Журнал «Наука и школа», №1 за 2011 год

ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РЕЧЕВОМУ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Макарова В. Н.

В статье рассматривается значение профессиональной подготовки педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, характеризуются социокультурные факторы, актуализирующие проблемы теории и практики этой подготовки, и факторы, влияющие на ее результативность: общекуль- турные, социальные, личностно-психологические.

Ключевые слова: подготовка педагогов к речевому и лингвистическому развитию детей, профес- сиональная компетентность педагогов, факторы социокультурные, общекультурные, социальные, личностно-психологические

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Голуб А. А.

Обсуждается проблема совершенствования практической и методической подготовки будущих учителей изобразительного искусства в образовательном пространстве педагогического вуза на основе педагогического и художественного мышления и развитие творческого потенциала будущих учителей.

Ключевые слова: методическое мышление; формы и методы изобразительной деятельности; педагогическое мышление, художественное мышление, изобразительно-методическая деятельность; художественная образность

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Чмыхова Г. В.

В статье проанализирована структура подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, определены предпосылки введения в образовательную практику основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, дано определение обеспечения безопасности жизнедеятельности, рассмотрена программа подготовки педагогов по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Ключевые слова: обеспечение безопасности жизнедеятельности, профессиональная подготовка педагогов, профилактика детского дорожнотранспортного травматизма

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Янченко В. Д.

В данной статье рассмотрены возможности фор- мирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского язы- ка, определены разнообразные пути, которые клас- сифицированы в соответствии с традиционными, инновационными, информационными образователь- ными технологиями.

Ключевые слова: история методики преподавания русского языка; традиционные, инновационные, информационные образовательные технологии; система знаний по истории методики преподавания русского языка

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Сошникова П. Н.

В данной статье представлено описание тьютор- ского сопровождения самостоятельной познавательной деятельности студентов медицинского вуза. Процедура тьюторской деятельности многоуровневая, включает в себя несколько компонентов и проектов, что позволяет модернизировать образовательный процесс и достичь положительных результатов в развитии познавательной самостоятельной деятельности студентов.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение, тью- тор, тьюторская поддержка, компонент тьютор- ской деятельности, проект предметный, процессу- альный проект, психологический проект, диагностируемый проект, организационный проект

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ И РОССИИ

Вагина И. В.

Сравнительный анализ современного состояния профессионального образования Франции и России, а также перспектив их развития представляет интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, исследователей в области педагогики.

Ключевые слова: профессиональное образование, Франция, Россия, перспективы развития

КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Теплая Н. А.

В статье рассматриваются критерии и уровни сформированности информационной культуры студентов технических специальностей на основании выделенных компонентов информационной культуры инженера.

Ключевые слова: современное образование, интеграция, профессиональная подготовка, критерии, уровни, компоненты, информационная грамотность, информационная образованность, информационная компетентность, информационная культура

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

В данной статье рассматриваются дидактические возможности новых организационных форм (телекоммуникационные проекты, кейс-технология, сетевое взаимодействие, online-лекции, слайд-лекции, форумы, e-mail-консультации, компьютерное тестирование, дистанционное обучение, метод компьютерных конференций) в развивающейся информационнообразовательной среде.

Ключевые слова: новые организационные формы, дидактические возможности, информационно-образовательная среда, дистанционное обучение, кейс- технология, online-лекция, сетевые технологии, модульное обучение, метод проектов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Зайцева С. А.

В статье рассматриваются вопросы обеспечения качества подготовки в области информационных и коммуникационных технологий будущих учителей начальных классов. Предлагается концепция формирования информационной и коммуникационной компетентности учителя в условиях высшего образования.

Ключевые слова: информационная и коммуникационная компетентность; подготовка учителей начальных классов; концепция

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОКАХ КОРРЕКЦИИ ПРАВОПИСНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ1

Белова Н. А., Малявина Т. П.

B данной статье раскрываются возможности интегративной технологии, используемой в практике обучения русскому языку в старших 10-11-х классах в условиях коррекционной работы по орфографии и пунктуации.

Ключевые слова: образовательная технология, интегративная технология, интегративный подход, проектирование процесса обучения, коррекция правописных (орфографических и пунктуационных) умений и навыков; коррекционная работа по орфографии и пунктуации

РАБОТА НАД ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Алданбаева Ж. С.

Методические поиски обновления языкового началь- ного образования определяются обращением к эстетическим возможностям слова на уроках русского языка. B статье раскрываются трактовки эстетического значения слова, анализируются затрудения младших школьников в определении образных приращений в значении художественного слова, приводятся результаты диагностических срезов.

