Полезные ссылки
Словари
КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПОНЯТИЙ (ЧАСТЬ 1)
Л. И. Фишман
Аннотация. В двух статьях, отражающих результаты исследования, на основе анализа ро-
довых понятий и специфики производства и потребления образовательных услуг показано,
что понятие «качество образовательной услуги» целесообразно применять для оценки раз-
личными субъектами внешней среды актуального соответствия реальных свойств услуги
запросам потребителей и различных благополучателей, а также отличать от понятия
«качество производства образовательной услуги». Определено наполнение «потребительско-
го качества», далеко не всегда включающего образовательные результаты, зачастую сводя-
щегося к важным для потребителей и их представителей характеристикам процесса ока-
зания услуги и непосредственным эффектам, связанным с самим фактом потребления дан-
ной услуги и (или) услуг данного производителя, а также качества образования с позиции
государства; показано, что это понятие является внутренне противоречивым.
Показана ограниченная сфера корректного применения понятия «конкурентоспособность об-
разовательной услуги», которая определяется представлениями потребителей и иных лиц, по-
могающих потребителям сделать выбор или делающий этот выбор за них, об образовательных
результатах (в не очень значительной степени); о характеристиках процесса оказания услуг;
о ближайших и отдаленных эффектах потребления услуги, о представлениях о цене.
Осуществленная концептуализация понятий позволяет объяснить известное из прак-
тики нередкое отсутствие корреляции между конкурентоспособностью производителей
образовательных услуг и актуальным качеством этих услуг, а также то, что используе-
мые на практике механизмы финансирования образовательных услуг из бюджетов зача-
стую способствуют увеличению расхождения конкурентоспособности и качества.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что государство, декларируя заботу о ка-
честве образовательных услуг, реально весьма слабо влияет на это качество, предложены не-
которые направления совершенствования используемых государством механизмов влияния на
качество.
Ключевые слова: качество, социальные услуги, качество образовательных услуг, конкуренто-
способность образовательных услуг.
QUALITY AND COMPETITIVENESS OF EDUCATION SERVICES: EXPERIENCE OF DEFINITION AND DIFFERENTIATION OF CONCEPTS (PART 1)
L. I. Fishman
Abstract. In two articles reflecting the results of the study, based on the analysis of generic concepts
and the specifics of the production and consumption of educational services, it is shown that the concept
of „quality of educational services” is appropriate to apply to the assessment by various subjects of
the external environment of the actual correspondence of the real properties of the service to the needs of consumers and various beneficiaries, and to distinguish from the concept of „the quality of production
of educational services”. The consept of „consumer quality”, which does not always include educational
results, often is reduced to important for consumers and their representatives, the characteristics of
the service delivery process and the immediate effects associated with the very fact of consumption of
this service and (or) services of this producer, as well as the quality of education from the position of
the state; it is shown that this concept is internally contradictory. The limited scope of the correct application
of the concept of „competitiveness of the educational service” is shown, which is determined
by the views of consumers and other persons helping consumers make a choice or making this choice
for them, about educational results (to a not very large extent); on the characteristics of the service
delivery process; about the immediate and remote effects of consumption of services, about the ideas of
price. The conceptualization of concepts allows to explain the frequent lack of correlation between the
competitiveness of producers of educational services and the actual quality of these services, as well
as the fact that the mechanisms of financing educational services from budgets often help to increase
the divergence of competitiveness and quality. The analysis allows to say that the state, declaring care
for the quality of educational services, really has very little effect on this quality. Some directions for
improving the mechanisms of influence on quality used by the state are suggested.
Keywords: quality, social service, education services quality, education services competiveness.
Фишман Лев Исаакович, доктор экономических наук, доктор педагогических наук, профессор, декан фа-
культета экономики, управления и сервиса Самарского государственного социально-педагогического уни-
верситета
e-mail: l_fishman@mail.ru
Fishman Lev I., ScD in Economics, ScD in Education, Professor, Dean, Economics, Management and Service Faculty,
Samara State University of Social Sciences and Education
e-mail: l_fishman@mail.ru
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В КНР
Дин Дэкэ
Аннотация. В статье рассматривается становление и развитие в китайской философии
представлений о творческой инициативе. Уникальный характер китайского цивилизацион-
ного выбора обусловлен преимущественным вниманием к социально-государственному прагма-
тизму. Приводятся исторические свидетельства постепенного закрепления этого принципа
на уровне семьи, общественных связей, государства, системы образования. Параллельно шло
философское обоснование этих начал. Цели развития социума требуют от индивидуума ак-
тивности мысли и действия. Возможности инициативного действия обусловливаются косми-
ческими законами свободного выбора, согласия при разности взглядов, о которых рассуждали
еще древнекитайские философы. Приводятся примеры действия этих общих закономерностей
в различных исторических и современных условиях. Подчеркнуты как несомненные достоин-
ства китайской культуры поведения и мышления, так и ее определенные слабости.
Ключевые слова: творческая инициатива, китайская философия, синтез идеологических и
религиозных доктрин в интересах социально-государственного строительства, здоровая авто-
ритарность, разумный демократизм.
ARCHETYPICAL BASES OF SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPEMENT OF MODERN PEDAGOGICAL EDUCATION IN CHINA
Ding Deke
Abstract. The article considers the formation and development of the ideas about creative initiative in
the Chinese philosophy. The unique nature of the Chinese civilization choice is conditioned by the priority
attention to social and state pragmatism. The article provides historical evidence for the gradual
consolidation of this principle at the level of the family, public relations, the State, educational system.
In parallel, there was a philosophical justification of these principles. The goals of the development of
the society require from the individual an activity of thought and action. Opportunities for initiative
action are determined by the cosmic laws of free choice, agreement with the difference of views, which
was discussed by ancient Chinese philosophers. Examples of the effect of these general laws in various
historical and contemporary conditions are given. The article outlines both the undoubted merits of the
Chinese culture of behavior and thought as well as its certain weaknesses.
Keywords: creative initiative, Chinese philosophy, synthesis of ideological and religious doctrines for
the benefit of the social and state construction, healthy authoritarianism, reasonable democracy.
Дин Дэкэ, доктор философских наук, профессор, ректор Вэйнаньского педагогического университета (Китай)
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
Ding Deke, ScD in Philosophy, Professor, Rector, Weinan Normal University (China)
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
РОДИТЕЛИ О РОЛИ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Е. С. Ковшова
Аннотация. В статье изложены результаты социологического исследования, проведенного
с целью выявления мнения родителей о деятельности школы, где обучаются их дети, и не-
которых аспектов системы образования. Одной из задач исследования является выявление
причин несформированности у современных школьников здорового образа жизни, факто-
ров, негативно влияющих на здоровье детей. Была проанализирована точка зрения роди-
телей на значимость здоровья в жизни подростка. Исследование позволило выявить глав-
ную цель работы школы и роль деятельности педагогов по формированию здорового образа
жизни детей. Родители оценили работу педагогов, администрации, поваров, работающих
именно в той школе, где учится их ребенок; характеристики школы, связанные с форми-
рованием здорового образа жизни детей, значимость взаимодействия родителей и педаго-
гов, роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка, выделили главные аспек-
ты, которые должны развивать родители, поддерживая здоровье своих детей. Родители
сформировали свою точку зрения по поводу главных аспектов в формировании здорового
образа жизни ребенка, которые должна развивать семья, оценена необходимость взаимо-
действия семьи и школы с целью формирования здорового образа жизни ребенка.
В итоге были сформулированы рекомендации для повышения эффективности работы педа-
гогов, определения путей взаимодействия учителей и родителей по формированию здорового
образа жизни школьников.
Ключевые слова: родители, дети, учащиеся, педагоги, здоровье, вредные привычки, здоровый
образ жизни.
PARENTS ABOUT THE ROLE OF SCHOOLS IN THE FORMATION OF CHILD`S HEALTHY LIFESTYLE
E. S. Kovshova
Abstract. The article presents the results of a sociological survey carried out to detect the parents’
point of view on efficiency of teachers’ activity in formation of a healthy lifestyle of children.
One of the issues of the survey is to identify reasons of incompleteness of modern children lifestyle
and some factors which affect children’s health. The parents` viewpoint about the importance of
healthy lifestyle is analyzed. The survey helped identify the main aim of the school work and the
role of the teachers` activity to form children’s healthy lifestyle. The parents estimated the teaching
staff’s work, the administration’s and the canteen workers` activity where their child studies and the
school characteristics which are connected with the formation of children’s healthy lifestyle.
The basic aspects of the formation of the children’s healthy lifestyle which the family should develop
were determined by the parents. The parents expressed their point of view about the interaction of the
family and the school with the goal to form children’s healthy lifestyle, need of interaction of a family
and school for the purpose of formation of a healthy lifestyle of a child is estimated.
