Журнал «Наука и школа», №1 за 2017 год

(поная версия)

ПРОБЛЕМЫ СБЛИЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС

А. Г. Демиева

Аннотация. Представленная статья посвящена проблемам сближения законодательства о
предпринимательской деятельности государств-членов регионального интеграционного объ-
единения – ЕАЭС. Актуальность темы исследования может быть обусловлена основной иде-
ей создания обозначенного Объединения – экономической интеграцией входящих в него стран,
создающей предпосылки для развития коммерческих связей между предпринимателями, за-
регистрированными на их территории. Цель статьи заключается в исследовании положений
законодательства о предпринимательской деятельности в государствах-участниках ЕАЭС и
выработке предложений по его сближению. Используя метод сравнительного анализа, автор
раскрывает основные направления правового регулирования предпринимательских отноше-
ний, имеющие разное нормативное оформление в гражданских кодексах государств-участни-
ков ЕАЭС. Результатом проведенного исследования стал вывод автора о целесообразности
продолжения работы над созданием Основ гражданского законодательства рассматриваемого
интеграционного Объединения, начатой в рамках ЕврАзЭс. При этом автором обосновано,
что в основу сближения должен лечь принцип единства и дифференциации, позволяющий наи-
более полно реализовать потенциал экономической интеграции ЕАЭС, учитывая при этом
национальные интересы каждого из его членов.
Ключевые слова: сближение, унификация, гармонизация, Основы гражданского законода-
тельства, Евразийский Экономический Союз, предпринимательство, частное право, предпри-
нимательские отношения.

ISSUES OF APPROXIMATION OF LEGISLATION ON ENTREPRENEURAL ACTIVITY OF MEMBER COUNTRIES OF EEU

A. G. Demieva

Abstract. The article examines the issues of approximation of legislation on entrepreneurial activity
of member states of regional integration association - EEU. Relevance of the subject of present research
can be determined by the main idea of the creation of the mentioned Association – the economic integration
of its member states that creates prerequisites for development of commercial connections
among entrepreneurs registered on their territories. The purpose of the article is to research business
legislation provisions of the EEU member states and develop proposals on their approximation. Using
a method of the comparative analysis, the author describes the main lines of legal regulations of the
entrepreneurial relations which have different regulatory framework in civil codes of the EEC member
states. On the basis of the conducted research the author draws a conclusion about the advisability
of further work on the creation of Fundamentals of the civil legislation of the Integration Association
under analysis that was started within the framework of Eurasian Economic Community. The author
has justified that the approximation should be based on the principle of unity and differentiation

which enables to realize the potential of economic integration of EEC to the fullest extent, at the same
time taking into consideration national interests of each of its members.
Keywords: approximation, unification, harmonization, basic principles of civil legislation, Eurasian
Economic Union, entrepreneurship, private law, entrepreneurial relations.

Демиева Айнур Габдульбаровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Ка-
занского (Приволжского) федерального университета
e-mail: ademieva@bk.ru
Demieva Aynur G., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, Civil Law Department, Kazan (Privolzhsk) Federal
University
e-mail: ademieva@bk.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Е. А. Акунченко

Аннотация. Существующая на сегодняшний день система профилактики коррупции, в том
числе антикоррупционного просвещения граждан, не имеет под собой достаточной организа-
ционной основы. К такому выводу приходит автор по итогам анализа действующего анти-
коррупционного законодательства нашей страны. Оно, как отмечается, провозглашая необхо-
димость формирования в обществе нетерпимого отношения к любым коррупционным прояв-
лениям, отставляет без ответа вопросы содержания и методического обеспечения просвети-
тельской деятельности.
Настоящее исследование посвящено некоторым проблемам организации антикоррупционно-
го просвещения в сфере образования. В их числе отсутствие «горизонтальных» социальных свя-
зей в процессе распространения информации антикоррупционного содержания, а также по-
требность в установлении качественных критериев оценки результативности просвети-
тельской деятельности антикоррупционного характера, способных обеспечить ее адекват-
ность. По мысли автора, их решение состоит в проведении в образовательных организациях
периодических измерений уровня восприятия коррупции, а также в обеспечении работы само-
управляемых студенческих (ученических) организаций.
Ключевые слова: коррупция, образование, предупреждение коррупции, антикоррупционное
просвещение.

ISSUES OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION

E. A. Akunchenko

Abstract. The current system of prevention of corruption, including anti-corruption education of
citizens lacks a sufficient institutional framework. That is the conclusion the author comes to after
the analysis of current anti-corruption laws of our country. It, as noted, claiming the need of
building in a society an intolerant attitude to any manifestations of corruption, puts aside unanswered
questions about the content and methodological support of educational activities.
The current study is devoted to some issues of the organization of anti-corruption education. Among
them there is lack of „horizontal” social relations in the process of distribution of anti-corruption content,
as well as the need to establish quality criteria for the productivity evaluation of educational
activities of anti-corruption character capable to ensure its adequacy. According to the author, their
solution is to periodically measure the level of perception of corruption in educational institutions, and
to ensure the work of self-governing student or pupil organizations.
Keywords: corruption, education, prevention of corruption, anti-corruption education.

Акунченко Евгений Андреевич, аспирант кафедры деликтологии и криминологии Юридического инсти-
тута Сибирского федерального университета (г. Красноярск)
e-mail: eakunchenko@sfu-kras.ru
Akunchenko Evgeniy A., Post-graduate student, Delictology and Criminology Department, Law Institute, Siberian
Federal University (Krasnoyarsk)
e-mail: eakunchenko@sfu-kras.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ: ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБУЧАЮЩИХ

А. Я. Минин

Аннотация. В статье обосновывается, что правовые вопросы противодействия угрозам ки-
бер- или информационной безопасности обучающихся и обучающих в общеобразовательной
и высшей школе могут быть решены и решаются достаточно эффективно и результатив-
но благодаря совершенствованию правового регулирования образовательной деятельности, а
также применению современных методов социального контроля и надзора за исполнением рос-
сийского законодательства в сфере образования, предупреждения девиаций в сети Интернет.
Существенную роль играет система воспитания и социального контроля как механизм гаран-
тии информационной культуры и неотвратимости воздействия на девиантное поведение в
информационно-телекоммуникационной сети.
Ключевые слова: кибербезопасность в образовании, правовое регулирование, противодей-
ствие угрозам в ИТКС Интернет, сфера высшего и общего образования, значимость информа-
ционной культуры, воспитания и социального контроля.

INFORMATION SECURITY IN EDUCATION: STUDENTS AND TEACHERS

A. Ya. Minin

Abstract. The article elaborates on the problems of information security of education and shows that
legal problems of counteraction to cyber-threats for schoolboys, students and teachers in higher educational
institutions and schools may be effectively solved thanks to the improvement of legal regulation
of educational activity, and also implementation of modern methods of social control and supervision
over the observance of the Russian legislation in education, prevention of deviance on the Internet. A
significant role is played by the education system and social control as a mechanism of guarantee of
information culture and inevitability of influence on deviant behavior in telecommunications network.
Keywords: information security (cybersecurity) in education, legal regulation, counteraction to cyberthreats
in Internet, general and higher education , importance (role) of informational culture, education
and social control.

