Журнал «Наука и школа», №2 за 2011 год

НА ПОРОГЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ: МОЖНО ВОЙТИ? (ОПЫТ БЕСПРИСТРАСТНОГО РАССМОТРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ)

Гетьманенко Н. И.

Данная публикация рассматривает проблему контроля знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательных школ и вузов в контексте вхождения российской образовательной системы в общеевропейскую.

Ключевые слова: Болонский процесс, кредитная система, инфляция оценки, тестирование

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗА - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Качалова Л. П., Качалов Д. В.

В статье дается характеристика инновационной образовательной среды, ее трехчастная структура.

Ключевые слова: образовательная среда, инновационный процесс, педагогическая культура

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зайцева С. А.

Описаны характеристики подготовленности современного учителя начальных классов в области информационных и коммуникационных технологий; дано авторское определение ИКТкомпетентности учителя начальных классов, обоснована его специфичность.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность; компью- терная грамотность, информационная культура; учитель начальных классов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Колодина А. А.

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих художников-педагогов, изучение их специальных и профессиональных качеств и выразительных возможностей через призму историкопедагогического и художественного опыта обучения реалистическому рисунку. В качестве средства обучения был разработан учебно-методический комплекс, основанный на использовании выразительных возможностей цветных графических материалов в учебном рисунке и способствующий специальной и профессиональной подготовки будущих ху дожников-педагогов.

Ключевые слова: пастель, цветные карандаши, вы- разительность, графический материал, живопис- ный рисунок, профессиональная подготовка

ПУБЛИКАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЖУРНАЛАХ: ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС НАУКИ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗАХ

Грибанькова А. А.

В статье отражены основные компетенции молодых исследователей (аспирантов), необходимые для подготовки и издания результатов научноисследовательской деятельности в международных реферируемых журналах.

Ключевые слова: дискурсивные компетенции, стратегическое управление научной публикацией, стратегическая концепция исследования

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Кошкина С. Ф.

В статье рассматриваются истоки гуманистической географии, концепции французской школы «географии человека». Автор подчеркивает, что содержание курса географии во Франции строится на гуманистическом принципе, на комплексном страноведческом подходе.

Ключевые слова: гуманистическая география, комплексное страноведение, «география человека», реформирование, содержание образования

МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ УЧЕНИКОВ 5-7 КЛАССОВ ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Коньков Е. В.

В статье показана реализация модели сочетания дистанционной и очной форм обучения в 5-7-м классах общеобразовательной школы на основе информационно-образовательной среды в соответ- ствии с традиционными целями и содержанием обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, очное обучение, модель, смешанное обучение

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Никитина Е. О.

В статье излагаются взгляды автора на значение информационной культуры как части общей куль- туры для подготовки будущих сотрудников полиции. Описываются современные требования к подготовке специалистов МВД России, раскрываются уровни формирования информационной культуры и педагогические условия эффективного ее развития

Ключевые слова: информационная культура, информатизация общества, общая культура, новые информационные технологии, уровни информационной культуры и т. д

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ОСОЗНАННОСТИ ВЛАДЕНИЯ ПРАВОПИСНЫМИ УМЕНИЯМИ И НАВЫКАМИ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ПРАВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ1

Белова Н. А., Малявина Т. П.

В статье представлено описание исследования уровня осознанности владения правописными умениями и навыками у школьников на разных этапах обучения русскому правописанию, дан подробный анализ результатов экспериментальной диагностики, проведенной в процессе разработки технологии коррекционной работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию

Ключевые слова: технология коррекция правопис- ных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации

ОБУЧЕНИЕ СИНТАКСИСУ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД

Сысолятина А. А.

В статье обосновывается продуктивность исполь- зования лингвокогнитивного подхода к обучению синтаксису сложного предложения. Дается общая характеристика основных этапов работы по обу- чению синтаксису в свете заявленного подхода. Статья содержит образцы упражнений для третьего этапа обучения.

Ключевые слова: лингвокогнитивный подход, образ-представление, когнитивное пространство, синтаксис сложного предложения, эмоциональная сфера, семантика языка

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ СЛОВЕСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Давыдова М. С.

Творческое воображение является необходимым условием развития личности современного школь- ника. Автор показывает, что средством развития творческого воображения и связной речи школьников становится архитектурный образ. Этот аспект обучения развития связной речи учащихся являет- ся инновационным. В качестве примера приводит- ся анализ урока обучения сочинению-описанию по воображению «Каким я вижу город будущего».

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, личность школьника, архитектурный образ

ПРИНЦИПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Никитенко З. Н.

