Журнал «Наука и школа», №1 за 2012 год

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Лебедев Валерий Владимирович

В статье обосновывается новый подход к оцениванию успешности учения школьника. Анализируют- ся такие понятия, как умение, представление действий, учебной информации в виде деятельностносмысловых схем.

Ключевые слова: критерии оценивания, уровень сложности учебной информации, деятельностная схема

CONTENT-CRITERIAL SYSTEM EVALUATING THE SUCCESS OF TEACHING STUDENTS

Lebedev V. V.

The article provides justification for a new method of evaluating the success of a students study process. It analyzes a notion of skill, of presenting information to be learned in the form of activity and informational learning schemes.

Keywords: evaluation criteria, difficulty level of the information to be learned, activity scheme

 

ИЗУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горенков Евгений Михайлович

Рассматривается становление и развитие инновационного потенциала студента многоуровневого образования в процессе его учебной и научноисследовательской деятельности. Изучаются качественные изменения процесса адаптации к специфике вузовской подготовки высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: инновационный потенциал бакалавра, магистра, вуза; целостность учебной и научно-исследовательской работы; коллективная мыслительная деятельность, самосознание, пути роста инновационного потенциала

STUDYING OF INNOVATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF MULTILEVEL HIGHER EDUCATION

Gorenkov E. M.

Formation and development of innovative potential of the student of multilevel formation in the course of its educational and research activity is considered. Qualitative changes of process of adaptation to specificity of high school preparation of the highly skilled expert are investigated.

Keywords: innovative potential of the bachelor, the master, high school; integrity of educational and research work; collective cogitative activity, consciousness, ways of growth of innovative potential

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Намаканов Борис Александрович, Старшинина Елена Николаевна

Статья посвящена современным аспектам педагогики, обусловленным переменам образовательного процесса, не всегда соответствующим возможностям человека. На основании многолетней работы в практической педагогике авторы пришли к выводу о необходимости повышения психофизиологической подготовленности учителей.

Ключевые слова: коррекция обучения, психология, инновация, школа здоровья

 

Namakanov B. A., Starshinina E. N.

The article is devoted to modern aspects of education, due to big changes of training and psychological possibilities of man. Authors on the basis of practical pedagogical training consider, that modern education needs psychophysiological training of teachers.

Keywords: training correction, psychology, an innovation, health school

 

ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА НАУЧНОЙ АКТУАЛЬНОСТИ

Тулинцев Андрей Евгеньевич

В статье автор анализирует как историю становления термина фундаментализации образования, так и его актуальный смысл. Предлагается автор- ская позиция, позволяющая построить подлинно научную схему экспликации учебного предмета на основе нового подхода к его структуре.

Ключевые слова: фундаментализации образования, структура теории, принцип научной акту- альности

FUNDAMENTALIZATION OF EDUCATION ON THE PRINCIPLE OF SCIENTIFIC TOPICALITY

Toulintsev A. E.

In the present article the author analyzes both history formation of the term fundamentalization education, and its actual sense. The authors position is suggested as it allows to build an originally scientific scheme of an explication subject.

Keywords: fundamentalization education, structure of the theory, principle scientific actuality

 

УЧЕБНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Белянин Валерий Александрович

Учебное экспериментальное исследование рассматривается на основе методологии научного исследования. Предметную исследовательскую компетенцию будущего учителя предлагается формировать в процессе осуществления студентами учебных экспериментальных исследований по физике. Методика исследований раскрыта на примере изу- чения взаимодействия

Ключевые слова: учебное экспериментальное исследование, методология научного исследования, исследовательская компетенция, поглощение излучения полимерами и жидкостями

EDUCATIONAL EXPERIMENTAL RESEARCH AS A FORMING TOOL OF INVESTIGATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICS TEACHERS

Belyanin V. A.

On a base of research methodology, a educational experimental research was shown. The subject investigative competence of the future physics teachers was proposed forming in the process of research of educational experimental physical problems. The method demonstrated through the study of the interaction of the 19К40 beta-rays with liquids and polymers.

Keywords: educational experimental research, research methodology, investigative competence, absorption of the beta-rays by liquids and polymers

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИИ

Калекин Алексей Архипович

Переход общешкольного образования на профильное обучения старшеклассников потребовал изменить содержание подготовки в вузе бакалавра технологического образования. Предложена система от- раслевой профессиональной подготовки бакалавра технологии в вузе для его работы в профильной школе (классах) с индустриально-технологическим направлением.

Ключевые слова: профильная школа, технология, бакалавр технологии, индустриальнотехнологическое направление, инженерная педагогика, система отраслевой подготовки бакалавра

CONCEPTUAL BASES OF BRANCH PREPARATION OF THE BACHELOR OF TECHNOLOGY

Kalekin A. A.