Минин Анатолий Яковлевич, доктор юридических наук, профессор; и. о. заведующего кафедрой уголов-
но-правовых дисциплин Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического
государственного университета; действительный член Международной академии наук педагогического об-
разования (МАНПО)
e-mail: aya.minin@mpgu.edu
Minin Anatolii Ya., ScD in Jurisprudence, Professor, Acting Chairperson, Criminal Law Disciplines Department, Institute
of socio-humanitarian education, Moscow State University of Education, Full Member, International Teacher’s
Training Academy of Science
e-mail: aya.minin@mpgu.edu

ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СЛОЖНАЯ, ОТКРЫТАЯ, САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

С. В. Курзанов

Аннотация. Предметом рассмотрения автора является синергетический подход в области
права. Данная предметная область определяется автором, исходя из целей работы – проана-
лизировать правовую реальность с позиции синергетики.
С точки зрения синергетического подхода правовая реальность является сложноорганизо-
ванным, незамкнутым системным образованием, характеризующимся свойством самоорга-
низации, происходящей в бифуркационных состояниях под воздействием больших и малых
флуктуаций.
В процессе эволюции системы ее способность отклоняться от параметров и состояния ста-
бильности способствует приспособлению к окружающим воздействиям. Указанные в статье
положения синергетического подхода вполне применимы и к характеристике правовой реаль-
ности, поскольку то, что правовая реальность является системным образованием, – это нео-
споримый факт, признаваемый в настоящее время всеми исследователями. На взгляд автора,
также является очевидным, что указанная система является сложной, открытой и
нелинейной.
Ключевые слова: правовая реальность, синергетика, флуктуация, бифуркация, иерархич-
ность, интеграция, дифференциация.

LEGAL REALITY AS COMPLEX, OPEN, SELF-ORGANIZING SYSTEM

S. V. Kurzanov

Abstract. The article is dedicated to the fact that in terms of the synergistic approach, the legal reality
is a highly organized, open system characterized by the properties of self-organization, occurring in bifurcation
states under the influence of large and small fluctuations. It should be noted that during the
systems’ evolution, its ability to deviate from the parameters and the state of stability works towards
adaptation to the surrounding impacts. These provisions of synergetic approach mentioned in the article
are also quite applicable to the characterization of the legal reality, because the fact that legal
reality is the system – it is an indisputable fact recognized for now by all researchers. In the author’s
opinion, it is also obvious that this is a complex system, open and non-linear.
Keywords: legal reality, synergy, fluctuation, bifurcation, hierarchical pattern, integration, differentiation.

Курзанов Сергей Владимирович, аспирант кафедры теории и истории государства и права Московского
педагогического государственного университета
e-mail: kurzanovsv@yandex.ru
Kurzanov Sergey V., Post-graduate student, Theory and history of State and Law Department, Moscow State University
of Education
e-mail: kurzanovsv@yandex.ru

ГРАЖДАНСТВО И ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК АТРИБУТЫ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

В. Ш. Гасанова, Е. А. Коломейченко

Аннотация. Статья посвящена гражданству, как связующему звену между государством и
гражданином. В ней анализируется институт гражданства на разных этапах взаимодей-
ствия личности и государства, как неотъемлемый ее атрибут. Авторы полагают, что рас-
крытие особенностей правового обеспечения сбалансированности интересов личности и госу-
дарства невозможно без учета содержания института гражданства, его законодательных
основ на различных этапах развития нашего общества.
Ключевые слова: личность, гражданин, государство, гражданство, государственность.

CITIZENSHIP AND LEGAL STATUS AS ATTRIBUTES OF PERSONALITY IN THE SYSTEM OF RUSSIAN STATEHOOD (HISTORICAL AND LEGAL ASPECT)

V. Sh. Hasanova, E. A. Kolomeychenko

Abstract. The article deals with the issue of citizenship as a connecting link between the State and the
citizen. It analyses a citizenship institute at different stages of interaction between the individual and
the State, as its integral attribute. The authors believe that disclosure of the features of the legal balance
of interests of the individual and the State is impossible without taking into account the content
of citizenship, its legislative frameworks at different stages of development of our society.
Keywords: personality, citizen, state citizenship, statehood.

Гасанова Вусаля Шахин кызы, кандидат юридических наук, доцент кафедры Всеобщей истории, класси-
ческих дисциплин и права, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
e-mail: vhasanova@yahoo.com
Hasanova Vusala Sh., PhD in Jurisprudence, Associate Professor, World History, Classical Disciplines and Law Department,
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
e-mail: vhasanova@yahoo.com
Коломейченко Евгения Анатольевна, старший преподаватель кафедры Административного, финансово-
го и информационного права НИУ РАНХ и ГС (Нижний Новгород)
e-mail: enja16@yandex.ru
Kolomeychenko Evgenia A., Senior Lecturer, Administrative, Financial and Informative Law Department, Nizhny
Novgorod Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
e-mail: enja16@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Р. С. Бозиев

Аннотация. В статье предложены теория и методология исследования развития образования
в национальных регионах России с XVIII в. по настоящее время, определены наиболее отчетли-
во выделяющиеся периоды этого процесса. Показана социально-политическая обусловленность
развития образования.
Ключевые слова: многонациональная Россия, образование в национальных регионах, государ-
ственная политика, теория и методология, образовательные системы, этапы развития.

EDUCATION STUDY METHODOLOGY IN NATIONAL REGIONS OF RUSSIA

R. S. Boziev

Abstract. The article analyzes the theory and methodology for the development of education in national
regions of Russia from the 18th century till present time and defines the most distinct periods of this
process. The article also reveals the social and political conditionality of development of education.
Keywords: multinational Russia, education in national regions, state policy, theory and methodology,
educational system, stages of development.

Бозиев Руслан Сахитович, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор научно-теоретиче-
ского журнала РАО «Педагогика»
e-mail: sir-bozieff@yandex.ru
Boziev Ruslan S., ScD in Education, Professor, Editor-in-Chief, scientific and theoretical Journal “Pedagogics”
e-mail: sir-bozieff@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В. А. Литвинов, В. А. Кемпф

Аннотация. В работе рассматривается связь содержаний образовательных программ по ин-
форматике в общеобразовательной школе и образовательных организациях высшего образова-
ния. Предметом исследования является эффективность реализации требований федеральных
государственных образовательных стандартов высшего образования в области информацион-
ных технологий. На основе системного анализа сделаны выводы о необходимости корректировки
содержания образовательных программ в области информационных технологий. Предложено
структурно изменить изучение дисциплин информационного цикла при получении высшего об-
разования, существенно усилив роль самостоятельной работы обучающихся на первом этапе.
Ключевые слова: образовательная программа, обучение информатике, квалификационные
требования, компьютерная грамотность, междисциплинарная интеграция, информатика.

TO THE QUESTION OF CONTINUITY OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGIES

V. A. Litvinov, V. A. Kempf

Abstract. This article examines the connection between the contents of educational programs in Informatics
at a secondary school and institutions of higher education. The subject of investigation is the effectiveness
of the implementation of requirements of Federal state educational standards of higher education in
the field of information technologies. On the basis of a systematic analysis the conclusions have been made
on the necessity to adjust the content of educational programs in the field of information technologies. It is
proposed to structurally change the process of studying the subjects of information cycle while getting the
higher education, significantly increasing the role of independent work of students at the first stage.
Keywords: educational program, teaching Informatics, qualification requirements, computer literacy,
interdisciplinary integration activity, informatics.

Литвинов Владимир Андреевич, кандидат физико-математических наук, доцент, начальник кафедры ин-
форматики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России
e-mail: lva201011@yandex.ru
Litvinov Vladimir A., PhD in physics and mathematics, associate Professor, Chairperson, Informatics and special
equipment Department, Barnaul Law Institute of MIA, Russia
e-mail: lva201011@yandex.ru
Кемпф Виктор Александрович, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и спе-
циальной техники Барнаульского юридического института МВД России
e-mail: lva201011@yandex.ru
Kempf Viktor A., PhD in Engineering, Associate Professor, Informatics and special equipment Department, Barnaul
Law Institute of MIA, Russia
e-mail: lva201011@yandex.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: НОВЫЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Е. В. Губанова, Г. П. Савиных

Аннотация. Авторы статьи излагают подходы к назначению и порядку индивидуального
учета результатов освоения обучающимися образовательных программ. За основу берется
идея создания в информационно-образовательной среде школы условий для самореализации
учащихся, получению ими образования, согласно собственным интересам, потребностям и
склонностям. Охарактеризованы отличия индивидуального учета и оценки образовательных
результатов.
Ключевые слова: индивидуальный учет, образовательный результат, достижение образова-
тельного результата, оценка.