Статья посвящена принципам, на которых базиру- ется теория развивающего иноязычного образования в начальной школе. Рассматривается система принципов, обусловливающих нравственное и когнитивное развитие младших школьников.

Ключевые слова: иноязычное образование в началь- ной школе, способности младшего школьника, система принципов, нравственные ценности, когнитивное и коммуникативное развитие

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Игнатенко И. И.

Автор показывает возможности применения таких интерактивных технологий, как ролевые и деловые игры, в процессе формирования культуры иноязычного делового общения в вузе.

Ключевые слова: интерактивные технологии, ролевые игры, деловые игры, развитие компетенций

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ САМООРГАНИЗАЦИИ, ИЛИ КАК ОБУЧАТЬ ШКОЛЬНИКА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

Кирикович Т. Е.

В статье рассмотрены ключевые принципы построения дидактической системы на основе самоорганизации. Дидактическая система самоорганизации, построенная по законам синергетики, позволяет проектировать различные модели обучения школьников по индивидуальным образовательным траекториям. Автор определяет перечень необходимого дидактического материала и раскрывает социальную значимость результата обучения на основе самоорганизации.

Ключевые слова: дидактическая система на основе самоорганизации, этапы синергетического скачка в развитии нелинейных, открытых социальных систем, виды дидактического материала, принципы обучения на основе самоорганизации, результат обучения

К ПРОБЛЕМЕ МОДЕРНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Когаловский С. Р.

Характеризуется подход к обучению математике в старшей школе, отвечающий современным требованиям.

Ключевые слова: математическое образование; модернизация; онтогенетический подход

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таранова М. В.

В статье рассматривается проблема использования компьютера в обучении математике; вы- явлены методические условия использования компьютера в формировании математической учебноисследовательской деятельности; предложено одно из методических решений обозначенной проблемы.

Ключевые слова: компьютер в обучении математике, учебно-исследовательская деятельность, динамические задачи

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

Василенко А. В.

В статье уточнено понятие пространственное мышление, охарактеризованы уровни и критерии развития пространственного мышления; приведены примеры задач четырех видов, соответствую- щих каждой ступени.

Ключевые слова: пространственное мышление, ступени развития, уровни развития, критерии развития пространственного мышления

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кудрявцев В. В., Михайлишина Г. Ф., Ильин В. А.

В статье обсуждается проблема включения в содер- жание школьного курса физики учебного материала о последних достижениях современной науки. На примере радиофизики раскрыты характерные особенности современной физики, ее научный, технический и гуманитарный (общекультурный) аспекты. Рассмотрена модель методической системы изучения элективного курса радиофизики, которую можно использовать при конструировании элективных курсов по современной физике в профиль- ной школе.

Ключевые слова: современная физика, радиофизика, профильная школа, элективные курсы, методическая система, мультимедийные технологии

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ИЗЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ ВОЛН В КУРСЕ ЭЛЕКТРОДИНАМИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Намазова А. Т., Бобылев Ю. В.

В статье проведен сравнительный анализ различных методов описания процессов излучения электромагнитных волн, применяемых в наиболее используемых в настоящее время учебниках. Даны соответствующие методические рекомендации.

Ключевые слова: электромагнитные волны, излу- чение, методика

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОЛИМПИАДЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Зырянова И. М., Тодер Г. Б.

Междисциплинарные олимпиады по химии и физике проводились авторами в Омском государственном университете путей сообщения более десяти лет. Междисциплинарные олимпиады развивают практику использования междисциплинарных заданий в образовательном процессе, способствуют достижению учебных целей, позволяют формировать и контролировать профессионально значимые интеллектуальные компетентности, связанные с актуализацией междисциплинарных связей, системностью знаний, целостностью понимания материала.

Ключевые слова: профессионально значимые компетентности, способ формирования и контроля, интегрированные знания, интегрированные умения, межпредметные связи, межпредметные задачи, междисциплинарные олимпиады

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ХИМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Белов П. С.

Одним из приоритетных направлений развития химического образования является реализация идей компетентностного подхода. Статья посвящена личностно ориентированной технологии формирования компетенций учащихся и условиям ее функционирования на практических занятиях по химии.

Ключевые слова: компетентностный подход, химические компетенции, практические занятия по химии, технология ролевого цикла, экспериментально-методико-оценочная деятель- ность (ЭМОД), дидактические условия ЭМОД

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Галкин И. В.

В статье дано определение историко-химического эксперимента (ИХЭ), рассмотрены причины вы- бора ИХЭ как средства активизации познаватель- ной деятельности учащихся при изучении химии, представлены конкретные задачи обучения, воспитания и развития, которые решает ИХЭ.