Transition of comprehensive schooling to vocational training of senior pupils has demanded formation to change the preparation maintenance in high school of the bachelor of technological formation. The offered system of branch vocational training in high school of the bachelor of technology for its work at profile school (classes) with industrially-technological direction is considered on the basis of engineering pedagogics.

Keywords: profile school, technology, the bachelor of technology, industrially-technological direction, engineering pedagogics, system of branch preparation of the bachelor

 

МУЗЫКА РАЗНЫХ НАРОДОВ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Вань Хань

Данное исследование посвящено вопросам подготовки педагога-музыканта в Китайской Народной Республике. Автор определяет основные педагогические принципы и методические основы исполнительского обучения и психолого-педагогические подходы, которые позволят приобщить учащихся Китая к европейской музыкальной культуре.

Ключевые слова: диалог культур, музыкальная педагогика, подготовка педагога-музыканта

 

Wang Han

This study focuses on the preparation of a teacher-musician in Peoples Republic of China. The author defines the basic pedagogical principles and methodological foundations of performance training and psycho-pedagogical approaches that will allow to attach the Chinese students to the European musical culture.

Keywords: dialogue of cultures, musical pedagogics, skill performing preparation

 

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Саукова Наталья Михайловна

Рассматривается процесс самостоятельной подготовки студентов с возможным использованием мультимедийных технологий на основе моделирования методической системы для формирования профессионально ориентированных мультимедийных компетенций, необходимых для будущей самостоятельной творческой деятельности.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, современная методическая система, современные методы моделирования, специальные профессиональ- но ориентированные ключевые мультимедийные компетенции

 

Saukova N. M.

The process of independent preparation of students with the possibility of use of multimedia technologies on the basis of modeling of methodical system for formation professionally focused multimedia competences necessary for students future independent creative activity is considered.

Keywords: multimedia technology, modern methodological system, modern methods of modeling, special vocational training, action-oriented key multimedia of competence

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Магомедов Рамазан Магомедович, Ниматулаев Магомедхан Магомедович

В данной статье обоснована необходимость развития методической системы подготовки учителя информатики, приводятся основные требования к учителю информатики в новой информационнообразовательной среде.

Ключевые слова: информатика, учитель информатики, формы, требования, педагогический вуз

THE REQUIREMENTS TO THE TEACHER OF INFORMATICS IN THE NEW INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Magomedov R. M., Nimatulaev M. M.

In this article indicates the need for development of the methodological training system of teachers of computer science, are the main requirements to the teacher of informatics in the new information and educational environment.

Keywords: Informatics, the teacher of computer science, the form, requirements, pedagogical University

 

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ

Рябухина Елена Анатольевна

Статья посвящена проблемам компетентностно ориентированного обучения русскому языку в школе. Развитие языковой личности учащегося рас- сматривается как одна из целей такого обучения. На основе анализа понятия «языковая личность» в лингвистике и определения содержания предметных компетенций в методике установлены связи развития языковой личности школьника с реализацией компетентностного подхода в обучении русскому языку. В тексте статьи представлен один из приемов развития языковой личности, основывающийся на моделировании коммуникативных ситуаций, и предложены соответствую- щие дидактические материалы для основной и старшей школы.

Ключевые слова: компетентностно ориентированное обучение русскому языку, языковая личность, коммуникативная компетенция, развитие языковой личности, моделирование коммуникативных ситуаций

DEVELOPMENT OF LANGUAGE PERSONALITY AS THE AIM OF COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING AT SCHOOL

Ryabukhina E. A.

The article is devoted to the problem of competence-based approach to the Russian language teaching at school. The development of the learners language personality is considered to be one of the aims of Russian language teaching. On the basis of the analysis of the notion language personality in linguistics and the identification of the content of subject competencies in methods of teaching there have been established connections between the development of the students language personality and the realization of competence-based approach to the Russian language teaching. The article exemplifies one of the methods of language personality development, based on the modelling of communicative situations. The author suggests a variety of appropriate didactic materials for the secondary school (5-11 forms).

Keywords: competence-based approach to the Russian language teaching, language personality, communicative competence, development of language personality, modeling of communicative situations

 

О РОЛИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ М. В. ЛОМОНОСОВА

Левушкина Ольга Николаевна

В данной статье предпринята попытка описать поэтические и научные филологические работы М. В. Ломоносова с лингвокультурологической точки зрения и выявить языковой эстетический идеал поэта и ученого, отражающий его ценност- ные ориентации. В качестве примера дана лингвокультурологическая характеристика его высказы- вания о русском языке из предисловия к «Русской грамматике».

Ключевые слова: М. В. Ломоносов, лингвокультур- ное наследие, языковой эстетический идеал, ценностный смысл текста, лингвокультурологическая характеристика текста

ON THE ROLE OF AESTHETIC COMPONENT OF LINGUACULTURAL HERITAGE OF M. V. LOMONOSOV

Levushkina O. N.

