Журнал «Наука и школа», №3 за 2011 год

НАУЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Даниелян Н. В.

The article examines the role of system approach in scientific rationality and modern system of education. The author demonstrates that systemic knowledge in the sphere of education follows the laws applied to the systems approach which is used to examine scientific rationality. The author also discusses special features of systems approach in the framework of different fields of scientific knowledge (philosophy, natural science, social science, engineering) concerning systems methods of scientific rationality.

Ключевые слова: scientific rationality, systems approach, scientific knowledge, system of education, scientific cognition

SCIENTIFIC RATIONALITY AND PROBLEMS OF APPLYING SYSTEMS APPROACH IN EDUCATION

В статье рассматривается роль системного подхо- да в научной рациональности и современной систе- ме образования. Автор показывает, что системное знание в сфере образования подчиняется законам, применимым к системному подходу, использован- ному при рассмотрении научной рациональности. Также выявляются особенности системного подхо- да в рамках различных областей научного знания (философского, естественнонаучного, общество- ведческого, инженерного) относительно систем- ных методов научной рациональности.

Keywords: научная рациональность, систем- ный подход, научное знание, система образования, научное познание

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Маркова С. М., Седых Е. П.

Статья посвящена раскрытию теоретических основ проектного управления образовательными системами. Выявлено значение проектного управления как мощного интегрирующего фактора науки, образования и производства, определены ведущие цели проектного управления образовательными системами.

Ключевые слова: проектное управление, образовательная система, интеграция

THEORETICAL FOUNDATIONS OF EDUCATIONAL SYSTEMS PROJECT MANAGEMENT

The article is devoted to explaining the theoretical foundations of project management of educational systems. The authors show the significance of project management as a powerful integrating factor of science, education and industry, as well as define the major objectives of project management of educational systems.

Keywords: project management, educational systems, integration

 

Основные проблемы создания обновленной системы повышения квали фикации и про фессионально й переподготовки в условиях регионально й структуры дополнительного образования

Стефанова Г. П., Рябичкина Г. В.

В статье предложен краткий обзор основных вызовов, стимулирующих создание обновленной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и описан комплекс мер, удовлет- воряющих эти вызовы в условиях региональной структуры дополнительного образования.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обновленная система, дополнительное образование

MAJOR PROBLEMS IN UPDATING THE SYSTEM OF QUALIFICATION IMPROVEMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING IN THE CONDITIONS OF A REGIONAL STRUCTURE OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

The article presents a brief overview of the major challenges that encourage updating the system of qualification improvement and professional retraining and describes a set of measures that would satisfy these challenges in the conditions of a regional structure of supplementary education.

Keywords: qualification improvement, professional retraining, updated system, supplementary education

 

БИЛИНГВИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Позднякова А. А.

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с интеграцией билингвов в современном обществе. Большую роль в этом процессе призвана сыграть система образования. Процесс обучения детей в современной школе должен быть ориентирован в том числе и на носителей двух языков. Одной из форм успешного образовательного процесса может стать семейное образование.

Ключевые слова: многоязычие, билингвизм, миграция, интеграция этнокультурный компонент, семейное образование

BILINGUALISM AND EDUCATIONAL ISSUES

The article deals with the major issues related to integration of bilinguals into modern society. Educational system should be a key element in this process. Teaching children in today\'s schools must be oriented to including bilingual children. One of the successful ways of the educational process can be family education.

Keywords: multilingualism, bilingualism, migration, integration, ethno-cultural component, family education

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ УРАВНЕНИЯМ В ПЕДВУЗАХ ВЬЕТНАМА

Нгуен Дык Мань

В статье рассмотрены методические аспекты реализации принципа профессионально-педагогической направленности обучения математике при подготовке учителя математики в педвузах Вьетнама.

Ключевые слова: методика обучения математике, профессиональная направленность, система образования Вьетнама

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ORIENTATION OF TEACHING DIFFERENTIAL EQUATIONS IN TEACHER TRAINING UNIVERSITIES IN VIETNAM

The article examines methodological aspects of implementing the principle of professional pedagogical orientation of teaching mathematics in the framework of training mathematics teachers in teacher training universities in Vietnam.

Keywords: mathematics teaching methods, professional orientation, educational system of Vietnam

 

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Верещагина Н. О.

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования методической компетентности бакалавров и магистров в области естественнонаучного образования в вузе с позиции компетентностного, деятельностного и личност- ного подходов.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, методическая подготовка, педагогическая деятельность, методическая компетентность, профессиональные задачи

DEVELOPING methodological COMPETENCE OF BACHELORS AND MASTERS IN NATURAL SCIENCES

The article presents the results of a research into the development of methodological competence of bachelors and masters in natural sciences from the point of view of competence, activity and personality approaches.

Keywords: higher professional education, methodological training, pedagogical work, methodological competence, professional objectives

 

РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Колодина А. А.

