроний, «Сатирикон».
“A TALE OF ROMAN LIFE” BY A. S. PUSHKIN
M. I. Nikola
Abstract.
The article considers Alexander Pushkin’s prose piece ‘A Tale of Roman Life’
which he had been writing in the last years of his life (1833–1836). Though the work remained
unfinished, the outline of the whole text, drafted by the author himself was kept.
The author of the article, based on the available fragment of the story and its General plan,
shows the depth and significance of the author’s idea, the experimental nature of the poetics
of the text. The article pays special attention to the variety of traditions creatively used by
the author, first of all, the ancient tradition. Thus, the author makes the main character of
the novel Roman writer Petronius, who became a victim of the despotism of Emperor Nero.
Pushkin in creating this character is based on the evidence of the Roman historian Tacitus
but develops and enriches the interpretation of this historical character who lived in the
first century ad. The article also shows Pushkin’s creative use of Petronius’s menippea, his novel „Satyricon”. The author of the article sees both the choice of the hero and the character
of the poetics of the story as a reflection of the growing drama in Pushkin’s attitude of
the last years of his life.
Keywords: Pushkin, “A Tale of Roman Life”, classical tradition, Tacitus, Petronius,
“Satyricon”.

Никола Марина Ивановна, доктор филологических наук, профессор Кафедры Всемирной ли-
тературы Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: nikola7352@mail.ru
Nikola Marina I., ScD in Philology, Professor, World Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: nikola7352@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.06.2019
The article was received on 04.06.2019

УДК 821.161.1
ББК 83.3(2 Рос=Рус)
ОБРАЗ НИКОЛЬСКОГО СОБОРА В РОМАНЕ
Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Е. В. Иванова
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению роли Никольского собора в художе-
ственной структуре романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Анализируется сцена
молебна перед Бородинским сражением. Подчеркивается роль образа Кутузова в за-
щите родины.
Ключевые слова: историко-литературный процесс, Никольский собор, образ свя-
того Николая, патриотическое чувство, основа народной стойкости, художествен-
ная роль пейзажа.
THE IMAGE OF ST. NICHOLAS CATHEDRAL IN L. N. TOLSTOY’S
NOVEL “WAR AND PEACE’’
E. V. Ivanova
Abstract.
The article considers the role of St. Nicholas Cathedral in the artistic structure
of Leo Tolstoy’s novel War and Peace. The scene of the prayer service before the Borodino
battle is analyzed. The role of the image of Kutuzov in protecting the homeland is
emphasized.
Keywords: historical and literary process, St. Nicholas Cathedral, the image of St. Nicholas,
patriotic feeling, the basis of people’s resistance, the artistic role of the landscape.

Иванова Елена Владиславовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры русской ли-
тературы ХХ–ХХI веков Института филологии Московского педагогического государственного
университета
e-mail: ev.ivanova@mpgu.su
Ivanova Elena V., PhD in Philology, Associate Professor, Russian Literature of the XX–XXI centuries
Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
e-mail: ev.ivanova@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 11.03.2019
The article was received on 11.03.2019

УДК 821
ББК 83
СОВРЕМЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ XXI ВЕКА
(на примере творчества русскоязычных писателей Республики Татарстан)
Т. М. Колядич
Аннотация.
Статья посвящена анализу и сопоставильному анализу современных
национальных (татарских) произведений на русском языке в контексте многонаци-
онального литературного процесса Российской Федерации. Так, в частности, выяв-
ляются изобразительные приемы, проблематика, историзм произведений татар-
ских русскоязычных писателей: Ш. И. Идиатуллина (триллер «Убыр» (2012), роман
«Город Брежнев» (2017)) и Гузель Яхиной (роман «Зулейха открывает глаза» (2016),
роман «Дети мои» (2018)).
Ключевые слова: литература народов России, Поволжье, современная татарская
литература, современная российская литература.
MODERN NATIONAL RUSSIAN-LANGUAGE LITERATURE IN THE LITERARY CONTEXT OF THE XXI CENTURY
(on the example of the work of Russian-speaking writers of the Republic of Tatarstan)
T. M. Kolyadich
Abstract.
The article deals with the analysis and comparative analysis of modern national
(Tatar) works in Russian in the context of the multinational literary process of the Russian
Federation. Thus, in particular, visual techniques, problems, and historicism of the works
of Tatar Russian-speaking writers are revealed: Sh. I. Idiatullina (thriller “Ubyr” (2012),
the novel “The City of Brezhnev” (2017)) and Guzel Yakhina (the novel “Zuleikha opens her
eyes” (2016), the novel „My Children” (2018)).
Keywords: literature of the peoples of Russia, Volga region, modern Tatar literature, modern
Russian literature.

Колядич Татьяна Михайловна, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры
русской литературы XX–XXI веков Института филологии Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: tm.kolyadich@mpgu.su
Kolyadich Tatiana M., ScD in Philology, Professoρ, Russian literature of the XX–XXI centuries
Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: tm.kolyadich@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 20.06.2019
The article was received on 20.06.2019

УДК 82.09+821.111
ББК 83.3(4Вел)6
ТЕМА ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ В РОМАНЕ ПЕНЕЛОПЫ ФИЦДЖЕРАЛЬД «НАЧАЛО ВЕСНЫ»
В. Н. Ганин
Аннотация.
В статье анализируется роман «Начало весны» известной английской
писательницы Пенелопы Фицджеральд. События книги разворачиваются в России
перед Первой мировой войной. Так как Фицджеральд всегда с большой любовью отно-
силась к русской культуре и по уровню духовности ставила ее выше английской, то
и тема духовных исканий героев занимает в произведении центральное место. Рас-
крытие темы связано с четырьмя главными героями: Фрэнком, Нелли, Селвином
и Лизой. Селвин и Лиза выступают в романе как источники духовного влияния, а
объектами этого влияния оказываются Фрэнк и Нелли. По мере развития сюже-
та обнаруживается, что изменения, которые произошли в Нелли под воздействием
Селвина, носили поверхностный характер, и женщина быстро разочаровывается
в идеях, внушенных ей наставником. Более сложно и скрытно протекает духовная
эволюция Фрэнка. Присущий ему практицизм и скептицизм препятствует духов-
ному становлению. Однако Лизе, появившейся в качестве воспитательницы детей
в доме, удается вначале разбудить в нем плотские страсти и, выведя его из привыч-
ного равновесия, заложить основу для последующих изменений внутреннего мира.
Ключевые слова: творчество П. Фицджеральд, образ России в британской лите-
ратуре, тема духовных исканий в литературе, роман «Начало весны».
SPIRITUAL QUEST THEME IN PENELOPE FITZGERALD’S NOVEL “THE BEGINNING OF SPRING”
V. N. Ganin
Abstract.
The article analyzes Penelope Fitzgerald’s novel “The Beginning of Spring”.
Fitzgerald is a well-known English writer. The events of the book take place in Russia
before the First World War. Since Fitzgerald always treated Russian culture with great
love and put it above English in terms of spirituality, the theme of the character’s spiritual
quest is central in the work of literature. The disclosure of the topic is associated with four
main characters: Frank, Nelly, Selwyn, and Lisa. Selwyn and Lisa appear in the novel as
sources of spiritual influence, and Frank and Nellie are the objects of this influence. As the
story progresses, it turns out that the changes that occurred in Nelly under the influence of
Selwyn were superficial, and the woman quickly became disillusioned with the ideas inspired by her mentor. More difficult and covertly proceeds the spiritual evolution of Frank.
His practicality and skepticism impede spiritual formation. However, Lisa, who appeared
as an educator for children in the house, succeeds in first waking the sensual passions in
him, and then breaking his usual stability, laid the foundation for subsequent changes in
the inner world.
Keywords: Penelope Fitzgerald’s novels, the image of Russia in British Literature, theme
of the spiritual quest in literature, novel “The Beginning of Spring”.

Ганин Владимир Николаевич, доктор филологических наук, профессор, профессор Кафедры
всемирной литературы Московского педагогического государственного университета
e-mail: vladgan99@yandex.ru
Ganin Vladimir N., ScD in Philology, Professor, World Literature Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: vladgan99@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 30.05.2019
The article was received on 30.05.2019

УДК 820 «19/20»
ББК 83.3(4Вел)8
ТРАДИЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В. СКОТТА В ТВОРЧЕСТВЕ Э. БУЛЬВЕР-ЛИТТОНА И У. Х. ЭЙНСВОРТА
Е. В. Сомова
Аннотация.
Статья посвящена малоисследованным романам Э. Бульвер-Литтона
и У. Х. Эйнсворта и вводит в научный оборот новый материал. Анализируются
основные принципы создания исторического повествования, традиции В. Скотта
в романах, специфика работы романистов с источниками при воссоздании истори-
ческой эпохи. В процессе анализа текста сделаны следующие выводы. Итогом раз-
мышлений Э. Бульвер-Литтона о времени и истории является идея о том, что
культура каждой отдельной эпохи зависит от культуры предшествующих циви-
лизаций. Если у В. Скотта исторический процесс связан с идеей развития, неиз-
бежной смены старого новым, то Э. Бульвер-Литтону был свойственен пессими-
стический взгляд на движение истории. Темой исторических романов Э. Бульвер-
Литтона, как правило, становится гибель эпохи. Следуя традиции В. Скотта,
Э. Бульвер-Литтон широко привлекает литературный материал и фольклор.
Поэтический язык романа связан с образностью баллад, легенд и хроник.
Романам Э. Бульвер-Литтона и У. Х. Эйнсворта свойственен усложненный хро-
нотоп, когда повествование включает ретроспекцию в историческое прошлое. Это
дает возможность представить широкое эпическое полотно, воссоздающее своео-
бразие природы, образ жизни и нравы, духовную культуру переходной исторической
эпохи в преломлении восприятия героя. Художественное осмысление исторического
процесса в романах позволяет выявить своеобразие исторической концепции писа-
телей в этико-философской системе Англии XIX в.
Ключевые слова: исторический роман, жанр, традиция, историографический ис-
точник, историческое повествование.
TRADITION OF V. SCOTT’S HISTORICAL NOVEL IN THE WORKS OF E. BULWER-LITTON AND W. H. AINSWORTHE
E. V. Somova
Abstract.
The article deals with the little-studied novels of E. Bulwer-Lytton and William
H. Ainsworth and introduces new material into scientific circulation. The article analyzes
the basic principles of creating a historical narrative, the traditions of W. Scott in novels, the
specifics of the work of novelists with sources during the reconstruction of a historical era. In the process of text analysis, the following conclusions have been made. The result of E. Bulwer-
Lytton’s reflections on time and history is the idea that the culture of each individual era
depends on the culture of previous civilizations. If W. Scott’s historical process is associated
with the idea of development, the inevitable change of the old to the new, then E. Bulwer-
Lytton was characterized by a pessimistic view of the movement of history. The theme of the
historical novels of E. Bulwer-Lytton, as a rule, is the death of the era. Following the tradition
of V. Scott, E. Bulwer-Lytton widely attracts literary material and folklore. The poetic
language of the novel is associated with figurative ballads, legends, and chronicles.
The novels of E. Bulwer-Lytton and William H. Ainsworth are characterized by a complicated
chronotop when the narrative includes retrospection into the historical past. This
makes it possible to present a broad epic canvas, recreating the originality of nature, lifestyle,
and customs, the spiritual culture of the transitional historical epoch in terms of
the perception of the character. The artistic understanding of the historical process in the
novels makes it possible to identify the originality of the historical concept of writers in the
ethical-philosophical system of England in the XIX century.
Keywords: historical novel, genre, tradition, historiografic sources, historiografic
narration.