In this article the author attempts to describe the poetic and scientific philological works M. V. Lomonosov with linguistic-cultural point of view and identify the language aesthetic ideal of the poet and scientist, reflecting its value orientations. As an example the linguistic- cultural characteristic of his statements about the Russian language from the preface to the «Russian grammar».

Keywords: M. V. Lomonosov, linguistic-cultural heritage, the language aesthetic ideal, the linguistic-cultural text\'s characteristic

 

МЕТОДИКА РАБОТЫ НА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСАХ И ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО АУДИРОВАНИЮ И ФОНЕТИКЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Батурина Людмила Александровна, Воробьёва Галина Васильевна

В целях интенсификации работы на краткосрочных курсах по русскому языку для иностранных студентов были разработаны методические указания по фонетике и аудированию. Пособия создавались с учетом приобретенных студентами ранее умений и навыков. Все собранные материалы обладают лингвокультурологическим потенциалом, что, безусловно, важно для межкультурного взаимодействия в процессе обучения студентов-иностранцев. Указаны перспективы развития данного исследования, в частности, определена необходимость разработки комплексного подхода к созданию подобного рода пособий.

Ключевые слова: фонетика, аудирование, создать пособие, краткосрочные курсы, русский язык как иностранный

TECHNIQUE OF WORK ON SHORT-TERM RATES AND FACULTATIVE EMPLOYMENTS ON AUDITION AND PHONETICS AT TRAINING TO RUSSIAN AS FOREIGN

Baturina L. A., Vorobjeva G. V.

With a view of an intensification of work on short-term rates on Russian for foreign students methodical instructions on phonetics and audition have been developed. Manuals were created in view of the skills got earlier by students. All collected materials possess linguistic culturological potential, that, it is undoubtedly, important for intercultural interaction during training students - foreigners. Prospects of development of the given research are specified, in particular, necessity of development of the complex approach to creation of a similar sort of manuals is determined.

Keywords: the phonetics, audition, to create the manual, short-term rates, the Russian language as foreign

 

УЧЕТ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ИНОЯЗЫЧНЫМ ЧТЕНИЕМ

Петрикова Анна Александровна

В данной статье мы рассмотрим круг вопросов, связанных с реализацией интеграции дисциплин лингвистического цикла «Иностранный язык» и «Родной (русский) язык» с точки зрения их «взаимоотношений» при овладении навыком техники чтения на иностранном языке.

Ключевые слова: техника чтения, фонематический слух, фонемный анализ

 

Petrikova A. A.

In this article we will discuss the range of issues related to the implementation of linguistic integration of disciplines, the series „Foreign Language and „Mother (Russian) language in terms of their „relationship with the skill of acquisition the technique of reading a foreign language.

Keywords: the reading technique, the phonemic hearing, the phonemic analysis

 

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В ПЕРСИДСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗНЫХ ВИДОВ

Нассири Мехди

В данной статье рассматривается сходство и различие фразеологических единиц русского и персидского языков на нескольких примерах, раскрывает- ся символ некоторых слов в этих двух языках.

Ключевые слова: фразеологизм, образ, значение, компонент, символ, сходство, различие

IDIOMS IN THE PERSIAN AND RUSSIAN LANGUAGES: COMPARATIVE ASPECTS OF DIFFERENT TYPES

Nassiri Mehdi

This article discusses the similarities and differences between phraseological units of the Russian and Persian languages in several examples, and reveals the symbol of certain words in these two languages.

Keywords: idiom, image, meaning, component, symbol, similarity, difference

 

АФОРИЗМЫ КАК НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (лингвистический и методический аспекты)

Полчанинова Екатерина Олеговна

Статья посвящена необходимости изучения фразеологизмов библейского происхождения, способству- ющих созданию эмоциональной и образной речи. В современном немецком языке часто встречаются видоизмененные, переосмысленные библейские фразеологизмы. Анализ употребления таких фразеологизмов позволит учащимся активно их использовать в процессе общения на иностранном языке.

Ключевые слова: основы религии, устойчивые словосочетания и выражения, библеизмы, афоризмы

APHORISMS AS THE ILLUSTRATIVE MATERIAL FOR STUDY OF THE BIBLICAL PHRASEOLOGICAL UNITS USE IN THE MODERN GERMAN LANGUAGE (linguistic and methodological aspects)

Polchaninova E. O.

The article is devoted to the necessity of biblical phraseological units study, which promote emotive and expressive speech creation. Modified, reviewed biblical phraseological units are often used in the modern German language. The breakdown of such phraseological units will enable students to use them while communicating in the foreign language.

