Журнал «Наука и школа», №2 за 2012 год

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: вопросов больше, чем ответов?

Гетьманенко Наталия Ивановна

Данная публикация анализирует тенденции развития современного европейского и российского магистрата как института образования. Автор приходит к заключению, что большинство стран ЕС, признавая важность единообразного подхода к обучению в магистратуре, по-прежнему использу- ют при обучении традиционные методы и приемы национального образования.

Ключевые слова: магистратура, бакалавриат, докторат, общеевропейская и российская двухуровневая система образования, кредитный час

MASTERS PROGRAMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN CONTEXT OF WORLD EDUCATION TENDENCIES: are there more questions than answers?

Getmanenko N. I.

The article analyses tendencies of development of modern European and Russian masters programs. The author comes to the conclusion that most countries of the EU still use traditional national methods of teaching though supporting the importance of unified education.

Keywords: master, bachelor, doctor, European and Russian two levels system of education, credit

 

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Якутии)

Николаева Алла Дмитриевна

В статье на основе концептуальной модели исследования генезиса управления общим образованием в национальном регионе определены основания периодизации эволюции управления образовательной сферой. В контексте стратегической парадигмы обоснован новый подход к управлению образованием. Автор приводит характеристику динамики типов и стратегий управления общим образованием на примере Якутии.

Ключевые слова: sociocultural dominant, paradigm of direction, division into periods, epigenetic theory of evolution, direction on tasks, inner and outer criterions

PECULIARITIES OF DIRECTING REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM (in Yakutia)

Nikolaeva A. D.

The article touches upon the basis of evolutional periods of educational sphere direction. A new approach to direction of education is given according to strategic paradigm. The author presents the characteristic of dynamics of kinds and strategies of directing education in Yakutia.

Keywords: социокультурная доминанта, парадигма управления, периодизация, эпигенетиче- ская теория эволюции, управление по задачам, вну- тренние и внешние критерии

 

ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ГОССТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Павлова Екатерина Павловна

В статье раскрывается проблема развития педагогической деятельности учителя начальных классов в процессе реализации идей новых образовательных государ- ственных стандартов. Обосновываются актуальные направления развития педагогической деятельности учителя: модернизация образовательной деятельности, современное образование, профессиональное самообразование; также рассмотрена сущность и содержание структуры инновационной педагогической деятель- ности учителя, государственный стандарт.

Ключевые слова: modernization of educational activity, schoolchild, teacher of primary school, pedagogical activity, educational standard, innovative activity

PROGNOSTIC MODEL OF INITIAL CLASSES TEACHERS ACTIVITY IN THE PROCESS OF IDEAS REALIZATIONS OF NEW GENERATION STATE STANDARDS

Pavlova E. P.

The problem of pedagogical activity development of primary school teacher in the course of realization of new educational state standards is revealed in the article. The topical directions of pedagogical activity development of the teacher: modernization of educational activity, modern education, professional self-education are proved; the essence and maintenance of the structure of teachers innovative pedagogical activity, state standard are considered.

Keywords: модернизация образовательной деятельности, младший школьник, учитель началь- ных классов, педагогическая деятельность, образова- тельный стандарт, инновационная деятельность

 

PECULIARITIES OF MODERN APPROACHES TO MODERNIZATION OF PRIMARY EDUCATION

Неверова Александра Васильевна, Веретенникова Людмила Кузьминична

Статья посвящена актуальной проблеме модернизации российского образования. В ней раскрываются особенности современных подходов и совершенствование начального образования в условиях его реформирования.

Ключевые слова: модернизация образования, модель образовательного процесса в начальной школе, творческий потенциал школьника, творческие способности школьника, моделирование педагогического процесса

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Neverova A. V., Veretennikova L. K.

The article is devoted to the acute problem of modernization of Russian education. In it peculiarities of modern approaches and perfection of elementary education in the conditions of its reforming are revealed.

Keywords: education modernization, model of educational process at elementary school, creative potential of the school, creative abilities of the schoolboy, modeling of pedagogical process

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ОБРАЗОВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Ищенко Альбина Михайловна

Предметом изучения данной статьи является ис- следование генезиса и эволюции сельских школ; закономерности функционирования школ данного типа; особенности организации обучения в сельских школах; тенденции развития российских сельских школ; подготовка педагогических кадров.

Ключевые слова: голографический подход, понятийная сетка, квантификация, семантическое пространство, редукция концептов

CONTENT ANALYSIS OF EDUCATION IN A COUNTRY SCHOOL

Ishchenko A. M.

The subject of the article is a research in the genesis and evolution of country schools; patterns of functioning of such schools; features of the training organization in country schools; trends in the development of Russian country schools; educational personnel training for such schools.

Keywords: a holographic approach, a conceptual scale, quantification, a semantic space, a conceptual reduction

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ

Шергина Туйаара Алексеевна

Prospects and problems of development of countryside ungraded schools of the Republic of Sakha (Yakutia) in modern conditions are considered in the article. It gives an analysis of a fatal role of countryside ungraded school in preservation of settlements of aboriginals, in expansion of traditional branches of economy, improvement of a demographic situation, creation of cultural-educational space in a countryside society.

Ключевые слова: education, ungraded school, educational process

PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF MODERN COUNTRYSIDE UNGRADED SCHOOLS

Shergina T. A.

Рассматриваются перспективы и проблемы раз- вития сельских малокомплектных школ Республи- ки Саха (Якутия) в современных условиях. Дан анализ их судьбоносной роли в сохранении населен- ных пунктов коренных жителей, в расширении традиционных отраслей хозяйства, в улучшении демографической ситуации, в создании культурно- образовательного пространства в сельском социуме.

Keywords: образование, малокомплектная школа, образовательный процесс

 

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Деза Елена Ивановна

We consider some aspects of the construction of individual professional teaching trajectories for students of mathematical departments of pedagogical universities under the conditions of the variative education, in particular, in the context of the multilevel pedagogical education in Russia. We analyze basic methodical features of the constructed by us subject-level model of the individual fundamental teaching trajectory of a teacher of mathematics.

Ключевые слова: variative education, multilevel system of pedagogical education, individual teaching trajectory, fundamental teaching

FEATURES OF THE CONCEPT OF THE CONSTRUCTION OF INDIVIDUAL TRAJECTORIES OF THE FUNDAMENTAL TEACHING TRAJECTORY OF A TEACHER OF MATHEMATICS UNDER THE CONDITIONS OF THE VARIATIVE EDUCATION

Deza E. I.