Ключевые слова: эстетическое значение слова, начальное филологическое образование, переносное значение слова на уроках русского языка

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Лихошерст Ю. В.

B статье актуализирована задача создания уст- ных повествовательных высказываний младших школьников и названы критерии совершенствования эстетической стороны речи. B результате проведенных диагностических срезов по определению уровня умений учащихся пересказывать повествовательные тексты установлены позиции и намечены методические пути, необходимые для улучшения устных высказываний учащихся.

Ключевые слова: совершенствование повествовательных высказываний, критерии эстетики уст- ной речи, речевые упражнения

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Болдова Т. А.

B статье обсуждаются вопросы использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении студентов. Рассматривается теоретическая база становления обучения; подробно представлены положения об обучающих парадигмах.

Ключевые слова: мультимедиа; информационные технологии; обучающие парадигмы; коммуникации в сети www

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Игнатенко И. И.

Автор показывает возможности использования таких интерактивных технологий, как проблемный метод, анализ конкретных ситуаций-кейсов, личностно ориентированные проблемные задания, для формирования у студентов культуры иноязыч- ного делового общения.

Ключевые слова: взаимодействие, проблемный метод, кейс-стади, деловой этикет, личностно ориентированные задания

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Зырянова И. М.

Cтандарты профессионального образования нового поколения ориентированы на формирование системы компетенций, обусловливающих успешность и результативность будущей профессиональной деятельности. Oвладение профессионально значимыми компетенциями осуществляется в ходе образовательного процесса. B качестве средства, способству- ющего формированию компетентностей, предлагаются межпредметные связи (МПC) на уровне знаний и видов деятельности. Рассматриваются способы актуализации МПC в образовательном процессе на всех этапах профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессионально значимые компетентности, межпредметные связи, актуализация, способы актуализации

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ МЕТОДИКА ИЗЛОЖЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОДНОВРЕМЕННОСТИ СОБЫТИЙ И О ВРЕМЕНИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Гордеев И. В., Малинин А. Н.

Для педвузовских курсов и школьного курса физики классов физико-математического профиля предложена оригинальная методика изучения вопроса об одновременности событий и о времени в специаль- ной теории относительности.

Ключевые слова: специальная теория относитель- ности, одновременность событий, синхронизация часов, эффект Доплера

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗА И ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИи В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Лазарева П. В.

Oдной из важнейших задач в системе школьного образования является формирование компетент- ностей. B этой связи в данной статье рассматриваются вопросы сетевого взаимодействия вуза и школы как основы реализации компетентностного подхода к обучению учебному предмету химии в условиях сельской школы.

Ключевые слова: компетентность, профиль- ная школа, специфика сельской школы, сетевое взаимодействие

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ»

Осипова М. Ф., Егорова К. Е.

B данной статье рассматривается организация и методика проектной деятельности учащихся при изучении раздела «Химия и жизнь», которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Ключевые слова: проект, деятельность, технология, химия и жизнь, лекарственные препараты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Марсунова Е. О.

B данной статье рассматривается реализация практической направленности учебного предмета химии при изучении технологических процессов с учетом региональных потребностей.

Ключевые слова: сырье, технология, производство, региональный подход

РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО ГЕОГРАФА В УНИВЕРСИТЕТЕ

Санкова Е. А.

B статье речь идет о разработке профессионально ориентированной технологии обучения для формирования картографической грамотности как одной из основных профессиональных компетенций буду- щего географа. Рассматриваются этапы ее проектирования на основе системного, компетентност- ного, личностно ориентированного и контекстного подходов. Акцент делается на адаптацию, индивидуализацию и дифференциацию в обучении.

Ключевые слова: картографическая грамотность, профессионально ориентированная технология обучения

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К СИСТЕМЕ ВОЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Прозаровская Л. А., Ханжина Е. В.

B статье рассматриваются возможности решения задачи комплексного подхода к системе военнопатриотического воспитания в образовательном пространстве кадетской школы средствами физики как учебного предмета на основе разработанной модели. Приводятся примеры практической реализации модели.

Ключевые слова: комплексный подход, военнопатриотическое воспитание, кадетская школа, образовательное пространство, физика как учебный предмет

ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ОСНОВНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА

Нищетова С. И.

Автор статьи рассматривает возможности применения проблемно-поисковых методов в работе над музыкальным произведением. Проблемно-поисковые методы задают направление, общую стратегию внеаудиторной самостоятельной работы, стиму- лируют интуитивное и творческое мышление.

