Полезные ссылки
Словари
ЛИЧНОСТЬ С. Е. КАМЕНЕЦКОГО В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ ДИДАКТИКИ ФИЗИКИ В РОССИИ
А. В. Смирнов, Ю. А. Пушкарева
Аннотация. В статье раскрывается историческое значение личности выдающегося методи-
ста-физика С. Е. Каменецкого в развитии теории и методики обучения физике и методиче-
ской школы дидактики физики в конце XX и начале XXI столетий.
Ключевые слова: теория и методика обучения физике, методы и средства обучения, дидак-
тика физики.
KAMENETSKY’S PERSONALITY IN THE DEVELOPMENT OF THEORY AND
METHODS OF TEACHING PHYSICS AND METHODICAL SCHOOL OF
DIDACTICS OF PHYSICS IN RUSSIA
A. V. Smirnov, Yu. A. Pushkareva
Abstract. The article reveals the historical significance of Kamenetsky’s personality as an outstanding
methodologist-physicist and his role in the development of the theory and methods of teaching physics
and the methodical school of didactic physics in the late 20th and early 21st centuries.
Keywords: theory and methods of teaching physics, methods and techniques of teaching, didactics of
physics.
Смирнов Александр Викторович, доктор педагогических наук, профессор Кафедры теории и методики
обучения физике Московского педагогического государственного университета
e-mail: smirnovav@rambler.ru
Smirnov Alexander V., ScD in Education, Theory and methods of teaching Physics Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: smirnovav@rambler.ru
Пушкарева Юлия Александровна, старший преподаватель Кафедры теории и методики обучения физике
Московского педагогического государственного университета
e-mail: jullchik@yandex.ru
Pushkareva Yulia A., senior lecturer, Theory and methods of teaching Physics Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: jullchik@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ПРОДУКТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИЕ
А. А. Матюшкина
Аннотация. В работе представлено теоретическое исследование проблемы продуктивности
мышления в контексте вопросов обучения. При этом продуктивность как реализация нового для
субъекта процесса и результата решения в психологии мышления связывается с особым объек-
том – проблемной ситуацией. Анализ известных четырех моделей проблемных ситуаций – лаби-
ринтной (поведенческой), вероятностной, информационно-семантической и гештальтмодели –
выявил разные варианты создания проблемности в решении и в соответствии с этим – раз-
личные формы обучения: от бихевиорального метода «проб и ошибок» к компетентностному и
проектному подходу в образовании. Проведенный анализ выявил недостаточность данных моде-
лей для понимания особенностей мышления и обучения с точки зрения вклада личностных фак-
торов. Показано, что наиболее полно роль личности ученика и педагога в мышлении и обучении
отражена в психологической структуре проблемной ситуации, предложенной А. М. Матюшки-
ным. Проблемность в ней связывается с интересом к решению и переживанием ее субъективной
трудности, которая может быть различной по отношению к одной и той же проблемной задаче
со стороны субъекта в зависимости от его интеллектуальных и творческих возможностей. В
связи с этим приводятся правила создания проблемных ситуаций в мышлении и обучении.
Ключевые слова: проблемная ситуация, поведенческая модель проблемной ситуации, веро-
ятностная модель проблемной ситуации, информационно-семантическая модель проблемной
ситуации, гештальтмодель проблемной ситуации, проблемное обучение.
THE PROBLEM OF THINKING PRODUCTIVITY AND TRAINING
A. A. Matyushkina
Abstract. The article presents theoretical study of the problem of thinking productivity in the context of
training. At the same time, productivity as the realization of the new process and the new result for the
subject of the solution in the psychology of thinking is associated with a special object - the problem situation.
Analysis of four known models of problem situations - behavioral, probabilistic, information-semantic
and gestalt-model - has revealed various options for creating problematic solutions and, in accordance
with this, various forms of training: from the behavioral method of „trial and error” to the competency and
project educational approach . The analysis revealed the insufficiency of these models for understanding
the features of thinking and training in terms of the contribution of personal factors. The article presents
that the role of student’s and teacher’s personality in thinking and training is most fully reflected in the
psychological structure of the problem situation proposed by A. M. Matyushkin. The problem in it is associated
with the interest to the decision and the experience of its subjective difficulty, which may be different in
relation to the same problematic task on the part of the subject, depending on his intellectual and creative
abilities. In this regard, the rules for creating problem situations in thinking and training are presented.
Keywords: problem situation, behavioral model of the problem situation, probabilistic model of the
problem situation, information-semantic model of the problem situation, gestalt model of the problem
situation, problem training.
Матюшкина Анна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры общей психоло-
гии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
e-mail: aam_msu@mail.ru
Matyushkina Anna A., PhD in Psychology, Associate Professor, Lomonosov Moscow State University
e-mail: aam_msu@mail.ru
ЧЕМУ УЧАТ ШКОЛЬНИКОВ РОССИИ И США: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
А. Н. Джуринский
Аннотация. В статье сопоставительно изучены учебные программы в общеобразовательной
школе России и США. Проанализированы типология и приоритеты учебных программ, стан-
дартные и профильные учебные программы, способы освоения учебных программ.
Ключевые слова: учебные программы, стандартные учебные программы, профильные учеб-
ные программы, освоение учебных программ.
WHAT ARE RUSSIAN AND AMERICAN SCHOOLCHILDREN TAUGHT: COMPARATIVE ANALYSIS
A. N. Dzhurinskiy
Abstract. The article compares the curriculum in secondary schools of Russia and the United States.
Typology and priorities of curricula, standard and specialized learning programs and methods of their
mastering are analyzed.
Keywords: curricula, standard curricula, profile curricula, technologies for mastering educational
programs.
Джуринский Александр Наумович, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Института дет-
ства Московского педагогического государственного университета
e-mail: djurins@yandex.ru
Dzhurinskiy Alexander N., ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education, Professor, Institute of
the Childhood, Moscow Pedagogical State University
e-mail: djurins@yandex.ru
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Е. В. Ковалевская, Т. С. Комиссарова
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки модели развития творческой личности
на основе интеграции проблемного и экологического подходов в современном образовании на
основе сопоставления этих подходов по следующих аспектам интеграции: понятийный, кате-
гориальный, модельный. Эта модель определяется как схема развития творческой личности
и характеризуется как содержательная, процессуальная, функциональная. Модель включает
три основания: основание цели современного образования, основание содержания современного
образования, основание процесса проблематизации современного образования. Основание цели
современного образования, базирующееся на интеграции проблемного и экологического под-
ходов, содержит следующие компоненты: культура мышления, культура общения, культура
поведения, культура ценностного отношения к миру. Основание содержания современного об-
разования, основанное на экологическом подходе, включает следующие компоненты: система
знаний, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностное отношение к миру и его
проблемам. Основание процесса проблематизации современного образования, базирующееся на
проблемном подходе, содержит следующие компоненты: возникновение/преодоление преграды,
нарушение/восстановление структуры, наличие/решение альтернативы, исключение/нахож-
дение информации. Модель способствует развитию ценностно-ориентированной творческой
личности.
Ключевые слова: интеграция проблемного и экологического подходов, понятийный аспект
интеграции подходов, категориальный аспект интеграции подходов, модельный аспект ин-
теграции подходов, модель развития творческой личности, основание цели современного об-
разования, основание содержания современного образования, основание процесса проблемати-
зации содержания современного образования, модели проблемной ситуации, типы проблемных
заданий.
CREATIVE PERSONALITY DEVELOPMENT MODEL BASED ON THE INTEGRATION OF PROBLEM-SOLVING
AND ECOLOGICAL APPROACHES IN MODERN EDUCATION
E. V. Kovalevskaya, T. S. Komissarova
Abstract. The article considers the issues of developing a model of a creative personality based on
the integration of problematic and ecological approaches in modern education by comparing these
approaches to the following aspects of integration: content, categorical and model ones. This model
is defined as a kind of creative personality forming road map and is characterized as meaningful,
procedural and functional. The model incorporates three bases: the goal of modern education: the
content of modern education; and problem-setting process in modern education. The basis of the goal
of modern education, integrating the problem-solving and ecological approaches, incorporates the following components: thinking culture, communication culture, conduct culture, world values appreciation.
The ecological approach basis of modern education comprises the following components: the
system of knowledge, skills and abilities; the experience of creative activities; appreciation of world
values and understanding its problems. The problem-setting model in modern education includes the
following steps: rise/get over obstacles; breach/restore the structure; find/solve alternative; exclude/
select information. The above-mentioned model promotes the development of a values-oriented creative
personality.
Keywords: integration of problem-solving and ecological approaches, content integration aspect, categorical
integration aspect, model integration aspect, model of developing a creative personality the
goal of modern education, the content of modern education, problem-setting process in modern education,
models of problem-solving situations, types of problem-solving tasks.