Сомова Елена Викторовна, доктор филологических наук, доцент, профессор Кафедры всемирной
литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: shalot1@rambler.ru
Somova Elena V., ScD in Philology, Professor, World Literature Department, Institute of Philology,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: shalot1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 10.06.2019
The article was received on 10.06.2019

УДК 070
ББК 76.01
К ВОПРОСУ О ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕРВЬЮ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
А. В. Мажура, Е. Д. Тимофеева
Аннотация.
В статье рассматривается понятие «интервью» с точки зрения мето-
дологического и жанрового подходов. Приводятся различные классификации интер-
вью, предлагаемые ведущими отечественными учеными. Поднимается вопрос о жан-
ровой идентификации интервью в современной теории журналистики, выделяются
его функции, задачи, особенности.
Ключевые слова: интервью, интервью как метод сбора информации, интервью
как жанр журналистского творчества, классификация журналистских жанров.
ON THE ISSUE OF GENRE CLASSIFICATION OF INTERVIEWS IN JOURNALISM
A. V. Mazhura, E. D. Timofeeva
Abstract.
The article considers the concept of „interview” in terms of methodological and
genre approaches, as a method of obtaining information and as a genre of journalism.
Various classifications of interviews offered by leading Russian scientists are presented.
The article analyzes the question of the genre identification of interviews in the modern
theory of journalism and highlights its functions, tasks, and features.
Keywords: interview, interview as a method of collecting information, interview as a genre
of journalism, classification of journalistic genres.

Мажура Анастасия Викторовна, старший преподаватель Кафедры журналистики и медиаком-
муникаций Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педаго-
гического государственного университета
e-mail: afefelkina@gmail.com
Mazhura Anastasia V., Senior Lecturer, Journalism and Media Communications Department, Institute
of Journalism, Communications and Media Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: afefelkina@gmail.com
Тимофеева Екатерина Дмитриевна, бакалавр Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования
Московского педагогического государственного университета
e-mail: ekaterina.timofeeva16@mail.ru
Timofeeva Ekaterina D., bachelor student, Institute of Journalism, Communications and Media
Education, Moscow Pedagogical State University
e-mail: ekaterina.timofeeva16@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.05.2019
The article was received on 27.05.2019

УДК 82.0
ББК 76.01
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: К ТЕОРИИ ВОПРОСА
Т. Н. Владимирова
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы жанровой классификации худо-
жественно-публицистической журналистики. Изменение каналов распростране-
ния информации привело к расширению диапазона предметно-тематического изо-
бражения: политика, идеология, экономика, культура, спорт, текущие события.
Представлены основные модели распространения информации.
Ключевые слова: художественно-публицистическая журналистика, классифика-
ция жанров, модели распространения информации.
JOURNALISM: TO THE THEORY OF THE QUESTION
T. N. Vladimirova
Abstract.
The article deals with the issues of the genre classification of journalism. Changes
in the channels of information spread have led to an expansion of the range of subjectspecific
images: politics, ideology, economics, culture, sports current events. The article
presents the main models of information spread.
Keywords: journalism, classification of genres, models of information spread.

Владимирова Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доктор педагогических
наук, профессор, директор Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования,
про-
ректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного универ-
ситета, член Союза журналистов России
e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su
Vladimirova Tatiana N., PhD in Philology, ScD in Education, Professor, Director of the Institute
of Journalism, Communications and Media Education, Vice-Rector for Public Relations, Moscow
Pedagogical State University, Member of the Union of Journalists of Russia
e-mail: tn.vladimirova@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 15.04.2019
The article was received on 15.04.2019

УДК 372.881.161.1
ББК 74.268.1Рус
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
О. И. Артеменко, П. М. Гасанова, Т. М. Буйских
Аннотация.
В статье описаны социальные функции русского языка с учетом его
конституционного статуса, проблемы, связанные с организацией образовательной
деятельности в школах в условиях реализации нового законодательства, в части
изучения русского языка в качестве предмета «Родной язык (русский)». Раскрыва-
ется методический потенциал интерактивных методов в обучении этнически не
русских детей, детей – носителей иной (не русской) культуры, слабо владеющих или
не владеющих государственным языком Российской Федерации. Показано, что ис-
пользование в учебном процессе интерактивных методов позволяет учитывать осо-
бенности психофизиологии обучающихся, специфику мышления, развивая все виды
речевой деятельности, формируя положительный мотив к процессу обучения.
Ключевые слова: конституционный статус языков, русский язык, интерактив-
ные методы, образовательная деятельность.
MODERN PEDAGOGICAL INNOVATIONS WHEN STUDYING RUSSIAN
O. I. Artemenko, P. M. Gasanova, T. M. Buyskikh
Abstract.
The article presents the social functions of the Russian language in view of its
constitutional status, problems associated with the organization of educational activities
in schools in the context of the implementation of the new legislation, in terms of learning
the Russian language as a subject “Mother tongue (Russian)”. The methodical potential of
interactive methods in teaching ethnically non-Russian children and children of a different
(non-Russian) culture, who are poor at the state language of the Russian Federation
is identified. It is shown that the use of interactive methods in the learning process allows
considering the characteristics of the psychophysiology of students, the specifics of thinking,
developing all types of speech activity, forming a positive motive to the learning process.
Keywords: constitutional status of languages, Russian, interactive methods, educational
activity.

Артеменко Ольга Ивановна, кандидат биологических наук, член-корреспондент РАЕН (гео-
политика), директор Научно-исследовательского центра национальных проблем образования
Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ
e-mail: inpo_rus@mail.ru
Artemenko Olga I., PhD in Biology, corresponding member, Russian Academy of Natural Sciences
(geopolitics), director, Research center for national problems of education, Federal institute
of development of education Russian Presidential Academy of National Economy and Public
Administration
e-mail: inpo_rus@mail.ru

Гасанова Патимат Магомед-Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, главный науч-
ный сотрудник Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Феде-
рального институт развития образования Российской академии народного хозяйства и госу-
дарственной службы при Президенте РФ
e-mail: gasanova-pm@ranepa.ru
Gasanova Patimat M., ScD in Education, professor, Senior researcher, Research center for national
problems of education, Federal institute of development of education, Presidential Academy of
National Economy and Public Administration
e-mail: gasanova-pm@ranepa.ru
Буйских Татьяна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русско-
го языка и культуры речи Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова
e-mail: tabu111@yandex.ru
Buyskikh Tatyana M., PhD in Philology, associate professor, Russian language and speech culture
Department, Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: tabu111@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.06.2019
The article was received on 11.06.2019

УДК 372.853
ББК 74.262.22
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
А. Б. Дамбуева, Д. К. Чимитова
Аннотация.
В настоящее время одним из мониторинговых исследований являет-
ся исследование компетенций учителей, проводимое по инициативе Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки с 2015 г. На федеральном уровне
проведены исследования компетенций учителей русского языка, математики и
истории. Основная цель исследования заключается в выявлении профессиональных
затруднений у учителей и оказании методической поддержки в дальнейшем. В бу-
дущем планируется, что исследование компетенций учителей станет одной из со-
ставляющих национальной системы учительского роста. В статье описан опыт
проведения исследования компетенций учителей физики на региональном уровне,
приведены результаты и их анализ. Результаты исследования позволяют диффе-
ренцировать уровень компетенций учителей по заявленным блокам, однако имеют-
ся и ограничения, в частности, не все виды компетенций можно оценить заданиями
и вопросами.
Ключевые слова: исследование компетенций учителей, компетенция, методиче-
ская подготовка, предметная подготовка, психолого-педагогическая подготовка.
STUDY OF PHYSICS TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION
A. B. Dambueva, D. K. Chimitova
Abstract.
Currently, one of the monitoring studies is the study of the competences of teachers,
conducted at the initiative of the Federal Service for Supervision in Education and
Science since 2015. At the federal level, studies of the competencies of teachers of Russian
language, mathematics, and history have been conducted. The main goal of the research is
to identify the professional difficulties of teachers and provide methodological support in
the future. It is planned that the study of teacher competencies will become one of the components
of the national system of teaching development. The article describes the experience
of conducting a study of the competences of physics teachers at the regional level, presents
the results and their analysis. The results of the study allow to differentiate the level of competence of teachers according to the stated blocks, however, there are limitations, in
particular, not all types of competencies can be assessed by tasks and questions.
Keywords: study of teachers’ competence, competence, methodical preparation, subject
preparation, psychological and pedagogical preparation.