To sum up, the recommendations for improving the efficiency of the teaches` work, defining the ways
of teachers and parents interaction for the formation of children`s healthy lifestyle are formulated.
Keywords: parents, children, students, teachers, health, bad habits, healthy lifestyle.
Ковшова Елена Сергеевна, аспирант кафедры прикладной социологии факультета социальных наук На-
ционального исследовательского нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
e-mail: kovshova86@yandex.ru
Kovshova Elena S., Post-graduate student, Applied sociology Department, Social sciences Faculty, N. I. Lobachevsky
Nizhni Novgorod National Research State University
e-mail: kovshova86@yandex.ru
СУД С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ КАК ИНДИКАТОР «ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА»
Н. В. Бушная, А. А. Чуниха, И. С. Гусейнова
Аннотация. В современных условиях суд с участием присяжных заседателей как институт
гражданского общества является показателем уровня правовой культуры, правовой гра-
мотности, активности и мобильности населения в решении вопросов участия в делах госу-
дарства.
Функционирование суда присяжных позволяет установить диалог между социумом в лице
присяжных и государством, интересы которого представляет профессиональный судья.
Несомненно, важным в исследовании феномена названного правового института является
его значимость как инструмента реализуемой государственной политики, в том числе с точ-
ки зрения возможности демонстрации каждым членом социума своей активной гражданской
позиции, отношения к выполнению гражданского долга. Для новейшей истории России катего-
рия гражданственности – необходимость, без которой не видится функционирование правово-
го государства, характеризующая гражданско-патриотическую позицию, ценностную ориен-
тацию, подразумевающую ответственность за судьбу своего Отечества, сопричастность с его
судьбой. В этом смысле целеназначение суда с участием присяжных заседателей заключается
в его роли социального регулятора и показателя «здорового общества», позволяющего каждому
индивидууму быть не пассивным наблюдателем, а непосредственным участником происходя-
щих процессов.
Ключевые слова: суд с участием присяжных заседателей, правовая культура, гражданствен-
ность, институт гражданского общества.
COURT WITH THE PARTICIPATION OF JURORS AS AN INDICATOR OF „PUBLIC HEALTH”
N. V. Bushnaya, A. A. Chuniha, I. S. Huseynova
Abstract. Nowadays a court with the participation of jurors as an institution of civil society is an
indicator of the level of legal culture, legal literacy, activity and mobility of the population in addressing
issues of participation in the affairs of the state. The functioning of the jury allows to establish a
dialogue between the society in the person of the jury and the state whose interests are represented by
the professional judge. Undoubtedly, it is important in the study of the phenomenon of the named legal
institution to be its significance as an instrument of state policy being implemented, including from
the point of view of the possibility of demonstrating by each member of the society of its active civic
position and attitude to fulfilling civil duty. For the modern history of Russia, the category of „citizenship”
is a necessity, without which the functioning of the rule of law, characterizing the civil-patriotic
position, value orientation, implying responsibility for the destiny of its Motherland, involvement with
its destiny is not possible. In this sense, the purpose of the court with the participation of jurors is in
its role as a social regulator and indicator of a „healthy society”, allowing each individual to be not a
passive observer, but a direct participant in the ongoing processes.
Keywords: the court with participation of jurors, legal culture, citizenship, civil society institute.
Бушная Наталья Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисци-
плин Ставропольского филиала Московского педагогического государственного университета
e-mail: Natalyabushnaya@mail.ru
Bushnaya Natalya V., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal and legal disciplines Department, Stavropol
branch of the Moscow State University of Education
e-mail: Natalyabushnaya@mail.ru
Чуниха Анжелика Арслановна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисци-
плин Ставропольского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при
Президенте Российской Федерации
e-mail: riboni74@mail.ru
Сhuniha Anjelika A., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Criminal and legal disciplines Department, Stavropol
branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
e-mail: riboni74@mail.ru
Гусейнова Ираде Сафаратдиновна, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета истории и пра-
ва филиала Дагестанского государственного педагогического университета в г. Дербенте
e-mail: guseynov_041970@mail.ru
Huseynova Irada S., PhD in History, Associate Professor, Dean, History and law Faculty, branch, Dagestan state
pedagogical University, city of Derbent
e-mail: guseynov_041970@mail.ru
ЛУЧШИЕ МИРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА СТРАН ЮГО-
ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ЧУДО ИЛИ ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
М. В. Баржанова, К. П. Доценко
Аннотация. В статье рассмотрены лучшие международные образовательные практики, ко-
торые получили широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии. Описан целый ряд
современных методических приемов и технологий, позволяющих лучше изучать определенные
темы, предметы и в целом повысить эффективность обучения. Внедрение их в российских
школах, по мнению авторов, позволит в краткосрочной перспективе вывести отечественное
образование на качественно новый уровень и занять достойное место в мировом образователь-
ном пространстве.
Ключевые слова: школьное образование, реформа образования, методики обучения.
THE BEST WORLD EDUCATIONAL PRACTICES BASED ON THE ADVANCED EXPERIENCE OF THE COUNTRIES OF SOUTHEAST ASIA: MIRACLE OR EFFECTIVE TECHNOLOGIES
M. V. Barzhanova, K. P. Dotsenko
Abstract. The article analyzes the best international educational practices that have become widespread
in the countries of South-East Asia. A number of modern methodical techniques and technologies
have been described that allow to better study certain topics and subjects, and on the whole to
improve the effectiveness of teaching. The introduction of them into Russian schools, according to the
authors, will allow in the short term to bring the national education to a qualitatively new level and to
take a worthy place in the world educational space.
Keywords: school education, reform in education, teaching methods.
Баржанова Маргарита Валерьевна, кандидат экономических наук, директор Российско-китайского ин-
ститута Пекинского педагогического университета и Московского педагогического государственного уни-
верситета
e-mail: Barzhanowa@yandex.ru
Barzhanova Margarita V., PhD in Economics, Director, Russian-Chinese Institute of Beijing Pedagogical University
and Moscow State University of Education
e-mail: Barzhanowa@yandex.ru
Доценко Константин Петрович, советник при ректорате Московского педагогического государственного
университета
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
Dotsenko Konstantin P., advisor to the rector’s office, Moscow State University of Education
e-mail: kp.dotsenko@mpgu.edu
ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ И МОДЕЛЬ
ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНОЙ ШКОЛЫ: ОТКРЫТАЯ ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
М. А. Гончаров, А. Ю. Шкуров
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации принципа государственно-обще-
ственного управления и модели общественно-активной школы (ОАШ) на институциональном
уровне. Проведен ретроспективный анализ реализации модели ОАШ с учетом функционирова-
ния органов государственно-общественного управления. Детально рассмотрены направления
деятельности образовательных учреждений через реализацию модели общественно-активной
школы: демократизация школы, партнерство школы и сообщества, добровольчество. Опре-
делены конкурентные преимущества деятельности образовательной организации, реализую-
щую данную модель ОАШ в системе работы органов государственно-общественного управле-
ния: принцип коллегиальности планирования, развитие проектной культуры (в том числе
и в управлении); инициирование и формулирование гражданского заказа в программе разви-
тия; стимулирование общественно-ориентированной деятельности педагогов через заработ-
ную плату, курсы повышения квалификации, развитие у педагогов умения учиться у субъек-
тов другой роли (родители, ученики и т. д.); системная работа по развитию жизненных на-
выков молодежи и активной гражданской позиции, тесное взаимодействие с родителями для
реализации воспитательных целей, поддержка инициатив детей при разработке социальных
проектов; открытость и прозрачность деятельности для местного сообщества, кредит дове-
рия к школе; осознание сущности понятия «партнерство», успешный опыт выстраивания пар-
тнерских отношений с различными организациями, восприятие партнеров как участников
совместной социально-образовательной деятельности; открытость и публичность процесса
мониторинга и оценки в школе, полученных результатов; участие в данных процессах всех
участников образовательного процесса и представителей местного сообщества.
В статье отражены материалы исследования, основанные на методике «Деятельность об-
щественно-активных школ» по самооцениванию деятельности образовательной организации,
которая рассматривается как инструмент, позволяющий выстраивать вектор дальнейшего
развития и определять «точки роста» по каждому направлению деятельности школы.
Ключевые слова: государственно-общественное управление, образовательная организация,
общественно-активная школа, модели управления, самооценка, общественно-ориентирован-
ное образование.