Ковалевская Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией
лингвопедагогики и проблемного обучения Нижневартовкого государственного университета; директор
Центра изучения иностранных языков «Лингвастарт»
e-mail: kovalevskaya.e@linguastart.ru
Kovalevskaya Elena V., ScD in Education, Professor, Head of Lingua-pedagogical and Problem-Solving Educational
Laboratory, Nizhnevartovsk State University; Head of Foreign Languages Learning Center “Lingua-start”
e-mail: kovalevskaya.e@linguastart.ru
Комиссарова Татьяна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института географии,
экологии и природопользования Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина,
Санкт-Петербург
e-mail: Tsk42@mail.ru
Komissarova Tatiana S., ScD in Education, Head of Geographic, Ecological and Natural Resources Institute, Pushkin
Leningrad State University, Saint Petersburg
e-mail: Tsk42@mail.ru
ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Б. Куркин
Аннотация. В статье автор делает попытку обобщить материалы обсуждения проблемы
постиндустриальной модели образования. Некоторые тенденции, признаваемые им прогрес-
сивными, проявляются в современном образовании, но не являются массовым явлением. Дру-
гие существуют только в теории, но в целом предлагаемая парадигма имеет право на суще-
ствование и не так уж далека от истины, так как опирается на конкретные исследования и
научные публикации специалистов. В статье в сжатой форме изложены основные характе-
ристики парадигмальных отличий предполагаемой модели образования, позволяющих обсуж-
дать реальные направления развития современного образования.
Ключевые слова: модель общего образования, неформальное образование, социальная среда,
образовательный опыт, формирование личности, личностные результаты образования, урав-
новешенная общность, личностно-образующая общность, групповое опосредование, универсаль-
ные способности личности, субъект-субъектные отношения.
PARADIGMATIC DIFFERENCES BETWEEN THE POSTINDUSTRIAL,
SOCIOCULTURAL MODEL OF GENERAL EDUCATION
E. B. Kurkin
Abstract. The article makes an attempt to summarize the materials of the discussion of the problem of
the postindustrial model of education. Some tendencies, recognized as progressive, are manifested in
modern education, but are not a mass phenomenon. Others exist only in theory, but in general the proposed
paradigm has the right to exist and is not so far from the truth, as it relies on specific research
and scientific publications of specialists. The article concisely presents the main characteristics of the
paradigmatic differences in the proposed model of education, which enable to discuss the real trends
in the development of modern education.
Keywords: general education model, non-formal education, social environment, educational experience,
personality formation, personal results of education, balanced community, personality-forming
community, group mediation, universal personality abilities, subject-subject relationships.
Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального
института развития образования
e-mail: ekurkin@mail.ru
Kurkin Evgeny B., PhD in Education, chief researcher, Federal Institute of Education Development
e-mail: ekurkin@mail.ru
СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КНР
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Сяо Юэ
Аннотация. В 2011 г. Министерство образования КНР опубликовало «Образовательные стан-
дарты по учебному предмету “История” (издание 2011 г.)», которые стали одним из основных
документов, определяющих педагогические требования к изучению курса истории в средних
школах первой ступени в КНР (7–9-е классы). Произошли существенные изменения в целях из-
учения курса истории, методах преподавания истории в рамках обязательного исторического
образования в школах Китая (7–9-е классы). В данной статье раскрываются идеологические
и педагогические основы стандартизированного обучения истории учеников 7–9-х классов не-
полных средних школ КНР на современном этапе; показаны особенности учебных программ по
истории, педагогические идеи по планированию уроков.
Ключевые слова: средние школы первой ступени в КНР, стандарт по истории, стандартиза-
ция преподавания истории в школах первой ступени в КНР (7–9-е классы), концепция обучения
истории, учитывающая интересы учеников.
STANDARDIZATION OF TEACHING HISTORY IN THE FIRST STEP SECONDARY SCHOOLS OF CHINA AT THE PRESENT STAGE
Xiao Yue
Abstract. In 2011, the Ministry of education of the PRC published „educational standards on the subject
„history” (2011 edition)”, which became one of the main documents determining the pedagogical
requirements for the study of history in secondary schools of the first stage in the PRC (grades 7–9).
There have been significant changes in order to study the course of history, methods of teaching history
in the framework of compulsory historical education in schools in China (grades 7–9). The article
reveals the ideological and pedagogical bases of standardized teaching history to pupils of 7–9 grades
of Junior high schools of China at the present stage and shows the features of educational programs
on history, pedagogical ideas for planning lessons.
Keywords: middle schools of the first stage in China, the standard on history, standardization of
teaching history at the first stage schools in China (grades 7–9); the concept of teaching history, taking
into account the interests of students.
Сяо Юэ, доцент Вэйнаньского педагогического университета, Китай, аспирант Кафедры методики препо-
давания истории Московского педагогического государственного университета
e-mail: 383736641@qq.com
Xiao Yue, associate Professor, Weinan Pedagogical University, China, post-graduate student, Methods of teaching
History Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 383736641@qq.com
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА
А. М. Шакирова, Р. А. Фахрутдинова, Р. Р. Фахрутдинов
Аннотация. Одной из основных задач среднего профессионального образования на сегодняшний
день является формирование психолого-педагогической компетенции студентов колледжа. Пе-
дагогика как наука, бурно развивающаяся в последние 10–15 лет, является мощным инстру-
ментом исследования профессиональных компетенций студентов в области изучения пред-
метов психолого-педагогического цикла.
Актуальность исследования обусловлена ориентацией среднего профессионального образова-
ния на развитие профессиональных компетенций обучающихся, обеспечивающее такую ключе-
вую компетенцию студентов колледжа, как умение учиться. В контексте формирования пси-
холого-педагогической компетентности основные виды профессионально-коммуникативных
компетенций развиваются в процессе психолого-педагогических занятий и рассмотрены нами
как профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной де-
ятельности студентов в будущем.
Задача формирования профессиональной компетентности студента колледжа не может
быть решена без внимательного отношения к особенностям становления основных психических
процессов и функций в подростковом и юношеском возрасте. Это дает нам основание утверж-
дать, что занятия с психолого-педагогическим содержанием, включающим яркие примеры из
существующей психолого-педагогической сферы, предполагают активное вовлечение студентов
в учебную деятельность, являются эффективным средством формирования и развития психо-
лого-педагогической компетентности студентов среднего профессионального образования.
В процессе исследования осуществлялось изучение психолого-педагогических, методических ра-
бот; были выделены исходные теоретические положения. В ходе проведения эксперимента были
выявлены и реализованы педагогические условия, определены и реализованы содержание, формы,
методы и технологии формирования общекультурных компетенций студентов в поликультур-
ном образовательном пространстве колледжа, проверялась их эффективность в процессе опыт-
но-экспериментальной работы.
Реализация потенциала профессиональных дисциплин психолого-педагогической направлен-
ности по обеспечению психолого-педагогической подготовки студентов колледжа способству-
ет их личностному развитию и формированию как человека, способного к ориентации в про-
странстве колледжа на основе приобщения к элементам дошкольной психологии и педагогики.
Ключевые слова: студенты, компетенция, компетентность, психолого-педагогические дис-
циплины, система среднего профессионального образования, колледж, профессиональная ком-
петентность, образовательное пространство.
FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE COLLEGE
A. M. Shakirova, R. A. Fahrutdinova, R. R. Fahrutdinov
Abstract. One of the main objectives of secondary vocational education is the formation of psychological
and pedagogical competence of College students. Pedagogy, rapidly developing in recent years, is a
powerful tool for the study of professional competencies of students in the field of subjects of psychological
and pedagogical cycle.
The relevance of the study is due to the orientation of secondary vocational education to the development
of professional competencies of students, providing such a key competence as the ability to learn. In
the context of the formation of psychological and pedagogical competence, the main types of professional
and communicative competences are developed in the process of psychological and pedagogical training,
and the authors consider them as professional competences corresponding to the main types of professional
activity.
The problem of formation of professional competence of the student can not be solved without careful
analyzes of the peculiarities of the formation of the main mental processes and functions in adolescence.
This gives reason to argue that classes with psychological and pedagogical content, including
vivid examples from the existing psychological and pedagogical sphere, suggest the active involvement
of students in educational activities, are an effective means of forming the psychological and pedagogical
competence of students of secondary vocational education.
In the process of research, psychological-pedagogical and methodological study was carried out; the
initial theoretical positions were singled out. In the course of the experiment, pedagogical conditions
were identified and implemented, the content, forms, methods and technologies of forming the general
cultural competencies of students in the multicultural educational space of the college were defined
and implemented, and their effectiveness was tested in the course of experimental work. Realization of
the potential of professional disciplines of psychological and pedagogical orientation to provide psychological
and pedagogical training contributes to the student’s personal development and his formation
as a person capable of orienting in the college space on the basis of familiarizing with the elements of
pre-school psychology and pedagogy.
Keywords: competence, competency, system of secondary professional education, students, College,
psychological and pedagogical disciplines.
Шакирова Айгуль Минтагировна, аспирант кафедры образовательных технологий и информационных
систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань
e-mail: emekovaigul@mail.ru
Shakirova Aygul M., post-graduate student, Educational technologies and information systems in Philology Department,
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan
e-mail: emekovaigul@mail.ru
Фахрутдинова Резида Ахатовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры образовательных тех-
нологий и информационных систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета,
г. Казань
e-mail: fahrutdinova@list.ru
Fahrutdinova Rezida A., ScD in Education, Professor, Educational technologies and information systems in Philology
Department, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan
e-mail: fahrutdinova@list.ru
Фахрутдинов Рифат Рифович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных техно-
логий и информационных систем в филологии Казанского (Приволжского) федерального университета,
г. Казань
e-mail: 0608452@mail.ru
Fahrutdinov Rifat R., PhD in Education, Associate Professor, Educational technologies and information systems
in Philology Department, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan
e-mail: 0608452@mail.ru
СОСТАВ И СТРУКТУРА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Н. М. Саукова
Аннотация. Автором предложен паспорт мультимедийных компетенций для будущей про-
фессиональной деятельности педагога. В качестве основной составляющей в профессиональной
подготовке будущих педагогов должно стать формирование способности к самостоятельному
освоению цифровых инструментов, которые позволяют использовать общепризнанные муль-
тимедийные технологии.
