Журнал «Наука и школа», №1 за 2018 год

(ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ)

СРАВНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

Ло Ваньци, Е. Л. Болотова

Аннотация. В статье приводится сравнительная характеристика базовых основ систем об-
разования Китая и России. Авторы отмечают, что системы образования двух стран име-
ют свои отличительные особенности, достоинства и недостатки. В России взят курс на по-
вышение доступности высшего образования. Китай начал реализацию проекта “Double top
university” (Двойной топ), цель которого – создание высших учебных заведений мирового уровня
и подготовка высококлассных специалистов. Эта реформа будет способствовать улучшению
качества высшего образования, в том числе и на международном уровне.
Ключевые слова: система образования Китая, система образования России, проект “Double
top university”, «Двойной топ».

COMPARISON OF EDUCATION SYSTEM IN CHINA AND RUSSIA

Luo Wanqi, E. L. Bolotova

Abstract. The article provides comparative characteristics of the basic foundations of education systems
in China and Russia. The authors note that the education system of the two countries has its own
distinctive features, advantages and disadvantages. Russia embarks on increasing the accessibility of
higher education. China has begun implementing the “Double top university” (“Double top”), which
aims at establishing institutions of higher education of world level and training of highly skilled professionals.
This reform will contribute to improving the quality of higher education at the international
level as well.
Keywords: the education system of China, education system of Russia, project “Double top university”,
“Double top”.

Ло Ваньци, магистрант кафедры управления образовательными системами Московского педагогического
государственного университета
e-mail: 2415651759@qq.com
Luo Wanqi, graduate student, management of educational systems Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 2415651759@qq.com
Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образова-
тельными системами Московского педагогического государственного университета
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu
Bolotova Elena L., ScD in Education, professor, management of educational systems Department, Moscow Pedagogical
State University
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu

ОВЛАДЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ: КОМПЕТЕНЦИИ
ИЛИ СПОСОБНОСТИ

З. Н. Никитенко

Аннотация. В статье рассматривается цель раннего изучения иностранного языка в кон-
тексте личностно-ориентированной парадигмы. Автор показывает интегративную природу
цели и раскрывает ее компоненты: нравственное развитие, когнитивное развитие и комму-
никативное развитие младшего школьника. Обосновывается важность содержания начально-
го иноязычного образования и его трех аспектов, создающих идеальную и материальную основу
для реализации воспитательной, развивающей и коммуникативно-культурной составляющих
цели: формирования личности ученика и его способности общаться на иностранном языке.
При рассмотрении технологии подчеркивается ее главная функция – обеспечить в учебном
процессе интеграцию воспитания, развития и учения младшего школьника.
Ключевые слова: цель раннего изучения иностранного языка, концепция начального разви-
вающего иноязычного образования, нравственное развитие, когнитивное развитие, комму-
никативное развитие, содержание начального иноязычного образования, личность младшего
школьника и ее способность к иноязычному общению.

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL: COMPETENCES OR ABILITIES

Z. N. Nikitenko

Abstract. The article considers the aim of early foreign language learning in the context of learnercentered
paradigm. The author shows the integrative nature of the aim and tackles its components:
moral development, cognitive development and communicative development. The importance of the
content of primary foreign language education is argued as well as its three aspects that create the
ideal and the material basis for the implementation of spiritually moral, developing and communicative-
cultural components of the aim: formation of the young learner personality and his/her ability
to communicate in a foreign language. When considering technology the author emphasizes its main
function which is to provide in the educational process the integration of upbringing, development and
learning of younger pupils.
Keywords: the aim of early foreign language learning, the concept of primary foreign language developing
education, moral development, cognitive development, communicative development, the content
of primary foreign language education, the young learner personality and his/her ability to foreign
language communication.

Никитенко Зинаида Николаевна, доктор педагогических наук, лауреат Премии правительства России в
области образования, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского пе-
дагогического государственного университета
e-mail: zinaida-nikitenko@yandex.ru
Nikitenko Zinaida N., ScD in Education, The Russian Federation Government Prize Laureate in Education, Professor,
Foreign Language Teaching Methods Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: zinaida-nikitenko@yandex.ru

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ
НАВЫКОВ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Д. И. Павлов

Аннотация. В статье развиваются высказанные ранее мысли о преобразовании курса инфор-
матики для начальной школы для более явного отражения ее метапредметной природы. В
частности, рассмотрено отношение ведущих специалистов к проблемам начального курса ин-
форматики. На этом основании автором развиваются идеи о необходимости уделять особое
внимание навыкам получения и передачи информации. В статье подробно рассматривается
группа умений по получению информации, которые планируется развивать у младших школь-
ников в качестве предметных ожидаемых результатов освоения. Важной особенностью ста-
тьи является установленная связь между предложенной системой развиваемый предметных
умений и формированием универсальных учебных действий. Связь процессов формирования
предметных умений с освоением познавательных и коммуникативных универсальных учебных
действий как раз и определяет метапредметную природу информатики в современной школе,
в частности на ступени начального общего образования.
Ключевые слова: ФГОС НОО, информатика, начальная информатика, информатика в на-
чальной школе, методика преподавания информатики, метапредметные результаты обучения.

ACHIEVEMENT OF INTERDISCIPLINARY RESULTS OF PRIMARY EDUCATION BY DEVELOPING SKILLS OF GETTING INFORMATION AT THE INFORMATICS LESSONS IN PRIMARY SCHOOLS

D. I. Pavlov

Abstract. The article develops previously expressed ideas about the transformation of the informatics
course for primary school for a more explicit reflection of its meta-subject nature. In particular, the
attitude of leading specialists to the problems of the initial course of computer science is considered.
On this basis, the author develops the idea of the need to pay special attention to the skills of receiving
and transmitting information. The article discusses in detail the group of skills for obtaining information,
which it is planned to develop in junior schoolchildren as expected results of development. An
important feature of the article is the established relationship between the proposed system of developed
subject skills and the formation of universal educational activities. The connection between the
processes of formation of subject skills and the development of cognitive and communicative universal
educational activities determines the metaprojective nature of computer science in a modern school, in
particular at the stage of primary general education.
Keywords: educational standard, informatics, elementary computer science, computer science in primary
school, computer science teaching methods, interdisciplinary results of education.

Павлов Дмитрий Игоревич, старший преподаватель математического факультета Московского педагоги-
ческого государственного университета
e-mail: dpavlov@dpavlov4ever.ru
Pavlov Dmitry I., Senior Lecturer Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: dpavlov@dpavlov4ever.ru

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ

А. Ю. Уваров

Аннотация. Предложены средства для описания возможных взаимодействий в системе «уче-
ники – информационная среда – преподаватели». Эти средства позволяют увидеть, что циф-
ровые технологии существенно увеличивают пространство возможных учебных взаимодей-
ствий, которые нельзя использовать без изменения традиционной организации учебного про-
цесса и действующих норм работы школы. Изменение формальных пространственно-времен-
ных границ образовательного процесса является одной из важных составляющих необходимых
в школе преобразований для использования возможностей смешанного обучения.
Ключевые слова: информатизация школы, организация учебной работы, цифровые техноло-
гии, трансформация школы.

SPATIOTEMPORAL BOUNDARIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS AND DIGITAL TECHNOLOGIES

A. Yu. Uvarov

Abstract. The article considers the means for describing the possible interactions in the “students – information
environment – teachers” system. These means make it possible to see that the digital technologies
significantly increase the space of possible learning interactions that are impossible or difficult
to use without changing the traditional organization of the educational process and the current norms
of the school’s work. The change in the formal spatiotemporal boundaries of the educational process is
one of the important components of the necessary transformations in the school to take advantage of
the opportunities for blended learning.
Keywords: ICT in education, organization of academic work, digital technologies, school transformation.

Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института образо-
вательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и Управление» РАН
e-mail: auvarov@mail.ru
Uvarov Aleksandr Yu., ScD in Education, chief researcher, Institute of Educational Informatics, Federal Research
Centre “Informatics and Management”, Russian Academy of Science
e-mail: auvarov@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЕГО РОЛЬ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Азарова, Т. М. Бычкова

Аннотация. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи психологическо-
го здоровья и академической успешности студентов. Авторы предположили, что структура
психологического здоровья может быть представлена тремя компонентами: компонент «Цен-
ности», компонент «Отношения», компонент «Ресурсы». Данные эмпирического исследования
показали, что наибольшая взаимосвязь с академической успешностью будет у компонента
психологического здоровья «Ценности».
Ключевые слова: психологическое здоровье, структурные компоненты психологического здо-
ровья, академическая успешность студентов, взаимосвязь академической успешности и психо-
логического здоровья.

