Журнал «Наука и школа», № 2 за 2015 год

(полая версия)

Подготовка студентов к инновационной проектной деятельности в условиях регионального информационного
образовательного пространства

Л. А. Мокрецова, Е. В. Дудышева, Л. А. Романова

Аннотация. Ресурсы информационного образовательного пространства для развития регионального инно-
вационного предпринимательства в вузах базируются на коммуникациях с бизнес-инкубато-
рами, технопарками, предпринимательскими сообществами. Практической подготовке сту-
дентов к инновационной деятельности способствуют также молодежные предприниматель-
ские форумы.
В Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина инновационная
проектная деятельность студентов и преподавателей включает взаимодействие с бизнес-ин-
кубатором, выполнение учебно-исследовательских проектов по заданию работодателей, пред-
ставление студенческих проектов на предпринимательских молодежных форумах. Студенты
под руководством преподавателей выполняют учебные и социальные проекты, часть из кото-
рых может послужить основой инновационных проектов. В статье предлагается использова-
ние информационно-педагогического и организационно-педагогического сопровождения иннова-
ционной проектной деятельности студентов.
В статье проанализированы и описаны этапы проектной инновационной деятельности при
участии команд студентов в молодежных форумах: поиск и оформление проектной идеи, по-
иск путей реализации проекта, реализация проекта, пилотная разработка продукта или ус-
луги, презентация проекта, доработка и продвижение проекта. Важной составляющей педа-
гогического сопровождения является мониторинг проектной деятельности, включая оценку
результативности, степени удовлетворенности участников, изменения личностно-професси-
ональных характеристик. Диагностика личностно-профессиональных характеристик наибо-
лее трудоемка и может базироваться на показателях профессиональной субъектности.
В статье рассмотрено содержание этапов с точки зрения организационного-педагогического
и информационно-педагогического сопровождения. Рассмотрена динамика формирования лич-
ностно-профессиональных характеристик студентов на каждом этапе.
Предложенная схема реализации инновационной проектной деятельности студентов позво-
ляет использовать потенциал научно-педагогического и предпринимательского сообщества в
региональном информационном образовательном пространстве. Благодаря информационно-
педагогическому сопровождению повышается интерактивность во взаимодействии студен-
тов и преподавателей, появляется возможность оперативного консультирования, формиру-
ются устойчивые связи с организаторами, исполнителями и консультантами, реальными
заказчиками и потребителями.
Ключевые слова: инновационная проектная деятельность, информационное образователь-
ное пространство, педагогическое сопровождение, молодежные форумы. 

Training of students for innovative project activity in the conditions of regional information educational space

L. A. Mokretsova, E. V. Dudysheva, L. A. Romanova

Abstract. Resources of information educational space for development of regional innovative business in higher
education institutions are based on communications with business incubators, science and technology
parks, business communities. Practical training of students for innovative activity is also promoted by
youth entrepreneurial forums.
In the V. M. Shukshin Altai State Academy of Education innovative project activity of students and
teachers includes interaction with business incubator, implementation of educational and research
projects instructed by employers, presentation of students projects on youth entrepreneurial forums.
Students under the supervision of teachers carry out educational and social projects some of which can
serve as a basis for innovative projects. The article offers using information, organizational and pedagogical
support for innovative project activity of students.
The article analyzes and describes the stages of project innovative activity with the participation of
student teams in youth forums. The stages are as follows: search and registration of project idea,
search of ways of implementation of the project, implementation of the project, pilot development of a
product or service, presentation of the project, project improvement and promotion. An important component
of pedagogical support is monitoring of the project activity, including the assessment of productivity,
degree of satisfaction of the participants, changes of personal and professional characteristics.
Diagnostics of personal and professional characteristics is the most time and work-consuming and can
be based on the indicators of professional subjectivity.
The article considers the content of the stages from the point of view of organizational, pedagogical
and information and pedagogical support as well as the dynamics of formation of personal and professional
characteristics of students at each stage.
The offered scheme of implementation of innovative project activity of students allows using the potential
of scientific, pedagogical and entrepreneurial communities in regional information educational
space. Due to information and pedagogical support the interaction of students and teachers as well as
the possibility of operational consulting increases, stronger relations with the project organizers, performers
and consultants, customers and consumers are formed.
Keywords: innovative project activity, information educational space, pedagogical support, youth
forums.

Мокрецова Людмила Алексеевна, доктор педагогических наук, ректор Алтайской государственной ака-
демии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск
e-mail: rektor@bigpi.biysk.ru
Mokretsova Ludmila A., S cD in Education, Rector, Shukshin Altai State Academy of Education, Biysk
e-mail: rektor@bigpi.biysk.ru
Дудышева Елена Валерьевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физики и информа-
тики Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск
e-mail: dudysheva@yandex.ru
Dudysheva Elena V., P hD in Education, Chairperson, Physics and Informatics Department, Shukshin Altai State
Academy of Education, Biysk
e-mail: dudysheva@yandex.ru
Романова Людмила Анатольевна, старший преподаватель кафедры физики и информатики Алтайской
государственной академии образования имени В. М. Шукшина, г. Бийск
e-mail: rla_biysk@mail.ru
Romanova L. A., S enior Lecturer, Physics and Informatics Department, Shukshin Altai State Academy of Education,
Biysk
e-mail: rla_biysk@mail.ru

Современное состояние и пути совершенствования росс ийской системы пенсионного обеспечения

М. А. Буданова, С. Ю. Иванов

Аннотация. В статье дается анализ состояния системы пенсионного обеспечения, определяются перспек-
тивы ее развития с учетом социально-экономического развития нашей страны. В работе при-
водятся конкретные предложения социальным партнерам, направленные на обеспечение до-
стойного уровня жизни пенсионеров.
Ключевые слова: пенсии, пенсионное обеспечение, пенсионеры, социальный стандарт, соци-
альное партнерство.

Current state and ways of improvement of the Russian pension system

M. A. Budanova, S.Yu. Ivanov

Abstract. The article analyzes the state of the pension system and defines the prospects of its improvement considering
the social and economic development of our country. The article presents specific proposals to
social partners aimed at providing a decent standard of living of pensioners.
Keywords: retirement, pensions, pensioners, social standards, social partnership.

Буданова Мария Александровна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории и
истории социологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: budanovama@mail.ru
Budanova Maria A., S cD in Philosophy, Professor, Chairperson, Theory and History of Sociology Department,
Moscow State Pedagogical University
e-mail: budanovama@mail.ru
Иванов Сергей Юрьевич, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории
социологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: av5401@comtv.ru
Ivanov Sergey Yu., S cD in Sociology, Associate Professor, Theory and History of Sociology Department, Moscow
State Pedagogical University
e-mail: av5401@comtv.ru

Ключевые проблемы проектирования программ повышения квалификации в свете современных нормативных требований

С. Е. Мансурова, Т. В. Расташанская

Аннотация. Проведение данного прикладного исследования обусловлено ограниченностью регламентных
требований к образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального об-
разования. Возникает условие самостоятельного назначения подходов к мониторингу каче-
ства дополнительных профессиональных программ (ДПП). Экспертиза ДПП повышения ква-
лификации на их соответствие заданным критериям выступает аспектом мониторинга. В
статье представлены проблемное поле программ повышения квалификации педагогов столич-
ного региона, которое выявила экспертиза. Это проблемы реализации компетентностного
подхода, структурно-логической целостности программ, ориентации программы на запросы
педагогического сообщества, оценки планируемых результатов обучения, организационно-пе-
дагогических условий реализации программы, профессиональной компетентности преподава-
телей ДПО, отсутствия единства требований к программам повышения квалификации в
столичном регионе. Работа нацелена на создание конкурентоспособных программ в системе
ДПО в условиях перехода на компетентностную парадигму образования.
Ключевые слова: качество образования, программа повышения квалификации, мониторинг,
экспертиза, компетенции.