Мы рассматриваем некоторые аспекты построе- ния индивидуальных траекторий профессиональ- ной подготовки студентов математических фа- культетов педвузов в условиях вариативного обра- зования, в частности, в контексте многоуровневой системы педагогического образования России. Мы анализируем основные методические особенности разработанной нами предметно-уровневой модели индивидуальной траектории фундаментальной подготовки учителя математики.

Keywords: вариативное образование, мно- гоуровневая система педагогического образования, индивидуальная траектория обучения, фундамен- тальная подготовка

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Андросова Мария Петровна

В данной статье раскрыты сущность понятий «речевая компетентность», «мониторинг речевой компетентности», выделены компоненты профессиональной речи педагогов и требования к ней. Рассмотрены вопросы организации технологии мониторинга речевой компетентности воспитателей как одно из средств повышения педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, технология, мониторинг, мониторинг, речевая компетентность, педагогический процесс

 

Androsova M. P.

The article aims to highlight the concepts of «speech competence», «monitoring of speech competence», as well as to disclose the components and requirements of teachers professional speech. Issues of monitoring technology of organization of child-minders speech competence as one of the means of enhancing pedagogical process in preschool educational institutions are considered

Keywords: preschool educational institution, technology, monitoring, speech competence, pedagogical process

 

ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тимофеева Сардана Михайловна

Статья освещает актуальные вопросы преподавания родного (якутского) языка в педагогическом вузе. Цель статьи - создание интегративной целостной методической системы, удовлетворяющей современным требованиям подготовки учителей начальных классов к преподаванию родного языка. Автором представлены основные направления ор- ганизации системной непрерывной работы по методике преподавания родного языка. Основная идея разработки структуры и содержания данного кур- са - формирование у студентов целостного представления о методике как об объекте изучения. Методика преподавания якутского языка определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания.

Ключевые слова: компетенции, интегративная система методической подготовки, методика преподавания родного языка, содержание образования, методы обучения, продуктивная педагогическая практика, профессионально значимые виды деятельности, лаборатория частных методик, исследовательская работа студента

 

Timofeeva S. M.

The article is devoted to the topical problems of teaching the Yakut language in a pedagogical university. The purpose of the article is to create a complete integrative system of methods of teaching meeting modern requirements for primary teachers training in teaching a native (Yakut) language. The author represents the basic direction for systematic organization of consecutive work with a technique of teaching a native language. The basic idea of the elaboration of the course structure and content is to create in students a comprehensive image of methods of teaching as an object of study. Methods of teaching the Yakut language are defined as an integrative system including didactics, psychology, education theory.

Keywords: competences, modern system of training methods, techniques of teaching native language, the concept of education, teaching methods, professional pedagogical practice, professionally significant activity types, the laboratory of private method, the students\' research work

 

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

Рошко Галина Алексеевна

В статье раскрывается понятие «готовность учителя музыки к организации волонтерской деятель- ности в сфере искусства» и выявляются критерии ее оценки по показателям: уровень развития коммуникабельности и организационных способностей, степень владения знаниями истории музыкального искусства и средств маркетинговых коммуникаций. В статье приводятся результаты тестирования на выявление уровня данной готовности у буду- щих учителей музыки.

Ключевые слова: волонтерство в сфере искусства, готовность к волонтерской деятельности, методы диагностики готовности к волонтерской деятельности

 

Roshko G. A.

The article in question describes the concept of „readiness of a music teacher for organizing volunteering in the sphere of arts, and identifies the criteria for its assessment according to the following parameters: the level of social and organizational skills, the level of knowledge of the history of music and marketing communication. The article provides the results of testing used to identify the level of preparedness of future music teachers.

Keywords: volunteering in the sphere of arts, readiness for volunteer activities, methods of diagnostic of willingness to volunteer

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Абрамова Наталья Андреевна

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки будущих учителей дефектологического профиля в Республике Саха (Якутия). Рассматривается проблема развития профессиональной компетентности будущих учителей-дефектологов, а также вопросы построения индивидуального образовательного пространства для каждого студента в ключе нового содержания образования

Ключевые слова: работа с детьми с особыми образовательными потребностями, развитие профессиональной компетентности, личностно-профессиональное развитие

TOWARDS THE PRESSING QUESTIONS OF TRAINING FUTURE TEACHERS - SPEECH PATHOLOGISTS IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Abramova N. A.

The article is devoted to the pressing question of training future teachers - speech pathologists in the Republic of Sakha (Yakutia). The main focus is the problems of the development of future teachers (speech pathologists) professional competence, and also the issue of building an individual educational space for each student in a context of the new content of education

Keywords: , , personalityoriented development

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА В СИТУАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русакова Наталья Геннадьевна

В статье рассматривается инклюзивное образование как ситуация, содержащая потенциал профессионального развития педагога, выделяются трудности, с которыми сталкивается педагог инклюзивного детского сада и школы, определяется значимость антропологической направленности и антропологического подхода в профессиональном развитии педагога инклюзивного образования

Ключевые слова: инклюзивное образование, профес- сиональное развитие, антропологический подход, антропологическая направленность

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PEDAGOGUE IN A SITUATION OF INCLUSIVE EDUCATION

Rusakova N. G.

The article deals with an inclusive type of education as a situation containing potential for professional development of a pedagogue, states a certain number of difficulties which an inclusive education pedagogue meets at kindergartens and schools, defines the importance of anthropological orientation and anthropological approach in the professional development of an inclusive education pedagogue.

Keywords: inclusive education, professional development, anthropological approach, anthropological orientation

 

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Осипова Ольга Петровна

Автор выдвигает и обосновывает основные принципы и закономерности повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также определяет место дистанционных образовательных технологий в процессе обоснования научной концепции педагогического содействия в освоении образовательной программы повышения квалификации

Ключевые слова: работники образования, повышение квалификации, дистанционное сопровождение повышения квалификации, дистанционные образовательные технологии, ИКТ-насыщенная образовательная среда

THE PRINCIPLES AND LAWS OF DISTANCE SUPPORT OF ADVANCED TRAINING OF EDUCATORS

Osipova O. P.

The need of deliberate and targeted „intervention subjects of organization of distance support of advanced training of educators in the corresponding process was determined by the requirement to nominate and justify the main principles and laws of advanced training of educators with the help of distance education technology, and to identify their place in the process of justification of the scientific concept of pedagogical assistance in development of advanced educational training programs with distance education technology

Keywords: educators, advanced training, distance support of advanced training, distance education technology, ICT-rich learning environment

 

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ

Мирзоев Махмашариф Сайфович

В статье рассматривается реализация модели фор- мирования математической культуры будущего учителя информатики, в обучения курса математической логике в рамках стандарта ФГОС ВПО третьего поколения.