Дамбуева Альбина Борисовна, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник от-
дела оценки качества образования ГБУ «Региональный центр обработки информации и оценки
качества образования», Улан-Удэ
e-mail: abain76@list.ru
Dambueva Albina B., PhD in Physical and Mathematics, Associate Professor, head of the Department
of education quality assessment, State budget institution „Regional Center for Information Processing
and Education Quality Assessment”, Ulan-Ude
e-mail: abain76@list.ru
Чимитова Джамиля Кимовна, доктор исторических наук, профессор, директор ГБУ «Регио-
нальный центр обработки информации и оценки качества образования», Улан-Удэ
e-mail: chimitova.dk@mail.ru
Chimitova Dzhamilya K., ScD in History, Professor, chief specialist, State budget institution „Regional
Center for Information Processing and Education Quality Assessment”, Ulan-Ude
e-mail: chimitova.dk@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.03.2019
The article was received on 18.03.2019

УДК 373.3
ББК 74.202.4
БЕЗОТМЕТОЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Е. Н. Землянская
Аннотация.
В статье обсуждаются достоинства и недостатки балльной отме-
точной системы в начальном образовании. Особое внимание уделяется безотметоч-
ному обучению и процедуре организации оценивания в первом классе. Раскрываются
принципы безотметочного обучения. Доказывается, что использование безотме-
точного обучения предполагает иное построение учебной работы на уроке и иных
компетенций учителя. Обосновывается идея технологии безотметочного оценива-
ния младших школьников: организация процесса обучения, нацеленного на формиро-
вание основ учебной деятельности детей. Обсуждается значение безотметочного
обучения для развития учебной самостоятельности у младших школьников и орга-
низации учебного взаимодействия на уроке.
Ключевые слова: оценка, отметка, начальное образование, учебная деятельность,
безотметочное оценивание.
NON-GRADED ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS IN PRIMARY SCHOOL
E. N. Zemlyanskaya
Abstract.
The article considers the advantages and disadvantages of the grade point system
in primary education. Special attention is paid to non-graded education and the procedure
for organizing assessment in the first form. The principles of non-graded learning are
defined. It is proved that the use of non-graded learning implies a different construction of
educational work in the classroom and other teacher competencies. The idea of the technology
of unbiased assessment of younger schoolchildren is substantiated: the organization of
the learning process aimed at forming the basis for children’s learning activities. The article
dwells upon the importance of non-graded learning for the development of educational
autonomy among younger students and the organization of educational interaction in the
classroom.
Keywords: assessment, mark, elementary education, learning activities, non-graded
assessment.

Землянская Елена Николаевна, заведующая Кафедрой теории и практики начального образо-
вания Московского педагогического государственного университета
e-mail: en.zemlyanskaya@mpgu.su
Zemlyanskaya Elena N., Chairperson, Theory and Practice of Primary Education Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: en.zemlyanskaya@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 28.02.2019
The article was received on 28.02.2019

УДК 372.862
ББК 74.263.2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
А. Н. Шкура, Л. Г. Зверева
Аннотация.
В статье анализируются практические методы и формы развития
исследовательского потенциала обучающихся посредством активного использова-
ния в учебном процессе решения различных исследовательских задач на всех уровнях
освоения курса «Информатика и ИКТ». Изучен педагогический опыт использования
исследовательской деятельности в общем курсе общеобразовательной школы «Ин-
форматика и ИКТ». На примере используемых видов исследовательской деятельно-
сти показаны пути взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса,
что является неотъемлемой частью преподавания информатики. Рассматривае-
мый метод обучения ведет к успешной ориентации в информационном простран-
стве, а также делается акцент на перспективах развития информатики как учеб-
ной отрасли в целях повышения информационной культуры школьников. В статье
выделяется мысль о том, что исследовательская деятельность способствует повы-
шению мотивации учащихся к изучению информатики.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, задание, проект-исследование,
реализация ФГОС.
RESEARCH ACTIVITY IN COMPREHENSIVE SCHOOL, IN THE PROCESS OF MASTERING THE COURSE „INFORMATICS AND ICT”: THE PRACTICAL ASPECT
A. N. Shkura, L. G. Zvereva
Abstract.
The article analyzes the practical methods and forms of developing the students’
research potential through the active use of solving various research problems at all
levels of development of the course „Informatics and ICT”. The pedagogical experience of
using research activities in the General course of secondary school „Informatics and ICT”
is studied. On the example of the used types of research activities the ways of interaction
between the participants of the educational process are presented, which is an integral part
of teaching Informatics. The considered method of training leads to a successful orientation in the information space, and also focuses on the prospects of development of Informatics
as an educational industry in order to improve the information culture of students. The
article highlights the idea that research activities contribute to increasing the motivation of
students to study computer science.
Keywords: research activity, task, research project, implementation of Learning standards.

Зверева Лариса Геннадиевна, кандидат экономических наук, кафедра математики и информа-
тики Ставропольского государственного педагогического института
e-mail: Bdeh@mail.ru
Zvereva Larisa G., PhD in Economics, Mathematics and Informatics Department, Stavropol State
Pedagogical Institute
e-mail: Bdeh@mail.ru
Шкура Александр Николаевич, студент 5-го курса Ставропольского государственного педаго-
гического института, филиал в г. Буденновске
e-mail: Bdeh@mail.ru
Shkura Alexander Ν., 5th year student, Stavropol State Pedagogical Institute, a branch in Budennovsk
e-mail: Bdeh@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.03.2019
The article was received on 27.03.2019

УДК 378.02:37.016
ББК 74.48
ИЗУЧЕНИЕ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ФИЛОЛОГА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Е. О. Непоклонова, Л. И. Харченкова
Аннотация.
В данной статье рассматриваются проблемы преподавания клас-
сических языков в диахронии и синхронии, описывается специфика преподавания
латинского и древнегреческого языков с эпохи Античности до нашего времени. Об-
ращается внимание на взаимосвязи философии, науки и господствующей модели
образовательного процесса на каждом из этапов развития культуры на примере
влияния атомистической научной программы Демокрита на зарождение пер-
вых методов и подходов к изучению языка. Данные взаимосвязи прослеживаются
также в эпоху Средневековья и Нового времени. Особое внимание уделяется новым
требованиям к образовательному процессу в настоящее время. В соответствии с
современными тенденциями в филологической науке лингводидактические модели
обучения должны учитывать межпредметные связи в сфере филологии. С точки
зрения авторов, пересечение общих предметных полей лингвистики и литературо-
ведения, увеличение роли компаративистики и ее методологического потенциала
требуют свободного владения несколькими языками, в том числе и древними, на-
пример, латинским и греческим, а также понимания того, как устроены языки. По
мнению авторов, современное преподавание древних языков требует моделирования
исследовательских ситуаций, в связи с чем основу методики преподавания древних
языков должны составить лингвистические задачи и эвристические задания, ком-
ментированное чтение, анализ текста, использование данных корпусной лингви-
стики. Авторы статьи обращают внимание на рост мирового и отечественного
олимпиадного движения в области языкознания, в частности, в области изучения
древних языков. Отечественная методика подготовки к лингвистическим олимпи-
адам обладает, по мнению авторов статьи, большим потенциалом для развития
методики преподавания древних языков. Описанные методические идеи и приемы
могут быть использованы для формирования языковой компетенции современных
студентов-филологов.
Ключевые слова: древние языки, латинский язык, греческий язык, рефлексия, мето-
ды обучения, языковая компетенция, комментирование, анализ текста, лингвисти-
ческие олимпиады, познавательная активность.

THE STUDY OF ANCIENT LANGUAGES AS A BASIS FOR FORMING GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE PHILOLOGIST IN THE CULTURAL AND HISTORICAL ASPECT OF LANGUAGE STUDY
E. O. Nepoklonova, L. I. Harchenkova
Abstract.
This article considers the issues of teaching classical languages in diachrony and
synchrony, describes the specifics of teaching Latin and ancient Greek languages from the era
of antiquity to our time. Attention is drawn to the relationship of philosophy, science and the
dominant model of the educational process at each of the stages of cultural development on
the example of the influence of the atomic science program of Democritus on the emergence
of the first methods and approaches to the study of language. These relationships can also be
traced in the era of the Middle Ages and the New Age. Particular attention is paid to the new
requirements for the educational process at the present time. In accordance with modern trends
in philology, lingua-didactic learning models should take into account interdisciplinary communication
in the field of philology. From the authors’ point of view, the intersection of general
subject fields of linguistics and literary criticism, the increasing role of comparative studies and
its methodological potential require fluency in several languages, including the ancient ones,
such as Latin and Greek, as well as understanding how languages are structured. According to
the authors, modern teaching of ancient languages requires the modeling of research situations,
and therefore the basis of methods of teaching ancient languages should be linguistic tasks and
heuristic tasks, commented text reading and analysis, the use of corpus linguistics data. The
authors of the article pay attention to the growth of the world and national Olympic movement
in the field of linguistics, in particular, in the field of studying ancient languages. According to
the authors, the domestic method of preparing for linguistic Olympiads has great potential for
the development of methods of teaching ancient languages. The described methodological ideas
and techniques can be used to form the language competence of modern students of philology.
Keywords: ancient languages, Latin, Greek, reflection, teaching methods, language competence,
commenting, text analysis, linguistic Olympiads, cognitive activity.

Непоклонова Елена Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
и литературы ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет»,
г. Санкт-Петербург
e-mail: elenaneocom@gmail.com
Nepoklonova Elena O., PhD in Education, Associate Professor, Russian Language and Literature
Department, Russian State Hydrometeorological University, Saint-Petersburg
e-mail: elenaneocom@gmail.com
Харченкова Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского
языка и литературы ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический универ-
ситет», г. Санкт-Петербург
e-mail: lih116@mail.ru
Harchenkova Ludmila I., ScD in Education, Professor, Russian Language and Literature Department,
Russian State Hydrometeorological University, Saint-Petersburg
e-mail: lih116@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.06.2019
The article was received on 10.06.2019

УДК 378.1
ББК 74.268.1
АНАЛИЗ ПРОБНЫХ РАБОТ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2019 ГОДУ
Э. В. Егорова, Е. И. Крашенинникова,
Н. А. Крашенинникова
Аннотация.
Основной государственный экзамен по английскому языку призван
стать обязательным в ряде пилотных регионов уже в 2020 г. В связи с этим авторы
ставят целью проанализировать пробные работы выпускников 9-х классов и обра-
тить внимание школьных учителей, родителей и самих школьников на проблемные
моменты, ведущие к потере баллов. Авторы проанализировали 300 пробных работ,
выполненных учащимися на пробном экзамене в 2019 г. в Ульяновске и Ульяновской
области. При рассмотрении работ авторы использовали методы анализа, сравне-
ния и описания. Результаты работы заключаются в том, что авторы выявили
основные недочеты в выполнении, оформлении и структурировании задания 33
«Личное письмо» основного государственного экзамена по английскому языку. Резуль-
таты исследования могут быть применены на курсах повышения квалификации
учителей иностранного языка или при подготовке экспертов предметной комиссии.
Ключевые слова: основной государственный экзамен по английскому языку, лич-
ное письмо, структура письма, правила оформления, контрольные измерительные
материалы.
BASIC STATE EXAM IN THE ENGLISH LANGUAGE: TEST WORKS ANALYSIS (ULYANOVSK REGION-2019)
E. V. Egorova, E. I. Krasheninnikova,
N. A. Krasheninnikova
Abstract.
Basic state exam in English is to become obligatory in a number of pilot regions
in 2020. In this regard, the authors aim to analyze the test work of the 9th grade graduates
and to pay attention of school teachers, parents and schoolchildren themselves to the
problematic points leading to loss of points during the exam. The authors analyzed 300 test
works written by the students during a test exam in Ulyanovsk and the Ulyanovsk region in 2019. When reviewing the works, the authors used methods of analysis, comparison and
description. The authors identified the main shortcomings in implementation, design and
structuring of task 33 “Personal letter” of the basic state exam in English. The results of the
study can be applied in teacher training courses or in the training of subject matter experts.
Keywords: Basic state exam in English, Personal letter, letter structure, rules for writing
a letter, testing and assessment materials.