Key issues of designing professional development programs In the light of current regulatory requirements

S. E. Mansurova, T. V. Rastashanskaya

Abstract. Implementing of this applied study is caused by the limitation of procedural requirements to educational
activity in the field of additional professional education. There arises a condition of independent
purpose approaches to monitoring of quality of the additional professional programs (APP). Examination
of APPs of professional development on their compliance to the set criteria acts as an aspect of
monitoring. The article presents a problem field of programs of professional development of teachers
of the capital region which was revealed by the examination. These are problems of realization of
competence-based approach, structural and logical integrity of programs, orientations of the program
to the needs of pedagogical community, assessment of the planned results of training, organizational
and pedagogical conditions of implementation of the program, professional competence of teachers of
Further Vocational Education (FV), absence of unity of requirements to programs of professional development
in the capital region. The work is aimed at creating of competitive programs in the system
of FV in the conditions of transition to a competence-based paradigm of education.
Keywords: quality of education, training programs, monitoring, expertise, competence.

Мансурова Светлана Ефимовна, доктор философских наук, начальник отдела теории и методологии до-
полнительного образования Московского института открытого образования
e-mail: mansurovase@mioo.ru
Mansurova Svetlana E., P hD in Philosophy, head of the Department of Theory and Methodology of Additional
Professional Education, Moscow Institute of Open Education
e-mail: mansurovase@mioo.ru
Расташанская Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методиче-
ской и научной работе Московского института открытого образования
e-mail: rastashanskayatv@mioo.ru
Rastashanskaya Tatyana V., P hD in Education, Vice-rector for Educational and Scientific Work, Moscow Institute
of Open Education
e-mail: rastashanskayatv@mioo.ru

Основные направления в развитии методики обучения школьников выразительному чтению на уроках литературы

З. А. Шелестова

Аннотация. Автор выделяет основные направления в развитии методики обучения школьников вырази-
тельному чтению и связывает их с научной школой полихудожественного воспитания сред-
ствами различных видов искусств. Первое направление предполагает активное включение в
образовательный процесс тех положений театральной педагогики, которые сближают дея-
тельность педагога актера-чтеца. Второе – совершенствование коммуникативной культуры
будущих учителей в педагогическом вузе. Третье направление связано с внедрением в обучение
чтению новых технологий (Интернет, аудиовизуальные средства и т. д.).
Ключевые слова: полихудожественное воспитание, интеграция, театральная педагогика,
артистизм, экстраверсия, режиссерско-педагогические компетенции, коммуникативная ком-
петентность, аудиовизуальные средства.

Main directions in the development of the methods of teaching school students the expressive reading
at literature classes

Z. A. Shelestova

Abstract. The author identifies the main directions in the development of methods of teaching expressive reading
to school students and connects them with the scientific school of poly-artistic education by means
of different types of arts. The first direction assumes active involvement in the educational process of
those provisions of theatrical pedagogy which bring together the activity of a teacher as an actor-narrator.
The second one is the improvement of communicative culture of future teachers in pedagogical
higher educational institutions. The third direction is connected with introduction of new technologies
such as (Internet, audio and visual means and so on) in the teaching of the reading process.
Keywords: poly-artistic education, integration, theatrical pedagogy, artistry, extraversion, directing
and teaching competences, communicative competence, audio and visual means.

Шелестова Зинаида Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии дефектоло-
гического факультета Московского педагогического государственного университета
e-mail: aida6747@gmail.com
Shelestova Zinaida A., P hD in Education, Associate Professor, Speech Therapy Department, Speech Pathology
Faculty, Moscow State Pedagogical University
e-mail: aida6747@gmail.com

К проблеме применения инновационных технологий обучения иностранным языкам

Э. Р. Латыпова

Аннотация. Ориентиры инновационного развития российского образования обозначены в ряде программных
документов. Модернизация системы образования предполагает решение приоритетных задач.
Одной из них является создание современной системы непрерывного образования. Организация
обучения иностранному языку предполагает воплощение идей гуманизации образования, на-
правленных на применение инновационных технологий в процессе обучения. Современному вы-
пускнику стало необходимо владеть иностранным языком. Одной из возможностей получения
дополнительных знаний являются занятия на курсах иностранного языка. Для педагогически
грамотного специалиста необходимы знания всего обширного спектра образовательных тех-
нологий. В статье рассматриваются некоторые из современных технологий применительно
к курсам обучения иностранному языку (интерактивные методы, дистанционное обучение).
Рассмотренные методы могут быть применены не только на занятия по языку, но и по раз-
личным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: инновационное развитие, непрерывное образование, модернизация образова-
ния, технология обучения, инновационные технологии, иностранный язык.

To the problem of using innovative technologies of foreign languages teaching

E. R. Latypova

Abstract. Reference points of innovative development of Russian education are designated in a number of
program documents. Modernization of education system assumes the solution of priority tasks. One
of them is creation of modern system of continuous education. The organization of foreign language
teaching assumes an implementation of the ideas of a humanization of education directed on
application of innovative technologies in the course of training. The modern graduate student needs
to know a foreign language. One of the opportunities of receiving additional knowledge is attending
foreign language courses. Knowledge of all extensive range of educational technologies is necessary
for pedagogically competent expert. The article considers some of modern technologies in relation
to foreign language courses (interactive methods, distance learning). The considered methods can
be applied not only to language classes, but to various disciplines in professional educational
institutions as well.
Keywords: innovative development, continuous education, modernization of education, educational
technology, innovative technology, foreign language.

Латыпова Эльвира Рашитовна, ассистент кафедры иностранных языков Стерлитамакского филиала Баш-
кирского государственного университета, соискатель кафедры общей педагогики, истории педагогики и
образования Бирского филиала Башкирского государственного университета
e-mail: lat-elvira@yandex.ru
Latypova Elvira R., A ssistant lecturer, Foreign Languages Department, Sterlitamak Branch of Bashkir State University,
Post-Graduate Student, General Pedagogy, History of Pedagogy and Education Department, Birsk Branch
of Bashkir State University
e-mail: lat-elvira@yandex.ru

О результатах применения методики поэлементного обучения физике на параллельно решаемых задачах

Г. Б. Тодер

Аннотация. В работе в сжатом виде представлена носящая адаптационный характер методика поэле-
ментного обучения на параллельно решаемых задачах. Проведено сравнение результатов об-
учения слабо подготовленных студентов технических специальностей решению типовой учеб-
ной задачи по физике по традиционной и представленной методикам. Приведены результаты
статистических расчетов, которые показывают, что при освоении слабо подготовленными
студентами ключевых операций алгоритма решения учебных задач по физике методика по-
элементного обучения оказывается эффективнее традиционной.
Ключевые слова: методика обучения, адаптационный, операция, алгоритм, параллельно ре-
шаемые задачи, учебная задача по физике.