STATE-PUBLIC MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATION AND A MODEL OF SOCIALLY ACTIVE SCHOOLS: OPEN PEDAGOGY OF COOPERATION
M. A. Goncharov, A. Yu. Shkurov
Abstract. The article considers the issues of implementation of the principle of state-public management
and models of public-active schools at the institutional level. A retrospective analysis of the implementation
of the model was carried out, taking into account the functioning of public administration bodies.
The directions of the activity of educational institutions through the implementation of the model of
socially active school are thoroughly examined: the democratization of the school, the partnership between
the school and the community, and volunteerism. The article defines competitive advantages of
the activity of the educational organization that implements the given model of community schools in the
system of work of public administration bodies : the principle of collegial planning, the development of
project culture (including in management); Initiation and formulation of civil order in the development
program; Stimulation of socially-oriented activity of teachers through wages, courses of improvement of professional skills, development of teachers’ ability to learn from subjects of other roles (parents, pupils,
etc.); system work to develop life skills of young people and active citizenship, close interaction with
parents for the realization of educational goals, support for initiatives of children in the development of
social projects; openness and transparency of activities for the local community, a credit for trust in the
school; awareness of the essence of the concept of „partnership”, a successful experience in building partnerships
with various organizations, the perception of partners as participants in joint social and educational
activities; openness and publicity of the process of monitoring and evaluation at school, the results
obtained; participation in these processes of all participants of the educational process and representatives
of the local community. The model of socially active schools gives the school and local community
an opportunity to become members of the civil education of the population, contributes to the formation
and development of Russian civil society based on specific cases in the interests of the people. School
should be the most important factor of humanization of social-economic relations, formation of new units
of personality. Implementation of the project „socially active school – the school of the XXI century” will
allow a secondary school to become socially active. The article reflects the research materials based on
the methodology „Activity of public schools” on self-evaluation of the activity of educational organization
which is considered as a tool that allows to build a vector of further development and determines „points
of growth” for each area of the school’s activity.
Keywords: state and public management, educational organization, public and active school, models
of management, self-assessment, public focused education.
Гончаров Михаил Анатольевич, доктор педагогических наук, директор Института «Высшая школа образо-
вания» Московского педагогического государственного университета
e-mail: rust20@yandex.ru
Goncharov Mikhail A., ScD in Education, Director, Institute, Graduate School of Education, Moscow State University
of Education
e-mail: rust20@yandex.ru
Шкуров Алексей Юрьевич, кандидат педагогических наук, директор Муниципальное бюджетное образо-
вательное учреждение (МБОУ) гимназия № 42 г. Пенза
e-mail: achkurov@list.ru
Shkurov Alexey Yu., PhD in Education, director, Municipal budgetary educational institution, gymnasium No. 42,
Penza
e-mail: achkurov@list.ru
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ В КОНТЕКСТЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
И. В. Ульянова
Аннотация. Одно из основных требований к современному обучению в условиях федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) но-
вого поколения выступает формирование у учащихся метапредметных результатов. Данные
результаты включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсаль-
ные учебные действия (УУД). В статье исследуется одно из современных средств обучения уча-
щихся решению математической задачи в контексте формирования УУД – диалоговые задания.
Раскрывается деятельностная основа методики решения задачи, определяются УУД, формиру-
емые у учащихся на каждом из ее этапов, приводятся примеры диалоговых заданий, которые
при этом можно использовать.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), дея-
тельностный подход, универсальные учебные действия (УУД), задача, методика решения за-
дачи, диалоговые задания.
MODERN MEANS OF TEACHING PUPILS SOLVE MATHEMATICAL PROBLEMS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF NEW GENERATION
I. V. Ulyanova
Abstract. One of the basic requirements for modern education in the context of the federal state educational
standard (FSES) of new generation is the formation of pupils’ meta-subject results. These results
include pupils’ mastering the interdisciplinary concepts and universal learning actions (ULA). The
article analyzes the dialogue tasks as one of the modern means of teaching pupils to solve mathematical
problems in the context of the formation of ULA. Activity basis of methods for solving the problem
is revealed, universal learning actions that are formed at each stages are determined, examples of
dialogue tasks used in this case are presented.
Keywords: Federal State Educational Standards (FSES), the activity approach, universal learning
actions (ULA), problem, methods of solving the problem, dialogue tasks.
Ульянова Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики
обучения математике Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева
e-mail: klyaksa13r@gmail.com
Ulyanova Irina V., PhD in Education, Associate Professor, Mathematics and Methods of teaching mathematics
Department, M. E. Еvsevyev Mordovian State Pedagogical Institute
e-mail: klyaksa13r@gmail.com
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
М. П. Прохорова, Е. П. Седых
Аннотация. Одним из важнейших условий эффективной профессиональной деятельности
педагогов профессионального обучения в современном мире выступает их готовность к инно-
вационно-проектной деятельности. Целью исследования является разработка методического
обеспечения инновационно-проектной деятельности будущих педагогов профессионального об-
учения. Под методическим обеспечением инновационно-проектной деятельности студентов
понимается система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения
и контроля, необходимых для осуществления инновационно-проектной деятельности студен-
том как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. Опытно-эксперименталь-
ная работа по разработке и апробации методического обеспечения инновационно-проектной
деятельности была осуществлена на базе Мининского университета со студентами по на-
правлению подготовки 44.02.06 «Профессиональное обучение». Разработанное методическое
обеспечение инновационно-проектной деятельности представлено блоками диагностики, со-
держания, исследования, оформления идеи, координации, оформления результатов, внешней
оценки и самооценки. Описан опыт инноваицонно-проектной деятельности в рамках отдель-
ных дисциплин с использованием разработанного методического обеспечения. В заключении
работы приведены результаты оценки методического обеспечения инновационно-проектной
деятельности студентами, которые свидетельствуют о его высоком качестве по таким кри-
териям как полнота, иллюстративность, актуальность.
Ключевые слова: инновационно-проектная деятельность, методическое обеспечение, педагог
профессионального обучения, педагогический вуз.
METHODICAL SUPPORT OF INNOVATIVE AND PROJECT ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF VOCATIONAL TRAINING
M. P. Prokhorova, E. P. Sedykh
Abstract. One of the most important conditions of effective professional activity of teachers of professional
training in the modern world is their readiness for innovative and project activities. The article
is dedicated to the development of methodical ensuring of innovative and project activities of future
teachers of professional training. Methodical ensuring of innovative and project activities of students
is understood as a system of regulating and educational and methodical documentation, the tutorials
and control necessary for implementation of innovative and project activities by the student both with
the help of a teacher and independently. Experimental work on the development and approbation of
methodological support of innovative and project activities was carried out on the basis of Minin University
with students in the field of training 44.02.06 ”Vocational training”. The developed methodical
ensuring of innovative and project activities is provided by blocks of diagnostics, content, research,
registration of the idea, coordination, registration of results, external assessment and self-assessment. Experience of innovation and project activity within the framework of separate disciplines with the
use of the developed methodical support is described. In the conclusion of the work the results of an
estimation of methodical support of innovative and project activity by students which testify to its high
quality under such criteria as completeness, illustrativity, relevance are given.
Keywords: innovative and project activities, methodical support, teacher of professional training,
pedagogical higher educational institution.
Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий
менеджмента Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
e-mail: masha.proh@mail.ru
Prokhorova Maria P., PhD in Education, Associate professor, Innovative Technologies of Management Department,
Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
e-mail: masha.proh@mail.ru
Седых Екатерина Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обра-
зования и управления образовательными системами Нижегородского государственного педагогического
университета им. К. Минина
e-mail: kettt@list.ru
Sedykh Ekaterina P., PhD in Education, Associate professor, Professional Education and Management of Educational
Systems Department, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
e-mail: kettt@list.ru
НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Т. П. Афанасьева, М. А. Мазниченко, Ю. С. Тюнников
Аннотация. Характерные для последних десятилетий частые изменения в российской образо-
вательной системе, связанные с ее модернизацией и реформированием, вступлением в Болон-
ский процесс, внедрением новых образовательных стандартов, инновационных подходов, мето-
дов и технологий обучения и воспитания, появлением новых типов образовательных учрежде-
ний требуют специальной подготовки учителя к быстрому и адекватному реагированию на
такие изменения, к перестройке своей педагогической деятельности, системы учебной и воспи-
тательной работы с детьми. В то же время многие учителя оказываются не готовы к таким
изменениям, что порождает ряд негативных сценариев, таких как противодействие изме-
нениям, неверное понимание направлений реформирования образования, потеря своей твор-
ческой индивидуальности в результате бездумного внедрения инноваций и др. В настоящей
статье раскрыты типовые сценарии реагирования учителя на изменения в образовательной
системе, сущность и компоненты его готовности к адекватному реагированию на изменения
в образовательной системе, представлена теоретическая модель непрерывного формирования
такой готовности в период профессиональной подготовки и повышения квалификации, орга-
низации методической работы в школе и самообразования учителя.