Егорова Элеонора Валериевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского
языка для профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный универ-
ситет»
e-mail: eleanor_63@mail.ru
Egorova Eleonora V., PhD in Philology, Associate Professor, English Language for Professional Activity
Department, Ulyanovsk State University
e-mail: eleanor_63@mail.ru
Крашенинникова Екатерина Ивановна, студент бакалавриата кафедры английской лингвисти-
ки и перевода, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»
e-mail: katekrash98@mail.ru
Krasheninnikova Ekaterina I., bachelor student, English Linguistics and Translation Department,
Ulyanovsk State University
e-mail: katekrash98@mail.ru
Крашенинникова Наталья Александровна, кандидат технических наук, доцент, заведующий
кафедрой английского языка для профессиональной деятельности, ФГБОУ ВО «Ульяновский
государственный университет»
e-mail: kna.73@mail.ru
Krasheninnikova Natalia A., PhD in Engineering, Associate Professor, Chairperson, English Language
for Professional Activity Department, Ulyanovsk State University
e-mail: kna.73@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.04.2019
The article was received on 10.04.2019

УДК 372.881.111.1
ББК 74.268.1
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)
К. Ю. Иванова
Аннотация.
Данная статья посвящена особенностям обучения иноязычной пись-
менной речи на профильном уровне. Представлена характеристика профильного
обучения, характеризующегося углубленным изучением иностранного языка и блока
филологических дисциплин. Проведен анализ типичных ошибок учащихся в пись-
менных заданиях единого государственного экзамена; отражены данные анкетного
опроса, направленного на установление интересов старших подростков в области
письменного общения. Выявлены особенности обучения иноязычной письменной речи
в профильной школе, обоснована возможность использования информационно-ком-
муникационных технологий для развития умений письменной речи учащихся про-
фильного класса.
Ключевые слова: профильное обучение, иноязычная письменная речь, письменное
общение, дискурсивные умения, информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ).
FEATURES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGE WRITING IN A SPECIALIZED SCHOOL (PHILOLOGICAL PROFILE)
K. Yu. Ivanova
Abstract.
The article considers the features of teaching foreign language writing in senior
specialized schools (philological course). The peculiarities of the profile education, characterized
by an in-depth study of a foreign language and a block of philological disciplines
are presented. The article outlines the typical mistakes of written tasks in the Unified State
Exam, represents the data of a questionnaire survey aimed at establishing the interests of
schoolchildren in the field of written communication and substantiates the need for the use
of information and communication technologies for the development of writing skills of
students in a profile class (philological course).
Keywords: specialized training, foreign language writing, written communication, discourse,
information and communication technologies (ICT).

Иванова Ксения Юрьевна, аспирант Кафедры методики преподавания иностранных языков
иностранных языков Института иностранных языков Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: abyvera@mail.ru
Ivanova Ksenya Yu., post-graduate student, Methods of teaching foreign languages Department,
Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University
e-mail: abyvera@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.04.2019
The article was received on 09.04.2019

УДК 378
ББК 74.48
ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РУЧНОГО УЗОРНОГО ТКАЧЕСТВА
Е. Н. Корнеева
Аннотация.
В статье раскрывается роль народного творчества в образовательном
пространстве как одного из главных источников приобщения к национальной куль-
туре. Рассматривается декоративно-прикладное искусство, народное декоративно-
прикладное искусство и ремесла (женские) как средство сохранения и развития цен-
ностей народных традиций в художественном образовании. Определяется значение
компетенций по осмыслению и применению ручного ткачества в современном ма-
териальном и культурном пространстве с позиции самоидентификации человека
в современных условиях образовательного пространства как средства сохранения и
развития ценностей народных традиций.
Ключевые слова: художественное образование в вузе, народные традиции, основы
женских ремесел, народное декоративно-прикладное искусство, ручное узорное тка-
чество в образовательном пространстве.
TRADITIONS AND MODERN ASPECTS OF HANDMADE PATTERNED WEAVING
E. N. Korneeva
Abstract.
The article identifies the role of folk art in the educational space, as one of the
main sources of familiarizing with the national culture. Decorative and applied art, folk
arts and crafts (women’s) are considered as a means of preserving and developing the values
of folk traditions in art education. The article defines the importance of competence in
understanding and applying hand weaving in modern material and cultural space from
the standpoint of human identity in modern conditions of educational space, as a means of
preserving and developing the values of folk traditions.
Keywords: art education in high school, folk traditions, basics of women’s crafts, folk arts
and crafts, handmade patterned weaving in the educational space.

Корнеева Елена Николаевна, доцент Кафедры декоративного искусства и художественных
ремесел Художественно-графического факультета Института изящных искусств Московского
педагогического государственного университета
e-mail: en.korneeva@mpgu.su
Korneeva Elena N., Associate Professor, Decorative and Applied Arts Department, Art and Graphic
Faculty, Institute of Arts, Moscow Pedagogical State University
e-mail: en.korneeva@mpgu.su
Статья поступила в редакцию 11.12.2018
The article was received on 11.12.2018

УДК 811.161.1:372.8
ББК 74.268.19=411.2
ДЕТСКИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ МОРФЕМИКЕ
С. В. Бредихина
Аннотация.
В данной статье рассматриваются детские словообразовательные
ошибки, проявляющиеся в дошкольном возрасте, в период «словотворчества». Выявле-
ны основные причины их появления. В работе определено понятие «отрицательный»
языковой материал, его роль в изучении грамматики младшими школьниками.
В статье описано использование детских речевых ошибок с точки зрения разграниче-
ния их по фактору преодоленности или непреодоленности к началу школьного обучения.
Определено, что словообразовательные ошибки, уже преодоленные детьми, могут быть
использованы для помощи учащимся в понимании устройства языковой системы, функ-
ций корней, приставок, суффиксов, их значения; для воспитания уважения к себе как
носителю языка; для формирования у школьников эмоционально-ценностного отноше-
ния к русскому языку; для развития познавательного интереса к изучению языка.
Выявлено, что от решения вопроса о преодоленности или непреодоленности речевой
ошибки зависит конкретная цель, место и характер использования «отрицательно-
го» языкового материала как средства обучения. Словообразовательные ошибки целе-
сообразно использовать на этапе постановки учебной задачи, на этапе отработки
морфемных умений младших школьников, на этапе обобщения полученных знаний.
В работе названы некоторые приемы предупреждения запоминания речевых оши-
бок, позволяющие реализовать в практике обучения морфемике использование не-
гативного дидактического материала.
В статье определены особенности использования «отрицательного» языкового ма-
териала, содержащего детские речевые ошибки в качестве дидактического матери-
ала в обучении младших школьников морфемике.
В соответствии с функциями детских речевых ошибок и условиями их примене-
ния показан фрагмент урока русского языка, на котором были использованы слово-
образовательные ошибки, предназначенные для анализа фактов языка на этапе
тренировки, предложена общая логика работы со словообразовательными ошибка-
ми. Приведены примеры словообразовательных ошибок для этапа постановки учеб-
ной задачи на уроках обучения морфемике младших школьников.
Ключевые слова: морфемика, словообразование, грамматический строй языка,
словотворчество, словосочинительство, детские речевые ошибки, словообразова-
тельные ошибки, языковой материал, образцовый языковой материал, «отрица-
тельный» языковой материал, постановка учебной задачи.

CHILDREN’S WORD-FORMATION ERRORS AS A MEANS OF TEACHING MORPHEMICS TO YOUNGER STUDENTS
S. V. Bredihina
Abstract.
The article deals with children’s word-formation errors manifested in the preschool
years, during the period of “word creation,” and identifies the main reasons for their
occurrence.
The article also defines the concept of “negative” language material, its role in the study
of grammar by younger schoolchildren.
The article describes the use of children’s speech errors in terms of distinguishing them
by the factor of overcoming or insuperability to the beginning of school education. It is defined
that the word-formation mistakes already overcome by children can be used: to help
students in understanding the structure of the language system, the functions of roots,
prefixes, suffixes, their meaning; to foster self- esteem as a native speaker; to form students
‘ emotional and value attitude to the Russian language; to develop cognitive interest in
language learning.
The article outlines that the specific purpose, place, and nature of the use of „negative”
language material as a means of learning depends on the solution of the issue of overcoming
or insuperability of speech error. Word-formative errors should be used at the stage of
setting the educational problem, at the stage of working out the morphemic skills of younger
students, at the stage of generalization of knowledge.
The article considers some methods of preventing the memorization of speech errors that allow
implementing the use of negative didactic material in the practice of teaching morphemics.
The article defines the features of using „negative” language material containing children’s
speech errors as didactic material in teaching younger students morphemics.
In accordance with the functions of children’s speech errors and the conditions for their use, a
fragment of the Russian language lesson is presented in which word-formation errors were used
to analyze the facts of the language at the training stage and the general logic of working with
word-formation errors was proposed. Examples of word-formation errors are given for the stage
of setting the learning task in the lessons of learning the morphemics of younger schoolchildren.
Keywords: morphemics, word formation, grammatical structure of language, word creation,
word-composition, children’s speech mistakes, word-formation mistakes, language material,
exemplary language material, „negative” language material, setting the learning task.