Ключевые слова: математическая культура, ФГОС ВПО, математическая логика, модульный подход, средства тестирования

 

Mirzoev M. S.

In article realization of model of formation of mathematical culture of the future information science in training of a course to the mathematical logic within the limits of the standard of FGOS HVT of 3rd generation is considered.

Keywords: mathematical culture, FGOS HVT, mathematical logic, the modular approach, testing means

 

ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР КАК СРЕДСТВО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ПОСОБИЙ

Беляева Елена Вадимовна, Москалева Эльмира Фуатовна

Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования контролирующего программного педагогического средства в текстовом редакторе, что является примером возможности осуществления межпредметных связей за счет ис- пользования информационных технологий при решении задач различных предметных областей

Ключевые слова: программные педагогические средства, информационные технологии, проек тиро ва ние

SPREADSHEET AS A MEANS OF CONTROLLING DESIGN BENEFITS

Beljaeva E. V., Moskaleva E. F.

Designing program pedagogical means enables one to create demonstrative, educational and supervisory electronic teaching aids. The article proposes a variant of designing an electronic supervisory pedagogical means in a word-processor, which is an example of interdisciplinary links by dint of deploying information technologies while settling various issues of interdisciplinary links.

Keywords: program pedagogical means, information technology, designing

 

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Фёдорова Екатерина Александровна

Проектирование программных педагогических средств позволяет создавать демонстрационные, обучающие и контролирующие электронные средства учебного назначения. В статье представлен вариант проектирования обучающего программного педагогического средства на примере создания элементов обучающей презентации, что является примером возможности создания межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей

Ключевые слова: программные педагогические средства, информационные технологии, проек тирование

EDUCATIONAL PROGRAM PEDAGOGICAL TOOLS

Fedorova E. A.

Design of program pedagogical tools allows to create educational, demonstration, training and supervising electronic tools for educational purposes. The article presents the design of a training version of the software teaching tool by creating elements of a training presentation that is an example of possible interdisciplinary connections through the use of information technology to solve problems in different domains

Keywords: program pedagogical means, information technology, designing

 

АУДИТОРНО-ДИСТАНТНАЯ ФОРМА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ»

Кравченко Александр Викторович, Пустовойтов Всеволод Петрович

Аудиторно-дистантная форма обучения при преподавании информационно-технологических дисциплин позволяет оптимизировать процесс обучения и рационально использовать учебное время. В условиях новых учебных планов бакалавриата, не обеспеченных в достаточной степени учебным оборудованием, аудиторно-дистантная организация преподавания информационно-технологических дисциплин представляется эффективной и единственно возможной.

Ключевые слова: аудиторно-дистантная форма обучения, объяснительный метод, , мультимедийные учебные пособия, компетентностное ядро, учебное проектирование

LECTURE-DISTANT TEACHING FORM OF THE COURSE \"INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION\"

Kravchenko А. V., Pustovojtov V. P.

Lecture-distant teaching form of the information technology course allows to optimize educational process and to make the most efficient use of time intended for it. In conditions of new bachelor academic curriculum with is badly supplied with equipment, lecture-distant teaching form of the course „Informational technologies in Education seems very effective

Keywords: lecture-distant teaching form, self-instruction study, explanatory method, problem-based learning method, multimedia tutorials, competence core, educational projecting, competence centre

 

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

Должикова Светлана Николаевна

В данной статье рассматриваются некоторые основные моменты исследований, связанных с изменением механизма работы редакции в онлайн-среде. Особое внимание в данном обзоре уделяется конкрет- ным механизмам данного процесса. Такого рода анализ позволяет создать основу для многокомпонент- ного рассмотрения медиатекстов в онлайн-среде.

Ключевые слова: , , , , журналистика

 

Dolzhikova S. N.

The article deals with some key features of researches, connected with the change of editorial modus operandi in the online sphere. Special attention in his review is paid to the detailed elements of such process. This type of analyzis creates the ground for detailed contemplation of online media texts

Keywords: multimedia text, multimedia language, discourse, interactive communication, journalism

 

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Рябухина Елена Анатольевна

В статье рассматривается вопрос об уровнях развития языковой личности и способах их выявления. На основе анализа лингвистических моделей структуры языковой личности и подходов к определению уровня развития языковой личности учащегося, сложившихся в преподавании русского языка, составлена авторская таблица описания уровней развития языковой личности школьника, включающая деятельностные составляющие каждого уровня. Разработан вариант контрольноизмерительных материалов для старшеклассников, позволяющий определить степень развитости языковой личности носителя родного языка, и предложен инструмент его оценки

Ключевые слова: языковая личность, уровни развития языковой личности, деятельностная составляющая уровня, контрольно-измерительные материалы на компетентностной основе, критериаль- ная система оценивания

ON THE IDENTIFICATION OF LEVELS OF A STUDENTS LANGUAGE PERSONALITY DEVELOPMENT ON THE BASIS OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH

Ryabukhina E. A.

The article is devoted to the problem of levels of students language personality development and the ways of their identification. On the basis of the analysis of linguistic models of the language personality structure and the approaches to the identification of levels of a students language personality developed in the Russian language teaching a descriptive table of levels of the students language personality development has been created. The table includes the functioning components of each level. The article suggests a set of assessment tools for senior students, which serves to identify the level of a students language personality development

Keywords: language personality, levels of language personality development, functioning component of a level, competence-based assessment tools, criterionbased assessment

 

РЕАЛИЗАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ СКВОЗНЫХ МОТИВОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Шуралёв Александр Михайлович

В статье дается описание систематизации аксиологических смыслов, представленных в сквозных мотивах русской литературы, и методические рекомендации их концептологического осмысления на уроках литературы

Ключевые слова: сквозной мотив, система ценностей, языковая личность, когнитивный уровень, концептологический анализ

REALIZATION OF AXIOLOGICAL POTENTIAL OF ARTISTIC CONCEPTS IN THE STUDY OF THOROUGH MOTIVES IN RUSSIAN LITERATURE

Shuralyov A. M.

This article describes the system of axiological meanings represented by the thorough motives in Russian literature and methodological recommendations for their concept logical comprehension at the literature lessons

Keywords: thorough motif, the system of values, language personality, cognitive level, concept logical analysis

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КРЕДО МОЛОДОГО КАРАМЗИНА

Подойницына Ольга Эдуардовна

Статья посвящена стихотворению Н. М. Карамзина «Поэзия». По определению Ю. М. Лотмана, это стихотворение - одно из наиболее значимых, «программных» стихотворений Карамзина. Оно стало одним из первых образов творческой декларации - жанра, которому в русской поэзии будет принадлежать большое будущее и который позднее станут называть стихами о поэте и поэзии

Ключевые слова: программное стихотворение Карамзина, творческая декларация, стихи о поэте и поэзии, состояние современной русской поэзии, эстетические представления автора

AESTETIC CREDO OF YOUNG KARAMZIN

Podoynitsyna O. E.