Ключевые слова: структурные элементы мультимедиаконтента, стандартный, стабиль-
но-развивающийся уровень, алгоритмический, устойчиво-развивающийся уровень, креатив-
ный, инновационно-саморазвивающийся уровень.
STRUCTURE OF MULTIMEDIA COMPETENCES OF A TEACHER
N. M. Saukova
Abstract. The author proposes a passport of multimedia competences necessary for the future professionally
oriented activities of a future teacher. The formation of the ability to self-master the digital
tools that allow to use universally recognized multimedia technologies should become the main component
in professional training of future teachers.
Keywords: structural elements of multimedia content, standard, stable-developing level, algorithmic,
sustainable level, creative, innovative-self-developing level.
Саукова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры информационных техно-
логий в образовании Московского педагогического государственного университета
e-mail: snm1301@yandex.ru
Saukova Natalia M., PhD in Education, Associate Professor, Information Technologies in Education Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: snm1301@yandex.ru
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
С. В. Саая
Аннотация. В статье изложены материалы методического семинара, проведенного научным
руководителем общеобразовательной школы, по проблемам нормативно-парового обеспечения
научно-исследовательской деятельности педагога в современной школе. Проанализировано со-
держание Национальной доктрины образования, федерального закона «Об образовании в Рос-
сийской Федерации», профессиональные стандарты, федеральный государственный образова-
тельный стандарт. Российская система образования ориентирована на обеспечение учебного
процесса в школах с учетом новейших достижений науки, участие педагогических работников
в научной деятельности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких
технологий. В российском законодательстве установлены требования к квалификации педа-
гогических работников, перечислены трудовые функции и порядок проведения аттестации.
Одним из направлений профессиональной деятельности педагога является интеграция науч-
ных исследований с образовательным процессом.
Ключевые слова: нормативно-правовая основа, образование, образовательная организация,
педагогический работник, обучающийся, научно-исследовательская деятельность, квалифика-
ция, педагог-исследователь.
NORMATIVE AND LEGAL BASES OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF THE TEACHER
S. V. Saaya
Abstract. The article presents the materials of the methodical seminar, conducted by the scientific
leader of the general secondary school on the problems of normative and legal support of the research
activity of the teacher in the modern school. The article analyzes the content of the National Doctrine
of Education, the federal law „On Education in the Russian Federation”, professional standards, the
federal state educational standard. The Russian education system is focused on providing the educational
process in schools with the latest achievements of science, the participation of teachers in scientific
activity in the conditions of informatization of the society and the development of state of the art
technologies. The Russian legislation establishes requirements for the qualification of teachers, lists
labor functions and the procedure for certification. One of the directions of the teacher’s professional
activity is the integration of scientific research with the educational process.
Keywords: normative and legal basis, education, educational organization, teaching staff, student,
research activity, qualification, teacher-researcher.
Саая Саида Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории государства и
права ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»
e-mail: saaja.caida@yandex.ru
Saaya Saida V., PhD in History, Associate Professor, Theory, history of state and law Department, Federal State
Budget Educational Institution of Higher Education, Tuvan state University
e-mail: saaja.caida@yandex.ru
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Н. К. Бакланова, Д. А. Потапов, К. В. Бакланов
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения подростков.
Проанализированы психологические причины деформации семейного воспитания в семьях груп-
пы риска, вызывающие девиантное поведение подростков. Рассмотрены виды профилактиче-
ской работы, в том числе диагностика психического развития с целью определения факторов
риска девиантного поведения, просветительская работа с родителями, консультативная ра-
бота с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения детей, психолого-педаго-
гическое сопровождение подростков группы риска. Обоснован вывод о необходимости системно-
го целостного подхода к решению проблемы профилактики девиантного поведения подростков
и развития личности подростков, формирования у них позитивных личностных перспектив
как основа профилактики девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, семья, подростки группы риска, психолого-педагоги-
ческое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, развитие личности подростков,
формирование позитивных личностных перспектив.
TEENAGERS’ DEVIANT BEHAVIOUR: PREVENTION BASES
N. K. Baklanova, D. A. Potapov, K. V. Baklanov
Abstract. The article considers the issue of teenagers’ deviant behavior prevention. Psychological reasons
of deformation of family upbringing in the risk group families that can cause deviant behavior are
analyzed. Several kinds of prevention work are analyzed including the diagnosis of mental development
in order to identify risk factors for deviant behavior, educational work with parents, advisory work with
teachers and parents on the issues of upbringing and education of children, psychological and pedagogical
support for teenagers at risk. The authors come to a well-grounded conclusion about the necessity of
systematic holistic approach to the issue of teenagers’ deviant behavior and the development of their personality,
to the formation of positive personal perspectives as the basis for deviant behavior prevention.
Keywords: deviant behavior, family, risk group teenagers, psychological and pedagogical assistance,
psychological and pedagogical support, development of teenager’s personality, formation of positive
personal perspectives.
Бакланова Наталья Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической,
возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ
ВО «Московский городской педагогический университет», Почетный работник высшего профессионально-
го образования РФ, действительный член (академик) Международной академии наук педагогического об-
разования
e-mail: nkbaklanova@mail.ru
Baklanova Natalia K., ScD in Education, Professor, Pedagogical, Age and Social Psychology Department, Institute
of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City University (MCU), Academician, International Teacher’s
Training Academy of Science, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation
e-mail: nkbaklanova@mail.ru
Потапов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель Главного редакто-
ра журнала «Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование»
e-mail: dimacreator@mail.ru
Potapov Dmitry A., Potapov Dmitry A., PhD in Education, associate professor, Deputy Chief Editor, Journal “Art
and Education”, international Centre “Art and Education”
e-mail: dimacreator@mail.ru
Бакланов Константин Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент Института модернизации
образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет»
e-mail: k.v.baklanov@yandex.ru
Baklanov Konstantin V., PhD in Education, associate professor, Institute of Modernization of Education, Moscow
Region State University
e-mail: k.v.baklanov@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
А. В. Овчаров, А. В. Галушка
Аннотация. В работе рассматривается проблема, связанная с недостаточным формированием
графической грамотности у учащихся сельской общеобразовательной школы в условиях внедре-
ния новых образовательных стандартов. Выявлено противоречие, которое заключается в том,
что, с одной стороны, запросы общества и государства ориентированы на развитие инженер-
ного образования, но, с другой стороны, система школьного образования не в полной мере готова
к решению поставленных задач. Обусловлено это тем, что выпускники школ не всегда способ-
ны в полной мере осваивать технические дисциплины в вузе в силу недостаточной графической
грамотности
В работе предложен вариант решения обозначенной проблемы в рамках Майских указов
В. В. Путина 2012 г. об организации дополнительного образования детей в общеобразователь-
ных учреждениях.
Ключевые слова: графическая грамотность, дополнительное образование детей, общеобразо-
вательная школа, учитель технологии, мотивационная сфера детей.
FORMATION OF STUDENTS’ GRAPHIC LITERACY AT THE TECHNOLOGY LESSONS IN A SECONDARY RURAL SCHOOL
A. V. Ovcharov, A. V. Galushka
Abstract. The article considers the problem associated with insufficient formation of graphic literacy
among the pupils in rural secondary schools in terms of introducing new educational standards. The
article identifies contradiction, which is that on the one hand the demands of society and the state are
focused on the development of engineering education, but on the other hand the school system is not
fully ready to tackle the tasks. This is due to the fact that high school graduates are not always able to
fully master the technical disciplines in the University due to the insufficient graphic literacy
The article proposes a solution to the indicated problem in the framework of the May decrees of Vladimir
Putin 2012 on the organization of additional education of children in educational institutions.
Keywords: graphic literacy, additional education of children, secondary school, technology teacher,
motivational sphere of children.
Овчаров Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой технологических дисциплин Алтайского государственного педагогиче-
ского университета
e-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Ovcharov Aleksandr V., PhD in Physics and Mathematics, ScD in Education, Professor, Chairperson, Technological
Disciplines Department, Altai State Pedagogical University
e-mail: oav.ovcharov2010@yandex.ru
Галушка Анна Виленовна, учитель технологии МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района Алтай-
ского края
e-mail: hav1963@mail.ru
Galushka Anna V., Technology teacher, Municipal State Educational Institution, „Larichikhinskaya secondary
school”, Talmenskiy District, Altai Kray
e-mail::hav1963@mail.ru
ИННОВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Т. А. Нескреба, С. И. Михайлюк
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема подготовки учителей физической культу-
ры и спорта в Донецкой Народной Республике. В сложившейся политической ситуации в нашем
регионе, связанной с уменьшением профессорско-преподавательского состава, перед обществом
ставится задача подготовить к профессиональной деятельности качественно новых учителей
физической культуры, которые смогли бы не просто вывести из кризиса систему образования,
но поставить ее на новый уровень, где субъект-субъектное взаимодействие будет иметь дина-
мическое движение к успеху.
