Полезные ссылки
Словари
ОТРАЖЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Б. А. Райзберг, В. И. Ерошин
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения качества образования и их отражению в
стратегических документах Российской Федерации. В данном аспекте рассматривается рос-
сийское законодательство об образовании, анализируется структура государственных про-
грамм Российской Федерации и входящих в их состав Федеральных целевых программ. Отме-
чается ведущая роль государственных программ РФ как верхнего звена всей системы целевых
программ и главного инструмента выражения и реализации государственной политики, вы-
полнения ключевых функций государственного управления экономикой и социальной сферой.
Ключевые слова: качество образования, управление качеством образования, инструменты
обеспечения качества образования, стратегическое планирование, программно-целевое плани-
рование, федеральные целевые программы (ФЦП), государственные программы РФ, инноваци-
онные проекты развития образования, комплексные программные проекты.
REFLECTION OF THE TASKS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE STRATEGIC STATE DOCUMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION
B. A. Raisberg, V. I. Eroshin
Abstract. The article is dedicated to the issues of enhancing the quality of education and their reflection
in the strategic documents of the Russian Federation. In this aspect, it also considers the Russian
legislation on education, analyzes the structure of state programs and their constituent federal
programs. The leading role of state programs of the Russian Federation as the top level element of the
entire system of the target programs and the main instrument for the expression and realization of the
state policy, implementation of the key functions of state management of the economy and social sphere
is noted.
Keywords: quality of education, management of quality of education, quality assurance tools in education,
strategic planning, program-target planning, the Federal target program, state program of the
Russian Federation, innovative projects of education development, comprehensive program projects.
Райзберг Борис Абрамович, доктор экономических наук, профессор, почетный член РАЕН, главный науч-
ный сотрудник Института макроэкономических исследований Министерства экономического развития РФ
e-mail: bar@isr.ru
Raisberg Boris A., ScD in Economics, Professor, honorary member, Academy of Natural Sciences, chief researcher,
Institute of macroeconomic research, Ministry of economic development, Russian Federation
e-mail: bar@isr.ru
Ерошин Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Российской ака-
демии образования, главный научный сотрудник НИЦ Московского психолого-социального университета
e-mail: vi.eroshin@yandex.ru
Eroshin Vladimir I., ScD in Economics, Professor, Corresponding member, Russian Academy of Sciences, chief
researcher, Center for Scientific Research, Moscow Psychological and Social University
e-mail: vi.eroshin@yandex.ru
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СФЕРЫ УСЛУГ: ПРОГНОЗНЫЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ РОССИИ
А. В. Кашепов
Аннотация. В статье дается отраслевая характеристика сферы услуг на основе теории по-
стиндустриального общества. Выделяются отрасли, которые должны быть включены при
анализе численности занятых в сфере услуг. Автор применяет разработанную им методику
расчета и обосновывает прогнозный сценарий численности занятых в сфере услуг, включая
сферу образования, на период до 2030 г. Обосновывается вывод о том, что общая численность
и доля в рабочей силе страны работников сферы услуг существенно вырастут к 2030 г. При
этом уровень занятости в сфере услуг в общей численности рабочей силы приблизится к 70%.
Это доказывает, что в российской экономике проявляются тенденции, свойственные постин-
дустриальным экономикам.
Ключевые слова: сфера услуг, постиндустриальная экономика, занятость, прогнозы числен-
ности занятых, уровень занятости, численность занятых в образовании.
POTENTIAL OF THE HUMAN RESOURCES IN SERVICES SECTOR: FORECAST SCENARIO FOR RUSSIA
A. V. Kashepov
Abstract. The article provides information on the industry characteristics of the service sector based
on the theory of the post-industrial society. The author identifies the branches, which should be included
in the analysis of the employment in the service sector. The author uses a methodology developed by
him for calculating the number of the employed people .He justifies the forecast scenario of employment
in the service sector, including the educational area for the period up to 2030. The conclusion is that
the total number and percentage of labor service workers of the country will grow significantly in 2030.
The employment rate in a services sector in the total number of labor will approach 70%. This proves
that in the Russian economy there are tendencies inherent to post-industrial economies.
Keywords: services sector, post-industrial economy, employment, forecasts of number of employees,
employment rate, number of employees in education.
Кашепов Алексей Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической тео-
рии и менеджмента Московского педагогического государственного университета
e-mail: etm@mpgu.edu
Kashepov Aleksey V., ScD in Economics, Professor, Economic Theory and Management Department, Moscow
State University of Education
e-mail: etm@mpgu.edu
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Е. Д. Платонова, М. В. Николаев, Е. Н. Акимова
Аннотация. В статье обосновывается необходимость укрепления системы государственной
поддержки инновационного предпринимательства путем включения институтов развития.
Проанализирован опыт стран, входящих в Европейский союз (ЕС), с позиции создания условий
для ускоренного развития инновационной сферы экономики. В сфере финансирования иннова-
ционного бизнеса в российской экономике выделена трехуровневая система институтов раз-
вития: федеральный, региональный и межгосударственный (Евразийский экономический союз,
Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС). Выделяются федеральные институты
развития, функции которых соответствуют задачам обеспечения финансирования и софи-
нансирования инновационного предпринимательства. Особую роль в финансировании инно-
вационных проектов играют институты развития с государственным участием во главе с
Внешэкономбанком. Делается вывод о необходимости совершенствования системы государ-
ственных институтов развития в российской экономике в направлении концентрации фи-
нансовых ресурсов на ключевых инвестиционных проектах, определяющих перспективы инно-
вационного развития страны.
Ключевые слова: институты развития, экономический рост, инновационная экономика,
инвестиции, софинансирование инновационных проектов, Внешэкономбанк, институты раз-
вития в Евросоюзе, федеральные институты развития России.
INSTITUTES OF DEVELOPMENT AS FACTORS OF ECONOMIC GROWTH IN THE INNOVATIVE ECONOMY
E. D. Platonova, M. V. Nikolaev, E. N. Akimova
Abstract. The article deals with the necessity of strengthening the system of state support of innovative
entrepreneurship through the inclusion of development institutions The article analyzes the experience
of countries members of the European Union from the standpoint of creating the conditions
for accelerated development of innovative sectors of the economy. The innovation environment of the
Russian economy consists of a three-tier system of the development institutions: Federal, Regional and
Interstate (Eurasian Economic Union, the Shanghai Cooperation Organization, and BRICS). Authors
have identified the Federal institutions of the Russian economy. Those institutions have the functions
to provide an adequate financing and co-financing of innovative entrepreneurship. A special role in
financing of the innovative projects is played by the development institutes with the state participation
led by Vnesheconombank. The conclusion is made about the need to improve the system of state institutions
of the Russian economy in the direction of financial concentration of resources on key investment
projects, determining the perspectives of innovation development of the country.
Keywords: development institutions, economic growth, innovation economy, investment, co-financing
of innovative projects, Vnesheconombank, development institutions in the European Union, Federal
development institutions of Russia.
Платонова Елена Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и
менеджмента Московского педагогического государственного университета
e-mail: ed.platonova@mpgu.edu
Platonova Elena D., ScD in Economics, Professor, Economic Theory and Management Department, Moscow State
University of Education
e-mail: ed.platonova@mpgu.edu
Николаев Максим Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории
и менеджмента Московского педагогического государственного университета
e-mail: mvnik1976@mail.ru
Nikolaev Maxim V., PhD in Economics, Associate Professor, Economic Theory and Management Department,
Moscow State University of Education
e-mail: mvnik1976@mail.ru
Акимова Елена Николаевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и
менеджмента Московского педагогического государственного университета
e-mail: chair.etm@bk.ru
Akimova Elena N., ScD in Economics, Professor, Economic Theory and Management Department, Moscow State
University of Education
e-mail: chair.etm@bk.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
В. В. Чеха
Аннотация. Статья посвящена исследованию механизма регулирования получения иностран-
ными гражданами высшего образования за счет бюджетных ассигнований соответствующего
бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральны-
ми законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных
граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: международный договор, квота, обучение иностранных граждан, бюджет,
образование.