INDIVIDUAL RECORD OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS: NEW FUNCTIONS OF MODERN SCHOOL

E. V. Gubanova, G. P. Savinykh

Abstract. The article presents an approach to the purpose and order of the individual record of the
results of mastering by students the educational programmes. It is based on the idea of creating in
the information and educational environment the conditions for students’ self-realization and getting
the education according to their own interests, needs and inclinations. The differences of individual
records and the assessment of educational outcomes are described.
Keywords: individual record, educational result, achievement of educational outcomes, assessment.

Губанова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой менеджмента и управления
проектами Московского института открытого образования
e-mail: e_gubanova@mail.ru
Gubanova Elena V., PhD in Education, Chairperson, Management and Project management Department, Moscow
Institute of Open Education
e-mail: e_gubanova@mail.ru
Савиных Галина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и управления
проектами Московского института открытого образования
e-mail: savinihgp@mioo.ru
Savinykh Galina P., PhD in Education, Associate Professor, Management and Project management Department,
Moscow Institute of Open Education
e-mail: savinihgp@mioo.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

А. Н. Джуринский

Аннотация. В статье изучена социальная парадигма в педагогике России и за рубежом. Оха-
рактеризованы идеи и концепции, где социум рассматривается как ведущее условие развития
и воспитания личности. Проанализированы особенности этих идей и концепций.
Ключевые слова: неоклассическая социальная педагогика, концепции бихевиоризма, концеп-
ции ценностного образования, педагогические идеи рационализма, когнитивистские концеп-
ции, концепция контекстного образования, концепции человеческого капитала, педагогиче-
ские идеи неомарксизма.

SOCIAL PEDAGOGY: MAIN TRENDS

A. N. Dzhurinskiy

Abstract. The article deals with the social paradigm in pedagogy in Russia and abroad and elaborates
on the ideas and concepts in which society is regarded as a driving condition for the development and
education of a person. The features of these ideas and concepts are analyzed.
Keywords: neo-classical social pedagogy, behaviorism concept, concepts of value education,
pedagogical ideas of rationalism, cognitivist concept, concepts of context education, concepts of human
capital, pedagogical ideas of neo-Marxism.

Джуринский Александр Наумович,  доктор педагогических наук, академик РАО, профессор Института дет- 
ства Московского педагогического государственного университета
e-mail: djurins@yandex.ru
Dzhurinskiy Alexandr N.,  ScD in Education, Academician, Russian Academy of Education, Professor, 
Institute of the Childhood, Moscow State University of Education
e-mail: djurins@yandex.ru

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Н. Д. Кучугурова, И. В. Асланян, А. С. Хорошилова

Аннотация. В статье представлены элементы методики развития критического мышле-
ния школьников на уроках геометрии при решении задач повышенной сложности. С этой
целью адаптирована известная технология развития критического мышления через чтение
и письмо к предмету математике. Авторами проводится анализ сложности и трудности
задач, обосновывается необходимость решения задач повышенной сложности для развития
критического мышления обучаемых. Выявляются особенности критического мышления и
технология его развития на уроках математики. Анализируются различные приемы разви-
тия мышления и их возможность использования на уроках математики. Рассматриваются
конкретные примеры использования данной технологии в процессе решения разнообразных
геометрических задач.
Ключевые слова: задачи повышенной сложности, трудность задач, критическое мышление.

GEOMETRIC PROBLEMS OF HIGH COMPLEXITY AS A MEANS OF STUDENTS’ CRITICAL THINKING DEVELOPMENT

N. D. Kuchugurova, I. V. Aslanyan, A. S. Khoroshilova

Abstract. The article presents some methodological elements of students’critical thinking development
at geometry lessons when dealing with complex problems. For this purpose a well-known technology
of critical thinking development through reading and writing has been adapted to mathematics.
The analysis of the complexity and difficulty of the task was conducted by the authors, the necessity of
increased complexity problems solving for the development of students’ critical thinking was justified.
Special features of critical thinking and technology of its development at the math class was considered.
Various methods of thinking development and opportunities to use different types of thinking in
mathematics were analyzed. Specific examples of applying this technology to the process of solving a
variety of geometric problems are considered in the article.
Keywords: problems of high complexity, difficulty of the tasks, critical thinking.

Кучугурова Нина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры элементарной матема-
тики и методики обучения математике математического факультета Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: dnkst@mail.ru
Kuchugurova Nina D., ScD in Education, Professor, Elementary Mathematics and methods of teaching mathematics
Department, Mathematics Faculty, Moscow State University of Education
e-mail: dnkst@mail.ru
Асланян Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент ФГАОУ ВО Институт сервиса, туриз-
ма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, инженерный фа-
культет, кафедра информационной безопасности, систем и технологий
e-mail: willow5@mail.ru
Aslanyan Irina V., PhD in Education, Associate Professor, Institute of service, tourism and design (branch) of the
North Caucasian Federal University, Pyatigorsk, Engineering Faculty, Information security systems and technologies
Department
e-mail: willow5@mail.ru
Хорошилова Анастасия Сергеевна, бакалавр педагогического образования (математика и информатика),
студентка 1-го курса магистратуры математического факультета Московского педагогического государ-
ственного университета, учитель математики ГБОУ школы № 2094
e-mail: countess0394@yandex.ru
Khoroshilova Anastasia S., Bachelor of Education (mathematics and information technology),first year student,
master’s course in mathematics, Mathematics faculty, Moscow State University of Education, Mathematics teacher,
school No. 2094
e-mail: countess0394@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНЫХ ФОРМ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. А. Соловьева, Е. З. Яхнина

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования разных форм речи – словесной
и жестовой – в современной системе начального общего образования различных категорий глу-
хих обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей. Актуальность статьи
обусловлена тем, что в последние годы по инициативе общественных организаций лиц с нару-
шенным слухом активизировалось обсуждение вопросов, связанных с использованием жестовой
речи в системе образования глухих детей. Решение проблемы использования разных форм речи
в процессе обучения и воспитания детей с нарушенным слухом имеет важное значение для
обеспечения их качественного образования с учетом возможностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации и интеграции в обществе.
Ключевые слова: глухие обучающиеся, адаптированные основные программы начального об-
щего образования, словесная речь, устная речь, письменная речь, дактильная форма речи, же-
стовая речь.

USING DIFFERENT SPEECH FORMS IN THE MODERN SYSTEM OF TEACHING DEAF STUDENTS

T. A. Solovyova, E. Z. Yakhnina

Abstract. The article considers the issues of different speech forms using, (oral and sign language) in
the current system of primary education for the different categories of deaf pupils according to their
special educational needs. Relevance of the article is caused by the fact that in recent years at the
initiative of public organizations of people with hearing impairment discussion of the issues connected
with the use of the sign language in the system of teaching deaf children has become more active. The
solution of the problem of using different forms of speech in the course of teaching children with hearing
impairment is important for providing their quality education taking into account opportunities and
special educational needs, social adaptation and integration in society.
Keywords: deaf pupils, adapted basic programs of primary general education, verbal speech, oral
speech, written speech, finger alphabet, sign language.