Ключевые слова: изменчивость и динамичность образовательной системы, осмысление пе-
дагогом изменений в образовательной системе, готовность учителя к адекватному реагиро-
ванию на изменения в образовательной системе, умения критической оценки и прогнозиро-
вания изменений образовательной системы, конструирование педагогической реальности и
самоконструирование личности с учетом таких изменений, преемственность общего, высше-
го и дополнительного профессионального педагогического образования, методическая работа с
учителем в школе, теоретическая модель непрерывного формирования готовности учителя к
адекватному реагированию на изменения в образовательной системе.
CONTINUOUS TEACHER TRAINING FOR CHANGES IN THE EDUCATIONAL SYSTEM
T. P. Afanasyeva, M. A. Maznichenko, Yu. S. Tyunnikov
Abstract. Characteristic for the last decades frequent changes in the Russian educational system related
to its modernization and reforming, joining the Bologna Process, introduction of new educational
standards, innovative approaches, methods and technologies of training and education, emergence
of new types of educational institutions demand special training of a teacher for quick and adequate
response to such changes, for reorganization of the system of educational and pedagogical work with
children. At the same time, many teachers are not ready for changes giving rise to a number of negative
scenarios such as resistance to changes, misunderstanding of the reform of education, the loss of their
creative individuality as a result of thoughtless innovation. The article gives a description of typical
scenario, the response of teachers to changes in the educational system, the nature and components
of their readiness for adequate response to changes in the educational system, presents a theoretical
model of continuous formation of such readiness in the period of professional training and qualification,
organization of methodical work at school and self-education of teachers.
Keywords: variability and dynamism of the educational system, understanding of the changes in the
educational system by the teacher, the readiness of teachers to respond adequately to changes in the
educational system, abilities of critical evaluation and forecasting of changes of educational system, constructing of pedagogical reality and self-constructing of the personality taking into account such
changes, the continuity of general, higher and supplementary professional pedagogical education, methodical
work with the teacher at school, theoretical model of continuous formation of readiness of
teachers to respond adequately to changes in the educational system.
Афанасьева Татьяна Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий центром исследова-
ний инновационной деятельности в образовании ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
e-mail: inido-atp@mail.ru
Afanasyeva Tatyana P., PhD in Education, associate Professor, head of the research center of innovation in education,
Federal state scientific institution, Institute for Strategy of Education Development, Russian Academy of
Education
e-mail: inido-atp@mail.ru
Мазниченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагоги-
ческого и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Maznichenko Marina A., PhD in Education, Associate Professor, Educational and psychological and pedagogical
education Department, Sochi State University
e-mail: maznichenkoma@mail.ru
Тюнников Юрий Станиславович, доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт стратегии раз-
вития образования РАО»
e-mail: tunn@yandex.ru
Tyunnikov Yuriy S., ScD in Education, Professor, Federal state scientific institution, Institute for Strategy of Education
Development, Russian Academy of Education
e-mail: tunn@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПОСТРОЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Е. А. Шилова, А. Ю. Квашнин
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о формировании у студентов-логопедов про-
фессиональных компетенций в области коррекционно-педагогической и диагностико-консульта-
тивной деятельности с использованием IT-технологий. В качестве одного из методов обучения
предлагается электронная обучающая программа по построению индивидуального маршрута
развития ребенка с нарушениями речи. В основе построения маршрута развития ребенка с на-
рушениями речи учитываются как индивидуальные особенности ребенка (возрастные, психо-
физиологические), так и современные возможности коррекционно-развивающей среды с учетом
взаимодействия специалистом разных отраслей (педагогика, психология, медицина и др.)
Ключевые слова: электронная обучающая программа, индивидуальный маршрут развития
ребенка с речевыми нарушениями, профессиональные компетенции, бакалавры, современные
образовательные условия.
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES AMONG FUTURE SPEECH THERAPISTS ON THE BASIS OF THE USE OF E-LEARNING PROGRAMS TO BUILD AN INDIVIDUAL DEVELOPMENTAL ROUTE FOR A CHILD WITH SPEECH DISORDERS
Е. А. Shilova, А. Yu. Kvashnin
Abstract. The article considers the issue of formation of the future speech therapists’ professional
competences in the field of pedagogical correction and diagnostic and advisory activities with the use
of IT-technologies. As one of the teaching methods, an e-learning program is offered to build an individual
developmental route for a child with speech disorders. The development of this route is based on
the individual characteristics of the child (age, psycho-physiological), as well as modern capabilities
of the corrective-developing environment, taking into account the interaction of specialists in different
fields (pedagogy, psychology, medicine, and others).
Keywords: e-learning program, individual developmental route for a child with speech disorders,
professional competences, bachelors, modern educational conditions.
Шилова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой логопедии Мо-
сковского государственного областного университета
e-mail: shilova.ea@yandex.ru
Shilova Elena A., PhD in Education, Associate professor, Chairperson, speech therapy Department, Moscow Region
State University
e-mail: shilova.ea@yandex.ru
Квашнин Александр Юрьевич, кандидат физико-математических наук, директор центра электронного об-
учения и образовательных технологий Московского государственного областного университета
e-mail: a.kvashnin@mgou.ru
Kvashnin Alexander Yu., PhD in Physics and Mathematics, Director, Center of e-learning and educational technologies,
Moscow Region State University
e-mail: a.kvashnin@mgou.ru
ЗНАНИЯ О РЕЛИГИИ В СИСТЕМЕ СВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ
Л. Б. Михайлова
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования религиоведческой компетентности
в системе государственного светского образования. Выделены основные причины, обуславли-
вающие необходимость включения знаний о религии в школьные и вузовские образовательные
программы. В ходе анализа проблем, связанных с преподаванием основ религиозных культур
и светской этики, выявлена несовместимость заявленной цели учебного курса и модульной
системы обучения. Проведено сравнение религиоведческого, теологического и атеистического
подходов к процессу формирования системы знаний о религии в студенческой аудитории. В
работе обоснована приоритетность религиоведческого подхода к изучению религиозной про-
блематики в условиях современного поликонфессионального общества на любом образователь-
ном уровне (начальное, среднее и высшее образование). Сформулированы базовые принципы ре-
лигиоведческого курса, актуальные для любого государственного светского учебного заведения:
мировоззренческий и конфессиональный нейтралитет, системность, репрезентативность,
объективность.
Ключевые слова: религиоведческая компетентность, светское образование, основы религиоз-
ных культур и светской этики, религиоведение и теология, изучение религии и обучение рели-
гии, конфессиональный нейтралитет.
RELIGIOUS KNOWLEDGE IN THE SECULAR EDUCATION SYSTEM: AN INVITATION TO DEBATE
L. B. Mikhaylova
Abstract. The article studies the issue of formation of religious competence in public secular education
system. It drafts the main reasons for incorporation of religious studies in school and university curricula.
In the course of analysis of the problems of teaching the basics of religious cultures and secular
ethics the incompatibility of the stated goal of the training course and the modular system of education
has been revealed. The article compares 3 different approaches to the process of forming a system of
knowledge about religion among students - religious, theological, and atheistic. The research justifies
the priority of religious studies approach in today’s multi-confessional society at any educational level
(primary, secondary and higher). The basic principles of religions study program, relevant to any governmental
secular educational institution were formulated: the ideological and religious neutrality,
consistency, representativeness, objectiveness.
Keywords: religious competence, secular education, the basics of religious cultures and secular ethics,
religious studies and theology, the study of religion and religious education, religious neutrality.
Михайлова Лариса Борисовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Московского
педагогического государственного университета
e-mail: mikhaylovalb@gmail.com
Mikhaylova Larisa B., PhD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy Department, Moscow State University
of Education
e-mail: mikhaylovalb@gmail.com
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-РУСИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
В. Д. Янченко, Ван Вэньцзяо
Аннотация. В статье рассмотрены некоторые возможности организации обучения китай-
ских студентов-нефилологов музыкальной терминологии. Этот вопрос является приоритет-
ным в контексте модернизации обучения русскому языку как иностранному. Предложены ме-
тодические рекомендации и дидактические материалы, прошедшие апробацию.
Ключевые слова: терминологическая система, русский язык как иностранный, нефилологи-
ческий профиль, музыкальная терминология, упражнения.
THE EXPERIENCE OF TEACHING MUSICAL TERMINOLOGY TO CHINESE STUDENTS STUDYING RUSSIAN PHILOLOGY
V. D. Yanchenko, Wang Wenjiao
Abstract. The article considers opportunities in teaching musical terminology to Chinese non-philologist
students as one of the priority issues in the context of modernization of teaching Russian as a
foreign language. The article suggests methodological recommendations and didactic tested materials.