ORGANIZATION OF TRAINING OF FOREIGN CITIZENS IN HIGHER EDUCATION PROGRAMS AT THE EXPENSE OF BUDGETARY FUNDS IN RUSSIA
V. V. Chekha
Abstract. The article deals with the mechanism of regulation for foreigners to obtain higher education
at the expense of budgetary allocation of the corresponding budget in accordance with the international
treaties of the Russian Federation, Federal laws or by the quota established by the Government
of the Russian Federation for education of foreign citizens in the Russian Federation.
Keywords: international treaty, quota, training of foreign citizens, budget, education.
Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, начальник управления сотрудничества в сфере обра-
зования и науки Россотрудничества, профессор кафедры управления образовательными системами Инсти-
тута социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета
e-mail: Tschecha77@list.ru
Chekha Vadim V., PhD in Jurisprudence, Head, Department of cooperation in education and science, Rossotrudnichestvo,
Professor, Educational systems management Department, Institute of Social Studies and Humanities,
Moscow State University of Education
e-mail: Tschecha77@list.ru
О РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
О. В. Поликашина
Аннотация. Данная статья посвящена актуальным проблемам профилактики правонаруше-
ний несовершеннолетних в образовательных организациях в связи с принятием Федерального
закона № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонарушений
в Российской Федерации». Автором предпринята попытка рассмотреть субъектов профилак-
тики правонарушений несовершеннолетних, однако значительное место в статье отводится
образовательным организациям, в частности школам. При этом указывается, что Федераль-
ный закон № 182-ФЗ от 23 июня 2016 года «Об основах системы профилактики правонаруше-
ний в Российской Федерации» не уделяет должного внимания школам.
Ключевые слова: несовершеннолетний, образовательная организация, профилактика право-
нарушений, меры профилактики.
ON THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY
O. V. Polikashina
Abstract. The article is devoted to topical problems of prevention juvenile delinquency in educational
institutions due to the adoption of the Federal law № 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime
prevention system in the Russian Federation». The author attempts to examine the subjects of prevention
of offenses of minors, however, a significant place is given to educational organizations, particularly
schools. It is indicated that Federal law No. 182-FZ of 23 June 2016 „On the basis of crime
prevention system in the Russian Federation” is not paying proper attention to schools.
Keywords: juvenile, educational organization, prevention of crime, prevention measures.
Поликашина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дис-
циплин Московского педагогического государственного университета
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu
Polikashina Olga V., PhD in Law, Associate Professor, Criminal Law Disciplines Department, Moscow State University
of Education
e-mail: ov.polikashina@mpgu.edu
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ»: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
А. Н. Арзамаскин
Аннотация. Стремительное развитие общественных отношений в современном мире вызы-
вает необходимость совершенствования не только форм взаимодействия между участника-
ми, но и разработки нового подхода к управлению. Назрела необходимость теоретического ос-
мысления понятия «правовое обеспечение», активно используемого, но не нашедшего должного
отражения в теории права. В статье дается авторское определение понятия «правовое обе-
спечение», перечисляются присущие ему черты и составные элементы. Дается соотношение
«правового обеспечения» с известным в теории права «правовым регулированием».
Ключевые слова: правовое обеспечение, правовое регулирование, правовое воздействие, совер-
шенствование управления общественными отношениями.
DEFINITION OF THE CONTENT „LEGAL SUPPORT”: FORMULATION OF THE PROBLEM
A. N. Arzamaskin
Abstract. Rapid development of social relations in the world today inevitably entails the need to improve
not only the forms of interaction between the participants, but also to develop a new approach to
management. There is a need to theoretically understand the concept of „legal support” that is actively
used but not duly reflected in the theory of law. The article presents the definition of the concept of „legal
support”, lists the inherent features and components. It also considers the correlation between the
concepts of „legal support” and the well-known theory of law „legal regulation”.
Keywords: legal support, legal regulation, legal impact, improvement of public relations management.
Арзамаскин Алексей Николаевич, аспирант кафедры теории и истории государства и права, юридическо-
го факультета Ульяновского государственного университета
e-mail: alexarzamaskin@gmail.com
Arzamaskin Aleksey N., Post-graduate student, Theory and History of State and Law Department, Law Faculty,
Ulyanovsk State University
e-mail: alexarzamaskin@gmail.com
НАРУШЕНИЯ ПРАВ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С. Ю. Гореликов
Аннотация. Сегодня некоторые правовые нормы, касающиеся сферы образования, на практи-
ке как бы перешли в разряд «всего лишь рекомендательных». В дошкольных образовательных
организациях (ДОО) массово встречаются нарушения Трудового кодекса Российской Федерации
(ТК РФ) и санитарно-эпидемиологических нормативов (СанПиН). Конечно, это можно отча-
сти объяснить сложной экономической ситуацией. В стране просто нет денег, чтобы одно-
временно выполнять некогда взятые правительством социальные обязательства (к приме-
ру, ликвидировать очереди в детские сады) и следовать некогда принятым правовым нормам.
И, улавливая тренд, руководители государственных бюджетных образовательных учреждений
(ГБОУ) мало заботятся об неукоснительном соблюдении ТК РФ и СанПиН. Так как, в связи с
отсутствием заинтересованности у вышестоящих организаций в выявлении нарушений и от-
сутствием независимого контроля, такие несоблюдения или нарушения зачастую остаются
«внутренним делом» учреждения, никаких санкций в отношении руководителей-нарушителей
не следует. Такая порочная практика развращает руководителей ГБОУ и, кроме всего проче-
го, готовит благодатную почву для культивирования правового нигилизма в педагогическом
сообществе, что весьма и весьма опасно, ведь это, в конечном итоге, подрывает национальную
безопасность России. Не признающий законов страны педагог не способен воспитать ее па-
триотов. В данной работе автор вскрывает механизм реальных правонарушений в одной из
наблюдаемых им дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: воспитатель, дошкольное образовательное учреждение, образовательный
комплекс, коррупция, закон.
VIOLATIONS OF THE RIGHTS OF PRESCHOOL TEACHERS
S. Yu. Gorelikov
Abstract. Today, some legal provisions relating to education, in practice, however, have moved into
the category of „just a recommendation.” In preschool educational institutions one may find mass
violations of the Labor Code of the Russian Federation and sanitary and epidemiological norms. Of
course, this can be partly explained by the difficult economic situation. The country simply cannot
afford to simultaneously perform, once taken by the government, social obligations (for example, to
eliminate the queue in kindergartens) and follow, once adopted, legal norms. And, catching the trend,
the leaders of the state budget educational institution care little about strict compliance with the labor
code and sanitary and epidemiological norms Since, due to the lack of interest from the parent
organizations in identifying violations and the lack of independent oversight, such non-compliances or
violations often remain as an “internal affair” of institutions. There are no sanctions against offending
executives. This vicious practice corrupts managers of state budget educational institutions and,
among other things, is preparing a fertile ground for the cultivation of legal nihilism in the pedagogical
community. That is really very dangerous, because it ultimately undermines the national security
of Russia. The teacher, who doesn’t recognize the Laws of the Country, is not able to raise patriots. In
the article the author reveals the mechanism of real offenses in one of the pre-school educational organizations
under observation.
Keywords: teacher, preschool educational institution, educational complex, corruption, law.
Гореликов Сергей Юрьевич, аспирант Академии труда и социальных отношений
e-mail: sergeygorelikov@mail.ru
Gorelikov Sergey Yu., post-graduate student, Academy of Labor and Social Relations
e-mail: sergeygorelikov@mail.ru
О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Л. Семенов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации Концепции развития матема-
тического образования в Российской Федерации, принятой в конце 2013 г. В частности, рас-
сматриваются тенденции в развитии нормативной базы, ЕГЭ, подготовке учителей, созда-
нии научно-образовательных математических центров.
Ключевые слова: математическое образование, образовательные стандарты, ЕГЭ, подго-
товка учителей, научно-образовательные математические центры.