Соловьева Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института детства
Московского педагогического государственного университета
e-mail: ta.solovyova@m.mpgu.edu
Solovyova Tatiana A., PhD in Education, Associate Professor, Director, The Institute of Childhood, Moscow State
University of Education
e-mail: ta.solovyova@m.mpgu.edu
Яхнина Елена Захаровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры сурдопедагогики и
инклюзивного образования Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: yaez@mail.ru
Yakhnina Elena Z., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Surdopedagogy and Inclusive education Department,
The Institute of Childhood, Moscow State University of Education
e-mail: yaez@mail.ru

СРЕДНЕЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX – XX ВЕКЕ

В. Д. Павлидис

Аннотация. Данная статья посвящена историко-педагогическому анализу процесса реформи-
рования школьного математического образования на протяжении 150 лет. Изучение факто-
ров, способствующих формированию кризисных ситуаций в системе образования, и опыта пре-
одоления таковых состояний открывает широкие перспективы для эффективного решения про-
блем, стоящих сегодня перед государством в области математического образования.
В работе проанализированы государственно-политические, социально-экономические, обще-
ственно-педагогические условия реформирования системы среднего математического образова-
ния в конце XIX – XX в. Особое внимание уделено тенденциям и закономерностям в формирова-
нии структуры и содержания школьного математического образования. Анализ возникающих
исторических аналогий, проявляющихся в гомогенных кризисных явлениях в процессе функци-
онирования системы среднего образования, тенденциях развития школьного математическо-
го образования будет способствовать формированию стратегических планов модернизации
среднего математического образования с учетом и осмыслением методико-педагогического на-
следия отечественной науки и практики.
Ключевые слова: школьное математическое образование, реформа образования, тенденции,
структурно-содержательный компонент, программа, учебный план, концепция, история ма-
тематического образования.

SECONDARY MATHEMATICS EDUCATION IN THE LATE XIX – XX CENTURY

V. S. Pavlidis

Abstract. The article focuses on the historical-pedagogical analysis of the process of reforming
mathematics education in schools throughout 150 years. The study of the factors contributing
to the crises in education, and experience to overcome those conditions, has broad prospects for
effective solutions to the problems the state faces in the field of mathematics education.
The article analyzes public-political, socio-economic, socio-pedagogical conditions of reforming the
system of secondary mathematics education in the late XIX – XX century. Special attention is paid to
tendencies and regularities in the development of structure and content of school mathematics education.
Analysis of emerging historical analogies which manifest themselves in homogeneous crisis
phenomena within the process of functioning of the system of secondary education, tendencies of development
of school mathematics education would contribute to the formation of strategic plans of
modernization of the secondary mathematics education with and understanding of the methodological
and pedagogical heritage of national science and practice.
Keywords: school mathematics education, education reform, trends, structural component, program,
curriculum, concept, history of mathematics education.

Павлидис Виктория Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Ин-
форматика и прикладная математика» ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»
e-mail: pavlidis@mail.ru
Pavlidis Victoria D., ScD in Education, Professor, Chairperson, Informatics and Applied Mathematics Department,
Orenburg State Agrarian University
e-mail: pavlidis@mail.ru

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Е. В. Вознесенская

Аннотация. Дистанционное обучение как новаторский метод обучения получает все большее
распространение в современном образовательном пространстве. Данная форма обучения от-
крывает широкие возможности учащимся: получение образования в ведущих мировых универ-
ситетах удаленно, богатый выбор дистанционных образовательных программ, экономия вре-
мени и денежных средств, гибкий график и индивидуальное планирование учебы. Цель данной
работы – исследовать дистанционную форму как инновационный метод обучения и выявить
степень распространения удаленного обучения как в России, так и за рубежом. В данной ра-
боте мы рассмотрим основные характеристики дистанционного обучения, изучим историю
его развития, более ранние и новейшие средства дистанционного обучения, выделим преиму-
щества и возможные недостатки удаленной формы обучения, раскроем понятие смешанного
обучения, а также ознакомимся с результатом опроса студентов по данной тематике.
Ключевые слова: инновационный метод, дистанционное обучение, гибкий график учебы, он-
лайн-коммуникации, дистанционные образовательные программы.

DISTANCE EDUCATION – HISTORY OF DEVELOPMENT AND MODERN TENDENCIES IN THE EDUCATIONAL SPACE

E. V. Voznesenskaya

Abstract. Distance learning as an innovative teaching method is getting more and more relevant in
education. Remote learning offers wide opportunities for students worldwide: it enables to get a degree
in global leading universities, provides various educational programs, saves time and money and
stands for flexible and individual schedule. The article analyzes distance learning as an innovative
teaching method and reveals its spread in Russia and abroad. The article also identifies key features
of distance learning, considers its history and development, highlights the basic technologies, emphasizes
benefits and possible drawbacks, draws the parallel between distance, traditional and blended
learning and examines the spread of distance learning in Russia according to the students’ poll.
Keywords: innovative method, distance learning, flexible study schedule, online communication, distance
educational programs.

Вознесенская Екатерина Васильевна, преподаватель английского языка кафедры английского языка № 1
факультета Международных отношений Московского государственного института международных отно-
шений (МГИМО)
e-mail: KateRes@mail.ru
Voznesenskaya Ekaterina V., Lecturer, English Language Department №1, International Relations Faculty, Moscow
State Institute of International Relations
e-mail: KateRes@mail.ru

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕ-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОДЕРЖАНИИ БАЗОВОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В. И. Горбачев

Аннотация. Нормативная цель личностного развития в содержании общего математиче-
ского образования в значительной степени характеризуется сформированностью у субъекта
типов мышления, представлений памяти, соответствующих определенной математической
теории. В статье исследуется содержание внутренне-процессуальной компетенции, отража-
ющей становление в деятельности абстрактного, алгоритмического, логического типов мыш-
ления вместе с адекватными представлениями памяти. Базовой закономерностью выступает
выделение пространства математических объектов (деятельности представливания) и ис-
следование закономерностей пространства в содержании теории (теоретико-пространствен-
ной деятельности). Деятельности представливания соответствует пространственный тип
мышления в последовательности абстрактно-алгоритмического и системно-структурного
этапов. В теоретико-пространственной деятельности осуществляется становление теоре-
тико-пространственного типа мышления с абстрактно-аксиоматическим, аналитико-син-
тетическим и методологическим этапами. В системе базовых пространств числовых систем,
функций, геометрических фигур, векторов, числовых предикатов, событий виды деятельно-
сти и соответствующие типы мышления имеют свое конкретное проявление, формируются
отдельно. В работе установленные закономерности формирования внутренне-процессуальной
компетенции исследуются в содержании учебной теории геометрического пространства.
Ключевые слова: общее математическое образование, методика обучения математике,
внутренне-процессуальная компетенция, учебная математическая теория геометрического
пространства.

REGULARITIES OF FORMATION OF THE INTERNAL PROCEDURAL COMPETENCE IN THE CONTENT OF BASIC MATHEMATICAL THEORIES OF GEOMETRIC SPACES

V. I. Gorbachev

Abstract. The standard goal of personal development in the content of general mathematics education
is largely characterized by the formation of the types of thinking, memory representations corresponding
to a specific mathematical theory. The article examines the content of the internal procedural competence,
reflecting the formation of logical thinking types, together with adequate memory representations
in the operation of the abstract , algorithmic type. The allocation of the space of mathematical
objects (activity on the formation of the submission) and study of space patterns in the content of the
theory (theoretic-spatial activities) is taken as the basic regularity. Activity on the formation of the submission
corresponds to the spatial type of thinking in the abstract sequence of algorithmic and systemstructural
phases. Activities and the corresponding types of thinking have their concrete manifestation,
are formed separately in the system of basic spaces of numerical systems, functions, geometric figures,
vectors, numerical predicates, events. The article examines regularities of formation of the internal
procedural competence in the content of educational theory of geometric spaces.
Keywords: general mathematics education, mathematics teaching methodology, internal procedural
competence, educational mathematical theory of geometric space.