The article under consideration is devoted to the poem Poetry by N. M. Karamzin. According to Yu. M. Lotman, this poem is one of the most significant and programmatic poems of the author. It became one of the first images of creative declaration - a genre which would have an outstanding future as far as the Russian poetry is concerned and which would later become known as representing verses about poetry and poets

Keywords: programmatic poem by Karamzin, creative declaration, poems about poetry and poets, state of modern Russian poetry, authors aesthetic ideas

 

МОТИВЫ ПУШКИНСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ «КЛЕОПАТРА» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Иванова Анна Николаевна

Статья посвящена анализу двух пушкинских цитат в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» и их значение для понимания одного из центральных образов романа - Настасьи Филипповны Барашковой; выявляется близость Настасьи Филипповны с пушкинскими образами Клеопатры и героини из стихотворения «К***».

Ключевые слова: Настасья Филипповна, Клеопатра, «образ чистой красоты», «странный» взгляд, двойственность человеческой природы

THE MOTIVES OF PUSHKINS POEM CLEOPATRA IN F.M. DOSTOEVSKYS NOVEL IDIOT

Ivanova A. N.

This article is devoted to the analysis of two pieces of Pushkins citation in Dostoevskys novel Idiot. The meaning of these pieces for the main characters of this novel - Nastasya Filippovna - is interpreted. The correlation of this character with Pushkins Cleopatra and image of virgin beauty is described

Keywords: Nastasya Filippovna, Cleopatra, \"image of virgin beauty\", strange look, double meaning human nature

 

СТРУКТУРА ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ДЕЙСТВИЯ, УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИИ

Десяева Наталья Дмитриевна, Кашкарева Елена Алексеевна

В статье определена специфика компонентного состава текстовой деятельности педагога в результате методического проецирования основных структурных компонентов деятельности (мотива, цели, условий осуществления действий, операций) на содержание и назначение описываемого вида профессиональной педагогической деятельности, разворачивающейся в ситуации изучения нового материала как основной ситуации учебного процесса.

Ключевые слова: текстовая деятельность педагога, компонентный состав текстовой деятель- ности педагога, мотивы, цели, условия осущест- вления действий, операции

THE TEACHERS STRUCTURE OF THE TEXT ACTIVITY: MOTIVES, PURPOSES, ACTIONS, CONDITIONS OF ACTIONS PERFORMANCE, OPERATIONS

Desjaeva N. D., Kashkareva E. A.

The author of the article defines specifics of the component structure of the teachers text activity as the result of methodical displaying of the basic structural components of activity (motive, the purpose, conditions of realization of actions, operations) on the maintenance and purpose of such kind of professional pedagogical activity which occurs at studying of a new material

Keywords: teacher\'s text activity, , motive, the purpose, conditions of realization of actions, operations

 

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОЛИКОММУНИКАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКЕ - ВЕДУЩЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАЖДОГО УЧЕНИКА

Мизандронцева Марина Вячеславовна

Статья посвящена характеристике поликомму- никативной образовательной среды и технологии управления ее развитием на учебных занятиях, а также описанию определенных организационнопедагогических условий, способствующих эффективности обучения и воспитания учащихся на уроках. В статье подчеркивается значимость педагогического мастерства учителя и приоритетная роль воспитания в учебном процессе.

Ключевые слова: поликоммуникативная образовательная среда, технология, функции управления развитием

TECHNOLOGY OF MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF THE POLYCOMMUNICATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AT THE LESSON AS THE LEADING CONDITION OF DEVELOPMENT OF THE PERSON OF EVERY PUPIL

Mezandrontseva M. V.

The article is devoted to the characteristic of the polycommunicative educational environment and technology of management by its development at the lessons of World Art Culture, as well as to the description of the certain organizational-pedagogical conditions promot- ing learning efficiency and education of pupils during classes. In the article the importance of pedagogical skill of the teacher and a primary role of education in an educational process is underlined.

Keywords: the polycommunicative educational environment, technology, functions of management by development

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Никитченков Алексей Юрьевич

как учебный материал для обучения чтению. Кроме того, сама система объяснительного чтения не позволяла младшим школьникам осознать специфику устно-поэтического творчества и художественные особенности произведений отдельных жанров

Ключевые слова: советская начальная школа, объ- яснительное чтение, тексты для обучения чтению, устное народное творчество

USE OF PRODUCTS OF ORAL NATIONAL CREATIVITY IN SYSTEM OF THE SOVIET EXPLANATORY READING

Nikitchenkov A. Yu.

In the present article one of aspects of history of a technique of training to reading at elementary school is demonstrated. The analysis of educational and methodical materials shows that products of oral national creativity were used restrictedly at the Soviet elemen tary school as a teaching material for training of reading. Besides, the system of explanatory reading did not allow junior schoolchildren to realize specificity of orally-poetic creativity and art features of products of separate genres.

Keywords: the Soviet elementary school, explanatory reading, texts for training of reading, oral national creativity

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

Насырова Анна Анатольевна

Статья посвящена изучению профессионально ориентированного содержания обучения иностранному языку бакалавров лингвистики в региональном контексте. Реализация данного содержания осу- ществляется посредством сфер, тем, ситуаций общения, а также навыков и умений, отражающих как профессиональную, так и региональную направленность их наполнения.

Ключевые слова: содержание образования в высшей школе, регионализация содержания лингвистического образования, профессионализация содержания лингвистического образования

 

Nasyrova A. A.

The article is devoted to considering the issues of profession-based contents of foreign language teaching of bachelors of linguistics in a regional context. This content is implemented with communicative spheres, topics, situations, and profession- and region- oriented skills.

Keywords: higher school syllabus, regionalization of foreign language teaching content, professionalization of foreign language teaching content

 

О НЕКОТОРЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ КУРСА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПЕДВУЗЕ

Тимофеева Ирина Леонидовна

Рассмотрен ряд проблем логического характера, возникающих в курсе математического анализа в педвузе. Некоторые проблемы проиллюстрированы примерами логических ошибок. Отмечены некоторые возможности и особенности решения этих проблем. Приведены методические рекомендации

Ключевые слова: математический анализ, логические проблемы, кванторы

ON SOME LOGICAL PROBLEMS IN THE COURSE OF MATHEMATICAL ANALYSIS AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Timofeeva I. L.