PSYCHOLOGICAL HEALTH AND ITS ROLE IN STUDENTS’ ACADEMIC SUCCESS

L. N. Azarova, T. M. Bychkova

Abstract. The article presents the results of a study of the relationship between psychological health
and academic success of students. The authors suggestes that the structure of psychological health can
be represented by three components: „Values”, „Relationship”, „Resources”. Empirical studies have
shown that the greatest correlation with academic success will have a component of psychological
health „Values.”
Keywords: psychological health, structural components of psychological health, students’ academic
success, relationship of academic success and psychological health.

Азарова Людмила Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента психологии
Института педагогики и психологии Московского городского педагогического университета
e-mail: azarovaldml@gmail.com
Azarova Luydmila N., PhD in Education, associate Professor, Psychology Department, Moscow City University
e-mail: azarovaldml@gmail.com
Бычкова Татьяна Михайловна, преподаватель Института делового администрирования Московского го-
родского педагогического университета
e-mail: mitina_@mail.ru
Bychkova Tatyana M., lecturer, Institute of business administration, Moscow City University
e-mail: mitina_@mail.ru

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» В ОБУЧЕНИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-РУСИСТОВ

Ван Вэньцзяо

Аннотация. В статье представлена программа опытного обучения терминологии в области
музыки «Музыкальный калейдоскоп». Она предназначена китайским студентам-русистам
для успешного усвоения музыкальной терминологии, более глубокого ее понимания. Предло-
женная в контексте программы система упражнений облегчает усвоение языковых конструк-
ций в учебных заданиях, повышает интерес к русскому языку как учебному предмету, сти-
мулирует развитие коммуникативной компетенции, помогает студентам в изучении языка
специальности.
Ключевые слова: «Музыкальный калейдоскоп», музыкальная терминология, система упраж-
нений, коммуникативная компетенция, язык специальности, русский язык как иностранный.

MUSICAL KALEIDOSCOPE IN THE TEACHING OF CHINESE STUDENTS – RUSSIAN LEARNERS

Wang Wenjiao

Abstract. The article introduces the program “Musical kaleidoscope, that aims at successful mastering
of musical terminology and deeply understanding them for Chinese students – Russian learners.
This system of exercises facilitates the understanding of language constructions in process of doing
exercises, increases interest in Russian language, stimulates the development of communicative competence
and helps students in learning the language of profession.
Keywords: “Musical kaleidoscope”, musical terminology, exercises system, communicative competence,
language of profession, Russian as a foreign language.

Ван Вэньцзяо, преподаватель-лектор Вэйнаньского педагогического университета (Китай), аспирант Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: 626652680@qq.com
Wang Wenjiao, Lecturer, Weinan Normal University (China), Post-graduate student, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: 626652680@qq.com

КОММУНИКАТИВНО-ЭТИЧЕСКИЕ РЕЧЕВЫЕ КАЧЕСТВА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Д. В. Васёв

Аннотация. Речевая коммуникация – важнейший показатель профессиональной компетент-
ности педагога, требующий умения выразительно и образно говорить, стилистически пра-
вильно и доходчиво излагать мысли, создавать благоприятную для общения атмосферу, про-
гнозировать воздействие слова на учащегося, устанавливать контакт с подростками разного
психологического типа. Выпускники педагогических вузов обязаны профессионально владеть
профильной дисциплиной и литературной речью, доступной как для восприятия, так и для
подражания. Коммуникативно-этическое межличностное общение в культурно-образова-
тельной среде вуза способствует приобретению социального опыта, формированию и укрепле-
нию убеждений и взглядов, повышению культурного уровня, образованности студентов.
Ключевые слова: культурно-образовательная среда вуза, коммуникативная этика, речевая
культура.

COMMUNICATIVE AND ETHICAL SPEECH QUALITIES AS AN INDICATOR
OF TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCE

D. V. Vasyov

Abstract. Speech communication is the most important indicator of teacher’s professional competence,
requiring the ability to expressively and figuratively speak, stylistically correctly and intelligibly
express thoughts, create a favorable atmosphere for communication, predict the impact of a word on
students, establish rapport with teenagers of different psychological types. Graduates of pedagogical
universities have to professionally master the profile discipline and literary speech, easy-to-understand
both for perception and for imitation. Communicative and ethical interpersonal communication in
cultural and educational environment of university promotes the acquisition of social experience, formation
and strengthening of believes and views, raising the cultural level and education of students.
Keywords: cultural and educational environment of university, communicative ethics, speech culture.

Васёв Дмитрий Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры и мастерства ак-
тера Пермского государственного института культуры
e-mail: vasevdima@mail.ru
Vasyov Dmitry V., PhD in Education, associate Professor, directing and acting Department, Perm state Institute
of culture
e-mail: vasevdima@mail.ru

ТЕМАТИКА ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-РУСИСТОВ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вэй Ниннин

Аннотация. Язык является инструментом коммуникации, конечная цель которой – служить
обмену мнениями и сообщениями. Русский язык как один из мировых языков, разумеется, не
является исключением из этого правила. Устная деятельность – говорение как вид речевой де-
ятельности является важной частью овладения нормативным русским языком. В развитии
говорения важную роль играет интервью. Интервью в процессе обучения РКИ позволяет акти-
визировать коммуникативные возможности китайских студентов, повысить мотивацию к
обучению, значительно улучшить уровень владения русским языком.
Ключевые слова: методика РКИ, нормативный русский язык, обучение устной речи на уро-
ках русского языка, интервью, обучение китайских студентов-русистов.

INTERVIEW TOPICS FOR THE CHINESE STUDENTS TRAINING IN THE
EFFECTIVE RUSSIAN SPEECH PRACTICE

Wei Ningning

Abstract. Language is a means of communication the overall objective of which is to contribute to
the interchange of views and information. Russian, as a global language, is no exception to this rule.
Russian speaking practice, as a speech activity, is an important component of mastering the Standard
language. Interviewing is essential to the improvement of speaking practice. The use of interviews in
the teaching of Russian as a foreign language allows Chinese students to improve their communication
skills, enhance training motivation, and upgrade the level of Russian proficiency greatly.
Keywords: Teaching method of Russian as a foreign language, Standard Russian language, speaking
practice training while teaching Russian, interview, the Russian language teaching in China.

Вэй Ниннин, преподаватель русского языка Вэйнаньского педагогического университета, Китай; аспирант
кафедры методики преподавания русского языка Института филологии Московского педагогического госу-
дарственного университета
Е-mail: 373090580@qq.com
Wei Ningning, Lecturer, Weinan Normal University, Pedagogical University, China; Post-graduate student, Methods
of teaching Russian language Department, Institute of Philology, Moscow Pedagogical State University
E-mail: 373090580@qq.com

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ-ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГОВ

Н. Ю. Гомзякова

Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности олигофренопедагогов, находящихся на
этапе становления в профессии, в частности – анализу имеющихся у данной группы моло-
дых специалистов социальных ожиданий, возникающих в связи с необходимостью реализации
профессиональных задач. В статье формулируются основные характеристики социальных
ожиданий олигофренопедагогов, раскрывается их социальная обусловленность; на основе про-
веденного исследования описываются группы социальных ожиданий молодых учителей-дефек-
тологов, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Анализируются как
общепрофессиональные социальные ожидания данной группы специалистов, так и узкопрофес-
сиональные, обусловленные спецификой работы с детьми, имеющими выраженные нарушения
в развитии.
Ключевые слова: олигофренопедагог, социальные ожидания, учитель-дефектолог, профессио-
нальная деятельность, молодые специалисты, молодые педагоги.

SOCIAL EXPECTATIONS AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY
OF YOUNG OLIGOPHRENOPEDAGOGISTS

N. Yu. Gomzyakova

Abstract. The article is devoted to the study of the activity of oligophrenopedagogists who are at the
stage of formation in the profession, in particular, to the analysis of the young specialists’ social expectations
that arise in connection with the need to realize professional tasks. The article presents the
main characteristics of social expectations of oligophrenopedagogists, reveals their social conditioning
and defines the groups of social expectations of young teachers-defectologists working with children
with intellectual deficiency. The article analyzes both general professional and social expectations of
this group of specialists, as well as narrow professional, conditioned by the specifics of working with
children with strong developmental disabilities.
Keywords: oligophrenopedagogist, social expectations, teacher-defectologist, professional activity,
young specialists, young teachers.