Целью исследования является определение уровня готовности современного учителя физиче-
ской культуры к работе в общеобразовательных организациях с использованием инновацион-
ных технологий в системе непрерывного образования.
Методология исследования заключалась в поэтапной работе с учителями физической куль-
туры на курсах повышения квалификации, где они прослушали курс лекций, на которых ис-
пользовался метод проблемного обучения с различными вариациями. Было проведено те-
стирование и анкетирование, по завершении проведен анализ полученных данных.
Нами было определено, что при возобновлении норм ГФСК «ГТО ДНР» необходимо модерни-
зировать систему подготовки учителя физической культуры, и для этого мы предлагаем ис-
пользовать инновационные средства повышения качества дисциплины.
Ключевые слова: учитель, физическая культура, инновации, готовность, профессиональная
деятельность.
INNOVATIONS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PHYSICAL
CULTURE TEACHER
T. A. Neskreba, S. I. Mikhaylyuk
Abstract. The article deals with the issue of the problem of physical culture and sports in the Donetsk
People’s Republic. In the current political situation in the region, the reduction in the number of faculty,
society is faced with the task of preparing for the professional work of qualitatively new teachers
of physical culture who could not only take the education system out of the crisis, but also put it on a
new level, where the subject -subject interaction will have a dynamic movement to success.
The purpose of the research activity is to determine the level of readiness of a modern teacher of physical
culture to work in general education organizations using innovative technologies in the system of continuing
education.
The research methodology consisted of phased work with teachers of physical culture in the courses
of advanced training, where they listened to the course of lectures, during which a method of problem
training with different variations was used. In the process of research, testing and questioning
were conducted, and an analysis of the data was completed.
It has been defined that with the resumption of the standards of Unified Sports Classification System it is necessary to modernize the system of training a physical education teacher and for this it has
been proposed to use innovative tools to improve the quality of discipline.
Keywords: teacher, physical culture, innovations, readiness, professional activity
Нескреба Тарас Анатольевич, преподаватель, ГОУ ВПО Донецкий национальный медицинский универси-
тет им. М. Горького
e-mail: neskreba.taras@mail.ru
Neskreba Taras A., lecturer, M. Gorky Donetsk National Medical University
e-mail: neskreba.taras@mail.ru
Михайлюк Светлана Ивановна, заведующий отделом физической культуры и спортивно-массовой рабо-
ты, Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования
e-mail: neskreba.taras@mail.ru
Mikhaylyuk Svetlana I., chairperson, Physical culture and sports and mass work Department, Donetsk Republican
Institute of Additional Teacher Training
e-mail: neskreba.taras@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
З. А. Фазылова
Аннотация. В статье раскрывается проблема технологизации воспитания с точки зрения
психологии и педагогики. Рассматривается механизм управления деятельностью человека по-
средством отбора методов воспитания в виде правил, исходящих из закономерностей педаго-
гики воспитания. Указаны стадии движения убеждений, его приемы и соответствующие им
методы воспитания. Особое внимание обращено влиянию авторитета педагога-воспитателя
в эффективности психолого-педагогического воздействия на развитие у воспитанников миро-
воззренческих отношений.
Ключевые слова: технологизация, воспитательное воздействие, психотехнология управле-
ния, психокоммуникативные аспекты, самонастраивание, самокоррекция, нравственная се-
мантизация поступков, авторитет педагога-воспитателя.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE UPBRINGING PROCESS
Z. A. Fazilova
Abstract. The article reveals the problem of technological education in terms of psychology and pedagogy.
The mechanism of managing human activity through selecting the methods of upbringing in the
form of rules, proceeding from the laws of pedagogy of upbringing is considered. The stages of belief
movement, their methods and the corresponding methods of upbringing are indicated. Special attention
is paid to the influence of the teacher’s authority in the effectiveness of psychological and pedagogical
influence on the development of ideological attitudes among pupils.
Keywords: technologization, educational impact, psycho-technology of management, psychocommunicational
aspects, self-tuning, self-correction, moral semantization of actions, authority of
teacher-educator.
Фазылова Зумрад Ахмадовна, старший преподаватель кафедры общей педагогики и психологии Наво-
ийского государственного педагогического института, Республика Узбекистан
e-mail: fazumax@mail.ru
Fazilova Zumrad A., Senior lecturer, General Pedagogy and Psychology Department, Navoi State Pedagogical
institute, the Republic of Uzbekistan
e-mail: fazumax@mail.ru
ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ1
А. Ю. Уваров
Аннотация. Рассмотрено влияние разработок в области виртуальной реальности на совре-
менное образование. Сегодня это влияние заметно мало. Показано, что по мере развития циф-
ровой трансформации и цифровой инфраструктуры образования, а также проведения необ-
ходимых научно-педагогических разработок это влияние в новом десятилетии существенно
возрастет. Этому будет способствовать переход к ориентированной на результат персона-
лизированной организации образовательного процесса.
Ключевые слова: виртуальная реальность, компьютерные тренажеры, цифровая трансфор-
мация образования.
VIRTUAL REALITY TECHNOLOGIES IN EDUCATION
A. Yu. Uvarov
Abstract. The article considers the influence of developments in the field of virtual reality on modern
education. Nowadays this influence is noticeably little. It is shown that with the development of
digital transformation and digital infrastructure of education, as well as the necessary scientific and
pedagogical developments, this influence in the new decade will increase substantially. This will be
facilitated by the transition to a result-oriented, personalized organization of the educational process
Keywords: virtual reality, virtual simulators, digital transformation of education.
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Инсти-
тута кибернетики и образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информа-
тика и управление» РАН
e-mail: alexander.yu.uvarov@gmail.com
Uvarov Alexander Yu., ScD in Education, professor, Senior Researcher, Institute of Cybernetics and Educational
Informatics, Federal Research Center “Informatics and Management”, Russian Academy of Sciences
e-mail: alexander.yu.uvarov@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ВЗРОСЛЫМ СТУДЕНТАМ
И. И. Игнатенко
Аннотация. В статье выделены особенности обучения взрослых студентов, показаны возмож-
ности повышения их мотивации. Отмечено, что в современных образовательных программах,
особенно для взрослых обучающихся, делается возрастающий акцент на осуществление педаго-
гической деятельности с использованием различных инновационных технологий, в том числе
дистанционных технологий и электронного обучения. В обучении взрослых важнейшую роль
приобретает автономия как способность студентов брать на себя ответственность за свое
обучение и активно работать в классе и вне его на основе активного использования ресурсов.
Смешанное обучение успешно вписывается в траекторию автономного обучения; оно позволя-
ет студентам, опираясь на поддержку преподавателя, максимально влиять на свое обучение,
осмыслять свои успехи и трудности. Представлены учебные разделы и темы для подготовки
аспирантов и работников университетов к активному участию в международной научной
деятельности.
Ключевые слова: обучение взрослых, смешанное обучение, автономия студентов, мотивация,
инновационные технологии.
TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO ADULT STUDENTS
I. I. Ignatenko
Abstract. The article highlights the features of teaching adult students, shows the possibilities of
increasing their motivation. It is noted that in modern educational programs, especially for adult
learners, there is an increasing emphasis on the implementation of pedagogical activity using various
innovative technologies, including distance technologies and e-learning. In the education of adults,
autonomy plays an important role as the ability of students to take responsibility for their education
and actively work in the classroom and out of it on the basis of active use of resources.
Blended learning successfully fits into the trajectory of autonomous learning; it allows students, relying
on the support of the teacher, to maximally influence their education, to comprehend their successes
and difficulties. The training sections and topics for the preparation of post-graduate students and
university staff for active participation in international scientific activities are presented.
Keywords: teaching adults, blended learning, student autonomy, motivation, innovative technologies.
Игнатенко Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор Кафедры иностранных язы-
ков Московского педагогического государственного университета
e-mail: irina_lingva@mail.ru
Ignatenko Irina I., ScD in Education, Professor, Foreign Languages Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: irina_lingva@mail.ru
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СО ЗНАЧЕНИЕМ СРАВНЕНИЯ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
Е. Б. Демидова
Аннотация. Словообразовательные метафоры, являясь составной частью культурного насле-
дия, национально окрашены и потому трудны для восприятия и понимания иностранных уча-
щихся. Изучение и использование производных данного типа в практике преподавания русского
языка как иностранного необходимо, так как способствует формированию художественного
видения русского мира у изучающих русский язык.
Ключевые слова: производные слова, словообразовательные метафоры, иностранные учащи-
еся, коммуникация.
THE WORD-BUILDING MODEL WITH THE MEANING OF COMPARISON IN THE RUSSIAN LANGUAGE COURSE FOR FOREIGN STUDENTS
E. B. Demidova
Abstract. Word-building metaphors, being an integral part of the cultural heritage, are nationally
colored and therefore are difficult to perceive and understand by foreign students. The study and use
of derivatives of this type in the practice of teaching Russian as a foreign language is necessary, as it
contributes to the formation of an artistic vision of the Russian world for the students who study the
Russian language.
Keywords: derivative words, word-building metaphors, foreign students, communication.