On the results of using the “unit-to-unit” methods of teaching Physics in solving the problems

G. B. Toder

Abstract. The article presents the adaptive method of unit-to-unit teaching in solving the problems simultaneously.
Comparison of the results of teaching poorly prepared engineering students to solve a standard
educational problem in physics according to the traditional and presented methods is carried out.
Results of statistical calculations which show that when mastering by poorly prepared students the key
operations of algorithm of the solution of educational problems in physics, the unit-to-unit method of
teaching is more effective than the traditional one.
Keywords: methods of teaching, adaptive, operation, algorithm, solving problems simultaneously,
educational problem in physics.

Тодер Георгий Борисович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики и химии Ом-
ского государственного университета путей сообщения
e-mail: georgyt@mail.ru
Toder Georgy B., P hD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Physics and Chemistry Department, Omsk
State Transport University
e-mail: georgyt@mail.ru

Содержание и компоненты математическойку льтуры бакалавров-педагогов профиля «Информатика» в ус ловиях интеграции предметных областей «Математика» и «Информатика»

М. С. Мирзоев

Аннотация. В статье отражено содержание и основные компоненты математической культуры буду-
щих учителей информатики в контексте развития математики в областях дискретной
и прикладной математики. В качестве основных компонентов математической культуры
определены и обоснованы: компонент знаний, деятельностный, ценностно-ориентированный
и рефлексивный компоненты. Формирование математической культуры рассматривается
в условиях интеграции предметных областей «Математика» и «Информатика», где под ин-
теграцией предметных областей «Математика» и «Информатика» понимается объединение
в единое целое содержательных линий, общих для математики и информатики, общие по-
нятийные аппараты, общие организационные формы, методы обучения и инструменты де-
ятельности. На основе методологической теории интеграции предметных областей создан
интегрированный курс «Математическая информатика» для полного общего образования,
направленный на подготовку учащихся к профессиональной деятельности в сфере информа-
ционных технологий. Теоретические основы формирования математической культуры буду-
щих учителей информатики составляют деятельностный, личностно-ориентированый и
компетентностный подходы.
Ключевые слова: бакалавр, педагогическое образование, будущий учитель информатики, интеграция предметных областей «Математика» и «Информатика», развитие математики с использованием информационных технологий, математическая культура.

Contents and components of mathematical culture of the bachelors-teachers of the “informatics” within the integration of subject areas of mathematics and computer science

M. S. Mirzoev

Abstract. The article reflects the contents and the main components of mathematical culture of future
teachers of computer sciences in the context of development of discrete and applied mathematics.
Knowledge, activity, value-oriented and reflexive components are defined as the main components
of mathematical culture. Formation of mathematical culture is considered within the integration
of subject areas of "Mathematics" and "Computer Sciences". This integration of subject areas is
understood as combination of substantial lines common to both mathematics and informatics,
general conceptual frameworks, general organizational forms, methods of teaching and instruments
of activity. On the basis of the methodological theory of integration of subject areas the integrated
course of "Mathematical Informatics" for the complete general education aimed at training pupils for
professional activity in the field of information technologies is created. Theoretical bases of formation
of mathematical culture of future teachers of informatics make up activity, personality-оriented and
competence-based approaches.
Keywords: bachelor, pedagogical education, future teacher of informatics, integration of subject areas
“Mathematics” and “Informatics”, development of mathematics using IT, mathematical culture.

Мирзоев Махмашариф Сайфович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики,
информатики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета
e-mail: sharifmir64@gmail.com
Mirzoev Makhmasharif S., P hD in Education, Associate Professor, Applied Mathematics, Informatics and
Information Technologies Department, Moscow State Pedagogical University
e-mail: sharifmir64@gmail.com

Подготовка учителя к формированию у младших школьников учебных умений и навыков в теории и практике педагогического образования

П. Гьоци, С. Kеренджи

Аннотация. Процесс формирования учебных умений и навыков является центральной проблемой повыше-
ния эффективности обучения. В статье отмечается многообразие и противоречивость трак-
товки понятий «умения и навыки» среди психологов, педагогов и методистов. Особое внимание
уделяется качеству выполнения у младших школьников учебных умений и навыков по матема-
тике. Учителю важно определить дидактические пути и средства, реализация которых по-
зволит поднять их подготовку в вузе к формированию учебных умений у младших школьников
на качественно новый уровень.
Ключевые слова: подготовка учителя, учебно-воспитательный процесс, формирование учеб-
ных умений и навыков, начальное образование.

Training of teachers for the formation at younger school students of educational skills in the theory and practice of
pedagogical education

P. Gjoci, S. Kërënxhi

Abstract. The process of formation of educational abilities and skills is the key problem of increasing the
effectiveness of teaching. The article notes the diversity and discrepancy of interpretation of the concept
“skills” among psychologists, teachers and methodologists. Particular attention is paid to the quality
of performance by younger school students of educational skills in mathematics. It is important for
a teacher to define didactic ways and means the implementation of which will allow to raise their
preparation in higher educational Institutions for formation of educational abilities at younger school
students to a new level.
Keywords: teacher’s preparation, educational process, formation of educational abilities and skills,
primary education.

Гьоци Пранвера, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического факультета
Университета А. Джувани, г. Эльбасан, Албания
e-mail: veragjoci@yahoo.com
Gjoci Pranvera, S cD in Education, Associate Professor, Pedagogy Department, Pedagogical Faculty A. Xhuvani
University, Elbasan, Albania
e-mail: veragjoci@yahoo.com
Керенджи Светлана, доктор математических наук, доцент кафедры математики математического факуль-
тета Университета А. Джувани, г. Эльбасан, Албания
e-mail: skerenxhiel@yahoo.com
Kërënxhi Svjetllana, S cD in Mathematics, Associate Professor, Mathematics Department, Mathematics Faculty,
A. Xhuvani University, Elbasan, Albania
e-mail: skerenxhiel@yahoo.com

Новые виды учебной деятельности в информационной образовательной среде

Н. Е. Воробьева

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности современной информационной образователь-
ной среды. Федеральные государственные стандарты общего образования определяют создание
информационной образовательной среды как важнейшее условие для достижения высокого ка-
чества образования. В статье подчеркивается, что новые образовательные результаты мо-
гут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности
в информационной образовательной среде. В данной среде учитель имеет возможность при
конструировании урока находить и использовать новые, более эффективные виды учебной де-
ятельности. В статье рассмотрен пример классификации видов учебной деятельности. При-
ведены примеры уроков с использованием новых видов учебной деятельности в современной ин-
формационной образовательной среде.
Ключевые слова: информационная образовательная среда, виды учебной деятельности, но-
вые образовательные результаты.