ON THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF MATHEMATICAL EDUCATION
A. L. Semyonov
Abstract. The article deals with the issues of implementation of the concept of development of mathematical
education in the Russian Federation, adopted in late 2013. In particular, trends in the development
of the regulatory framework, Unified State exam, teacher training, creation of scientific and
educational math centers are considered.
Keywords: mathematical education, educational standards, Unified State Exam, teacher training,
scientific and educational math centers
Семенов Алексей Львович, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО,
профессор кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова
e-mail: alsemenov@mpgu.edu
Semyonov Aleksey L., ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician, Russian Academy of Science,
Academician, Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department,
Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University
e-mail: alsemenov@mpgu.edu
НЕПРЕРЫВНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ – ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
А. И. Жук
Аннотация. В статье раскрыта специфика непрерывного педагогического образования как
ключевого фактора устойчивого социокультурного развития. В качестве механизма обеспе-
чения непрерывности подготовки педагогических кадров рассматривается кластерная форма
взаимодействия ее субъектов. Охарактеризован созданный в Республике Беларусь учебно-на-
учно-инновационный кластер непрерывного педагогического образования. Указаны уровни под-
готовки педагогических кадров, обозначены нововведения в системе непрерывного педагогиче-
ского образования на каждой ступени. Отмечены принципы развития педагогического обра-
зования Республики Беларусь: системности, непрерывности и преемственности. Обозначена
важность разработки научного, методического и организационного сопровождения, обеспечи-
вающего стабильность и устойчивость развития педагогического образования в республике.
Обосновывается необходимость формирования позитивного имиджа профессии педагога в
общественном сознании, проведения целенаправленной работы по повышению престижа пе-
дагогического образования. Определены приоритетные задачи функционирования системы не-
прерывного педагогического образования.
Ключевые слова: непрерывное педагогическое образование, учебно-научно-инновационный
кластер, принципы развития педагогического образования, педагогические классы, престиж
педагогического образования.
CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS – A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY
A. I. Zhuk
Abstract. The article deals with the specifics of continuous pedagogical education as a key factor for
sustainable social and cultural development. As a mechanism to ensure the continuity of teacher’s
training it is considered a form of cluster interaction of its subjects. The article defines the training,
research and innovation cluster of continuous pedagogical education which was created in the
Republic of Belarus. The article specifies the levels of training, of teaching stuff and highlights innovations
in the system of continuous pedagogical education at every stage. The principles of pedagogical
education of the Republic of Belarus: the systems, continuity and succession are presented. The
article also notes the importance of developing scientific, methodical and organizational support,
ensuring stability and sustainable development of teacher’s education in the country. The necessity
of creating a positive image of the teaching profession in the public consciousness, of purposeful work
to enhance the prestige of teacher’s education. The priority tasks of the operation of the continuous
pedagogical education are defined.
Keywords: continuous teacher training, educational research and innovation cluster, principles of
development of pedagogical education, pedagogical classes, prestige of teacher training
Жук Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор, ректор Белорусского государственно-
го педагогического университета им. М. Танка, г. Минск
e-mail: rector@bspu.by
Zhuk Aleksandr I., ScD in Education, Professor, Rector, M. Tank Minsk State Pedagogical University
e-mail: rector@bspu.by
ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ: ОБЗОР ПРАКТИК, МЕТОДОВ, ИНСТРУМЕНТОВ
Л. Е. Курнешова, Д. В. Дыдзинская
Аннотация. В статье представлены результаты анализа существующих подходов, практик,
методов и инструментов по оценке профессиональных компетенций педагогов. Проведен ана-
лиз публикаций, разделенных на три группы: публикации, представляющие различные клас-
сификации профессиональных компетенций педагогов, описывающие опыт оценки отдельных
компетенций педагогов, а также публикации, раскрывающие вопрос применения различных
инструментов диагностики компетенций. Представлена систематизация международных,
общероссийских и региональных практик по оценке деятельности педагогов. Особое внимание
уделяется подходам и публикациям, раскрывающим вопросы диагностики компетенций в со-
ответствии с профессиональным стандартом педагога.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, повышение квалификации педагога,
профессиональные компетенции педагога, диагностика компетенций, методы и инструменты
диагностики.
DIAGNOSTIC OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCIES IN ACCORDANCE WITH PROFESSIONAL STANDARD: OVERVIEW OF PRACTICE, METHODS, TOOLS
L. E. Kurneshova, D. V. Dydzinskaya
Abstract. The article presents the overview of contemporary approaches, practices, methods and tools
for the evaluation of teacher’s professional competencies. Three types of publications have been analyzed:
those that give classifications of teachers’ professional competencies, the ones that describe the
practice of diagnostic of different competencies and the publications which describe implementation of
various instruments for competencies’ diagnostic. The systematization of international, Russian and
regional practices on teachers’ evaluation is presented. The special attention is paid to the approaches
and publications that correlate with the Teacher’s professional standard.
Keywords: teacher’s professional standard, teacher professional training, professional competencies
of teachers, diagnostic of competencies, methods and instruments of diagnostic.
Курнешова Лариса Евгеньевна, доктор педагогических наук, советник при ректорате Московского инсти-
тута открытого образования
e-mail: kurneshovale@mioo.ru
Kurneshova Larisa E., ScD in Education, Counselor, Moscow Institute of Open Education
e-mail: kurneshovale@mioo.ru
Дыдзинская Дарья Владимировна, кандидат политических наук, заместитель директора департамента
развития профессионального образования и науки Национального фонда подготовки кадров (НФПК)
e-mail: dydzinskaya@mail.ru
Dydzinskaya Daria V., ScD in Political Science, Deputy Head, Department of National Training Foundation (NTF)
e-mail: dydzinskaya@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
В ОБЛАСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕПОДАВАЕМЫХ ДИСЦИПЛИН
Г. В. Глинкина
Аннотация. В статье представлены аргументы, обосновывающие актуальность подготовки
педагогов в процессе повышения классификации в области структурирования предметного со-
держания преподаваемых учебных дисциплин. Овладение педагогами такими умениями обу-
словлено низким качеством содержания учебников, а также необходимостью развивать у об-
учаемых умение структурировать знания. Это послужило основанием для постановки цели
исследуемой проблемы: разработать организационно-педагогическое обеспечение процесса по-
вышения квалификации педагогов в области структурирования предметного содержания пре-
подаваемых дисциплин. На основе цели был определен ряд задач, средства и степень достиже-
ния которых описаны в данной статье.
Раскрываются особенности организационно-педагогического обеспечения, разработанного
для реализации такой подготовки педагогов и включающего важные структурные компонен-
ты, способствующие развитию профессиональных умений в исследуемой области педагогиче-
ской деятельности: содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регу-
лятивный.
Проведен анализ степени разработанности проблемы формирования у педагогов профессио-
нального умения структурировать предметное содержание преподаваемых дисциплин, в ре-
зультате чего была описана сущность структурирования предметного содержания, выявлены
факторы, влияющие на процесс развития у педагогов специальных умений, разработана про-
грамма повышения квалификации педагогов и условия, реализация которых позволит достичь
планируемых результатов в исследуемой области профессиональной деятельности.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, организационно-педагогическое обеспе-
чение, структурирование предметного содержания, профессиональные умения, факторы, ком-
поненты (содержательно-целевой, операционально-деятельностный, оценочно-регулятивный).
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE FIELD OF STRUCTURING THE CONTENT AREA OF THE DISCIPLINES THEY TEACH
G. V. Glinkina
Abstract. The article presents the arguments supporting the relevance of teacher’s training in the field
of structuring of the content area of academic disciplines they teach. The need for the teachers to master
such skills is based on low-quality content of textbooks and on the necessity to develop the skills of
knowledge structuring in the trainees. This has formed the basis for setting the objective of the problem
under study: developing organizational and pedagogical support for the process of advanced training
of the teachers in the field of structuring of content area of academic disciplines. Based on the objective,
a number of tasks have been defined, the methods and the extent of achievement of which are described
in the article.