Демидова Елена Борисовна, кандидат филологических наук, доцент Кафедры русского языка как ино-
странного в профессиональном обучении Института филологии и иностранных языков Московского педа-
гогического государственного университета
e-mail: lena2707@yandex.ru
Demidova Elena B., PhD in Philology, Associate Professor, Russian as a foreign language in professional teaching
Department, Institute of philology and foreign languages, Moscow Pedagogical State University
e-mail: lena2707@yandex.ru
ТЕАТР И МУЗЕЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
М. В. Короткова
Аннотация. Статья посвящена разработке театральных технологий образовательной дея-
тельности музея. Автор рассматривает ресурсы театральной педагогики в области лично-
стиного развития детей. Автор выделяет три аспекта связи музея и театра: экспозицион-
но-выставочный, образовательный и зрелищный. В статье театрализация рассмотрена как
образовательная технология. Показаны преимущества и сложности данной технологии. Ав-
тор выделяет современные формы музейной театрализации, которая используется в работе
с посетителем. В статье выделены условия эффективности реализации театральных форм в
музейном пространстве., факторы и критерии, влияющие на театрализацию. Среди такого
рода факторов автор выделяет уровень реконструкции материала, возраст детей и степень
их включенности в театрализованную программу.
Ключевые слова: музейная театрализация, образовательная технология, театрализован-
ное мероприятие, театрализованная экскурсия, кукольный театр, театр теней, костюмиро-
ванная игра, литературно- музыкальная композиция, театральный вечер.
THEATRE AND MUSEUM: USING THEATRICAL METHODS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MUSEUM
M. V. Korotkova
Abstract. The article is devoted to the elaboration of theatrical technology of educational activities
of the museum. The author examines resources of theatrical pedagogics in personal development of
a child and distinguishes three aspects of connection between the museum and theater: exposition,
education and entertainment. The article considers theatricality as an educational technology and
presents the advantages and complexities of this technology. The author distinguishes modern forms of
museum theatricalization, which is used in the work with the visitor. The article singles out the conditions
for the effective implementation of theatrical forms in the museum space, factors and criteria affecting
theatricalization. Among such factors, the author identifies the level of material reconstruction,
the age of children and the degree of their inclusion in the theatrical program.
Keywords: museum theatricalization, educational technology, theatrical event, theatrical excursion,
puppet-show, theatre of shades, fancy-dress play, literary and music composition, theatre soiree.
Короткова Марина Владимировна, кандидат педагогических наук, доктор исторических наук, доцент,
профессор Кафедры методики преподавания истории Московского педагогического государственного
университета, руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика»
e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., PhD in Education, ScD in History, Associate Professor, Professor, Methods of Teaching History
Department, Head of “Museum Pedagogics” Creative Laboratory, Moscow Pedagogical State University
e-mail: markor13@mail.ru
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ,
ИСТОРИЯ, ГЕОГРАФИЯ)1
Е. А. Крючкова, Э. М. Амбарцумова, И. А. Лобанов,
О. Е. Французова
Аннотация. Работа с текстами рассмотрена в двух аспектах: применительно к заданиям
ОГЭ и ЕГЭ, а также в более широком контексте формирования умений и навыков смыслового
чтения. В статье приводятся виды текстов, используемые в ОГЭ и ЕГЭ по социально-гумани-
тарным дисциплинам, а также приемы работы в заданиях итоговой аттестации. Основной
акцент сделан на подходах к анализу текстов, общих для обществознания, истории, географии
(понимание текста, извлечение информации, интерпретация, использование извлеченной ин-
формации в заданном контексте). Работа с текстами рассматривается в логике метапред-
метного подхода. Текст предстает как система информации, опирающаяся и на предметное,
и на метапредметное содержание. Проанализированы дидактические возможности форми-
рования некоторых универсальных учебных действий (формулирование ценностных суждений,
сравнение, классификация, обобщение, конкретизация) при работе с текстами. Приведены
примеры различных типов заданий, даны методические рекомендации по организации работы
с текстами.
Ключевые слова: виды текстов, работа с текстами в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, универсальные
учебные действия, оценивание, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, задания
с ориентировочной основой действий.
METHODS OF WORKING WITH TEXTS IN SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES (SOCIAL STUDIES, HISTORY, GEOGRAPHY)
E. A. Kryuchkova, E. M. Ambartsumova, I. A. Lobanov, O. A. Frantsuzova
Abstract. The article considers the work with texts in two aspects: with respect to the tasks of the
Unified State Examination and the State Final Certification, and in a wider context of forming meaningful
reading skills. The article describes the text types used in the Unified State Exam and the
State Final Certification in the humanities and social sciences, and the methods of work in the final
assessment tasks. The main emphasis is placed on the approaches to the analysis of texts which are
common for social studies, history and geography (understanding the text, extraction of information,
interpretation, and using the extracted information in a given context). The work with texts is considered
in terms of the meta-disciplinary approach logic. The text is presented as an information system
based on both the disciplinary and meta-disciplinary contents. Didactic capabilities of forming certain
universal educational actions (formulation of value judgments, comparison, classification, generalisation, specification) when working with texts have been analysed. Examples of different task types have
been given, methodological recommendations how to organise the work with texts have been provided.
Keywords: text types, work with texts in the tasks of Unified State Examination and the State Final
Certification, universal educational actions, assessment. comparison, classification, generalisation,
specification, tasks with the indicative basis of actions.
Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра соци-
ально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru
Kryuchkova Elena A., PhD in Education, Senior Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute
for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru
Амбарцумова Элеонора Мкртычевна, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образова-
ния ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
e-mail: elamb@mail.ru
Ambartsumova Eleonora M., Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of
Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow
e-mail: elamb@mail.ru
Лобанов Илья Анатольевич, научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
e-mail: ilya.lobanov2012@yandex.ru
Lobanov Ilya A., Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute for Strategy of Education
Development, the Russian Academy of Education, Moscow
e-mail: ilya.lobanov2012@yandex.ru
Французова Ольга Александровна, кандидат исторический наук, старший научный сотрудник Центра со-
циально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва
e-mail: frantsuzovao@mail.ru
Frantsuzova Olga A., PhD in History, Senior Researcher, Center of social and humanitarian education, Institute
for Strategy of Education Development, the Russian Academy of Education, Moscow
e-mail: frantsuzovao@mail.ru
ИСКУССТВО ПАСТЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ
БАКАЛАВРОВ
М. А. Монахова, Л. А. Буровкина
Аннотация. Статья посвящена роли пастельной живописи в становлении будущего бакалав-
ра педагогического образования профиля «Изобразительное искусство». В данной статье рас-
крывается анализ истории и методики обучения изобразительному искусству с использова-
нием мягких графических материалов. На сегодняшний день общеобразовательная система
нуждается в квалифицированном учителе изобразительного искусства, который обладает не
только глубокими педагогическими знаниями, но и практическими навыками, умеет привлечь
внимание детей к творчеству с самого раннего возраста, а значит, владеет профессиональ-
ными компетенциями. Формирование творческой личности, профессиональных компетенций,
развитие навыков их реализации в сфере профессионально-художественной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогиче-
ское образование в процессе подготовки будущих бакалавров – тема, актуальная для нашего
исследования.
Ключевые слова: мягкие графические материалы, пастель, практические навыки, профес-
сионально-художественная деятельность, художественно-творческая деятельность, изобрази-
тельное искусство.
THE ART OF PASTEL PAINTING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE BACHELORS
M. A. Monakhova, L. A. Burovkina
Abstract. The article considers the role of pastel painting in the formation of a future teacher of fine
arts. The article analyzes the history and methods of teaching the fine arts using soft graphic materials.
The general education system nowadays needs a qualified teacher of fine arts, who has profound
pedagogical knowledge as well as practical skills that can draw children’s attention to creativity from
an early age and hence to professional competencies. Formation of a creative personality, professional
competences, development of skills for their implementation in the field of professional and artistic activity
in accordance with the requirements of Learning standards in the direction of training 44.03.01,
pedagogical education in the process of preparing future bachelors is a relevant topic for the research.
Keywords: soft graphic materials, pastels, practical skills, professional and artistic activity, artistic
and creative activity, visual arts.
Монахова Маргарита Алексеевна, аспирант кафедры живописи и композиции Института культуры и ис-
кусств ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
e-mail: voblar@mail.ru
Monakhova Margarita A., post-graduate student, Painting and Composition Department, Institute of culture
and arts, State Autonomous Educational Institution of Higher Education. Moscow City University
e-mail: voblar@mail.ru
Буровкина Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
живописи и композиции Института культуры и искусств, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический
университет»
e-mail: burovkinala@yandex.ru
Burovkina Lyudmila A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Painting and Composition Department, Institute
of culture and arts, State Autonomous Educational Institution of Higher Education, Moscow City University
e-mail: burovkinala@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8–9-х КЛАССОВ
Н. А. Сопот
Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации коммуникативно-деятельностного
подхода при обучении орфографии в 8–9-х классах. Обоснована целесообразность использова-
ния коммуникативно-ситуативных задач для совершенствования орфографических умений.
Коммуникативные задачи стимулируют речевую деятельность учащихся и развивают рече-
вые и языковые умения в условиях, приближенных к реальной практике письма.