Гомзякова Наталия Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и
инклюзивного образования Московского государственного областного университета
e-mail: natalia_g@list.ru
Gomzyakova Natalia Yu., PhD in Education, Associate Professor, Special pedagogy and inclusive education Department,
Moscow State Regional University
e-mail: natalia_g@list.ru

О МЕСТЕ ПОНЯТИЯ «РАССТОЯНИЕ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

Е. И. Деза

Аннотация. В статье рассмотрена роль понятий «расстояние» и «метрика» в профессиональ-
ной подготовке учителя математики. Дан краткий обзор истории становления и использо-
вания теории метрических пространств. Проанализировано место понятия «расстояние» в
науке, математике и образовании сегодняшнего дня. Описаны структура и дидактические
возможности использования «Словаря расстояний» Е. Деза и М. Деза для совершенствования
фундаментальной математической подготовки студентов педагогических высших учебных
заведений. Указаны дисциплины предметной подготовки студентов-математиков, при из-
учении которых полезно акцентировать внимание на используемых расстояниях и метри-
ках. Дана характеристика дисциплины по выбору «Избранные главы теории расстояний и
метрик». Предложены темы учебно-исследовательских работ указанной тематики для бака-
лавров и магистров педагогического образования. Проанализированы проблемы использования
конечных метрик для подготовки аспирантов.
Ключевые слова: расстояние, метрика, математическая подготовка студентов, курс по вы-
бору, учебно-исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность.

ON THE PLACE OF THE CONCEPT “DISTANCE” IN PROFESSIONAL TRAINING OF MATHEMATICS TEACHER

E. I. Deza

Abstract. The article considers the role of the concepts “distance” and “metrics” in professional training
of mathematics teacher. The short review of history of formation and use of the theory of metric
spaces is given. The place of the concept “distance” in modern science, mathematics and education is
analyzed. The structure and didactic opportunities of using “Dictionary of distances” of E. Deza and
M. Deza for improvement of fundamental mathematical training of students of pedagogical higher
educational institutions are described. Disciplines of mathematical preparation, useful to focus attention
on the distances’ and metrics’ concept, are specified. The characteristic of discipline for choice “The
basic chapters of the theory of distances and metrics” is given. Subjects of educational research works
of the specified subject for bachelors and masters of pedagogical education are offered. Problems of use
of finite metrics for training of graduate students are analyzed.
Keywords: distance, metrics, mathematical training of students, course for choice, education-research
activity, research activity.

Деза Елена Ивановна, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, доцент, про-
фессор кафедры теоретической информатики и дискретной математики математического факультета Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: Elena.Deza@gmail.com
Deza Elena I., PhD in Mathemathics, ScD in Education, Associate professor, professor, Theoretical Informatics and
Discrete Mathematics, Department f, Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State University
e-mail: Elena.Deza@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. В. Зинченко (Шарлай)

Аннотация. В статье проанализировано состояние проблемы развития социальной актив-
ности младших школьников, определена структура их социальной активности, включающая
потребности, стремления; общественные и личные мотивы; ценностные ориентации, соци-
альные установки; самооценку и социально ценные качества личности. Разработаны педаго-
гические условия формирования социальной активности младших школьников в деятельно-
сти трудовой направленности, методика ее поэтапного формирования на основе осознания
важности выполняемой деятельности; построение отношений деятельностного характера с
предметной и социальной средой; совместное планирование с последующим анализом дела и
чередованием поручений. Представлены результаты экспериментальной работы, направлен-
ной на формирование социальной активности младших школьников путем включения их в
совместную трудовую деятельность и усиления взаимодействия учащихся при организации
трудовой деятельности; формирование положительного отношения к трудовой деятельности
младших школьников.
Ключевые слова: социальная активность младших школьников, структура социаль-
ной активности, формирование социальной активности младших школьников в трудовой
деятельности.

FORMATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN’S SOCIAL ACTIVITY IN THE WORKING PROCESS

V. V. Zinchenko (Sharlay)

Abstract. The article analyzes the issue of forming social activity of the Primary school children,
defines the structure of their social activity, including needs and aspirations, public and personal motives;
value orientations, social attitudes; self-esteem and socially valuable qualities of the individual.
The article considers the pedagogical conditions for the formation of social activity of primary schoolchildren
in the working process, methods of their gradual formation based on the awareness of the social
importance of the activity to be performed and building the relationships with specific substantive
and social reality; joint planning and analysis; the alternation between errands. The article presents
the results of experimental study aimed at the development of social activity of the primary school
children in the joint work activity and strengthening the interaction of students in the organization of
work and changing attitudes to work and motivation of the primary school children.
Keywords: Primary school children’s social activity, structure of the social activity, formation of the
social activity in the working process.

Зинченко (Шарлай) Валерия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педа-
гогических технологий начального образования и психологии развития ребенка Новокузнецкого филиала
– института Кемеровского государственного университета
e-mail: vvzinchenko@mail.ru
Zinchenko (Sharlay) Valeriya V., PhD in Education, Associate professor, Pedagogical Technologies of Primary Education
and Child Development Psychology Department, Novokuznetsk branch, Kemerovo State University
e-mail: vvzinchenko@mail.ru

МОДУЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»
ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. В. Котова

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы реализации модульного подхода к конструирова-
нию содержания дисциплины «Методы и средства защиты информации» в условиях професси-
ональной направленности подготовки будущих учителей информатики. Проанализированы
особенности модульного подхода к обучению. Даны определения дидактического, структурного
и тематического модулей. Приведены описания базисных, вариативных и дополнительных те-
матических модулей дисциплины «Методы и средства защиты информации». Рассмотрены их
теоретические, прикладные и общепрофессиональные аспекты. Построены различные траек-
тории изучения дисциплины на базе использования возможностей дополнительных профилей
обучения.
Ключевые слова: модульный подход, вариативность, защита информации, профессиональ-
ная направленность, математическая подготовка учителя информатики.

MODULAR CONSTRUCTION OF THE DISCIPLINE “METHODS AND MEANS OF INFORMATION PROTECTION”
FOR BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION

L. V. Kotova

Abstract. The article considers the issues of implementing a modular approach to building the content
of the discipline „Methods and means of information protection” in the conditions of professional
directivity of teaching future teachers of informatics. Features of modular approach to training are
analyzed. Definitions of didactic, structural and subject modules are given. Descriptions of basic, variable
and additional subject modules of the discipline „Methods and means of information protection”
are provided. Their theoretical, application-oriented and all-professional aspects are considered. Various
trajectories of studying the discipline are constructed on the basis of the use of the possibilities of
additional learning profiles.
Keywords: modular approach, variability, information protection, professional orientation, mathematical
training of the computer science teacher.

Котова Лидия Владимировна, старший преподаватель кафедры теории чисел математического факульте-
та Московского педагогического государственного университета
e-mail: kolv@inbox.ru
Kotova Lidia V., Senior lecturer, Number Theory Department, Mathematics Faculty, Moscow Pedagogical State
University
e-mail: kolv@inbox.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Н. А. Опарина

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации свободного времени школьни-
ков. Наибольшую сложность в организации досуга ребят представляют зрелищные виды и фор-
мы, которые требуют не только организаторских способностей педагогов, но и владения знани-
ями и навыками сценарно-режиссерского мастерства. Такие формы досуга принято называть
театрализованными, и, как правило, работа над ними проходит определенные сценарно-ре-
жиссерские и организационно-творческие этапы.
В тексте статьи выделяются некоторые основные этапы работы над созданием замысла
сценического представления, написания сценария и его воплощения. Эти знания и навыки, по
мнению автора статьи, помогают учителю качественно повысить уровень своего педагогиче-
ского мастерства.
Ключевые слова: сценарий, драма, режиссура, зрелище, мастерство, конфликт, действие.

FORMATION OF SCRIPTWRITER AND DIRECTOR’S SKILLS OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION AS A CONDITION FOR INCREASING THE LEVEL OF HIS PROFESSIONAL SKILLS

N. A. Oparina

Abstract. The article deals with the problems of organizing the free time of schoolchildren. The greatest
difficulty in organizing leisure for children is spectacular views and forms that require not only
the organizational skills of teachers, but also the knowledge and skills of script writing and directing
skills. Such forms of leisure are usually called theatrical, and, as a rule, the work on them goes
through certain creative stages. The article highlights some of the main stages of work on creating a
concept for stage performance, writing a script and its implementation. This knowledge and skills, in
the author’s opinion, help the teacher to raise the level of his pedagogical skills qualitatively.
Keywords: script, drama, directing, show, skill, conflict, action.

Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социаль-
но-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического уни-
верситета, член Союза писателей России
e-mail: oparil18@yandex.ru
Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and
Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia
e-mail: oparil18@yandex.ru

РАБОТА НАД СЛОВОМ НА УРОКАХ РУССКОГО КАК ИНОСТРАННОГО В ВУЗЕ. ОСОБЕННОСТИ
ЛЕКСИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Дж. Римонди

Аннотация. Статья посвящена лексическому подходу (lexical approach) к обучению иностран-
ным языкам, что позволяет ставить в центр учебного процесса учащегося-иностранца и раз-
вивать его коммуникативные навыки. Растущий интерес к лексическому аспекту в последнее
время определяется переходом от грамматики к лексике обучающегося, формирование кото-
рой составляет основную цель усвоения иностранного языка.
Автором представляются некоторые виды деятельности и методы обучения русскому языку
как иностранному (в том числе мультимедийный самоучитель), опирающиеся на лексический
подход, с помощью которых учащиеся вовлекаются в процесс осознания и идентификации лек-
сических единиц, обрабатывая их в устной или в письменной форме.
Ключевые слова: лексический подход, иноязычная коммуникативная компетенция, лексиче-
ские материалы, отработка лексических единиц, личностные аспекты обучения, методика
преподавания РКИ, формирование словаря учащегося.