The peculiarities of the organizational and pedagogical support developed for realization of such
training including important structural components contributing to the development of professional
skills in the field of pedagogical activity under study are specified, namely content and target, operational
and activity-related, evaluative and regulatory components.
The analysis of the extent of the development of the problem of formation of teachers’ professional
skills to structure the content area of academic disciplines has been carried out. As a result, the essence
of structuring of the content area has been described; the factors influencing the process of development
of teachers’ specialized skills have been determined; the program of advanced training for teachers and
conditions the realization of which will allow to achieve planned results in the field of professional
activity under study have been developed.
Keywords: advanced training of teachers, organizational and pedagogical support, structuring of
content area, professional skills, factors, components (content and target, operational and activityrelated,
evaluative and regulatory).
Глинкина Галина Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествоз-
нания, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии Красноярского краевого института
повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
e-mail: GalinaGlinkina@yandex.ru
Glinkina Galina V., PhD in Education, Professor, Russian Academy of Natural science, Associate Professor, General
and Special Pedagogy and Psychology Department, Krasnoyarsk Regional Institute of Professional Development
and Retraining of Educational workers
e-mail: GalinaGlinkina@yandex.ru
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА: ПРОБЛЕМЫ, МОДЕЛЬ, АЛГОРИТМ
И. В. Лопаткова
Аннотация. Статья посвящается описанию авторской модели содержания психолого-пе-
дагогического образования студентов художественно-графического факультета, созданной
на основе анализа особенностей сочетания целевых личностных и профессиональных ком-
петенций учителей изобразительного искусства, специфики их профессиональной деятель-
ности, задач, которые определяются федеральным государственным образовательным
стандартом; приводится комплекс технологических решений и алгоритм организации об-
разовательной среды по реализации данной модели, основанный на интеграции авторского
метода художественного поля, технологий информационного и личностно развивающего
обучения.
Ключевые слова: содержание образования, личность, образовательная технология, модель
образования, субъект образования, проблемная организация образовательной среды, модуль,
художественно-творческая деятельность, художественное поле, информационные технологии,
алгоритм организации.
THE CONTENT OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION OF THE FUTURE TEACHERS OF FINE ARTS: PROBLEMS, MODEL, ALGORITHM
I. V. Lopatkova
Abstract. The article is devoted to the description of the author’s model of the content of psychological
and pedagogical education of students of art-graphic faculty, based on the analysis of the characteristics
of combination of targeted personal and professional competences of teachers of fine art, the specifics
of their professional activities, tasks, which are determined by the Federal state educational standard;
provides complex technology solutions and an algorithm for the organization of the educational
environment for the implementation of this model, based on the integration of the author’s method of
artistic fields, information technologies and personal development training.
Keywords: educational content, personality, educational technology, educational model, the subject of
education, problem organization of the educational environment, module, artistic and creative activity,
artistic field, information technology, algorithm of organization.
Лопаткова Ирина Викторовна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологической ан-
тропологии Института детства Московского педагогического государственного университета
e-mail: ilopatkova@mail.ru
Lopatkova Irina V., ScD in Psychology, Professor, Psychological Anthropology Department, Institute of Childhood,
Moscow State University of Education
e-mail: ilopatkova@mail.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. А. Боргояков
Аннотация. В статье показано, что стратегическим направлением социокультурной мо-
дернизации этнокультурного образования в условиях реализации современной национальной
политики государства является развитие и формирование позитивной этнокультурной
идентичности личности как структурной составляющей гармоничной общероссийской иден-
тичности. Обосновано, что теоретико-методологическими основаниями разработки моделей
этнокультурного образования являются положения концепции интернационализации, социо-
культурного, системного, этнокультурного, аксиологического и компетентностного подходов.
Ключевые слова: национальная политика, гражданская идентичность, этнокультур-
ная идентичность, этнокультурное образование, интернационализация, методологические
подходы.
THE CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION
S. A. Borgoyakov
Abstract. The article shows that the strategic direction of socio-cultural modernization of ethno-cultural
education within the implementation of the modern national policy of the state is the development
and foundation of positive ethno-cultural identity of a person as a structural element of harmonious
Russian national identity. The article substantiates that the theoretical and methodological basis
of development of the models of ethno-cultural education is the concepts of internationalization, as well
as socio-cultural, systemic, ethno-cultural, axiological and competency approaches.
Keywords: national policy, civil identity, ethno-cultural identity, ethno-cultural education, internationalization,
methodological approaches.
Боргояков Сергей Александрович, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник лаборато-
рии анализа состояния и перспектив развития образования РАО, почетный работник высшего профессио-
нального образования РФ
e-mail: borgsergey@rambler.ru
Borgoyakov Sergey A., ScD in Education, Senior Researcher, Laboratory of analysis of conditions and prospects
of development of education, Russian Academy of Education, Honorary worker, Higher professional education of
the Russian Federation
e-mail: borgsergey@rambler.ru
ТУРБИОН-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Т. Е. Веденеева, А. С. Синельникова
Аннотация. В данной статье рассматривается применение турбион-технологии в целях
совершенствования метода проектов в НОУ СОШ «Интеграция». Также проводится анализ
реализации в этой школе комплексно-целевой программы проектной технологии в услови-
ях точечной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся
конкретные примеры учебных достижений учащихся. Результаты исследовательской и про-
ектной деятельности обучающихся в рамках турбион-цикла дополняют теорию и методику
образования, воспитания и развития детей школьного возраста, в соответствии с совре-
менными концепциями образования, способствующими индивидуализации образовательного
процесса.
Ключевые слова: методика «Турбион-технология», проектно-исследовательская деятель-
ность, методическая разработка, «турбион-цепочка», безбарьерное образовательное про-
странство, инновационный ресурс саморазвития, межпроектные связи.
“TOURBILLON TECHNOLOGY” AS A WAY OF EFFICIENCY INCREASING OF PROJECTS METHOD
T. E. Vedeneeva, A. S. Sinelnikova
Abstract. The article deals with the implementation of “tourbillon technology” for project method
improvement in Moscow private secondary school “Integration”. It also analyses the realization of
complex and target method of “tourbillon technology” in terms of disabled students point integration.
Students’ educational achievements at the school are given. The outcomes of studying, using tourbillon
cycle, supplement with educational theory and methods, in accordance with up-to-date educational
conceptions.
Keywords: method of “tourbillon technology”, project and research activities, methodical elaboration,
“tourbillon-chain”, open educational space, innovative resource of self-development, inter-project
relation.
Веденеева Татьяна Евгеньевна, доцент кафедры контрастивной филологии Московского педагогического
государственного университета, старший методист НОУ СОШ «Интеграция»
e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
Vedeneeva Tatyana E., Associate Professor, Comparative Philology Department, Moscow State University of Education,
Senior Methodist, Private Secondary School “Integration”
e-mail: t.e.vedeneeva@mail.ru
Синельникова Анастасия Сергеевна, аспирантка кафедры контрастивной филологии Московского педа-
гогического государственного университета, учитель русского языка и литературы НОУ СОШ «Интеграция»
e-mail: sinelnikovanastea@gmail.com
Sinelnikova Anastasiya S., Post-graduate student, Comparative Philology Department, Moscow State University
of Education, teacher of Russian language and Literature, Private Secondary School “Integration”
e-mail: sinelnikovanastea@gmail.com
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ЛЕКСИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КИТАЕ
В. Д. Янченко, Го Шилэй
Аннотация. В статье рассматривается одна из актуальных проблем современной методики
преподавания русского языка как иностранного: эффективная организация работы китай-
ских студентов со спортивной лексикой. Предложены разнообразные упражнения, способству-
ющие более прочному усвоению китайскими студентами тематической спортивной лексики
и ее переводу из пассивного словаря в активный.
Ключевые слова: спортивная лексика, летние виды спорта, зимние виды спорта, русский
язык как иностранный, обучение китайских студентов, прием сопоставления.
THE ISSUE OF LEARNING SPORT VOCABULARY AT RUSSIAN LANGUAGE CLASSES IN CHINA
V. D. Yanchenko, Guo Shilei
Abstract. The article considers one of the up-to-date issues of the modern methods of teaching Russian
as a foreign language: setting the practice of dealing with sport vocabulary for Chinese students.