В статье определены психологические и лингвометодические факторы, которые необходимо
учитывать при моделировании коммуникативно-ситуативных задач для развития навыков
грамотного письма учащихся 8–9-х классов. Предложены апробированные в учебном процессе
варианты коммуникативных задач. Подчеркивается, что использование коммуникативно-си-
туативных задач позволяет совершенствовать орфографические умения на синтаксической
основе.
Ключевые слова: коммуникативно-ситуативные задачи, коммуникативно-деятельностный
подход, учебная речевая ситуация, речевая деятельность, орфографические умения.
THE USE OF COMMUNICATIVE AND SITUATIONAL PROBLEMS FOR IMPROVING THE SPELLING SKILLS OF STUDENTS OF 8TH AND 9TH GRADES
N. A. Sopot
Abstract. The article deals with the problem of implementing a communicative activity approach in
teaching orthography. The author proves the expediency of using communicative tasks for improving
spelling skills of the 8th–9th grade students. Communicative tasks stimulate written language and
develop communicative and linguistic skills in the communicative situation close to writing in reality.
The article specifies the psychological and linguistic methodological factors for modelling communicative
tasks. The author offers some proven communicative exercises aimed at improving spelling skills
on syntactic basis.
Keywords: communicative-situational tasks, communicative-activity approach, educational speech
situation, speech activity, spelling skills.
Сопот Наталья Александровна, аспирант Кафедры методики преподавания русского языка Московского
педагогического государственного университета
e-mail: nsopot15@mail.ru
Sopot Natalya A., post-graduate student, Methods of Teaching the Russian Language Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: nsopot15@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Д. А. Гусев, О. В. Флеров
Аннотация. В предлагаемой статье раскрываются особенности, трудности и возможные
пути оптимизации организационно-методического сопровождения обучения иностранному
языку в системе дополнительного профессионального образования. Актуальность статьи мо-
тивирована следующими факторами: 1) повышение роли дополнительного профессионального
образования как возможности изменения и развития образовательной и профессиональной
траектории взрослыми социально и экономически активными людьми; 2) повышение роли
иноязычного знания в условиях глобализации; 3) развитие экономики образования и управ-
ления в образовании как сравнительно новых междисциплинарных областей, актуализирую-
щих вопросы эффективности административной работы в образовательной среде. В статье
в рамках организационно-методической работы показывается взаимосвязь психолого-педаго-
гических, учебно-методических и административно-управленческих аспектов обучения ино-
странному языку в дополнительном профессиональном образовании, которое показывается
не только как педагогическое, но и как социально-экономическое явление. В качестве основных
путей совершенствования организационно-методической работы предлагаются оптимизация
расписания, оптимизация наполнения учебных групп, ротация преподавателей и их обмен пе-
дагогическим опытом. В последнем прослеживается взаимосвязь исследуемой тематики с во-
просами кадрового обеспечения ДПО, что указывает еще на одну грань взаимосвязи экономики
и педагогики. Существенное внимание уделяется организационной работе методиста, направ-
ленной на повышение эффективности работы преподавательского состава в ДПО, а также
особенностям взрослого контингента, что делает обучение социально зрелых, экономически
активных слушателей весьма специфическим видом педагогической деятельности, организа-
ционно-методическое сопровождение которой может нивелировать как дидактические, так и
психолого-педагогические трудности, возникающие в учебном процессе.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, корпора-
тивное обучение, административная деятельность, расписание занятий, наполнение групп,
обмен педагогическим опытов, управление в образовании.
ADMINISTRATIVE SUPPORT IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION
D. A. Gusev, O. V. Flerov
Abstract. The article reveals peculiarities, difficulties and possible ways of optimization of administration
of teaching a foreign language in the system of continuing professional education. Topicality
of the article is conditioned by the following factors. 1) Increasing the role of continuing professional
education as a possibility to change and develop educational and professional route by socially and
economically active adults; 2) increasing the role of foreign language knowledge in the globalized world; 3) developing educational economics and management as comparatively new interdisciplinary
fields of studies that actualize the issues of efficiency of administrative work in education. In the contexts
of organizational work the article traces interconnection of psychological, pedagogical, didactic
and administrative aspects of teaching foreign languages in continuing professional education, which
is shown not only as pedagogical but as socio-economic phenomenon as well. As the main ways of
perfecting administrative work the authors suggest optimization of class schedule, forming learning
groups, rotation of teachers and organizing their experience exchange. Particular attention is paid
to tutor’s work on perfecting teachers’ performance and to specificity of adult audience, which makes
teaching them quite a specific pedagogical activity; whereas administrating it can minimize potential
psychological and didactic difficulties.
Keywords: continuing professional education, teaching adults, corporate training, administrative
activity, class schedule, forming groups, pedagogical experience exchange, management in education.
Гусев Дмитрий Алексеевич, доктор философских наук, доцент, профессор Кафедры философии Москов-
ского педагогического государственного университета; профессор кафедры психологии, педагогики и со-
циально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте; профессор кафедры соци-
ально-гуманитарных, экономических и естественнонаучных дисциплин Института права и национальной
безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
e-mail: gusev.d@bk.ru
Gusev Dmitry A., ScD In Philosophy, Professor, Philosophy Department, Moscow Pedagogical State University;
Professor, Psychology, Pedagogy, Humanities and Social Studies Department, Moscow Witte University; Professor,
Humanities, Economic and Science Studies Department, Institute of Law and National Security, Russian Presidential
Academy of National Economy and Public Administration
E-mail: gusev.d@bk.ru
Флеров Олег Владиславович, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой психо-
логии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин Московского университета им. С. Ю. Витте
e-mail: olegflyoroff@yandex.ru
Flerov Oleg V., PhD in education, Deputy Chairperson, Psychology, Pedagogy and socio-humanitarian disciplines
Department, Moscow Witte University
e-mail: olegflyoroff@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
У ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИОННЫХ ВИДАХ СПОРТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Г. А. Кузьменко, М. С. Ананьин, А. В. Курочкин, Б. О. Суровягин
Аннотация. В статье отражены педагогические особенности актуализации подростками,
избравшими игровые виды спорта, личностных качеств в предметном поле спортивной де-
ятельности с учетом содержания и степени сформированности личностных смыслов. Кон-
тент-анализ смысловых единиц материалов наблюдения и открытых ответов на вопросы
анкет юных спортсменов позволяет констатировать наличие взаимосвязи между степенью
сформированности, полнотой личностного смысла и когнитивными стилями восприятия и
интерпретации информации. Стилевое многообразие в самоописании развивающей ситуации
через применяемые когнитивные стили – рациональный, рефлексивный и рецептивный – обе-
спечивает наибольшую полноту и деятельностную определенность личностных смыслов, обе-
спечивающих развитие значимых личностных качеств и спортивного совершенствования в
целом. Наиболее полное осмысление отрицательных поведенческих проявлений связано с фор-
мированием интеллектуальных, волевых, регулятивных, духовно-нравственных контекстов
спортивной деятельности при последовательном задействовании соответствующих качеств.
Ключевые слова: подростки, спортивное совершенствование, личностные смыслы, особенно-
сти познавательной деятельности, личностные качества, развитие.
PEDAGOGICAL RESOURCES OF SELF-DEVELOPMENT IN SPORT IMPROVEMENTS OF ADOLESCENTS IN SITUATIONAL TYPES OF SPORTS CONSIDERING FEATURES OF COGNITIVE ACTIVITIES
G. A. Kuzmenko, M. S. Ananyin, A. V. Kurochkin, B. O. Surovyagin
Abstract. The article provides pedagogical traits of actualization by teenagers, who have chosen playing
sports, personal qualities in sports considering the content and the grade of forming personal
senses. Content-analysis of materials taken by observation and full answers by young sportsmen allows
to establish the existence of relationship between the degree of formation, the completeness of the
personal meaning and cognitive styles of perception and interpretation of information. Plurality of
styles in describing situation using the cognitive styles – rational, reflexive and receptive, provides the
fullness and active certainty of personal senses, providing the development of meaningful personal
qualities and sport self-development in general. The most complete understanding of negative behavioral
manifestations is associated with the formation of intellectual, strong-willed, regulative, spiritual
and moral contexts of sport activities with the consistent use of relevant qualities.
Keywords: teenagers, sport self-development, personal meaning, features of cognitive activity, personal
qualities, self-development.