New types of learning activities in the information and educational environment

N. E. Vorobyeva

Abstract. The article deals with the features of modern information and educational environment. Federal state
standards of general education define creation of the information educational environment as the
major condition for getting quality education. It is emphasized that new educational results can be
achieved only in the course of development of modern types of learning activities in the information
educational environment where the teacher has the opportunity to find and use new, more effective
types of educational activities at the lessons. The article offers an example of classification of types of
learning activities. Examples of lessons with the use of new types of activities in the modern information
educational environment are given.
Keywords: information educational environment, types of learning activities, new educational results.

Воробьева Наталья Евгеньевна, учитель информатики средней общеобразовательной школе № 9,
г. Ступино Московской области, аспирантка кафедры информационных технологий Академии социального
управления, г. Москва
e-mail: vorobjeva-n@yandex.ru
Vorobyeva Natalya E., Teacher of informatics, Secondary school No. 9, Stupino, Moscow region; Post-graduate
student, Information Technologies Department, Academy of Social Control, Moscow
e-mail: vorobjeva-n@yandex.ru

Обу чение химии как процесс развития познавательных стратегий учащихся

М. А. Ахметов, Е. Ю. Зорова

Аннотация. Химия как учебный предмет является одним из наиболее трудных в овладении. Связано это со
спецификой химического знания, предполагающего способность учащегося мысленно манипули-
ровать химическими образами, являющимися посредниками между химическими явлениями и
знаково-символической формой их описания. Химические образы включают как традиционные,
принятые в химии модели, так и вспомогательные субъективные представления, которые в
незначительной степени отражены в учебной литературе, они являются скрытыми в высо-
ко формализованных текстах учебников. Наибольшего успеха в изучении химии достигают
учащиеся, использующие в своем мышлении традиционные химические модели и вспомогатель-
ные субъективные представления. При выполнении учебных заданий, решении познавательных
проблем эти учащиеся используют те или иные химические образы в своих мыслях, реализуя
тем самым познавательные стратегии, которые в разной степени приводят к успеху. Позна-
вательные стратегии, характеризующие индивидуальные механизмы познания, могут быть
развиты в процессе обучения. Согласно выдвинутой нами гипотезе, если процесс обучения хи-
мии нацелить на рефлексию учащимися собственных познавательных стратегий и овладеть
на этой основе познавательными стратегиями, характерными для химиков, то это приведет
не только к улучшению результатов обучения, но и к развитию учащихся.
Ключевые слова: обучение химии, развитие, рефлексия, познавательные стратегии, мен-
тальные химические образы.

Development of Students’ Learning Strategies in Teaching Chemistry

M. A. Akhmetov, E. Yu. Zorova

Abstract. Chemistry as a school subject is one of the most difficult for students because chemical knowledge has
some features. Chemists have the ability to manipulate certain chemical models in their minds. Mental
chemical models allow chemists to understand semiotic and symbolic form of chemical phenomena
descriptions on macro and micro levels. These mental models are slightly reflected in textbooks,
they are usually hidden in a highly formalized text. Some students have an ability to intuitively use
chemical models in their minds. As a rule these students have good grades at the exams. Individual
learning strategies of these students are similar to normative learning strategies that are typical for
chemists. Usually chemistry teachers think that these students have good chemical abilities.
What a teacher should do if a student does not have chemical abilities? In that case, the authors
suppose that students’ learning strategies can be developed in training. Chemistry teachers can
improve learning outcomes and develop students’ thinking if they focus students’ attention on the
mental reflection of their own learning strategies and facilities of chemical strategies as well. Students
may develop their own learning strategies on this foundation.
Keywords: teaching chemistry, development, reflection, learning strategies, mental chemical models.

Ахметов Марат Анварович, доктор педагогических наук, профессор кафедры естествознания Ульянов-
ского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
e-mail: maratakm@ya.ru
Akhmetov Marat A., S cD in Education, Professor, Natural Sciences Department, Ulyanovsk Institute of
Qualification improvement and Retraining of Educational Personnel
e-mail: maratakm@ya.ru
Зорова Елена Юрьевна, учитель химии МБОУ СОШ №17 города Димитровграда Ульяновской области, со-
искатель Московского педагогического государственного университета
e-mail: fondmcr@mail.ru
Zorova Elena Yu., C hemistry Teacher, Comprehensive School No. 17, Dimitrovgrad, Ulyanovsk region, Post-
Graduate Student, Moscow State Pedagogical University
e-mail: fondmcr@mail.ru

Определение цели и результатов обучения как системообразующая основа авторской программы
(на примере курса «География России» основной школы)

В. Б. Пятунин

Аннотация. В статье рассматривается интерпретация целей и результатов обучения в одном из вари-
антов авторской программы школьного курса «География России» с учетом требований к ре-
зультатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО. Определена основная
цель изучения курса. На примере одной из крупных тем определены и сформулированы в диа-
гностируемом виде требования к предметным и метапредметным результатам обучения в
виде содержательно-деятельностной матрицы.
Ключевые слова: ФГОС ООО, предметные и метапредметные результаты обучения, при-
мерная программа, авторская программа учебного курса, «География России», содержательно-
деятельностная матрица.

Definition of teaching goals and results as a core basis of the author’s program (on the example of the course “Geography of Russia” of a secondary school)

V. B. Pyatunin

Abstract. The article examines the interpretation of teaching goals and results in one of the versions of the original
school curriculum “Geography of Russia” taking into account requirements to the mastering results
of the basic Federal educational program. The article specifies essential curriculum objectives. On the
example of a large topic the author defines and states requirements to subject and meta-subject teaching
results in a diagnosable form of a content and activity matrix.
Keywords: Federal Learning Standards, subject and meta-subject teaching results, model curriculum,
author’s program of the curriculum, “Geography of Russia”, content and activity matrix.

Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания
географии Московского педагогического государственного университета
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru
Pyatunin Vladimir B., P hD in Education, Associate Professor, Methods of teaching Geography Department, Moscow
State Pedagogical University
e-mail: vbpyatunin@yandex.ru

Инновационный ресурс саморазвития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Т. Е. Веденеева, Ф. Н. Зименкова, Н. Л. Чернецова

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы включения детей с нарушением слуховой функции в
образовательное пространство НОУ СОШ «Интеграция» г. Москвы. Рассматриваются под-
ходы к разработке индивидуальных образовательных программ для слабослышащих учащихся.
Раскрываются возможности, обеспечивающие индивидуальный подход к школьникам с особен-
ностями развития. Проводится также анализ реализации в этой школе комплексно-целевой
программы проектной технологии по методике «Турбион-технология» в условиях точечной
интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья, на территории школьного
загородного экопарка. Приводятся конкретные примеры учебных достижений слабослышащих
учащихся, выпускников. Освещается опыт взаимодействия школы с общественными организа-
циями и учреждениями дополнительного образования школьников, занимающимися вопросами
инклюзивного образования детей.
Ключевые слова: безбарьерное образовательное пространство, учащиеся с ограниченными
возможностями здоровья, методика «Турбион-технология», комфортная образовательная
среда, точечная интеграция, школьный загородный экопарк, реабилитационная технология,
гражданские сообщества, инновационный ресурс саморазвития.