Статья освещает некоторые характеристики подходов в их практическом применении к созданию программ обучения в специальной подготовке художника-педагога. Принципиальным отличием предлагаемой методической системы является то, что разработанные в ней методические рекомендации по проведению учебно-творческих заданий, связанных с освоением выразительных возможностей цветных графических материалов, способствуют формированию профессиональных качеств художника-педагога, а значит, позволяют эффективно организовать учебно-воспитательный процесс изучения курса рисунка.

Ключевые слова: пастель, выразительность, графический материал, живописный рисунок, профес- сиональная подготовка

USING EXPRESSIVE POTENTIAL OF COLORED GRAPHIC MATERIALS IN ART TEACHERS PROFESSIONAL TRAINING

The article examines some features of the above mentioned approaches as utilized in creating study programs for professional art teacher training. The basic difference of the method proposed is that the recommendations on conducting creative learning tasks (connected with developing expressive possibilities of color graphic materials) help develop professional qualities of an art teacher and in this way allow to effectively organize the drawing course.

Keywords: pastel, expressiveness, graphic material, drawing, professional training

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Мирзоев М. С.

В статье рассматривается роль и место учебного предмета информатики в образовательных школах, его структура и содержание в условиях реализации школьных образовательных стандартов второго поколения, а также связь с другими школь- ными дисциплинами и методикой преподавания.

Ключевые слова: структура информатики, общеобразовательный стандарт второго поколения, универсальные учебные действия, метапредмет- ные результаты, личностные результаты

CONTENTS OF INFORMATICS COURSE IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTING EDUCATIONAL STANDARDS OF THE 2ND GENERATION

The article examines the role and place of informatics course at secondary schools, its structure and contents in the conditions of implementing school educational standards of the 2nd generation, as well as its connection with other school disciplines and informatics teaching methods.

Keywords: informatics structure, general educational standard of the 2nd generation, general learning operations, meta-subject results, personal results

 

НЕОБХОДИМОСТЬ УСИЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ниматулаев М. М.

Статья раскрывает проблемы создания информационнообразовательной среды, в которой можно эффективно реализовать самостоятельную деятельность студентов, направленную на непрерывное самообразование и повышение квалификации. Дидактические возможности ИКТ позволяют использовать новые формы и методы организации и осуществления самостоятельной учебной деятельности. В статье особое внимание уделяется самостоятельной работе сту- дентов, рассматриваются возможности ИКТ для мотивации такого рода деятельности, описываются компоненты учебно-методического обеспечения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), самостоятельная учебная деятельность, самообразование, образовательный веб-ресурс, Интернет, мотивации, компетентность

NEED FOR INCREASING TEACHERS METHODological WORK IN ORDER TO ORGANIZE CONTINUOUS INDEPENDENT LEARNING

The article examines the problems of creating information educational environment which would enable efficient realization of students independent work aimed at continuous self-education and professional improvement. The didactic potential of the ICT allows us to use new forms and methods of organizing and implementing independent learning. The author pays special attention to students independent work, the ICT potential to motivate such work, and describes the constituent elements of such teaching materials.

Keywords: information and communication technologies (ICT), independent learning, self-education, educational Web resource, motivation, competence

 

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ПРИ ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Чагин Д. П.

Автор в статье рассматривает образовательный потенциал компьютерного моделирования, моделирующих компьютерных программ в технологическом поле обучения ОБЖ. Предложены темы занятий по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с 5-го по 11-й класс, при изучении которых целесообразно использовать вирту- альные модели реальных ситуаций.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, моделирующие компьютерные программы, инновация, электронные средства обучения, виртуаль- ная модель, компьютерная модель, виртуальная реальность

COMPUTER MODELLING AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGICAL RESOURCE IN THE SCHOOL COURSE OF BASICS OF LIFE SAFETY

The author examines the educational potential of computer modelling, modelling software in the technological aspect of teaching Basics of Life Safety. The author proposes certain topics in the school course of Basics of Life Safety from 5 to 11 years in which it is advisable to use virtual models of real situations.

Keywords: computer modelling, modelling software, innovation, e-learning tools, virtual model, computer model, virtual reality

 

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Салангина Н. Я., Мнацаканян О. Л.

В статье рассматривается домашняя работа как вид внеурочной учебной деятельности, способству- ющей развитию у школьников умений самостоятельного получения знаний. Выделены требования к домашним заданиям. Показаны возможности социальных сетевых сервисов, в частности блогов, способствующие повышению качества выполнения домашней работы.

Ключевые слова: домашняя работа, домашнее задание, внеурочная учебная деятельность, социальные сетевые сервисы, блог

POSSIBILITIES OF ORGANIZING HOMEWORK IN THE CONDITIONS OF INFORMATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with homework as a kind of out-ofclassroom learning activity which contributes to the development of students skills of independent learning. The authors specify certain requirements to homework and demonstrate the possibilities of social networking services, blogging in particular, that could help improve the quality of homework.