Бредихина Светлана Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и ме-
тодики начального образования Благовещенского государственного педагогического университета
e-mail: bredihina-sveta@mail.ru
Bredihina Svetlana V., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy and methodology of primary
education Department, Blagoveshchensk State Pedagogical University
e-mail: bredihina-sveta@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.02.2019
The article was received on 18.02.2019

УДК 376.68
ББК 74.48
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ
Ю. В. Анисина
Аннотация.
В статье проанализированы основные этапы развития профессио-
нально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в военных ву-
зах России. Выделены особенности обучения в разные периоды, начиная с 1950-х гг.
по настоящее время. Отмечено влияние на процесс обучения социально-экономиче-
ских перемен, происходивших в стране и мире. В сопоставительно-типологическом
плане рассмотрены основные особенности профессионально ориентированного об-
учения русскому языку как иностранному на неязыковых факультетах вузов и в
военных вузах России, что позволило сделать вывод об общих закономерностях их
становления.
Ключевые слова: высшее образование, профессионально ориентированное обучение
русскому языку как иностранному, этапы развития, военный вуз, неязыковые фа-
культеты вузов, иностранные военнослужащие.
DEVELOPOPMENT OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN MILITARY HIGH SCHOOLS OF RUSSIA
Yu. V. Anisina
Abstract.
The article analyzes main stages of development of professionally-oriented
teaching of Russian as a second language in military high schools of Russia. Features of
education have been allocated in different historical periods from 1950s to the present time.
The influence on the learning process of socio-economic changes that took place in the country
and the world has been noted. In a comparative typological aspect, the main features
of vocational-oriented teaching of Russian as a foreign language in non-language faculties
of universities and military universities of Russia are considered that made it possible to
draw a conclusion about the general laws of their formation.
Keywords: higher education, professionally-oriented teaching of Russian as a foreign language,
stages of development, military high school, non-language university faculties, foreign
servicemen.

Анисина Юлия Викторовна, стажер Кафедры методики преподавания русского языка Москов-
ского педагогического государственного университета
e-mail: anisina@inbox.ru
Anisina Yulia V., Trainee, Russian Language Teaching Methodology Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: anisina@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 23.04.2019
The article was received on 23.04.2019

УДК 372.853
ББК 74.20
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОВЛАДЕНИЮ ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ РЕШЕНИЯ
КИНЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
А. Г. Валишева, Л. С. Амантаева
Аннотация.
 На данный момент российское государство нуждается в инженерных
кадрах. Стратегия общего образования направлена на развитие у школьников на-
чальной инженерной компетенции. За время обучения в школе учащихся необходимо
познакомить с основами инженерных знаний, чтобы вызвать у них потребность в
развитии инженерного мышления, развить интерес к процессам проектирования,
конструирования, создания технических объектов. Это необходимо для осознанно-
го выбора школьниками будущей профессии. С этой целью возникает потребность
в пересмотре существующих методик обучения. Особую роль в формировании ин-
женерного мышления у школьников занимает физика. Именно физические знания
помогают понять принципы работы технических устройств, способность их при-
менения влияет на качество создаваемого технического объекта. В статье пере-
числены существующие в настоящее время недостатки процесса обучения физике,
предпринята попытка решить некоторые из них, опираясь на теорию деятельно-
сти. Так как знания не могут быть усвоены вне деятельности, то при организации
учителем деятельности по обучению учащихся решению физических задач необходи-
мо, чтобы эта деятельность была направлена на овладение методами их решения,
которые позволяют решать множество разнообразных задач. Эти методы долж-
ны быть разработаны самими учениками. В статье описана методика обучения
школьников векторному методу решения задач по баллистике. Преимущество при-
менения данной методики при обучении физике заключается в том, что школьники
усваивают векторный метод, который позволяет им решать задачи баллистики
любой степени сложности и в короткие сроки.
Ключевые слова: школьное образование, векторный метод решения задач, обоб-
щенный способ выполнения деятельности, планирование познавательной деятель-
ности, деятельностная теория обучения.

METHODOLOGY OF TEACHING SCHOOLCHILDREN THE USE OF
THE VECTOR METHOD OF SOLVING KINEMATIC TASKS IN PHYSICS
A. G. Valisheva, L. S. Amantaeva
Abstract.
Russia currently needs engineering personnel. The strategy of general education
is aimed at developing primary engineering competence among schoolchildren. During
their school years, students need to be introduced to the fundamentals of engineering
knowledge in order to evoke the need to develop engineering thinking, to develop an interest
in the processes of design, engineering, and creation of technical objects. This is necessary
for the students to make an informed choice of their future profession. To this end, there is
a need to revise existing teaching methods. A special role in the formation of engineering
thinking in schoolchildren is played by physics. It is the knowledge that helps to understand
the principles of operating technical devices, the ability to apply them affects the
quality of the technical object being created. The article considers the currently existing
shortcomings in the process of teaching physics, and attempts are made to solve some of
them, based on the theory of activity. Since knowledge cannot be acquired without practice,
when a teacher organizes activities to teach students how to solve physical problems, it is
necessary that this activity is aimed at mastering the methods of solving them, which allow
solving many different problems. These methods must be developed by the students themselves.
The article describes the method of teaching schoolchildren to the vector method of
solving problems in ballistics. The advantage of using this technique in teaching physics is
that students learn a vector method that allows them to solve problems of the ballistics of
any degree of complexity and in a short time.
Keywords: school education, vector method of solving problems, generalized method of
performing activities, planning of cognitive activity, activity-based learning theory.

Валишева Альфия Гаптыльбаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры материа-
ловедения и технологии сварки Физико-технического факультета Астраханского государствен-
ного университета
e-mail: alpok-phys@mail.ru
Valisheva Alfiya G., PhD in Education, Associate Professor, Materials Science and Welding Technology
Department, Physics and technology Faculty, Astrakhan State University
e-mail: alpok-phys@mail.ru
Амантаева Луиза Садыховна, учитель физики ГБОУ Астраханской области «Астраханский тех-
нический лицей»
e-mail: luiza-phys@mail.ru,
Amantaeva Luisa S., Teacher of physics, Astrakhan technical Lyceum
e-mail: luiza-phys@mail.ru
Статья поступила в редакцию 04.02.2019
The article was received on 04.02.2019

УДК 372.8
ББК 74.263.2
О ВЛИЯНИИ ИНФОРМАТИКИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАТИКА И МАТЕМАТИКА
А. В. Лазаревич
Аннотация.
В статье рассмотрена связь информатики и математики, пропедевти-
ка развития навыков работы с информацией в рамках занятий информатикой с уче-
никами начальных классов на базе УМК «Информатика для всех». Изучено применение
детьми знаний, полученных на занятиях по информатике в других дисциплинах, в том
числе и на уроках математики. Рассмотрено и обосновано влияние информатики на
другие дисциплины, а также на развитие личности ребенка в ходе занятий. Приведены
конкретные примеры личностного развития детей, результаты их работ в ходе про-
веденных срезов знаний. Показано, как отражаются занятия информатикой на успе-
ваемости каждого ребенка. Перечислены виды работ детей, у которых наблюдаются
улучшение работы не только на уроках математики, но и на других предметах.
Ключевые слова: информатика в начальной школе, математика, результаты
начального общего образования, информатика.
INFLUENCE OF INFORMATICS ON THE RESULTS OF PRIMARY EDUCATION – COMPUTER SCIENCE AND MATHEMATICS
A. V. Lazarevich
Abstract.
The article considers the connection of computer science and mathematics, the propaedeutics
of the development of skills in working with information in the framework of computer
science classes with primary school students based on the teaching materials of educational
and methodical complex „Informatics for all”. The use of knowledge gained by children
in computer science classes in other disciplines, including mathematics lessons, has been studied.
The influence of computer science on other disciplines, as well as on the development of the
child’s personality during the course of classes, has been examined and substantiated. Concrete
examples of the personal development of children, the results of their work in the course of
the cuts of knowledge are given. It is shown how computer science classes are reflected in the
advances of each child. The article presents the types of work of children who have improved
performance not only in mathematics lessons but also in other subjects.
Keywords: informatics in primary school, mathematics, results of primary general education,
computer science.

Лазаревич Александра Вуядиновна, учитель начальных классов, Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Первый Московский Обра-
зовательный Комплекс»
e-mail: alexa.11m@mail.ru
Lazarevich Aleksandra V., Primary school teacher, State budgetary professional educational
institution, First Moscow Educational Complex
e-mail: alexa.11m@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.01.2019
The article was received on 16.01.2019

УДК 372.8
ББК 74.263.2
«НОВАЯ» ГРАМОТНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ КОМПОНЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л. Л. Босова, Д. И. Павлов
Аннотация.
В статье рассматриваются различные подходы к определению поня-
тия «грамотность», и в частности понятие «новая грамотность». Особое внимание
авторы уделяют такому компоненту новой грамотности, как «базовая инструмен-
тальная грамотность», и его связи с курсом информатики для начальной школы.
Опираясь на отечественные и международные исследования, в частности PISA и
PIRLS, авторы раскрывают содержание читательского, математического и вычис-
лительного компонентов базовой инструментальной грамотности и устанавли-
вают связь между этими компонентами и содержательными линиями начального
курса информатики. Авторами анализируется отечественный и международный
опыт преподавания информатики, в частности, выделяются различные подходы,
направленные на формирование компонентов базовой инструментальной грамот-
ности. Делается вывод о том, что обучение информатике младших школьников –
перспективный путь решения ряда задач, стоящих перед современным школьным
образованием.
Ключевые слова: начальная школа, информатика, грамотность, базовая инстру-
ментальная грамотность.
DEVELOPMENT OF THE COMPONENTS OF „NEW” LITERACY WHEN TEACHING INFORMATICS IN PRIMARY SCHOOL
L. L. Bosova, D. I. Pavlov
Abstract.
The article deals with various approaches to the definition of „literacy” and, in
particular, the concept of „new literacy”. The authors pay special attention to such a component
of new literacy as “basic instrumental literacy” and its connection with the informatics
course for primary school. Based on domestic and international studies, in particular,
PISA and PIRLS, the authors define the content of the reader, mathematical and computational
components of basic instrumental literacy and establish a connection between these
components and the informative lines of the initial course of computer science. The authors
analyze the domestic and international experience in the teaching of computer science, in particular, they highlight various approaches aimed at forming components of basic instrumental
literacy. It is concluded that teaching computer science to younger students is a
promising way to solve a number of tasks which modern school education is facing.
Keywords: Primary School, computer science, literacy, basic instrumental literacy.

Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, заведующий Кафедрой теории и
методики обучения математике и информатике Московского педагогического государственно-
го университета
e-mail: akulll@mail.ru
Bosova Ludmila L., ScD in Education, Chairperson, Theory and Methods of Teaching Mathematics
and Computer Science Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: akulll@mail.ru
Павлов Дмитрий Игоревич, старший преподаватель Математического факультета Московско-
го педагогического государственного университета
e-mail: dpavlov@dpavlov4ever.ru
Pavlov Dmitry I., Senior Lecturer, Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: dpavlov@dpavlov4ever.ru
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
The article was received on 17.04.2019

УДК 371.1
ББК 74.204
ИНТЕГРАЦИЯ УЧИТЕЛЕМ МНОГООБРАЗНЫХ ЗНАНИЙ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
М. А. Мазниченко, А. Н. Платонова
Аннотация.
В статье показаны возможности интеграции учителем многообразных
знаний о педагогической действительности: научных, источником которых выступа-
ет специально организованное научное исследование; обыденных, источник которых –
личный педагогический и житейский опыт индивидуального или коллективного
субъекта (учителя, семьи, этноса); мифологических, источник которых – вера; худо-
жественно-образных, получаемых посредством художественного обобщения и типи-
зации педагогических явлений и фактов. Раскрыты проблемы практического приме-
нения знаний учителем: трудности в применении научных знаний, их необоснованное
упрощение и искажение, деструктивное влияние вненаучных знаний по причине от-
сутствия их рефлексии и целенаправленного использования. Предложены методики
интеграции различных типов знаний, позволяющие предупредить возникновение та-
ких проблем (методики гуманитаризации педагогической деятельности, ее проблема-
тизации и рефлексии, генерирования новых педагогических знаний и нетрадиционных
решений педагогических проблем, стимулирования саморазвития учителя).
Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, знания о педагогической
действительности, интеграция знаний, методики интеграции.
INTEGRATION BY TEACHERS OF VARIOUS KNOWLEDGE ABOUT PEDAGOGICAL REALITY
M. A. Maznichenko, A. N. Platonovа
Abstract.
The article shows the possibility of integration by a teacher of diverse knowledge
about the pedagogical reality: scientific, the source of which is a specially organized scientific
research; everyday ones, the source of which is personal pedagogical and everyday experience
of an individual or collective subject (teacher, family, ethnic group); mythological,
the source of which is faith; artistic and figurative, obtained through artistic generalization
and typing of pedagogical phenomena and facts. The problems of practical application of
knowledge by a teacher are revealed: difficulties in the application of scientific knowledge,
their unreasonable simplification and distortion, the destructive influence of extra-scientific
knowledge due to the lack of their reflection and purposeful use. Methods of integrating various types of knowledge have been proposed, which can prevent the emergence of such
problems (methods of humanizing pedagogical activity, its problematization and reflection,
generating new pedagogical knowledge and innovative solutions to pedagogical problems,
encouraging teacher self-development).
Keywords: teacher, pedagogical activity, knowledge of pedagogical reality, integration of
knowledge, methods of integration.

Мазниченко Марина Александровна, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагоги-
ческого и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Maznichenko Marina A., ScD in Education, Associate Professor, Pedagogical and Psychological and
Pedagogical Education Department, Sochi State University
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Платонова Анастасия Николаевна, учитель иностранного языка НОУ «Гимназия «Школа бизне-
са» г. Сочи, аспирант Сочинского государственного университета
e-mail: cat_sochi@inbox.ru
Platonova Anastasia N., foreign language teacher, Gymnasium “School of Business” Sochi, postgraduate
student, Sochi State University
e-mail: cat_sochi@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 25.03.2019
The article was received on 25.03.2019

УДК 376.33
ББК 74.5
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Е. Г. Речицкая, А. В. Дзюбань
Аннотация.
Предметом статьи является изучение особенностей овладения сти-
хотворным текстом младшими школьниками с нарушением слуха. В статье пред-
ставлен анализ программного и методического обеспечения процесса обучения дан-
ной категории обучающихся, дается описание спроектированной многокомпонент-
ной модели изучения и выявленной в результате проведенной экспериментальной
работы уровневой характеристики овладения стихотворным текстом школьника-
ми с нарушением слуха в сравнении с нормально слышащими детьми. Обосновыва-
ется необходимость специального комплексного подхода к изучению стихов в услови-
ях инклюзивного обучения.
Ключевые слова: особенности овладения стихотворным текстом, смысл текста,
уровни и средства речевой выразительности, многокомпонентная модель, характе-
ристика динамических особенностей, продуктивность запоминания, учащиеся с на-
рушением слуха, особые образовательные потребности, инклюзивное обучение.
FEATURES OF MASTERING A POETIC TEXT BY THE YOUNGER PUPILS WITH HEARING IMPAIRMENT
E. G. Rechitskaya, A. V. Dziuban
Abstract.
The article analyzes the peculiarities of mastering the poetic text by younger
schoolchildren with hearing impairment. The article presents an analysis of the software
and methodological support of the learning process of this category of students, describes
the designed multicomponent model of training and the level characteristics of learning of
a poetic text identified by hearing impaired students as compared to normal hearing children
as a result of the conducted experimental work. The necessity of a special integrated
approach to the study of poetry in the context of inclusive education is substantiated.
Keywords: features of mastering a poetic text, the meaning of the text, levels and means of
speech expressiveness, multicomponent model, characteristic of dynamic features, productivity
of memorizing, pupils with hearing impairment, special educational needs, inclusive
education.

Речицкая Екатерина Григорьевна, кандидат педагогических наук, профессор Кафедры инклю-
зивного образования и сурдопедагогики Московского педагогического университета
e-mail: elisvesta@mail.ru
Rechitskaya Ekaterina G., PhD in Education, Professor, Inclusive education and deaf and dumb
pedagogy Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: elisvesta@mail.ru
Дзюбань Александра Владимировна, ассистент кафедры специальной педагогики и психоло-
гии Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры Северного Арктического
федерального университета имени М. В. Ломоносова; аспирант Кафедры инклюзивного обра-
зования и сурдопедагогики Дефектологического факультета Института детства Московского
педагогического государственного университета
e-mail: a.dzyuban@narfu.ru
Dziuban Aleksandra V., Assistant, Special Pedagogy and Psychology Department, Higher School of
Psychology, Pedagogy and Physical Culture, M.V. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University,
Postgraduate student, Inclusive education and deaf and dumb pedagogy Department, Defectology
Faculty, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
e-mail: a.dzyuban@narfu.ru
Статья поступила в редакцию 07.03.2019
The article was received on 07.03.2019

УДК 372.893:379.8
ББК 74.266.3+79.1
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ: ТОЧКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ НАУК
М. В. Короткова
Аннотация.
Статья посвящена методологическому анализу взаимодействия двух
научных дисциплин – методики преподавания истории и музейной педагогики. Ав-
тор предлагает методологические подходы к определению предмета обеих наук и
определяет их педагогическую природу. Близость двух педагогических дисциплин
«Методика преподавания истории» и «Музейная педагогика» определяется тем об-
стоятельством, что как в школе, так и в современном музее четко реализуются
два вида познавательной деятельности: учебная и внеучебная (досуговая), или допол-
нительное образование. В статье также рассматриваются принципы и факторы
процесса обучения истории в контексте выявления общей основы и специфики двух
дисциплин. Среди факторов современного процесса обучения автор выдвигает цели
обучения, содержание исторического образования, познавательные возможности
учащихся, современный урок и результаты обучения. Все эти факторы автор рас-
сматривает с позиций обоих дисциплин.
Ключевые слова: методика преподавания истории, музейная педагогика, цели об-
учения, содержание исторического образования, школьный учебник, познавательные
возможности ученика, результаты обучения, школьный урок, музейный урок.
MUSEUM PEDAGOGY AND METHODS OF TEACHING HISTORY: POINTS OF INTERACTION OF TWO SCIENCES
M. V. Korotkova
Abstract.
The article deals with the methodological analysis of the interaction of two scientific
disciplines – methods of teaching history and museum pedagogy. The author suggests
methodological approaches to the definition of the subject of both sciences and defines
their pedagogical nature. The proximity of the two pedagogical disciplines „methods of
teaching history” and „museum pedagogy” is considered by the fact that both at school and
in the modern museum two types of cognitive activity are clearly realized: academic and
extracurricular (leisure) or additional education. The article also considers the principles
and factors of the process of learning history in the context of identifying a common basis and specificity of two disciplines. Among the factors of the modern learning process, the
author puts forward the goals of learning, the content of historical education, the cognitive
abilities of students, the modern lesson and the learning outcomes. All these factors are
considered by the author from the standpoint of both disciplines.
Keywords: methods of history teaching, museum pedagogy, goals of teaching, the content
of history education, school textbook , student’s cognitive abilities, learning outcomes,
school lesson, museum lesson.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Кафедры методики
преподавания истории, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика» Инсти-
тута истории и политики Московского педагогического государственного университета
e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Methods of teaching History Department, Head of the
creative laboratory „Museum Pedagogy”, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: markor13@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.04.2019
The article was received on 18.04.2019

УДК 377
ББК 74.47
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ИСКУССТВОМ: ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ
П. Б. Беккерман, А. А. Давыдова, Т. Е. Беккерман
Аннотация.
В данной статье авторы рассуждают о необходимости использовать
потенциал занятий предметами из области «Искусство» с целью профессиональ-
но-творческого роста учащейся молодежи. По их мнению, возможности для этого
представляются, главным образом, в системе дополнительного художественного
образования, а для успеха данной миссии важно в полной мере учитывать как осо-
бенности учебного процесса в данном образовательном секторе, так и индивиду-
альность молодых людей. Следуя главным принципам отечественной педагогики,
а также положениям о педагогической поддержке, авторы предлагают в качестве
нового подхода личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, которое
гарантирует создание соответствующей среды и условий. Все вышесказанное, по
их мнению, будет способствовать профессионально-творческому развитию обуча-
ющихся всех академических ступеней – от среднего профессионального до высшего
профессионального образования – через занятия музыкой и участие в конкурсных
мероприятиях.
Ключевые слова: творческое развитие молодежи, дополнительное образование, пе-
дагогическая поддержка, возрастные особенности обучающихся, занятия вокалом,
функции дополнительного образования, просветительство, воспитание рекреация,
фестивали искусств.
PROFESSIONAL AND CREATIVE GROWTH OF STUDENTS IN ART CLASSES: POSSIBILITIES AND THE NEED
P. B. Bekkerman, A. A. Davydova, T. E. Bekkerman
Abstract.
The article considers the need to use the potential of studying subjects from the
field of „Art” for the purpose of professional and creative growth of young students. In the
author’s opinion, the opportunities for this are mainly in the system of supplementary art
education, and for the success of this mission, it is important to fully consider both the characteristics
of the educational process in this educational sector and the individuality of young
people. Following the main principles of national pedagogy, as well as the provisions on pedagogical support, the authors propose as a new approach personality-oriented pedagogical
support, which guarantees the creation of an appropriate environment and conditions.
All of the above mentioned, in their opinion, will contribute to the professional and creative
development of students of all academic levels – from secondary vocational to higher vocational
education – through music lessons and participation in competitive events.
Keywords: creative development of young people, additional education, pedagogical support,
age characteristics of students, vocal lessons, functions of additional education, enlightenment,
education of recreation, arts festivals.