WORKING ON WORDS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASS
AT UNIVERSITY PARTICULARITIES OF THE LEXICAL APPROACH
G. Rimondi
Abstract.
The article is devoted to the lexical approach to teaching foreign languages, which allows to
put the student in the center of the educational process and to develop his communication skills. The
recent growing interest in the lexical aspect has been determined by the transition from grammar to vocabulary
learning, the formation of which is the main goal of mastering a foreign language.
The author presents some class activities and methods of teaching Russian as a foreign language
inspired by the lexical approach, with the help of which the students are involved in the process of
identification and become aware of lexical units, processing them orally or in writing.
Keywords: lexical approach, communicative competence in foreign language, lexical materials, development
of lexical units, personal aspects of learning, teaching methods of Russian as a foreign
language, formation of learner’s vocabulary.

Римонди Джорджия, PhD, Пармский Государственный Университет (Италия), Институт мировой литерату-
ры им. А. М. Горького (Москва), аспирант кафедры методики преподавания русского языка Московского
педагогического государственного университета
e-mail: giorgia.rimondi@gmail.com
Rimondi Giorgia, PhD, University of Parma (Italy), Gorky Institute of World Literature, Post-graduate student,
methods of teaching Russian language Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: giorgia.rimondi@gmail.com

«НОВОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» КАК СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ХХI ВЕКА

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена важному аспекту музейной педагогики – разработке совре-
менного направления педагогического образования «нового краеведения», которое отвечает го-
сударственным программным документам Российской Федерации и образовательным вызовам
музея и школы. Статья выявляет теоретические аспекты проблемы и предлагает примеры
из музейной практики.
Ключевые слова: музейная педагогика, краеведение, регионоведение, «новое краеведение», ре-
гиональная идентичность, локальная история, новая краеведческая экспозиция, краеведческая
деятельность.

“NEW REGIONAL STUDY” AS A CONTEMPORARY DIRECTION OF DEVELOPMENT OF THE MUSEUM PEDAGOGICS OF THE XXI CENTURY

M. V. Korotkova

Abstract. The article is devoted to an important aspect of museum pedagogy – the development of a
modern pedagogical education „new lregional study”, which meets the state program documents of
the Russian Federation and the educational challenges of the museum and school. The article reveals
theoretical aspects of the problem and offers examples from museum practice.
Keywords: museum pedagogic, regional study, local lore, study of region, regional identity, local history,
new local lore exposition, local lore activity.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Института истории и полити-
ки Московского педагогического государственного университета, руководитель творческой лаборатории
«Музейная педагогика», академик МАНПО
e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University,
head of the creative laboratory „Museum Pedagogy”, academician, International Teacher’s Training Academy
of Science
e-mail: markor13@mail.ru

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

И. А. Синицина, Н. В. Корчаловская, А. Х. Сундукова

Аннотация. Данная статья посвящена анализу основных аспектов управления современным
образованием в ракурсе постнеклассической научной парадигмы. В статье получили дальней-
шее развитие основные позиции системно-синергетического подхода в части разработки про-
блемы управления современным образованием, повышения эффективности механизмов, ре-
гулирующих деятельность субъектов управленческого взаимодействия. Авторы представили
организационную структуру управления образованием, определили ее сущность, рассмотрели
функции управления образованием (традиционные и инновационные), рассмотрели явление ан-
тропосинергизма, определили общие признаки, характеризующие управление образованием с
позиций системно-синергетического подхода, выявили механизмы, регулирующие деятельность
субъектов управленческого взаимодействия. При рассмотрении проблемы управленческого вза-
имодействия авторы делают акцент на внутренней деятельности человека, что приводит к
понятию полифоничной самости, отражающей способность человека быстро реагировать на
непрерывно изменяющиеся реалии времени, совмещать в процессе жизнедеятельности слож-
ные, иногда противоречивые самостные образы, но соединенные человеком в целостный опыт,
обеспечивающий их гармонию.
Ключевые слова: система, синергетика, системный подход, синергетический подход, систем-
но-синергетический подход, фрактал, антропосинергизм, полифоничная самость, управление
образованием, управленческое взаимодействие.

SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH AS A CONCEPTUAL-SYSTEMSYNERGETIC APPROACH AS A CONCEPTUAL-THEORETICAL BASIS OF MANAGEMENT OF CONTEMPORARY EDUCATION

I. A. Sinitsyna, N. V. Konchalovsky, A. Kh. Sundukova

Abstract. The article analyzes the main aspects of modern education from the perspective of postnon-
classical scientific paradigm. In the article, the main positions of the system-synergetic approach
regarding the development of the problem of managing modern education, enhancing the effectiveness
of the mechanisms regulating the activity of subjects of managerial interaction, have been further
developed. The authors present the organizational structure of the management of education, define
its essence, examine the functions of education management (traditional and innovative), study the
phenomenon of anthroposynergism, identify common features characterizing the management of education
from the position of a systemic-synergetic approach, and reveal the mechanisms that regulate
the activity of subjects of managerial interaction. When considering the problem of managerial interaction,
the authors emphasize the internal activity of a person, which leads to the concept of a polyphonic
self-reflecting the ability of a person to respond quickly to the constantly changing realities of time, to
combine in the process of vital activity complex, sometimes contradictory images, but connected by a
person into a holistic experience providing their harmony.
Keywords: system, synergetic, system approach, synergetic approach, system-synergetic approach,
fractal, anthroposynergism, polyphonic self, education management, management interaction.

Синицина Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры психолого-педагогического образова-
ния, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
e-mail: irinasinica@mail.ru
Sinitsina Irina A., senior lecturer, Psychological and Pedagogical Education Department, Sterlitamak Branch,
Bashkir State University
e-mail: irinasinica@mail.ru
Корчаловская Наталья Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного об-
разования ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональ-
ной переподготовки работников образования»
e-mail: nk232@yandex.ru
Korchalovskaya Natalia V., PhD in Education, Associate Professor, Preschool Education Department, Rostov Region,
Rostov Institute for Advanced Studies and Professional retraining of educators
e-mail: nk232@yandex.ru
Сундукова Адия Хесеиновна, кандидат философских наук, доцент, декан факультета начального и до-
школьного образования ГБУ ДПО Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования».
e-mail: sundukowa.alla@yandex.ru
Sundukova Adiya Kh., PhD in Philosophy, Associate Professor, Dean, Primary and Preschool Education Faculty,
Rostov Region, Rostov Institute for Advanced Studies and Professional retraining of educators
e-mail: sundukowa.alla@yandex.ru

ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЬСКОМУ ТРУДУ У ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПЕДАГОГОВ:
ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

М. А. Головчин

Аннотация. Перспективы развития образования во многом зависят от положения препода-
вателя как одного из ключевых субъектов процесса формирования человеческого потенциала.
В современной России педагогическая общественность весьма дифференцирована. Миссия и
труд учителя по-разному воспринимается персоналом городских и сельских школ, несмотря на
относительно одинаковые условия труда в этих организациях.
Цель представленного исследования – определение разницы в удовлетворенности трудом сре-
ди городских и сельских учителей, современных трендов отношения педагогов к работе в шко-
ле и факторов, влияющих на это отношение.
В исследовании поставлена гипотеза о том, что удовлетворенность трудом в городских и
сельских школах определяют разные факторы. «Учителя-горожане» склонны формировать от-
ношение к профессии исходя из объективных причин (размер заработной платы, преподаватель-
ская загруженность и т. п.). Сельские учителя имеют некий социальный резерв (особый статус
в сельском сообществе), который нивелирует воздействие профессиональных рисков.
Гипотеза проверена на материалах мониторинга экономического положения и социального
самочувствия педагогов школ, который проводился в 2011–2017 гг. по репрезентативной вы-
борке на базе городских и сельских школ Вологодской области.
В статье приведены данные корреляционного анализа, определяющего тесноту парной связи
между параметрами социального настроения педагогов, удовлетворенности аспектами учи-
тельской деятельности и оценкой экономического положения в стране и регионе. Установле-
но, что для сельских учителей более тесной является взаимосвязь социального самочувствия
не со сторонами профессиональной деятельности, а с отношением к экономической ситуации,
сложившейся на территории их проживания.
Ключевые слова: учитель, профессия, мониторинг, труд, корреляция, село, город.