Горбачев Василий Иванович, доктор педагогических наук, профессор, директор естественнонаучного ин-
ститута Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, Заслуженный учи-
тель Российской Федерации
e-mail: enibgu@mail.ru
Gorbachev Vasiliy I., ScD in Education, Professor, Director, Institute of Natural Sciences, Academician I. G. Petrovski
Bryansk State University, Honored Teacher, Russian Federation
e-mail: enibgu@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Е. А. Крючкова

Аннотация. В статье представлены этапы и основные подходы к ученической исследова-
тельской деятельности в практике отечественной школы. Рассматриваются функции,
цели и задачи исследовательской деятельности учащихся при изучении истории.
Описаны виды уровневой дифференциации при организации исследовательской деятельности
школьников, основные умения учащихся, формируемые в исследовательской деятельности при
изучении истории (предметные, метапредметные). Представлены виды исследовательской де-
ятельности школьников, дидактические возможности индивидуального и дифференцирован-
ного подходов в организации ученической исследовательской деятельности. Приведены приме-
ры тем проектно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: ученическая исследовательская деятельность, личностно-ориентирован-
ный подход, индивидуальный подход, дифференциация в обучении.

FEATURES OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY WHEN LEARNING HISTORY

E. A. Kryuchkova

Abstract. The article focuses on the stages and main approaches to students’ research activity in the
national school practice. It considers the functions, objectives and tasks of students’ research activity
when studying history. The article describes the types of level differentiation when organizing students’
research activity, main skills of students gained from their history research activity (disciplinary,
meta-disciplinary). The article presents the types of students’ research activity, didactic opportunities
of the individual and differentiated approaches in organization of such activity. It provides examples
of project and research activity topics.
Keywords: students’ research activity, personality-oriented approach, individual approach, differentiation
in education.

Крючкова Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник центра социаль-
но-гуманитарного образования Института стратегии развития образования РАО
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru
Kryuchkova Elena А., PhD in Education, Senior Researcher, Centre of social and humanitarian education, Institute
for Strategy of Education Development, Russian Academy of Education
e-mail: elena.kryuchkova.58@mail.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т. Г. Мариупольская

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы предметной подготовки будущего учите-
ля музыки, основная база которой – исполнительские дисциплины, а именно музыкально-ин-
струментальный, дирижерский, вокальный и концертмейстерский классы. Под музыкальным
исполнительством понимается многогранный феномен, состоящий из неисчислимого коли-
чества компонентов. Это задачи технического, физиологического, психологического и худо-
жественно-эстетического порядка, решение которых оказывает огромное воздействие на все
аспекты формирования личности музыканта-педагога. На примере обучения в классе форте-
пиано, как самого распространенного и универсального инструмента, выявляются основные
пути преодоления технических и художественно-эстетических проблем, стоящих перед испол-
нителем. Отмечается, что опыт подготовки учителей музыки на музыкальном факультете
востребован, отвечает как многовековым традициям, доказавшим свою жизнеспособность и
актуальность, так и современным требованиям гуманитарного и технологического порядка.
Ключевые слова: музыкальное исполнительство, технические и художественно-эстетиче-
ские проблемы, синергия средств педагогического воздействия.

PERFORMANCE TRAINING OF THE FUTURE MUSIC TEACHER. PROBLEMS AND PERSPECTIVES

T. G. Mariupolskaya

Abstract. The article deals with the problems of music teacher training. The fundamental basis of
such training is performing disciplines, namely musical-instrumental, conductors, vocal and accompanist
classes. Musical performance is a versatile phenomenon consisting of innumerable quantity of
components. These are challenges of technical, physiological, psychological and art-esthetic aspects,
meeting of which enormously effects the formation of music teacher’s personality. On the example of
studying in piano classes, as piano is the most prevalent and universal instrument, the main methods
of overcoming technical and art-esthetic problems which the performers come across are revealed. It
is indicated that experience of training music teachers on music faculty is in demand. It meets both
centuries-old traditions which proved their viability and actuality and also the modern requirements
of humanitarian and technological aspects.
Keywords: musical performance, technical and art-esthetic problems, synergy of pedagogical influence
means.

Мариупольская Татьяна Геннадиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкально-ис-
полнительского искусства в образовании Московского педагогического государственного университета
e-mail: t.g.mari@mail.ru
Mariupolskaya Tatiana G., ScD in Education, Professor, Music and Performing Arts in Education Department,
Moscow State University of Education
e-mail: t.g.mari@mail.ru

ПРАКТИКА ОРГАНИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

А. Е. Ростовская, М. Е. Веселинов, И. А. Калиновский,
Л. В. Лосева, К. А. Федосова

Аннотация. Статья посвящена авторской разработке А. Е. Ростовской – практике орга-
ничного действия. Под органичным действием понимается такой тип действия, в котором
мысль, чувство и действие совмещены в контакте с ситуацией «здесь и сейчас», в отличие от
такого типа действия, в котором определяющими являются уже имеющиеся знания, опыт,
представления. Практика органичного действия позволяет готовить современных педагогов
– педагогов нового типа, готовых работать в открытой ситуации и создавать новые обра-
зовательные возможности. Практика органичного действия работает на решение основопо-
лагающей задачи – формирование позиции педагога действующего. В рамках практики осва-
ивается ресурс педагогического действия – собственная телесность; культивируется такая
компетенция, как способность удерживать контакт с ситуацией «здесь и сейчас»; фиксиру-
ются индивидуальные стереотипы мышления и действия. В статье представлен опыт рабо-
ты Лаборатории сценических практик (рук. А. Е. Ростовская) Института детства МПГУ со
студентами факультета начального образования МПГУ на курсе «Педагогическое мышление
в сценической постановке».
Ключевые слова: активные образовательные технологии, инновации в образовании, повыше-
ние квалификации в педагогике, гуманитарные технологии, практика органичного действия,
сценическая методология, театрально-сценический подход в образовании.

PRACTICE OF ORGANIC ACTION IN PEDAGOGICAL EDUCATION

A. E. Rostovskaya, M. E. Veselinov, I. A. Kalinovsky,
L. V. Loseva, K. A. Fedosova

Abstract. The article is dedicated to the practice of organic action developed by Antonina Rostovskaya.
Organic action refers to such type of action which unites thought, feeling and action in contact
with the situation “here and now” unlike such type of action which is based on previous knowledge,
past experience and representations. The practice of organic action enables to train teachers ready
to face open situations and create new educational opportunities. The practice of organic action is
aimed to reach a fundamental goal and form teacher’s acting position. During the course of studying
students master such resources for teaching action as personal corporality; ability to hold contact
with the situation “here and now”; they get through their individual stereotypes of thought and action.
The article represents the experience of conducting the course “Pedagogical thinking in staging”
at the faculty of primary education of the Institute of Childhood of the Moscow State Pedagogical
University. The course is delivered by the members of the Laboratory of stage practice headed by A.
Rostovskaya.
Keywords: technologies of active learning, innovations in education, teaching skills upgrade, humanitarian
technologies, practice of organic action, stage methodology, theatric -stage approach in
education.