A number of logical problems in the course of mathematical analysis at a pedagogical university is regarded in the article under consideration. Some problems are illustrated by examples of logical errors. Some opportunities are highlighted and special features in resolving these problems are stated. Methodical recommendations are given

Keywords: mathematical analysis, logical problems, quantifier

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТИВНОГО ПОВТОРЕНИЯ

Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

Рассмотрены приоритеты и проблемы модернизации начального образования, отраженные в учебниках «Математика 1-6» (автор Н. Б. Истомина). По мнению автора статьи, этот учебный комплект - средство обучения, позволяющее реализовать одну из важнейших линий современного математического развития - линию развития личности, а также один из способов реализации деятель- ностного подхода к обучению

Ключевые слова: приоритет начального общего образования, универсальные учебные действия, познавательный мотив, учебная деятельность, оптималь- ный вариант

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF YOUNGER PUPILS AND STUDENTS OF 5-6 GRADES IN MATH CLASS THROUGH THE USE OF PRODUCTIVE REPETITION

Mendygalieva A. K.

The priorities and problems of primary education that are realized in the textbook «Mathematics 1-6» (author N. B. Istomina) have been examined. The author of this article thinks that this training set is a means of education that provides the realization of one of the most important lines in modern mathematical development - line of personal enhancement - as well as one of the ways to realize action approach to education

Keywords: priority of general primary education, universal educational actions, cognitive motive, computational algorithm, stimulation of educational activities, optimum alternative

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Байгушева Инна Анатольевна

В статье предложен возможный путь реализации компетентностного подхода к математической подготовке в системе высшего экономического образования. Разработана динамическая система подготовки специалиста в вузе на основе компетент- ностного подхода. В соответствии с выявленными тремя уровнями математической компетентности специалиста в области экономики предложены три этапа процесса обучения математике

Ключевые слова: компетентностный подход, модель специалиста, математическая компетентность специалиста, типовая профессиональная задача

 

Baygusheva I. A.

In this paper a possible means of the competence approach realization to the mathematical training in the higher economical education system is proposed. The specialist training dynamic system in a higher educational establishment on the basis of the competence approach is developed. Three stages of the mathematics training process have been proposed according to the defined three levels of the specialist mathematical competence in the economics sphere.

Keywords: competence approach, specialist model, specialist mathematical competence, typical professional task

 

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»

Чернобельская Галина Марковна, Борунова Елизавета Борисовна, Перевозчикова Надежда Валентиновна

В статье рассмотрена методика организации проект- ной деятельности школьников в рамках программы непрерывного образования. В качестве примера описа - ны два учебно-исследовательских практико-ориентирован ных проекта, выполненные учащимися ГОУ СОШ № 1246 с углубленным изучением английского языка г. Москвы в сотрудничестве с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ).

Ключевые слова: проектная деятельность школь- ников, непрерывное образование, мотивация к изу- чению химии

ON ORGANIZING THE RESEARCH PROJECT ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN ACCORDING TO THE PROGRAM OF LIFELONG EDUCATION SCHOOL-UNIVERSITY

Chernobelskaya G. М., Borunova E. B., Perevozchikova N. V.

The article deals with the methods of organizing the research project activity at school according to the program of life-long education. Two research practicallyoriented projects carried out by the students of Moscow school No. 1246 in cooperation with Moscow State Pedagogical University are described

Keywords: , lifelong education, motivation to study chemistry

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ В ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ РЕГИОНА

Митина Елена Гарисоновна

Статья посвящена проблеме методической подготовки студентов-биологов в расширенной образователь- ной среде. Автор рассматривает вза имо дей ствие трех активных центров, обеспечивающих развитие системы методической подготовки студентовбиологов до уровня эколого-образовательной среды региона. Предложены принципы и векторы развития системы методической подготовки как целостной образовательной среды

Ключевые слова: , , эколого-образовательная среда

DEVELOPMENT OF METHODICAL TRAINING OF STUDENTS-BIOLOGISTS IN ECO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE REGION

Mitina E. G.

The article is devoted to the problem of methodical training of students-biologists in extended educational environment. The author considers interaction of three active sites, providing development of system of methodical training of students-biologists to ecoeducational environment of the region. Principles and vectors of methodical training development to holistic educational environment are suggested

Keywords: system of methodical training, environmental approach, eco-educational environment of the region

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОСНОВАННОЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ

Конеева Елена Владимировна, Агафошкин Виталий Николаевич, Болсунов Михаил Федорович

Авторами выявлены основные подходы к решению проблемы формирования социокультурных компетенций, основывающихся на здоровьесбережении в условиях образовательной среды учреждений разного типа. Выявлены факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса. Представлена разработанная модель формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда образовательного учреждения, формирование культуры здоровья

FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON HEALTH-PRESERVATION

Koneeva, E. V., Agafoshkin V. N., Bolsunov M. F.

This article is devoted to solving the problem of formation of sociocultural competences in the educational environment based on health-preservation. The authors have identified the main approaches to solving the problem and attempted to identify the factors affecting the preservation and development of subjects health in the educational process, and on this basis to design and to experimentally test the effectiveness of the formation model of health-keeping environment of educational institutions.

Keywords: pedagogical conditions, health-keeping environment of an educational institution, physical education

 

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Лебедев Валерий Владимирович

В статье рассматриваются взаимосвязь функциональной полушарной асимметрии и сенсорных систем; нейрофизиологические факторы учения, их характеристические особенности, использование их в образовательной практике

Ключевые слова: сенсорные системы, полушарная асимметрия мозга, нейрофизиология, обучение, учение школьника

NEURO-PHYSIOLOGICAL FACTORS THAT DETERMINE EFFICIENCY OF STUDIES

Lebedev V. V.

The article describes the relations between functional encephalic asymmetry of hemispheres and sensor systems; neurophysiologic factors of studies and their typical features as well as their application in practical teaching.

Keywords: , encephalic asymmetry, neurophysiology, training, schoolchildrens studies

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 14 ЛЕТ

Бойко Евгения Анатольевна

В статье рассмотрены отдельные вопросы успеш- ности школьного обучения в среднем общеобразовательном учреждении. Приведены результаты эмпирического исследования, посвященного проблемам успешности обучения учащихся с разным типом функциональной асимметрии (прежде всего учащихся-правшей и учащихся-амбидекст- ров). Охарактеризовано психическое развитие в группах учащихся с разным уровнем школьной успеваемости

Ключевые слова: успешность обучения, тип функциональной асимметрии, психическое развитие, амбидекстрия

PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF CHILDREN WITH DIFFERENT TYPES OF FUNCTIONAL ASYMMETRY AT THE AGES OF 8 AND 14

Bojko E. A.