ATTITUDES OF URBAN AND RURAL TEACHERS TOWARDS EDUCATIONAL WORK: ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL MONITORING

M. A. Golovchin

Abstract. Prospects for the development of education largely depend on the position of the teacher as one of
the key actors in the process of building human potential. In modern Russia the pedagogical community is
absolutely differentiated. The mission and work of the teacher are perceived in different ways by the staff of
urban and rural schools, despite relatively similar working conditions in these organizations.
The purpose of this study is to determine the difference in job satisfaction among urban and rural teachers,
the current trends in the attitude of teachers towards work in the school and the factors that influence
this attitude (in the territorial context).
The study hypothesizes that job satisfaction in urban and rural schools is determined by different factors.
„Teachers – city dwellers” tend to form a relation to the profession on the basis of objective reasons (salary,
work load, etc.). Rural teachers have a certain social reserve (a special status in the rural community), which
levels out the impact of occupational risks.
The hypothesis has been proved on the materials of monitoring the economic situation and the social
well-being of school teachers, which was conducted in 2011–2017 on a representative sample based on urban
and rural schools in the Vologda region.
The article presents the data of the correlation analysis that determines the tightness of the pair connection
between the parameters of the social mood of teachers, the satisfaction with aspects of teacher activity and the assessment of the economic situation in the country and the region. It is established
that for rural teachers the interconnection of social well-being is not with the sides of professional activity
but with the attitude to the economic conditions of life.
Keywords: teacher, profession, monitoring, work, correlation, village, city.

Головчин Максим Александрович, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института
социально-экономического развития территорий РАН
e-mail: mag82@mail.ru
Golovchin Maxim A., PhD in Economics, senior researcher, Institute of Socio-Economic Development of Territories,
RAS
e-mail: mag82@mail.ru

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЦЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКА

Н. Н. Давидович

Аннотация. В статье представлен механизм формирования коммуникативной компетентно-
сти у старшеклассника, основанный на ценностных ориентациях личности (социальных, учеб-
ных, профессиональных). Рассмотрена содержательная область коммуникативной компетент-
ности старшеклассника, включающая в себя ряд компетенций: компетенции интерактивной
коммуникации («личностное знание», «межличностное знание»); коммуникативно-речевые ком-
петенции («личностное понимание», «межличностное понимание»); компетенции перцептив-
ной коммуникации («межличностное взаимодействие», «командное взаимодействие»).
Содержательное наполнение понятия «коммуникативная компетентность» задает вектор
процессу формирования данного качества у учащихся старших классов, раскрывает признаки
и показатели коммуникативной компетентности, обогащает теорию и практику педагоги-
ческой психологии.
Проведенное исследование позволило сформировать поэтапный механизм усвоения коммуни-
кативных действий: создание мотивации к проявлению компетенции; принятие ценностей
коммуникации как ее цели; учет ресурсов и возможностей коммуникации; инициативное со-
трудничество; коммуникативная рефлексия с целью формирования коммуникативной компе-
тентности как качества личности.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, коммуникационные
ценности, коммуникационные процессы, старшеклассник.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS THE ASSET OF A HIGH SCHOOL STUDENT

N. N. Davidovich

Abstract. The article presents the mechanism of forming communicative competence of the student, based
on the value orientations of the individual (social, educational, professional) and considers substantive
area of communicative competence of the student, which includes a number of competencies: competence
of interactive communications („personal knowledge”, „interpersonal knowledge”); communicative and
speech competence („understanding of personality”, „interpersonal understanding”); perceptual competence
communication („interpersonal interaction”, „teamwork”).
The substantive content of the concept „communicative competence” defines the vector for process of forming
the given qualities in high school students, reveals the signs and indicators of communicative competence,
enriches the theory and practice of educational psychology.
The study has enabled the formation of a mechanism of gradual assimilation of communicative
action: the creation of motivation to the manifestation of competence; the adoption of the values of
communication as its goals; accounting for resources and communication opportunities; proactive collaboration;
communicative reflection with the purpose of formation of communicative competence as a
personal quality.
Keywords: communication, communicative competence, communicative values, communication processes,
a high school student.

Давидович Наталья Николаевна, аспирант кафедры педагогики Смоленского государственного универ-
ситета
e-mail: nataldave@mail.ru
Davidovich Natalia N., post-graduate student, Pedagogy Department, Smolensk state University
e-mail: nataldave@mail.ru

13 ЛАЙФХАКОВ ДЛЯ ЭКСКУРСИИ В ОСЕННИЙ ПАРК
(реинновация методических приемов экологической экскурсии)

М. В. Полякова

Аннотация. В статье автором рассматривается важность и необходимость оптимиза-
ции условий экологического воспитания в вузе.
Изучаются способы воздействия на сознание и поведение студентов с помощью реновированных
методических приемов, разработанных и опробованных во время экологических экскурсий в осен-
ний парк. Особенностью организации деятельности студентов являются: 1) практики непраг-
матического взаимодействия с наблюдаемыми объектами природы и экоцентрического поведе-
ния во время экскурсии; 2) педагогический анализ и эмоциональная рефлексия только что при-
обретенного опыта.
Итогом работы является ряд существенных предложений по реорганизации экологических
экскурсий в вузе с целью повышения качества высшего педагогического образования.
Ключевые слова: экскурсия, экологическое просвещение, природосообразность, реинновация
(реновация), полисенсорность познания, момидзи, суггестия, биосферный эгалитаризм, экоцен-
тризм, закон Йеркса – Додсона, лайфхак, теория катастроф, экспансия.

13 LIFE-HACKS FOR AN EXCURSION TO THE AUTUMN PARK
(re-innovation of instructional techniques of ecological tours)

M. V. Polyakova

Abstract. The article considers the importance and necessity of optimization of environmental education
conditions in the university. The ways of influencing the consciousness and behavior of students
with the help of renovated methodical techniques developed and tested during ecological excursions to
the autumn park are being studied. Features of the organization of students’ activities are 1) the practice
of non-pragmatic interaction with the observed objects of nature and eco-centric behavior during
the excursion; 2) pedagogical analysis and emotional reflection of the newly acquired experience. The
result of the work is a number of significant proposals on the reorganization of ecological excursions in
the university with the aim of improving the quality of higher pedagogical education.
Keywords: tour, environmental education nature-conformity, (renovation), poly-sensory cognition momidji,
suggestion, biospheric egalitarianism ecocentrism, Yerkes – Dodson Law, Life-hack, catastrophe
theory, expansion.

Полякова Марина Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педа-
гогики, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
e-mail: akvamarin1110@mail.ru
Polyakova Marina V., PhD in Education, associate professor, professional pedagogy Department, Russian State
Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg
e-mail: akvamarin1110@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

М. М. Прокопьева, А. З. Дьяконова, М. Н. Попова

Аннотация. В настоящее время не всегда прослеживается система работы с родителями по
повышению их педагогической культуры. Характерные для советской школы формы работы с
родителями – педагогический всеобуч, педагогическое просвещение – потеряны. Нет конкретно-
го представления о феноменологии педагогической культуры родителей, путях, формах, мето-
дах и необходимости ее повышения в новых социально-экономических условиях. Стало ясным,
что парадигма концепции повышения педагогической культуры родителей требует анализа
сложившейся социально-педагогической ситуации, опыта психолого-педагогической работы с
родителями в современной школе.
Ключевые слова: воспитание, школа, родители, сотрудничество, семья, педагогическая
культура.

FAMILY AND SCHOOL COOPERATION AS A CONDITION FOR PARENTS’ PEDAGOGICAL COMPETENCE

M. M. Prokopeva, A. Z. Dyakonova, M. N. Popova

Abstract. The system of working with parents to improve their pedagogical culture is not always
traced nowadays. Characteristic for the Soviet school forms of work with parents: pedagogical universal
education is lost. There is no concrete idea of the phenomenology of the pedagogical culture of parents,
ways, forms, methods, and the need to raise it in new socio-economic conditions. It became clear
that the paradigm of the concept of improving the pedagogical culture of parents requires an analysis
of the prevailing social and pedagogical situation, the experience of psychological and pedagogical
work with parents in a modern school.
Keywords: upbringing, school, parents, cooperation, family, pedagogical culture.