Ростовская Антонина Евгеньевна, руководитель Лаборатории сценических практик кафедры Психологи-
ческой антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: rostovskaya@list.ru
Rostovskaya Antonina E., Head of the Laboratory of stage practices, Psychological Anthropology Department,
Institute of childhood, Moscow State University of Education
e-mail: rostovskaya@list.ru
Веселинов Михаил Емилов, ассистент кафедры Психологической антропологии Института детства Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: veselinov.m@gmail.com
Veselinov Michail E., Assistant, Psychological Anthropology Department, Institute of childhood, Moscow State
University of Education
e-mail: veselinov.m@gmail.com
Калиновский Игорь Андреевич, ассистент кафедры Психологической антропологии Института детства
Московского педагогического государственного университета
e-mail: i.a.kalinovsky@gmail.com
Kalinovsky Igor A., Assistant, Psychological Anthropology Department, Institute of childhood, Moscow State University
of Education
e-mail: i.a.kalinovsky@gmail.com
Лосева Людмила Владимировна, специалист по учебно-методической работе Государственного универ-
ситета управления
e-mail: loseva-ludmila-5@yandex.ru
Loseva Ludmila V., Education and methodology specialist, State University of Management
e-mail: loseva-ludmila-5@yandex.ru
Федосова Ксения Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Психологической ан-
тропологии Московского педагогического государственного университета
e-mail: bigl2005@bk.ru
Fedosova Ksenia A., PhD in Philology, Associate Professor, Psychological Anthropology Department, Institute of
childhood, Moscow State University of Education
e-mail: bigl2005@bk.ru

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИСТОРИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

М. В. Короткова

Аннотация. Статья посвящена интерактивному обучению истории. В данной статье ав-
тор рассматривает педагогическую технологию использования интерактивного пособия по
истории для организации исследовательской деятельности школьников. Рассматриваемое ин-
терактивное пособие по своей задумке многопланово и напоминает компьютерные учебные
программы. Пособие призвано продлить век бумажной книги и поддержать познавательный
интерес школьников к изучению истории.
Ключевые слова: интерактивное обучение, педагогическая технология, интерактивная кни-
га, исследовательская деятельность по истории, творческий продукт.

INTERACTIVE BOOKS ON HISTORY AS A TOOL OF RESEARCH ACTIVITY OF SCHOOL STUDENTS

M. V. Korotkova

Abstract. The article deals with the interactive teaching of history and considers pedagogical technology
of using an interactive book on history for the organization of research activity of school students.
The considered interactive book is multidimensional and reminds computer training programs. It is
designed to prolong the century of paper books and to support cognitive interest of school students to
studying history.
Keywords: interactive teaching, pedagogic technology, interactive book, research activity in history,
creative results.

Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор Московского педагогического
государственного университета, академик Международной академии наук педагогического образования
e-mail: markor13@mail.ru
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Moscow State University of Education, Academician, International
Teacher’s Training Academy of Science
e-mail: markor13@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ПРОГРЕССИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАРОЛИНЫ ПРАТТ

К. А. Алейникова

Аннотация. Статья посвящена педагогическим идеям Каролины Пратт – американского про-
грессивного педагога и философа. В статье освещается жизненный путь мыслителя и ее вклад
в решение ряда важных проблем образования, которые стоят в центре внимания российских
и зарубежных исследователей. Кроме того, внимание автора сконцентрировано на анализе
инновационных идей К. Пратт, затрагивающих проблемы демократического образования.
Ключевые слова: американское образование, прогрессивная педагогика, демократическое об-
разование, философия образования К. Пратт, детоцентрированный учебный план, игровая
деятельность, игра как воссоздание опыта.

IMPLEMENTATION OF PROGRESSIVE PEDAGOGICAL IDEAS IN CAROLINE PRATT’S EXPERIMENTAL SCHOOL

K. A. Aleynikova

Abstract. The article deals with the pedagogical ideas of Caroline Pratt, a progressive American educator
and philosopher. The article covers the life path of the thinker and her contribution to the solution
of a number of important problems of education which are in the center of attention of the Russian
and foreign scientists. Moreover, the author’s attention is concentrated on the analysis of innovative
ideas developed by C. Pratt which touch upon the issues of democratic education.
Keywords: American education, progressive pedagogy, democratic education, Pratt’s philosophy of
education, child-centered curriculum, game activity, game as a recreation of experience.

Алейникова Ксения Андреевна, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Военной ака-
демии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого Министерства обороны Россий-
ской Федерации, аспирантка кафедры педагогики Владимирского государственного университета имени
А. Г. и Н. Г. Столетовых
e-mail: kudinova.ksusha@rambler.ru
Aleynikova Ksenya A., Lecturer, Foreign and Russian languages Department, Peter the Great Military academy of
the Strategic Missile Troops, Ministry of Defense, Russian Federation, Post-graduate student, Pedagogics Department,
Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs Vladimir State University
e-mail: kudinova.ksusha@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ

В. В. Левченков

Аннотация. В статье рассматриваются необходимые педагогические условия для положи-
тельного развития творческих способностей детей средствами песочной анимации. Анализи-
руются основные понятия: педагогические условия, творческие способности. Представлены пе-
дагогические условия: активная саморазвивающаяся практическая деятельность обучающего-
ся, создание творческой атмосферы посредством драматизации занятия песочной анимации,
постепенное усложнение материала, обеспечение специальным техническим и компьютерным
оборудованием для обучения песочной анимации, использование интегративно-дифференциро-
ванного подхода в обучении детей песочной анимации, развивающий диалог различных видов
искусств.
Ключевые слова: педагогические условия, творческие способности, песочная анимация, обуче-
ние, саморазвитие, наглядный материал.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN BY MEANS OF SAND ANIMATION

V. V. Levchenkov

Abstract. The article considers pedagogical conditions necessary for positive development of creative
abilities of children by means of sand animation. The article also examines such basic concepts as
pedagogical conditions, creative abilities. The article presents pedagogical conditions: active self-developing
practical activity of a student, construction of creative atmosphere through the dramatization of
the lessons of the sand, gradually increasing the complexity of the material, and the provision of expert
technical and computer equipment to teach sand animation, the use of the integrative - differentiated
approach in teaching the children sand animation, developing a dialogue between different art forms.
Keywords: pedagogical conditions, terms, creative abilities, sand animation, teaching, self-development,
visual material.

Левченков Владимир Владимирович, педагог-психолог МБ ДОУ детский сад № 51 г. Воронежа
e-mail: vovvka12@yandex.ru
Levchenkov Vladimir V., Teacher-psychologist, Municipal preschool educational institution, No. 51 kindergarten,
Voronezh
e-mail: vovvka12@yandex.ru

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ЖИВОПИСНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ван Мэй

Аннотация. Данная статья посвящена модели обучения академической живописи на основе
интегративного подхода в вузах художественно-педагогического профиля Китая и России.
Автор считает, что модель интегративного обучения – это единый художественно-твор-
ческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет будущим педагогам-художни-
кам развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию, ощущение пропор-
ций и художественной гармонии, понимание композиционных закономерностей и цветового
строя зрительного образа натуры, способствует развитию творческого мышления и овладе-
нию творческими методами работы, формирует эстетическое восприятие и вкус.
Статья предназначена студентам художественно-педагогического профиля и практикую-
щим педагогам.
Ключевые слова: художественно-педагогическое образование, академическая живопись, инте-
гративный подход, проблемное и эвристическое обучение, изобразительная грамотность.

INTEGRATIVE APPROACH TO PREPARING STUDENTS OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL PROFILE FOR PICTORIAL ART

Van Mei

Abstract. The article focuses on teaching model of academic painting based on the integrative approach
to artistic and pedagogical profile universities in China and Russia.
The author outlines that the model of integrative learning is a single artistic, creative and educational
learning process that allows future teacher – artists to develop observation, imagination, sense
of proportion and artistic harmony, understanding the composition and color system of the visual image
of nature, promotes the development of creative thinking and mastery of creative methods, forms
the aesthetic perception and taste.
This article is intended for students of artistic and pedagogical profile and practicing teachers.
Keywords: artistic and pedagogical education, academic painting, integrative approach, problematic
and heuristic learning, pictorial literacy.