Keywords: homework, home task, out-of-classroom learning activity, social networking services, blog

 

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тиунова Е. Г.

В данной статье представлены пути оптимизации процесса проектной деятельности младших школьников с использованием информационнокоммуникативных технологий. По мнению автора, способом оптимизации процесса проектной деятельности можно назвать такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможного в данной ситуации эффективного результата, с соблюдением установленных нормативов гигиены, затрат времени и других аспектов, без перегрузки школьников и учителей.

Ключевые слова: оптимизация, проектная деятельность, младшие школьники

WAYS OF OPTIMIZING PRIMARY SCHOOLCHILDRENS PROJECT WORK USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article examines different ways of optimizing primary schoolchildrens project work using information and communication technologies. In the authors opinion, what we could call a way of optimizing primary schoolchildrens project work is some interrelated activity of a teacher and their students which is in advance oriented at achieving the best possible result within the given circumstances, adhering to specific hygienic norms, required periods of time and other considerations, as well as avoiding both students and teachers overwork.

Keywords: optimization, project work, primary schoolchildren

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Косолапова Л. А.

По мнению автора, для современного эффективно работающего педагога характерна профессиональноисследовательская деятельность, цель и резуль- тат которой соответствуют практическим задачам обучения, воспитания, развития личности ученика, а методология и методы адекватны научнопедагогической деятельности.

Ключевые слова: современный учитель, профессиональноисследовательская деятельность, практическая педагогическая деятельность, научно-педагогическая деятельность

MODERN TEACHERS PROFESSIONAL RESEARCH WORK

The author of article argues that for a modern efficiently working teacher it is typical to do professionally oriented research whose aims and results correspond to practical tasks of teaching, educating, developing students individualities and whose methods and methodology correspond with pedagogical science.

Keywords: modern teacher, professional research, practical pedagogical work, pedagogical science

 

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА КАК ИНТЕГРИРУЮЩАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Иргашева Т. Г.

В статье представлен анализ многозначной клас- сификации понятия «текст», а также лингвистики текста - новой отрасли языкознания, введенной в учебные программы для среднего и старшего звена общеобразовательной школы. Раскрывает- ся значение терминов «языковая компетенция», «лингвистическая компетенция», дается образец филологического разбора текста, необходимого студентам и учителям для подготовки и проведения уроков русского языка

Ключевые слова: языкознание, текст, лингвистика текста, языковая компетенция, лингвистическая компетенция, филологический разбор текста

LINGUISTICS OF THE TEXT AS AN INTEGRATING LINGUISTIC DISCIPLINE

The article analyses the classification of the polysemantic term text and the linguistics of the text - a new branch of linguistics introduced into the school programs of middle and senior links of general education. The author explains the meaning of the terms language competence and linguistic competence and gives an example of philological text analysis which could be used by students and teachers in preparing for and conducting Russian lessons.

Keywords: linguistics, text, linguistics of text, linguistic competence, language competence, philological text analysis

 

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ПРОБЛЕМНЫМ ОЧЕРКОМ

Чумак К. Ю.

Работа над проблемным очерком является эффективным средством развития коммуникативной компетенции у старшеклассников и готовит будущих выпускников к прохождению итоговой аттестации. Целью данной статьи является освещение методики работы и демонстрация некоторых приемов. Методика работы над проблемным очерком раскрыта на примере организации модуля занятий по теме «Комплекс неполноценности» для учащихся 8-9-х классов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, очерк, проблемный очерк

DEVELOPING HIGH SCHOOLERS COMMUNICATIVE COMPETENCE DURING TEACHING WRITING A PROBLEM ESSAY

Work at the problem essay is an efficient way of developing high schoolers communicative competence and prepares them for the final tests. The aim of the article is to explain the method of working at it and demonstrate some techniques. The method of working at the problem essay is illustrated by an example of teaching the «Inferiority Complex» unit for the 8th-9- th-year students.

Keywords: communicative competence, essay, problem essay

 

СТРАТЕГИЯ ОПОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАГМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЖУРНАЛИСТОВ

Шабельник А. В.

Статья посвящена методике обучения созданию текстов средств массовой коммуникации с опорой на понимание и реализацию комплекса прагматики текста. В комплексной деятельности журналиста выделяет- ся особый вид деятельности по опознанию элементов прагматического содержания текста, определяются основные понятия этого вида деятельности: целевая установка текста, прагматическая установка текста, модель социальной ситуации и ряд других.

Ключевые слова: прагматика, текст, средства массовой коммуникации, модель, деятельность, целевая установка

STRATEGY FOR IDENTIFYING ELEMENTS OF PRAGMATIC TEXT CONTENT IN JOURNALIST TRAINING

The article is devoted to teaching methods for creating mass media texts based on understanding and implementing text pragmatics. A special part of a journalists work is identifying elements of pragmatic text content. The author defines the key concepts of this work: text target, text pragmatic purpose, social situation model and others.

Keywords: pragmatics, text, mass media, model, activity, target

 

МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОСТЕЙШИХ УРАВНЕНИЙ

Чучаев И. И., Нестерова Т. Н.

В статье раскрываются особенности метода решения простейших уравнений. Приводятся примеры решения уравнений с помощью данного метода.

Ключевые слова: простейшее уравнение, область определения, период функции, монотонная функция, сужение функции, обратная функция

A METHOD OF SOLVING ELEMENTARY EQUATIONS

The article describes peculiarities of the method of solving elementary equations proposed by the authors. The authors present examples of solving equations by means of the given method.

Keywords: elementary equation, range of definition, period of function, monotonous function, narrowing of function, inverse function

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ПЕДагогическом ВУЗЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ МЕРЫ И ИНТЕГРАЛА

Казарихина Т. Н.

В статье обозначены проблемы обучения понятиям «площадь» и «мера» школьников и студентов педагогических вузов, рассмотрены возможные причины возникновения проблем и предложены пути их решения.

Ключевые слова: площадь, мера, интеграл, инвариантность относительно сдвигов

PECULIARITIES OF TEACHING ELEMENTS OF THE MEASURE AND INTEGRAL THEORY IN TEACHER TRAINING UNIVERSITIES

The article presents the problems of teaching the concepts of „area and „measure to schoolchildren and teacher training university students, possible reasons for these problems and ways of solving those.

Keywords: area, measure, integral, translation invariant

 

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Багдуева З. Н., Кучугурова Н. Д.

В статье авторы обращают внимание на правиль- но организованный контроль учебной деятельности учащихся, сопряженный с самоконтролем, и предлагают методику построения системы промежуточного контроля знаний учащихся, которая стимулирует школьников на качественное повторение и систематизацию знаний.

Ключевые слова: промежуточный контроль, стиму- лирование, учебно-познавательная деятельность, самоконтроль, организация системы контроля

PROGRESS KNOWLEDGE CONTROL AS A MEANS OF STIMULATING STUDENTS LEARNING

The authors draw attention to the properly organized students learning control coupled with self-control and offer a method of developing a system of students progress knowledge monitoring, which encourages students to revise and systematize their knowledge.

Keywords: progress control, stimulation, learning, selfcontrol, organizing a control system

 

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗЛОЖЕНИЮ АКСИОМ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОМЕТРИИ

Власова С. А.

Статья посвящена проблемам реализации генетического подхода к изложению аксиом школьного курса геометрии (планиметрии), предполагающего, в частности, выделение этапа мотивации при изучении аксиом, а также этапа, показывающего связь между содержанием аксиомы и свойствами того неопределяемого понятия, которое косвенно раскрывается при помощи данной аксиомы.

Ключевые слова: генетический подход, школьный курс, аксиома

GENETIC APPROACH TO AXIOM PRESENTATION IN THE COURSE OF GEOMETRY IN SECONDARY SCHOOL

The article examines the problems of implementing the genetic approach to axiom presentation in the course of plane geometry in secondary school, which presupposes in particular the existence of motivational stage in studying axioms, as well as the stage that shows the connection between the contents of the axiom and the characteristics of the not defined notion indirectly revealed with the help of this axiom.

Keywords: genetic approach, secondary school course, axiom

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Тулинцев А. Е.

Модернизация общества в современной России требует от высшей школы подготовки высокопрофессиональных специалистов самого современного уровня. Одной из главных задач современного выс- шего образования является формирование у выпускников подлинно научного, современного предметного знания и мировоззрения. В статье рассмотрены методологические подходы к решению этой задачи на примере вузовского курса физики.

Ключевые слова: principle of scientific content, time, fundamental interactions, structure of physics course

REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF SCIENTIFIC CONTENT IN MODERN PHYSICS EDUCATION

Modernization of economy in modern Russia requires that universities train highly professional experts of the advanced level. One of the main tasks of modern university education is developing graduates truly scientific, modern knowledge of their subject and worldview. The author discusses different methodological approaches to solving this problem as exemplified by university physics course.

Keywords:

 

ИЗУЧЕНИЕ КУРСОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ГИМНАЗИИ

Масленникова Ю. В., Гребенев И. В.

В статье рассматривается концепция естественнонаучного образования в гимназии, важной частью которого является преподавание курсов дополнительного образования астрономической направленности. Данные курсы предлагаются учащимся 6-го и 10-11-го классов и призваны значительно расширить и обобщить знания, полученные на уроках природоведения, географии, биологии, физики и химии.

Ключевые слова: формирование естественнонауч- ного мировоззрения, раннее обучение астрономии, естественнонаучный потенциал гуманитарных предметов

TAKING COURSES OF ADDITIONAL EDUCATION IN ASTRONOMY IN A GYMNASIUM

The article examines a conception of natural sciences education in a gymnasium. An important part of this education is courses of additional education in astronomy. Such courses are offered to the students of 6 and 10-11 years, they are supposed to significantly expand and summarize students knowledge acquired at the lessons of studies of nature, geography, biology, physics and chemistry

Keywords: developing natural sciences worldview, early astronomy teaching, natural sciences potential of humanitarian subjects

 

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толстенёва А. А., Терехина О. С.

Статья посвящена проблеме формирования исследовательских умений студентов инженерных специальностей. Определена структура и содержание исследовательских умений будущих инженеров ис- ходя из особенностей инженерной деятельности. Предложена модель формирования исследователь- ских умений, реализуемая в ходе учебной, внеучебной и инновационно-исследовательской деятельности

Ключевые слова: исследовательские умения, инженерная и инновационная деятельность

 

The article discusses the issue of developing engineering students research skills. On the basis of the specific character of engineering activity, the authors define the structure and content of future engineers research skills. They also suggest a model of engineering students research skills formation which is realized in academic, nonacademic and innovative research work

Keywords: research skills, engineering and innovative work

 

КРИТЕРИИ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДИКАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ

Корноухов М. Д.

В статье рассматриваются исполнительские интерпретации музыкальных произведений в трех системах координат: временно

Ключевые слова: исполнительские интерпретации, диагностические индикации, учащийся-музыкант

CRITERIA AND DIAGNOSTIC INDICATIONS OF PERFORMERS INTERPRETATION OF A MUSIC PIECE BY STUDENTS

The article examines performers interpretations of a music piece in three coordinates systems, namely the time, dynamic and tactile systems - in the context of the historical style, authors, functional and constructive, intonation and lexical and interpretation vectors in analyzing a music text

Keywords: performer\'s interpretation, diagnostic indications, music student

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Осокина Е. А.

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «фитнес» отечественных и зару- бежных авторов. Представлены основные задачи, функции и целевое назначение фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес, фитнес-технологии, фитнес- культура, фитнес-уровень, задачи, функции и целевое назначение фитнеса

MODERN FITNESS TECHNOLOGIES: TASKS, FUNCTIONS, AIMS

The article examines and analyzes the definitions of the term of fitness given by Russian and foreign authors. The author describes the main tasks, functions and aims of fitness technologies

Keywords: fitness, fitness technologies, fitness culture, fitness level, tasks, functions and aims of fitness

 

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Качалов Д. В.

В статье дается понятие педагогической культу- ры и рассматривается влияние профессионального самосознания будущих учителей на становление их педагогической культуры как профессиональноличностного качества

Ключевые слова: педагогическая культура, самосознание, формирование профессионально-личностных качеств учителя

DEVELOPING FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL SELF-AWARENESS AS A CONDITION OF DEVELOPING THEIR PEDAGOGICAL CULTURE

The article presents the concept of pedagogical culture and examines the influence of future teachers professional self-awareness on the development of their pedagogical culture as a professional personal quality

Keywords: pedagogical culture, professional self-awareness, development of professional personal qualities of teachers

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В ШКОЛЕ

Быстрицкая Е. В., Бойцова О. Л.

В статье дается характеристика этапов и особенностей психологической адаптации начинающих учителей физической культуры к работе в школе. Предлагаются рекомендации по построению эффективного педагогического общения

Ключевые слова: молодой специалист, психологическая адаптация, проблемы педагогического общения, спортивная деятельность, учебная деятель- ность, стиль педагогической деятельности

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF NOVICE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION FOR THEIR JOB IN THE SCHOOL

The article characterizes the stages and peculiarities of psychological adaptation of novice teachers of physical education for their job in the school. The authors provide recommendations on developing effective pedagogical communication.

Keywords: new specialist, psychological adaptation, problems of pedagogical communication, sports activity, studies, teaching style

 

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГИБКОСТИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ

Колмогорцева Н. Н., Наумова М. В.

В статье предпринята попытка дать целостную характеристику эмоциональной гибкости специалистов социономического типа в педагогической психологии, конкретизировать ее структурные составляющие, функциональное назначение и определить уровни развития

Ключевые слова: эмоциональная гибкость, эмоциональная устойчивость, саморегуляция, самоконтроль, рефлексия

ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF EMOTIONAL FLEXIBILITY: ORIGIN OF THE CONCEPT, STRUCTURE, FUNCTIONS AND LEVELS OF DEVELOPMENT

The article attempts to give an integral characteristic of emotional flexibility of socionomics type specialists in educational psychology, specify its structural components, functional purpose and define levels of development.

Keywords: emotional flexibility, emotional stability, self-regulation, self-control, reflection

 

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ИХ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Заблоцкий Г. О.

Статья посвящена проблеме взаимообусловленности речевого поведения человека и его характера. Предложено краткое описание авторской методики гармонизации личностного развития подростков-акцентуантов. Методика ориентирована на развитие коммуникативноречевых умений у подростков-акцентуантов.

Ключевые слова: акцентуация характера: гипер- тимный тип, шизоидный тип, истероидный тип; подросток, коммуникативно-речевые умения, гар- монизация личностного развития

SPEECH BEHAVIOR OF TEENAGERS WITH ACCENTUATED CHARACTER TRAITS AS A FACTOR OF HARMONIZING THEIR PERSONAL DEVELOPMENT

The article examines the issue of interdependence between ones speech behavior and their character. In the article the author gives a brief description of his method for harmonizing personal development of teenagers with accentuated character traits. The method is focused on developing their communicative speech skills

Keywords: accentuated character traits, hyperthymic personality type, schizoid personality type, hysteroid personality type; teenager, communicative speech skills, harmonization of personal development

 

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В ИХ ПОВЕДЕНИИ

Мерзлякова Ж. В.

Одна из основных задач нашего исследования - найти способ преодоления агрессивности младших подростков. Как свидетельствуют проведенные нами исследования, 20% младших подростков в поведении демонстрируют высокий уровень агрессивности, 60% детей этого возраста склонны к проявлению агрессии в поведении. В связи с этим на школу возлагается ответственность за сохранение мораль- ных основ общества. Этому может содействовать духовно-нравственное воспитание.

Ключевые слова: агрессивность, преодоление, младшие подростки, духовность, нравственность

YOUNGER TEENAGERS MORAL EDUCATION AS A CONDITION OF OVERCOMING THEIR AGGRESSIVENESS

One of the major objectives of our research was to find a way of overcoming younger teenagers aggression. According to the results of our reseach, 20 percent of younger teenagers demonstrate a high level of aggression in their behaviour, whereas 60 percent of children of this age are inclined to display aggression in their behaviour. In this connection the school is responsible for maintaining the moral foundations of society. This can be done by moral education

Keywords: aggression, overcoming, young teenagers, spirituality, morality

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПОМОЩИ ШКОЛЬНИКУ В УЧЕБНОЙ АДАПТАЦИИ

Микшис Е. А.

Статья посвящена актуальным вопросам учебной адаптации нового школьника в классе. Нами вы- делены условия и показан способ их реализации в учебном процессе. Особенностью этих условий является то, что в них заранее учтены необходимые в конкретных ситуациях формы организации учебного материала и способ развития межличност- ных отношений. В случае если новые школьники принимают такую образовательную ситуацию, то их учебная адаптация проходит успешно.

Ключевые слова: новый ученик, учебная адаптация, этапы проектной деятельности, направления педагогической поддержки

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN SCHOOLCHILDRENS EDUCATIONAL ADAPTATION

The article is devoted to the pressing questions of educational adaptation of a new student in a class. We single out certain conditions and show the way of their implementation in the educational process. A peculiar feature of these conditions is that they take into account in advance the forms of organizing teaching material and ways of developing interpersonal relations necessary in specific situations. If new students accept such educational situation, their educational adaptation will be successful.

Keywords: new student, educational adaptation, stages of project work, areas of pedagogical support

 

ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОДАРЕННЫХ ЛЮДЯХ У ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

Хиеу Фи Тхи, Попова Л. В.

Имплицитные представления об одаренности влияют на выявление, развитие и обучение детей с вы- сокими способностями. Цель исследования - представления вьетнамских студентов об одаренных людях. С помощью метода свободного описания были получены описания 98 студентов технического и педагогического институтов Вьетнама. Результаты показали значимые различия в представлениях о некоторых особенностях когнитивной, эмоциональной и личностной сфер одаренного человека в зависимости от профиля профессиональной подготовки студентов, их половой принадлежности, а также выявили наличие гендерных стереотипов

Ключевые слова: одаренность, имплицитные представления, гендерные стереотипы, вьетнамские студенты

VIETNAMESE STUDENTS IMPLICIT CONCEPTS OF GIFTED PEOPLE

Implicit concepts of giftedness influence identification, development and education of children with high abilities. The goal of the study is to find out Vietnamese university students concepts of gifted people. Using the free description method, the authors produced descriptions of 98 Vietnamese students from technical and pedagogical universities. The results demonstrate significant differences in students ideas of some peculiarities of a gifted persons personality, their cognitive and emotional spheres. The differences correlate with the students professional orientation and their gender. The results also reveal some gender stereotypes.

Keywords: giftedness, implicit concepts, gender stereotypes, Vietnamese students

 

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Утегенов Ж. М.

В статье рассматриваются сущность и структура этнической толерантности, обоснована программа воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время, представлены средства, формы и результаты воспитания этнической толерантности студентов во внеучебное время

Ключевые слова: этническая толерантность, эт- нокультурное воспитание, поликультурная среда, поликультурное воспитание

DEVELOPING UNIVERSITY STUDENTS ETHNIC TOLERANCE OUT OF CLASSROOM

The article examines the essence and structure of ethnic tolerance, explains the students out-of-classroom ethnic tolerance development program, presents means, education forms, and results of developing ethnic tolerance of students out of classroom

Keywords: ethnic tolerance, ethno-cultural education, poly-cultural environment, poly-cultural education

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛУЖБЕ И СЛУЖЕНИИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.

Давыдова Т. С.

В статье исследуется процесс формирования русских литературных представлений о службе и служении, сложившихся в период после Петровской эпохи. Служба входила в круг обязанностей дворянина, разделяя жизнь человека на два пространства - публичное и частное. В поэзии данной эпохи впервые фиксируется взаимодействие публичного и частного пространств, ключевыми для восприятия которых становятся понятия службы и служения соответственно.

Ключевые слова: литературные представления, служба, служение

DEVELOPMENT OF THE IDEAS OF SERVICE AND SERVING IN THE RUSSIAN POETRY IN THE FIRST HALF OF THE 18TH CENTURY

The article examines the process of developing of Russian literary representations of service and serving in the period after Peter the Great. Service was one of a noblemans responsibilities and divided ones life into two spheres - the public one and the private one. The poetry of the time witnessed the first mentionings of the interaction between the public and private spaces, the key interpretations of which were the concepts of service and serving, respectively.

Keywords: literary representations, service, serving

 

ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830 г. ВО ФРАНЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ «ТАЙМС»

Баутина Н. П.

В данной статье исследуется освещение Июльской революции 1830 г. во Франции в независимой английской газете «Таймс». Автор рассматривает, как в газете описывались причины Июльской революции, решались вопросы ответственности за револю- ционные потрясения и наказания виновных, анализировались дальнейшие перспективы развития Франции во главе с новопровозглашенным королем Луи Филиппом Орлеанским и иллюстрировалось отношение жителей Великобритании к июльским событиям во Франции.

Ключевые слова: Июльская революция 1830 г., «Таймс», общественное мнение

JULY REVOLUTION OF 1830 IN FRANCE AS COVERED BY THE TIMES

The article explores the interpretation of the July Revolution of 1830 in France in the independent British newspaper «The Times». The author examines the ways the newspaper described the reasons of the July Revolution, covered the issues of responsibility for the revolutionary upheavals and punishment of the perpetrators, analyzed further prospects of the development of France headed by the new king Louis Philippe dOrleans, and illustrated the attitude of the British to the July events in France

Keywords: the July Revolution of 1830, «The Times», public opinion

 

Основные направления религиозно - просветительско й деятельности Костромского Александровского православного братства (конец XIX - начало XX вв.)1

Бауэр И. А.

Статья посвящена исследованию религиозно-просветительской деятельности костромского Александровского православного братства. Братство принимало деятельное участие в развитии народного образования и оказывало материальную помощь наиболее нуждаю- щимся ученикам церковно-приходских школ, открывало церковные библиотеки, распространяло среди народа книги религиозно-нравственного содержания

Ключевые слова: Костромская губерния, церковноприходские школы, церковные библиотеки, просветительская деятельность, Александровское православное братство

MAIN AREAS of RELIGIOUS educational WORK of THE Alexander orthodox FRATERNITY of kostroma province (LATE 19TH - EARLY 20TH centurIES)

The article examines the religious educational work of the Alexander Orthodox Fraternity of Kostroma province. The Fraternity took an active part in developing public education and provided financial and other support for the poorest students of parish schools, opened church libraries, distributed books of religious and moral contents among poor people

Keywords: Kostroma province, parish schools, church library, educational work, Alexander Orthodox Brotherhood

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАДИМИРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА В РАЗВИТИИ ЦЕРКОВНО-ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.1

Красницкая Т. А., Добычина Т. А.

Статья раскрывает деятельность владимирского православного церковного братства Александра Невского во второй половине XIX - начале XX в. в области народного образования. Анализируя статистические данные, автор показывает масштаб и роль, которую сыграла просветительская работа братства в решении проблемы неграмотности населения, в становлении и развитии системы начального народного образования.

Ключевые слова: православные церковные брат- ства, народное просвещение, церковно-приходские школы, начальное образование

WORK OF THE VLADIMIR ORTHODOX FRATERNITY IN DEVELOPING CHURCH SCHOOL EDUCATION IN THE 2ND HALF OF THE 19TH CENTURY - EARLY 20TH CENTURY

The article examines the work of Alexander Nevsky Vladimir Orthodox Fraternity in public education in the 2nd half of the 19th century - early 20th century. The author analyzes the corresponding statistic data to show the scope and role of the Fraternitys work in solving the problem of public illiteracy, as well as establishing and developing the system of public primary education.

Keywords: Orthodox fraternities, public education, parish school, primary education

 

ОБРАЗ СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ.

Правдиковская Е. Н.

Данная статья посвящена вопросу о том, как деятельность сестер милосердия отразилась в русской литературе конца XIX - начала ХХ вв. и какой образ сестры милосердия при этом создавался.

Ключевые слова: сестры милосердия, литература, образ сестры милосердия

THE IMAGE OF A NURSE IN THE RUSSIAN LITERATURE OF THE LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article analyzes the way nurses work was reflected in the Russian literature of the late 19th - early 20th centuries, as well as the sort of image of a nurse created

Keywords: nurses, literature, image of a nurse

 

Воспитательные возможности учебных книг В. П. Вахтерова «Русски й букварь » и «Мир в рассказах для детей» и методические средства их реализации в процессе нравственного становления личности млад шего школьника

Васюкова Т. М.

В статье раскрыты воспитательные возможности учебных книг В. П. Вахтерова «Русский букварь» и «Мир в рассказах для детей» и литературно-художественные средства, способствующие нравственному становлению личности младшего школьника. Учебные книги не только знакомят детей с нравственными понятиями, представлениями, но и влияют на степень усвоения моральных норм, развивают способность выделять, вы- ражать нравственный аспект социальных явлений.

Ключевые слова: педагогика, воспитание, нравственность, учебник

Educational Potential of V. P. Vakhterov s ?The Russian ABC Book ? and ?The World in the Stories for Children? Textbooks and Methods of Its Implementation

The article examines the educational potential of V. P. Vakhterovs «The Russian ABC Book» and «The World in the Stories for Children» Textbooks and the literary means that contribute to the moral education of primary schoolchildren. These educational books not only introduce certain moral concepts and ideas to children, they also influence the way moral standards are understood, as well as develop the ability to see and express the moral aspect of social phenomena.

Keywords: pedagogy, education, morality, text book

 

И. Я. ЯКОВЛЕВ И И. Н. УЛЬЯНОВ - ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ

Ефимов А. Л., Сергеев Т. С.

В статье раскрывается роль инспектора народных училищ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева и инспектора народных училищ Симбирской губер- нии И. Н. Ульянова в организации и развитии Симбирской чувашской учительской школы и женского училища и женских педагогических курсов при ней во второй половине ХIХ - начале ХХ в., вклад вы- пускниц этого учебного заведения в развитие просвещения и культуры народов Поволжья.

Ключевые слова: школа, учитель, женское училище, педагогические курсы, чуваши, И. Я. Яковлев, И. Н. Ульянов

I. Y. YAKOVLEV AND I. N. ULYANOV AS ORGANIZERS OF WOMENS PEDAGOGICAL EDUCATION IN SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL

The article examines the role of the Kazan educational district public school inspector I. Y. Yakovlev and the Simbirsk province public school inspector I. N. Ulyanov in organizing and developing Simbirsk Chuvash teacher training school, womens school and womens teacher training courses in the second part of the 19th - early 20th century, as well as the role of the graduates of these teacher training schools in developing education and culture of the Volga region peoples.

Keywords: school, teacher, women`s school, pedagogical courses, Chuvash people, I. Y. Yakovlev, I. N. Ulyanov

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Белов С. И.

Статья посвящена важным аспектам влияния Пер- вой мировой войны на развитие промышленности во Владимирской губернии в 1914 - начале 1915 г. В работе рассматриваются факторы, оказавшие негативное и положительное влияние на промышленное развитие Владимирской губернии

Ключевые слова: Первая мировая война, Владимир- ская губерния, промышленность, государственный заказ, транспортный кризис

PECULIARITIES OF THE industrIAL DEVELOPMENT OF the Vladimir province at the beginning of World War I

The article is devoted to important aspects of the impact of World War I on the industrial development of the Vladimir province in 1914 - early 1915. In this paper the author examines the factors which had negative and positive impact on the industrial development of the Vladimir province

Keywords: World War I, Vladimir province, industry, government contractual work, transport crisis

 

ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШИИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 ГГ.)

Сарри Н. А.

В статье раскрывается творческая деятельность писателей, художников, композиторов, работников сценического искусства Чувашской АССР в годы послевоенных пятой и шестой пятилеток (1945-1955 гг.).

Ключевые слова: творческая интеллигенция, писатель, поэт, драматург, художник, композитор, артист, Чувашия

ART INTELLIGENTSIA OF THE CHU

The article describes the creative activity of writers, artists, composers, and actors of the Chuvash Republic during the ten post-war years (1945-1955).

Keywords: art intelligentsia, writer, poet, playwright, artist, composer, actor, Chuvash Republic