Ключевые слова: историко-химический эксперимент; активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии; решение задач обу- чения, воспитания и развития

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

Шаталов А. Н.

Ценность игры как средства воспитания заклю- чается в том, что, воздействуя на весь коллектив играющих детей, педагог оказывает влияние на каждого ребенка. Организуя жизнь детей в игре, учитель формирует не только игровые, но и реальные отношения в группе, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Это в том числе содействует умственному и общему развитию. Целью данной статьи является выявление и обоснование эффективности использования дидактической игры в обучении детей.

Ключевые слова: эксперимент, эффективность, результат, дидактическая игра, общение

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ АРБИТРОВ ПО БАСКЕТБОЛУ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОГО КЛАССА

Ишбулдина И. В., Конеева Е. В.

О необходимости повышения уровня подготовки арбитров по баскетболу говорят многие специалисты. В то же время в примерной программе спор- тивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва говорится о необходимости включения судейской подготовки в образовательный процесс, однако такая работа практически не ведется. Разработанный элективный курс «Подготовка арбитров по баскетболу» позволяет разрешить данное противоречие.

Ключевые слова: спортивный класс, методика подготовки, арбитры

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ КАК КОМПОНЕНТОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шабанова Т. Л.

В статье описаны результаты исследования характеристик эмоциональной сферы педагогов как оснований (ресурсов) эмоциональной устойчивости: удовлетворенности в эмоциональном насы- щении субъективно значимыми переживаниями; богатства выраженности эмоциональной сферы; осознанности и принятия эмоций.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, ценностные эмоции, эмоциональная направленность, разнообразие и качество эмоциональных переживаний, эмоциональная рефлексия

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Романова К. Е., Кочина Т. Г.

В статье рассмотрены основные вопросы формирования и развития личностной зрелости будущих учителей, которую авторы определяют как комплексную характеристику личности специалиста, обеспечивающую сознательное принятие профес- сионально значимых духовных, художественных и материальных ценностей и его стремление реализовать себя в процессе профессиональной деятель- ности в качестве учителя.

Ключевые слова: личностная зрелость, профессиональная деятельность, будущий учитель

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Мирзоев С. С.

В статье рассматриваются психолого-педагогические и методические основы формирования познавательных интересов у старших школьников, дают- ся практические рекомендации для педагогов по активизации познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная потребность, познавательный интерес

САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Радомысльская Е. А.

В работе выявлены и обоснованы возможные эффективные пути формирования процесса самоуправления в учреждении дополнительного образования детей как фактора социализации обучающихся: активное включение школьников в социально-педагогическое проектирование; создание единой информационной среды, расширяющей возможности обучающихся эф- фективно взаимодействовать с социумом

Ключевые слова: социализация, самоуправление, социальное проектирование, информационная среда, учреждение дополнительного образования детей, деятельность, фактор социализации, воспитанник, обучающиеся

ДЕТЕРМИНАНТЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Потапова И. А.

В статье изложена характеристика мультикультур- ного поведения личности, в качестве системы детер- минант которого выступают этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки

Ключевые слова: мультикультурное поведение, этнотолерантность, этническая идентичность, этнические установки

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Бежевец Д. А.

В статье обозначена актуальность проблемы духовно-нравственного образования детей в школе и семье, даются рекомендации для администрации общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей с целью духовно-нравственного образования школьников

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, взаимодействие школы и семьи, педагогическая культура родителей

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕЗКОГО СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ

Башманова Е. Л.

Теория социализации дает представление о различ- ных группах факторов социализации, ни в одну из которых не входит такой важный атрибут жизнедеятельности обучающихся, как социальная стратификация. В статье предпринята попытка вос- полнить данный пробел и предложить авторский взгляд на социальную стратификацию как условие и фактор социализации обучающихся

Ключевые слова: социальная стратификация, обу- чающиеся, факторы социализации

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смолева Т. О.

В содержании статьи на основе системного анализа раскрываются фиксируемые поведенческие индикаторы психологического неблагополучия детей стар- шего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности. В тексте представлен материал экспериментального исследования авторов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания детей в аспекте индивидуальнодифференцированного подхода

Ключевые слова: системогенез, системный анализ, психологическое неблагополучие, потребностно-мо тива ционный компонент, поведенческие индикаторы

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Хоанг Чунг Хок, Чиеу Тхи Хыонг

В статье анализируются некоторые психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности, мотивы выбора профессии; уровень развития организаторских способностей; взаимосвязь уровней профессионально-педагогической направленности и организаторских способностей у студентов разных факультетов и курсов обучения

Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, мотивы выбора профессии, собственно-педагогическая направленность, предметная и ситуативная направленность, организаторские способности

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

Буяндэлгэр Одгэрэл

Статья посвящена одному из актуальных и разрабатываемых направлений в психологии - изучению характера. Автор раскрывает особенности характера монгольских студентов, выявленные в ходе научного исследования, в сравнении с российской выбор- кой. Предлагаемый материал будет представлять интерес для исследователей, изучающих характерологические особенности будущих педагогов, преподавателей вузов, заинтересованных в повышении эффективности обучения и воспитания студентов

Ключевые слова: характер, акцентуации, типизированные программы поведения

ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Аржанухина Е. К.