Ван Мэй, аспирантка кафедры живописи художественно-графического факультета Института искусств Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: kzubrilin@mail.ru
Van Mei, Post-graduate student, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Moscow State University of
Education
e-mail: kzubrilin@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

О. П. Радынова, М. А. Антонова, Г. Л. Князева

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования оценочной деятельности студентов
в условиях организации систематической проверки знаний и интерпретаторских умений на
практических занятиях по фортепиано. Проанализированы основные функции проверки (об-
учающая, развивающая, воспитательная, организаторско-методическая), связанные с испол-
нительским и педагогическим овладением музыкальным материалом. Определены основные
методы и средства осуществления проверки на различных уровнях обучения – репродуктивных
и продуктивных. Показано, что оценочная деятельность вырабатывает осознанный, упоря-
доченный подход к музыкальному произведению, углубляет эмоциональное восприятие музыки
различных стилистических направлений, стимулирует перенос результатов инструменталь-
ного обучения в структуру будущей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Ключевые слова: оценочные действия, инструментальное обучение, репродуктивная дея-
тельность, продуктивная деятельность, комплексные задания.

FORMATION OF ESTIMATION ACTIONS OF STUDENTS IN THE COURSE OF INSTRUMENTAL TRAINING

O. P. Radynova, M. A. Antonova, G. L. Kniazeva

Abstract. The article is devoted to the issue of formation of evaluation actions of students in the systematic
examination and interpretation skills in practical sessions on the piano. Main functions of
testing (training, developing, educational, organizational and methodical), connected with performing
and pedagogical mastering of musical material are analyzed. The article defines the main methods
and means of testing at various levels of education – reproductive and productive. It is shown that
evaluative activity produces a conscious, structured approach to music composition, deepens the emotional
perception of music of various stylistic directions, stimulates the transfer of results of instrumental
learning into the structure of the future professional activity of the teacher-musician.
Keywords: estimation actions, instrumental studying, reproductive activities, productive activities,
integrated tasks.

Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетическо-
го воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета,
профессор кафедры фортепиано Московского государственного института музыки имени А. Шнитке
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department,
Moscow State University of Education, Professor, A. G. Schnittke Moscow State Institute of Music
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Антонова Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент института культуры и искусств
Московского городского педагогического университета
e-mail: mgpu2513@yandex.ru
Antonova Marina A., PhD in Education, Associate Professor, Institute of Culture and Arts, Moscow City University
e-mail: mgpu2513@yandex.ru
Князева Галина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент института культуры и искусств Москов-
ского городского педагогического университета
e-mail: tsourkis@bk.ru
Kniazeva Galina L., PhD in Education, Associate Professor, Institute of Culture and Arts, Moscow City University
e-mail: tsourkis@bk.ru

ШКАЛА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПРОФИЛЯ КАК ГРАФИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ СПОСОБ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Е. В. Ноздрякова

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме оценки уровня компетентности обу-
чающегося в системе современного образования. На сегодняшний день не существует единого
комплекса методик диагностики актуального уровня компетентности личности, предлага-
емые формы зачастую отличаются громоздкостью и сложностью. В данной работе описы-
вается графико-моделирующий способ оценки ключевых компетентностей обучающегося на
основе построения шкалы компетентностного профиля. Особенности предлагаемой методи-
ки раскрываются на примере анализа содержания и построения графика коммуникативной
компетентности. Предлагаемый способ оценки уровня компетентности личности основан
на методе само- и взаимоанкетирования с последующим выстраиванием шкалы личностного
профиля компетентности при опоре на «эталонный». Получившаяся модель наглядно демон-
стрирует качественный уровень владения компетенциями, способствуя в процессе самоанали-
за выстраиванию траектории индивидуального развития обучающегося.
Ключевые слова: оценка уровня компетентности, шкала компетентностного профиля,
коммуникативная компетентность, критериально-уровневая оценка коммуникативной
компетентности.

THE SCALE OF MEASUREMENT OF THE COMPETENCE PROFILE AS A GRAPHICAL MODELING METHOD FOR THE ASSESSMENT OF STUDENTS’ COMPETENCE

E. V. Nozdryakova

Abstract. The article is devoted to the topical problem of assessing the level of students’ competence in
the modern educational system. Nowadays there is no single set of techniques for the diagnosis of the
actual level of a person’s competence, the forms often differ in the bulkiness and complexity. The article
describes a graphical modeling method for the assessment of key competences of the student based
on designing measurement scale of the competence profile. Features of the proposed methodology are
described using the example of content analysis and plotting of chart of communicative competence.
The proposed method of assessment is based on the method of self- and inter-questionnaire followed by
design of measurement scale of personal competence profile on the basis of “reference standard”. The
resulting model clearly demonstrates the qualitative level of competence, making a contribution of the
process of self-awareness building the trajectories of individual development of the student.
Keywords: assessment of level of competence, the measurement scale of the competence profile, communicative
competence, criterion-level evaluation of communicative competence.

Ноздрякова Елена Владимировна, аспирантка кафедры воспитательных систем Государственного бюд-
жетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социально-
го управления»
e-mail: kand717@yandex.ru
Nozdryakova Elena V., post-graduate student, Educational systems Department, State budgetary educational
institution of higher professional education, Moscow region, Academy of social management
e-mail: kand717@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Н. Е. Сорокина

Аннотация. В статье приводятся примеры решения задач муниципальной методической служ-
бы, вследствие решения, что информационно-методическое сопровождение будет эффективным
только тогда, когда будет строиться по определенным этапам: диагностика, информирование,
организация и обучение. Благодаря организации работы с молодыми педагогами, функционирова-
нию школьных и районных методических объединений, сотрудничеству с высшим учебным заве-
дением, анализу участия педагогов в профессиональных конкурсах, организации дополнительных
учебных программ для обучения педагогов достигается рост эффективности деятельности муни-
ципальной методической службы. На основании всего изложенного в статье делается следующий
вывод: информационно-методическое сопровождение педагогических работников является значи-
мым элементом управления развитием инноваций, повышает эффективность каждой образова-
тельной организации и – благодаря этому - муниципальной системы образования в целом.
Ключевые слова: муниципальная методическая служба, образовательные организации, педа-
гогические работники, методическое сопровождение, коллектив, инновационная деятельность.

MAIN ACTIVITIES OF MUNICIPAL METHODICAL SERVICE

N. E. Sorokina

Abstract. The article provides examples of the solution of tasks of municipal methodical service, the investigation
of the decision that information and methodical support will be effective only when it is worked out
at certain stages: diagnostics, informing, organization and training. Thanks to the organization of work
with young teachers, functioning of school and regional methodical associations, cooperation with a higher
educational institution, the analysis of teachers’ participation in professional competitions, organization
of additional training programs for teachers, the efficiency of activity of municipal methodical service is
improved. On the basis of above stated, the following conclusion is drawn - information and methodical
support of pedagogical workers is a significant element of management of development of innovations, increases
efficiency of each educational organization as well as municipal education system in general.
Keywords: municipal methodical service, educational organizations, pedagogical workers, methodical
support, personnel, innovative activity.