Keywords: religious studies, phraseological units, bibleisms, aphorisms

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

В данной статье рассматривается сложная актуальная проблема преемственности в обучении математике при переходе младших школьников из начальной в основную школу. Анализ методической литературы позволил автору выделить основные направления осуществления преемственности в обучении математике в начальной и основной школе.

Ключевые слова: преемственность в учебном процессе, система непрерывного образования, реализация преемственности

SUCCESSION REALIZATION IN THE COURSE OF MATHEMATICS OF ELEMENTARY AND BASIC SCHOOL

Mendygalieva A. K.

In this article we handle an actual complex problem of succession in education of schoolchildren when they transfer from elementary school to secondary one. The analysis of the methodical literature has allowed the author to discover the basic directions of realisation of succession in training to the mathematician at elementary and basic school.

Keywords: succession in educational process, system of continuous education, succession realization

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Шакирова Наталья Сергеевна, Чернобельская Галина Марковна

В статье обоснованы содержание, формы и методы, адекватные компетентностно ориентированной пропедевтической подготовке детей младшего и среднего школьного возраста по химии, посещающих занятия Политехнического музея с родителями. Описаны методы педагогического исследования, применяемые при подготовке и проведении этих занятий.

Ключевые слова: методы педагогического исследования, компетентностный подход, пропедевтическая подготовка по химии, Политехнический музей

ON THE USE OF PEDAGOGICAL RESEARCH METHODS AT THE PROPAEDEUTIC CLASSES IN CHEMISTRY IN THE POLYTECHNIC MUSEUM

Shakirova N. S., Chernobelskaya G. М.

The contents, forms and methods adequate to the competence-based propaedeutic training of pupils of primary and secondary school in chemistry at the Polytechnic museum classes are discussed. The methods of pedagogical research being used for preparing and conducting these classes are described.

Keywords: pedagogical research methods, competence approach, propaedeutic training in chemistry, the Polytechnic museum

 

О ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ

Белов Павел Семенович

В статье рассмотрена классификация связей, отражающая специфически системные характеристики построения деятельности учащихся на практических занятиях по химии в рамках школь- ного курса химии.

Ключевые слова: технология ролевого цикла, деятель- ность учащихся, элементы деятельности, связи

ABOUT INTERRELATION OF COMPONENTS OF EXPERIMENTAL EDUCATIONAL RESEARCH ACTIVITY OF PUPILS ON THE PRACTICAL TRAINING IN CHEMISTRY

Belov P. S.

In articles considered the classification of communications reflecting specifically system characteristics of construction of activity of pupils on a practical training in chemistry within the limits of a school course of chemistry.

Keywords: technology of a role cycle, activity of pupils, elements of activity, communications

 

ВАРИАНТ ПРИМЕНЕНИЯ ИСТОРИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Галкин Иван Васильевич

В статье дан пример урока с историко-химическим экспериментом, характеризующим свойства углерода и его соединений. Описаны исторические этапы изучения углерода и его соединений, показан путь научного познания. Показано, каким образом, используя на уроке возможности историкохимического эксперимента, можно активизировать познавательную деятельность учащихся, осу- ществить элементы развивающего обучения.

Ключевые слова: историко-химический эксперимент, активизация познавательной деятельности учащихся

 

Galkin I. V.

In article the lesson with the

Keywords: history-chemical experiment, activization of informative activity of pupils

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Беляева Екатерина Николаевна

Личностному развитию учащихся в процессе обу- чения и воспитания в настоящее время придается большое значение. Особую актуальность приобретает эмоционально-ценностная составляющая общего образования, которая выражается в усвоении учащимися ценностей живой природы. Многие современные воспитательные концепции опираются на принципы гуманизации образования. В материалах данной статьи рассмотрена роль эмоциональноценностного отношения учащихся к живой природе в развитии компонентов базовой культуры личности, в том числе и на уроках и внеурочных занятиях по биологии в основной школе.

Ключевые слова: воспитательные концепции, куль- тура личности учащегося, эмоционально-цен ност ное отношение к живой природе, преподавание биологии

EMOTIONAL AND VALUABLE ATTITUDE OF STUDENTS TO NATURE AS ONE OF THE CONDITIONS OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF STUDENT

Belyaeva E. N.

Personal development of students in the process of education and upbringing at the present time are of great importance. Of particular relevance becomes emotionally valued component of general education, which is expressed in the interest by the students the values of the living nature. Many modern educational concepts are based on the principles of humanization of education. In the materials of this article we discuss the role of the emotional and valuable relation of student to the wildlife in the development of the basic components of cultured persona, including the lessons and extracurricular lessons of biology in the basic school.