Keywords: terminological system, Russian as a foreign language, non-philological profile, musical
terminology, exercises.
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики пре-
подавания русского языка, и.о. декана факультета русского языка и межкультурной коммуникации для ино-
странных граждан Московского педагогического государственного университета
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Yanchenko Vladislav D., ScD in Education, Associate Professor, Methods of teaching Russian Department, acting
Vice Rector, Russian language and intercultural communication for foreign citizens Faculty, Moscow State University
of Education
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Ван Вэньцзяо, преподаватель-лектор Вэйнаньского педагогического университета (Китай), аспирант Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: 626652680@qq.com
Wang Wenjiao, Lecturer, Weinan Normal University (China), Post-graduate student, Moscow State University of
Education
e-mail: 626652680@qq.com
МАТЕТИКА ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО: УЧЕНИЧЕСТВО – НАУКА О ПОЗНАНИИ
В. С. Меськов, Н. Р. Сабанина
Аннотация. Итоги размышлений Коменского о путях познания, которые, в свою очередь, яви-
лись сердцевиной всей его философской системы, обрели особую судьбу. Дело в том, что обра-
зование было, по Коменскому, не просто приложением его философии, а ее фундаментальным
основанием. Данной проблематике, как оказалось, Коменский посвятил особое произведение –
“Mathetica”. В нем сформулировано видение Коменским образования как способа познания чело-
веком всех Вещей Универсума. Основанная на трудах великих предшественников и явившаяся
важнейшим из его собственных произведений, «Матетика» до сих пор представляет собой за-
гадку для современных исследователей и педагогов.
Ключевые слова: матетика, познание, чувство, разум, вера, триадический метод, вещь,
автопсия.
THE MATHETICS OF JAN AMOS COMENIUS: LEARNING – THEORY OF COGNITION
V. S. Meskov, N. R. Sabanina
Abstract. The final results of Comenius’ reflections on the ways of cognition (which, in turn, were the
core of his entire philosophical system) have gained special destiny. The case is that, according to Comenius,
education is not just an application to his philosophy but it is its fundamental basis. “Mathetics”
presents his vision of education as a way of understanding all things in the Universe. Based on the
writings of Comenius’ great predecessors and turned to be the most important of his works, “Mathetics”
is still a mystery to modern researchers and educators.
Keywords: Mathetics, Cognition, feeling, reason, faith, Triadic method, Thing, Autopsy.
Меськов Валерий Сергеевич, доктор философских наук, профессор кафедры педагогики Института «Выс-
шая школа образования» Московского педагогического государственного университета
e-mail: mvs947@yandex.ru
Meskov Valery S., ScD in Philosophy, Professor, Pedagogy Department, Institute of „Higher School of Education”,
Moscow State University of Education
e-mail: mvs947@yandex.ru
Сабанина Наталия Рафаэлевна, магистр, старший преподаватель кафедры педагогики Института «Высшая
школа образования» Московского педагогического государственного университета
e-mail: myzeinatali@mail.ru
Sabanina Nataliya R., Post-graduate student, Senior Lecturer, Pedagogy Department, Institute of „Higher School
of Education”, Moscow State University of Education
e-mail: myzeinatali@mail.ru
ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСТВА
Г. Н. Богомолова
Аннотация. Автор статьи отмечает, что содержательный компонент стратегии развития
воспитания XXI в. может быть представлен интеграцией инновационных идей и осмыслением
ценностного, позитивного опыта теории и практики отечественной педагогики. В статье рас-
сматриваются некоторые аспекты профессиональной деятельности С. А. Шмакова (1931–2000),
педагогическое наследие которого составляет золотой фонд Липецкой инновационной школы
второй половины XX в.
В работе проанализирована деятельность педагога как руководителя научно-эксперименталь-
ной лаборатории «Досуг школьника», функционирующей с 1963 по 1991 г. в Липецком государ-
ственном педагогическом институте. Педагог-новатор представлен как автор педагогиче-
ской технологии организации досуговой деятельности учащихся в сфере свободного времени, в
которой игра является феноменом культуры, средством формирования творческого потенци-
ала личности.
Деятельностно описаны теоретико-методологические основы профессионально-педагогиче-
ского творчества, в котором игра как особая область искусства целостно формирует челове-
ка в единстве его творческих способностей и духовных потребностей. Содержательный компо-
нент статьи доказывает, что автор игрового метода воспитания придал педагогической от-
ечественной формации 1960–1990-х гг. целостный, системный характер. Это дает основание
рассматривать творчество С. А. Шмакова как качественно новую форму педагогической дея-
тельности, направленной на созидание ценностей, имеющих аксиологическое значение для
формирования личностного субъекта общества.
Анализ деятельности педагога, владеющего феноменом профессионального мастерства,
стремящегося к разработке инновационных форм, методов и приемов воспитательной рабо-
ты, доказывает, что в формирующемся многополярном современном образовательном про-
странстве педагогическое наследие С. А. Шмакова имеет субстанциалистское значение. В пе-
дагогическую науку и практику воспитательного процесса внедрено ряд идей и фундаменталь-
ных направлений, разработанных ученым.
Ключевые слова: творчески работающий педагог, педагогическое творчество, творческий,
феноменология, феномен, игра, искусство.
PERSONALITY IN THE CREATIVE ENVIRONMENT
G. N. Bogomolova
Abstract. The article considers some aspects of S. A. Shmakov’s professional activity whose pedagogical
heritage is included in the golden fund of Lipetsk innovative school of the second half of the
XX century. The article analyses the teacher’s work as the head of scientific experimental laboratory
“Schoolchildren leisure” functioning in Lipetsk State Pedagogical Institute in 1963–1991. The teacherinnovator
is presented as an author of the pedagogical approach to pupils’ leisure organization, in
which the game is viewed as a cultural phenomenon, a means to develop the person’s creative potential.
Giving concrete examples the author describes the theoretical methodological basis of professional pedagogical creativity where the game as a peculiar kind of art forms a person in the unity of his creative
abilities and spiritual needs. The content component of the article proves that the author of the gaming
educational technology introduced an integral systematic approach into the Russian pedagogics of the
1960–1990-s. It gives grounds for viewing S. A. Shmakov’s creativity as a fundamentally new method
of pedagogical work, aimed at creating values which have axiological meaning in the process of the
person’s development. The analysis of the work of the teacher possessing the professional skill and
striving for the development of innovative educational forms, methods and techniques proves that S.
A. Shmakov’s pedagogical heritage has a substantive meaning in the modern multipolar educational
environment. A number of ideas and fundamental directions, developed by the scholar, have been
implemented into the pedagogical science and practice.
Keywords: creatively working teacher, pedagogical creativity, creative, phenomenology, phenomenon,
game, art.
Богомолова Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики
и специального образования ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени
П. П. Семенова-Тян-Шанского», член-корреспондент Международной академии наук педагогического об-
разования
e-mail: nadyabelle@mail.ru
Bogomolova Galina N., PhD in Education, Associate professor, Psychology, Pedagogics and Special Education
Department, P. Semenov-Tyan-Shansky Lipetsk State Pedagogical University, Corresponding member, International
Teacher’s Training Academy of Science
e-mail: nadyabelle@mail.ru
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ТЕРМИНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ
Д. А. Дмитриева, А. П. Еремеева
Аннотация. В статье раскрываются особенности коммуникативно-деятельностного подхода
к обучению научно-технической профессиональной лексике студентов на занятиях по русскому
языку в полиэтнической группе. Дана точная характеристика понятия «термин» с обозначе-
нием его семантики (инвариантного содержания понятия), синтаксических свойств (связи с
другими лексическими единицами) и прагматической характеристики, указывающей на сферу
практического применения. Представлены особенности изучения терминов производственной
сферы (технических терминов) на занятиях по русскому языку в группах с полиэтническим
составом учащихся: отмечены трудности освоения экстралингвистической сущности терми-
на, составляющей план содержания, и нормативной характеристики, связанной с правилами
употребления термина в речевой деятельности.
Ключевые слова: терминосистема, экстралингвистическая (понятийная) и лингвистиче-
ская (нормативная) характеристика термина, ситуативное обучение, коммуникативно-ре-
чевые упражнения.
COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH IN TEACHING TERMINOLOGY IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES FOR STUDENTS OF MULTICULTURAL GROUP
D. A. Dmitrieva, A. P. Eremeeva
Abstract. The article deals with some specifics of communicative activity approach in teaching scientific
and technical lexis in Russian language classes for students of multicultural group. Accurate
characteristics of the concept «term» with designation of its semantics (invariant content of concept),
syntactic qualities (connection with other lexical units) and pragmatic characteristics (the implementation)
are given. Special aspects in teaching technical terminology in Russian language classes for students
of multicultural group are revealed. Some difficulties in extra-linguistic essence of term studying
and normative characteristics concerning term application rules in language activities are noted.
Keywords: term system, extra-linguistic (conceptual) and linguistic (normative) term characteristics,
situational teaching method, communicative speech exercises.
Дмитриева Дарья Александровна, аспирант Московского педагогического государственного универси-
тета, старший преподаватель кафедры РКИ Московского педагогического государственного университета
ya.daria1978@yandex.ru
Dmitrieva Daria A., post-graduate student, Moscow State University of Education, Senior Lecturer, Russian as a
foreign language, Moscow State University of Education
ya.daria1978@yandex.ru
Еремеева Ангелина Павловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и практики пре-
подавания русского языка Московского педагогического государственного университета
e-mail: 4538584@mail.ru
Eremeeva Angelina P., ScD in Education, professor, Theory and practice of teaching Russian Department, Moscow
State University of Education
e-mail: 4538584@mail.ru
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Ли Яньпин
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной методики
преподавания русского языка для китайских студентов: активизация познавательного инте-
реса учащихся в обучении русскому языку. Предложен новый подход в обучении русскому язы-
ку с использованием исторических материалов в диалоге культур. Предлагается выявлять
сходства в явлениях и событиях в истории России и Китая и корректно их сравнивать, вы-
являя тенденции и закономерности. Все это будет способствовать успешному развитию речи
у студентов.
Ключевые слова: познавательный интерес к русскому языку, исторические материалы,
диалог культур, прием сопоставления, история России и Китая, развитие речи, китайские
студенты.
SOME METHODS OF DEVELOPMENT CHINESE STUDENTS’ COGNITIVE INTEREST IN LEARNING RUSSIAN LANGUAGE USING HISTORICAL MATERIALS IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL DIALOGUE
Li Yangpin
Abstract. The article considers one of the up-to-date issues of the modern methods of teaching Russian
for Chinese students: development of students’ cognitive interest in learning Russian language. The
article offers a new approach in learning Russian language with the help of historical materials in the
context of intercultural dialogue. It is proposed to identify similarities in the phenomena and events in
the history of Russia and China, and to compare them correctly, identifying trends and patterns. All
this will contribute to the successful development of speech among students.
Keywords: cognitive interest in learning Russian language, historical materials, intercultural dialogue,
method of comparative approach, the history of Russia and China, development of speech, Chinese
students.
Ли Яньпин, преподаватель-лектор Вэйнаньского педагогического университета (Китай), аспирант Москов-
ского педагогического государственного университета
e-mail: 1953669298@qq.com
Li Yangpin, Lecturer, Weinan Normal University, China; Post-graduate student, Moscow State University of Education
e-mail: 1953669298@qq.com
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ESP В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МПГУ)
С. В. Майоршина
Аннотация. Развитие научно-технического прогресса и процессы глобализации обусловили не-
обходимость овладения английским языком для использования его в профессиональной среде,
обучения за рубежом, участия в международных конференциях, написания научных статей.
Выполнить данный социальный заказ поможет включение курсов профессионально-ориенти-
рованного английского языка в учебные планы российских вузов. Статья рассматривает «ан-
глийский для специальных целей» как междисциплинарный подход в обучении иностранным
языкам, его формирование, развитие и основные классификации. В качестве примера описы-
вается опыт в преподавании профессионально-ориентированного английского языка на гео-
графическом факультете МПГУ, а также основные проблемы и перспективы развития дан-
ного направления при современном спектре образовательных программ, представленных на
факультете.
Ключевые слова: английский язык для специальных целей, английский язык для образования
и научной деятельности, английский язык для профессиональной деятельности, междисци-
плинарный подход, географический факультет МПГУ, двухпрофильное обучение.
ESP-TEACHING CHALLENGES IN RUSSIAN UNIVERSITIES (WITH MSPU GEOGRAPHY DEPARTMENT AS AN EXAMPLE)
S. V. Mayorshina
Abstract. Mastering English for using it in professional contexts, as well as for studying abroad, writing
research articles for publication and participating in international conferences, has become quite
vital due to science and technology advance of the recent years and globalization processes. To accomplish
this goal, it is desirable to introduce various ESP-courses into Russian universities curricula.
The article reviews ESP as a learning-centered approach in Foreign Language Teaching, its shaping,
development and basic classifications. As an example, MSPU Geography Department experience
in ESP teaching overview is presented; major pitfalls and feasible prospects of ESP-related subjects
within the current educational profile of the institution are reported.
Keywords: English for Specific Purposes (ESP), English for Academic Purposes (EAP), English for
Occupational/Professional Purposes (EOP/EPP), interdisciplinary approach, MSPU Geography department,
double-profile education.
Майоршина Светлана Владимировна, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма и меж-
культурной коммуникации географического факультета Московского государственного университета
e-mail: svmayorsh@mail.ru
Mayorshina Svetlana V., PhD in Geography, Associate professor, Tourism and Intercultural Communication Department,
Geography Faculty, Moscow State University of Education
e-mail: svmayorsh@mail.ru
CОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
А. Г. Московкина
Аннотация. Статья посвящена исследованиям социально-экологической модели семьи, особен-
ностей семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их пси-
хического развития в условиях семьи. Рассматривается состояние матерей, воспитывающих
детей с ОВЗ в разные периоды жизненного цикла семьи, факторы их субъективного благополу-
чия, участие в этом воспитательном процессе отца, близкого окружения супругов, проблема
организации семейной системы, влияние общества в целом. Отношение родителей к наруше-
ниям социализации детей с ОВЗ в форме родительской гипер- и гипопротекции. Охарактери-
зованы структура и взаимоотношения различных по составу семей, воспитывающих детей с
ОВЗ, с их окружением, роль отца в воспитании и обучении детей с ОВЗ в семье. Приводится
один из эффективных вариантов коррекционно-воспитательной работы с ребенком с ОВЗ в
условиях семьи.
Ключевые слова: социально-экологическая модель семьи, жизненный цикл семьи, ребенок с
ограниченными возможностями здоровья, семейное воспитание, роль отца, факторы субъек-
тивного благополучия членов семьи.
SOCIO-ECOLOGICAL MODEL OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD
A. G. Moskovkina
Abstract. The article studies a socio-ecological model of the family, peculiarities of family upbringing
of children with disabilities their mental development in the family context. The article examines the
status of mothers raising children with disabilities in different periods of the family life cycle, factors
of their subjective well-beings, father’s participation in this educational process, the inner circle of the
spouses, the problem of the organization of the family system, the impact of society as a whole. The
article also defines the attitude of parents in the form of parental hyper- and hypo-protection and
describes the structure and relationships of the different composition of families raising children with
disabilities with their surroundings, the father’s role in upbringing and education of children with disabilities
in the family. One of the effective ways of correctional and educational work with a disabled
child within the family is given.
Keywords: socio-ecological model of a family, life cycle of the family, a child with disabilities, family
education, the father’s role, the factors of subjective well-being of family members.
Московкина Алла Григорьевна, профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu
Moskovkina Alla G., Professor, Preschool Defectology Department, Institute of Childhood, Moscow State University
of Education
e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАНИЙ В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ
ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
И. Б. Шмигирилова
Аннотация. В статье раскрывается понятие учебно-поискового задания как формы представ-
ления содержания школьного математического образования. Представлено описание автор-
ского подхода к конструированию заданий, ориентированных на формирование познавательной
компетентности обучающегося. Процесс конструирования заданий рассматривается в виде
детализации технологической цепочки: целеполагание – дозирование – методическое структу-
рирование. Приведен пример, в котором демонстрируется реализация образовательных целей
через выделение планируемых результатов (предметных метапредметных, личностных) при
освоении конкретной порции учебного материала на основе учебно-поискового задания.
Ключевые слова: компетентностный подход, математическое образование, учебно-поиско-
вое задание, конструирование заданий, познавательная компетентность личности.
FEATURES OF DEVELOPMENT TRAINING AND SEARCH TASKS IN COMPETENCE-BASED TEACHING MATHEMATICS
I. B. Shmigirilova
Abstract. The article deals with the definition of training and search tasks as a form of representation
of the content of school mathematics education. The article presents the description of the author’s
approach to the development of tasks aimed at the formation of the cognitive competence of the learner.