The article offers various activities which contribute to the effective acquisition of sport vocabulary by
Chinese students and its transfer from passive into active vocabulary.
Keywords: sport vocabulary, summer sports, winter sports, Russian as a foreign language, teaching
Chinese students, juxtaposition.
Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподава-
ния русского языка, декан факультета русского языка и межкультурной коммуникации для иностранных
граждан Московского педагогического государственного университета
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Yanchenko Vladislav D., ScD in Education, Professor, Theory and practice of teaching Russian language
Department, Dean, Russian language and intercultural communication for foreign citizens Faculty, Moscow State
University of Education
e-mail: v.d.yanchenko@gmail.com
Го Шилэй, преподаватель-лектор Вэйнаньского педагогического университета (г. Вэйнань, Китай), аспи-
рант Московского педагогического государственного университета
e-mail: guoshilei5925@163.com
Guo Shilei, Lecturer, Veinan, China, Pedagogical University, Post-graduate student, Moscow State University of
Education
e-mail: guoshilei5925@163.com
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
В. Ж. Цветков, Е. А. Цветкова
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, связанные с развитием хорового пения, как
психологического и социально-исторического явления в образовательной системе в СССР и в со-
временной России. Оцениваются также психологические и возрастные особенности личности и
их значение для развития вокальных способностей в период обучения в начальной и средней школе.
Ключевые слова: советская образовательная система, Д. Б. Кабалевский, музыкальные спо-
собности, факторы формирования вокальных способностей, развитие вокальных способностей.
HISTORICAL EXPERIENCE AND MODERN APPROACHES IN THE METHODOLOGY OF TEACHING MUSICAL CULTURE AT SCHOOL
V. J. Tsvetkov, E. A. Tsvetkova
Abstract. The article considers the issues associated with the development of choral singing as the
psychological and socio-historical phenomenon in the educational system in the USSR and in modern
Russia. Psychological and age-related personality traits and their importance for the development of
vocal abilities during training in primary and secondary schools are also assessed.
Keywords: soviet educational system, Dmitry Kabalevsky, musical abilities, factors of formation of
vocal abilities, development of vocal abilities.
Цветков Василий Жанович, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной
истории Московского педагогического государственного университета
e-mail: tsvetcov@rambler.ru
Tsvetkov Vasiliy J., ScD in History, Professor, Contemporary Russian History Department, Moscow State University
of Education
e-mail: tsvetcov@rambler.ru
Цветкова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры психологических и педа-
гогических наук, ОЧУ ВО «Академия МНЭПУ»
e-mail: tsvetcov@rambler.ru
Tsvetkova Elena A., PhD in Economics, Associate professor, Psychology and Pedagogy Department, Academy
“International Independent Ecological-Political University”
e-mail: tsvetcov@rambler.ru
ЭКСПЕРТИЗА КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
А. В. Евстратикова, Е. Л. Болотова
Аннотация. В статье рассмотрена экспертная деятельность в образовательной сфере как
один из видов профессиональной деятельности. Увеличение различных экспертных мероприя-
тий в сфере образования требуют подготовки специалистов, способных профессионально про-
водить экспертизу в образовании на основе исследований и учета результатов практической
деятельности. Совершенствование контрольно-аналитической (экспертной) деятельности в
сфере образования в целях принятия важнейших стратегических инновационных решений в
настоящее время невозможно без квалифицированных заключений или суждений специали-
стов (экспертов).
Ключевые слова: экспертиза, профессиональная деятельность, образование.
EXPERT ASSESSMENT AS A TYPE OF PROFESSIONAL ACTIVITY IN EDUCATION
A. V. Evstratikova, E. L. Bolotova
Abstract. The article considers the peculiarities of expert activity in the field of education as one of the
types of professional activity in education. An increase in various expert activities in the field of education
requires the training of professionals able to conduct professional assessment in education based
on research and consideration of results of practical activities. Improvement of control and analytical
(expert) activities in the field of education in order to take important strategic innovative solutions is
not currently possible without qualified views or judgments of experts.
Keywords: expertise, professional activities, education.
Евстратикова Алла Владимировна, магистрантка кафедры управления образовательными системами Мо-
сковского педагогического государственного университета
e-mail: juniorbox@mail.ru
Evstratikova Anna V., Post-graduate student, management of educational systems Department, Moscow State
University of Education
e-mail: juniorbox@mail.ru
Болотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образова-
тельными системами Московского педагогического государственного университета
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu
Bolotova Elena L., ScD in Education, Professor, management of educational systems Department, Moscow State
University of Education
e-mail: el.bolotova@m.mpgu.edu
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О. В. Алексеева
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации деятельностной парадигмы об-
разования. Определены тенденции современного урока русского языка. Показаны возможности
интегрирования функционального и текстоориентированного подходов, которые обеспечива-
ют соединение двух линий – линии языка и линии речи – в уроке грамматики. Объективирова-
ны резервы формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке морфологии.
Ключевые слова: деятельностная парадигма образования, методика морфологии, функци-
ональный подход, текстоориентированный подход, субъектная роль ученика, коммуникатив-
ная компетентность обучающегося.
FUNCTIONAL APPROACH IN ACTIVITY PARADIGM OF CONTEMPORARY EDUCATION
O. V. Alekseeva
Abstract. The article considers the issues of implementation of the activity paradigm of education. It
defines the tendencies of contemporary Russian language lesson. It provides opportunities of integration
of functional and text-oriented approaches that provide combination of two aspects – language aspect
and speech aspect in grammar lessons. Communicative competence formation reserves of students
at the morphology lesson have been objectified.
Keywords: activity paradigm of education, morphology-teaching methods, functional approach, textoriented
approach, student’s subjective role, student’s communicative competence.
Алексеева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, исто-
рии и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педагогиче-
ского университета
e-mail: alekseevaov@list.ru
Alekseeva Olga V., ScD in Education, Associate professor, Professor, Theory, History and methods of teaching Russian
Language and Literature Department, Voronezh State Pedagogical University
e-mail: alekseevaov@list.ru
МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Н. Д. Кучугурова
Аннотация. В статье рассматриваются методические особенности применения методов
активного обучения на основе инновационных подходов с целью формирования профессиональ-
ных компетенций будущего учителя математики. Например, проблемные лекции, мозговой
штурм, различные ситуационные задачи, групповые дискуссии, исследовательская деятель-
ность и другие. Коротко представлена сущность каждого метода и показано применение ак-
тивных методов на конкретных примерах. Данная методика может с успехом применяться в
преподавании разнообразных дисциплин, что будет способствовать формированию профессио-
нализма как учителя математики, так и учителей других предметов.
Ключевые слова: методы активного обучения, профессиональные компетенции, проблемные
лекции, мозговой штурм, различные ситуационные задачи, групповые дискуссии.
METHODS OF ACTIVE LEARNING AS A MEANS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
N. D. Kuchugurova
Abstract. The article discusses the methodological features of the application of active learning methods
based on innovative approaches to the formation of professional competence of the future teacher of
mathematics. For example, problem lectures, brainstorming, various case studies, group discussions,
research and others. The article briefly presents the essence of each method and shows the use of active
methods using specific examples. This technique can be successfully used in teaching a variety of subjects
that will contribute to the formation of professionalism as a teacher of mathematics and teachers
of other subjects
Keywords: methods of active learning, professional competence, problem lectures, brainstorming,
various case studies, group discussions.
Кучугурова Нина Дмитриевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры элементарной матема-
тики и методики обучения математике математического факультета Московского педагогического государ-
ственного университета
e-mail: dnkst@mail.ru
Kuchugurova Nina D., ScD in Education, Professor, Mathematics and elementary methods of teaching mathematics
Department, Mathematics Faculty, Moscow State University of Education
e-mail: dnkst@mail.ru
ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ
В. А. Золотарев
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования готовности будущих офицеров к
самообразованию в рамках самостоятельной деятельности курсантов. Готовность к самооб-
разованию рассматривается как профессиональная компетенция будущего офицера. Выделены
особенности самостоятельной работы курсантов в военном вузе. Определены условия, оказы-
вающие влияние на формирование готовности курсантов к самообразованию. Показано, что
целостность всего процесса формирования достигается взаимосвязью структурных компонен-
тов самообразования и реализуется в процессе самостоятельной деятельности курсантов.