Keywords: pedagogical concept, the culture of the pupil\'s personality, emotional-valuable attitude to a live nature, biology teaching

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Алимов Анвар Танзилович

В статье предложена разработка новой модели учебника «Трудовое обучение», в котором объединены последние достижения в промышленных технологиях и в сфере технологий и методов образования. Учебник состоит из двух частей: 1-я часть - обычная учебная книга, а 2-я часть - CD-диск с текстом учебника, дополненным мультимедийными материалами, электронными заданиями, тестами для самопроверки, словарем. Хорошо иллюстрированный учебник способствует лучшему усвоению учебного материала, в нем соблюдены все принципы построения школьного учебника и учтены основные требования, предъявляемые к современному процессу трудового обучения.

Ключевые слова: проектирование учебного материала, технические знания, технологические процес- сы, позитивное отношение к труду, электронные образовательные ресурсы, аппарат ориентировки

MODELLING OF THE MODERN SCHOOL TEXTBOOK LABOUR TRAINING

Alimov A. T.

In the article the new model of textbook Labor training which contains last achievements of industrial branches, educational process and in which reflected new technology and technologies is suggested. The textbook consists of two parts: there are all elements of new, modern textbook in the 1st part, the 2nd part consists of electronic form of textbook. Each element of textbook structure or criterion opens its educational and informative essence. Well illustrated textbook serves scheduling the scholastic material and its designing, all principles and the basic requirements to modern handicraft, educational process are observed.

Keywords: designing the scholastic material, technical knowledge, technological processes, positive attitude to work, electronic educational facility, orientation device

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 35-55 ЛЕТ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ПРЫЖКОВЫХ ВИДАХ И МЕТАНИЯХ

Иванова Наталья Дмитриевна

Основной задачей исследования стал поиск путей повышения эффективности спортивной подготовки атлетов старше 35 лет, специализирующихся в легкоатлетических прыжках и метаниях; объ- ектом исследования была их тренировочная деятельность на этапе подготовки к соревнованиям. Результатом проведенной работы стал перечень педагогических условий, определяющих эффективность предсоревновательной подготовки ветеранов легкой атлетики.

Ключевые слова: легкоатлеты-ветераны, тренировочная деятельность, подготовка к соревнованиям

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS DEFINING EFFICIENCY OF SPORTS PREPARATION OF ATHLETES OF 35-55 YEARS, SPECIALIZING IN JUMPING KINDS AND THROWINGS

Ivanova N. D.

The primary goal of research search of ways of increase of efficiency of sports preparation of athletes became more senior 35 years specialising in track and field athletics jumps and throwings; as object of research their training activity at a stage of preparation for competi- tions has acted. The list of the pedagogical conditions defining efficiency of precompetitive preparation of veterans of track and field athletics became result of the spent work.

Keywords: athletes-veterans, training activity, preparation for competitions

 

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Балакин Вячеслав Сергеевич

В статье рассматриваются особенности системы межпредметных связей в детской художественной школе, взаимосвязи дисциплин, их влияние на жизнь учащихся, развитие способностей и навыков художественно-творческой деятельности. Межпредметные связи составляют необходимое условие организации учебно-воспитательного процесса, отражают естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих в жизни общества.

Ключевые слова: межпредметные связи, детская художественная школа, учащиеся, воспитатель- ный процесс, педагогика

FEATURES OF SYSTEM OF INTERSUBJECT COMMUNICATIONS AT CHILDREN\'S ART SCHOOL

Balakin V. S.

In article features of system of intersubject communications at childrens art school, interrelation of disciplines, their influence on life of pupils, development of abilities and skills of artly esthetic activity are considered. Intersubject communications make a necessary condition of the organization of teaching and educational process, reflect natural interrelations of processes and the world around phenomena. Intersubject communications in school training are concrete expression of the integration processes occurring in life of a society.

Keywords: intersubject communications, children\'s art school, pupils, educational process, pedagogics

 

ЛИДЕРСТВО И НОВАТОРСТВО КАК КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Самойлов Евгений Андреевич

Устойчивое развитие общества связывается с вос- питанием человека высоконравственного, свободного, ответственного, умеющего преобразовывать мир с учетом общечеловеческих ценностей. В статье определяются понятия «компетенция», «клю- чевая компетенция». На основе идей экзистенциализма, концепции управления открытыми организационными системами и универсальными общесистемными закономерностями обосновывается, что лидерство и новаторство следует рассматривать в качестве ключевых компетенций субъекта в информационном обществе.

Ключевые слова: компетентностно ориентированное образование, компетенция, ключевые компетенции, лидерство, новаторство

LEADERSHIP AND INNOVATION AS KEY SKILLS

Samoilov Е. А.

The sustainable development of modern society is bounded with upbringing a human of high moral standards, independent, responsible, a human who can transform the world subject to universal values. The paper discloses the entity of such concepts as skills and key skills. The article analyzes leadership and innovating as key skills in information-oriented society. These models are built in compliance with the ideas of existentialism, universal general system regularities and conception of the open organization systems control.

Keywords: competence oriented education, skills, key skills, leadership, innovating

 

КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНА-ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Кузьменко Галина Анатольевна

В статье рассмотрена проблема определения критериев оценки интеллектуальных способностей с позиции компетентностного подхода. Автор представляет критерии интеллектуальной готовности подростка в аспектах применения объ- ективных и субъективных методов оценки, содер- жательной обусловленности процессуальными и результативными параметрами деятельности и самостоятельным смысловым выражением в информационном, мотивационном, когнитивном, опера ционально-деятельностном, эмоционально-во левом, регулятивном компонентах.

Ключевые слова: подросток, спортивная деятель- ность, интеллектуальные способности, интеллектуальная готовность, критерии оценки

DEVELOPMENT CRITERIA OF SPORTSMAN-TEENAGER INTELLECTUAL CAPABILITIES IN IMPLEMENTATION CONDITIONS OF COMPETENCY BUILDING APPROACH

Kuzmenko G. A.

The article deals with appraisal criteria definition of intellectual capabilities basing on competency building approach. The author presents teenager`s intellectual readiness criteria in aspects of objective and subjective appraisal methods, content interaction of ongoing activity framework and independent sensual implementation in informational, motional, cognitive, operational- creative, will-emotional, regulative components.

Keywords: teenager, sports activity, intellectual capabilities, intellectual readiness, appraisal criteria

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Куренная Елена Викторовна

В статье изложен авторский взгляд на классификацию затруднений учителя в педагогической проектировочной деятельности. Логической основой для классификации затруднений являются компоненты проектировочной деятельности: планирование, моделирование, прогнозирование, конструирование.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, моделирование, прогнозирование, планирование, конструирование, затруднения учителя

CLASSIFICATION OF TEACHERS DIFFICULTIES IN PEDAGOGICAL PROJECT ACTIVITY

Kurennaya E. V.

The authors opinion about classification of teachers difficulties in pedagogical project activity is stated in this article. The logical basis for the classification of difficulties is the components of project activity: planning, modelling, forecasting, designing.

Keywords: pedagogical project, modeling, forecasting, planning, designing, teacher\'s difficulties

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Падюков Александр Львович

Статья раскрывает сущность метода проектов и его развивающее значение в дополнительном образовании. Описывается уникальный опыт клубной проектной деятельности по месту жительства в современных условиях работы с детьми младшего школьного и подросткового возраста.

Ключевые слова: метод проектов, образователь- ные проекты, проектная деятельность, дополнительное образование, детские клубы по месту жительства, развитие, образование

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES WITH THE STUDENTS BY PLACE OF RESIDENCE

Padyukov A. L.

The article reveals the essence of the project method and its advance importance in additional education. It describes the unique experience of project activities at the children residential clubs in the modern terms of work with children of primary school and teenagers.

Keywords: the project method, educational projects, project activities, additional education, children residential clubs, advance, education

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО- ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Гордеева Елена Евгеньевна

Статья посвящена проблемам развития детсковзрослой общности. Разработаны педагогические условия, которые способствуют развитию детсковзрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: детско-взрослая общность, педа гоги че ские условия развития, межкультурная ком му- никация

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CHILDREN AND ADULT COMMUNITY DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF INTERCULTURAL COMMUNICATION

Gordeeva E. E.

This article is about how to solve the problem of development of children-adults community. Pedagogical conditions are revealed by the author, these conditions further to the development children adults community in intercultural communication process.

Keywords: children-adult\'s community, pedagogical conditions of the development, intercultural com munication

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Иншакова Ольга Борисовна

В настоящей работе представлено исследование особенностей формирования фонематического принципа письма генеральной совокупности учащихся начальных классов, как успешно овладеваю- щих письмом, так и с трудностями усвоения данного навыка, и связи этих особенностей с состоянием высших психических функций детей.

Ключевые слова: генеральная совокупность учащихся, трудности овладения письмом, нейропсихологический анализ высших психических функций, зрительно-пространственные функции, особенности развития

NEUROPSYCHOLOGIC ANALYSIS OF VISUAL SPATIAL FUNCTIONS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH NORMAL AND IMPAIRED DEVELOPMENT OF PHONEMIC WRITING SKILLS

Inshakova О. B.

In the present work there is a research of peculiarities of forming of the phonemic principle of writing of general totality of the pupils studying at primary school, successfully learning the writing as well as with the difficulties of learning of this habit, and the connections of these peculiarities with the state of higher psychical functions of children.

Keywords: general totality of the pupils, difficulties of learning of writing, neuropsychological analysis of higher psychical functions, visual-spatial functions, peculiarities of growth and development

 

ВЛИЯНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ УЧАЩИХСЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИМИ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Дятлова Ксения Дмитриевна, Максимова Анна Евгеньевна

Межполушарная функциональная асимметрия школьников оказывает влияние на восприятие и воспроизведение ими учебной информации. Правополушарные ученики лучше выполняют тестовые задания в графической форме, левополушарные - в вер- бальной. Правополушарные учащиеся испытывают дефицит учебной информации в графической форме.

Ключевые слова: функциональная асимметрия головного мозга, обучение, тестовый контроль

IMPACT OF STUDENTS INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY PERCEPTIONS OF VERBAL AND NON-VERBAL INFORMATION

Dyatlova K. D., Maximova A. E.

Functional brain asymmetry of pupils influences for perception and reproduction of information. Children General Right Hemisphere have best effect in tests with graphic information. Children General Left Hemisphere have best effect in test with verbal information. Children with General Wright Hemisphere have graphic information deficit.

Keywords: Functional brain Asymmetry, learning, test control

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПАТОЛОГИЙ СЛУХА

Речицкий Игорь Владимирович, Файтарон Мохамад, Кавкина Александра Олеговна, Кашапова Регина Тимуровна, Сапунова Елена Александровна, Яковлева Мария Сергеевна, Курникова Екатерина Викторовна

Расчеты, проведенные по результатам масштабных исследований английских ученых [1; 2], указывают на то, что лица с малыми потерями слуха (до 40дБ), ввиду своей относительной (13% из 16% людей с отклонениями слуха от нормы) многочис- ленности, приносят обществу наибольшие потери среди всех людей с нарушениями слуха. Аргументируется целесообразность выявления и исправления таких нарушений, опираясь на методику восстановительной стимуляции слуха [3-7]. Профилактическая работа, проведенная с 625 студентами и школьниками, свидетельствует о высокой резуль- тативности выбранной методики.

Ключевые слова: восстановительная стимуляция слуха, профилактика нарушений

TECHNICAL MAINTENANCE OF PREVENTIVE WORKS OF PATHOLOGIES OF HEARING

Rechitsky I. V., Faitaroni Mohamad, Kavkina A. O., Kashapova R. T., Sapunova E. A., Yakovleva M. S., Kournikova E. V.

The calculations spent by the results of English scientistss reseaches [1; 2] specify that people with small hearing losses (up to 40 dB) because of relatively big number (13% from 16% of people with deviations of hearing from norm) bring to a society the greatest losses among all people with a hearing disorder. The expediency of revealing and correcting of such disturbances is given with a help of a technique of regenerative stimulation of hearing [3-7]. The preventive work spent with 625 students and pupils, testifies to high productivity of the chosen technique.

Keywords: regenerative stimulation of hearing, preventive maintenance of disorders

 

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И. В. КИРЕЕВСКОГО

Скороходова Светлана Игоревна

В статье предложен индивидуальный подход в изучении творчества представителей «московского направления». Он помогает выявить особенности взглядов каждого, что помогает глубже понять те споры, которые кипели внутри кружка. На основе анализа взглядов Киреевского очерчен тот круг философских источников, который повлиял на формирование мировоззрения мыслителя, а также показано их отличие от философской базы других членов славянофильского кружка.

Ключевые слова: художественный мистицизм, любовь, любомудрие, парнасский афеизм, философия, поэт-философ, цельное мышление, безуслов, родование

PHILOSOPHICAL SOURCES OF I.V. KIREEVSKIY\'S WORLD OUTLOOK

Skorokhodova S. I.

In the article the author suggests an individual approach to the research of works of the „Moscow Trend representatives. This approach helps reveal the peculiarities of the views of each of them and sheds light on the heated debates that took place within the group. Based on the analysis of Kireevskiys views the author of the article outlines the philosophical sources that influenced the shaping of the thinkers world outlook as well as shows the difference of these sources from the philosophical basis of other members of the Slavophiles Group.

Keywords: Artistic mysticism, love, love of wisdom, Parnassian apheism, philosophy, poet-philosopher, integral thinking, the absolute, generalization

 

ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ К. И. ФИНОГЕНОВ

Лебедко Валерий Константинович

Статья посвящена творчеству известного художника, педагога, ученого, организатора ху до жест вен нопедагогического образования в России и за рубежом, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Сталинской и Государственной премий СССР, профессора Константина Ивановича Финогенова. В статье показана роль и конкретные достижения профес- сора К. И. Финогенова в создании художественнопедагогической академической школы, ее развития и обогащения достижениями современной теории и практики реалистического искусства.

Ключевые слова: школа, методика, изобразитель- ное искусство, диссертация, ученики, последователи, преемники

 

Lebedko V. K.