Сорокина Наталия Евгеньевна, заместитель директора МБУ «ИМЦ Железнодорожного района»
e-mail: sne1987@mail.ru
Sorokina Natalia E., Deputy director, Municipal State funded institution, Information and methodical center, Zheleznodorozhny
District
e-mail: sne1987@mail.ru

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ САМБИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

А. В. Сафошин, М. К. Умаров, О. М. Полещук,
Ч. Т. Иванков, Е. Г. Комаров, С. М. Авдонин, Р. Г. Гасанов

Аннотация. Статья посвящена методическим особенностям подготовки самбистов с исполь-
зованием модульно-ситуационного подхода, который способствует развитию основных физи-
ческих качеств и психомоторных способностей борцов, а также оценке эффективности этого
подхода. Выявлена проблема формирования двигательных умений и навыков и тренировочных
воздействий с учетом индивидуально-типологических характеристик спортсменов, которая
занимает особое место в системе учебно-тренировочного процесса. Определен основной вектор
развития единоборств, направленный в сторону решения серьезных проблем тактико-техни-
ческой и физической подготовки спортсменов с учетом правил соревнований в самбо. Особен-
ности разработанной методики обучения тактико-техническим действиям самбистов свя-
заны с использованием в борьбе самбо болевых приемов и их применением в положении лежа,
что требует развития базовых физических качеств и психомоторных способностей борцов
– фундамент спортивного мастерства. Включение в содержание учебно-тренировочного про-
цесса логических компонентов, а также нечеткой регрессионной модели способствует раци-
ональному управлению процессом подготовки самбистов и совершенствованию тактико-тех-
нических действий борцов самбо в соревновательной деятельности.
Ключевые слова: самбо, единоборство, динамические ситуации, тактико-технические дей-
ствия, методика, учебно-тренировочный процесс.

METHODS OF TRAINING SAMBO WRESTLERS USING MODULAR AND SITUATIONAL APPROACH AND ASSESSMENT OF ITS EFFICIENCY

A. V. Safoshin, M. K. Umarov, O. M. Poleshchuk,
Ch. T. Ivankov, E. G. Komarov, S. M. Avdonin, R. G. Gasanov

Abstract. The article is dedicated to the methodological peculiarities of training sambo wrestlers
using module-situational approach that allows to enhance the development of basic physical qualities
and psychomotor abilities of fighters, as well as assessing the effectiveness of this approach. The
problem of forming movement skill and abilities and training impact, taking into account individual
and typological characteristics of athletes, which hold a specific place in the system of educational
and training process is identified. The main vector of development of martial arts directed towards
addressing the serious problems of tactical, technical and physical training of athletes considering the
rules of competitions in Sambo is identified. Features of the developed method of training tactical and
technical actions of sambo wrestlers are connected with the use of painful holds and their application
in a prone position that demands development of basic physical qualities and psychomotor abilities of
fighters which lay the foundation for athletic skills. The incorporation of logical components into the

content of the training process as well as indistinct regression model contributes to the management of
the process of training the wrestlers and improving their tactical and technical actions in competitive
activity.
Keywords: sambo, martial art, dynamic situations, tactical and technical actions, methods, training
process.

Сафошин Александр Викторович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теоретических ос-
нов физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета
e-mail: av.safoshin@mpgu.edu
Safoshin Alexandr V., PhD in Education, Professor, Theoretical bases of physical training and sports Department,
Moscow State University of Education
e-mail: av.safoshin@mpgu.edu

Умаров Мухамед Курешевич, доцент кафедры физической культуры и спорта Московского государствен-
ного технического университета им. Н. Э. Баумана
e-mail: murad-u@mail.ru
Umarov Mukhamed K., Associate Professor, Physical training and sports Department, Moscow State Technical
University named after N. E. Bauman
e-mail: murad-u@mail.ru
Полещук Ольга Митрофановна, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры высшей матема-
тики Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана
e-mail: poleshchuk@mgul.ac.ru
Poleshchuk Olga M., ScD in Engineering, Professor, Mathematics Department, Moscow State Technical University
named after N. E. Bauman, Mytishchi branch
e-mail: poleshchuk@mgul.ac.ru
Иванков Чингис Тагирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физи-
ческой культуры и спорта Московского педагогического государственного университета
e-mail: cht.ivankov@mpgu.edu
Ivankov Chingis T., ScD in Education, Professor, Theoretical bases of physical training and sports Department,
Moscow State University of Education
e-mail: cht.ivankov@mpgu.edu
Комаров Евгений Геннадиевич, доктор технических наук, профессор кафедры информационно-измери-
тельных систем и технологии приборостроения Мытищинского филиала Московского государственного
технического университета им. Н. Э. Баумана
e-mail: komarov@mgul.ac.ru
Komarov Evgeniy G., ScD in Engineering, Professor, Information-measuring systems and technologies of engineering
physics Department, Moscow State Technical University named after N. E. Bauman, Mytishchi branch
e-mail: komarov@mgul.ac.ru
Авдонин Сергей Михайлович, доцент кафедры физического воспитания Московского государственного
технического университета имени Н. Э. Баумана
e-mail: sambo1954@mail.ru
Avdonin Sergey M., Associate Professor, Physical Training Department, N. E. Bauman Moscow State Technical
University
e-mail: sambo1954@mail.ru
Гасанов Руслан Гурбанович, аспирант Московского педагогического государственного университета
e-mail: gasanov89@mail.ru
Gasanov Ruslan G., Post-graduate student, Moscow State University of Education
e-mail: gasanov89@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ

А. З. Рудман

Аннотация. В статье раскрыт вопрос, актуальность которого несомненна. Наряду с геноци-
дом мировая история знает и не столь явные формы этнической дискриминации.
В данной статье рассказывается о том, как на основе работы с источниками познакомить
обучающихся с еще одной трагической страницей истории еврейского народа, жившего в Рос-
сийской империи при Николае I.
В 1827 г. Николай I распространил рекрутскую повинность на евреев, введя повышенную
норму. Малолетних – с двенадцати до восемнадцати лет – направляли в батальоны и школы
кантонистов «для приготовления к военной службе». Эти годы не засчитывали в 25-летний
армейский срок.
Военной службе придавали значение «воспитательной меры». Целью указа также было
уменьшить количество иноверцев (иудеев) и обратить их в христианство.
В статье анализируются документальные свидетельства очевидцев, людей разных вероиспо-
веданий и национальностей (Ехезкеля Котика, А. И. Герцена и В. А. Гиляровского).
Ключевые слова: кантонист, евреи, дискриминация, Николай I, личностные результаты
обучающихся.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF SOURCES DURING THE STUDY OF RUSSIAN HISTORY IN THE EDUCATIONAL PROCESS

A. Z. Rudman

Abstract. The article reveals the issues which are relevant even in our days. Along with the genocide,
the world history knows about the less obvious forms of ethnic discrimination.
The article provides information on how to acquaint students with one of most tragic pages in the
history of Jews who lived in the Russian Empire during the rule of Nikolay I using the sources in their
studies.
In 1827 Nikolay I spread the conscription of Jews introducing higher standards.
For all cantonists their 25-year term of service began after they reached the age of 18 and was distributed
into the army, but Jewish boys were taken for cantonists at the age of 12.
The main goal behind the compulsory military service was the integration of Jews into Russian society
(effectively to the detriment of their religious and national identities).
The article presents documentary evidence of the witnesses, people of different nationality and religion
(Y. Kotik, A. I. Gerzen, V. A. Gilayarovski).
Keywords: cantonist, Jews, discrimination, Nicholas I, personality results of students.

Рудман Анна Зольевна, аспирант кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ин-
ститута гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета
e-mail: channy@mail.ru
Rudman Anna Z., Post-graduate student, Methods of teaching History and Law Department, Institute of the Humanities
and Management, Moscow City University
e-mail: channy@mail.ru