Ключевые слова: проблемная ситуация, метод, внеаудиторная самостоятельная работа

СИСТЕМНО-ИНВАРИАНТНЫЕ БЛОКИ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Фанфан Шэнь

B данной статье представлена авторская модель музыкальноисполнительского обучения, основанная на применении личностно ориентированных системно-инвариантных блоков методов, обеспечивающих проекцию общедидактической концепции взаимодействия учителя и ученика на педагогику музыкального исполнительства.

Ключевые слова: методы музыкально-исполнительского обучения.

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МОНГОЛИИ

Должинсурэн Чулуунбат

В статье представлено этнопедагогическое своеобразие воспитания детей в Монголии с использованием игровой деятельности.

Ключевые слова: традиционное физическое воспитание, народные игры и состязания, этнопедагогика, народная педагогика

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА»

Ким Т. К.

Многоуровневый подход к оценке качества работы образовательного учреждения с семьей создает возможность анализа процесса управления качеством педагогического взаимодействия школы и семьи как многомерной системы, основанной на действенном контроле каждого уровня управления этим процессом.

Ключевые слова: система, семья, школа, взаимодействие, качество, оценка

ПОСТРОЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ А. С. МАКАРЕНКО И Т. С. ШАЦКОГО

Мальков Е. В.

Автор, говоря о целенаправленной научно-педагогической деятельности педагогов в контексте создания современной педагогической среды учебного заведения, делает в статье акцент на построении системы методов реализации педагогического воздействия как одного из факторов построения эф- фективной педагогической среды.

Ключевые слова: современное российское образование, педагогическая среда, методика, научнопедагогическая деятельность

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дорошук Л. А.

Предметом исследования является воспитание основ гражданственности у старших дошкольников в учреждениях дополнительного образования детей. Создание комплекса необходимых и достаточных педагогических условий для эффективности воспитательного процесса.

Ключевые слова: дополнительное образование, гражданственность, педагогические условия, программнометодическое обеспечение, воспитательная среда, банк художественных произведений, игровая деятель- ность, экскурсионно-краеведческая деятельность

КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Мубинова З. Ф.

Статья посвящена исследованию теоретических предпосылок концепции этнонационального вос- питания, сложившихся в современной российской педагогике.

Ключевые слова: этнонациональное воспитание, поликультурное и интеркультурное воспитание, этнокультурная педагогика, педагогика межнационального общения, школа диалога культур

ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Ронами Т. Ю.

В многонациональном коллективе мультикультурное воспитание сопряжено с нравственным. Речь идет о том, чтобы развить у детей понимание различий в нравственных ценностях и привить уважение к этим различиям. Подобное воспитание - перспективный потенциал для преодоления межнациональных конфликтов, столкновений нравственных ценностей.

Ключевые слова: мультикультурное воспитание, коллектив, тренинг, сотрудничество

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКА

Куликова О. В.

В статье в контексте современной социально-экономической ситуации в условиях процесса модернизации образования и развития профильной школы ставится вопрос о возможности формирования коммуникативных профессионально ориентированных качеств личности старшеклассника в рамках предметов языкового цикла.

Ключевые слова: личностно ориентированное образование, старшеклассник, профильная школа, коммуникативные качества

АДАПТАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Леонова Е. В.

Рассматривается проблема адаптации учащихся при переходе к новому уровню образования. Адаптация представляется как единство процессов аккомодации и ассимиляции (по Ж. Пиаже). Рас- крывается потенциал адаптационного периода для развития личностных компетенций учащихся. Обосновано, что эффективной адаптации будет способствовать психолого-педагогическая поддержка творческой активности учащихся.

Ключевые слова: адаптация, образовательная среда, школьники, студенты, психолого-педагогическая поддержка, творческая активность

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Хыонг Чиеу Тхи, Хоанг Чунг Хок

В статье анализируются основные психологические особенности профессионально-педагогической направленности: виды, уровень педагогической направленности; мотивы выбора профессии; факторы, влияющие на процесс выбора профессии; особенности самооценки профессионально значимых качеств и взаимос- вязь уровней профессионально-педагогической направленности с самооценкой профессионально значимых качеств у студентов разных факультетов и курсов

Ключевые слова: профессионально-педагогическая направленность, мотивы выбора профессии, собственнопедагогическая направленность, предметная и ситуативная направленность, самооценка профессионально значимых качеств

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Намаканов Б. А.

Статья посвящена одной из важнейших проблем современности - девиантному поведению подростков. В статье разбираются основные теории и коррекция девиантного поведения, социологические и биологические объяснения этого социального феномена.

Ключевые слова: девиантное поведение, трудный подросток, коррекционная работа

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА, В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА «Я»

Лопатина И. А.