Кузьменко Галина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры теоретических основ фи-
зической культуры и спорта, Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Kuzmenko Galina A., PhD in Education; Associate Professor, Theoretical Basis of Physical Culture and Sport Department;
Physical Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: kuzmenkoga2010@yandex.ru
Ананьин Макар Сергеевич, кандидат культурологических наук, доцент Кафедры физического воспитания
и спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государствен-
ного университета
e-mail: clubtennis@yandex.ru
Ananyin Makar S., PhD in Culture Studies; Associate Professor, Physical Education and Sports Department; Physical
Culture, Health and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: clubtennis@yandex.ru
Курочкин Александр Викторович, старший преподаватель Кафедры физического воспитания и спорта
Института физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного уни-
верситета
e-mail: av.kurochkin@mpgu.edu
Kurochkin Alexander V., Senior Lecturer, Physical Education and Sports Department; Physical Culture, Health
and Sports Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: av.kurochkin@mpgu.edu
Суровягин Борис Олегович, старший преподаватель Кафедры физического воспитания и спорта Институ-
та физической культуры, спорта и здоровья Московского педагогического государственного университета
e-mail: bo.surovyagin@mpgu.edu
Surovyagin Boris O., Senior Lecturer, Physical Education and Sports Department; Physical Culture, Health and
Sports Institute, Moscow Pedagogical State University
e-mail: bo.surovyagin@mpgu.edu
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРЛИНА: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
О. В. Поликашина, С. Б. Мякинина
Аннотация. Данная статья посвящена актуальным вопросам организации школьного обра-
зования в федеральной земле Берлин. Авторами проводится анализ системы школьного об-
разования, в котором отмечается продолжительность школьного образования (одна из самых
больших в мире), позволяющая сформировать разносторонне развитую личность. В Берлине
отмечается более минимизированный по сравнению с Россией график годовых контрольных
мероприятий, особенно в начальной школе, что позволяет снизить нагрузку на ученика. Кро-
ме того, одной из особенностей школьного образования Берлина является удачное решение ин-
теграции иностранных учащихся в современное образовательное пространство. Авторы от-
мечают, что ряд образовательных технологий школьной системы образования Берлина мож-
но внедрить и в Российской Федерации.
Ключевые слова: школьное образование, начальная школа, интегрированная школа, Берлин,
Германия, обучающийся, образовательное законодательство.
SOME ISSUES OF SCHOOL EDUCATION IN BERLIN: CONTENTS, FEATURES OF ORGANIZATION AND INTERNATIONAL EXPERIENCE
O. V. Polikashina, S. B. Myakinina
Abstract. The article is devoted to topical issues of the organization of school education in the federal
state of Berlin. The authors analyze the system of school education, where the duration of schooling
(one of the longest in the world), allows to form a diversified personality. In Berlin, there is a more
minimal schedule of annual tests compared with Russia, especially in a primary school, which reduces
the workload of students. Besides, one of the peculiarities of school education in Berlin is the successful
decision to integrate foreign students into the modern educational space. The authors note that a
number of educational technologies of the school system of education in Berlin can be implemented in
the Russian Federation.
Keywords: school education, primary school, integrated school, Berlin, Germany, student, educational
legislation.
Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент Кафедры уголовно-правовых
дисциплин Московского педагогического государственного университета
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu
Polikashina Olga V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu
Мякинина Светлана Борисовна, кандидат социологических наук, доцент Кафедры гражданско-правовых
дисциплин Московского педагогического государственного университета
e-mail: sb.myakinina@mpgu.edu
Miakinina Svetlana B., PhD in Sociology, Associate Professor, Civil Law Disciplines Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: sb.myakinina@mpgu.edu
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОПРЯЖЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ
И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
И. А. Третьякова, С. М. Похлебаев
Аннотация. Проблема формирования естественнонаучного мышления обучаемых соответ-
ствующего современному уровню развития наук является весьма актуальной. Об этом сви-
детельствует регулярное тестирование знаний школьников 4-х и 8-х классов, проводимое в
рамках международного мониторингового исследования качества школьного образования –
TIMSS по предметам естественно-математического цикла. Высокий уровень знаний школь-
ников в этих областях расценивается как один из важнейших показателей экономического по-
тенциала страны в области фундаментальных наук и инновационных технологий.
Целью настоящей работы явился анализ онтологических и гносеологических аспектов, рас-
крывающих фундаментальные основы формирования естественнонаучного мышления у сту-
дентов педагогического вуза, и конструирование интегративной модели, фиксирующей мето-
дологическую значимость естественных и гуманитарных дисциплин при формировании дан-
ного типа мышления. Усвоение этих основ будущими педагогами положительно скажется на
естественнонаучной подготовке школьников.
Ключевые слова: диалектика, формальная логика, категории, взаимодействие, сопряжение,
методология, образование, естественнонаучное мышление.
NATURAL AND SCIENTIFIC THINKING OF STUDENTS AS A RESULT OF INTERACTION BETWEEN NATURAL SCIENCE AND HUMANITARIAN KNOWLEDGE
I. A. Tretyakova, S. M. Pohlebaev
Abstract. The problem of forming the natural-science thinking of trainees corresponding to the modern
level of the development of the sciences is very relevant. This is evidenced by the regular testing of the
knowledge of fourth and eighth grade students in the framework of the international monitoring study
of the quality of school education-TIMSS in the subjects of the natural and mathematical cycle. The high
level of students ‘ knowledge in these areas is regarded as one of the most important indicators of the
country’s economic potential in the field of fundamental Sciences and innovative technologies.
The article analyzes ontological and gnoseological aspects revealing the fundamental basis of forming
natural-science thinking among students of pedagogical universities and constructing an integrative
model that fixes the methodological significance of natural and humanitarian disciplines in the formation
of this type of thinking. Mastering of these foundations by future teachers will have a positive impact
on the natural science training of schoolchildren.
Keywords: dialectics, formal logic, categories, interaction, conjugation, methodology, education, natural
scientific thinking
Третьякова Ирина Анатольевна, кандидат биоло-
гических наук, доцент кафедры Общей биологии и
физиологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
e-mail: tretyakovaia10101966@mail.ru
Tretyakova Irina A., PhD in Biology, Associate Professor, General biology and physiology Department, South Ural
state humanitarian pedagogical University
e-mail: tretyakovaia10101966@mail.ru
Похлебаев Сергей Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры Общей биологии и фи-
зиологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
e-mail: istina48@mail.ru
Pohlebaev Sergei M., ScD in Education, Professor, General biology and physiology Department, South Ural State
humanitarian pedagogical University
e-mail: istina48@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ
Ю. В. Бубнова
Аннотация. Рассмотрен вопрос о совершенствовании профессиональной подготовки студен-
тов неязыковых направлений вузов посредством проектирования индивидуальных траекто-
рий. Актуальность данной темы обусловлена потребностью прогнозировать развитие лично-
сти в быстро меняющемся профессионально-образовательном пространстве. Подчеркнута не-
обходимость разработки методик, технологий и организации индивидуальной образователь-
ной деятельности будущих экономистов. Приведены определения понятий «индивидуальная
траектория» и «европейский языковой портфель». Описаны способы организации обучения при
помощи проектирования индивидуальных траекторий. Уделено внимание необходимости ин-
дивидуализации обучения и потребности осознанного развития личности в проектировании
и реализации собственной траектории в динамичных условиях профессиональной деятельно-
сти. Определено функциональное назначение курса обучения иностранному языку в рамках
общей подготовки будущих специалистов неязыкового вуза. Обосновано влияние иностранного
языка на совершенствование профессиональных умений будущих экономистов. Анализируют-
ся условия построения индивидуальных траекторий. Модульность и непрерывность взяты за
основу построения индивидуальной траектории. Перечислены фазы их реализации в образо-
вательном процессе. Определена роль европейского языкового портфеля в развитии профес-
сиональной компетентности будущих экономистов. Раскрыты его компоненты и их роль в
совершенствовании навыков и умений в процессе овладения иностранным языком студентов
неязыковых направлений вузов. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы
по проверке модели и методики совершенствования профессиональной подготовки студентов
с помощью индивидуальных траекторий. Доказана эффективность разработанной модели со-
вершенствования профессиональной подготовки студентов с помощью их построения. Опре-
делены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы индивидуализации про-
фессиональной подготовки студентов неязыковых направлений вузов. Сделаны выводы о роли
индивидуализации обучения в совершенствовании профессиональной подготовки будущих эко-
номистов и их личностном саморазвитии.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, иностранный язык, индивидуализация об-
учения, индивидуальная траектория, европейский языковой портфель.
PECULIARITIES OF DESIGNING INDIVIDUAL TRAJECTORIES STUDENTS IN NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES
Yu. V. Bubnova
Abstract. The article deals with the issue of improving the students’ professional education at nonlinguistic
departments of higher educational institutions by designing individual trajectories. The relevance
of this topic is determined by the need to predict the personal development in a rapidly chang ing professional and educational sphere of activity. The need to develop methods, technologies and the
organization of future economists’ individual educational activities is underlined. The definitions of
the concepts „individual trajectory” and „European language portfolio” are given. The ways of organizing
the education by designing individual trajectories are described. Attention is paid to the need
for individualization of the education and the need for the conscious personal development in designing
and implementing an individual trajectory in the dynamic conditions of the professional activity.
The functional purpose of the course of teaching a foreign language as a part of the general education
of future specialists of a non-linguistic higher educational institution is defined. The influence of a
foreign language on improving the professional skills of future economists is substantiated. The conditions
for designing individual trajectories are analyzed. Modularity and continuity are taken as a
basis for designing an individual trajectory. The phases of their implementation in the educational
process are listed. The role of the European language portfolio in developing the professional competence
of future economists has been determined. Its components and their role in improving skills and
abilities in the process of mastering a foreign language by students of non-linguistic departments of
higher educational institutions are revealed. The results of the experimental work on testing the model
and methodology for improving the students’ professional education using individual trajectories are
presented. The effectiveness of the developed model of improving the students’ professional education
with the help of their designing is proved. Prospective directions of the further studying of a problem of
an individualization of students’ professional education are determined. The conclusion about the role
of individualization of education in improving the future economists’ professional training and their
personal self-development are made.