Some aspects of educational success at school are analyzed in the article. The results of the empiric research, which was devoted to the problems of academic achievement of pupils with different types of functional asymmetry (especially pupils with ambidexterity and righthanded pupils), are shown in the article. Psychic development of pupils with different levels of school achievement is characterized.

Keywords: educational success at school, types of functional asymmetry, psychic development, ambidexterity

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Веденеева Галина Ивановна

На основе анализа результатов исследования рас- сматриваются особенности структуры и содержания нравственных понятий у младших школьников и подростков. Дана авторская характеристика качеств инвариантных признаков нравственных понятий, позволяющая определить уровень обобщенности и полноты сформированных понятий у школьников. Прослеживается влияние возраста, воспитания и социальной среды на нравственное развитие личности

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные понятия, понятийная психическая структура, ситуативные и инвариантные признаки понятий

FORMING OF PSYCHICAL STRUCTURES OF MORAL CONCEPTS IN CHILDREN AND TEENAGERS

Vedeneyeva G. I.

On the basis of the analysis of research results, some features of the structure and maintenance of moral concepts in younger schoolchildren and teenagers are considered. The author provides some characteristics of invariant features of moral concepts, which allows to define the degree of generalization and completeness of the formation of concepts in schoolchildren. The article traces the influence of age, upbringing and social environment on the personalitys moral development

Keywords: moral education, moral concepts, situational and invariant signs of concepts

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Залуцкая Светлана Юрьевна

Раскрывается проблема творческого совершенствования личности в процессе обучения. Обозначены организационно-педагогические особенности стимулирования творческой активности обучаю- щихся в контексте эстетического воспитания на примере литературного образования. Выявлена специфика урока литературы как образовательного пространства, создающего благоприятные условия развития творческих потенций учеников.

Ключевые слова: , творческая активность, эстетическое воспитание

DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF AESTHETIC EDUCATION

Zalutskaya S. U.

The article is devoted to the problem of the creative perfection of the individual in the process of learning. Organizational-pedagogical features that stimulate the creative activity of students are marked in the context of aesthetic education by the example of literary education. Specialty of a literature lesson is given as an educational space, creating favorable conditions for development of creative potential of pupils

Keywords: personality, creative activity, aesthetic education

 

РОЛЬ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Фомина Елена Викторовна

В статье на основе анализа работ, посвященных проблеме усвоения школьниками базовых ценностей, выделяется труд как ценность и рассматривают- ся условия формирования ценностного отношения к труду средствами народного искусства. В контексте формирования ценностного отношения к труду анализируются школьные программы художественного образования. На основе авторской практики предлагается содержательная модель формирования обучения младших школьников народному искусству

Ключевые слова: личность младшего школьника, коллективная художественно-познавательная деятельность, ценностное отношение к труду, народное искусство

ROLE OF FOLK ART IN THE DEVELOPMENT OF VALUE ATTITUDE TOWARDS WORK OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Fomina E. V.

In this article, based on the analysis concerning the level of basic values learning by pupils, the work is highlighted as a most important aspect, and this article points out the required conditions for forming of valuable attitude towards work by means of folk art. In the context of forming the valuable attitude towards work, school programs of art education are analyzed in details. On the basis of the authors practical experience a substantial model of folk art education forming in primary school is presented.

Keywords: identity of primary school children, a collective art-cognitive activity, value attitude toward work, folk art

 

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ГРАЖДАН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Топольян Артем Павлович, Старостин Александр Михайлович

В представленной статье показана роль Рус- ской православной церкви в вопросах духовнонравственного воспитания различных категорий граждан. Также обсуждаются вопросы взаимодействия государственной власти и церкви для решения актуальных социальных проблем современного российского общества

Ключевые слова: Русская православная церковь, модернизация, нравственность, социальные проблемы

THE ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE CITIZENS OF MODERN RUSSIA

Topolyan A. P., Starostin A. M.

At the present article the role of the Russian Orthodox Church in matters of spiritual and moral education of various categories of citizens is indicated. Also, the interaction between the state and the church to solve urgent social problems of contemporary Russian society is discussed.

Keywords: Russian Orthodox Church, modernization, morality, social issues

 

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (из опыта работы Сыктывкарского государственного университета)

Уваровская Ольга Валентиновна, Залевский Виктор Альбертович, Светопольская Виктория Олеговна

В статье описывается актуальность поставленной проблемы в современном вузе, описываются направления научно-методического обеспечения кураторов студенческого самоуправления и их реализация. В частности, предложены некоторые методологические основы воспитательной деятельности в вузе, структура воспитательной системы жизнедеятельности студенческого самоуправления. Представлены модули курсов повышения квалификации кураторов студенческого самоуправления, технологии их проведения и индикаторы

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, воспитательная деятельность

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE CURATORS OF THE STUDENT GOVERNMENT (FROM THE EXPERIENCE OF SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY)

Uvarovskaya O. V., Zalewski V. A., Svetopolskaya V. O.

The article presents the topicality of the raised problem in a modern higher educational institution, the trends of the scientific-methodological basis of the tutors work in the students self-government and their fulfillment. In particular, some methodological basis of the educational development in a higher educational institution, the structure of the educational system in the aspect of the students self-government are suggested. The modules of the courses of improving tutors qualifications, the applied technology and the indicators are pointed out

Keywords: scientific-methodical support, educational activities

 

ИССЛЕДОВАНИЕ СУЩНОСТИ, СОДЕРЖАНИЯ И ТИПОВ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Гордеева Елена Евгеньевна, Горячева Евгения Николаевна

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы развития детско-взрослой общности в современной психолого-педагогической литературе. Автором выявлены сущность, содержание и основные типы детско-взрослых общностей, а также основные методы, используемые для их диагностики

Ключевые слова: детско-взрослая общность, сущ- ность, содержание, типы

STUDIES OF THE ESSENCE, CONTENTS AND TYPES OF CHILDREN-ADULTS COMMUNITIES

Gordeeva E. E., Goryacheva E. N.