Ключевые слова: самообразование, готовность к самообразованию, самостоятельная рабо-
та в военном вузе.
OVERCOMING STEREOTYPES OF SCHOOLING IN THE PROCESS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE OFFICERS TO SELF-EDUCATION
V. A. Zolotarev
Abstract. The article considers the problem of the process of forming the future officers’ readiness to
self-education in the framework of students’ independent activities. Readiness to self-education is considered
as a professional future officer’s competence. Features of the independent work of cadets at the
military College are defined in the article. Conditions influencing the formation of students’ readiness
to self-education are determined. It is shown that the integrity of the entire forming process is achieved
by the interrelationship between structural components of self-education and is implemented during
the process of students’ independent activity.
Keywords: self-education, readiness to self-education, independent work at the military College.
Золотарев Владимир Александрович, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского
военного Краснознаменного института внутренних войск МВД России
e-mail: vovanboy2015@yandex.ru
Zolotarev Vladimir A., adjunct, Military Pedagogy and Psychology Department, Saratov Military Institute of Internal
Troops of the MIA of Russia
e-mail: vovanboy2015@yandex.ru
О РАЗРАБОТКЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯМ ПЕДАГОГОВ
С. М. Авдеева, А. Ю. Уваров
Аннотация. Описан подход к разработке квалификационных требований к ИКТ-компетенциям
педагога с учетом требований профессионального стандарта педагога. Предложена структура
матрицы ИКТ-компетентности учителей, которая отвечает действующим нормативным
документам. Представлен проект требований к ИКТ-компетенциям учителей, подготовлен-
ный с учетом отечественного и международного опыта разработки таких документов.
Ключевые слова: ИКТ-компетенции, профессиональный стандарт педагога, трудовая функ-
ция, трудовые действия, квалификационная категория, матрица ИКТ-компетенций учителей.
STEPS TO THE DEVELOPMENT OF QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR ICT COMPETENCIES OF TEACHERS
S. M. Avdeeva, A. Yu. Uvarov
Abstract. The article deals with the approach to the development of qualification requirements for
Russian teachers’ ICT competencies. The approach is built based on professional teachers’ standard
and meets current regulatory documents. The structure of the matrix of teachers’ ICT competences is
proposed. The first draft of teachers’ ICT competences is discussed. The project requirements to the
ICT competencies of teachers, prepared with the account of domestic and international experience in
the development of such documents are presented.
Keywords: ICT competence, professional standards of teachers, labor function, labor actions, qualification
category, the matrix of pedagogical ICT competence.
Авдеева Светлана Михайловна, кандидат технических наук, руководитель Центра образовательных ин-
формационных технологий, ресурсов и сетей Федерального института развития образования, руководи-
тель Департамента развития ИКТ в образовании Национального фонда подготовки кадров
e-mail: avdeeva.s@firo.ru
Avdeeva Svetlana M., PhD in Engineering, Head of the Center of educational information technology, resources
and networks, Federal Education Development Institute, Federal Institute of Education Development Network,
Head, Department of Development of ICT in Education, National training Foundation
e-mail: avdeeva.s@firo.ru
Уваров Александр Юрьевич, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института образо-
вательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Россий-
ской Академии наук
e-mail: a.uvarov@hotmail.com
Uvarov Alexander Yu., ScD in Education, Professor, Chief Researcher, Institute of Educational Informatics, Federal
Research Center „Informatics and Management”, Russian Academy of Sciences
e-mail: a.uvarov@hotmail.com
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КУРСОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Е. И. Деза
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с особенностями использования в об-
разовательном процессе отечественной высшей школы учебных курсов, предназначенных для
смешанного обучения. Дан исторический обзор становления системы смешанного обучения в
России. Уточнено понятие смешанного обучения. Выделены условия использования курсов сме-
шанного обучения в современном образовании. Рассмотрены варианты использования курсов
смешанного обучения в ходе профессиональной подготовки студентов. Намечены перспективы
развития такого использования. Выделены особенности курсов смешанного обучения, в том
числе особенности, связанные со студентом, с преподавателем, с внешними и внутренними ус-
ловиями. Рассмотрены функции учебников и учебных пособий, используемых при организации
курсов смешанного обучения; выделены требования к таким учебникам и учебным пособиям.
Дана характеристика нескольких курсов смешанного обучения, разработанных автором, про-
веден анализ практики их использования в учебном процессе. Намечены перспективы дальней-
шей теоретической и практической работы в этом направлении.
Ключевые слова: информатизация образования, традиционное обучение, дистанционное обу-
чение, смешанное обучение, модель смешанного обучения, система Moodle, электронный учебник.
FEATURES OF CONSTRUCTING MATHEMATICAL COURSES IN THE CONDITIONS OF BLENDED LEARNING
E. I. Deza
Abstract. The article considers the issues of the use of training courses in the educational process of
the national higher education designed for blended learning and provides a historical overview of the
development of the system of blended learning in Russia. The concept of the blended learning is specified.
Conditions of use of courses of the blended learning in modern education are identified. Options of
use of the courses of blended learning in the professional education are considered. The prospects of development
of such use are planned. Features of courses of the blended learning (including the features
connected to students, to professors, to external and internal conditions) are marked out. Functions of
the textbooks used for the organization of courses of the blended learning are considered; requirements
to such textbooks are selected. The characteristic of several courses of the blended learning developed
by the author is considered, the analysis of practice of use of these courses in the educational process
is carried out. The prospects of further theoretical and practical work of this direction are planned.
Keywords: informatization of education, traditional learning, distance learning, blended learning,
model of blended learning, Moodle system, electronic textbook.
Деза Елена Ивановна, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор ка-
федры теоретической информатики и дискретной математики математического факультета Московского
педагогического государственного университета
e-mail: Elena.Deza@gmail.com
Deza Elena I., PhD in Physics and Mathematics, ScD in Education, Theoretical Informatics and Discrete Mathematics
Department, Mathematics Faculty, Moscow State University of Education
e-mail: Elena.Deza@gmail.com
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ (ПЛЕНЭРУ)
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л. С. Филиппова
Аннотация. Данная статья освещает вопросы проведения и подготовки к художественно-
творческой практике (пленэру) в рамках дополнительного образования детей. В статье от-
ражены результаты диссертационного исследования «Развитие специальных навыков и уме-
ний обучающихся в процессе художественно-творческой практики (пленэра)». Автор выделяет
ключевые отличия пленэра от студийной подготовки художника, подчеркивает значимость
художественно-творческой практики в процессе подготовки художника. В статье приведена
специфика основ изобразительной грамоты в отношении пленэра, освещены ключевые момен-
ты, отражающие суть подготовки обучающегося к художественно-творческой практике.
Ключевые слова: пленэр, пленэрная практика, художественно-творческая практика, изо-
бразительная грамота, композиция, рисунок, живопись, художественный образ, композицион-
ный центр, воздушная перспектива, светотень, колорит.
SPECIAL TRAINING OF LEARNERS IN ARTISTIC AND CREATIVE PRACTICE (PLEIN AIR) IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
L. S. Filippova
Abstract. The article elaborates on the issues of preparation for the artistic and creative practice
(plein air) within the framework of additional education of children. The article presents the results
of the research work „Development of special skills and abilities of students in the process of artistic
and creative practice (plein air).” The author highlights the key differences of the plein air from the
studio training, emphasizes the importance of artistic and creative practice in the preparation of the
artist. The article describes the specifics of the foundations of graphic literacy with respect to the plein
air, touches upon the key points that reflect the essence of the training the student to the artistic and
creative practice.
Keywords: plein air, plein air practice, creative practice, visual literacy, composition, drawing, painting,
artistic image, compositional focus, aerial perspective, chiaroscuro, coloring.