Innovative resource of self-development of students with disabilities

T. E. Vedeneeva, F. N. Zimenkova, N. L. Chernetsova

Abstract. The article deals with the issues of involvement of hearing impaired children in the educational system
of Moscow private secondary school “Integration”. The article considers the possibilities providing an
individual approach to hearing impaired school students. It also analyzes the implementation in the
territory of school eco-park of complex and target program through the method of “tourbillon technology”
in terms of point integration of disabled students. Specific examples of educational achievements
of hearing impaired student graduates are given. Experience of interaction between school and public
organizations and establishments of additional education of school students dealing with issues of
inclusive education of children is revealed.
Keywords: open educational space, disabled students, method of “tourbillon technology”, comfortable
educational environment, point integration, school country eco-park, rehabilitation technology, public
organizations, innovative resource of self-development.

Веденеева Татьяна Евгеньевна, доцент кафедры контрастивной филологии Московского педагогическо-
го государственного университета, старший методист НОУ СОШ «Интеграция»
e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
Vedeneeva Tatyana E., A ssociate Professor, Comparative Philology Department, Moscow State Pedagogical University,
Senior Methodologist, Private Secondary School “Integration”
e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
Зименкова Фаина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профессио-
нального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогическо-
го государственного университета
e-mail: fainazim@mail.ru
Zimenkova Faina N., P hD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department,
Institute of physics, technology and information systems, Moscow State Pedagogical University
e-mail: fainazim@mail.ru
Чернецова Наталья Леонтьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и профес-
сионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогиче-
ского государственного университета, учитель технологии и черчения НОУ СОШ «Интеграция», г. Москва
e-mail: natacherne@mail.ru
Chernetsova Natalya L., P hD in Education, Associate Professor, Technology and Vocational Training Department,
Institute of Physics, Technology and Information systems, Moscow State Pedagogical University, teacher of technology
and drawing, Moscow Private Secondary School “Integration”
e-mail: natacherne@mail.ru

Арт-терапевтические занятия с детьми дошкольного возраста

М. С. Вальдес Одриосола, А. Г. Московкина

Аннотация. Статья посвящена занятиям изобразительным искусством с детьми раннего и дошкольного
возраста, а также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В статье раскрыта
специфика арт-терапевтического воздействия изобразительного искусства на жизнь и здоровье
человека, что обусловливает необходимость начинать занятия искусством как можно раньше.
В качестве оптимальной художественной техники авторами предлагается использовать цвет-
ные восковые мелки разных видов с учетом возраста и развития моторики ребенка. Даются
рекомендации по использованию данной техники в зависимости от возраста и особенностей
здоровья ребенка, что позволяет проводить занятия не только в детском учреждении, но и в
условиях семьи с ребенком раннего возраста, а также с дошкольником при подготовке к школе.
Ключевые слова: арт-терапевтические занятия, изобразительное искусство, дети дошколь-
ного возраста, восковые цветные мелки.

Art Therapeutic Occupations with Preschool Children.

M. S. Valdes Odriosola, A. G. Moskovkina

Abstract. The article is devoted to fine arts occupations with children of early and preschool age including those
with limited opportunities of health. Specific art therapeutic impact on the person causing need for the
early beginning of fine arts occupations with children is proved. Authors offer to use different types
color wax crayons as optimal art equipment taking into account age, health and a motility of the child.
Recommendations are made about use of this equipment depending on age and features of health of the
child that allows organize classes not only in child care facility, but also in the conditions of a family
with the child of early age, and also with the preschool children for school preparation.
Keywords: fine arts, preschool children, wax crayons, art therapeutic.

Вальдес Одриосола Мария Сантьяговна, аспирантка кафедры философии, культурологии и политологии
Московского гуманитарного университета, член Московского отделения ВТОО «Союз художников России»
e-mail: odriosola@gmail.com
Valdes Odriosola Maria S., P ost-Graduate Student, Department of Philosophy, Cultural and Political Science,
Moscow University for the Humanities, Member of the Moscow section of the Union of Artists of Russia
e-mail: odriosola@gmail.com
Московкина Алла Григорьевна, кандидат биологических наук, профессор кафедры дошкольной дефек-
тологии Института детства Московского государственного педагогического университета
e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu
Moskovkina Alla G., P hD in Biology, Professor, Department of Preschool Defectology, Institute of the Childhood,
Moscow State Pedagogical University
e-mail: ag.moskovina@mpgu.edu

О главной потребности человека​

В. С. Лысенко

Аннотация. В настоящей статье излагаются результаты многолетнего исследования ведущей, по мне-
нию автора, потребности человека как социального индивида, а именно потребности в
социально-персональной значимости. Утверждается, что данная потребность возникает
как результат одновременно социализации индивида и биологически обусловленной по-
требности в эмоциональном контакте; она определяет, в зависимости от субъективных
и объективных факторов, все стремления, желания, намерения человека, возникающие в
определенной социальной среде. Рассматривается механизм реализации этой потребно-
сти – через так называемые прибавочные ценности, а также формулируется закон со-
циально-аксиологического соответствия, действующий в парадигмах власти, богатства и
славы. Дается лапидарное описание двух мировоззренческих типов людей – актуалистов и
этернистов.
Ключевые слова: социально-персональная значимость, прибавочные ценности, власть, бо-
гатство, слава, закон социально-аксиологического соответствия, актуализм, этернизм.

On the Main Human Need

V. S. Lysenko

Abstract. The article presents the results of long-term research of the main, according to the author, need of a
man as a social individual, the need for social and personal importance. It is claimed that this need
arises as a result of both socialization of the individual and biologically caused need for emotional
contact. It defines, depending on subjective and objective factors, all pursuits, desires, intentions of
the person arising in a certain social environment. The mechanism of implementation of this need –
through the so-called additional values is considered, and also the law of social and axiological compliance
existing in paradigms of the power, wealth and glory is formulated. The lapidary description
of two philosophical types of people – actualists and eternists is given.
Keywords: social and personal significance, additional values, power, wealth, fame, law of social and
axiological compliance, actualism, eternism.

Лысенко Валерий Степанович, кандидат философских наук
e-mail: valys1@yandex.ru
Lysenko Valery S., P hD in Philosophy
e-mail: valys1@yandex.ru

Молодежь на обломках СССР (1991–2013 гг.)

Д. В. Зернов, А. А. Иудин, А. А. Овсянников

Аннотация. Рассмотрены изменения социально-психологических и политических ориентаций студенческой
молодежи в период перед распадом СССР (1991 г.) по 2013 г. Рассмотрены установки молодежи
России, Белоруссии, Украины и Армении. Описано изменение факторов, влияющих на воспри-
ятие социально-политического пространства, дана характеристика социальных установок
различных групп молодежи.
Ключевые слова: советское и постсоветское социальное пространство, социальное самочув-
ствие молодежи, социальные страхи, социальные установки, молодое поколение, политиче-
ский процесс, ценности, молодежь России, Белоруссии, Украины, Армении.

The youth on the ruins of the USSR (1991–2013)

D. V. Zernov, A. A. Iudin, A. A. Ovsyannikov

Abstract. The article deals with the changes in social, psychological and political orientations of student youth
during the period before the dissolution of the Soviet Union (1991) up to 2013. Attitudes of youth of
Russia, Belarus, Ukraine and Armenia are considered. Change of the factors influencing perception
of social and political space is described, the characteristics of social attitudes of various groups of
youth is given.
Keywords: Soviet and post-Soviet social space, social wellbeing of young people, social fears, attitudes,
younger generation, political process, values, the youth of Russia, Belarus, Ukraine, Armenia.