Беккерман Павел Борисович, кандидат педагогических наук, магистрант Кафедры музыкаль-
ного искусства Института культуры и искусств Московского городского педагогического уни-
верситета
e-mail: pavelbek@mail.ru
Bekkerman Pavel B., PhD in Education, master student, Musical art Department, Institute of culture
and arts, Moscow City Pedagogical University
e-mail: pavelbek@mail.ru
Давыдова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ис-
кусств и художественного творчества Российского государственного социального университета
e-mail: adavidova70@mail.ru
Davydova Anna A., PhD in Education, Associate professor, Arts and artistic work Department, Russian
State Social University
e-mail: adavidova70@mail.ru
Беккерман Татьяна Евгеньевна, внештатный научный сотрудник негосударственного образо-
вательного учреждения «Московский социально-педагогический и институт»
e-mail: tatapa88@gmail.com
Bekkerman Tatiana E., Freelance researcher, Non-governmental Educational Institution “Moscow
Social-Pedagogical Institute”
e-mail: tatapa88@gmail.com
Статья поступила в редакцию 21.03.2019
The article was received on 21.03.2019

УДК 74.3
ББК 376.3
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУРДОПЕДАГОГИЧЕСКОМ
АСПЕКТЕ
В. В. Линьков, И. А. Каташев
Аннотация.
В статье рассматриваются проблемы развития содержания и форм про-
фессионального образования, возникающие в условиях интенсификации социальных и
экономических изменений. В сурдопедагогическом аспекте определяются трудности и
особенности профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха. В развитии про-
фессионального образования дифференцируются направления, связанные с расширением
числа профессий, доступных для лиц с нарушениями слуха, осуществлением полипро-
фильной подготовки, освоением метапрофессиональных знаний и приемов самоорганиза-
ции. Профессиональная подготовка глухих и слабослышащих обучающихся предполагает
разнообразные виды и формы деятельности, среди которых особая роль в современный
период отводится конкурсам профессионального мастерства. Подчеркивается необходи-
мость в процессе освоения профессиональных компетенций для лиц с нарушениями слуха
изучения этических норм и овладения профессионально-коммуникативными умениями.
Уточняются возможности решения проблемы когнитивного дефицита путем стиму-
ляции когнитивного развития в практике профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная деятельность,
направления профессионального образования, формы профессиональной подготовки,
профессиональная коммуникация, полипрофильная подготовка, метапрофессио-
нальные знания, конкурсы профессионального мастерства, нравственное развитие,
когнитивная стимуляция, сурдопедагогика.
DIRECTIONS OF DEVELOPING PROFESSIONAL EDUCATION IN DEAF AND DUMB PEDAGOGY
V. V. Linkov, I. A. Katashev
Abstract.
The article deals with the problems of developing the content and forms of vocational
education that arise in the context of the intensification of social and economic changes.
In the deaf-and-dumb pedagogy, the difficulties and peculiarities of vocational training
for people with hearing impairment are defined. In the development of vocational education,
the areas associated with the expansion of the number of professions accessible to people with hearing impairment, the implementation of multi-disciplinary training, the development of
meta-professional knowledge and self-organization techniques are differentiated. Professional
training for deaf and hearing impaired students involves a variety of types and forms
of activity, among which a special role in the modern period is given to professional skill
contests. The article emphasizes the need for people with hearing impairment in the process
of mastering the professional competencies of studying ethical norms and mastering professional
communication skills. The possibilities of solving the problem of the cognitive deficit
by stimulating cognitive development in the practice of vocational education are clarified.
Keywords: professional education, professional activity, professional education directions,
professional training forms, professional communication, multi profile training, cross-professional
knowledge, professional skills competitions, moral development, cognitive stimulation,
deaf and dumb pedagogy.

Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, профессор Кафедры инклюзивного
образования и сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета
e-mail: 888977@mail.ru
Linkov Viktor V., PhD in Philosophy, Professor, Inclusive education and deaf-and-dumb pedagogy
Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 888977@mail.ru
Каташев Илья Александрович, заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагоги-
ки ГБПОУ «Образовательный комплекс «Юго-Запад», г. Москва
e-mail: KatashevIA@ok-sw.ru
Katashev Ilya A., Chairperson, Special and inclusive Pedagogy Department, State budget professional
educational institution, Moscow „Educational complex “Yugo-Zapad”
e-mail: KatashevIA@ok-sw.ru
Статья поступила в редакцию 31.01.2019
The article was received on 31.01.2019

УДК 376.3
ББК 74.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Е. Ю. Рау, А. С. Чайкина
Аннотация.
В статье авторы приводят данные теоретического анализа специаль-
ной литературы об истоках развития и преемственности в логопедии идей о семей-
ной психолого-педагогической реабилитации заикающихся дошкольников с целью обо-
снования актуальности и целесообразности развития данного направления в насто-
ящее время. Рассматриваются различные научные подходы, выделяются факторы
риска появления, развития заикания, а также коммуникативных аспектов его про-
явления. Обобщаются теоретические предпосылки семейно-ориентированного подхо-
да при устранении заикания у дошкольников, а также оптимальные педагогические
условия для его реализации.
Данный подход обосновывается примерами из научных исследований, от классиче-
ского периода начала-– середины XX века (в работах И. А. Сикорского, Г. Д. Неткачева,
Э. Фрешельса, В. А. Гиляровского, представителей профессиональной династии
Ф. А.и Е. Ф. Рау, Н. А. Власовой, Р. Е. Левиной и других), до новейших разработок
XXI века (в работах Ю. Б. Некрасовой, Н. Л. Карповой, Е. Ю. Рау, А. В. Голубиной,
А. С. Чайкиной и других), в которых высказывались идеи и описывались системы семейно-
ориентированной психолого-педагогической коррекции заикающихся. Однако, по мне-
нию авторов, данное направление на современном этапе недостаточно разработано
в плане отсутствия описания принципов, этапов, технологий, условий, отраженных
в специальной программе семейной психолого-педагогической реабилитации заикаю-
щихся дошкольников.
На основании теоретико-аналитического исследования авторы обосновывают ак-
туальность создания специальной программы, опираясь на междисциплинарный пси-
холого-педагогический подход, в основе которого - создание специальных условий для фор-
мирования коррекционно-речевой, коммуникативной микросреды как на логопедиче-
ских занятиях, так и в семье.
Учитывая представленный в статье материал теоретического анализа в рам-
ках междисциплинарных исследований, авторы, подчеркивая актуальность и новиз-
ну данного подхода, делают основной вывод о том, что для его развития необходима
интеграция логопедических и психокоррекционных технологий в системе преодоле-
ния заикания у дошкольников.
Ключевые слова: коррекция заикания у дошкольников, логопсихокоррекция, семей-
ное окружение, структура заикания, коммуникация.

THEORETICAL BASIS OF A FAMILY-ORIENTED PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REHABILITATION PROGRAM FOR STUTTERING PRESCHOOLERS
E. Yu. Rau, A. S. Chaykina
Abstract.
The article presents the data of a theoretical analysis of the special literature on the
origins of development and continuity in speech therapy of ideas about family psychological
and pedagogical rehabilitation of stuttering preschoolers in order to substantiate the relevance
and feasibility of developing this area at the present time. Various scientific approaches are
considered, the risk factors for the occurrence and development of stuttering, as well as the
communicative aspects of its manifestation, are highlighted. The theoretical background of
the family-oriented approach in the elimination of stuttering in preschool children is summarized,
as well as the optimal pedagogical conditions for its implementation.
This approach is substantiated by examples from scientific studies, from the classical period
of the beginning to the middle of the 20th century (in the works of I. A. Sikorsky, G. D.
Netkachev, E. Freschels, V. A. Gilyarovsky, representatives of the professional dynasty of
F. A. and E. F. Rau, N. A. Vlassova, R. E. Levina and others), up to the latest developments
of the XXI century (in the works of Yu. B. Nekrasova, N. L. Karpova, E. Yu. Rau, A. V. Golubina,
A. S. Chaikina and others), in which ideas were expressed and the systems of family-
oriented psychological and pedagogical correction of stutterers were described. However,
according to the authors, this trend at the present stage is not sufficiently developed in terms
of the absence of a description of the principles, stages, technologies, and conditions reflected
in the special program of family psychological and pedagogical rehabilitation for stuttering
preschoolers.
On the basis of theoretical and analytical research, the authors substantiate the relevance
of creating a special program based on an interdisciplinary psychological and pedagogical
approach, based on the creation of special conditions for the formation of a correctional speech,
communicative microenvironment both in speech therapy sessions and in the family.
Considering the material presented in the article on the theoretical analysis in the framework
of interdisciplinary research, the authors, emphasizing the relevance and novelty of
this approach, make the main conclusion that its development requires the integration of
speech therapy and psycho-correction technologies in the system for overcoming stuttering
in preschool children.
Keywords: stuttering treatment in preschool children, logo-psycho-correction, family environment,
stuttering structure, communication.