The process of creating tasks is seen as a specification of the technological chain: goal-setting – dosing
– methodical structuring. The article presents an example, demonstrating the implementation of
educational objectives through the provision of planned results (subject, meta of disciplinary, personality
characteristics) for the development of a specific portion of educational material on the basis of
training and search tasks.
Keywords: competence approach, mathematical education, training and search tasks, development of
tasks, cognitive competence of a person.
Шмигирилова Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Математика и
информатика» Северо-Казахстанского государственного университета, Петропавловск (Казахстан)
е-mail: irinankzu@mail.ru
Shmigirilova Irina B., PhD in Education, Associate Professor, Mathematics and Informatics Department, North
Kazakhstan State University, Petropavlovsk (Kazakhstan)
е-mail: irinankzu@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
А. Г. Щуров, О. А. Чурганов, Е. А. Гаврилова, Е. А. Лопатина
Аннотация. В статье рассмотрено понятие школьного социального капитала и его роль в по-
вышении физической активности школьников. Отмечается, что школьный социальный капи-
тал – это прежде всего те социальные связи, которые существуют между всеми группами
участников процесса обучения: обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом
школы, то есть связи «ученик – учитель», «ученик – ученик», «учитель – родитель», «директор –
учитель», «учитель – учитель». Уровень школьного социального капитала зависит от степени
доверия внутри этих связей.
Изложены результаты исследования связей «ученик – учитель», «ученик – ученик». Представ-
лены ответы школьников на вопросы об отношении к ним учителей и одноклассников, из ко-
торых видно, что неудовлетворительные взаимоотношения внутри этих связей способству-
ют формированию у подростков проблемного поведения, сопряженного с риском для здоровья
(причинение обид, курение, употребление алкоголя и наркотиков), и негативно сказываются
на степени их физической активности.
Ключевые слова: школьный социальный капитал, физическая активность, социальные свя-
зи, здоровье школьников, поведение детей.
INFLUENCE OF SCHOOL SOCIAL CAPITAL ON THE LEVEL OF PHYSICAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN
A. G. Shchurov, O. A. Churganov, E. A. Gavrilova, E. A. Lopatina
Abstract. The article considers the concept of school social capital and its role in increasing physical
activity of students. It is noted that the school social capital is first of all those social links that
exist between all groups of participants in the educational process: students, their parents and teaching
staff, that is, the connections “student-teacher”, „student-student”, “teacher-parent”, „principalteacher”
and “teacher-teacher”. The level of school social capital depends on the degree of trust within
these links.
The results of the research of the links „student-teacher”, „student-student” are presented. Students’
answers to the questions about the attitude of their teachers and classmates towards them are analyzed,
from which it is clear that poor relationships within these links contribute to the formation of
problem behavior coupled with the risk for health (bullying, smoking, alcohol and drug use), and cause
a negative impact on the degree of physical activity.
Keywords: school, social capital, physical activity, social communication, health of school children,
children’s behavior.
Щуров Алексей Григорьевич, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор ка-
федры лечебной физкультуры и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинско-
го университета имени И. И. Мечникова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург; старший научный
сотрудник научно-исследовательского центра Военного института физической культуры (ВИФК), Санкт-
Петербург
e-mail: shchag@mail.ru
Shchurov Aleksei G., ScD in Education, PhD in Medicine, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department,
I. I. Mechnikov North-Western State Medical University, Saint Petersburg; Senior Researcher, Research Center,
Military Institute of Physical Culture, Saint Petersburg
e-mail: shchag@mail.ru
Чурганов Олег Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры лечебной физкультуры и
спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Меч-
никова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург
e-mail: churganov@inbox.ru
Churganov Oleg A, ScD in Education, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department, I. I. Mechnikov
North-Western State Medical University, Saint Petersburg
e-mail: churganov@inbox.ru
Гаврилова Елена Анатольевна, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лечебной
физкультуры и спортивной медицины Северо-Западного государственного медицинского университета
имени И. И. Мечникова (СЗГГМУ им. И. И. Мечникова), Санкт-Петербург
e-mail: gavrilovaea@mail.ru
Gavrilova Elena A., ScD in Medicine, professor, Physiotherapy and Sports Medicine Department, I. I. Mechnikov
North-Western State Medical University, Saint Petersburg
e-mail: gavrilovaea@mail.ru
Лопатина Екатерина Алексеевна, кандидат педагогических наук
e-mail: katdir@yandex.ru
Lopatina Ekaterina A., PhD in Education
e-mail: katdir@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ 3–4-го ГОДА ЖИЗНИ
О. В. Латыговская
Аннотация. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста на со-
временном этапе развития общества является приоритетным направлением социальной
политики государства, в рамках которого важную роль играет формирование эмоциональ-
но-ценностного отношения к здоровому образу жизни, осознание здоровья как первостепенной
аксиологической значимости в ряду витальных ценностей. В статье автором дано психоло-
го-педагогическое обоснование возможности формирования основ культуры здоровья у детей
3–4-го года жизни, а также представлены инновационные формы работы, которые позволят
обеспечить валеологическую направленность содержания образовательной деятельности в уч-
реждении дошкольного образования по формированию эмоционально-ценностного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни.
Ключевые слова: основы культуры здоровья детей младшего дошкольного возраста, эмоцио-
нально-ценностное отношение к здоровью, социально-личностное развитие, начальная здоро-
вьесберегающая компетентность.
FORMING THE FOUNDATIONS OF HEALTH CULTURE OF 3-TO-4-YEAR-OLD CHILDREN
O. V. Latygovskaya
Abstract. The problem of preserving and strengthening the health of preschool children at the present
stage of the development of society is a priority area of the state’s social policy, in which an important
role is played by the formation of an emotional value approach to a healthy lifestyle, and awareness of
health as a primary axiological value among vital values. The article gives a psychological and pedagogical
substantiation of the possibility of forming the foundations of a culture of health in 3-4 yearold-
children, as well as innovative forms of work that will provide a valeological orientation of the
content of educational activities in the establishments of preschool education in forming an emotional
value attitude to health and healthy lifestyle.
Keywords: the basics of the health culture of children of younger preschool age, the emotional-value
attitude to health, social and personal development, initial health-saving competence.
Латыговская Ольга Викторовна, аспирант кафедры общей и дошкольной педагогики Белорусского госу-
дарственного педагогического университета им. М. Танка, г. Минск
e-mail: olgalat@tut.by
Latygovskaya Olga V., Post-graduate student, General and preschool education Department, M. Tank Minsk
State Pedagogical University
e-mail: olgalat@tut.by
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ
В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Захарова
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления в истории развития зарубеж-
ной методики преподавания иностранных языков, принципы и подходы, положенные в основу
методов обучения, цели, содержание и приемы, характерные для каждого метода. В процессе
исследования проанализированы вопросы появления и эволюции грамматико-переводного ме-
тода обучения, раскрыта сущность движения реформирования, дана характеристика группы
натуральных методов и детализирован прямой метод обучения.
Актуальность данного исследования обусловлена современными особенностями развития
общества, возросшими требованиями к качеству иноязычного образования, сменой акцентов
в содержании и целях обучения. Различия в индивидуальном развитии учащихся и разнообра-
зие задач, стоящих перед иноязычным образованием, требует от преподавателя дифференци-
рованного подхода к обучению. Это означает, что учитель должен владеть достаточно широ-
ким арсеналом методик, технологий и подходов. Большую часть этих знаний и навыков мож-
но получить, изучая историческое наследие методической науки.
В результате рассмотрения вопроса об истории иноязычного образования, можно сделать
вывод о том, что многие методы обучения, использовавшиеся на всем протяжении истории
существования иноязычного образования, не потеряли своей практической значимости и сей-
час. Разнонаправленность потребностей учащихся, отличия их индивидуального развития и
уровня владения иностранным языком, различные когнитивные способности диктуют необхо-
димость применения всего многообразия обучающих приемов и методик. Именно этой цели и
служит анализ методических концепций прошлого. Осмысление прошлого опыта обогащает
современную практику и способствует развитию научной мысли.
Значимость проблемы развития методов иноязычного образования определяется ролью ме-
тодической науки не только в формировании навыков коммуникации на иностранном языке,
но и самой личности учащегося, готового к межкультурному общению, внимательного к акту-
альным проблемам современного общества и воспитанного в духе мира и ненасилия.
Ключевые слова: история методов обучения иностранному языку, грамматико-переводной
метод, движение Реформирования, прямой метод.
LANGUAGE TEACHING METHODS IN THE HISTORICAL CONTEXT AND THEIR IMPORTANCE IN MODERN PRACTICE OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION
Е. А. Zakharova
Abstract. The article gives a brief review of the history of the approaches and principles in foreign
language teaching. The author does not only describe the evolution of methodology, but also provides
the main principles and techniques of each teaching innovation, gives the main reasons, language and
historical background of every new development. The study covers the major trends in language teaching,
such as Grammar-Translation approach, the Reform movement, the group of natural and direct
language teaching methods.