Прокопьева Мария Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной и педаго-
гической психологии Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Респу-
блика Саха (Якутия)
e-mail: prokmary@list.ru
Prokopeva Maria M., ScD in Education, professor, Age and pedagogical psychology Department, M. K. Ammosov
North-Eastern Federal University, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)
e-mail: prokmary@mail.ru
Дьяконова Александра Захаровна, специалист Республиканского ресурсного центра «Юные Якутяне»;
аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Северо-Восточного федерального универси-
тета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
e-mail: Aleksandra-kulakovskaya@mail.ru
Dyakonova Aleksandra Z., specialist of the Republican resource center „Young Yakutians”, post-graduate student,
age and pedagogical psychology Department , M. K. Ammosov North-Eastern Federal UniversityYakutsk, Republic
of Sakha (Yakutia)
e-mail: aleksandra-kulakovskaya@mail.ru
Попова Марфа Николаевна, Учитель Муниципального образовательного бюджетного учреждения Респу-
блики Саха (Якутия) «Саха гимназия»; аспирант кафедры педагогики Северо-Восточного федерального уни-
верситета им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
e-mail: afram@list.ru
Popova Marfa N., teacher, Sakha gymnasium, post-graduate student, Peagogics Department, M. K. Ammosov
North-Eastern Federal University Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia)
e-mail: afram@list.ru

РОЛЬ ПАРАШЮТНОГО СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ

В. Г. Гайворонский

Аннотация. Исследование посвящено изучению роли парашютного спорта в формировании си-
стемы ценностных ориентаций современных студентов. Особый интерес представляет тот
факт, что исследование основывается на результатах обучения спортсменов-парашютистов
в условиях подготовки специалистов на базе гражданского вуза. В статье анализируются во-
просы целеполагания обучающихся при выборе парашютного спорта в качестве учебных заня-
тий. Уделяется внимание возрасту начала занятий, готовности к достижению максимально
возможных спортивных результатов на крупнейших спортивных соревнованиях по парашют-
ному спорту, выбору утверждений, наиболее правильно характеризующих парашютный спорт
и способности современной студенческой молодежи взвешенно принимать решение к занятию
экстремальными видами спорта, их готовность к службе в Вооруженных силах Российской
Федерации. Изучается мнение обучающихся относительно наполнения программы обучения
парашютистов с целью включения элементов в цикл физической культуры основных образо-
вательных программ образовательной организации высшего образования.
Ключевые слова: парашютный спорт, аэроклуб ДОСААФ, ценностные ориентации, студен-
ческая молодежь, секционная работа.

ROLE OF PARACHUTE SPORT IN FORMING STUDENTS’ VALUE ORIENTED SYSTEM

V. G. Gaivoronskiy

Abstract. The article is devoted to the study of the role of the parachute sport in the formation of the
student’s value oriented system. Of particular interest is the fact that the study is based on the results
of training parachute-jumpers in the conditions of training specialists on the basis of a civil university.
The article analyzes the questions of the goal-setting of students in the choice of parachuting as
training classes. Attention is paid to the age of the beginning of the classes, the readiness to achieve the
maximum possible sporting results in the largest sports competitions in parachuting, the choice of the
statements most correctly characterizing parachute sports and the ability of modern students to make
a balanced decision to engage in extreme sports, their readiness to serve in the Armed Forces of Russian
Federation. The students are studying the opinion of taking the paratroopers training program
with the aim of including elements in the cycle of physical culture of the basic educational programs.
Keywords: parachute sport, flying club DOSAAF, values and motivational guides, students, section work.

Гайворонский Владимир Геннадьевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических ос-
нов физического воспитания Южного федерального университета
e-mail: vggayvoronskiy@sfedu.ru
Gaivoronskiy Vladimir G., PhD in Biology, associate professor, theoretical bases of physical culture Department,
South Federal University
e-mail: vggayvoronskiy@sfedu.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Л. К. Веретенникова, Г. М. Выгонская

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования коммуникативных стратегий,
что обусловлено процессом модернизации системы образования, изменением его содержания
и структуры в педагогическом процессе. Проведено исследование уровней коммуникативных
стратегий в педагогике. Данный аспект слабо разработан в теории и практике высшего про-
фессионального образования. Авторами предложен подход к разработке системы заданий и
упражнений для формирования коммуникативной стратегии и соответствующих компетен-
ций обучающихся, что и обусловило актуальность данной работы.
Ключевые слова: коммуникативная стратегия, педагогическое взаимодействие, уровни раз-
вития коммуникативных стратегий, показатели уровней, алгоритм пошагового выполнения
упражнений.

COMMUNICATIVE STRATEGIES IN PEDAGOGICAL INTERACTION WITHIN THE EDUCATIONAL PROCESS

L. K. Veretennikova, G. M. Vygonskaya

Abstract. The article deals with the issues of communicative strategies in the pedagogical process.
The levels of development of communicative strategies of interactions in the pedagogical process are
revealed. This aspect is poorly studied in the theory and practice of higher professional education. The
authors suggest an approach to the development of a system of tasks and exercises for the formation of
a communicative strategy and corresponding competencies of students which lead to the topicality of
this work.
Keywords: communicative strategy, pedagogical interaction, levels of development of communicative
strategies, level indicators, algorithm for doing exercises step-by-step.

Веретенникова Людмила Кузьминична, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практи-
ки начального образования Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: vvеret@rambler.ru
Veretennikova Ludmila K., ScD in Education, Professor, Theory and practice of Primary Education Pedagogy Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: vvеret@rambler.ru
Выгонская Галина Михайловна, старший преподаватель кафедры исследовательской и творческой деятель-
ности в начальной школе Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: ostapenkomikhail@mail.ru
Vygonskaya Galina M., Senior Lecturer, Research and creative activity Department, Institute of childhood, Moscow
Pedagogical State University
e-mail: ostapenkomikhail@mail.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ КАК ФОРМА ДИАГНОСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. С. Орлова, А. В. Половникова, А. А. Сорокин

Аннотация. В статье рассматривается проблема достижения образовательных результа-
тов в контексте современного образовательного пространства, характеризуемого как сово-
купность всех объектов и процессов, приводящих к приращению индивидуальной культуры об-
учающегося, его развитию, освоению системы ценностей и правил поведения, в частности, в
области проектной деятельности. На примере проекта по истории Москвы авторы рассма-
тривают вопросы диагностики образовательных результатов на завершающем этапе про-
ектной деятельности – этапе презентации. При этом авторы отмечают, что результаты
оценивания проекта рассматриваются как инструмент организации рефлексии обучающих-
ся, инструмент оценки освоения ими содержания учебных курсов, а также различных видов
познавательной и практической деятельности. Авторы акцентируют внимание на том,
чтобы обучающиеся принимали обязательное участие в создании перечня критериев, по кото-
рым будут оцениваться результаты их деятельности. Отмечается, что определение перечня
критериев оценивания является сущностным, фактически определяющим этапом проектной
деятельности обучающихся, без которого дальнейшее проектирование может стать бессмыс-
ленным для школьника формализованным процессом. Особый акцент в статье делается на
современном понимании образовательных результатов как требовании Федеральных государ-
ственных образовательных стандартов общего образования.
Ключевые слова: проектная деятельность, образовательный результат, критерии оценивания.

PRESENTATION OF THE HISTORY PROJECTS AS A FORM OF DIAGNOSTICS OF STUDENTS’ EDUCATIONAL OUTCOMES

T. S. Orlova, A. V. Polovnikova, A. A. Sorokin

Abstract. The article deals with the problem of achieving educational outcome in the context of the modern
educational space, characterized as the set of all objects and processes leading to the increasing of the
learner’s individual culture, his development, the development of the values system and rules of behavior,
in particular, in the field of project activities. On the example of the project on the history of Moscow,
the authors consider the diagnosis of educational outcomes at the stage of presentation – the final stage
of the project activity. At the same time, the authors note that the results of the project evaluation are
considered as a tool for organizing the students’ reflection, a tool for assessing the content development
of training courses, as well as various types of cognitive and practical activities. The authors emphasize
that the students were obliged to create a list of criteria according to which the results of their activities
will be evaluated. It is noted that the asses of the list of evaluation criteria is an essential, actually determining
stage of the project activity of students, without which further design can become a meaningless
and formalized process. A special emphasis in the article is made on the modern understanding of
educational outcomes as a requirement of the Federal state educational standards of general education.
Keywords: project activity, educational outcomes, evaluation criteria.