Зернов Дмитрий Васильевич, кандидат политических наук, доцент кафедры прикладной социологии
факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
e-mail: zerdv@mail.ru
Zernov Dmitry V., P hD in Politics, Associate Professor, Applied sociology Department, Social Sciences Faculty,
N. I. Lobachevsky Nizhni Novgorod State University
e-mail: zerdv@mail.ru
Иудин Александр Анатольевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой приклад-
ной социологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Ло-
бачевского
e-mail: iudin@fsn.unn.ru
Iudin Alexander A., S cD in Economics, Professor, Chairperson, Applied Sociology Department, Social Sciences
Faculty, N. I. Lobachevsky Nizhni Novgorod State University
e-mail: iudin@fsn.unn.ru
Овсянников Анатолий Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры социологии Мо-
сковского государственного института международных отношений
e-mail: aovsianikov@post.ru
Ovsyannikov Anatoliy A., S cD in Economics, Professor, Sociology Department, Moscow State Institute of International
Relations
e-mail: aovsianikov@post.ru

Древнерусская литература в школьном изучении: сравнительно-исторический аспект

В. Ф. Чертов

Аннотация. В статье представлена характеристика основных этапов школьного освоения древнерусской
литературы: чтение фрагментов при изучении курса церковнославянского языка и истории
русской литературы в дореволюционной гимназии; изучение фрагментов русских летописей и
«Слова о полку Игореве» в советской школе. В ней отмечены также актуальные аспекты изу-
чения произведений литературы Древней Руси в современной школе: определение их особого ме-
ста в истории русской культуры и литературы; установление преемственных связей с русской
классической и современной литературой; обращение к их художественным интерпретациям.
Ключевые слова: древнерусская литература, церковнославянский язык, история русской ли-
тературы, литературное образование, сравнительно-исторический аспект.

Old Russian literature in school learning: comparative and historical aspect

V. F. Chertov

Abstract. The article presents a description of the key stages of learning Old Russian literature at schools: reading
the fragments in the study course of the Church Slavonic language and the history of Russian
literature in pre-revolutionary classical school; studying the fragments of Russian Chronicles and «The
Tale of Igor's Campaign» in the Soviet school. The article highlights the topical aspects of learning Old
Russian literature in modern school: the identification of their special place in the history of Russian
culture and literature; establishment of successive links with the Russian classical and modern literature;
addressing to their artistic interpretations.
Keywords: Old Russian literature, Church Slavonic language, history of Russian literature, literary
education, comparative and historical aspect.

Чертов Виктор Федорович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики
преподавания литературы Московского педагогического государственного университета
e-mail: victorchertov@mail.ru
Chertov Victor F., S cD in Education, Professor, Chairperson, Methods of Teaching Literature Department, Moscow
State Pedagogical University
e-mail: victorchertov@mail.ru

Проблемы преподавания словесности в местных педагогических журналах конца XIX – начала XX веков

Ю. В. Лазарев

Аннотация. Значительное влияние на развитие школьного образования оказывает педагогическая журна-
листика. В статье показано, как отражались проблемы преподавания словесности в отече-
ственных педагогических изданиях конца XIX – начала XX вв. Особое внимание уделяется пу-
бликациям в провинциальных педагогических журналах. Показана взаимосвязь проводившихся
образовательных реформ и дискуссий о путях школьного литературного образования. Выявле-
но, что проблемы преподавания словесности в рассматриваемых изданиях относились к числу
приоритетных, к сотрудничеству в журналах привлекались лучшие учителя-предметники и
ученые, внесшие значительный вклад в филологию и методики преподавания, а авторы исполь-
зовали страницы журнала как трибуну для пропаганды своих взглядов.
Ключевые слова: педагогические журналы, педагогическая публицистика, методика препо-
давания литературы, история школьного литературного образования.

Problems of teaching literature in local pedagogical journals of the late 19th – early 20th centuries

Yu. V. Lazarev

Abstract. Pedagogical journalism has a significant influence on the development of school education. The article
shows how problems of teaching of literature were reflected in Russian pedagogical publications in late
XIX – early XX centuries. Special attention is paid to publications in local educational journals. The
relationship of educational reforms and debates about ways of school literary education is presented.
The article reveals that problems of teaching literature in these publications were among the priorities;
the best teachers and scientists, who made significant contributions to philology and methods of
teaching cooperated with the journals, and the authors used the pages of the journal as a platform to
promote their views.
Keywords: pedagogical journals, pedagogical journalism, methods of teaching literature, history of
school literary education.

Лазарев Юрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры журналистики
Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина; докторант кафедры методики преподавания
литературы Московского педагогического государственного университета
е-mail: journalist.rgu@gmail.com
Lazarev Yury V., P hD in Education, Associate Professor, Chairperson, Journalism Department, S. A. Esenin Ryazan
State University, Post-Doctorate Student, Methods of teaching literature Department, Moscow State Pedagogical
University
e-mail: jurnalist.rgu@gmail.com

Социальная коммуникация и медиационная деятельность как актуальные составляющие профессиональной подготовки современного специалиста гуманитарного профиля

Н. И. Башмакова, Н. И. Рыжова, С. А. Ускова

Аннотация. В статье говорится об актуальности формирования профессиональной готовности современ-
ного специалиста гуманитарного профиля в области социальной коммуникации и медиаци-
онной деятельности, которая будет способствовать результативности будущей профессио-
нальной деятельности специалиста гуманитарного профиля в условиях поликультурности
и глобализации современного социума. При этом развитие содержания профессиональной
подготовки возможно за счет включения в него элементов медиационно-коммуникативной
деятельности посредством таких составляющих, как социальная коммуникация, языковая
и иноязычная, медиационная деятельность (в том числе и на уровне «умений договаривать-
ся» и посреднической деятельности). Перечисленные составляющие содержания будут способ-
ствовать квалифицированной подготовке будущих специалистов гуманитарного профиля
непосредственно в области делового профессионального общения, понимания психологических
особенностей процессов коммуникации и межкультурного диалога, что приведет к снижению
конфликтогенности при решении задач в профессиональной среде.
Ключевые слова: социальная коммуникация, медиационная деятельность, посредничество,
умение договариваться, социально-психологическая компетентность, психологические особен-
ности социальной коммуникации, медиация, языковая, иноязычная, информационно-коммуни-
кационная, правовая составляющие социальной коммуникации, поликультурность, конфлик-
тогенность, глобализация.

Social communication and mediation activities as relevant components of vocational training of modern specialists in Humanities

N. I. Bashmakova, N. I. Ryzhova , S. A. Uskova

Abstract. The article deals with the relevance of formation of professional readiness of modern experts in Humanities
in the field of social communication and mediation activity which will contribute to the productivity
of their future professional activity in the conditions of multiculturalism and globalization
of modern society. Thus the development of the content of vocational training is possible due to the
included elements of mediation and communicative activity by means of such components as social
communication, language and foreign language, mediation activity (including the skills to negotiate
and mediation). The above listed components of the contents will promote the qualified training of future
experts in Humanities directly in the field of business professional communication, understanding
of psychological features of the processes of communication and intercultural dialogue that will reduce
the conflict while solving the problems in the professional environment.
Keywords: social communication, mediation activity, mediation, ability to negotiate, social and psychological
competence, psychological features of social communication, mediation, language, foreign
language, information and communicative, legal components of social communication, multiculturalism
conflictogenity, globalization.