В статье представлены основные положения логопедической технологии развития речемыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Показано значение исполь- зования специально организованной предметнопрактической деятельности для формирования языковых обобщений и речевых операций у данной категории детей.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточ- ность, младшие школьники, речемыслительные операции, логопедическая технология, предметнопрактическая деятельность

ИЮЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1830 ГОДА ВО ФРАНЦИИ И БРИТАНСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

Баутина Н. П.

Статья посвящена реакции британского парламента на Июльскую революцию 1830 г. во Франции. Автор рассматривает мнение ведущих политиков Великобритании, представляющих интересы различ- ных политических партий в парламенте, об июль- ских событиях во Франции и их последствиях для Европы в целом и Великобритании в частности.

Ключевые слова: Июльская революция 1830 г., британский парламент, парламентская реформа

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. И. ФИЛИППОВА (1850-1860-е гг.)

Прончатова В. П.

В статье проанализирована концепция националь- ного образования и воспитания Тертия Ивановича Филиппова - государственного деятеля, журналиста и богослова, представителя консервативного направления общественного движения второй половины XIX в. Критикуя западные новшества в системе отечественного образования, Филиппов говорил о необходимости более глубокого изучения русского языка, подчеркивал единство религиозного, нравственного и патриотического воспитания. Идеи Филиппова стали особенно актуальными в контексте реформ образования, проводившихся в России в последнее десятилетие.

Ключевые слова: концепция национального образования и воспитания, модернизация системы образования, религиозный фундамент образовательного процесса, западное влияние на отечественную систему просвещения, церковнославянский и древнерусский языки

НАЧАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРИ СЕМИНАРИЯХ И УЧИЛИЩАХ «ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ»1

Монякова О. А.

В последнее время в отечественной историографии уделяется значительное внимание церковноприходской школе. При этом такой тип учебного заведения, как начальные воскресные или образцовые школы при духовных семинариях и женских епархиальных училищах, практически совсем обделен вниманием исследователей. Данная статья призвана в некоторой степени заполнить этот историографический пробел.

Ключевые слова: воскресная школа, образцовая школа, духовная семинария, епархиальное училище

КНИГА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗГЛЯДАХ РОССИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ, УЧЕНЫХ, ПЕДАГОГОВ XVIII - НАЧАЛА XX в.

Карабанов И. А.

В статье рассматриваются воззрения некоторых российских мыслителей и педагогов XVIII - начала XX в. на роль учебной книги в общеобразовательном процессе и трудовой (технологической) деятельности школьников. Эти взгляды дали начало последующему становлению и развитию материальных и информационных технологий в трудовом обучении и технологическом образовании средней школы.

Ключевые слова: историко-педагогическое наследие, учебник технологии, технологическая деятель- ность школьников

РОЛЬ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Полушин Е. М.

В статье освещается деятельность Московской городской думы по развитию системы школьного образования в Москве во второй половине XIX в. Подробно рассматриваются конкретные мероприятия, направленные на решение школьного вопроса: открытие начальных училищ, вечерних и воскресных классов, помощь казенным и частным учебным заведениям

Ключевые слова: Московское городское общественное управление, народное образование, городские училища

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ БИБЛИОТЕК В ДЕЛЕ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (НА МАТЕРИАЛАХ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Гладкова В. А.

В статье рассматривается вопрос организации и деятельности общественных библиотек российской провинции в конце XIX - начале XX в. Автор показывает роль просветительской работы библиотек разных ведомств.

Ключевые слова: общественные библиотеки, библиотеки, народное просвещение

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В СОВЕТСКОЙ ПРЕССЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ

Алдошин С. С.

В статье освещаются основные направления дис- куссий и споров вокруг 200-летнего юбилея Французской революции, разгоревшихся на страницах советских газет и научно-популярной литературы в период его празднования. Отражены новые веяния в сравнении Французской и Октябрьской револю- ций, учитывая реалии гласности и перестройки.

Ключевые слова: Французская революция, 200-лет- ний юбилей, перестройка