Филиппова Людмила Сергеевна, старший преподаватель кафедры рисунка и графики Института культу-
ры и искусств Московского городского педагогического университета
e-mail: lyudmila_filippova@list.ru
Filippova Ludmila S., Senior Lecturer, Graphics and Drawing Department, Institute of Culture and Arts, Moscow
City Pedagogical University
e-mail: lyudmila_filippova@list.ru
РОЛЬ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
К. М. Зубрилин, И. Ю. Руднев
Аннотация. Статья посвящена одному из самых важных вопросов обучения живописи, от ре-
шения которых зависит успех формирования будущих педагогов-художников – это практиче-
ская работа на природе – пленэр. Никакая другая учебная деятельность не в состоянии дать
той полноты восприятия ощущений и впечатлений от окружающего мира, как работа на
пленэре. Только живописная практика учит художника тонко подмечать и передавать цве-
товые особенности определенного состояния природы, влияния световоздушной среды и зна-
чительного пространства. Только находясь в полном и непосредственном контакте с живой
природой, человек воспринимает и познает основы мироздания, постигая сущность реального
мира, гармонию и закономерность его развития. На пленэре, как нигде, формируется мировоз-
зрение художника, его понимание взаимоотношений природы и человека. Статья предназна-
чена для студентов педвузов, педагогов-художников и читателей, интересующихся вопросами
воспитания и обучения подрастающего поколения.
Ключевые слова: живопись, пленэр, рисование с натуры, восприятие, мироздание, мировоз-
зрение, световоздушная среда, гармония.
THE ROLE OF THE PLEIN AIR IN THE SYSTEM OF ART EDUCATION
K. M. Zubrilin, I. Yu. Rudnev
Abstract. The article deals with the plein air, of the most important issues in teaching painting,
which determines the success of the formation of the future art teachers. No other training activities
are able to give that fullness of sensations and impressions from the outside world, as the work in
the open air. Only practice teaches the artist to acutely observe and transmit the color features of a
particular state of nature, the influence of light and air and significant space. Just being in the full
and direct contact with the nature, a person perceives and learns the fundamentals of the universe,
comprehending the essence of the real world, harmony and pattern development. And only in the open
air the worldview of artist, understanding the relationship of man and nature is formed. The article is
intended for students of pedagogical institutes, teachers, artists and readers interested in the education
and training of the younger generation.
Keywords: painting, plein air, painting from life, perception, world creation, outlook, light and air
environment, harmony.
Зубрилин Константин Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи художе-
ственно-графического факультета Московского педагогического государственного университета
e-mail: kzubrilin@mail.ru
Zubrilin Konstantin M., PhD in Education, Associate Professor, Painting Department, Art and Graphic Faculty,
Moscow State University of Education
e-mail: kzubrilin@mail.ru
Руднев Иван Юрьевич, аспирант и ассистент кафедры живописи художественно-графического факультета
Московского педагогического государственного университета
e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
Rudnev Ivan Yu., post-graduate student, assistant, Painting Department, Art and Graphic Faculty, Moscow State
University of Education
e-mail: rudnev-ivan@yandex.ru
СИСТЕМНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО
О. П. Радынова, Г. Л. Князева, А. Б. Печерская
Аннотация. Статья посвящена проблеме освоения художественных стилей студентами-
музыкантами на занятиях фортепиано. Проанализированы основные подходы к категории
стиля. Выявлена роль принципа системности в процессе овладения музыкальным стилем.
Стиль трактуется как обобщающее, стержневое понятие, структурирующее слушательский
и исполнительский опыт студентов и позволяющее объединить различные виды их деятель-
ности (восприятие, анализ, атрибуцию, осмысление, исполнение, интерпретацию музыкаль-
ных произведений). Показано, что системность в сочетании с творческим подходом в процессе
изучения музыкальных стилей обеспечивает научность, осмысленность и прочность знаний
и умений, способствует гармоничному развитию личности студента, воспитанию его эсте-
тического вкуса, приобретению эрудиции, формированию художественной и исполнительской
культуры.
Ключевые слова: принцип системности, профессиональная подготовка музыканта, инстру-
ментальное исполнительство, художественная культура, музыкальный стиль.
CONSISTENCY AS A LEADING PRINCIPLE OF MASTERING MUSICAL STYLES IN PRACTICAL PIANO CLASSES
O. P. Radynova, G. L. Knyazeva, A. B. Pecherskaya
Abstract. The article considers the mastering of the artistic styles of the students – musicians in piano
classes. It analyzes the main approaches to the style category. The role of systematic principle in the
process of mastering musical style is revealed. Style is interpreted as a generalization, the pivotal concept,
structuring and performing the listening experience and allowing students to combine different
types of activities (perception, analysis, attribution, interpretation, execution, interpretation of musical
works). It is shown that consistency combined with a creative approach in the study of musical styles
provides the scientificity, intelligence and strength of knowledge and skills, contributes to the harmonious
development of student personality, upbringing of his aesthetic taste, gaining of knowledge, formation
of creative and performing culture.
Keywords: principle of consistency, professional training of a musician, instrumental performance,
art culture, music style.
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой эстетического
воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department,
Moscow State University of Education
e-mail: olgaradynova@mail.ru
Князева Галина Львовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, му-
зыковедения и инструментального исполнительства Института культуры и искусств Московского городско-
го педагогического университета
e-mail: tsourkis@bk.ru
Kniazeva Galina L., PhD in Education, Associate Professor, Musical Education, Musicology and Instrumental Performing
Department, Institute of Culture end Arts, Moscow City Teacher Training University
e-mail: tsourkis@bk.ru
Печерская Александра Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепиано Москов-
ского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке
e-mail: surok1208@rambler.ru
Pecherskaya Aleksandra B., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow State
Music Institute
e-mail: surok1208@rambler.ru
РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЦЕЛОСТНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ЖИВОПИСЬЮ
М. Л. Макарова, Е. В. Воронина, Г. И. Ермаков, Н. А. Кирсанов
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты решения
чувства целостности на занятиях изобразительным искусством студентами художествен-
но-графического факультета. Целостное восприятие и целостное изображение натуры по-
зволяет правильно установить перспективные и цветовые отношения, добиться живописного
единства изображения, избавиться от дробности и пестроты. Методика развития чувства
целостности заключается в углубленном изучении законов целостного видения и целостного
изображения натуры. Статья – для студентов педвузов, художников-педагогов и читателей,
интересующихся вопросом целостного восприятия и целостного изображения в живописи.
Ключевые слова: живопись, педагогика, развитие, чувства, целостность.
ELABORATION OF STUDENTS’ HOLISTIC PERCEPTION AND HOLISTIC IMAGING DURING THE PAINTING CLASSES AT THE ARTS FACULTY
M. L. Makarova, E. V. Voronina, G. I. Ermakov, N. A. Kirsanov
Abstract. The article considers the theoretical and practical aspects of dealing with a sense of integrity
in the fine arts classes by the students of arts and graphics faculty. Holistic perception and holistic
imaging of nature allows to establish proper correlation between perspective and color, to reach artistic
unity of an image, and to escape fragmentation and variegation. The article is intended for students
of pedagogical institutes, teachers, artists and readers who are interested in the holistic and coherent
perception of the image in the painting.
Keywords: painting, education, development, sense, integrity.