В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающих- ся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «Я». В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты особенности эмоциональной сферы депривированных подростков в различных содержатель- ных аспектах внутреннего пространства личности

Ключевые слова: депривация, эмоциональная сфера, эмоциональные проявления, самоотношение, самосознание, психологическое время личности

ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ В НАУЧНО-УЧЕБНОМ ДИАЛОГЕ

Никишова С. А.

Данная статья посвящена проблеме использования языковых средств выражения и активизации эмоционально-интеллектуальных состояний участников научно-учебного диалога. Представлен комплекс языковых средств, оптимизирующих процесс учебно-научного взаимодействия.

Ключевые слова: речевое поведение учителя, участ- ники педагогического дискурса, эмоционально-интеллектуальные состояния, языковые средства активизации учебно-научное взаимодействие

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ: ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Безносов А. Э.

Автор в статье рассматривает общеметодологический аспект исследования процессов зарождения, формирования и развития инновационных подходов как в образовательной деятельности в целом, так и в работе педагогов с одаренными учащимися.

Ключевые слова: аспект, аспект исследования, генезис, инновация, методология, методология исследования, общеметодологический аспект исследования, одаренные учащиеся, подход, подход инновационный, процесс, развитие, формирование, эволюция

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ1

Речицкий И. В., Файтарон Мохаммед

По исследованиям английских ученых, люди с малой потерей слуха (менее 40 дБ), ввиду своей от- носительной многочисленности (13% населения), приносят обществу часть экономических потерь, связанных с обеспечением их слуховыми аппаратами. Использование методики восстановитель- ной стимуляции слуха (ВСС) дает возможность исправлять такие нарушения при сравнительно небольших затратах сил и времени. Аргументируется целесообразность профилактики нарушений слуха. Результаты, полученные в ходе профилактических работ с 545 учащимися средних и высших учебных заведений г. Москвы, свидетель- ствуют о высокой эффективности применяемой методики при малых нарушениях слуха с целью его восстановления.

Ключевые слова: восстановительная стимуляция слуха, профилактика нарушений слуха, реабилитация

РОЛЬ АКАДЕМИЙ НАУК В РАЗВИТИИ ФИЗИКИ XVI-XVIII вв.

Сабирова Ф. М.

Статья посвящена проблеме выявления роли академий наук в развитии физического знания. Автор показывает, что академии наук, являясь центрами проведения научных исследований, сыграли значительную роль в становлении физики XVI-XVIII вв.

Ключевые слова: академия наук, физика, научные исследования, Парижская академия, Королевское общество

О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ И. Н. УЛЬЯНОВА С ВЛАСТЯМИ

Сергеев Т. С.

В статье раскрывается позитивная деятель- ность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии в условиях противодействия царских властей, препятствовавших подготовке истинных народных учителей, борющихся за народную школу.

Ключевые слова: школа, учитель, инспектор, директор, преследования, Симбирская губерния, И. Н. Ульянов

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ ДОНА В 1920-х гг.: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЛАСТИ, КРЕСТЬЯНСТВА И КАЗАЧЕСТВА

Панкова-Козочкина Т. В.

В статье раскрываются особенности формирования и функционирования советской системы образовательных учреждений. Автор стремится проанализировать реакцию крестьянства и казачества Дона на политику большевиков в сфере народного образования в 1920-х гг., в границах исторической эпохи НЭПа.

Ключевые слова: сельская школа, изба-читальня, культпросвет, клуб, народное просвещение, крестьянство и казачество Дона, сельский социум, антирелигиозные мероприятия большевиков, школь- ный работник, селькор

СЕПГ И НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ В 1945-1949 гг.

Нефёдов В. В.

Используя материалы из российских архивов, автор изучает вопрос о политике СЕПГ в народном образовании в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Показана роль СЕПГ в народном образовании Восточной Германии. Делается вывод, что в Восточной Германии были проведены реформы по образцу СССР.

Ключевые слова: ГДР, СЕПГ, СССР, народное образование

ИЗ ИСТОРИИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ДАГЕСТАНА В 1946-1991 гг.

Муцалханов М. С., Мугутдинова Н. Ш.

Статья посвящена изучению истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. В работе освещена деятельность государственных и партийных органов по подготовке учителей трудового обучения в средних специальных и высших учебных заведениях Дагестана.

Ключевые слова: послевоенная история Дагестана, общеобразовательная школа, учителя трудового обучения

ОТНОШЕНИЯ ФРГ С ЕВРОСОЮЗОМ, НАТО И РОССИЕЙ В 1990-1998 гг.

Матков А. Н.

В статье анализируется внешняя политика ФРГ в 1990-1998 гг.

Ключевые слова: внешняя политика, НАТО, Рос- сия, Германия, Г. Коль