This article is about researching of the urgent problem of development of children-adults community in modern psychological and pedagogical literature. Essence, maintenance, main types of the children-adults communities and also main methods which are used for their diagnostics are revealed by the author

Keywords: children-adults community, essence, maintenance, types

 

ЭМПАТИЙНОСТЬ В ОБЩЕНИИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТНАЯ УСТАНОВКА СОТРУДНИКА ОВД

Скляренко Инна Сергеевна

В статье предпринимается попытка решения одной из проблем профессионального общения сотрудников ОВД педагогическими средствами. Новизной можно считать понятие профессиональной ценностной установки на эмпатийность в общении сотрудников ОВД и педагогические средства ее формирования у курсантов вузов МВД России

Ключевые слова: общение, эмпатия, профессиональная ценностная установка, эмпатийность в общении, малые группы

EMPATHY IN COMMUNICATION AS PROFESSIONAL VALUE INSTALLING OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Sklyarenko I. S.

In the article the author suggest his solution of one of the problems of the professional contact employee of law enforcement officers by pedagogical means. The novelty in article lies in the notion of professional value guideline on to empathic ability in contact of the law-enforcement employees and facility of its shaping beside midshipman of the educational institutions of the Ministry of the Interior of RF

Keywords: contact, empathy, professional value installation, empathic ability in contact, small groups

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЖЕНЩИНАМИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОТКАЗОВ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ

Тарченко Вера Сергеевна

Статья освещает основные аспекты социальной работы с женщинами по предотвращению отказов от новорожденных. На основании мотивационных исследований и экспертного опроса медицинского персонала автор классифицирует женщин-отказниц. В зависимости от типа отказницы автором предложен собственный план работ. В социальной работе с молодежью предлагается сделать акцент на профилактику

Ключевые слова: отказ от новорожденных, мотивация, женщины-отказницы, профилактика

SOCIAL WORK WITH WOMEN TO AVOID ABANDONING OF NEWBORN

Tarchenko V. S.

The article is devoted to the main aspects of social work with women to avoid abandoning of the newborn children. On the basis of the investigation (motivational study of women and expert interview of medical personnel) the author introduces classification of types of women who decided to abandon newborn. The author suggests different plans of work depending on womens types. Preventive measures should be emphasized in social work with the youth

Keywords: abandoning of newborn, motivation, ,

 

СОЦИАЛЬНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В РОССИИ

Внуковский Максим Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы взаимодейст- вия бизнес-сообщества и социума. Раскрываются основные направления формирования бизнес-сообщества как субъекта социально-ориентированного управления. В качестве основного механизма достижения социальной солидарности и мирного социаль- ного взаимодействия рассматривается социальное партнерство, которое основывается на формировании ответственности бизнес-структур за проводимую корпоративную политику

Ключевые слова: бизнес-сообщество, бизнес управление, социальная политика, социальная ответ- ственность, социальное партнерство, субъект управления

SOCIALLY-ADMINISTRATIVE MECHANISMS OF FORMING BUSINESS COMMUNITY IN RUSSIA

Vnukovskiy M. V.

The article considers some issues of business-community and social interaction. The major trends of forming business-community as the subject of socially-oriented management are considered. Social partnership is regarded as one of the main mechanisms of establishing social solidarity and peaceful social interaction. Social partnership is based on the formation of business structures responsibilities for corporate policy

Keywords: business community, business management, social policy, social responsibility, social partnership, the subject of management

 

ОПИСАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В АВЕСТЕ

Комили Абдулхай Шарифович, Холназаров Санг

В статье кратко рассматриваются некоторые экологические вопросы, отраженные в древнеиранской священной книге «Авеста». Чистота как экологическая категория в Авесте связана с понятием красоты. Там, где царствует чистота, господствует здоровье, счастье и богатство. Поэтому везде - в храмах огня, в домах, в помыслах, деяниях и повседневной жизни человека должна царить чистота.

Ключевые слова: Авеста, экология, педагогика, зороастризм, солнце, огонь, жизнь, вода, почва, растение, животное, человек

FORMATION OF PRIMARY ECOLOGICAL IDEAS IN AVESTA

Komili A. Sh., Kholnazarov S.

The authors wrote about the Tajik peoples attention to the cleanness of environment and upbringing people in this direction and paid special attention to the idea of ecological phrases. Judging by the examples from the book Avesta, the cleanness of the environment plays the leading part in the life of people, and these examples can be the evidence of the writers opinions

Keywords: Avesta, ecology, , pedagogies, the Sun, fire, water, life, earth, plant, animal, man

 

КАТЕГОРИИ СУЩНОСТИ И ЭНЕРГИИ В ТРИНИТАРНОМ БОГОСЛОВИИ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ

Козарезова Ольга Олеговна

Статья посвящена проблеме антиномичности в сфере богословия Средневековья и ее проявления в тринитарной теологии Паламы. Автор доказывает, что в философской традиции Восточной и Западной церкви можно видеть трансформацию тринитарного богословия. В статье приведен анализ духовных воззрений Григория Паламы

Ключевые слова: патристика, богословие, онтология, тринитарное богословие, духовные воззрения

CATEGORIES OF SUBJECTS AND ENERGY TRINITARIAN THEOLOGY OF ST. GREGORY PALAMAS

Kozarezova O. O.

This article focuses on the problem of antinomicity in the sphere of theology its manifestations in trinity theology of Palamas. The author argues that in the philosophical tradition East and West Church one could observe the transformation Trinitarian theology. The article presents an analysis of spiritual views of the Gregory Palamas

Keywords: Patristics, theology, Ontology, Trinitarian thought, spiritual views

 

ВОСПИТАНИЕ Ю. Ф. САМАРИНА КАК ИСТОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Скороходова Светлана Игоревна

В статье предложен индивидуальный подход в изучении творчества представителей «московского направления». Он помогает выявить особенности взглядов каждого и проливает свет на те споры, которые кипели внутри кружка. В работе на основе анализа взглядов Киреевского очерчен тот круг философских источников, который повлиял на формирование мировоззрения мыслителя, а также показано их отличие от философской базы других членов славянофильского кружка

Ключевые слова: художественный мистицизм, любовь, любомудрие, парнасский афеизм, философия, поэт-философ, цельное мышление, безуслов, родование

PHILOSOPHICAL SOURCES OF I. V. KIREEVSKIY\'S WORLD OUTLOOK

Skorokhodova S. I.