Башмакова Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской языка Санкт-
Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
e-mail: nataly1603@mail.ru
Bashmakova Natalya I., P hD in Education, Associate Professor, English Language Department, Saint-Petersburg
University of the Humanities and Social Sciences
e-mail: nataly1603@mail.ru
Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Инсти-
тута содержания и методов обучения РАО, Москва
e-mail: nata-rizhova@mail.ru
Ryzhova Natalya I., S cD in Education, Professor, Chief Researcher, Institute of Educational Contents and Teaching
Methods, Russian Academy of Education, Moscow
e-mail: nata-rizhova@mail.ru
Ускова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, декан заочного факультета Санкт-
Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
e-mail: usa1807@yandex.ru
Uskova Svetlana A., P hD in Education, Associate Professor, Vice Chairperson, the Correspondence Faculty, Saint-
Petersburg University of the Humanities and Social Sciences
e-mail: usa1807@yandex.ru

Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения

Т. В. Зотова

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния посещения детьми дошкольных образовательных уч-
реждений на коммуникативную готовность ребенка к школе. Исследовался социальный ста-
тус учеников в классе в начале и конце учебного года, а также динамика эмоционального отно-
шения первоклассников к школе. Выявлены статистически значимые различия в популярно-
сти среди учеников, а также в настроении ребенка в школе в начале учебного года у детей двух
разных групп: посещавших и не посещавших детские образовательные учреждения. Через 6–7
месяцев различия между двумя группами детей по изучаемым параметрам выравниваются.
Тем не менее самые популярные в классе ученики посещали детский сад до школы, что говорит
о том, что у данной группы детей более развиты коммуникативные навыки общения в группе.
Ключевые слова: готовность к школе, коммуникативная готовность к школе, отношение к
школе, социальный статус в классе.

The impact of preschool educational institutions on the communicative readiness of first graders for school

T. V. Zotova

Abstract. The article analyzes the impact of preschool educational institutions on the communicative readiness
of children for school. It also studies the social status of pupils in a class at the beginning and the end
of the academic year as well as the dynamics of the emotional attitude of first graders to school. The
article reveals statistically significant differences in popularity among pupils and also in the mood
of children at school at the beginning of the academic year comparing the children of two different
groups: those who attend and the ones who don’t attend the preschool educational institutions. In 6 or
7 months the differences between the two groups of children in terms of the studied parameters are leveled.
Nevertheless, the most popular pupils attended kindergartens before going to school which means
that their communicative skills are more developed.
Keywords: school readiness, communicative school readiness, attitude to school, social status in the
class.

Зотова Татьяна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии младшего
школьника Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: ztvjob@gmail.com
Zotova Tatyana V., P hD in Psychology, Associate Professor, Child Psychology Department, Institute of Childhood,
Moscow State Pedagogical University
e-mail: ztvjob@gmail.com

Муз ейные изд ания для школьников как методическая основа реализации образовательных программ с детской ауд иторией

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена важному аспекту современной музейной педагогики – созданию специаль-
ной учебной литературы для организации музейных занятий. Автор обращает внимание на
теоретические аспекты проблемы и приводит примеры из музейной практики.
Ключевые слова: музейная педагогика, музейный урок, буклет, путеводитель, рабочая те-
традь, интеллектуальная деятельность, творческая деятельность.

Museum publications for school students as a methodical basis of implementation of educational programs with children's audience

M. V. Korotkova

Abstract. The article deals with such important aspect of modern museum pedagogics as creation of special educational
literature for the organization of museum classes. The author focuses on theoretical aspects of
the problem and gives examples from the museum practice.
Keywords: museum pedagogics, museum classes, guide-book, exercise book, intellectual activity, creative
activity.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического
государственного университета, академик Международной академии педагогического образования
e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., S cD in History, Professor, Moscow State Pedagogical University, Academician, International
Teacher's Training Academy of Science
e-mail: markor13@mail.ru

Изучение предложений с присоединенными компонентами на уроках русского языка и литературы в школе
(на материале рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»)

Е. В. Севрюгина

Аннотация. На сегодняшний день в школах и даже высших учебных заведениях изучению такого важного вида
синтаксической связи, как присоединение, уделяется недостаточное внимание. Соответствен-
но, главные задачи данной статьи: 1) демонстрация возможных способов изучения присоедини-
тельных предложений в школе – в частности, с привлечением текстов художественной литера-
туры, обязательных для школьной программы; 2) описание предложений с присоединенными
компонентами и выявление особенностей их функционирования в текстах художников слова.
Данное исследование проводится на материале прозы Тургенева, а именно за основу берется рас-
сказ «Бежин луг». Анализируя характер употребления присоединительных предложений в прозе
Тургенева, мы учитываем внешние и внутренние факторы, то есть как объективные законо-
мерности языкового процесса, так и черты идиостиля. Основные методы исследования: метод
сопоставительного и контекстуального анализа. Материалы данной статьи могут быть ис-
пользованы в практике школьного преподавания русского языка и литературы.
Ключевые слова: присоединение, присоединенные компоненты, пропозиция, модус, авторская
интенция.

The study of sentences with att ached components on the lessons of Russian language and literature at school
(based on the story by I. S. Turgenev “Bezhin meadow”)

E. V. Sevryugina

Abstract. Nowadays at schools and even in higher educational institutions the studying of such important type
of a syntactic link as connection, is paid insufficient attention to. So the main task of this article is:
1) to demonstrate possible ways of studying the connecting sentences at school using the texts of fiction
obligatory for the school program in particular; 2) to describe the sentences with the connected
components and detect the features of their functioning in the texts. This research is conducted on the
material of Turgenev’s prose, namely on the story “Bezhin Meadow”. Analyzing the nature of the use
of connecting sentences in Turgenev's prose, the authors consider external and internal factors, that
is both objective regularities of language process and the features of idiostyle. The basic methods of
research are method of the comparative and contextual analysis. The materials of this article can be
used in school practice and teaching Russian language and literature.
Keywords: connection, connected components, proposition, modus, the author’s intention.

Севрюгина Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и лите-
ратуры Российского государственного социального университета, докторант Московского государствен-
ного педагогического университета
e-mail: elena_s2003@list.ru
Sevryugina Elena V., P hD in Philology, Associate Professor, Russian Language and Literature Department, Russian
State Social University; Post-Doctorate Student, Moscow State Pedagogical University
e-mail: elena_s2003@list.ru

Полифония как диалог между эпохой барокко и современностью

А. В. Галыгина

Аннотация. Освоение полифонической музыки сегодня – необходимая часть работы пианиста, так как эта
работа не только учит его воспринимать музыкальную ткань многопланово, но и влияет на
общее развитие, более того, помогает ориентироваться в очень сложных и многозначных от-
ношениях характерных для современного социума.
С этой целью автор сопоставляет исторически-далекие, но очень близкие по своим музы-
кальным характеристикам эпохи, что позволяет использовать диалог эпох и стилей в целях
совершенствования исполнительской подготовки педагога-музыканта. В статье выявляются
их характерные черты, которые определяют их взаимосвязь и взаимовлияние в процессе исто-
рического развития музыкального искусства.
Анализируется специфика работы над произведениями И. С. Баха и Г. Ф. Генделя – с одной
стороны, c другой – Д. Шостаковича, Р. Щедрина и П. Хиндемита, а также представителей
Новейшей музыки: А. Шнитке и И. Вышнеградского. Внимательное знакомство с их полифони-
ческой музыкой поможет и сегодняшним студентам, и их педагогам в очень важном и труд-
ном деле освоения нового музыкального материала.
Ключевые слова: диалог эпох, полифония эпохи барокко, современная полифония ХХ в., Новая
музыка.