Орлова Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры методики преподавания истории, обществознания и права
Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета
e-mail: orlovatany@mail.ru
Orlova Tatiana S., Post-graduate student, Methods of Teaching History, Social Studies and Law Department, Institute
of Humanities and Management, Moscow City University
e-mail: orlovatany@mail.ru
Половникова Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методи-
ки преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московского городского
педагогического университета
e-mail: PolovnikovaAV@mgpu.ru
Polovnikova Anastasia V., PhD in Education, Associate Professor, Methods of Teaching History, Social Studies and
Law Department, Institute of Humanities and Management, Moscow City University
e-mail: PolovnikovaAV@mgpu.ru
Сорокин Андрей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики
преподавания истории, обществознания и права Института гуманитарных наук Московского городского
педагогического университета
e-mail: SorokinAA@mgpu.ru
Sorokin Andrei A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Methods of Teaching History, Social Studies
and Law Department, Institute of Humanities and Management, Moscow City University
e-mail: SorokinAA@mgpu.ru

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩАЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

В. Е. Цибульникова

Аннотация. В статье в контексте идей С. Т. Шацкого о педагогизации среды рассматрива-
ются потенциальные возможности различных видов образовательных сред для формирова-
ния полноценной образовательной среды общеобразовательной организации. Здоровьеформи-
рующая и здоровьесберегающая образовательная среда школы охарактеризована с позиции
интеграции и взаимодействия с различными микросредами школы. В статье делается вывод
о том, что образовательная среда является одним из основных ресурсов управления индивиду-
альной траекторией развития личности школьников. По мере взросления личности внутрен-
няя среда становится доминирующей в системе взаимодействия человека с внешней средой, и
задачей здоровьеформирующей и здоровьесберегающей образовательной среды становится ее
врастание во внутреннюю среду ребенка с тем, чтобы при окончании школы и уходе из данной
образовательной среды он испытывал на себе ее пролонгированное ценностно-мотивационное
здоровьесозидательное влияние.
Ключевые слова: педагогизация среды, здоровьеформирующая и здоровьесберегающая образо-
вательная среда, культуросообразная, билингвальная, этносоциальная, инновационная, акме-
ологическая, рефлексивная, адаптивная, безопасная, благоприятная, комфортная образова-
тельные среды, киберсреда.

HEALTH-FORMING AND HEALTH-SAVING ENVIRONMENT AS A COMPONENT OF THE SCHOOL EDUCATIONAL SPACE

V. E. Tsibulnikova

Abstract. The article considers the possibilities of different types of educational environments for
the formation of the full-fledged educational environment of academic institutions. The educational
environment which is forming and preserving health is characterized from the position of integration
and interaction with various microenvironments of school. The article concludes that the educational
environment is one of the main resources for managing the individual trajectory of the development of
the personality of schoolchildren. As the person grows up, the internal environment becomes dominant
in the system of human interaction with the external environment, and the task of the health-forming
and health-saving educational environment becomes its ingrowth into the child’s inner environment
so that at the end of the school and leaving this educational environment he experiences the prolonged
value -motivational health and educational influence.
Keywords: environment oriented pedagogics, educational environment which is forming and preserving
health, cultural, bilingual, social ethnic, innovative, reflexive, adaptive, safe, favorable, comfortable
educational environments, cyber-environment.

Цибульникова Виктория Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и пси-
хологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: vicki-77@yandex.ru
Tsibulnikova Victoria E., PhD in Education, associate professor, V. A. Slastenin Pedagogy and psychology of professional
education Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: vicki-77@yandex.ru

ОТ КНИГИ ЗАКОНА «ФАЦЗИН» ДО «ЗАКОНА ОБ ОТМЕНЕ ТЕЛЕСНЫХ НАКАЗАНИЙ ЧЕТВЕРТОГО ИМПЕРАТОРА
ДИНАСТИИ ХАНЬ – ХАНЬ ВЭНЬДИ». «ИСТОРИЯ О СПАСШЕЙ СВОЕГО ОТЦА ОТ ТЕЛЕСНОГО НАКАЗАНИЯ
И СМЕРТИ ТИ ИН» В КАЧЕСТВЕ УЧЕБНОГО ПРИМЕРА

Лю Жун

Аннотация. Метод конкретных примеров (метод обучения, основанный на обсуждении и ана-
лизе реальных примеров определенной проблемы) является эффективным и часто исполь-
зуется в практике преподавания. К примеру, в учебной программе «История правопорядка
в Китае», в разделе от Книги Закона «Фацзин» до «Закона об отмене телесных наказаний
четвертого императора династии Хань – Хань Вэньди» приведенный случай со спасшей свое-
го отца от телесного наказания и смерти Ти Ин выступает узловым элементом, который
позволяет наглядно изучить правовую грамотность, правовую мысль, построение правовой
системы и представления о гуманности в период правления отдельных династий, начиная
от династий Западного Чжоу (1027–770 до н. э.) до Восточного Чжоу (770–256 до н. э.), периода
Чуньцю (770–476/403 до н.э.) и Сражающихся царств (476/403–221 до н.э.) до династий Цинь
(246–207 до н. э.) и Хань (206 до н.э. – 220 н.э.); понять развитие и эволюцию история права в
Китае от рабовладельческого строя до феодализма; наряду с ознакомлением с основным содер-
жанием и исторической ролью Книги Закона «Фацзин» глубоко запомнить «Закон об отмене
телесных наказаний четвертого императора династии Хань Вэньди», изданный в условиях
относительной стабильности и процветания в исторический период правления императоров
Вэньди и Цзинди (династии Хань с 180–141 до н. э.), этот закон выступает важным процессом
реформирования системы наказаний от варварского к цивилизованному.
Ключевые слова: метод конкретных примеров, Книга Закона «Фацзин», «История о спасшей
своего отца от телесного наказания и смерти Ти Ин», Ли Куй (ок. 450–390 до н. э.) – государ-
ственный деятель древнекитайского царства Вэй, «Закон об отмене телесных наказаний чет-
вертого императора династии Хань – Хань Вэньди».

FROM THE BOOK OF THE LAW “FAJIN” TO THE “LAW ON THE ABOLITION OF CORPORAL PUNISHMENT OF THE FOURTH EMPEROR OF THE HAN DYNASTY – HAN WENDI”. “THE STORY OF THE ONE WHO SAVED HER FATHER
FROM CORPORAL PUNISHMENT AND DEATH TI YING” AS A CASE STUDY

Liu Rong

Abstract. The method of exact examples (the method of teaching based on the discussion and analysis
of real examples of a certain problem) is effective and is often used in the practice of teaching. For
example, in the curriculum „History of Law and Order in China”, in the section from the Book of the
Law „Fajin” to the „Law on the Abolition of Corporal Punishment of the Fourth Emperor of the Han
Dynasty – Han Wendi”, the case of saving her father from corporal punishment and death allows to
visually examine the legal literacy, legal thought, the construction of the legal system and the concept
of humanity in separate dynasties, from the dynasties of Western Zhou (1027–770 BC) to the Eastern
Zhou (770–256 BC), the Chunqiu period (770–476/403 BC) and the Battle Kingdoms (476/403–221
BC) to the Qin dynasties (246–207 BC) and Han (206 BC – 220 AD). It helps to understand the development
and evolution of the history of law in China from the slave system to feudalism. Along with the
introduction to the main content and historical role of the Book of the Law „Fajin” this law is also an
important process of reforming the system of punishment from the barbarous to the civilized.
Keywords: method of exact examples, Book of the Law „Fajin”, the story of the one who saved her
father from corporal punishment and death Ti Ying, Li Kui (450–390 BC) – statesman of the ancient
Chinese kingdom Wei, „The law on the abolition of corporal punishment of the fourth emperor of the
Han Dynasty – Han Wendi.”

Лю Жун, преподаватель Вэйнаньского педагогического института (Китай), докторант Китайского универ-
ситета политики и права (Пекин), докторант Московского государственного педагогического университета
e-mail: 414319343@qq.com
Liu Rong, lecturer, Weinan Normal University (China), post-graduate student, China University of Politics and Law
(Beijing), post-graduate student, Moscow Pedagogical State University
e-mail: 414319343@qq.com

ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

М. Н. Кузьмин

Аннотация. Целью статьи является характеристика механизма социодинамики культуры
складывающегося в Новое время в Европе гражданского общества, оценка факторов, задающих
рост культурного потенциала этого общества и индивида, воспроизведение картины народ-
но-образовательного процесса в Европе и в России на предмет оценки готовности российского
общества начала ХХ в. к «социалистическому выбору».
Ключевые слова: всеобщее обучение, гражданское общество, грамотность, культурность, на-
родное образование, цивилизованность.

EDUCATION AND CIVIL SOCIETY

M. N. Kuzmin

Abstract. The purpose of the article is to characterize the mechanism of the socio-dynamics of the culture
of the civil society emerging in Europe in the modern era, the evaluation of factors that determine
the growth of the cultural potential of this society and the individual, the reproduction of the picture of
the people’s educational process in Europe and in Russia to assess the readiness of Russian society at
the beginning of the twentieth century to the „socialist choice”.
Keywords: general education, civil society, literacy, culture, public education, civilization.