The relevance of this study is due to modern features of the development of society, increased demands
to the quality of foreign language education, a change in emphasis in the content and purposes
of training. Differences in the individual development of students and the variety of tasks that foreign
language education is facing require a differentiated approach to teaching. This means that the teacher
must possess a fairly wide arsenal of techniques, technologies and approaches. Most of this knowledge
and skills can be obtained by studying the historical legacy of methodical science. As a result of the consideration of the history of foreign language education, it can be concluded that
many of the teaching methods used throughout the history of the foreign language education have not
lost their practical importance even now. Different directions of students’ needs, differences in their
individual development and level of foreign language proficiency, different cognitive abilities dictate
the necessity of applying a whole variety of teaching methods and techniques. This is precisely the
purpose of analyzing the methodological concepts of the past. Comprehension of past experience enriches
modern practice and promotes the development of scientific thought.
The importance of the development of methods of foreign language education is determined by the
role of methodological science not only in the formation of communication skills in a foreign language,
but also in the personality of the student ready for intercultural communication, attentive to the pressing
problems of modern society and brought up in the spirit of peace and nonviolence.
Keywords: history of language teaching methods, Grammar-translation method, the Reform method,
the Direct method.
Захарова Екатерина Александровна, преподаватель кафедры теории и практики иностранных языков
Института иностранных языков Российского университета дружбы народов
e-mail: Katya_lichny@mail.ru
Zakharova Ekaterina A., Lecturer, Foreign Languages Theory and Practice Department, Institute of Foreign Languages,
Peoples’ Friendship University of Russia
e-mail: Katya_lichny@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ШКОЛЬНИКОВ
О. И. Рушингина
Аннотация. В данной статье раскрываются проблемы перехода к новым образовательным
стандартам. Дается анализ понятий «компетенция», «педагогические тесты».
Проблемы тестирования на сегодняшний день очень актуальны и являются предметом дис-
куссий. Тесты в своем развитии прошли путь от полного их отрицания до становления фор-
мой государственной аттестации выпускников. В статье анализируются тестовые техноло-
гии, в частности педагогическое тестирование, как эффективный метод для оценки уровня
сформированности общенаучных компетенций. Формирование общенаучных компетенций яв-
ляется одной из задач новых образовательных стандартов, в основе которых лежит научный
аппарат. Автор предлагает расширить функциональную направленность тестов и приме-
нять в образовательном процессе обучающие, формирующие и контролирующие тесты. Тесты
представлены как универсальный (комплексный) учебный метод.
Ключевые слова: компетенция, педагогические тесты, формирование, общенаучные компе-
тенции, деятельностный подход.
PEDAGOGICAL TESTING AS A METHOD OF FORMING GENERAL SCIENTIFIC COMPETENCES OF PUPILS
O. I. Rushingina
Abstract. The article reveals the problems of transition to new educational standards and analyzes
the concepts „competence”, „pedagogical tests”. Testing problems are very relevant today and are a
subject of discussions. Tests have passed the way from their complete denial to becoming a form of the
state certification of graduates. The article analyzes test technologies, in particular, pedagogical testing
as an effective method for the assessment of the level of formation of general scientific competences.
Formation of general scientific competences is one of the tasks of new educational standards based
on the scientific apparatus. The author suggests to expand the functional focus of tests and to apply
educational, forming and controlling tests in the learning process. Tests are presented as a universal
(integrated) educational method.
Keywords: competences, pedagogical tests, formation, general scientific competences, activity approach.
Рушингина Ольга Ильинична, учитель математики, Муниципальное образовательное автономное учреж-
дение средняя общеобразовательная школа № 2 г. Нефтекамска, Республика Башкортостан
e-mail: ruschingina@mail.ru
Rushingina Olga I., mathematics teacher, School No. 2, Neftekamsk, Republic of Bashkortostan
e-mail: ruschingina@mail.ru
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ КСЕНОФОБИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
А. В. Астахова
Аннотация. В статье рассмотрена идеологическая ксенофобия, спроецированная на образо-
вательную систему советской эпохи. Проведенный анализ законодательных актов и научной
литературы доказал существование феномена этнической и религиозной ксенофобии в систе-
ме школьного и вузовского образования; ксенофобия в образовательной политике советского
периода протекала посредством идеологической идентификации «свои – чужие» в массовом
сознании и борьбы с «врагом» как «социально чуждым элементом». Религиозная ксенофобия
рассмотрена с позиций утверждения антицерковного законодательства и антирелигиозной
пропаганды. Приведены отличительные характеристики и особенности разрушения систем
традиционного мусульманского и еврейского образования. Особое внимание в работе уделено
проблемам унификации и русификации образования. Автором рассмотрен механизм форми-
рования латентной политики государственного антисемитизма.
Ключевые слова: идеологическая ксенофобия, религиозная ксенофобия, этническая ксенофо-
бия, антисемитизм, унификация, русификация, враг, социально чуждый элемент.
IDEOLOGICAL XENOPHOBIA IN THE EDUCATIONAL SYSTEM OF THE SOVIET PERIOD
A. V. Astakhova
Abstract. The article considers the ideological xenophobia projected on the educational system of
the Soviet era. The analysis of legislative acts and scientific literature proved the existence of the
phenomenon of ethnic and religious xenophobia in schools and higher education; xenophobia in the
educational policy of the Soviet period was characterized by ideological identification „friend-foe” in
the mass consciousness and the struggle with the „enemy” as a „socially alien element”. Religious xenophobia
is considered from the approval of the anti-Catholic laws and anti-religious propaganda. The
author gives distinctive characteristics and features of the destruction of traditional Muslim and Jewish
education. Special attention is paid to the problems of unification and russification of education.
The author considers the mechanism of forming latent state policy of anti-Semitism.
Keywords: ideological xenophobia, religious xenophobia, ethnic xenophobia, anti-Semitism, unification,
russification, enemy, socially alien element.
Астахова Анна Владимировна, аспирант Академии психологии и педагогики Южного федерального уни-
верситета, г. Ростов-на-Дону
e-mail: aastahova@sfedu.ru
Astakhova Anna V., post-graduate student, Academy of psychology and pedagogy, Southern Federal University,
Rostov-on-Don
e-mail: aastahova@sfedu.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
И. Ю. Руднев
Аннотация. Статья посвящена совершенствованию методов обучения детей младшего школь-
ного возраста изобразительному искусству с помощью применения в учебном процессе элек-
тронных образовательных ресурсов. В современном образовательном пространстве это совер-
шенно новый феномен современной культуры, специфика которого обусловлена глобальной ин-
формационной средой.
В статье рассматривается использование электронных образовательных ресурсов в учебной
среде в качестве интерактивного дополнения к традиционным формам обучения изобрази-
тельному искусству, которые позволяют не только сохранить все достоинства традицион-
ных форм, но в полной мере использовать современные информационные технологии.
Применение электронных образовательных ресурсов для эффективного обучения детей изо-
бразительному искусству позволит повысить мотивацию и вовлечь учащихся в интересную,
активную творческую работу, что будет способствовать развитию и гармонизации лично-
сти ребенка.
Статья предназначена студентам педвузов, учителям изобразительного искусства общего
образования, педагогам-художникам, родителям и всем интересующихся творческим разви-
тием детей.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные учебные пособия,
мультимедийные возможности, информационные технологии, учебный процесс, гармониза-
ция, личность.
USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES FOR EFFECTIVE TRAINING OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN IN FINE ARTS
I. Yu. Rudnev
Abstract. The article deals with the improvement of teaching methods by using electronic educational
resources in the educational process. In the modern education there is a completely new phenomenon
of modern culture, the specificity of which is determined by the global information environment.
The article touches upon the use of electronic educational resources in the learning environment as
an interactive supplement to the traditional forms of teaching Fine arts, which allows not only to preserve
all the advantages of traditional forms, but to apply modern information technologies.
Electronic educational resources help to increase motivation and engage students in interesting and active
creative work, which will contribute to the development and harmonization of the child’s personality.
The article is for pedagogical institutes, for students, teachers of Fine arts of general education,
teacher-artists, parents and everyone interested in the creative development of children.
Keywords: electronic educational resources, electronic textbooks, multimedia capabilities, information
technology, learning process, harmonization, personality.
Руднев Иван Юрьевич, аспирант и ассистент кафедры живописи художественно-графического факультета
Института искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
Rudnev Ivan Yu., Post-graduate student, assistant lecturer, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow
State University of Education
e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru