Журнал «Наука и школа», №6 за 2011 год

Образовательные стратегии глобализирующегося мира

Делокаров Кадырбеч Хаджумарович, Жог Валерий Иванович

В статье исследуются образовательные стратегии, которые выдвигаются в связи с проблемами глобализации. Динамичность современного общества предъявляет новые требования к организации образовательных структур. Образование рассматривается как сложный, нелинейный, открытый, многоуровневый социальный феномен. Сформулированы требования, которым должны соответствовать современные образовательные системы.

Ключевые слова: образовательная система, глобализация, линейность и нелинейность, формирование личности, самообучающиеся организации

EDUCATIONAL STRATEGY OF THE GLOBALIZED WORLD

The article is devoted to the study of educational strategies which are put forward by globalization problems. Dynamism of the modern society presents new requirements to the organization of educational structures. Education is regarded as a complex, non-linear, open, multilevel social phenomenon. The authors formulate the requirements to which modern educational systems should conform.

Keywords: educational system, globalization, linearity and non-linearity, formation of personality, self-training organizations

 

Прогностическая деятельность в управлении образовательным процессом

Седых Екатерина Павловна

Статья посвящена рассмотрению сущности прогностического подхода к управлению образовательны- ми системами. Исследованы основные направления образовательно-педагогического прогнозирования, сущность прогностической деятельности как особой интегративной категории, которая позволяет комплексно и системно решать проблемы профессиональ- ного образования, рассматривая его перспективы в экономическом, социальном, научно-техническом, педагогическом, психологическом аспектах.

Ключевые слова: прогностическая деятельность, управление образовательным процессом, прогнозирование развития образовательного процесса

PROGNOSTIC ACTIVITIES IN THE MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article describes the essence of the prognostic approach to the management of educational systems. The author investigates the main areas of educational and pedagogical forecasting and views the essence of prognostic activities as a special integrative category which enables to solve the problems of professional education in a systematic way. The prospects of its application are considered in economic, social, scientific, technical, pedagogical, and psychological aspects.

Keywords: prognostic activities, management of the educational process, forecasting of the development of the educational process

 

Системное управление воспитательным процессом в вузе

Васькина Альбина Васильевна

В данной статье обозначены проблемы воспитания молодежи в вузе. Предлагается модель системного управления воспитательной деятельностью в вузе. Используя за основу системный подход к управлению, автор рассматривает воспитатель- ную деятельность как систему, представляющую собой совокупность элементов, находящихся в от- ношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитательный процесс, системное управление, моделирование

System Administration of Educational Process at Higher Educational Institution

The article touches upon the problem of youth education at a higher educational institution. The model of system administration of educational activity at a higher educational institution is described. Educational activity at a higher educational institution is based on systems approach to administration and viewed as integrity consisted of united elements.

Keywords: educational activity, educational process, system administration, modeling

 

Структурно-логические схемы и матрицы логических связей в анализе содержания образовательной программы

Лошкарева Дарья Александровна, Соколов Владимир Михайлович

В статье рассматриваются способы анализа содержания гуманитарных дисциплин на основе структурно-логических схем и матриц логических связей, ориентированные на реализацию принципа целостного отражения в содержании обучения и задач формирования профессиональных компетенций выпускника образовательной программы дополнительного образования «Переводчик в сфере профес- сиональной коммуникации».

Ключевые слова: анализ содержания обучения, профессиональные компетенции выпускника, структурнологические схемы, матрицы логических связей

LOGICAL STRUCTURE DIAGRAMS AND MATRICES IN THE EDUCATIONAL CONTENT ANALYSIS

The paper considers the ways of education content analysis aimed at development of the professional competences of the university graduate receiving additional training under the complementary university education program Translator in the field of professional communication based on the logical structure diagrams and matrices describing logical content elements relationships.

Keywords: education content analysis, professional competences of the university graduate, logical structure diagrams, logical matrices

 

Гуманизация и гуманитаризация педагогического процесса формирования детского двуязычия

Улзытуева Александра Ивановна

В статье рассматриваются пути и средства гу- манизации и гуманитаризации педагогического процесса формирования детского двуязычия. Такими средствами, по мнению автора, является обращение к этнопедагогике, этнопедагогическим технологиям и игре как ведущему виду детской деятельности. Подчеркивается роль взаимодействия субъектов педагогического процесса формирования детского двуязычия.

Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, двуязычие, игра, педагогический процесс, взаимодействие

HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION OF CHILD BILINGUALISM FORMING PEDAGOGICAL PROCESS

The article considers the ways and means of humanization and humanitarization of child bilingualism forming pedagogical process. The author suggests appealing to ethno-pedagogy, ethno-pedagogical technologies and the game as the leading type of child activity. The article emphasizes the importance of cooperation among the subjects of this pedagogical process.

Keywords: humanization, humanitarization, bilingualism, game, pedagogical process, cooperation

 

Развитие взаимодействия между жилищно- коммунальными компаниями и вузом

Кутепова Любовь Ивановна, Крылышкова Людмила Юрьевна

Статья посвящена исследованию проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов в области жилищно-коммунального хозяйства через организацию и развитие взаимодействия жилищно-коммунальных компаний и вычшего учебного заведения.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, вуз, взаимодействие, внешние и внутренние факторы

DEVELOPMENT OF THE INTERACTION BETWEEN A LIVING-AND-COMMUNAL SERVICE COMPANY AND A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article touches upon the problem of training of highly qualified specialists in the field of a livingand- communal service through the organization and development of the interaction between a living-andcommunal service company and a higher educational institution.

Keywords: living-and-communal service, higher educational institution, interaction, external and internal factors

 

Методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов

Гребенев Игорь Васильевич, Ускова Наталья Николаевна

В статье представлена методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов. Был проведен экспертный опрос ведущих российских журналистов по проблемам профессиональной подготовки журналистов. В результате сделан вывод, что профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без методики оценки качества профес- сиональной подготовки журналистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка журналистов, методика обучения в высшей школе, повышение квалификации, развитие профессиональных навыков

METHOD OF ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING OF JOURNALISTS

The article presents a method for assessing the quality of training of journalists. Was conducted expert survey of leading of Russian journalists on the training of journalists. As a result, it is concluded that professional development and movement specialist for professional skills is impossible without a method for assessing the quality of training of journalists.

Keywords: professional training of journalists, methods of teaching in higher education, training, skills development

 

Особенности подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности в профильной школе в условиях магистратуры

Воронова Тамара Александровна, Котвина Наталья Юрьевна

В статье представлены некоторые результаты исследовательской работы по проблеме проектирования профессионально-педагогической подготовки студентов магистратуры на основе взаимодействия вуза и школы, обоснована необходимость реализации принципов индивидуализации, учета образовательных и профессиональных потребностей сту- дентов при планировании педагогического процесса в магистратуре на основе ФГОС ВПО, раскрыты особенности организации педагогического процесса, обеспечивающего студентам - будущим педагогам профильной школы высокий уровень профессиональ- ной подготовки и личностного развития.

Ключевые слова: магистратура, профессиональнопедагогическая подготовка, профильная школа, взаимодействие вуза и школы, индивидуализация

PECULIARITIES OF STUDENTS TRAINING OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN PROFILE SCHOOL IN THE CONDITIONS OF MASTERS PROGRAM

The results of research work on the problem of designing of professional and pedagogical training of students of Masters program on the basis of higher educational institution and school interaction are represented in the article. The necessity of realization of individualization principles, use of educational and professional requirements in the process of planning of pedagogical process within the Masters program on the basis Federal state educational standard of higher professional education are analyzed in the article. The peculiarities of organization of pedagogical process which provides students, future teachers of profile school, with high level of training and individual development are demonstrated.

Keywords: master\'s program, professional and pedagogical training, profile school, interaction of school and higher educational institution, individualization

 

Творческие ситуации как средство формирования творческой самостоятельности будущих учителей

Качалов Александр Владимирович

В статье раскрываются функциональные возможности творческих ситуаций в формировании твор- ческой самостоятельности будущих учителей, то есть их способности творчески применять профес- сиональные знания в решении педагогических задач и проблем, умения обновлять и совершенствовать режиссуру урока, проявлять творческую смелость, активность и инициативность.

Ключевые слова: деятельность учителя, творческая ситуация, творческая самостоятельность

CREATIVE SITUATIONS AS ONE OF THE MEANS OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF FUTURE TEACHERS

The article shows functional possibility of creative situations in the formation of creative independence of future teachers. That is: their capacity for creative use of professional knowledge in solving educational problems and issues, the ability to update and improve the direction of the lesson, the ability to be creative, active and initiative.

Keywords: teachers activity, creative situation, creative independence

 

Метод проектов в обучении алгебре будущих учителей математики в высшем учебном заведении

Гарагуля Юлия Владимировна

В статье в соответствии с происходящим процессом модернизации профессиональной подготовки специалистов выделяются составляющие компетентност- ной модели подготовки будущего учителя математики. Также рассматривается метод проектов как один из основных, который применяется при обучении алгебре студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: компетентностная модель, самостоятельная работа, метод проектов, обучение алгебре студентов педагогического вуза

PROJECT METHOD IN TEACHING ALGEBRA MATH TEACHERS IN HIGH SCHOOL

The article singles out some constituents of the competence model of future teacher of Mathematics\' training taking into account the current process of modernizing of the professional training. It also focuses on the project method as one of the basic methods applied while teaching «Algebra» to the students of educational institution.

Keywords: competence model, the independent work, project method, teaching Algebra to the students of educational institution

 

Интеграционный подход к проведению анализа урока химии

Пичугина Галина Антоновна, Чернобельская Галина Марковна

В статье рассмотрены интеграционные подходы к проведению анализа урока химии с использованием балльной системы оценивания. Предложенный вариант проведения анализа может быть использован на педагогической практике сту- дентов и в работе с начинающими учителями с целью совершенствования их профессиональных компетенций.

Ключевые слова: анализ урока химии, компетент- ный специалист, педагогическая практика, интеграционный подход

INTEGRATION APPROACH TO THE CHEMISTRY LESSON ANALYSIS

The article deals with the integration approaches to the analysis of chemistry lesson on the basis of the pointrating system. This variant of analysis can be used in the teaching practice of students; it can also help young teachers improve their professional competence.

Keywords: chemistry lesson analysis, competent specialist, teaching practice, integration approach

 

Реформа образования и формирование гражданского общества в Черногории

Докучаева Наталья Александровна

В статье рассматриваются взаимосвязи между развитием системы образования и становлением гражданского общества в Черногории в 2000-е гг. Автор подчеркивает существенную роль внешнего фактора - активного участия западных некоммер- ческих организаций в выработке и осуществлении реформы образования в стране.

Ключевые слова: Черногория, реформа образования, некоммерческие организации, гражданское общество

REFORM OF EDUCATION AND FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN MONTENEGRO

The article considers interconnections between development of education system and the formation of civil society in Montenegro in the 2000-ies. The author stresses upon active participation of Western public organizations in elaboration and implementation of the national education reform.

Keywords: Montenegro, education reform, public organizations, civil society

 

Информатизация образовательного процесса вуза - основа повышения качества подготовки будущих специалистов

Шукурзод Тагойбобои Абдуалим, Шарипов Фаридун Файзуллаевич

Статья посвящена модернизации системы высшего профессионального образования, ориентированной на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшим компонентом педагогического процесса становится использование современных информационных технологий в образовательном процессе вузов. Информационно-коммуникационные технологии являются средством повышения мотивации учения и развития мышления студентов и позволяют со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок добиться более высокого уровня усвоения информации. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс вуза ведет к повышению качества образования.

Ключевые слова: информатизация, модернизация, система образования, информационное пространство, качество образования, информационнокоммуникационные технологии

INFORMATIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL AS THE BASIS OF UPGRADING FUTURE EXPERTS QUALITY IMPROVEMENT

The article is devoted to the modernization of higher vocational training system focused on the entering the world information field. The use of modern information technology in educational process in higher educational institutions becomes the major component of pedagogical process. Information-communication technologies in teaching and educational process are means of increasing motivation of doctrine and developing students thinking and allowing with much smaller loadings and in shorter times to receive higher level of mastering information. Introduction of informationcommunication technologies in educational process in higher educational institutions leads to the education quality improvement.

Keywords: informatization, modernization, system of education, information field, quality of formation, information-communication technologies

 

Модель тьюторской деятельности в условиях профильного обучения

Челнокова Елена Александровна

Чтобы сделать процесс формирования профессионального самоопределения педагогически организованным, автор предлагает ввести в образователь- ный процесс такого субъекта педагогической деятельности, как тьютор. В статье представлена модель тьюторской деятельности, определены ее сущность, цели, функции, структура и содержание в условиях профильного обучения.

Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятель- ность, профессиональное самоопределение, профиль- ная школа

THE MODEL OF THE TUTOR ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF THE PROFILE SCHOOLING

To make the process of forming a professional selforganized pedagogically, the author proposes to introduce a tutor as a subject of teaching activities into the educational process. The model of the tutor activity is revealed in the article: its characteristics, objectives, functions, structure and contents of the tutor activity in the conditions of the profile schooling are described.

Keywords: tutor, tutor activity, professional self-determination, profile school

 

Новая парадигма обучения иностранному языку в эксплицитном педагогическом пространстве высшей школы

Орлова Елена Сергеевна

Рассматриваемая обучающая парадигма языкового образования отображает принцип организации учебного процесса в координатах универсального пропозиционального кода. Парадигматические репрезентации включают теоретическое и методологическое обоснование общей концептуальной схемы. Формула парадигмы построена на интроспективном способе постановки целей обучения, предполагающем верификацию их осуществимости.

Ключевые слова: концептуальный подход, парадигма, пропозициональная функция, пропозиция, цель обучения

NEW PARADIGM TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN AN EXPLICIT PEDAGOGICAL SPACE of HIGH SCHOOL

The second language acquisition paradigm reflects the principle of organizing the curriculum in terms of a universal propositional code. The paradigmatic representations involve theoretical and methodological substantiation of the general conceptual scheme. The formula of the paradigm is created with the help of an introspective way of setting learning objectives and that implies verification of their implementation.

Keywords: conceptual approach, paradigm, propositional function, proposition, learning objectives

 

Роль компетентностного подхода в иноязычной подготовке магистров технического университета

Тюрина Светлана Юрьевна

Современное общество заинтересовано в высокообразованных и профессионально компетентных специалистах, поэтому возрастает количество и статус магистерских программ в технических университетах. Автор указывает на необходимость укрепления компетенций, связанных с владением иностранным языком, и указывает пути достижения этого.

Ключевые слова: технический университет, магистерские программы, изучение иностранного язы- ка, компетентностный подход

ROLE OF COMPETENCY APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE INSTRUCTION OF MASTERS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

Demands of the contemporary society for a highly educated and professionally competent specialist lead to growing number of Masters programs in technical universities. The author stresses upon the urgent need to strengthen the foreign language competency and shows the possible ways to achieve it.

Keywords: technical university, master\'s programs, foreign language instruction, competency approach

 

Формирование у студентов обобщенных методов решения типовых профессиональных задач как средство подготовки конкурентоспособного инженера

Крутова Ирина Александровна, Валишева Альфия Гаптыльбаровна

В статье определены условия, обеспечивающие качество профессиональной подготовки инженеров в современных условиях. Раскрыты содержание и методика формирования обобщенных методов решения типовых профессиональных задач инженера с применением физических знаний.

Ключевые слова: инженерное образование, формирование профессиональных компетенций инженера, типовые профессиональные задачи, обобщенный метод

DEVELOPMENT OF STUDENTS SKILLS IN USING GENERALIZED METHODS FOR SOLVING TYPICAL PROFESSIONAL PROBLEMS AS A MEANS OF TRAINING COMPETITIVE ENGINEERS

The article highlights the conditions that ensure the quality of training of engineers in modern conditions. The content and method of forming generalized technics for solving typical problems of professional engineer with knowledge of physics are revealed.

Keywords: the engineering education, the formation of professional competence of an engineer, standard professional tasks, the generalized method

 

Об историческом аспекте использования методической реальности математических абстракций в процессе обучения математике

Шодиев Махмад Султонович, Комили Абдулхай Шарифович

Процесс обучения математике неотделим от развития математического знания. Анализ истории возникновения начальных математических представлений позволяет проиллюстрировать тот факт, что математические знания возникли из практического опыта и являются моделями объектов реальной действительности. В данной статье рассматриваются исторические аспекты использования методической реальности математических абстракций при изучении предмета математики.

Ключевые слова: методическая реальность, математическая абстракция, исторические аспекты, математика, педагогика, методика, обучение математике

ON HISTORICAL ASPECT OF THE METHODOLOGICAL REALITY OF MATHEMATICAL ABSTRACTION METHODOLOGY USAGE IN THE STUDY OF MATHEMATICS

The process of teaching Mathematics cant be separated from the development of mathematical knowledge. The analysis of history of the arising of the basic mathematical presentations allows to illustrate that fact that mathematical knowledge arose out of practical experience, and is a mathematical model object to real reality. In the present article the historical aspects of the use of methodical reality mathematical abstraction during study of Mathematics are revealed.

Keywords: methodical reality, mathematical abstraction history aspects, mathematics, pedagogy, methods, teaching Mathematics

 

Общая модель формирования математических способностей школьников

Виситаева Марет Балаудиновна

В статье дано описание общей модели формирования математических способностей школьников, которая является базой для проектирования процесса обучения, представляющей собой естественную систему взаимосвязей между его компонентами, обеспечивающую реализацию вы- деленных функций в индивидуально-личностном развитии.

Ключевые слова: математические способности, модель, учебная деятельность, компоненты, функции, ступени, ситуации, этапы, дидактические принципы, средства, условия, затруднения, уровни сформированности математических способностей, критерий сформированности математических способностей

THE GENERAL MODEL OF FORMATION OF MATHEMATICAL ABILITIES OF SCHOOLBOYS

In article the description of the general model of formation of mathematical abilities of schoolboys which is base for designing of process of the training, representing natural system of interrelations between its components, providing realization of the allocated functions in individually-personal development is given.

Keywords: mathematical abilities, model, educational activity, didactic principles, means, conditions, difficulties, levels of the formation mathematical abilities, criterion\'s formation mathematical abilities

 

Методика формирования у учащихся энергетического метода описания физических явлений разной природы

Исмухамбетова Альбина Салаутовна, Стефанова Галина Павловна

В данной статье рассмотрено содержание энер- гетического метода в обобщенном виде, описана методика формирования отдельных действий метода и метода в целом, представлены новые дидактические средства: задачи-упражнения и карточки-предписания, которые являются средствами формирования действий метода и организации деятельности учащихся.

Ключевые слова: обобщенный метод, энергетический метод, задачи-упражнения, карточки-предписания

METHODS OF THE PUPILS FORMING ENERGY METHOD OF THE DESCRIPTION OF THE PHYSICAL PHENOMENA OF DIFFERENT KINDS

In the article the subject of the energy method in its generalised type is scrutinized, methods of the shaping separate action methods and method as a whole are described, new didactic facilities such as tasks-exercises and cards-prescriptions, which are a facility of the shaping action method of organizing activity pupils are presented.

Keywords: the generalised method, energy method, problems-exercises, cards-prescriptions

 

Методологическая роль понятия «сопряжение» в понимании коэволюции типов обмена веществ и среды обитания организмов

Третьякова Ирина Анатольевна, Похлебаев Сергей Михайлович

Понятие «сопряжение» может использоваться не только при характеристике конкретных физических, химических и биологических явлений (в узком смысле), но и как категория, отражающая общий принцип организации материального мира. В статье обосновывается методологическая роль понятия «сопряжение» в понимании сущности общей стратегии коэволюции типов обмена веществ у живых организмов нашей планеты и среды их обитания.

Ключевые слова: методология, обмен веществ, среда обитания, сопряжение, коэволюция

THE METHODOLOGICAL role of the concept OF ˝cou PLING˝ IN THE UNDERSTANDING OF COEVOLUTION OF TYPES OF METABOLISM AND HABITAT OF ORGANISMS

The concept of coupling can be used not only in its narrow sense when characterizing the specific physical, chemical and biological phenomena, but as a category, reflecting the general principle of organization of the material world. The article justifies the methodological role of the concept of coupling in the understanding of the general strategy of coevolution of types of metabolism in living organisms on our planet and their habitats.

Keywords: methodology, metabolism, habitat, coupling, coevolution

 

Созидательные учебные химические проекты в сельской школе

Давыдов Виктор Николаевич, Степанова Лидия Карповна

Авторы предлагают некоторые методические рекомендации по тематике и реализации образовательных проектов. В качестве объектов для созидательной деятельности предлагаются почвы, вода для полива растений, газовые смеси для хранения фруктов и овощей и ускорения процессов их созревания, продукты и отходы растениеводства и живот- новодства. На первом этапе выполнения исследовательского проекта изучаются химический состав и структура веществ, из которых состоит объект исследования, предназначенный для будущих преобразований. На втором этапе учащиеся выполняют преобразование объекта с использованием знаний концептуальных систем химии. На третьем этапе определяется практическая значимость проекта, возможности внедрения в условиях сельской школы.

Ключевые слова: сельская школа, учебные проекты, созидательные проекты, концептуальные системы химии, почва, суперабсорбенты

CREATIVE EDUCATIONAL PROJECTS ON CHEMISTRY IN A COUNTRY SCHOOL

The authors offer some methodical recommendations on forming themes and realization of educational projects. As the objects for transforming actions there are suggested: soils, water for plants watering, gas mixtures for storing fruits and vegetables and for quickening their ripening processes, products and wastes of plant-growing and cattle-breeding. On the first researching stage of the educational process there are studied chemical structures and compositions of substances, of which the object, meant for future transformation is consisted. On the second creative stage of the project the pupils fulfill transformation of the object with the use of conceptual chemical systems as the tentative basis for transforming actions. In the third stage it appears the practical importance of the project, the possibility of introducing in a rural school.

Keywords: rural school, educational projects, creative projects, conceptual systems of chemistry, soil, superabsorbents

 

К вопросу о роли изобразительного искусства в формировании коммуникативных способностей учащихся начальных классов

Решетникова Елена Сергеевна

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Акту- альность данной проблемы подтверждается результатами эксперимента, в котором приняли участие учащиеся начальных классов, учителя, родители. Было установлено, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании коммуникативно-речевых способностей у учащихся.

Ключевые слова: коммуникативные способности, изобразительная деятельность, художественные способности, духовная культура

ON THE ISSUE OF SIGNIFICANCE OF VISUAL ARTS IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF PUPILS OF PRIMARY SCHOOL

This article is devoted to the topical problem of forming communicative abilities of pupils of primary classes. The urgency of this problem is confirmed by the results of the experiment, which was attended by primary school pupils, teachers and parents. The experiment proved that the subject of «Art» has a great potential in shaping the pupils\' communicative skills.

Keywords: communicative skills, representational work, artistic abilities, spiritual culture

 

Развивающие возможности искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе

Москвина Анна Сергеевна

В статье рассматривается роль искусства в адаптации детей к обучению в начальной школе. Анализируются типичные затруднения ребенка в учебной деятельности. Раскрываются развивающие возможности творческой интегративной деятельности в период адаптации младших школьников к школе.

Ключевые слова: искусство, адаптация, учебная деятельность, интегративные формы детского творчества, начальная школа

DEVELOPING POSSIBILITIES OF ART IN ADAPTATION OF CHILDREN TO TRAINING AT ELEMENTARY SCHOOL

The article examines the role of art in the adaptation of children\'s learning in elementary school. Analyzes the typical difficulties of the child in learning activities. Disclosed the possibility of developing creative integrative activity in the period of adaptation to the younger students at school.

Keywords: art, adaptation, learning activities, the integrative form of children\'s creativity, an elementary school

 

Имидж трудовой организации как фактор формирования корпоративной идентичности работника

Тренева Татьяна Владимировна

В статье дается теоретическое обоснование социологического концепта корпоративной идентичности работника трудовой организации. Автор определяет корпоративную идентичность как одну из форм социальной идентичности индивида. Предлагаются практические разработки по методологии и методике социологического исследования корпоративной идентичности работников.

Ключевые слова: социальная идентичность, кор- поративная идентичность, трудовая организация, референтная группа, имидж, статус

LABOR ORGANIZATION IMAGE AS A FACTOR SHAPING THE EMPLOYEES CORPORATE IDENTITY

The author theoretically justifies the sociological concept of a worker\'s corporate identity within a labour organization. Corporate identity is defined as a form of an individual\'s social identity. The author proposes practical materials in methodology and methods of sociological investigation into workers\' corporate identity.

Keywords: social identity, corporate identity, labour organization, referent group, image, status

 

Характеристика инициативы как формы социальной активности личности

 

Автор рассматривает социальную активность личности как деятельное, инициативное отношение к миру. Инициатива представлена как важный показатель активности личности в процессе ее жизнедеятельности, формирующий субъектноличностную основу человека, ведущий параметр при построении жизненной стратегии.

Ключевые слова: активность, социальная активность, инициатива, инициативность

THE INITIATIVE CHARACTERISTIC AS THE FORM OF THE SOCIAL ACTIVITY OF THE PERSONALITY

Shants E. A.

The characteristic features of activity of the personality and the initiative which allows to form socially significant qualities are considered in the article. The initiative is presented as the most important indicator of the personal activity due to its vital activity that forms a subject-personal basis of the person, the leading parameter by the construction of the vital strategy.

Keywords: activity, social activity, the initiative, being initiative

 

Профессиональная ориентация как способ развития творческой, конкурентоспособной личности

Рсмаханбетова Шахризада Еркинкызы, Шодиев Махмад Султонович

В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации как способа развития творческой, конкурентоспособной личности. Перед школь- никами стоит самый широкий выбор профессий и специальностей. Порой очень трудно не ошибиться в выборе пути, чтобы в дальнейшем заниматься делом интересным и важным. И выбор должен опираться не на внешнюю привлекательность и престижность профессии, а на ее соответствие психологическим особенностям выпускника, а также востребованность выбранной профессии на рынке труда.

Ключевые слова: воспитание, школьник, профес- сиональная ориентация, креативность, психологическая особенность, профессия, личность

PROFESSIONAL ORIENTATION AS MEANS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND COMPETITIVE PERSONALITY

Problems of professional orientation are scrutinized the in article as a means of the development of a creative and competitive personality. The schoolchildren have got a wide choice of professions and professional branches. It is quite difficult not to be mistaken in the choice of the way to dedicate oneself to some deal that is interesting important. The very choice must be based not on external attractiveness and prestigiousness of professions, but on its relevance to the students psychological particularities, the demand of the chosen professions at the labour market.

Keywords: education, schoolchild, professional orientation, creativity, psychological particularity, profession, personality

 

Развитие детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации

Гордеева Елена Евгеньевна

Статья посвящена решению актуальной проблемы развития детско-взрослой общности в процессе межкультурной коммуникации. Автором выявлены особенности и основные подходы к развитию детско-взрослых общностей, а также впервые теоретически разработаны и экспериментально проверены педагогические условия развития детсковзрослой общности в процессе межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: детско-взрослая общность, межкультурная коммуникация, педагогические условия

DEVELOPMENT OF CHILDREN-ADULTS COMMUNITY IN INTERCULTURAL COMMUNICATION PROCESS

This article is about how to solve the urgent problem of development of children-adults community in intercultural communication process. The author has brought the special features and topical approaches to development of children-adults communities, also first educational conditions of development of children-adults communities in intercultural communication process have been worked out in theory and have been examined in experimental way.

Keywords: children-adult\'s community, intercultural communication, educational conditions

 

Стиль оценочной деятельности учителя как фактор становления субъектной позиции младшего школьника

Шибанова Наталия Михайловна

В статье раскрываются психолого-педагогические механизмы влияния стиля оценочной деятельности учителя на становление субъектной позиции младшего школьника в процессе учебной деятель- ности. Автор доказывает необходимость закрепления в профессиональной деятельности учителя конструктивного стиля оценочной деятельности, основанного на положительном эмоционально-ценностном отношении к объекту оценивания и вклю- чающего констатирующий, рефлексивный, прогностический и проективный компоненты.

Ключевые слова: младший школьник, субъектная позиция, оценка, стиль оценочной деятельности

Influence of the teacher \'s marking style upon the formation of primary school child\'s subject attitude

The paper is concerned with the psycho-pedagogical mechanisms of influence of the teachers marking style upon the formation of primary school childs subject attitude in the process of schooling. According to the author it is necessary to adhere to the constructive marking style which is based on positive emotional treatment of the marked object and comprises ascertaining, reflexive, predictive and projective components.

Keywords: primary school child, subject attitude, marking, marking style

 

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника

Стрыгина Марина Николаевна

Результаты современных научных работ показывают необходимость проведения работ в исследовании самосознания младших школьников. Самосознание ребенка есть этап в развитии сознания и связан с процессами изменений во взаимоотношениях с окру- жающими. Развитие межличностных отношений младших школьников через осознание себя связано со способностью проявлять психологические характеристики: потребности, мотивы, самооценку, уровень притязаний, направленность личности. Психологические характеристики осознания себя значимы для формирования межличностных отношений младших школьников. Эта тема требует дальнейшего не только теоретического, но и экспериментального ис- следования. Необходимость исследования факторов, влияющих на процесс формирования особенностей осознания себя, определяется системообразующими факторами в образовательном пространстве.

Ключевые слова: сознание, проблема осознания себя, самосознание личности, межличностные от- ношения, системообразующие факторы

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SELF-AWARENESS IN THE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS AMONG YOUNGER SCHOOL-CHILDREN

The findings of contemporary scientific and scholastic research demonstrate the necessity to carry out further research into the issue of younger school-childrens selfawareness. A childs self-awareness is a stage in the development of his/her consciousness and is linked to the process of changes in interpersonal relationships, The childs development through self-awareness is linked to the ability to reveal the following psychological attributes: needs, motivation, self-esteem, level of aspirations, psychological slant. Psychological characteristics of self-awareness are critical to the formation of interpersonal relationships among younger school-children. This issue requires further investigation, both theoretical and experimental. The necessity to investigate the factors that have a bearing on the formation of selfawareness is determined by the system-forming factors in the educational sphere.

Keywords: consciousness, the issue of self-awareness, self-identity, interpersonal relationships, system-forming variables

 

Основные методологические принципы субъективной и объективной сторон структуры подготовки квалифицированных кадров

Азизов Абдуджаббор Абдукаххорович

В статье раскрываются основные методологические принципы подготовки квалифицированных кадров. Для подавляющего числа психологопедагогических исследований, и в частности дидактических, ключевую, методологически центральную роль играет понятие деятельности. Учебный предмет необходимо рассматривать не только как систему знаний, но и как деятель- ность, связанную методами обучения, методикой планирования и организации самостоятельной работы обучающихся.

Ключевые слова: воспитание, подготовка, квалифицированные кадры, методологические принципы, философия, психология, педагогика

MAIN METHDOLOGICAL PRINCIPLES OF SUBJECTIVE AND OBJECTIVE SIDES OF THE STRUCTURE OF PREPARING THE SKILLED PERSONNEL

The article reveals the mail methodological principles of preparation of skilled personnel. The notion of activity plays the key role for the majority of psychic and pedagogical researches It is necessary, the author claims, to view the school subject not only as a system of knowledge and competencies but as the activity connected with methods of teaching, methodology of planning and organization of self-sufficient work by students.

Keywords: upbringing, preparation, skilled personnel, methodological principles, philosophy, psychology, pedagogy

 

Стандартизованная методика как средство оценки анализа текста школьников с недоразвитием речи

Бабина Галина Васильевна

В статье представлено научное обоснование проблемы объективной оценки сформированности анализа текста у школьников с нарушениями речи. Дано описание этапов стандартизации методики анализа текста. Предложена подробная сравнительная характеристика уровней сформированности анализа текста у учащихся с нормальным и нарушенным речевым развитием.

Ключевые слова: стандартизация, методика, анализ текста, нарушенное речевое развитие

A STANDARDIZED TECHNIQUE AS A MEANS OF ASSESSING THE ANALYSIS OF THE TEXT by PUPILS WITH SPEECH DISTURBANCEs

The article presents the scientific ground of the problem an objective assessment of formedness of text analysis in schoolchildren with speech disturbance. Described Stages of standardization methods of analysis of the text. Also Given a detailed comparative characteristic levels of formedness analysis of the text in students with normal and disturbed speech development.

Keywords: standardization, methodology, analysis of the text, disturbed speech development

 

Психолингвистический анализ устной речевой продукции младших школьников с недоразвитием речи (на модели диалога)

Халилова Людмила Борисовна

Статья содержит теоретический и экспериментальнометодический материал, проливающий свет на природу диалогического поведения детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи. На основе проведенного автором динамического исследования выделяются стратегии диалогического поведения детей данного контингента, уточняется его сложно организованный психолингвистический механизм.

Ключевые слова: психолингвистика, коммуникация, диалог, стратегии поведения, недоразвитие речи

PSYCHOLINGUISTIC ANALYSIS OF ORAL SPEECH PRODUCTION AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH UNDERDEVELOPED SPEECH (ON A DIALOGIC MODEL)

The paper contains theoretical and experimental teaching material, shedding light on the nature of dialogic behavior of primary school children with underdeveloped speech. Basing on the dynamic research conducted by the author it is possible to highlight the strategies of dialogic behavior of children of this contingent and to specify its complex psycholinguistic mechanism.

Keywords: psycholinguistics, communication, dialogue, behavioral strategies, underdeveloped speech

 

Доречевой опыт репрезентации языковых значений в сознании ребенка

Холод Марина Тагировна

В рамках настоящей статьи реализуется попытка автора проследить ретроспективу научных исследований, раскрывающих пути формирования психологической структуры значения в онтогенезе. Особое место в ней отводится широко обсуждаемому в современной психологии вопросу о существовании спонтанно заложенной у ребенка способности к языку, обеспечивающей ему репрезентацию языковых значений.

Ключевые слова: репрезентация, значение, язык, ребенок, онтогенез

PRE-SPEECH EXPERIENCE OF REPRESENTATION OF LINGUISTIC MEANINGS IN THE CHILD\'S MIND

In this article the author\'s attempt to trace the implemented retrospective research, revealing the ways of formation of the psychological structure of values in ontogenesis is realised. A special place in this retrospective is given to the widely discussed in modern psychology question of the existence of spontaneously impawned child\'s capacity for any language, that provides a child with the representation of linguistic meanings.

Keywords: representation, meaning, language, child, ontogenesis

 

Основные аспекты первого Саудовского государства

Бабич Александр Александрович

В статье рассматриваются экономические, политические, идеологические аспекты первого Саудовского государства, его характер, а также причины, приведшие его к падению.

Ключевые слова: Аравия, ваххабизм, первое Саудовское государство

BASIC ASPECTS OF THE SAUDI STATE

This article describes the economic, political, and ideological aspects of the first Saudi State, its nature, and causes, led to his downfall.

Keywords: Arabia, Wahhabism, the first Saudi state

 

Фольклорный образ Богородицы как в цикле А. М. Ремизова «Лимонарь, сиречь: Луг Духовный» как духовно-нравственный идеал в культуре революционной России начала ХХ в

Привалов Иван Владимирович

Статья посвящена проблеме использования А. М. Ремизовым народнопоэтического образа Богородицы при создании цикла «Лимонарь, сиречь: Луг Ду- ховный». Рассматриваются причины обращения писателя к данному образу, возможные источники заимствования образа и значимость образа Богородицы в духовной культуре России.

Ключевые слова: Ремизов, фольклор, Богородица, история России начала ХХ в., духовная культура

THE FOLKLORE IMAGE OF THE MOTHER OF GOD IN ALEXEY REMIZOVS CYCLE OF NOVELS LIMONAR, SIRECH: LUG DUKHOVNY AS A SPIRITUAL AND MORAL IDEAL IN THE REVOLUTIONARY RUSSIAN CULTURE AT THE BEGINNING OF THE TWENTIETH CENTURY

The article is devoted to the problem of using the folklore image of the Mother of God by Alexey Remizov in his cycle Limonar, sirech: Lug Dukhovny. The author presents the reasons for the writers addressing the image of the Mother of God, the potential sources of its borrowings, and the importance of this image in Russian spiritual culture.

Keywords: Alexey Remizov, folklore, the Mother of God, Russian history at the beginning of the 20th century, spiritual culture

 

Задачи и итоги деятельности Экономического Совета (июнь - октябрь 1917 г.)

Кузнецова Ольга Николаевна

Экономический Совет был создан Временным правительством, просуществовал с июня по октябрь 1917 г., правительственные кризисы, отсутствие единой политической воли в решении экономических проблем, и малоэффективная работа Экономического Совета привели к прекращению его деятельности.

Ключевые слова: Экономический Совет, Временное правительство, революция 1917 г

THE GOALS AND RESULTS OF ECONOMIC COUNCIL ACTIVITIES (JUNE - OCTOBER 1917)

The Economic Council, established by the Provisional Government, was existed from June to October 1917. Government\'s crises and ineffective work of the Economic Council led to the end of its activities.

Keywords: Economic Council, Provisional Government, Russian Revolution of 1917

 

Политическая ситуация в Баварии от принятия Веймарской конституции до «пивного путча» в оценках британских дипломатов (середина 1919 - начало 1923 гг.)

Сорокин Никита Дмитриевич

Статья посвящена оценкам Лондоном внутриполитической ситуации в Баварии в начале 1920-х гг. Автор приходит к выводам о том, что в Форин-офис не придавали серьезного значения сепаратистским и националистическим настроениям в регионе.

Ключевые слова: Гитлер, путч, британский дипломат, сепаратистское движение, национализм, Кар, НСДАП

POLITICAL SITUATION IN BAVARIA FROM ADOPTION OF THE WEIMAR CONSTITUTION TO BEER HALL PUTSCH AS ASSEESSED BY THE BRITISH DIPLOMATS (MID-1919 - THE BEGINNING OF 1923)

The article is devoted to evaluation of the political situation in Bavaria by London in the early 1920s. The author comes to the conclusion that the Foreign Office didnt pay much attention to the separatist and nationalistic trends in the region.

Keywords: Hitler, putsch, British diplomat, separatist movement, nationalism, Kahr, NSDAP

 

Исторический опыт ликвидации массовой неграмотности среди взрослого населения в 1920-1930-е гг. (на материалах Калмыкии)

Лиджеева Клара Федоровна

Одним из основных методов культурного строительства в 1920-1930-е гг. стали кампании, направленные на решение конкретной задачи, осу- ществлявшиеся объединенными усилиями государ- ственных и общественно-политических структур. В частности, одним из важнейших условий преодоления культурной отсталости народов России стала кампания по ликвидации неграмотности взрослого населения. Целью статьи является рас- смотрение исторического опыта такого масштабного мероприятия на примере Калмыкии.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, взрос- лое население, Калмыкия, исторический опыт

HISTORICAL EXPERIENCES OF MASS ILLITERACY AMONG ADULTS in 1920-1930-ies (on the materials of Kalmykia)

One of the main methods of cultural construction in 1920-1930-ies. The campaign aimed to solve a particular problem, implemented by the joint efforts of state and socio-political structures. In particular, one of the most important conditions for overcoming the cultural backwardness of the peoples of Russia was a campaign to eradicate adult illiteracy. Aim is to review the historical experience of such a major event on the example of Kalmykia.

Keywords: literacy, adult population, Kalmykia, historical experience