Article about the known artist, the teacher, scientific, the organizer artly-pedagogical education in Russia and abroad, the honoured worker of arts of the Russian Federation, the winner of Stalin and State awards of the USSR, professor Konstantin Ivanovich Finogenov. In article the role and concrete achievements of professor K. I. Finogenova in creation of is art-pedagogical academic school, its development and enrichment by achievements of the modern theory and practice of realistic art is shown.

Keywords: school, method, fine art, dissertation, students, followers, successors

 

К ИСТОРИИ УПРАЗДНЕНИЯ РАЙОННЫХ ОХРАННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА ПОЛИЦИИ МВД РОССИИ

Карпова Наталья Аркадьевна

В статье рассматривается вопрос о функциональ- ном предназначении районных охранных отделений, положительные и отрицательные стороны их деятельности с момента учреждения до упразднения товарищем министра внутренних дел В. Ф. Джунковским в 1914 г.

Ключевые слова: районное охранное отделение, упразднение, Департамент полиции МВД, В. Ф. Джун ковский, С. П. Белецкий

TO THE HISTORY OF THE ARIAL SECRET POLITICAL POLICE DEPARTMENT ABOLISHMENT

Karpova N. A.

The article is dedicated to the history of the Arial Secret Political Police Department abolishment in 1914. At the center of authors attention is the problem of reorganization of the Police structure in Russia by deputy of the minister of internal affairs V. F. Dzhunkovskiy before The First Great War.

Keywords: Arial Secret Political Police Department, abolition, Police Department of the Ministry of Internal Affairs, V. F. Dzhunkovskiy, S. P. Beletskiy

 

РАЗВИТИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЯХ ЮГА РОССИИ В ПЕРИОД ФОРСИРОВАННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА

Лиджеева Клара Федоровна

Политика советского государства и связанные с ней модернизационные процессы стали решающими факторами, на десятилетия определившими развитие страны, в том числе и Юга России, а освоение социальных и культурных инноваций служило механизмом трансформации традиционного общества. Актуальность проблемы, рассматриваемой в статье, объясняется повышенным вниманием сегодня к вопросам образования, и обращение к историческому опыту позволит использовать его в современных преобразованиях.

Ключевые слова: национальные автономии Юга России, образование, культурная революция, форсированное преобразование

THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATION IN THE NATIONAL AUTONOMIES SOUTHERN RUSSIA IN THE PERIOD OF ACCELERATED CONSTRUCTION OF SOCIALISM

Lidzheeva C. F.

Politics of the Soviet state and its associated processes of modernizationwere decisive factors that determined the development of the country for decades, including and South of Russia, and the development of social and cultural innovation is the mechanism of transformation of traditional society. The urgency of the problem addressed in this paper due to the increased attention today to education and treatment to the historical experience allow its use in the modern transformation.

Keywords: national autonomy in Southern Russia, education, cultural revolution, the forced conversion

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЯПОНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В МИЛИТАРИСТСКОЙ ЯПОНИИ (1927-1945 гг.)

Иванов Илья Владимирович

Исследуется развитие японской системы воспитания в период с 1927 по 1945 г. и выявляются ее характерные особенности. Если в начале данного этапа стержнем воспитания были конфуцианские идеи и вопросы индивидуальной морали, то к 1940-м гг. им на смену пришло националистическое воспитание «субъектов» в духе милитаризма.

Ключевые слова: Япония, воспитание, милитаризм, японская школа

FEATURES OF JAPANESE EDUCATION SCHOOLCHILDREN IN MILITARISTIC JAPAN (1927-1945)

Ivanov I. V.

The research is devoted to the development of Japanese educational system (1927-1945) and its features. At the beginning of the period under consideration the educational basis were the Confucius ideas and individual morality, however by the 1940-s it was replaced by nationalistic subject education in military spirit.

Keywords: Japan, education, militarism, Japanese school

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА

Буданова Мария Александровна

В статье доказывается необходимость перехода к новой парадигме управления в условиях неопределенности и риска, а именно - к социально ориентированному управлению, направленному не только на удовлетворение нормативного уровня социально значимых потребностей уязвленных слоев населения, но и на качественное улучшение этого уровня. Рассматривается становление системы социально ориентированного управления в России, включаю- щей государственные органы, бизнес-структуры и иные негосударственные организации (в том числе профсоюзы).

Ключевые слова: социально ориентированное управление, социальное государство, риск

THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL ORIENTED MANAGEMENT IN THE FACE OF UNCERTAINTY AND RISK

Boudanova M. A.

The paper proves the need to move to a new paradigm of governance in the face of uncertainty and risk - to the social oriented management, aiming not only to meet the standard level of social significant needs of wounded population, but also on qualitative improvement of the level. We consider the formation of socially oriented governance in Russia, including government agencies, business-structures and other non-governmental organizations (including unions).

Keywords: social oriented management, social state, the risk