Рау Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, профессор Кафедры логопедии Москов-
ского педагогического государственного университета
e-mail: elena.j.rau@gmail.com
Rau Elena Yu., PhD in Education, Professor, Speech-language Pathology Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: elena.j.rau@gmail.com
Чайкина Анастасия Сергеевна, аспирант Кафедры логопедии Московского государственного
педагогического университета
e-mail: chaykina.logoped@gmail.com
Chaykina Anastasiya S., Post-graduate student, Speech-language Pathology Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: chaykina.logoped@gmail.com
Статья поступила в редакцию 11.04.2019
The article was received on 11.04.2019

УДК 377.5
ББК 74.40
ОБУЧЕНИЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЯ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Ю. А. Кузнецов
Аннотация.
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасного управления ав-
томобилем лицами пожилого и старческого возраста. Психофизиологические и фи-
зические изменения, происходящие с возрастом в организме человека, ухудшают его
возможности по управлению автомобилем. Устойчивое демографическое старение
населения увеличивает количество таких водителей, что снижает общую безопас-
ность дорожного движения. Обучение лиц пожилого и старческого возраста тре-
бует особого подхода, учитывающего все их слабые стороны и позволяющего полнее
использовать сильные. В статье описывается разработанная автором программа
обучения и переподготовки таких водителей. Она состоит из нескольких этапов,
которые помогают решить возникающие с возрастом психологические, медицинские
и психофизиологические проблемы водителя, а также облегчить его теоретическое
и практическое обучение, выработать индивидуальные практические рекомендации
для безопасного управления автомобилем.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, геронтология, обучение води-
теля, автошкола, водители пожилого и старческого возраста.
TRAINING AND RETRAINING OF ELDERLY DRIVERS
Yu. A. Kuznetsov
Abstract.
The article deals with the problem of ensuring safe driving for people of elderly
and senile age. Psychophysiological and physical changes that occur with age in the human
body impair his ability to drive a car. Sustained demographic aging of the population
increases the number of such drivers, which reduces the overall road safety. Training the
elderly and senile age people requires a special approach that takes into account all their
weaknesses and allows them to fully use their strengths. The article presents the training
and retraining program developed by the author for such drivers. It consists of several
stages that help to solve psychological, medical and psycho-physiological problems of the
driver arising with age, as well as to facilitate his theoretical and practical training, to
develop individual practical recommendations for safe driving.
Keywords: road safety, gerontology, driver training, driving school, elderly drivers.

Кузнецов Юрий Александрович, кандидат технических наук, директор по учебной части ав-
тошколы «Мустанг»
e-mail: George.kuz@mail.ru
Kuznetsov Yuriy A., PhD in Engineering, Educational Director, Driving School “Mustang”
e-mail: George.kuz@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.03.2019
The article was received on 18.03.2019

УДК 37.012.6
ББК 74.26
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПАЛИТРА ПИГМЕНТОВ РАСТЕНИЙ»
О. Е. Зимогляд, Ю. С. Иванова, А. А. Никитина, Е. Н. Шамитова
Аннотация.
Как бы ни казалась нам фраза, что дети – это наше будущее, изби-
той и банальной, она всегда будет иметь глубочайший смысл. Уже с раннего воз-
раста необходимо вовлекать детей в такой важный процесс, как обучение, чтобы
уже через несколько лет увидеть в их лице настоящих профессионалов своего дела,
на замену нам. Мы должны донести до детей, что сегодня наука – это не скучный,
отвлекающий от игр процесс в компании с кучей книжек, а увлекательное занятие,
которое помогает найти ответы на важнейшие вопросы. Для этого, как нам ка-
жется, желательно преподносить информацию доступно и интересно.
Ключевые слова: пигменты, методы педагогики, школьники, наука, хроматография.
BUSINESS GAME “THE PALETTE OF PLANT PIGMENTS”
O. E. Zimoglyad, Ju. S. Ivanova, A. A. Nikitina, E. N. Shamitova
Abstract.
No matter how banal the phrase that children are our future may seem it will
always have the deepest meaning. From the very early age, it is necessary to involve children
in such an important process as education, so that after a few years, we can see in
them the real professionals in their field to replace us. We need to convey to children that
today science is not a boring process distracting from games in a company with a bunch
of books, but an exciting activity that helps to find answers to important questions. In our
view, to do this it is desirable to present information in an accessible and interesting way.
Keywords: pigments, methods of pedagogy, schoolchildren, science, chromatography.

Зимогляд Олеся Евгеньевна, ординатор кафедры фармакологии, клинической фармакологии
и биохимии Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова
e-mail: zimoglyadinna@mail.ru
Zimoglyad Olesya E., Resident physician, Pharmacology, clinical pharmacology and biochemistry
Department, I. N. Ulyanov Chuvash State University
e-mail: zimoglyadinna@mail.ru
Иванова Юлия Сергеевна, ординатор кафедры фармакологии, клинической фармакологии и
биохимии Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова
e-mail: Julia19999ivanova19999@yandex.ru
Ivanova Julia S., Resident physician, Pharmacology, clinical pharmacology and biochemistry
Department, I. N. Ulyanov Chuvash State University
e-mail: Julia19999ivanova19999@yandex.ru
Никитина Анастасия Андреевна, ординатор кафедры фармакологии, клинической фармаколо-
гии и биохимии Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова
e-mail: NastyaRB1999@yandex.ru
Nikitina Anastasia A., Resident physician, Pharmacology, clinical pharmacology and biochemistry
Department, I. N. Ulyanov Chuvash State University
e-mail: NastyaRB1999@yandex.ru
Шамитова Елена Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры фармакологии,
клинической фармакологии и биохимии Чувашского государственного университета имени
И. Н. Ульянова
e-mail: shamitva@mail.ru
Shamitova Elena N., PhD in Biology, Associate Professor, Pharmacology, clinical pharmacology and
biochemistry Department, I. N. Ulyanov Chuvash State University
e-mail: shamitva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.04.2019
The article was received on 10.04.2019

УДК 379.8
ББК 79.1+74.200.58
РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЯ КАК ЭТНО-ОБЪЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ
(на примере Интерактивного музея карельской культуры на базе ГКУ «Дом дружбы Ленинградской
области»)
М. В. Ватагина, В. И. Колесов
Аннотация.
В современной России сформирован общественный запрос на возрожде-
ние и развитие системы патриотического воспитания молодежи в новых жизнен-
ных реалиях. Саморазвивающиеся интерактивные музеи национальной культуры
рассматриваем как этно-объекты и площадки для освоения «прорывных техноло-
гий» в патриотическом воспитании молодежи через комплексное, многоуровневое
изучение культурного наследия на основе интеллектуального освоения националь-
ных эпосов, в сочетании с прикладными практиками по традиционным видам на-
родного искусства.
Ключевые слова: патриотическое воспитание молодежи, традиционное народное
искусство, национальный эпос, социальная реконструкция общества, новое видение
мира, «культурно-генетический код», декоративно-прикладное искусство, «лоскут-
ное шитье».
THE ROLE OF THE INTERACTIVE MUSEUM AS AN ETHNO-OBJECT IN THE FORMATION OF PATRIOTIC EDUCATION IN RUSSIA
(On the example of the Interactive Museum of Karelian Culture on the basis of the state institution „House of Friendship of the Leningrad Region”)
M. V. Vatagina, V. I. Kolesov
Abstract.
Public demand for the revival and development of the system of patriotic education
of young people in new life realities has been formed in modern Russia. Self-developing
interactive museums of national culture are considered as ethnic objects and platforms for
mastering “breakthrough technologies” in the patriotic education of young people through a
comprehensive, multi-level study of cultural heritage based on the intellectual development
of national epics, combined with applied practices in traditional folk art.

Keywords: patriotic education of young people, traditional folk art, national epics, social
reconstruction of society, new world view, “cultural-genetic code”, decorative and applied
art, “patchwork sewing”.

Ватагина Марина Вениаминовна, кандидат экономических наук, руководитель Интерактивного
музея карельской культуры на базе Дома дружбы Ленобласти, МОО «Карельское содружество»
e-mail: agro_pushkin@mail.ru
Vatagina Marina V., PhD in Economics, Head of the Interactive Museum of Karelian Culture on the
basis of the Leningrad Region Friendship House, an International public organization „Karelian
Commonwealth”
e-mail: agro_pushkin@mail.ru
Колесов Владимир Иванович, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, про-
фессор, профессор кафедры педагогики, психологии и переводоведения Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики, Заслуженный работник высшей школы Рос-
сийской Федерации
e-mail: vi_kolesov@mail.ru
Kolesov Vladimir I., PhD in Economics, ScD in Education, Professor, Pedagogy, Psychology, and
Translation Studies Department, St. Petersburg University of Management Technologies and
Economics, Honored Worker of Higher School of the Russian Federation
e-mail: vi_kolesov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 18.02.2019
The article was received on 18.02.2019

УДК 376
ББК 74.5
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Л. Г. Михальчёва
Аннотация.
Статья посвящена проблеме обучения чтению детей младшего школь-
ного возраста, испытывающих трудности в учебном процессе. В последние десяти-
летия в общеобразовательных школах неуклонно растет число детей, специфиче-
ские особенности развития которых квалифицируются как «общее недоразвитие
речи». Данное нарушение серьезно препятствует освоению школьных знаний и не
может быть скомпенсировано ребенком самостоятельно без посторонней помощи.
Автор характеризует основные направления и наиболее популярные методики обу-
чения чтению детей с общим недоразвитием речи. Раскрыты системы воздействия,
принципы, методы, приемы работы педагога, обучающего детей с дислексией. По-
казаны разнообразные научные методы и приемы работы, раскрывающие взгляд
на проблему обучения детей с общим недоразвитием речи с различных авторских
позиций. Отмечается важность для коррекционной педагогики оптимизации кор-
рекционно-логопедического обучения детей с нарушениями речи, методического обе-
спечения учебного процесса.
Ключевые слова: специальное образование, коррекционная педагогика, общее недо-
развитие речи, младшие школьники, дислексия.
THE CURRENT STATE OF METHODS OF TEACHING READING TO CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT
L. G. Mikhalcheva
Abstract.
The article deals with the problem of teaching reading to children of primary
school age who experience difficulties in the educational process. The number of children
with “general speech underdevelopment” has been steadily increasing recently. This violation
seriously impedes the development of school knowledge and can’t be compensated by
the child without help. The author describes the main directions and the most popular
methods of teaching reading to children with general speech underdevelopment. The systems
of influence, principles, techniques, methods of work of teaching children with dyslexia
have been revealed. The article presents a variety of scientific methods and techniques of
work, revealing a look at the problem of teaching children with general underdevelopment
of speech from various author’s positions. The article highlights the importance of optimization of correctional and speech therapy for teaching children with speech disorders,
methodological support of the educational process.
Keywords: Special education, correctional pedagogy, general language impairment,
younger students, dyslexia.

Михальчёва Любовь Георгиевна, аспирант Кафедры логопедии Дефектологического факульте-
та Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: kivva.l@mail.ru
Mikhalcheva Lyubov G., Post-Graduate Student, Speech therapy Department, Defectology Faculty,
Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kivva.l@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.01.2019
The article was received on 09.01.2019