Кузьмин Михаил Николаевич, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат истори-
ческих наук, заместитель руководителя Центра этнокультурной стратегии образования ФГАО «Федераль-
ный институт развития образования»
e-mail: kaluga20@hotmaiul.com
Kuzmin Mikhail N., Corresponding Member, Russian Academy of Education, PhD in History, Deputy Head of the
Center for Ethno-Cultural Strategy of Education, Federal Institute of Education Development
e-mail: kaluga20@hotmaiul.com

К ПРОБЛЕМЕ ГЕНЕЗИСА И МЕХАНИЗМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ШКОЛ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Т. Г. Мариупольская

Аннотация. В статье рассматривается понятие «школа» как направление в науке, различ-
ных видах искусства, обладающее отличительными свойствами и признаками, которые за-
крепляются и культивируются в той или иной сфере профессиональной деятельности. Бла-
годаря школе, в данном понимании, личный, групповой опыт получает распространение и
становится «всеобщим», осуществляя цивилизационную преемственность, связь времен и по-
колений. Раскрываются виды, формы и механизмы существования школ как историко-куль-
турного феномена. Выявляются отличительные свойства школ в сфере искусства и художе-
ственного творчества. Приводятся качества, характеризующие русскую исполнительскую
и педагогическую школу, получившую широкое мировое признание. Своеобразное соотношение
конкретно-чувственной и абстрактно-логической форм познания и исполнительского освое-
ния музыкального произведения диктуют особый стиль взаимоотношений учителя и ученика,
лидера школы и его адептов. Отмечается необходимость обращения к богатому опыту про-
шлого, приобщения к школам мастеров отечественной и мировой культуры.
Ключевые слова: школа как историко-культурный феномен, цивилизационная преемствен-
ность, традиции, лидер и адепты школы, духовное и культурное развитие человека.

THE PROBLEM OF GENESIS AND MECHANISM OF THE EXISTENCE OF SCHOOLS IN MUSIC PERFORMANCE AND TEACHING PRACTICE

T. G. Mariupolskaya

Abstract. The article considers the concept of school as a branch of science, various arts having distinct
features and characteristics that are fixed and cultivated in the particular area of professional
activity. Thanks to the school, in this sense, personal, group experience gets spread and becomes „universal”,
carrying civilization continuity, connection of epochs and generations. Types, forms and mechanisms
of the existence of the schools as a historical-cultural phenomenon are revealed. The article
identifies the distinct properties of the schools in the field of art and artistic creativity. The qualities
characterizing the Russian performing and teaching school, which received wide international recognition
have been mentioned. The peculiar ratio of exact-sensual and abstract forms of knowledge and
the development of the performing musical works demands a special style of relations between teacher
and student, school leader and his adherents. The necessity of an appeal to the rich experience of the
past is noted, as well as joining to the schools of the experts of Russian and world culture.
Keywords: school as a historical and cultural phenomenon, civilizational continuity, traditions, leaders
and school adherents, spiritual and cultural development of a person.

Мариупольская Татьяна Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-ис-
полнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета
e-mail: t.g.mari@mail.ru
Mariupolskaya Taniana G., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department,
Moscow Pedagogical State University
e-mail: t.g.mari@mail.ru

ШКОЛА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Е. Б. Куркин

Аннотация. Развитие образования во многом зависит от «климата» в самом образовании, в
способах управления им, климата, определяющего его идеологию: консервативную, нацеленную
на сохранение существующих устоев – определенной упорядоченности, нацеленности содержа-
ния на сохранение «достигнутого», не учитывающего изменений, происходящих в окружающих
средах. И климата, способствующего появлению новых идей, обеспечивающего их поддержку и
тем самым благоприятного для развития образования, соответствующего времени, учитыва-
ющего необходимость совершенствования содержания и технологий. Образование как социаль-
ная система по сути своей консервативно; воспринимая новые идеи и попытки изменений как
разрушение, оно всячески сопротивляется этим процессам. Инновационные процессы сталки-
ваются, в первую очередь, с идеологией системы, с тем, как она реагирует на новшества. По-
этому изменения начинаются с борьбы идеологий. Обновление идеологии не менее важно, чем
внедрение инноваций, выживаемость которых зависит от идеологического сопровождения ин-
новационных процессов.
Ключевые слова: идея, неформальное образование, развивающее обучение, саморазвитие лич-
ности, обязательное и доступное образование, модульная школа, школа младшего подростка,
академическая школа, реальная школа.

SCHOOL IN THE CONDITIONS OF STANDARDIZATION

E. B. Kurkin

Abstract. The development of education in many respects depends on the „climate” in the education
itself, in the ways of governing it, the climate that determines its ideology: conservative, aimed at preserving
the existing foundations: a certain orderliness, focus of content on preserving the „achieved”, that
does not take into account the changes occurring in the surrounding environments. And the climate conducive
to the emergence of new ideas that provide their support, and thus, favorable for the development
of education of the appropriate time, taking into account the need to improve the content and technology.
Education as a social system is inherently conservative, perceiving new ideas and attempts of changes as
some destruction, in every possible way resists these processes. Innovative processes are faced primarily
with the ideology of the system, with the way it reacts to innovation. Therefore, changes begin with the
struggle of ideologies. The update of ideology is no less important than the introduction of innovations,
the survival of which depends on the ideological support of innovative processes.
Keywords: idea, informal education, developing education, self-development of the individual, compulsory
and affordable education, modular school, junior teenager’s school, academic school, real
school.

Куркин Евгений Борисович, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального
института развития образования
e-mail: ekurkin@mail.ru
Kurkin Evgeny B., PhD in Education, Chief Researcher, Federal Institute of Education Development
e-mail: ekurkin@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАНИНСКОМ УЕЗДЕ СМОЛЕНСКОЙ
ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
Е. Н. Макова
Аннотация.
В статье анализируется становление и развитие женского гимназического об-
разования в городе Красном Смоленской губернии, исследуется столкновение взглядов мест-
ных чиновников по вопросу открытия женской гимназии в смоленской провинции и всяческое
препятствие властей в организации женского образования в городе Красном. Приводятся
исторические свидетельства из различных источников Смоленской области, подтверждаю-
щие достоверность изложенного материала. Подчеркнута деятельность меценатов и благо-
творителей, оказавших огромный вклад в развитие женского гимназического образования на
Смоленщине. Представлена активная жизненная позиция местного населения и представи-
телей общественности в скорейшем решении «женского вопроса». Показана позиция руковод-
ства Краснинского уезда в отношении женского образования и открытия женских учебных
заведений в уезде.
Ключевые слова: гимназия, образовательный процесс, частное и государственное образова-
ние, благотворительность, женское образование, Красный, Смоленская губерния.

FORMATION OF FEMALE COLLEGE EDUCATION IN KRASNINSKY DISTRICT OF SMOLENSK PROVINCE
IN THE SECOND HALF OF XIX – EARLY XX CENTURIES

E. N. Makova

Abstract. The article analyzes the formation and development of female secondary education in the
city of Krasnyi, Smolensk province, and a clash of views of local officials on the issue of opening of a
girls ‘ school in Smolensk province and every obstacle of the authorities in the organization of female
education in the town Krasnyi The article presents the historical evidence from various sources of
Smolensk region, confirming the accuracy of the material presented. It also highlights activities of
patrons and philanthropists who had a huge contribution to the development of female secondary
education in the Smolensk region. An active position of the local population and representatives of
the public in the early resolution of the „women’s issue” is presented. The position of the Krasnyi
County administration in relation to women’s education and the opening of women’s educational
institutions in the county is shown.
Keywords: gymnasium, educational process, private and public education, charity, women’s education,
Krasnyi, Smolensk province.

Макова Елена Николаевна, аспирант кафедры педагогики и психологии Смоленского государственного
университета
e-mail: elena.bavrina@mail.ru
Makova Elena N., Post-graduate student, Pedagogy and psychology Department, Smolensk state University
e-mail: elena.bavrina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(на примере предметной области «Филология»)

М. Г. Пронская

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования готовности к лич-
ностному самоопределению подростков на занятиях предметной области «Филология». Про-
анализирована научная литература по данной проблеме, сформулированы теоритические по-
ложения как основа исследования. Представлена педагогическая структурно-содержательная
модель формирования готовности к личностному самоопределению подростков, технология ее
формирования и концептуальные положения. Изложены результаты педагогического экспери-
мента, подтверждающие эффективность применения модели.
Ключевые слова: готовность к личностному самоопределению, предметная область «Фило-
логия», подросток, педагогическая модель.

FORMATION OF READINESS FOR PERSONAL SELF-DETERMINATION OF TEENAGERS IN LEARNING ACTIVITY
(on the example of the subject field “Philology”)

M. G. Pronskaya

Abstract. The article considers the possibilities of forming the readiness for personal self-determination
of teenagers at the lessons of „Philology”. The scientific literature on the problem is analyzed,
theoretical positions as a basis of research are formulated. The pedagogical structural-content model of
forming readiness for self-determination, the technology of its formation and conceptual positions are
presented. The results of the pedagogical experiment confirming the effectiveness of the implementation
of the model are presented.
Keywords: readiness for personal self-determination, subject field „Philology”, teenager, pedagogical
model.

Пронская Мария Геннадьевна, аспирант Московского государственного областного университета
e-mail: eki_mary@mail.ru
Pronskaya Maria G., post-graduate student, Moscow Region State University
e-mail: eki_mary@mail.ru