In the article an individual approach towards the investigation of works of the „Moscow Trend representatives is suggested. This approach helps to reveal the peculiarities of the viewpoints of each of them and sheds light on the heated debates that took place within the group. Based on the analysis of Kireevskiys views the author of the article outlines the philosophical sources that influenced the shaping of the scholars world outlook as well as shows the difference of these sources from the philosophical basis of other members of the Slavophiles Group

Keywords: artistic mysticism, love, love of wisdom, Parnassian apheism, , poet-philosopher, integral thinking, the absolute, generalization

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД ХУДОЖЕСТВЕННО- ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЖЕЛИ

Илькевич Борис Владимирович, Никонов Вадим Вадимович

В статье рассматриваются вопросы организации художественно-промышленного образования на тер- ритории гжельского народного художественного промысла в дореволюционный период. Прослеживается путь, который прошло образование в Гжели от традиционных форм овладения мастерством «от отца к сыну» до организации первого государственного художественно-промышленного учебного заведения - филиального отделения Строгановского Император- ского училища. В работе использованы уникальные, ранее не публиковавшиеся архивные материалы

Ключевые слова: , ,

PRE-REVOLUTIONARY PERIOD OF ART-AND-INDUSTRY EDUCATION IN GZHEL

Ilkevitch B. V., Nikonov V. V.

In the article questions of the organization of artindustrial formation on the territory of Gzhel nationalt craft during the pre-revolutionary period are considered. The way of the education that took place in Gzhel from traditional forms of mastering by skill «from father to son», up to the organization of the first state art-industrial educational institution - filial branch of Stroganovsky Imperial school is traced. In the work the unique, earlier not published archival materials are used

Keywords: , Gzhel ceramics, a national art craft

 

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Ц. П. БАЛТАЛОНА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОИСКОВ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

Пушкин Антон Александрович

В статье рассматриваются основные методические проблемы, которыми Ц. П. Балталон занимался в течение своей жизни. Педагог интересовался вопросами воспитательного чтения, проводил экс- периментальные исследования детского чтения, изучал эстетические взгляды на преподавание литературы, писал статьи, посвященные проблемам психологии творчества, системе письменных работ и т. д. Статья написана на основе использования сравнительно-исторического метода

Ключевые слова: эстетическое воспитание, воспитательное чтение, экспериментальное исследование, письменные работы, методическое наследие

ANALYSIS OF METHODICAL HERITAGE OF T. P. BALTALON IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL RESEARCHES AT THE TURN OF THE 20TH CENTURY

Pushkin A. A.

The article deals with the basic problems concerning methods of teaching which T. P. Baltalon studied throughout his life. The pedagogue was interested in a complex of different subjects, namely, he investigated the problems of educational reading, conducted experimental researches of childrens reading, studied aesthetic views on literature teaching, wrote articles devoted to the problems of psychology of creativity and the system of written exercises, etc. The article is written on the basis of the comparative historical method

Keywords: aesthetic education, educational reading, experimental research, written exercises, methodical heritage

 

ДВИЖЕНИЕ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ В РОССИИ И ЕГО КРИЗИС В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Правдиковская Евгения Николаевна

В данной статье проанализированы кризисные явления в развитии российских общин сестер милосердия и пути их разрешения, предложенные в начале XX в.

Ключевые слова: община, милосердие, диаконисы

MOVEMENT OF SISTERS OF CHARITY IN RUSSIA AND ITS CRISIS IN THE EARLY 20TH CENTURY

Pravdikovskaya E. N.

The article in question analyzes the crisis in the development of Russian communities of Sisters of Charity and the ways for its resolution suggested in the early 20th century

Keywords: community, charity, deaconesses

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Сокольникова Фекла Михайловна

В статье рассматриваются актуальность педагогических воззрений Л. Н. Толстого в Якутской области в дореволюционный период развития народного образования. Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязей между воззрениями Л. Н. Толстого и появлением общественно-педагогического движения, народных школ в Якутии.

Ключевые слова: , просветительские идеи, народная школа

PEDAGOGICAL VIEWS OF L. N. TOLSTOY AND THE DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION IN YAKUTIA

Sokolnikova F. M.

The topicality of L.N. Tolstoys pedagogical views for the Yakutia in the pre-revolutionary period is considered in the article in question. The scientific novelty of the research conducted is revealed in stating of a certain number of links between L.N. Tolstoys views and the appearance of public and pedagogical movement, public schools in Yakutia.

Keywords: L. N. Tolstoy, educational ideas, public school

 

ОБЩЕСТВО «ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ» В ГУБЕРНИЯХ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1923-1924 гг.)

Горюнова Алена Геннадьевна

Статья рассматривает предпосылки создания общества «Долой неграмотность» и особенности ор- ганизационного этапа его деятельности в центре и в регионе Верхнего Поволжья. Статья раскрывает процесс формирования отделений данной организации во Владимирской, Иваново-Вознесенской, Костромской и Ярославской губерниях, основные цели и направления их деятельности. Автором от- мечаются недостатки работы этого общества на начальном этапе его существования.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, общественные организации, долой неграмотность

THE SOCIETY \"DOWN WITH ILLITERACY\" IN THE PROVINCES OF THE UPPER VOLGA: ORGANIZATIONAL PERIOD OF ACTIVITY (1923-1924)

Goryunova A. G.

The article considers the preconditions for establishment of the society Down with illiteracy in the centre and in the Upper Volga region. The article reveals the process of forming of this organizations branches in Vladimir, Ivanovo-Voznesensk, Kostroma and Yaroslavl provinces, the main purposes and directions of their activity. The author notes some shortcomings of the societys work at the first stage of its being

Keywords: campaign against illiteracy, a society organization, down with illiteracy

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ А. С. МАКАРЕНКО

Мальков Евгений Владимирович

В статье автор рассматривает базовые теоретические основы концепции А. С. Макаренко, среди которых исследователь анализирует коллектив и основные стадии его существования

Ключевые слова: коллектив, дисциплина, нравственное и трудовое воспитание, самоуправление, индивидуальный подход

THEORETICAL ASPECTS OF THE STRUCTURE OF A. S. MAKARENKOS PEDAGOGIC ENVIRONMENT

Malkov E. V.

In the article the author discerns basic theoretical foundations of the A. S. Makarenkos concept, among which the researcher analyzes team and the main stages of its existence

Keywords: team, discipline, moral and labour education, self-government, individual approach

 

РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРИЗНАНИИ МОНГОЛИИ

Батбаяр Цэнд-Аюуш

В данной статье отражена роль Советского Союза в международном признании суверенитета Монголии. Процесс укрепления независимости и обретения международного статуса Монголии занял более 20 лет. Окончательное решение данный вопрос получил в 1946 г.

Ключевые слова: суверенитет Монголии, Совет- ский Союз, Китай, Япония, , международное признание

THE ROLE OF THE SOVIET UNION IN INTERNATIONAL RECOGNITION OF MONGOLIA

Batbayar Tsend-Ayush

This article reflects the role of the Soviet Union in the international recognition of the sovereignty of Mongolia. The process of strengthening of independence and acquisition of international status of Mongolia has taken over 20 years. The issue was finally decided in 1946