Polyphony as a dialogue between the Baroque era and Modernity

A. V. Galygina

Abstract. Development of polyphonic music nowadays is a necessary part of the pianist's work as it doesn't only teach to
perceive music as a multidimensional concept but also influences the general development. Moreover, it helps
to be guided with very difficult and multiple relations characteristic for the modern society.
For this purpose the author compares eras, historically remote, but similar by the musical
characteristics, that allows to use the dialogue of eras and styles for the improvement of training
performance of the music teacher. The article reveals the characteristic features which define
their interrelation and influence in the course of historical development of musical art.
The article analyzes I. S. Bach and G. F. Handel's works on the one hand, and D. Shostakovich, R.
Shchedrin and P. Hindemith”s on the other, considering their specific features as well as the works of
the representatives of the Latest music such as A. Schnittke and I. Vyshnegradsky. Careful acquaintance
with their polyphonic music will help both students and their teachers with very important and
difficult task of mastering new musical material.
Keywords: dialogue of eras, Baroque polyphony, XX century polyphony, New music.

Галыгина Анна Викторовна, аспирантка кафедры музыкальных инструментов Московского педагогиче-
ского государственного университета
e-mail: anna-galigina@rambler.ru
Galygina Anna V., P ost-Graduate Student of the Department of Musical Instruments, Moscow State Pedagogical
University
e-mail: anna-galigina@rambler.ru

Применение энергосберегающей технологии в процессе получения растительного масла из семян винограда

А. Т. Телешев, Я. Д. Чагава, Ж. М. Асатурян,
А. Б. Кудрявцев, Г. З. Казиев

Аннотация. Рассмотрены основы энергосберегающей технологии переработки виноградных семян, направ-
ленной на получение виноградного масла. Процесс предусматривает включение в технологиче-
скую цепочку роторно-пульсационного аппарата, который позволяет быстро сформировать
в среде спирта дисперсию с размером частиц ≤ 8 мкм, что облегчает экстракцию масла и
способствует повышению его выхода.
Ключевые слова: виноградное масло, роторно-пульсационный аппарат, динамическое свето-
рассеяние, инфракрасная спектроскопия, ЯМР 13С, масс-спектрометрия.

Using of energy saving technology in the process of getting vegetable oil from grapes seeds

A. T. Teleshev, Ya. D. Chagava, Zh. M. Asaturyan,
A. B. Kudryavtsev, G. Z. Kaziev

Abstract. The article deals with the basics of energy saving technology of the processing of grape seeds for getting
grape oil. The process provides the introduction in the technological chain of the rotor and pulsation
device which allows to quickly create in the environment of alcohol the dispersion with a size of particles
of ≤ 8 microns that facilitates extraction of oil and promotes increase of its exit.
Keywords: grapeseed oil, rotor and pulsation device, dynamic light scattering, infrared spectroscopy,
nuclear magnetic resonance 13C, mass spectrometry.

Телешев Андрей Терентьевич, доктор химических наук, профессор кафедры общей химии Института
биологии и химии Московского педагогического государственного университета
e-mail: teleshevat@rambler.ru
Teleshev Andrey T., S cD in Chemistry, Professor, General Chemistry Department, Institute of Biology and Chemistry,
Moscow State Pedagogical University
e-mail: teleshevat@rambler.ru
Чагава Яна Дауровна, аспирантка Московского педагогического государственного университета, препо-
даватель кафедры химии Абхазского государственного университета
e-mail: chagavalana@mail.ru
Chagava Yana D., P ost-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University, lecturer, Chemistry Department,
Abkhazian State University
e-mail: chagavalana@mail.ru
Асатурян Жанетта Меружановна, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник от-
дела виноградарства и микровиноделия Научно-исследовательского института сельского хозяйства Акаде-
мии наук Абхазии
e-mail: janetta79@yandex.ru
Asaturyan Zhanetta M., P hD in Agriculture, Senior researcher, Department of Viticulture and micro Winemaking,
Research Institute of Agriculture, Academy of Sciences of Abkhazia
e-mail: janetta79@yandex.ru
Кудрявцев Андрей Борисович, кандидат химических наук, доцент, главный специалист Российского хи-
мико-технологического университета им. Д. И. Менделеева
e-mail: akudryavcev@muctr.ru
Kudryavtsev Andrey B., P hD in Chemistry, Associate Professor, Chief Specialist, D. Mendeleyev University of
Chemical Technology of Russia
e-mail: akudryavcev@muctr.ru
Казиев Гарри Захарович, доктор химических наук, профессор, заведующий кафедрой общей химии Ин-
ститута биологии и химии Московского педагогического государственного университета
e-mail: gkaziev@mail.ru
Kaziev Garri Z., S cD in Chemistry, Professor, Chairperson, General Chemistry Department, Institute of Biology
and Chemistry, Moscow State Pedagogical University
e-mail: gkaziev@mail.ru

Добровольная народная дружина как вид молодежной волонтерской деятельности

А. А. Семенов

Аннотация. В статье отражены вопросы, связанные с рассмотрением сущности, содержания и видов во-
лонтерской деятельности как социокультурного и педагогического феномена на современном
этапе развития российского общества. Представлены данные об истории возникновения и
состоянии добровольной народной дружины как вида волонтерской деятельности, а также
сведения по изучению позиции молодых людей по отношению к волонтерской деятельности и
добровольной народной дружине, по разработке и экспериментальной проверке путей привле-
чения молодежи к волонтерской деятельности в добровольной народной дружине.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность, добровольная народная дружи-
на, отношение молодежи к волонтерской деятельности, пути привлечения молодежи к волон-
терской деятельности.

Voluntary national team as a kind of youth volunteer activities

A. A. Semenov

Abstract. The article highlights the issues connected with the content and different kinds of volunteer activities
as social and cultural phenomena within the current stage of development of the Russian society.
The article represents the data regarding the history and current state of voluntary national team
(druzhina) as a kind of volunteer activities, as well as information on studying the attitude of young
people to volunteering and voluntary national team. The article considers the development and experimental
testing of the ways to attract young people to volunteering and volunteer activities.
Keywords: volunteering, volunteer activity, voluntary national team (druzhina), attitude of young
people to volunteer activities, ways to attract the youth to volunteering.

Семенов Александр Александрович, аспирант Московского педагогического государственного универ-
ситета
Тел. +7-915-008-35-51
Semenov Alexandr A., P ost-Graduate Student, Moscow State Pedagogical University
Тел. +7-915-008-35-51