Макарова Мария Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи художественно-
графического факультета института искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: 4350966@mail.ru
Makarova Maria L., PhD in Education, Associate Professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute
of Arts, Moscow State University of Education
e-mail: 4350966@mail.ru
Воронина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры живописи художественно-
графического факультета, института искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: voronina_e74@list.ru
Voronina Elena V., PhD in Education, Associate professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute
of Arts, Moscow State University of Education
e-mail: voronina_e74@list.ru
Ермаков Геннадий Иванович, доцент кафедры живописи художественно-графического факультета, инсти-
тута искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: ermakov.g@mail.ru
Ermakov Gennady I., Associate Professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute of Arts, Moscow
State University of Education
e-mail: ermakov.g@mail.ru
Кирсанов Николай Алексеевич, доцент кафедры живописи художественно-графического факультета, ин-
ститута искусств Московского педагогического государственного университета
e-mail: na.kirsanov@mpgu.edu
Kirsanov Nikolay A., Associate Professor, Painting Department, Arts and Graphics Faculty, Institute of Arts, Moscow
State University of Education
e-mail: na.kirsanov@mpgu.edu
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
А. А. Мельникова, Е. А. Нуттунен
Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования патриотической куль-
туры как основы консолидации российского общества на фоне происходящей в современном
российском социуме трансформации ценностных оснований. Поскольку базовая составляющая
процесса самоидентификации личности приходится на период школьного обучения, то в свя-
зи с этим именно данный период становится значимым для формирования патриотической
культуры, представляющей собой высший, системный уровень развития патриотических ка-
честв личности. В статье также приводятся основные направления патриотического воспи-
тания, составляющие вместе, его систему. Кроме того, авторами обосновывается историче-
ское сознание как основа развития патриотической культуры.
Ключевые слова: культура патриотизма, патриотизм, структура патриотической куль-
туры, трансформация ценностей, задачи образования.
FORMATION OF PATRIOTIC CULTURE OF STUDENTS AS A RELEVANT EDUCATIONAL GOAL WITHIN THE CURRENT
TRANSFORMATION OF VALUES
A. A. Melnikova, E. A. Nuttunen
Abstract. The article substantiates the relevance of formation of Patriotic culture as the basis for consolidation
of Russian society against the background of transformation of values occurring in the modern
Russian society. As a basic component of the process of self-identification of the individual falls
within the period of schooling, it is precisely this period that becomes significant for the formation of
patriotic culture, representing the highest system level of development of patriotic qualities. The article
also presents the main directions of Patriotic education, constituting its system, and also substantiates
the historical consciousness as the basis of the development of patriotic culture.
Keywords: culture of patriotism, the patriotism, the structure of Patriotic culture, transformation of
values, goals of education.
Мельникова Алла Александровна, доктор культурологии, профессор кафедры социальной психологии
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
e-mail: 88alla88@mail.ru
Melnikova Alla A., ScD in Culturology, Professor, Social Psychology Department, Saint-Petersburg humanitarian
University of trade unions
e-mail: 88alla88@mail.ru
Нуттунен Елена Александровна, преподаватель литературы, СПб ГБ ПОУ г. Санкт-Петербург Колледж
«Звездный»
e-mail: elena@nuttunen.com
Nuttunen Elena A., teacher of literature, St. Petersburg, College „Zvezdny”
e-mail: elena@nuttunen.com
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–7 КЛАССОВ
Т. Г. Петунина
Аннотация. В данной статье анализируются научно-теоретические основы развития твор-
ческой активности школьников 5–7-х классов. Главный акцент делается на рассмотрении
следующей проблемы: как вывести обучающихся из пассивного состояния, активизировать их
творческие способности, повысить уровень творческой активности на занятиях по графике.
Ключевые слова: творчество, активность, творческая активность, творческий процесс,
творческий потенциал, творческие способности, поисковые способы деятельности.
PECULIARITIES OF MANIFESTATION OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF 5–7 GRADES IN THE FINE ARTS
T. G. Petunina
Abstract. The article analyzes the scientific and theoretical bases of development of creative activity of
pupils of 5-7 grades. The article considers the following issues: how to withdraw students from a passive
state, activate their creative abilities, enhance the level of creative activity in graphic arts classes.
Keywords: creativity, enthusiasm, creative activity, creativity proses, creativity potential, creative
skills, search methods of activity.
Петунина Татьяна Геннадьевна, аспирантка кафедры живописи и композиции Института культуры и ис-
кусств Московского городского педагогического университета
e-mail: russian-april@yandex.ru
Petunina Tatyana G., Post-graduate student, Painting and Composition Department, Institute of Culture and
Arts, Moscow City Pedagogical University
e-mail: russian-april@yandex.ru
ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. П. Аникина
Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия различных образовательных разви-
вающих областей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения; исполь-
зованию процесса интеграции в проведении занятий определенной тематики; внедрению сетевой
формы взаимодействия при проведении опытно-экспериментальной работы по формированию
выразительного образа человека в продуктивной деятельности, такой как рисование.
Опытно-экспериментальная работа по формированию эмоционального выразительного об-
раза человека на занятиях по рисованию проводилась в старшей и подготовительной группах
детского сада (АОУ детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного Московской области). Ито-
гом цикла занятий стал выразительный портрет, отображающий профессиональную при-
надлежность человека.
Ключевые слова: дошкольники, интеграция, изображение человека, эмоционально-вырази-
тельный образ человека в рисунке, эстетическое развитие.
INTEGRATION AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
A. P. Anikina
Abstract. The article deals with the issues of interaction of various educational developmental areas
in the educational process of preschool institutions; the use of process integration in the class on
a specific topic; introduction of network forms of interaction when carrying out experimental work
on the formation of an expressive image of man in productive activities such as drawing.
Experimental work was held on the formation of emotional and expressive image of a person at
drawing classes in the senior and preparatory groups of the № 26 kindergarten “Nezabudka”, Dolgoprudny
(Moscow region). The result of course is the expressive portrait that shows the professional
affiliation of the person.
Keywords: preschoolers, integration, portrayal of a man, emotionally-expressive image of a man in a
picture, aesthetic development.
Аникина Алевтина Павловна, аспирантка кафедры педагогики Института «Высшая школа образования»
Московского педагогического государственного университета, директор АОУ детский сад № 26 «Незабуд-
ка» г. Долгопрудного
e-mail: a.anikina@inbox.ru
Anikina Alevtina P., Post-graduate student, Pedagogy Department, Institute, Graduate School of Education, Moscow
State University of Education, No. 26 kindergarten “Nezabudka”, Dolgoprudny, director
e-mail: a.anikina@inbox.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Л. Р. Мунавирова
Аннотация. В статье рассматривается понятие «компетентность». Уточняется понятие
«профессиональная компетентность». Рассматриваются компоненты профессиональной ком-
петентности будущих учителей. Предлагается вовлекать обучающихся в самостоятельную
познавательную, исследовательскую деятельность, реализуемую путем применения проектно-
го обучения. Проведено анкетирование на определение уровня информированности о понятии
«профессиональная компетенция» и ее структуре. Представлено исследование динамики из-
менения формирования компонентов профессиональной компетентности студентов в резуль-
тате применения в процессе обучения проектной технологии. В целях улучшения показате-
лей сформированности компонентов профессиональной компетентности будущих учителей
представлена программа по развитию каждого элемента структуры их профессиональной
компетентности путем использования проектной технологии обучения. Представлены блоки
данной программы и рассмотрена их реализация в практической деятельности в процессе об-
учения студентов.
Ключевые слова: проектное обучение, компетентность, профессиональная компетентность,
уровень формирования профессиональной компетентности, компоненты профессиональной
компетентности.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PROJECT TEACHING OF STUDENTS AS A CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS
L. R. Munavirova
Abstract. The article considers the concept „competence”. The concept „professional competence” is
specified. Components of professional competence of future teachers are considered. It is offered to
involve students in the independent cognitive, research activity which is implemented by applying the
project teaching. A survey is done to determine the level of awareness of the concept of „professional
competence” and its structure. The study on the dynamics of formation of components of professional
competence of students in the learning process as a result of the application of project technology is
presented. In order to improve the indicators of formation of components of professional competence of
future teachers, the program for development of each element of structure of their professional competence
through the use of project technology teaching is presented. Blocks of this program are presented
and their realization in practical activities in the process of teaching of students is considered.
Keywords: project teaching, competence, professional competence level, components of professional
competence.
Мунавирова Лейсан Ринатовна, аспирантка кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федераль-
ного университета
e-mail: leisan-les@mail.ru
Munavirova Leysan R., Post-graduate student, Pedagogy Department, Kazan (Volga region) Federal University
e-mail: leisan-les@mail.ru