Keywords: vocational training, foreign language, individualization of training, individual trajectory,
European language portfolio.
Бубнова Юлия Викторовна, аспирант кафедры педагогики, факультет педагогики и психологии, Вятский
государственный университет, г. Киров
e-mail vyatskaya10@list.ru
Bubnova Yulia V., post-graduate student, Pedagogy Department, Pedagogy and Psychology Faculty, Vyatka
State University, Kirov
e-mail vyatskaya10@list.ru
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Е. И. Цуканова
Аннотация. Терминологический словарь, являясь особым видом справочной литературы по
специальности, концентрирует и систематизирует терминологию определенной области
научных знаний. Ввиду этого словарная статья терминологического словаря представляет
собой особым образом организованный текст научного стиля, основная цель которого – дать
научное представление о термине. Решению вопроса выражения научного знания о понятии в
словаре терминов помогают особая структура словарной статьи и используемые специфи-
ческие языковые средства. Лингвистический анализ микроструктуры словаря терминов по
методике преподавания русского языка дает возможность показать не только лексико-семан-
тические связи специального слова, место термина в терминосистеме методической науки,
но и грамматические особенности функционирования термина в специальном языке, с учетом
средств общелитературного языка.
Ключевые слова: терминологический словарь, термины методики преподавания русского
языка, структура словарной статьи, лингвистическая характеристика словарной статьи,
языковые средства.
LINGUISTIC ANALYSIS OF VOCABULARY OF TERMS ON THE METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE
E. I. Tsukanova
Abstract. Terminological dictionary, being a special type of reference literature on the specialty, concentrates
and systematizes the terms of a certain field of scientific knowledge. In view of this, the
dictionary article of the terminological dictionary is a specially organized text of a scientific style, the
main purpose of which is to give a scientific understanding of the term. The specific structure of the
dictionary entry and the specific language tools used help to solve the problem of expressing scientific
knowledge about the concept in the vocabulary of terms. Linguistic analysis of the microstructure of the
vocabulary of terms by the method of teaching the Russian language makes it possible to show not only
the lexical and semantic connections of a special word, the term in the terminology of methodological
science, but also the grammatical features of the term in a special language, taking into account the
means of general literary language.
Keywords: terminological dictionary, terms of teaching methodology of the Russian language, structure
of the dictionary entry, linguistic characteristics of the dictionary entry, language tools.
Цуканова Екатерина Ивановна, аспирант Кафедры методики преподавания русского языка Московского
педагогического государственного университета
e-mail: poka90@list.ru
Tsukanova Ekaterina I., post-graduate student, Methods of teaching Russian Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: poka90@list.ru
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
М. М. Симонова
Аннотация. В статье представлены основные модели коммуникаций, которые целесообразно
использовать для повышения эффективности образовательного процесса путем взаимного об-
учения, интенсификации учебного процесса и раскрепощения обучающихся с помощью игровых
элементов. В статье отмечается, что современное образование стремится, с одной стороны,
к использованию новейшего знания коммуникативных теорий, технологий, моделей и методик
с целью повышения педагогического мастерства, с другой стороны, к распространению через
образовательные коммуникации классических ценностей жизни и образования.
Ключевые слова: коммуникация, образование, учебный процесс, модели коммуникации, ком-
муникативное поле, коммуникативный поток.
BASIC MODELS OF COMMUNICATION AND THEIR IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS
M. M. Simonova
Abstract. The article presents the basic models of communications that can be used to improve the effectiveness
of the educational process through mutual learning, intensification of the learning process
and the emancipation of learners with the help of game elements. The article notes that on the one
hand modern education seeks to improve pedagogical skills using the latest knowledge of communicative
theories, technologies, models and techniques and on the other hand, to spread through educational
communications, the classical values of life and learning.
Keywords: communication, education, educational process, communication models, communicative
field, communicative flow.
Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управле-
ние персоналом и психология» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
e-mail: MMSimonova@fa.ru
Simonova Margarita M., PhD in Sociology, Associate Professor, Human Resource Management and Psychology
Department, Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: MMSimonova@fa.ru
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕР
О. Ю. Соколова
Аннотация. Изобразительная деятельность является одним из доступных видов детской ору-
дийной деятельности. Это позволяет считать ее не только системой отражения действи-
тельности и средством эмоционального воздействия и отреагирования, но и действенным ин-
струментом формирования и развития тонко дифференцированной моторики, мышления,
коммуникативной сферы, эстетических потребностей, навыков выражения эмоционального
состояния, формирования поведенческих паттернов при адекватном обучении с раннего воз-
раста. Применение различных видов такой деятельности в рамках занятий с детскими груп-
пами, различающимися по возрасту, подготовленности, наличию и степени выраженности
ограниченных возможностей здоровья, с соблюдением принципов наглядности, природосообраз-
ности, педагогического оптимизма, деятельностного, индивидуального и дифференцирован-
ного подходов способствует более продуктивному использованию средств изобразительного
искусства в широком спектре педагогических областей – от коррекции до профессиональной
подготовки.
Ключевые слова: интеграция, восприятие, специальное образование, эмоции, изобразитель-
ное искусство, художественная деятельность.
GRAPHIC ACTIVITY AS MEANS OF DEVELOPING EMOTIONAL AND COGNITIVE SPHERES
O. Yu. Sokolova
Abstract. Graphic activity is one of the available types of children’s tool activity. It allows to consider
it not only the system of reflecting reality and means of emotional influence and response, but also
the effective instrument of formation and development of subtly differentiated motor skills, thinking,
communicative sphere, esthetic requirements, emotional expression skills, formation of behavioral patterns
with adequate training from early age. The use of different types of such activity within the work
with children of different age, preparedness, availability and severity of limited health opportunities,
following the principles of using visual aids, nature conformity, pedagogical optimism, activity, individual
and differentiated approaches, promotes more productive use of fine arts tools in a wide range
of pedagogical areas – from correction to vocational training.
Keywords: integration, perception, special education, emotions, visual arts, artistic activity.
Соколова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент Кафедры психолого-педагогических ос-
нов специального образования Института специального образования и комплексной реабилитации Мо-
сковского городского педагогического университета
e-mail: sokolova1972@yandex.ru
Sokolova Olga Yu., PhD in Education, Associate Professor, Psychological and pedagogical bases of special education
Department, Institute of Special Education and integrated rehabilitation, Moscow City University
e-mail: sokolova1972@yandex.ru
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НОРМАЛЬНЫМ И ЗАДЕРЖАННЫМ ПСИХИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
Т. В. Тимошенко
Аннотация. В статье описан подход к эмоционально-нравственному воспитанию и разви-
тию детей. Автор обосновывает необходимость рассмотрения данных категорий как педа-
гогических через образ «Я» ребенка, состоящий из телесного, мыслительного, желательного
и ресурсного компонентов. Данные компоненты под воздействием доминант эмоционально-
нравственного воспитания (телесной, проблемно-поисковой, эмоциональной, рефлексивной)
либо организуются в цельный образ «Я», направленный к доминанте добра, либо влияют на
нарушение его и проявляются в виде противоречивого, разрозненного и неустойчивого образов.
Поиск педагогических средств, направленных на организацию согласованной работы компонен-
тов образа «Я» и доминант эмоционально-нравственного воспитания, поможет преодолеть
проблемы нарушения границ цельного образа «Я» ребенка старшего дошкольного возраста, в
том числе с задержкой психического развития.
Ключевые слова: телесный, мыслительный, желательный и ресурсный компоненты образа
«Я», телесная, проблемно-поисковая, эмоциональная и рефлексивная доминанты эмоциональ-
но-нравственного воспитания, нарушение границ цельного образа «Я», равновесие компонентов
образа «Я», доминанты добра и зла.
MODERN APPROACH TO UNDERSTANDING EMOTIONAL AND MORAL EDUCATION AND DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH NORMAL AND DETAINED MENTAL DEVELOPMENT
T. V. Timoshenko
Abstract. The article describes the approach to emotional and moral upbringing and development of
children. The author substantiates the need to consider these categories as pedagogical through the selfconcept
of a child, consisting of physical, mental, desired and resource components. These components
under the influence of the dominants of emotional and moral education (physical, problem-search, emotional,
reflexive) are either organized into a single self-concept, directed to the dominant of good or affect
the violation of it and are manifested as contradictory, fragmented and unstable images.
The search for pedagogical tools aimed at organizing the coordinated work of the components of the
self-concept and the dominant of emotional and moral education will help overcome the problems of
breaking the boundaries of the integral self-concept in a child of the senior preschool age, including
those with a delay in mental development.
Keywords: physical, mental, desirable, resource components of the self-concept; physical, problem-searching,
emotional and reflexive dominants of emotional and moral education; violation of the boundaries of
the integral self-concept; the balance of the components of the self-concept; the dominants of good and evil.
Тимошенко Татьяна Владимировна, аспирант Кафедры дошкольной дефектологии Московского педаго-
гического государственного университета, воспитатель ГБОУ Школа на проспекте Вернадского
e-mail: podtekst@yandex.ru
Timoshenko Tatyana V., post-graduate student, Preschool Defectology Department, Moscow Pedagogical State
University, teacher, State Educational Institution of Higher Education, School on Vernadsky Avenue
e-mail: podtekst@yandex.ru